Валаам монастырь

Традиция подачи записок с именами для молитвенного поминовения именно в монастыри сложилась в России очень давно. И это не удивительно, ведь смысл монашества и состоит в достижении вечной жизни посредством молитвы, в том числе и обо всем мире.
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать на поминовение удаленно. На сайте Валаамского монастыря тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет (см.: valaam.ru/rites ).
Рекомендованная сумма пожертвований за одно поминаемое имя:

*сорокоуст — 300 рублей;

*годовое поминовение на проскомидии — 1000 рублей;

*годовое поминовение во время чтения Неусыпаемой Псалтири — 1000 рублей.

Заказ поминовений

В случае оплаты, Вы через 10 минут обязательно получите подтверждение, — «письмо успеха» от системы Яндекс- касса, а после обработки в монастыре — второе письмо от братии обители о начале чтения записок. Если у Вас возникли вопросы, пишите — rites@valaam.ru
Если раньше нужно было проделать достаточно длинный путь для того, чтобы попасть в монастырь самому, или же найти человека, собирающегося в паломническую поездку, и все это занимало не один день, то теперь процесс подачи записки занимает считанные минуты. Эта легкость смущает некоторых верующих, но в качестве аргумента в пользу такого варианта подачи записок можно привести пояснение духовного смысла церковного поминовения, который заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А вот этого скорость подачи-приема записок не отнимает.
ПОДАТЬ ТРЕБЫ В МОНАСТЫРЕ ТЕПЕРЬ МОЖНО И ПО ТЕЛЕФОНУ

Дорогие друзья! Если ­у вас есть затруд­нения и вопросы по заполнению записок или правилам­ их подачи — не смущайтесь, пишите по адре­су: rites@valaam.ru­. Насельник монастыря, ответственный за прием поминовений, даст вам разъясн­ение в ближайшие дни.

Обращаем ваше внимание на то, что по-прежнему сохраняется возможность заказать требы почтовым переводом, указав в поле Кому: Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвование)». Отправляя записку по почте, надо иметь в виду, что Валаам – это остров, и почтовые поступления приходят не ранее, чем через неделю, а в периоды ненастья – с еще большей задержкой.

Теперь, благодаря тому что в монастыре на основе лучших образцов был разработан специальный модуль по приему платежей, требы могут исполняться намного раньше. Каждое имя аккуратно заносится в специальный список. Это особое послушание в обители, к соблюдению которого относятся очень строго и неукоснительно наблюдают, чтобы имена прочитывались в положенное время.
Важно отметить, что, хотя записки и принимаются через интернет, само чтение происходит так же, как и много веков назад.
Заказ поминовений
Особый чин – чтение Неусыпаемой Псалтири
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. На чтение Неусыпаемой Псалтири можно подавать записки как за здравие, так и за упокой. Молитва имеет силу, «которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада». Старец Иероним Санаксарский говорил: — «где читают Неусыпаемую Псалтирь, там как огненный столп до Неба». Именно монахи имеют особое призвание к непрестанной молитве.
Во время непрерывного чтения Псалтири списки с именами поминаются по порядку на каждой кафизме. Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, отдельные – об упокоении душ усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.
В монастыре молятся о здравии священноначалия, о насельниках и трудниках обители, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастыре. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Сегодня чтение Псалтири совершается по благословению игумена монастыря так: в дневные часы Псалтирь читают на Центральной усадьбе монастыря, в храме Валаамской иконы Божией Матери, куда вход паломникам не благословляется. Привратники на Святых вратах монастыря строго следят, чтобы чтецы, чередуясь, вовремя заступали на чтение Неусыпаемой Псалтири, аккуратно подменяя друг друга. Ночью чтение Псалтири передается на Никольский скит, где уже в домовом храме, тоже закрытом для посещения паломников, продолжают чтение монахи, живущие в монастыре более всех. На каждый день и каждую ночь составляется расписание, каждая смена длится один – два часа.
«Любовь к псалмопению породила монастыри»
«Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь, – писал старец Паисий Святогорец. – На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше. Псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает ее, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает».
Чтение Неусыпаемой Псалтири любимо среди насельников Валаамской обители. Оно протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиротворяет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни. Совершение чтения Псалтири означает проявление любви к ближним – и родным, и совсем чужим людям. Особенно трогает, когда упоминаются «тяжкоболящие», «страждущие», «заблудшие», «без вести пропавшие». Много в наше время горя у людей …
Истинную радость и укрепление веры испытывают братья монастыря, когда люди милостью Божией выздоравливают, получают помощь и пишут слова благодарности. «Любовь к псалмопению породила монастыри», – пишет блаженный Августин.
Вселенская родительская…
Сорокоуст
Особо следует сказать о сорокоусте за здравие и упокой. В молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в храме в течение определенного количества времени о болящих, недужных или об уже скончавшихся чадах Церкви.
Почему число сорок? Потому что оно знаменательно и часто встречается в Святом Писании. 40 лет скитался иудейский народ в пустыне. 40 дней постился пророк Моисей. 40 дней после Своего Крещения провел в пустыне Иисус Христос. 40 дней после Своего Воскресения Спаситель преподавал Апостолам тайны Царства Божиего. Как писал святой Симеон Солунский, сорокоуст совершается еще и в воспоминание события Вознесения Господня, которое произошло на сороковой день после Его Воскресения, с тем, чтобы и усопшие, «восстав из гроба, вознеслись в сретение, то есть навстречу». Обычай молиться об усопших 40 дней узаконили в Церкви первые Апостолы. С тех пор Церковь, следуя традиции, возносит в течение 40 дней свои молитвы к Богу и за живых, и за усопших. Вот так и получается, что, заказывая сорокоуст для совершения каждодневной церковной молитвы, нам надо помнить, что все люди, поминаемые в ней, в том числе и усопшие, тоже участвуют в Литургии.
Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за здоровье близких, о болящих, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой, решение важных житейских и духовных вопросов. Ведь понятие «о здравии» весьма широкое и включает не только физическое, но и духовное состояние человека.
Помогите своим близким силой христианской любви и церковного поминовения!
На вечное возжжение лампады перед образом Пресвятой Богородицы
Будучи христианами, не забывайте молиться и за врагов ваших. Ведь если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
И еще…в случае, если Вы находитесь в тя­желом материальном по­ложении, не позволяющем оказ­ать пожертвование оби­тели — напишите пи­сьмо на адрес rites@­valaam­.­ru­ и объясните ситуацию. Решение будет приниматься индивидуально.

Подать церковную записку

Правила пребывания и поведения на объектах Валаамского монастыря и прилегающих территориях

При посещении территории монастыря недопустимы открытая или пляжная одежда, спортивная одежда, шорты, мини-юбки и т. п.
При посещении действующих храмов, территории внутреннего каре центральной усадьбы и действующих скитов, открытых для посещения, женщины должны быть в юбках и с покрытой головой.
При посещении действующих храмов мужчины должны быть без головных уборов.
Посещение храмов в культурно-познавательных целях во время богослужения не допускается.
Порядок посещения храмов во время богослужений регламентируется каноническим уставом монастыря.
На территории монастыря (в том числе в монастырских гостиницах) запрещается курение, употребление спиртных напитков, нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Запрещается проведение любых общественных мероприятий и действий религиозного характера, кроме разрешенных монастырем.
Запрещается использование громкоговорящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, пение, крики, громкий смех и т. п.
Запрещается посещение территории монастыря с домашними животными, птицами и др.
Запрещается любительская фото-, кино-, видеосъемка монашествующих и духовенства, любительская фото-, кино-, видеосъемка без соответствующего разрешения, профессиональная фото-, кино-, видеосъемка без письменного разрешения игумена монастыря.

На территории парка «Валаамский архипелаг» запрещается любая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося ландшафта, нарушение режима охраны и использования памятников истории и культуры, их территорий и зон охраны, наносящая ущерб растительному и животному миру, противоречащая целям (задачам) природного парка, в том числе:

— деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
— деятельность, приводящая к загрязнению (засорению) земель, лесов, акватории Ладожского озера и внутренних водных объектов, воздушного бассейна промышленными, сельскохозяйственными, бытовыми выбросами, сточными водами и отходами;
— сбор и заготовка дикорастущих растений, грибов, ягод;
— охота;
— движение и стоянка сухопутных и водных транспортных средств и воздушных судов;
— организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально отведенных для этого мест;
— торговля;
— вывоз предметов или их фрагментов, имеющих природную или историко-культурную ценность.

Информация о факторах риска.

Определенную опасность для экскурсантов представляют ядовитые змеи (гадюки) и лесные клещи. Категорически не рекомендуются самостоятельные прогулки экскурсантов вне экскурсионных маршрутов. На экскурсионных маршрутах, риск укуса змеи или клеща практически отсутствует, поскольку змеи стараются избегать людных и шумных мест, а на самих маршрутах ежегодно проводится противоклещевая обработка.

Экскурсионные маршруты на острове Валаам проходят по сильно пересеченной местности. Деревянные тротуары становятся скользкими в дождливую погоду, а дороги и тропинки, проложенные по скальным обнажениям, могут быть скользкими, как при дождливой, так и при засушливой погоде. Для предотвращения травм экскурсантам необходимо иметь удобную обувь и быть внимательными при движении по экскурсионным маршрутам.

В целях сохранения безопасности и здоровья граждан, прибывающих на остров, паломническая служба информирует о фактах несанкционированной частной торговли копченой рыбой в местах массового прохода экскурсантов. Ежегодно отмечаются случаи отравления. Большей частью рыба доставляется на Валаам из материковых рыболовецких хозяйств, коптится и продается без требуемых сертификатов органов санитарного контроля.

Мiръ Россия Республика Карелия Валаам

Идёт загрузка карты…

Этот монастырь в блогах →

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный (т.е. такой, что пребывает под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси) мужской монастырь, который находится в Карелии, на островах Валаамского архипелага.

См. также: Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных Художником П.И. Балашовым, изд. 1853 года.

История

Основание монастыря

Когда возник Валаамский монастырь? Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно – одни данные в разных источниках противоречат другим. О чем можно точно судить, так это о серьезности последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение – тут не просто прекращалось служение, а уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Однако говорят о двух основных примерных датах основания монастыря:

XII-XIV ст. Этой концепции (основанной на рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд) больше доверили ряд церковных и современных историков. Пока что никто другой не смог подтвердить данные рукописи, как и то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (традиционно так считают), а преп. Ефрем Перекомский.

X-XI ст. Корни этой версии берут начало из редакций жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей прпп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г. Словом, благодаря последним архивным изысканиям, найдены были и иные такие же упоминания (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции.

Становление обители

По истории Валаамской обители этого периода информации мало. Известно, что XI ст. принесло ей тяжкие испытания – на беззащитных монахов и мирное население напали шведы, которых изрядно перед этим потрепали русские.

Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164гг., когда было нашествие шведов. С того момента, после местного прославления основателей Валаамской обители, и началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валам мощи вернулись в 1182 г., когда уже не было опасности. Святыня пребывает и по сей день в могиле, иссеченной в скале.

Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига.

В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига.

Валаамский монастырь в конце XVIII века

Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее.

В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников.

Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то — в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря.

Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители.

В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою.

XVII столетие

Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

Сжигая храмы, убивая или ссылая священнослужителей, шведы уничтожили и ростки православия, насажденного валаамскими иноками на финском берегу Ладожского озера. Шведскому королю Густаву Адольфу, согласно Столбовскому договору, заключенному с Россией, уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Иноверцам достался и Валаам.

В 1685 г. над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских построена была часовня из дерева, которая быстро разрушалась. Когда на ветшающий крест позарился лютеранин-финн, решив его низвергнуть, он жестоко заболел и исцелился только на Валааме, благоговейно почитая преподобных, возобновив и часовенку, и крест. Она простояла до 1717 г., то есть до начала возобновления обители на Валааме.

Расцвет и возобновление

Возобновлен был монастырь в 1715 г. по указу императора. Его стали строить на отвоеванных землях, еще до подписания мирного договора (Ништадтский договор 1721). Через 2 года из Кириллова монастыря сюда прислали церковную утварь, хлебные припасы и пр. Так и началось возрождение обители.

В начале 1719 г. построен был из дерева храм Преображенский с приделами св. апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Через год, приписанный тогда к Кирилло-Белозерской обители, монастырь обрел уже самостоятельность.

Новые испытания постигли обитель на Пасху, 3 апреля 1754 г. – пожар уничтожил все, кроме спасенных некоторых икон и пр., часовни, где поначалу потом служили, и части стены над святыми вратами. Затем императрица Елизавета Петровна пожаловала восемь тысяч рублей по прошению Синода на восстановление.

Обитель была обнесена деревянной оградой. Тут через пару лет появился деревянный теплый храм Успения Пресвятой Богородицы и соборный храм Преображения Господня, а также надвратные часовни Предтеченская, Космодамианская и Ильинская, четвертая построена была перед входом в монастырь.

В храмах, кроме Успенского, было очень холодно. И скоро на его паперти появился придел во имя свт. Николая. А при трапезной была построена теплая церковь во имя Рождества Христова.

5 марта 1786 г., обитель повелением Екатерины II включена была в когорту штатных третьего класса с игуменским настоятельством. Начиная с 1789-го и кончая 1794-м годами, а потом в период с 1809 и до 1814-й годы были освящены ряд церквей. Тут в 1793 г. была учреждена епархиальная больница. Кстати, скоро в обители все церкви были только из камня.

Вот еще несколько важных вех: куплен дом для Валаамского подворья в Петербурге: обитель возведена в первый класс при определенных условиях; в это время обитель застраивается, в том числе скитами, и благоустраивается; в ее стенах проходит съезд духовенства и мирян, посвященный введению нового стиля.

Когда Финляндия укрепляла свои границы…

Финляндия после октябрьской революции 1917 г. стала независимой. Оказавшись на ее территории, монастырь на время был сохранен. А уже через год пришли голод на остров и эпидемия гриппа, унесшие жизни нескольких иноков.

Из-за укрепления Финляндией своих границ и рассматривания военным командованием Валаамского архипелага в роли приграничного форпоста державы на Ладожском озере, тут не прекращались фортификационные работы. По словам монаха Иувиана (Красноперова), монастырского летописца, 12 января 1918 г. в монастыре началось т.н. «порт-артурское сидение», принесшее обители разобщение с Россией и всем миром.

В 1923-м на Валааме в богослужебную практику вводят на новый (григорианский) календарный стиль, навязанный насильно Финляндской Православной Церкви. Раскол в братии привел к исключению за верность старому стилю 42 монашествующих.

Верхний храм Спасо-Преображенского собора после ухода советских войск в 1941 году

В обители через пару лет находилось около четырех сотен человек (110 — иеромонахов с иеродиаконами). Наемные рабочие разрабатывали лес. Богомолки управлялись в прачечной и на огородах. Скиты закрывались, кроме Предтеченского, Тихвинского и Всесвятского.

Тут регулярно проводили съезды духовенства и мирян. В надвратном храме ап. Петра и Павла с 26-го года иеромонах Исаакий служил на финском языке. В 31-м в Воскресенском скиту открыли детский приют. В эти годы в обитель вернулась традиция книгопечатания.

Вторая мировая

Отношения между СССР и Финляндией испортились в 1939 г. В монастыре прекратили звонить в колокола. В 1939 г. Красная Армия начала военные действия на этом направлении. Валаамский архипелаг тоже подвергался бомбардировкам. Братию начали эвакуировать в конце года.

После подписания мирного договора между сторонами Карелия и монастыри, включая Валаамский, отошли к СССР. С территории в Финляндию жители должны были перебраться за несколько дней.

Началась жизнь в бывшей усадьбе Папинниеми, приобретенной братией в Хяйнавеси, потом она стала называться Новым Валаамом. Но через время на остров вернулись финские войска, которые покинули его в 44-м году.

После войны

Верхний храм Спасо-Преображенского собора в советские годы

В 49-м на острове появился совхоз. С 1952 до 1984го тут был дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых, директор которого жег деревянные часовни, чтобы отопить свинарник и коровник.

Протечки и конденсат портили живопись в Спасо-Преображенском соборе. В нижнем храме был овощной склад. А в алтаре Успенского храма работал магазин. Турбазу поселили в Воскpесенском скиту. Каменные скиты и деревянные разбирались на топливо и пр. В эти годы сожгли деревянную церковь Ильинского скита на о. Лембос. Не стало и Назариевской пустыни, порядка двух сотен деревянных часовен на островах, строений Коневского скита, храма, перевезенного на центральную усадьбу и оскверненного, как и ряд монастырей, находившихся под попечением Валаамской обители.

С 1965 г. власти сделали несколько попыток дать Валааму второе дыхание. Спустя 14 лет природный заказник, организованный ими, стал числиться как историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Здесь планировали устроить тураттракцион с канатной дорогой, аэродром, в соборе планировался зал органной музыки и пр.

Современное состояние

Скиты (но не Воскpесенский и Гефсиманский), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии решил передать в 1989 г. в пользование» Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального.

Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. А в 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию.

Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

Устав монастыря

В Валаамском ставропигиальном монастыре восстановлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игуменство, предусмотренное старинным Уставом обители, который утверждён к использованию тоже указом Патриарха. Устав, составленный по типу и строгости Афонских обителей, предполагает, что настоятель не предпринимает «ничего без совета братии». Вот почему и собирается регулярно для совета Духовный Собор старшей братии.

Распорядок дня

Богослужебный суточный круг начинает в 17:00 вечерня с малым повечерием. После — монашеское правило, 3 канона, акафист Божией Матери, чин прощения. Затем братия трапезничает, а в 21:00 начинается чтение келейного правила.

5.00 — утреня, предваряемая полунощницей. Затем в храме Валаамской иконы Божией Матери начинается ранняя Божественная литургия. После утреннего чая (в кельях) и передышки все идут на послушания.

13:00 — обед в братской трапезной, во время которого читаются святоотеческие творения.

13.30 – молебен у раки основателей монастыря, преп. Сергия и Германа.

В среду служится молебен у чтимого списка образа Божией Матери «Всецарица».

Воскресенье после вечерни служат молебен с чтением акафиста основателям обители.

21:00 — расход из храма.

22:00 — отход ко сну.

Святые

Указаны в алфавитном порядке:

Преподобные Сергий и Герман Валаамские, основатели Валаамского монастыря

  • прп. Авраамий Ростовский
  • прмч. Андроник (Барсуков)
  • прп. Антипа Валаамский (Афонский)
  • прмч. Антоний Валаамский
  • присп. Арефа (Митренин)
  • прмч. Афанасий Валаамский
  • прмч. Афанасий Валаамский (другой)
  • прмч. Афанасий (Егоров)
  • прмч. Варлаам Валаамский
  • прмч. Варлаам Валаамский (другой)
  • прмч. Василий Валаамский
  • прмч. Василий Валаамский (другой)
  • прмч. Галактион (Урбанович-Новиков)
  • прмч. Геласий Валаамский
  • прп. Герман Аляскинский
  • прп. Герман Валаамский
  • прмч. Давид Валаамский
  • прмч. Дионисий Валаамский
  • прмч. Игнатий Валаамский
  • прмч. Иеремия (Леонов)
  • прп. Илия (Чеботарев), Верхотурский
  • прмч. Иоанн Валаамский
  • прмч. Иоанн Валаамский (другой)
  • прмч. Иоанн Валаамский (третий)
  • прмч. Иона Валаамский
  • прмч. Киприан Валаамский
  • прмч. Конон Валаамский
  • прмч. Корнилий Валаамский
  • прмч. Леонтий Валаамский
  • прмч. Лука Валаамский
  • прп. Назарий (Кондратьев)
  • прмч. Нифонт Валаамский
  • присп. Патрикий (Петров)
  • прмч. Пахомий Валаамский
  • прмч. Пимен Валаамский
  • прмч. Савва Валаамский
  • прмч. Самон Валаамский
  • прмч. Серапион Валаамский
  • прп. Сергий Валаамский
  • прмч. Сергий (Гальковский)
  • прмч. Сергий Валаамский
  • прмч. Сильвестр Валаамский
  • прмч. Таврион (Толоконцев)
  • сщмч. Тит Валаамский
  • прмч. Тихон Валаамский
  • прмч. Феодор Валаамский
  • прмч. Филипп Валаамский
  • прмч. Феофил Валаамский
  • прмч. Фома Валаамский

Святыни

Мощи и икона преподобных Сергия и Германа Валаамских

  • мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Престольные праздники

Герман и Сергий Валаамские, преподобные — 11 июля, 24 сентября

Храмы, скиты и подворья Валаамского монастыря

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор

Скиты

Скиты Валаамского архипелага:

Скит Всех Святых (белый скит, большой скит) — самый первый и самый большой скит, в 1789—1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы.

Никольский скит — включает церковь Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор А. М. Горностаев.

Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском острове — устав в Предтеченском скиту отличается особой строгостью, посещение скита посторонними не разрешается.

Коневский скит — освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Матери.

Аврааамиевский скит (скит Авраамия Ростовского) — расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В советское время был разрушен, в 2014 году начато его восстановление.

Никольский скит

Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, красный скит) — расположен на горе Сион, где по преданию св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Гефсиманский скит (жёлтый скит) — освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше».

Смоленский скит — устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году.

Свято-Владимирский скит — построен в 2007 году.

Скит Александра Невского — заложен в 2014 году.

Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит) на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере преподобный Александр Свирский. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.

Ильинский скит на острове Лембос — в 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.

Скит апостола Андрея Первозванного на острове Сухой (Оборонный) — заложен в 2014 году, строится.

Скит Германа Аляскинского на острове Байонный — основан в 2010 году.

Казанский скит на восточном побережье острова — заложен в 2015 году, строится.

Скиты на других, более удалённых островах Ладожского озера:

  • Германовский скит с церковью Александра Невского на острове Сюскюянсаари (остров св. Германа, на северо-северо-востоке от Валаама), в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии;
  • Сергиевский скит на острове Путсаари;
  • Тихвинский скит на острове Воссинансаари — в наши дни не существует, все постройки скита в советское время были разобраны.

Подворья

  • Санкт-Петербургское подворье
  • Московское подворье
  • Кавказское подворье Валаамского монастыря
  • Подворье в Приозерске с церковью в честь Всех Святых
  • Подворье в Сортавале

Как добраться

Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам

Проезд «своим ходом»: Остров расположен на Ладожском озере, куда добираются по воде (из Сортавалы или Приозерска: до Сортавалы ехать автобусом из Санкт-Петербурга, а до Приозерска — электричкой от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, от приозеркого вокзала до причала — такси.

Паломническая служба Валаамского монастыря

Приемом паломников и туристов на о. Валаам занимается Паломническая служба Валаамского монастыря «ВАЛААМСКIЙ ПАЛОМНИКЪ»:

Телефон: +7 (812) 902 86 11

Электронная почта: vp@valaam.ru

Страница на сайте Валаамского монастыря

Фото

Видео

Ссылки

  • Официальный сайт монастыря
  • Валаамский патерик
  • Трудничество на Валааме
  • Официальная группа Валаамского монастыря ВКонтакте
  • Виртуальный тур по Спасо-Преображенскому собору Валаама
  • Валаам. Зайцев Б.К.
  • Рейсы корабля на Валаам будут совершаться до конца года
  • Старый Валаам. Шмелёв И.С.
  • Письма валаамского старца
  • На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам
  • Кроссворд: Валаам
  • Валаамская ферма. Группа ВКонтакте
  • Волонтером на Валаам. Группа ВКонтакте
  • Приозерский причал (расписание). Группа ВКонтакте
  • Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня. Справочная информация
  • Валаам: остров Преображения

Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.
И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.
Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».
Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни — 76 метров, высота собора — 47 метров.
Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 — расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.
На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.
Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.
И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы «выпасть» из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек… К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.
В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. «Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, — отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). — Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».
В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.
За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.
— Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.
Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».
Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм — ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, — улыбается Вера Ильинична, — чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».

Реставрация

В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.
И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго «не живет» – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.
В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.
С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.
После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».

Восстановление

«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, — рассказывает прораб Буде Аманжолов. — С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 76 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».
«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, — рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».
«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».
Что невозможно человеку — возможно Богу — эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.

На долгие годы

И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…
Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.
От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!
«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая «дышит», но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове.
Завершение трудов

Завершение трудов

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции — по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.
Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.
Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, отметив, что: «эта жемчужина русского Севера нуждается в нашей поддержке и помощи… Посещая эту Святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и «Северный Афон» вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения».
«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван «Северным Афоном». И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)
Богослужения проходят только в летний период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *