Валаамское подворье

18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».

Игумен Гавриил

В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.

Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.

Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.

Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.

После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.

Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.

В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.

В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16
человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.

Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия.
Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь.
После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия.
Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба.
С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий
Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.

По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Валаамский монастырь — отражение красивой и суровой северной природы. В нём царит особая атмосфера умиротворения и близости к Господу. Такая же атмосфера царит в московском подворье этой древней обители, которое расположено всего в нескольких шагах от суеты российской столицы.

История основания

В конце XIX века тяжело заболела супруга известного московского мецената С. С. Прусакова. Анна Прусакова отправилась в паломничество на Валаам, где получила исцеление от своего недуга. В память об этом событии Сергей Семёнович пожертвовал земли на пересечении 2-й Ямской-Тверской улицы и переулка Александра Невского Валаамскому мужскому монастырю.

Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)

С этого события началась история московского подворья Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Закладка монастыря

Закладка первого камня московских владений ладожской обители состоялась в начале 1901 года, а уже в октябре собор в честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа Валаамский освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.

Другие православные монастыри Москвы:

  • Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве
  • Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

Столичное монастырское подворье состояло из храма, в котором находились нижняя церковь-часовня и верхний собор Сергия и Германа Валаамских, где был оборудован. К храму примыкал братский корпус. Насельники, прибывшие из Валаамской обители, соблюдали строгий монастырский устав и вели активную просветительскую деятельность среди прихожан.

Советское время

После большевистской революции в истории Валаамского монастыря наступили годы тяжёлых испытаний. Здание монастырского храма было осквернено:

  • кресты и колокола сняли и переплавили;
  • купола снесли и заложили отверстия досками;
  • замуровали большинство окон на обоих этажах храма;
  • пол, выложенный изразцовой плиткой, залили бетоном.

Несмотря на невзгоды, монахи продолжали нести своё служение, со смирением и стойкостью перенося все притеснения.

В 1922 году московский Валаамский монастырь подвергся разграбление. Из него вывезли множество ценной церковной утвари. В это же время на одном из этажей братского корпуса поселили женщин, соседство с которыми доставляло неудобство членам монашеской общины. В их кельях много раз проводились обыски, в том числе и в ночь перед окончательным закрытием подворья. 22 октября 1924 года в день почитания иконы Казанской Божией Матери Насельники были выселены из здания подворья. Многие вернулись в родную обитель, а оставшиеся монахи обустроились в подвале здания, расположенного на противоположной стороне улицы, и продолжали проводить службы в ещё функционирующем храме святых Сергия и Германа. Здесь они оставались вплоть до закрытия храма в 1926 году.

Здание подворья советские власти передали районной поликлинике, а в годы войны здесь располагался госпиталь, в котором провел ряд операций Лука Войно-Ясенецкий — всемирно известный хирург.

Здание Валаамского подворья постепенно ветшало, и ко времени крушения советского режима встал вопрос о сносе старой постройки в центре города.

Восстановление

От разрушения историческую постройку спасла её передача в 1993 году церкви. Здание, заваленное мусором, находилось в ветхом состоянии. Первая служба летом этого же года проходила у временного иконостаса в нижней церкви соборного храма. Через полгода пасхальное богослужение происходило в частично восстановленном храме Сергия и Германа Валаамских.

Московское подворье Валаамского монастыря

К осени 1996 года верхний храм был полностью восстановлен. Благодаря помощи меценатов к Светлому празднику Пасхи 1997 года вновь зазвучали колокола на храмовой звоннице. Восстановленный нижний храм освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского в декабре 1998 года. Много времени понадобилось реставраторам для расчистки росписей, покрывающих стены и своды храма.

Архитектура

Постройка, в которой расположилось московское подворье Валаамского монастыря, возведено по проекту А. Н. Роопа. Оно стоит на высоком фундаменте, облицованным плитами серого гранита, которые привезли с ладожского озера. Там же выполнялись фасадные колонны и детали из мрамора. Это позволяет паломникам прикасаться к частице знаменитого северного монастыря.

Собор выполнен в русско-византийском стиле. Имеет одну полусферическую главу, установленную на широкий световой барабан. Расположенная над основным входом колокольня имеет шатровое перекрытие, увенчанное маленькой луковичной главкой. Основание шатра украшают килевидные кокошники. Фасады собора имеют чёткое горизонтальное членение, выполненное с помощью широких карнизов.

Свойственное всем русским храмам движение вверх достигается за счёт оформления фасадов пилястрами и килевидными кокошниками. В арочных проемах располагаются мозаичные иконы. После реконструкции здание украсили витражами. Два из них расположены над главным входом в храм, а большая стеклянная мозаика, изображающая Спасителя, украшает апсиду верхнего храма.

Внутреннее убранство и святыни

В современном соборном храме полностью восстановлено изначальное внутреннее убранство. Стены и своды храма покрыты подлинными и восстановленными цветными росписями. Алтари и деревянные предметы интерьера украшает ажурная деревянная резьба и позолота.

Интерьер храма Преподобных Сергия и Германа Валаамских

Помимо росписей, стены храма украшают многочисленные иконы, особо почитаемыми из которых являются образы:

  • Божией Матери Валаамской;
  • преподобных Сергия и Германа Валаамских;
  • Николая Чудотворца;
  • Александра Невского;
  • Матроны Московской;
  • великомученика Пантелеймона.

Интересно: кроме икон в соборе находятся мощи многих православных святых и крест-распятие, источающий миро.

Текущая деятельность

Сегодня насельники монастыря продолжают вести социальную и просветительскую работу, традиции которой были заложены в начале прошлого столетия. Братия монастыря живет по строгому общежительному уставу, введенному в Валаамском монастыре.

Расписание богослужений

Божественные службы проводятся в монастырских храмах ежедневно. Обращённое расписание выглядит следующим образом:

  • по будням в службы проводятся в 6.30, 8.00, 16.45;
  • в воскресные и праздничные дни поздняя литургия начинается в 9.30;
  • каждый день в 13.00 читается заказной молебен и панихида;
  • после воскресной вечерней службы читаются акафисты перед иконами Валаамской Божией Матери и великомученика Пантелеймона.

Кроме общецерковных праздников, в обители отмечают несколько престольных праздников:

  • дважды в год отмечают день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев;
  • 25 октября почитают икону Божией Матери Иерусалимская;
  • 6 декабря поминают святого благоверного князя Александра Невского.

Богослужение на Московском подворье Валаамского монастыря

Социальная и просветительская деятельность

  1. Воскресная школа, работающая при Валаамском подворье с 1994 года, помогает православным детям 5-13 лет познакомится с основами христианства, изучить церковнославянский язык и раскрыть свой художественный и творческий потенциал. Воспитанники школы часто участвуют в различных конкурсах и фестивалях, неизменно занимая на них призовые места.
  2. Воскресная школа для взрослых приобщает взрослых людей к христианским традициям и ценностям, через осознанное следование которым христиане приближаются к Господу. Занятия с представителями старшего поколения проходят в виде бесед, которые помогают разобраться в основных вопросах и тонкостях христианской веры и православной церкви.
  3. Интересные и познавательные встречи проходят на базе открытого Богословского лектория. На них приходят известные представители православной церкви, а также представители культуры и науки. Большинство встреч проходит в форме дискуссий по актуальным вопросам духовно-нравственного становления человека и развития общества.

Как добраться

До московского подворья Валаамского монастыря, находящегося по адресу 2-я Тверская-Ямская улица, владение 52, можно дойти пешком за 10 минут от станции метро «Белорусская».

Подворье Валаамского ставропигиального мужского монастыря, расположенное в Москве — уголок спокойствия в суетной атмосфере большого мегаполиса. Здесь можно помолится, пообщаться с интересными людьми, насладиться красивой архитектурой и интерьером, а также отведать свежих монастырских продуктов.

Московское подворье Валаамского монастыря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *