Ваал бог

Ваал, Астарта, Молох

Бог евреев — Яхве. Но они живут среди идолопоклонников, и языческий культ, несмотря на гнев пророков, оказывает на них влияние.

Ваал — один из главных богов хананейского пантеона. Он отвечает за плодородие полей и тучность стад: его почитают и хананеяне, и евреи, приносящие ему в жертву вино, масло, первый приплод скота. Его культ предполагает также ритуальные трапезы и экстатические танцы, оргии. Вероятно, древние евреи отступались от своего сурового Бога Синая, чтобы предаться этим ритуальным мероприятиям. Постоянство и страстность осуждения пророками идолопоклонства свидетельствуют о том, насколько были распространены эти проявления языческого культа даже у царей Иудеи и Израиля во все периоды монархии. Царевны, например Иезавель, дочь царя-священника Тира, Гофолия, дочка Иезавели и жена Иеорама, царя Иудеи, поклонялись Ваалу и Астарте.

Астарта была не менее притягательна для евреев, чем Ваал. Под именем Ашера она упоминается в Библии сорок раз, в Книгах Царств и Паралипоменоне. Это имя называет непосредственно богиню или ее изображения. Ашера — жена бога Эля, главного божества Древней Азии. Ее часто изображали в виде беременной, но девственной женщины. Она — богиня сексуальной жизни и войны. Ее храмы были официальными местами оргий: еврейские женщины присоединялись к хананеянкам, чтобы предаться священной проституции. Ее почитали в южной Аравии и у Аморреев под именем «богини неба»4. Эта восточная Венера изображалась в многочисленных каменных статуэтках в вызывающей наготе, с обнаженной грудью, мощными бедрами, пухлым животом и смелым взглядом.

Упомянем также грозного бога Востока Молоха- царя: он требовал приносить себе в жертву детей. В тех областях, где был распространен его культ, было найдено много детских скелетов, павших жертвой ужасных обрядов. Книга Царств5 свидетельствует о внедрении культа Молоха в Израиле царем Манассией. Этому Богу поклонялись хананеяне, и он, конечно, нашел своих приверженцев у древних евреев. Царь Иосия изгнал этот культ из страны6, но его сын Иоаким опять возродил поклонение Молоху, и жес

токие обряды продолжали существовать на протяжении всего монархического периода. Иеремия7 и Иезекииль8 возмущались этими чудовищными жертвоприношениями: ребенку перерезали горло или родители сжигали его живым на алтаре.

Один из самых знаменитых центров культа Молоха располагался поблизости от библейского Иерусалима, в долине Геенна, там, где позднее римляне распинали приговоренных. Отсюда страшная репутация этого, теперь цветущего, места на юго-востоке Иерусалима. Его название, в итоге ставшее наименованием ада — Геенна, происходит от имени древнего владельца долины — Гйнома.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мой сын рассказал мне о том, что одноклассники стали посещать какую-то секту, в которой поклоняются древним богам. Один из таких богов — это Баал, которому приносили в жертву младенцев. В наши дни жертвоприношений не делают, но древним богам и демонам стали вновь поклоняться. Я решила узнать, что это за божество такое и в чем особенность его почитания. Этой информацией хочу поделиться и с вами в данной статье.

Культ Баала

Ваал или Баал — это один из самых древних человеческих богов, известных историкам и археологам. По мнению семитских и христианских богословов, он является порождением адской бездны и отличается кровожадностью и жестокостью. В некоторых источниках его именуют Балу или Бел. Финикийские народы почитали его как основное божество вселенной, бога-покровителя.

На заметку! Слово «баал» переводится с семитских языков как «хозяин». Так именовалась божественная творящая сила, а ее частные проявления назывались баалями.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

У Баала много разных ипостасей, которые различаются по местности, в которой ему поклонялись, и по сфере влияния. Например, в одной местности его почитали за бога солнца (Баал-Шамем), в другой считали покровителем бури и непогоды (Баал-Хаддад). Свидетельства поклонения Баалу дошли и до наших дней: это уничтоженный исламистами древний храм сирийской Пальмиры, который прекрасно сохранился практически в первозданном виде.

Баалическая Сила проявляла себя недружественно по отношению к человеку, поэтому с древних времен в Финикии Хозяина Вселенной было принято задабривать. Особенностью культов Баала было принесение человеческих жертвоприношений и организация оргий, в которых принимало участие все население. Оргии должны были символизировать вселенское бракосочетание Балу с его супругой богиней Астартой, которое имело целью увеличение плодородия земли.

Параллели отождествления Баала:

  • название бога, покровительствующего племени или определенной местности;
  • титул к имени правителя или властителя городов (Текер-Баал, Ганнибал, Балтазар);
  • бог солнечного света;
  • бог плодородия и часть фаллического культа;
  • верховное божество, сотворившее вселенную;
  • демоническая сущность ада.

Демонизация Ваала произошла во время становления иудейской культуры, когда его объявили идолом и запретили поклоняться. Против Баала выступали иудейские пророки, речь которых записана в Ветхом Завете. При пророке Илии жрецы Ваала были зверски убиты населением, так как не смогли доказать свое могущество. Пророк Илия прославился тем, что при жизни был вознесен на огненной колеснице на Небеса. Именно при нем велась широкомасштабная борьба против культа Баала среди иудеев.

Хаммон — Баал в Карфагене

Культ Баала в древнем Карфагене достиг пика величия и процветания. Последователи культа регулярного приносили Хаммону человеческие жертвы, среди которых чаще всего были новорожденные младенцы. Баал Хаммон почитался сыном бога плодородия, матерью его была богиня Танит — жестокое проявление богини Астарты со львиной головой.

На заметку! Баал всегда имел несколько ипостасей, и наряду с покровительством войнам и убийствам покровительствовал плодородию и семейному благополучию.

Особенностью почитания Ваала было жертвоприношение детей до семи лет, их живыми бросали в жертвенный костер. Однако некоторые исследователи склоняются к мнению, что в костер бросали уже умерших детей. Правда это или вымысел, выяснить не удается. Подтверждением факта о жертвоприношении живых младенцев является известная осада Карфагена греческим завоевателем Агафоклом.

Жители Карфагена решили, что Баал Хаммон их больше не защищает, так как они давно не приносили в жертву собственных детей. Поэтому 200 семей добровольно отдали своих кровных отпрысков на жертвенный костер, а вместе с ними взошли на костер и 300 взрослых добровольцев. История свидетельствует, что после этого Агафокл отступил от Карфагена, так как посчитал осаду слишком затратной для своих воинов.

Другие имена Баала

Некоторые историки относят Ваала к культу Молоха, которому тоже приносили в жертву детей. Считается, что это одно и то же божество, только по-разному именуется. Также Баала отождествляли со следующими демонами и божествами:

Название Балу характерно для африканского континента. На основе культа Ваала там возникли страшные кровавые ритуалы, отличающиеся особенной жестокостью и не менее странные.

Вельзевул известен как покровитель мух, он упоминается в Ветхом Завете и евангелии. Однако это просто местечковый божок древнеиудейской традиции, название которого употреблялось вместо имен более могущественных демонов. Также Ваал имеет отношения и к Ваалбериту, который покровительствовал разного рода объединениям и союзам и носил иное имея — просто Берит.

Бельфегор (Ваал-Фегор) появился уже в христианской традиции и был связан с могущественным демоном преисподней.

Баал в средневековых Гримуарах

С культом Ваала боролись как иудейские пророки, так и служители Христа. Божество причислили к лику демонических существ и стали соотносить с сатаной и владыкой адской бездны. Поклонение Ваалу жестоко каралось и всячески пресекалось. В Гримуаре «Малого ключа Соломона» Баал (Баэль) стоял первым в рядах демонических существ. Там ему была дана следующая характеристика:

  • король Востока;
  • умел оборачиваться котом, жабой или человеком.

Трансформация Ваала в образы животных и человека могла быть самой фантастической. Например, иудейские богословы были уверены, что демон может иметь три головы (человека, кота и жабы) и теле с паучьими лапами.

Гоэтическая традиция наделила Ваала следующими способностями:

  • наделял человека сверхчеловеческой мудростью и знаниями;
  • наделял способностью становиться невидимым и проходить сквозь любые препятствия.

Во власти Баала, по мнению гоэтических исследователей, находилось 66 легионов адских духов, которые служили ему «верой и правдой» и могли выполнить поручение любой сложности.

Что символизирует подобная форма демона, согласно каббалистической иудейской традиции? Считается, что человек попадает под власть демонических страстей, если сознательно отрезает себя от ограничивающих факторов.

Обряд вызова Ваала

В средние века был распространен вызов Ваала магами и волшебниками для своих нужд. И в наши времена находятся энтузиасты, не опасающиеся вызвать злобную сущность из глубин адской бездны. Они готовы возродить культ поклонения древнему божеству на новых условиях.

На заметку! Вызов Ваала проводят только в субботу.

Перед обрядом вызова маги должны совершить определенную подготовку, которая включает в себя очищение тела и прочие премудрости. Непосредственно перед вызовом следует по всем правилам начертить защитную пентаграмму в круге, ни на миллиметр не нарушая целостности изображения (чтобы не было обрыва линии). На лучах пентаграммы устанавливают и зажигают черные свечи, а затем громко читают заклинание на латыни.

Перед вызовом маг должен изготовить Ламен — специальную металлическую пластину с надписью. Именно эта пластина сможет привлечь внимание демона. Если пластина будет изготовлена с нарушением правил, демон не придет. Метод создания Ламена подробно описан в трудах Гоэтии.

После чтения заклинания демон появляется внутри круга из пентаграммы. Выпускать сущность за пределы круга смертельно опасно, хотя, отважные маги могут это сделать ради исполнения желания получения сверхспособностей.

После завершения вызова демона следует отпустить обратно в бездну, наче он может убить заклинателя. Для этого произносят вслух имя Бога и архангела Гавриила.

Стоит ли рисковать с вызовом адской сущности, каждый решает сам. Однако исследователи полагают, что демонизация древнего божества — типичный случай свержения одного религиозного культа другим. На Руси так же демонизировали славянский пантеон, среди которого было множество безобидных и даже дружественных людям божеств.

Мало кому сегодня, за исключением, разве, богословов, знатоков истории и специалистов по древним цивилизациям, известно, что такое культ Ваала. Между тем, в древней Финикии Ваал был главным божеством, в чью «юрисдикцию» входили и плодородие, и война, и солнце, и вода. Характерно, что исполнение ритуалов в его славу сопровождалось поистине отвратительными деяниями. Считалось, что умилостивить Ваала можно принесением в жертву детей и устроением массовых сексуальных оргий (самого разнообразного характера).
Культ Ваала был настолько бесчеловечен, что вызывал омерзение у других, современных финикиянам, народов. Когда в ходе Третьей Пунической войны (149 — 146 гг. до н. э.) римляне захватили Карфаген (являвшийся, как известно финикийской колонией), они были потрясены тем, что во славу Ваала карфагенянами в храме многие годы приносились многочисленные детские жертвы. Тогда они приняли решение снести это поганое святилище, сравнять его с землей, чтобы не осталось и следа этого кощунства.
Казалось бы, какое отношение это дикое и, вроде бы, давным-давно забытое языческое верование имеет к нашему времени? Как ни печально достаточно прямое. Нынешний нео-либеральный капитализм, преследующий идеи стяжательства, потребления и гедонизма свидетельствует о фактической приверженности древнему варварскому культу.
Разве что детей не приносят в жертву. Однако, учитывая, что в ряде современных международных структур и программ явно поощряется легализация однополых браков, стерилизация женщин, популяризация движения ChildFree, можно утверждать наверняка, что эти мероприятия направлены против деторождения, а, следовательно, эквивалентны детоубийству.
Скажете, это все домыслы и предубеждение? Вовсе нет. Недавние события подтверждают, что определенные глобалистски настроенные круги последовательно проводят реставрацию антигуманного языческого культа.
В прошлом году в западной прессе сообщали, что в Лондоне и Нью-Йорке (двух крупнейших финансовых столицах мира) будут возведены копии 15-метровой арки, которая была частью храма Ваала в сирийской Пальмире и была разрушена игиловцами год назад. Конечно, долгое время эти руины, наряду с многими другими, являлись историческими и культурными памятниками, которые посещали и простые туристы, и эксперты. Однако почему из множества, уничтоженных исламистами архитектурных объектов, было принято решение восстановить именно арку Ваала?
Кроме того, инициатором этой идеи является Институт цифровой археологии, который представляет собой совместное венчурное предприятие Гарвардского университета, Оксфордского университета и Музея будущего (ОАЭ). А Гарвард и Оксфорд славятся своей своим пристальным вниманием к оккультизму. Поэтому выбор в пользу восстановления элементов именно храма Ваала вряд ли кажется случайным.

ВАА́Л

(1—4: евр. Ба́ал, «владелец; господин».)

1. Четвертый в перечне сыновей Иеиела; вениамитянин (1Лт 8:29, 30; 9:35, 36).

2. Рувимлянин, чей сын Беэра был среди тех, кого ассирийский царь Феглафелласар (Тиглатпаласар III) увел в плен (1Лт 5:5, 6, 26).

Выражение хаб-Ба́ал («Ваал» с определенным артиклем) применяется к ложному богу Ваалу. Выражение хаб-Беали́м («Ваалы» с определенным артиклем) относится к различным божествам, которые, как считалось, владели или управляли какой-либо территорией или местом.

Слово «Ваал» встречается в Христианских Греческих Писаниях всего один раз, в Римлянам 11:4, где в греческом тексте перед ним стоит артикль женского рода хе. В работе, посвященной поклонению Ваалу, Джон Ньютон писал по поводу употребления этого артикля перед словом «Ваал» в греческой Септуагинте, а также в Римлянам 11:4: «Хотя на еврейском Ваал мужского рода , господин, он называется госпожой в Септуагинте, в Ос. ii. 8; Соф. i. 4, а в Новом Завете в Римлянам xi. 4. Участвуя в аморальном поклонении этому гермафродиту, или двуполому богу, мужчины иногда надевали женскую одежду, а женщины появлялись в мужском одеянии и с оружием» (Inman T. Ancient Pagan and Modern Christian Symbolism. 1875. С. 119).

На протяжении истории Израиля слово «Ваал» иногда применялось к Иегове в том смысле, что он Владелец, или Муж, этого народа (Иса 54:5). Кроме того, израильтяне-отступники, возможно, недостойно отождествляли Иегову с Ваалом. Это следует из пророчества Осии о времени, когда израильтяне, вернувшись из плена, в раскаянии будут называть Иегову «мой муж» и больше не будут называть его «мой владелец» («мой Ваал», СоП). Контекст показывает, что израильтяне больше никогда не будут произносить слово «Ваал» в связи с поклонением этому ложному богу (Ос 2:9—17). Некоторые считают, что написавший 2 Самуила назвал Ешваала и Мерив-Ваала Иевосфеем и Мемфивосфеем (элемент «восфей», евр. бо́шет, озн. «стыд») потому, что еврейское слово ба́ал, по-видимому, приобрело оскорбительный оттенок из-за его ассоциации с мерзким поклонением Ваалу (2См 2:8; 9:6; 1Лт 8:33, 34; см. ИЕВОСФЕЙ).

Поклонение Ваалу. За исключением многочисленных упоминаний в Библии, о поклонении Ваалу почти ничего не было известно. Однако в ходе раскопок в Угарите (совр. Рас-Шамра на побережье Сирии напротив сев.-вост. мыса острова Кипр) было обнаружено множество предметов религиозного характера и сотни глиняных табличек. Принято считать, что многие из этих древних документов содержали религиозные тексты и слова, которые произносили те, кто участвовал в ритуалах во время священных праздников.

В текстах из Рас-Шамра о Ваале (которого также называли Алиййан-Ваал ) говорится как о «Зебуле , владыке земли» и как о «скачущем на облаке». Это согласуется с тем, как изображали Ваала: в правой руке он держал дубину или жезл, а в левой молнию-копье. На голове у него был шлем с рогами, что указывало на тесную связь с быком, символом плодородия.

Обычно в Палестине с конца апреля по сентябрь выпадает очень мало осадков. Начиная с октября и на протяжении всей зимы до самого апреля идут дожди, что приводит к бурному росту растительности. Чередование периодов засухи и дождей и последствия этих явлений объяснялись непрекращающимся противоборством между богами. Конец сезона дождей и гибель растительности приписывались победе бога Муту (бога смерти и засухи) над Ваалом (богом дождя и плодородия), после которой Ваал был вынужден скрываться в недрах земли. Считалось, что начало сезона дождей ознаменовывало пробуждение Ваала к жизни. Люди верили, что Ваал оживал и возвращался на престол благодаря победе своей сестры Анат над Муту, а совокупление Ваала со своей женой, предположительно Астартой, гарантировало плодородный год.

Хананеи, которые занимались земледелием и скотоводством, вероятно, считали, что совершение предписанного ритуала, носящего характер симпатической магии, побуждало богов повторить то, что их поклонники инсценировали во время своих религиозных праздников. Они, очевидно, верили, что так можно повысить урожай и плодовитость скота в предстоящем году, а также отвратить засуху, нашествия саранчи и так далее. Поэтому перед возвращением Ваала к жизни, его воцарением и совокуплением с женой хананеи, по-видимому, участвовали в безнравственных ритуалах плодородия, сопровождаемых сексуальными оргиями, во время которых предавались безудержной похоти.

Очевидно, в каждом ханаанском городе был храм, посвященный местному Ваалу, покровителю этого города. В эти храмы, а также в многочисленные святилища на вершинах холмов, известные как высоты, назначались священники, которые отправляли культ Ваала. (Ср. 2Цр 17:32.) Внутри святилищ, возможно, находились статуи или изображения Ваала, а рядом с жертвенниками на открытом воздухе стояли каменные колонны (вероятно, фаллические символы Ваала), священные столбы, представлявшие собой богиню Ашеру, а также курильницы для фимиама. (Ср. 2Лт 34:4—7; см. СВЯЩЕННЫЙ СТОЛБ.) На высотах мужчины и женщины занимались храмовой проституцией, поклонники Ваала даже приносили в жертву детей. (Ср. 1Цр 14:23, 24; Ос 4:13, 14; Иса 57:5; Иер 7:31; 19:5.) Ваалу поклонялись не только в святилищах, но и прямо на крышах домов; часто можно было видеть, как оттуда поднимается дым жертвенного курения (Иер 32:29).

Существуют свидетельства того, что Ваал и другие боги и богини ханаанского пантеона ассоциировались в сознании их поклонников с небесными телами. Так, в одном тексте из Рас-Шамра говорится о приношении «царице Шапаш и звездам», а в другом тексте упоминается «воинство солнца и воинство дня».

Ввиду этого стоит отметить, что в Библии неоднократно показана связь между небесными телами и поклонением Ваалу. О непокорных израильтянах из царства Израиль в Писании сказано: «Они оставили все заповеди своего Бога Иеговы… и стали кланяться всему небесному воинству и служить Ваалу» (2Цр 17:16). Что же касается царства Иуда, то прямо в храме Иеговы были «принадлежности, сделанные для Ваала, для священного столба и для всего небесного воинства». Кроме того, повсюду в царстве люди возносили «жертвенный дым Ваалу, солнцу, луне, зодиакальным созвездиям и всему небесному воинству» (2Цр 23:4, 5; 2Лт 33:3; см. также Сф 1:4, 5).

В каждой местности был свой Ваал, которому зачастую давали имя, указывающее на его связь с этой местностью. Например, фегорский Ваал, которому поклонялись моавитяне и мадианитяне, получил свое имя от горы Фегор (Чс 25:1—3, 6). Позднее имена местных Ваалов переносились на названия самих местностей, например: Ваал-Ермон, Ваал-Гацор, Ваал-Цефон и Вамоф-Ваал (такой оборот речи называется метонимией). Однако, несмотря на существование множества местных Ваалов, вера хананеев предполагала, что на самом деле есть только один бог Ваал.

Как поклонение Ваалу влияло на израильтян?

Как следует из Библии, поклонение Ваалу существовало уже в дни патриархов, хотя тогда оно, очевидно, не было таким мерзким и развращенным, как в то время, когда израильтяне вошли в землю Ханаан. (Ср. Бт 15:16; 1Цр 21:26.) Первым косвенным доказательством этого служит упоминание о городе Аштероф-Карнаиме, названном, возможно, в честь Астарты, жены Ваала (Бт 14:5). Перед тем как перейти Красное море, израильтяне должны были стать лагерем в окрестностях Ваал-Цефона (Исх 14:2, 9). На горе Синай Моисей получил от Бога конкретные указания в отношении жителей земли Ханаан: израильтяне должны были разрушить их жертвенники, разбить их священные колонны и срубить их священные столбы (Исх 34:12—14). Таким образом, на Обетованной земле не должно было остаться ничего, что было как-то связано с поклонением Ваалу.

Когда израильтяне располагались лагерем на равнинах Моава, царь Валак отвел Валаама в Вамоф-Ваал (озн. «высоты Ваала»), чтобы он увидел этот многочисленный народ (Чс 22:41). Когда Валаам не смог навести на израильтян проклятие, он посоветовал Валаку вовлечь их в идолопоклонство через безнравственные отношения с женщинами, которые поклонялись фегорскому Ваалу. Тысячи израильтян не устояли перед искушением и потеряли жизнь (Чс 22:1—25:18; Отк 2:14).

Несмотря на этот печальный случай и ясные предостережения Моисея и Иисуса Навина (Вт 7:25, 26; ИсН 24:15, 19, 20), когда израильтяне поселились в Ханаане, они начали подражать хананеям, которые остались в той земле, очевидно, надеясь таким образом повысить урожай и плодовитость скота. В то же время они формально поклонялись Иегове. После смерти Иисуса Навина отступничество глубоко укоренилось (Сд 2:11—13; 3:5—8). На своих полях израильтяне ставили жертвенники, столбы и другие атрибуты поклонения Ваалу, и, по-видимому, прислушивались к соседям-хананеям в том, как угодить «владельцу», или Ваалу, своего участка земли. Они также вовлекались в безнравственные обычаи, присущие поклонению Ваалу. За это Иегова отдавал их в руки врагов.

Но когда народ возвращался к Иегове, он милосердно избавлял его, назначая судей. Одним из них был Гедеон, чье имя было изменено на Иероваал (озн. «пусть Ваал защитится «) (Сд 6:25—32; 1См 12:9—11). И все же поклонение Ваалу тогда не искоренялось до конца (Сд 8:33; 10:6). Оно возродилось и после дней Самуила, хотя, как написано в Библии, по его призыву израильтяне удалили Ваалов и Астарт и стали служить только Иегове (1См 7:3, 4).

В дальнейшем о поклонении Ваалу говорится лишь в связи с последними годами правления Соломона, хотя и до этого культ Ваала, возможно, отправляли в некоторых частях царства. Многие формы поклонения Ваалу появились в стране после того, как Соломон взял себе в жены множество чужеземок, которые склонили его и их детей служить другим богам и богиням, например Астарте и Молоху, имевшим отношение к поклонению Ваалу (1Цр 11:4, 5, 33; Иер 32:35).

После разделения царства в 997 г. до н. э. Иеровоам ввел в северном царстве Израиль, в Дане и Вефиле, поклонение теленку. Народ продолжал служить Ваалу и в то же время поклонялся теленку, подобно тому как жители Иуды формально служили истинному Богу в Иерусалиме, и одновременно в стране процветал культ Ваала (1Цр 14:22—24).

В дни царя Ахава (ок. 940—920 до н. э.) в Израиле появился еще один культ Ваала, а именно культ Мелькарта, тирского Ваала (ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Т. 2. С. 532). Ахав заключил брачный союз с Ефваалом (озн. «с Ваалом»), царем Тира, чтобы жениться на его дочери, Иезавели. В результате в Израиле возник более мощный, влиятельный культ с множеством жрецов и их помощников (1Цр 16:31—33). В конце концов на горе Кармил состоялся знаменательный поединок между Иеговой и Ваалом.

Вероятно, именно потому, что поклонники Ваала считали, что он, как владелец неба, дает дожди и плодородие, Илья объявил засуху от имени Иеговы (1Цр 17:1). Засуха длилась три с половиной года, и все это время Ваал был бессилен что-либо изменить, несмотря на то что его жрецы и поклонники, несомненно, усердно молили его об этом. И вот Илья созывает народ на гору Кармил, чтобы все стали очевидцами грандиозного испытания и узнали, кто же истинный Бог. Испытание завершилось тем, что поклонники Ваала были опозорены и 450 его пророков убиты. В итоге Иегова, а не Ваал положил конец засухе (1Цр 18:18—46; Иак 5:17).

Охозия, сын и наследник Ахава, тоже служил Ваалу (1Цр 22:51—53). Брат Охозии, Иорам, который унаследовал престол, удалил священную колонну Ваала, которую сделал его отец, хотя и продолжал поклоняться теленку (2Цр 3:1—3).

Позднее (ок. 905 до н. э.) царем был помазан Ииуй. Он отомстил за убийство пророков Иеговы, расправившись с Иезавелью и домом ее мужа Ахава. Затем все поклонники Ваала были созваны в Самарию под предлогом того, что там устраивается «торжественное собрание в честь Ваала». По приказу Ииуя все поклонники Ваала были истреблены. Священные столбы были сожжены, священная колонна и дом Ваала разрушены, а из него сделали общественные уборные. Так Ииуй «уничтожил в Израиле Ваала» (2Цр 10:18—28). На какое-то время поклонение Ваалу удалось пресечь. Тем не менее культ Ваала был причиной, по которой Иегова допустил, чтобы десятиплеменное царство Израиль было уведено в плен (2Цр 17:16—18).

Поклонение Ваалу прочно укоренилось в Иуде, несмотря на старания царя Асы уничтожить все, что было связано с этим культом (2Лт 14:2—5). Когда Ахав выдал свою дочь Гофолию, которую ему родила Иезавель, за Иорама, седьмого царя Иуды, под ее нечестивым влиянием культ тирского Ваала проник в иудейскую царскую семью. Поклонение Ваалу не смогли полностью искоренить даже реформы, которые в начале своего правления проводил царь Иоас, внук Гофолии, а также те, которые позднее проводил царь Езекия (2Цр 11:18; 18:4). Сын Езекии Манассия снова построил те самые высоты, которые разрушил его отец (2Цр 21:3). Хотя поклонением Ваалу осквернилось большинство иудейских царей, именно Манассия с неистовым упорством насаждал этот мерзкий культ (2Цр 21:9—11). Религиозные преобразования, предпринятые царем Манассией позднее, и даже активные усилия его внука, царя Иосии, очистить страну от идолопоклонства и вернуть ее к истинному поклонению имели лишь временный успех. Народ полностью осквернился этим ложным поклонением, и за это его постигло наказание: плен и опустошение земли (2Лт 33:10—17; 2Цр 23:4—27; Иер 32:29).

Иеремия, который служил пророком от дней Иосии до вавилонского плена, осуждал Израиль за то, что тот осквернил себя поклонением Ваалу; он уподобил народ прелюбодейной жене, которая занималась проституцией под каждым ветвистым деревом и на каждом высоком холме, прелюбодействуя с камнями и деревьями и забывая Иегову, своего «мужа и владельца» (Иер 2:20—27; 3:9, 14). Как следует из Библии, после возвращения в Палестину из вавилонского плена иудеи больше не поклонялись Ваалу.

(5—7: евр. Баала́, «место госпожи».)

7. Город в Иуде, в области Негев (ИсН 15:29); очевидно, то же, что Вала в Иисуса Навина 19:3 и Билга в 1 Летописи 4:29. Он был выделен племени Симеона как обособленный город. Его точное месторасположение неизвестно, но, по-видимому, он находился к Ю.-В. от Вирсавии.

Свои мысли для передачи другим людям мы формулируем в языке. Давно было замечено, что одна и та же мысль, но выраженная по-разному, обладает различной силой воздействия. В одном случае она может оставить адресата равнодушным, в другом — подвигнуть к активным действиям. Оказывается, что язык общения, помимо явного смыслового содержания, способен переносить и скрытые импульсы воздействия. Возникли даже науки, которые стали изучать секреты такого воздействия.
Одну и ту же мысль можно выразить многими способами. То, каким образом выражает мысли конкретный человек, можно сравнить с его почерком. Этому почерку присущи устойчивые черты. Анализируя эти черты, можно многое сказать о самом человеке, его характере, жизненной позиции, социальной адаптированности и пр.
Обмен информацией, выраженной в языке, является характерной чертой жизни общества. Анализ средств массовой информации позволяет делать выводы о состоянии умов в обществе, об их психологическом самочувствии, взаимодействии и влиянии на различные социальные процессы.
Гюстав Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов. Их сосредоточенно произносят перед толпами, и немедленно на их лицах появляется уважение, головы склоняются. Многие рассматривают их как силы природы, мощь стихии.»
Система ВААЛ, работа над которой ведется с 1992 года, позволяет прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию, анализировать тексты с точки зрения такого воздействия, составлять тексты с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ текстов и делать многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *