Вальдорфская секта

В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».

Сад без кроватей

В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников. Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок. Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.

По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.

Давят на сознание

Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.

Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы. Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы. Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.

Фото:

Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.

Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента. Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.

Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.

Фото:

Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.

«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.

В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.

Фото:

Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.

«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.

Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.

Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.

Растить физическое тело

Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

Фото: Global Look Press/Sebastian Gollnow

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.

Атмосфера невмешательства

Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.

«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», ­— рассказала Анастасия.

Фото: Global Look Press/Fabrice Cateloy

Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.

«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.

Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.

«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.

Фото: Global Look Press/uwe umstätter

Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.

«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.

По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.

«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.

Урок в классе вальдорфской школы «Ступени», Одесса, Украина

Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

История

Рост числа вальдорфских школ в мире по 2009 г.

Рудольф Штайнер написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребёнка», в 1907 г.

Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.

Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и её педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.

Рост количества вальдорфских школ в мире к 2009 г. показан на графике.

Особенности методики

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 ноября 2011.

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

Пособия

Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе

  • Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der pedagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pedagogik);
  • Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit);
  • Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens);
  • Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik);
  • Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches;
  • Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule).

Основные методы преподавания

Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.

Рациональное развитие памяти

До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в виду того, что формирование понятий естественно для природы ребёнка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребёнка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребёнку легко даётся заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.

Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития

Ребенку интересно то, что созвучно процессам на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно играть, много двигаться, подражать и слушать сказки. То есть их интерес ещё находится в области дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.

Также младшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребёнок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.

Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится разбудить воображение ребёнка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение во время преподавания, либо захватывающий рассказ в конце урока. Главное включить интерес как положительную эмоцию.

Ритмический распорядок дня

В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определённый ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.

Первый урок — это главный урок, один из главных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.) Затем идут уроки, на которых происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

Преподавание «по эпохам»

Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

Принцип «гармонизации душевной жизни»

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.

Принцип «гармонизации социальной среды»

Большое значение для ребёнка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.

Высокие требования к личности учителя

Чтобы избежать отрицательного влияния на ребёнка, педагог должен заниматься самосовершенствованием, контролировать своё поведение .

Индивидуальный подход к ребёнку

Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребёнка. Например, для того, чтобы уравновесить действие темперамента в ребёнке, ему дают возможность увидеть себя со стороны. Для этого детей с одинаковыми темпераментами. часто сажают за одну парту. Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребёнка.

Совместная деятельность в классе

Дружный класс также способствует душевному комфорту ребёнка. Объединение детей в классе происходит на ритмической части, на занятиях эвритмией и ботмеровской гимнастикой. Согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий. Главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребёнку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важно учителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились все более самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала в привязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшую ступень.

Вальдорфская педагогика в России

В России первые школы, работающие по Вальдорфской методике появились в 1992 году. Среди них МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа», НОУ «Школа-сад на улице Вольная», ГОУ Средняя школа № 1060, НОУ «Путь зерна», НОУ «Школа «Святого Георгия Победоносца», НОУ «Школа «Семейный Лад»» и другие.

Критика

Критики вальдорфской педагогики указывают на то, что её школы изначально предназначались для социальной адаптации детей. Создание первого учебного заведения такого рода профинансировал владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория», желавший воспитать квалифицированных рабочих.

Примечания

  1. List of schools worldwide
  2. Rene Upitis, «In Praise of Romance», Journal of the Canadian Association for Curriculum Studies, Vol.1, No. 1, Spring 2003, pp. 53-66.
  3. UNESCO 2001 Annex VI
  4. Thomas William Nielsen, Rudolf Steiner’s Pedagogy Of Imagination: A Case Study Of Holistic Education, Peter Lang Pub Inc 2004 ISBN 3-03910-342-3
  5. The Waldorf Promise, «a CINE Golden Eagle Award winning documentary on the success of Waldorf Methods in public schools»
  6. Peter Schneider, Einführung in die Waldorfpädagogik, ISBN 3-608-93006-X, p. 16; «more than 2,000 participants per year, most of whom are state-school teachers, attend summer Waldorf pedagogical seminars in Stuttgart, Herne and Hamburg.»
  7. Stephanie Luster Bravmann, Nancy Stewart Green, Pamela Bolotin Joseph, Edward R. Mikel, Mark A. Windschitl, Cultures of Curriculum, Lawrence Erlbaum Associates, 2000. p81, » developed the Waldorf School system of education, is another whose ideas are reproduced, often less in whole than in part…in an expanding number of American public and private schools today.»
  8. P. Bruce Uhrmacher, «Uncommon Schooling: A Historical Look at Rudolf Steiner, Anthroposophy and Waldorf Education», Curriculum Inquiry, Vol. 25, No. 4. Winter 1995.
  9. 1 2 3 4 Вальдорфская педагогика : Антология // /Под ред. А. А. Пинского. — М. : Просвещение, 2003. — 494 с.
  10. 1 2 Учебные программы вальдорфских школ // М.: Народное образование, 2005.
  11. «Вальдорфская педагогика. Рукоделие и ремесла», журнал «Частная школа», № 1, 1994, стр. 42-45
  12. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка // Издательство: Народное образование, 2005 г.
  13. Динамика показателей здоровья детей в процессе обучения в условиях Средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак // Вопросы современной педиатрии. – 2007. Т. 6, № 4. – С. 150–151.
  14. Изменение показателей физического здоровья и функционального состояния вегетативной нервной системы в динамике учебного года у детей средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак, Л.И. Мозжухина // Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. – Н. Новгород, 2006. – С. 245–248.
  15. Изменение некоторых функциональных показателей организма в динамике учебного года в условиях Вальдорфской школы / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак, Г.В. Волкова // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2005. – Т. 11, № 3–4. — С. 10–12.
  16. «Преподавание физики по феноменологическому методу», «Новый педагогический журнал» № 1, 1996, стр. 27-33.
  17. Общечеловеческое образование — суть и смысл вальдорфской педагогики, журнал Директор школы, № 2 2000, стр. 57-66
  18. Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития отечественной методологии педагогических исследований на современном этапе, в сборнике научных статей «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности», М.2001 стр. 401-409.
  19. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников. Сатья в сборнике «Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования». М. 2003 стр. 184-198
  20. «Учение для жизни» — международная программа исследований достижений учащихся ПИЗА 2000 Сатья в сборнике «Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования». М. 2003 стр. 198-205.
  21. Бюллетень «В защиту науки» № 2; Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. 2006

Литература

  • Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 83. — ISBN 5-8459-0830-2
  • Рудольф Штайнер. «Принципы вальдорфской педагогики». 2012.
  • «Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
  • «Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
  • «Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
  • Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik. 1999. ISBN 3-89458-171-9
  • Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001. ISBN 3-932710-28-2
  • Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie — Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000. ISBN 3-7815-1089-1
  • Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung. DTV, 1988. ISBN 3-472-61727-6
  • Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002. ISBN 3-453-09147-7

См. также

  • Педагогика сотрудничества
  • Вальдорфская кукла

Ссылки

  • Ассоциация Вальдорфских школ России
  • Вальдорфская библиотека
  • Статья «ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ» из журнала «Курьер образования» (журнал Российской академии наук)
  • Васильев В. А. Незримый член российского образования // «В защиту науки» № 2 (2007) — стр. 57—65
  • Вальдорфская школа 1060, г. Москва

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *