Варфоломей Апостол

Апостол Варфоломей (I век до н.э. – I век)

Дни памяти: 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня, 30 июня (13 июля), 25 августа (7 сентября)

Из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа, лишь один умер своей смертью – Иоанн Богослов, в преклонных годах в своей кровати. Остальные, также как и их Учитель, сполна испили чашу страданий, приняв венец великомучеников. Их распинали на крестах, били камнями, отсекали им головы. Ни один в свой последний час не убоялся, и вытерпел все муки. А страдания были нечеловеческие. Описание смерти апостола Варфоломея до сих пор заставляет леденеть кровь.

Святой Варфоломей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка и от Луки. О нём сообщается и в Деяниях Апостолов. У данного имени несколько значений. В переводе с арамейского оно значит «сын вспаханной земли, сын полей”. Но возможно Варфоломей является арамейским отчеством, и обозначает — «сын Фалмая», или по-гречески сын Птолемея.
Последние годы все библеисты сошлись во мнении, что Нафанаил, упомянутый в Евангелии от Иоанна — это и есть Варфоломей. Если это так, то, следовательно, апостол Варфоломей был одним из первых учеников Иисуса Христа. Именно его Спаситель призвал вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

В Новом Завете сказано, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской. Он был родственником или близким другом Филиппа, поэтому в списках апостолов они упоминаются рядом. Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в сцене призвания ученик произносит фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?».

Эта известная из Евангелия цитата требует объяснения. Нафанаил-Варфоломей не поверил вести о Миссии. Галилея в то время считалось языческим местом, хотя отчасти была населена израильтянами. У израильтян же она считалась последнею областью и была презираема, потому что была заселена грешными и неверующими жителями. Иудеи, желая унизить жителей провинции, говорили: «разве из Галилеи Христос придет?”. Поэтому и Назарет, город Галилейский, считался у них самым ничтожным, самым убогим и последним городом. И Варфоломей просто повторил то, что говорили все.


Но Иисус, узнав Варфоломея ближе, и заглянув в его сердце, не стал насмехаться над невежей. Наоборот. Он сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
К сожалению, Священное Писание более точных сведений об апостоле Варфоломее не сообщает. И жизнеописание святого дошло до нас благодаря апокрифическим источникам. В них сказано, что по принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков, ученики отправились во все стороны света нести слово новой веры, истину о Мессии. Святому Варфоломею выпал жребий вместе с апостолом Филиппом идти на проповедь Евангелия в Сирию и Малую Азию. Именно туда – в восточную часть римской империи и отправились апостолы. Часто они проповедовали вместе. Иногда расходились отдельно по разным городам, чтобы вновь сойтись и удвоив силы, приводить людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.

Однажды Филипп попал в беду, когда обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии. И только благодаря своевременной помощи Варфоломея ему удалось спастись. В тех краях апостолы часто терпели оскорбления от язычников. Их заключали в темницы, избивали камнями, но, несмотря на все гонения, каждый раз с Божьей помощью им удавалось освободиться.
Если говорить о Малой Азии, с именем Варфоломея часто упоминается фригийский город Иераполь. Именно там апостол проповедовал вместе с Иоанном Богословом. Иераполь был переполнен языческими идолами, которым поклонялись все его жители. Особым почетом была окружена громадная ехидна, для которой язычники построили храм. Апостолам – Варфоломею, Иоанну Богослову, Филиппу и его святой сестре Мириамне пришлось показать все свои таланты миссионеров, чтобы отвратить сердца и души язычников от старых идолов. Чтобы воссиял свет познания, святые трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, направляя заблудших на путь истинный. Видя успехи христиан, жрецы ополчили город против апостолов. Их схватили и приговорили к смерти. Но когда Варфоломей и Филипп были распяты на крестах, случилось чудо – внезапно землю стало сотрясать так сильно, что образовался провал, в который упали градоначальник и жрецы язычники. Оставшиеся в живых горожане, пораженные Божьим знамением, сняли апостолов с крестов. Варфоломей был ещё жив, но Филипп погиб.

После погребения апостола Филиппа, святой Варфоломей пробыл несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправился далеко на Восток. Древние источники сообщают, что апостол совершил путешествие в Индию. Римский историк Евсевий Кесарийский писал, что в этой далекой стране Варфоломей оставил своим ученикам оригинальный текст Евангелие от Матфея на еврейском языке. В дальнейшем этот артефакт был найден философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.
Из Индии святой отправился в Армению, где на Арташатском холме встретился с апостолом Иудой Фаддеем.

На Кавказе Варфоломей прославился тем, что изгонял бесов из больных. Однажды правитель Армении Полимий призвал к себе апостола, так как у него была бесноватая дочь. Ученик Христа волею Божьей изгнал беса, подарив царю большую радость и сделав его счастливым. В дар за исцеление Полимий прислал апостолу целый караван с золотом, серебром и драгоценностями. Но Варфоломей отказался от богатства. Он приказал отослать караван назад к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом”.

Пораженный Полимий, видя такой пример честности, отрекся от языческих идолов. Царь не только уверовал во Христа со всем своим домом. Не только принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и дочерью. Но и одобрил крещение вельмож и своих поданных. Многие армянские города, по примеру царя, приняли святое крещение.

Язычники, видя, как на глазах рушится их могущество, взъярились на апостола, пришли в бешенство. Они подговорили брата царя – Астиага, схватить Варфоломея. Враги подстерегли апостола в городе Альбане, и там совершили скорый суд. Сначала они распяли Варфоломея на кресте вниз головой. Апостол стойко терпел муки, не переставая возвещать слово Божие. Страдая, он укреплял верующих в вере, неверующих увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Палачи не могли терпеть эти проповеди. Чтобы апостол замолчал, они со святого содрали кожу. Но Варфоломей проповедовал ещё с большим жаром… И язычники тогда в страхе отсекли мученику голову.

Так умер апостол Христов. Бывшие на месте казни верующие, сняли тело с креста, взяли голову и кожу Варфоломея. Положив их в оловянную раку, они предали останки погребению в том же городе, Альбане. Сразу же на месте погребения Варфоломея стали происходить чудеса. Спустя годы, когда в Армению вторглись полчища персов, раку выкопали и бросили в море. Мощи апостола пристали к острову ЛипАри, который расположен между Италией и Сицилией. Местный епископ Агафон накануне увидел вещий сон, и поэтому вышел к берегу сам и привел с собой весь клир. Взяв раку со святыми мощами, он с великой радостью перенес ее в свою церковь.

Так останки апостола Варфоломея на какое-то время обрели покой. Около 838 года они были перенесены в Беневенто – город возле Неаполя. Там мощи хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С Десятого века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина в Римской церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку и других местах.

К сожалению, до наших дней мало дошло исторических фактов из жизни апостолов до встречи с Иисусом Христом. Но все их деяния после сошествия на учеников Святого Духа, вызывают в нас трепет и благоговение. Апостолы знали, что их ждут бесконечные трудные дороги, постоялые дома, голод и холод, разбойники и неправедные судьи. Что им суждено умереть на чужбине. В мучениях. Не убоялись. Выполнили свой долг до последнего и теперь по праву занимают место рядом со своим Учителем.

Кондак, глас 4: Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле.

Апостол Филипп

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привёл к Иисусу Нафанаила. Еще трижды Иоанн упоминает о Филиппе На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды. Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеба для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев. Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства.

Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садится по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели. Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога. Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано всё, чего он хотел – а он этого как-то и не заметил.

Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале.

Апостол Варфоломей (Нафанаил)

Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри”. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”. Нафанаил отвечал Ему: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”».

Все это очень похоже на призвание других апостолов: так Андрей привел к Иисусу своего брата Симона. И судя по мгновенной реакции Нафанаила, он поверил в Иисуса и последовал за ним. Этот самый Нафанаил, как сообщает Иоанн, происходил из города Каны, где Иисус некогда превратил воду в вино, он был с апостолами Петром, Фомой, и Зеведеевыми сыновьями, когда Иисус явился им на Галилейском озере уже после Воскресения.

Но среди апостолов не было человека по имени Нафанаил! Или все-таки был? Судя по всему, да. Рядом с именем Филиппа в списке апостолов стоит Варфоломей, а ведь это не совсем имя – это отчество. Бар-Толмай на арамейском означает «сын Толмая». Собственное имя у него вполне могло быть Нафанаил (на древнееврейском оно означало «Бог дал»), иначе трудно объяснить появление этого человека в Евангелии от Иоанна и только в нем.

А что означает этот странный разговор Иисуса с Нафанаилом-Варфоломеем, при чем тут смоковница? Это дерево было символом мессианского века, когда, по ветхозаветным пророчествам, каждый будет «сидеть под своей смоковницей». Конечно, Нафанаил мог просто отдыхать в тени дерева в жаркий полдень, но похоже, что Иисус сказал здесь образно о чем-то очень важном для Своего собеседника. Он ожидал пришествия Мессии, наступления Царства, и когда услышал, что Мессия-таки объявился в городке под названием Назарет, тут неподалеку – рассердился на такую ерунду. В этом захолустье, среди римлян и язычников – и вдруг Мессия? Но Иисус произнес слова, прозвучавшие для Нафанаила паролем – и он отбросил все сомнения.

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, в том же Иераполе. Рассказывают и о его поездках в Армению и Индию. Он был распят вниз головой в городе Альбаны или Албанополе где-то на Кавказе, но ни в предании, ни среди современных ученых нет единого мнения о точном месте расположения этого города. Его мощи не раз переносили с места на место, с IX в. они покоятся в итальянском городе Бенвенто, а частицы их сегодня можно найти в разных местах.

Апостол Варфоломей

Варфоломей (I в.), апостол из 12

Память 11 июня, 25 августа на перенесение мощей и в Соборе двенадцати апостолов

Принадлежал к двенадцати ближайших апостолов Христовых, о чём свидетельствуют Синоптические Евангелия. Если верно отождествление его с апостолом Нафанаилом, то именно Варфоломей был тем израильтянином из Каны Галилейской в котором, по слову призвавшего его Господа, «нет лукавства» .

После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась. Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников.

Он посетил также Великую Армению , где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Анастасиуполь (или Дару). Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней.

В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Использованные материалы

См. разбор аргументов в пользу этой версии в ст. Нафанаил, апостол.

Страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата.

Кондак 1

Избранному от людей израилевых во Христова Апостола на уловление человеков, чудному Варфоломею, пения похвальная принесем, вернии, яко оставльшему дом свой, нищету Христову возлюбившему и Христово учение паче учения еврейских книжников избравшему. Ты же, святый Апостоле, всех нас, память твою честную празднующих, не остави своим предстательством и заступлением, да благодарными устнами вопием ти:

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Икос 1

Ангелов Господь и Спаситель всего рода человеча, провидев чистоту души твоея, святый Варфоломее, благоволи избрати тя во единаго от обоюнадесяте и нарещи Апостолом Своим. Мы же, дивящеся духовным дарованиям твоим, прославляем тя сице:

Радуйся, Варфоломее, великий Христов Апостоле.

Радуйся, учениче Христов усерднейший.

Радуйся, яко сердце свое непорочно имел еси.

Радуйся, яко лукавыя наставления старцев еврейских отвергл еси.

Радуйся, яко всем сердцем своим Христу прилепился еси.

Радуйся, яко вся мирския блага ни во чтоже вменил еси.

Радуйся, яко отца и матерь, братию и сестры своя ради Господа оставил еси.

Радуйся, яко во следовании за Христом истинное блаженство восприял еси.

Радуйся, учением Христовым пленивыйся.

Радуйся, в пути Христовом благо Царствия Небеснаго предвкусивый.

Радуйся, благогласнейший проповедниче Христова учения.

Радуйся, верный слуго Господь.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 2

Видя чудная дела Господа своего и Учителя и слыша из уст Его исходящее небесное учение, ясно уразумел еси, святый Варфоломее, со Апостолом Петром и прочими Апостолы вкупе, яко глаголы живота вечнаго Учитель ваш имать, и яко Он есть воистину Сын Бога Живаго, Емуже вся земля едиными усты взывати научается: Аллилуиа.

Икос 2

Разумному Солнцу Правды вседушевно восхотел еси, святый Апостоле Варфоломее, поработати и радостно приял еси заповедь Господа о проповеди овцам погибшим дому Израилева; сего ради потщался еси со всеми Апостолы по весям и градом Израилевым ходяще, болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти и всем проповедати и вещати, яко приблизися Царствие Небесное. Воспоминающе апостольския труды твоя, сия похвальная восписуем ти:

Радуйся, усердный заповедей Христовых исполнителю.

Радуйся, всего себе Господеви послушно поработивый.

Радуйся, яко не стяжал еси ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем.

Радуйся, яко ни пиры в путь, ни двою ризу, ни жезла с собою, по заповеди Христа, не брал еси.

Радуйся, яко мир Христов в домы вносил еси.

Радуйся, яко с добрыми добре пребывал еси.

Радуйся, яко от неприявших мира Христова паки себе мир приимал еси.

Радуйся, яко учение Господа своего усердно проповедал еси.

Радуйся, ты бо, по слову Христову, яко овча посреде волков с Евангелием шествовал еси.

Радуйся, яко болезни неисцельныя целил еси.

Радуйся, яко духов лукавых изгонял еси.

Радуйся, яко прокаженныя очищал еси и мертвыя воскрешал еси.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 3

Сила духовная Божественнаго учения всесовершенно плени тя, славный Варфоломее, сего ради никояже сладости мира сего восхотел еси вкушати, токмо единаго истиннаго блага желал еси присно наслаждатися, во еже слушати словеса Учителя своего, созерцати сладкий лик Господа своего, зрети дивное служение Его скорбящим и обремененным и во веки со всеми избранными Его взывати Ему ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство неизреченныя благости, Спас мира и Господь, ведый, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, тайноводствова Своя, сущия в мире, ученики, показуя им прежде Креста Своего путь добрейший смирения, начат умывати нозе другом Своим и отирати лентием; таже хлеб и вино благослови Господь и Таинство Причащения в Церкви Своей на веки утверди. Сия видев святый Варфоломей с прочими Апостолы, всем сердцем своим вожделе Учителю своему подражати и, в Его воспоминание, Святое Таинство Причащения присно совершати. За таковое твоего сердца благое изволение ублажаем тя, святый Апостоле, восхвалениями сими:

Радуйся, добрый и послушный Христов учениче.

Радуйся, благоговейный исполнителю Христовых заповедей.

Радуйся, яко сподобился еси прияти омовение ног своих от Господа твоего и Учителя.

Радуйся, яко на Тайной Вечери Тела и Крови Христовых приобщился еси.

Радуйся, Христову тайноводству научивыйся.

Радуйся, заповедь новую от Господа приявый, во еже душу свою положити за други своя.

Радуйся, смирения Христова истинный служителю.

Радуйся, словом Христовым очищенный.

Радуйся, за Господа и Христа жизнь свою положити обещавый.

Радуйся, любве Христовы проповедниче.

Радуйся, о всем мире теплый к Богу молитвенниче.

Радуйся, всех скорбящих и обремененных заступниче.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 4

Буря велиих смущений найде на тя, святый Апостоле, егда видел еси Господа своего и Учителя от предателя лестию лобзаннаго, в руце лютых и беззаконных судей преданнаго и на смерть позорную осужденнаго; егда же услышал еси святых жен мироносиц, радостную весть о Воскресении принесших, и егда своима очима сподобился еси зрети воскресшаго Господа, язвы Своя на пречистем теле Своем показующаго, тогда со всеми Апостолы, печаль свою на радость преложив, воззвал еси велегласно Господу Христу, из мертвых воскресшему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышал еси, славный Варфоломее, Божественныя глаголы Господа, по воскресении Своем отверзшаго Апостолом ум разумети Писания, яко тако подобаше пострадати Христу и воскреснути из мертвых в третий день; видел еси Господа своего с горы Елеонския во славе вознесшагося и с радостию велиею возвратился еси во Иерусалим, хваля и благословя Бога. За таковое твое радостное прославление Господа, паки во славе грядущаго судити живым и мертвым, воспеваем ти, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

Радуйся, воскресшаго Господа видети сподобивыйся.

Радуйся, гвоздиным язвам на пречистем теле Его усердно поклонивыйся.

Радуйся, яко во Христовом воскресении уверился еси.

Радуйся, яко явлением Его всесладким мудрости и разума исполнился еси.

Радуйся, со Христом, по воскресении Его, общия трапезы насладивыйся.

Радуйся, от Него Писания пророческая разумети научивыйся.

Радуйся, на горе Елеонстей, яко в преддверии небеснем, со Учителем своим обретыйся.

Радуйся, благословение Господне получити сподобивыйся.

Радуйся, Божественнаго вознесения свидетелю.

Радуйся, светлых небожителей собеседниче.

Радуйся, великия благодатныя радости в день вознесения причастниче.

Радуйся, хвалы и прославления Господа светлый источниче.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 5

Богоглаголивый Лука явственно всей вселенней повествует, яко собранным во Иерусалиме всем учеником Христовым, внезапу бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже ученицы Его бяху седяще, и явишася им разделени языцы, яко огненнии, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. С прочими святыми Апостолы Христовыми в Сионстей горнице и ты был еси, блаженне Варфоломее, и дара языка сподобился еси получити, и с велиею радостию и крепким дерзновением, Духом Святым водимый, научился еси иными языки в Троице славимому Богу непрестанно взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Увидел еси, святый Апостоле Варфоломее, в павшем ти жребии проповедати Христово Евангелие в Сирии, Асии и прочих соседних странах со Апостолом Филиппом вкупе, повеление Самаго Господа. Сего ради тягостных путей апостольских не убоялся еси, страданий за Господа Христа не устрашился еси и, купно с Филиппом, единаго Господа в сих странах проповедал еси; тогда и Лидийския и Мизийския грады и веси оглашени быша проповедию апостольскою. Дивящися сим благовестническим трудом твоим, сице радостно тебе глаголем:

Радуйся, неленостный исполнителю заветов Христовых.

Радуйся, безбоязненный проповедниче Христова Евангелия.

Радуйся, яко со Апостолом Филиппом и сестрою его Мариамною по градам и весям Асийским и Лидийским с благовестием шествовал еси.

Радуйся, яко со Апостолом Иоанном Богословом благодатными утешении наслаждался еси.

Радуйся, неустанный к Богу молитвенниче.

Радуйся, дара любве к Богу и людем усердный приумножителю.

Радуйся, покаяния учителю.

Радуйся, смирения наставниче.

Радуйся, идолов сокрушителю.

Радуйся, великих Таин Божиих провозвестниче.

Радуйся, огненными словесы своими слух языческих людей огласивый.

Радуйся, ко Христу детоводителю их прилежный.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 6

Проповедницы учения Христова усерднейшии явишася святии Варфоломей, Филипп и блаженная Мариамна, егда со Христовым Евангелием внидоша во град фригийский Иераполь, иже бе исполнен мерзких идолов, ослепленнии же людие его боготвориша змии и ехидны. Первее святии Апостоли, со Иоанном Богословом вкупе, велию ехидну молитвою своею победиша и копием умертвиша; послежде же день и нощь ко славе Божией труждающеся, научиша многия воспевати купно с ними песнь хвалебную Господеви: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия обильно свет учения Христова во граде Иераполе, егда святый Варфололей, с Филиппом и Мариамною вкупе, отверзоша очи некоему Стахию, четыредесят лет слепотствующему, жену Анфипата Иерапольскаго, змием угрызенную, от одра смертнаго воздвигоша, еще же и многи недужныя исцелиша и бесныя уврачеваша. Анфипат же злый, ярости исполнися, егда услыша, яко жена его веру Христову прият, повеле святых Апостолов лютым мукам предати. Мы же, воспоминая сия славныя страдания и подвиги во славу Христа, восхваляем святаго Апостола Варфоломея всеусердно:

Радуйся, Духа Святаго сосуде вседрагий.

Радуйся, велиих чудес совершителю.

Радуйся, слепым зрение даровавый.

Радуйся, хромым благошествие устроивый.

Радуйся, от укушения ядовитых змий целителю.

Радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, неустрашимый исповедниче всесладкаго имене Христова.

Радуйся, купно с Филиппом на смерть осужденный.

Радуйся, на стене идольскаго капища распятый.

Радуйся, силою Божиею невредим сохранивыйся.

Радуйся, чудесы своими многи ко Христу обративый.

Радуйся, Стахия во епископа Иерапольскаго поставивый.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 7

Хотя вси концы вселенныя учением Христовым огласити, святый Варфоломей, от лютых гонений Анфипата Иерапольскаго избавленный, с проповедию Христовою, Духа Святаго повелением, прииде во Индийския страны, идеже во славу Христову нимало времени потрудися, шествуя из града во град, из веси в весь, благосвествуя мир Христов, исцеляя болезни неисцельныя и научая люди стран Индийских оставити идолы безстудныя, единому же Богу, благодеющему всем, взывати: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное благопопечение о людех стран Индийских явил еси, святый Апостоле, егда насельники стран сих просветив и Церковь тамо устроив, Евангелие от святаго Матфея, с собою носимое, на язык их преложи, и самое то Евангелие, от Матфея написанное, у нихже остави. Сего ради просвещеннии тобою людие стран Индийских благодарно воспеваху ти, святый Варфоломее, тако:

Радуйся, великий наш Апостоле.

Радуйся, во Христе отец наш чадолюбивый.

Радуйся, муками рождения о нас болезновавый.

Радуйся, Христа Господа в нас вообразивый.

Радуйся, идольскую лесть обличивый.

Радуйся, ко истинному свету вся ны наставивый.

Радуйся, словеса Евангелия Христова нам оставивый.

Радуйся, Церкве Божия устроителю.

Радуйся, неустанный о нас пред Престолом Божиим предстоятелю.

Радуйся, о всем мире теплый пред Богом ходатаю.

Радуйся, крепкое наше упование.

Радуйся, о нашем спасении изрядный попечителю.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 8

Странно есть неверующим слышати, како святый Апостол Варфоломей, светом истины Христовы осиявый страны Индийския, паки новую ниву, Христовым учением невозделанную, обрете, и на конец жития своего в Великую Армению устремися, да просветит и зде люди, во тьме и сени смертней седящия, и да научит их единому Творцу и Господу благодарными усты воспевати: Аллилуиа.

Икос 8

Весь духом горя о славе Господней, прииде святый Апостол Варфоломей в Великую Армению и усердно воззва в молитве своей ко Господу, да посрамлени будут беси, во идолех страны тоя обитавшия, и да будут ниспровергнуты бездушнии идоли; и не тща бе молитва святаго Апостола: беси умолкоша, идоли падоша, людие же сего бесовскаго мучительства и безумия избавльшеся, восхваляху святаго просветителя своего сицевыми радостными воззвании:

Радуйся, Апостоле, красными ногами своими землю нашу освятивый.

Радуйся, святую истинную веру всем нам возвестивый.

Радуйся, бесов изгонителю.

Радуйся, идолов сокрушителю.

Радуйся, в молитве и дерзновении пламенеющий.

Радуйся, во святем служении Господу добрый пример нам показующий.

Радуйся, дивный Христов благовестниче.

Радуйся, преславный чудотворче.

Радуйся, болезни наша врачующий.

Радуйся, скорби наша разгоняющий.

Радуйся, всех нас истинно возлюбивый.

Радуйся, всем нам путь ко спасению показавый.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 9

Вси людие Великия Армении зело удивляхуся, зряще чудеса и знамения тобою, святый Апостоле, совершаемая; егда же видеша идолы падшия, духи нечистыя изгонимыя, славляху Бога, дивнаго во святых Своих, и воспеваху Ему благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык человеческий не возможет достойно восхвалити болезни и труды твоя, знамения и чудеса, святый Апостоле, в Велицей Армении бывшая; сила же знамений сих даже до царева дому достиже, егда из дщере царевой молитвою твоею бес изгнася. Егда же царь и вси людие твою во Христе нелицемерную нищету узревше, обратишася ко Христу, тогда вся Великая Армения от царева дому и до обиталища бедных огласися сицевыми радостными и хвалебными пении тебе, великому Апостолу и чудотворцу:

Радуйся, чудотворче предивный.

Радуйся, всех болящих врачу безмездный.

Радуйся, славу Христову паче земных сокровищ возлюбивый.

Радуйся, о спасении душ человеческих прилежавый.

Радуйся, царя Полимия, царицу и дщерь их ко Христу обративый.

Радуйся, и царедворцы знатныя, и от простых людей нимало святым Крещением просветивый.

Радуйся, нищету духовную и телесную возлюбивый.

Радуйся, славный безсребрениче.

Радуйся, Великия Армении просветителю.

Радуйся, отче наш чадолюбивый.

Радуйся, райския двери нам отверзающий.

Радуйся, от пути погибельнаго нас исхищающий.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 10

Спасению новых и новых людей работая, достигл еси, святый Апостоле Варфоломее, блаженнаго конца жития своего: жрецы бо идольстии в Велицей Армении видяще, яко препитания своего лишахуся, научиша царева брата, лютаго Астиага, да погубит тя, святый Апостоле. Сей же, неистовый, предав тебе во граде Альбане многим мукам, повеле на кресте стремглав распяти тя, да престанут уста твоя вещати учение Христа распятаго; ты же, Апостоле, и на кресте радостно взывал еси Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Царя и Господа не престал еси проповедати, святый Апостоле, усты своими и вися стремглав на кресте: учил бо еси собранныя на позор сей люди твердо за веру Христову стояти, согласно заповедем Евангельским жити и неверныя ко Христу привлекати. Мы же, дивящеся укрепляющей тя силе Божией и твоему, святый Апостоле, мужеству, в похвалу тебе сице глаголем:

Радуйся, славный Христов мучениче.

Радуйся, Христова учения исповедниче дерзновенный.

Радуйся, устами своими даже до смерти истину Божию проповедавый.

Радуйся, терпением своим всю вселенную удививый.

Радуйся, в смертный час твой тысящи людей ко Христу привлекий.

Радуйся, явный благодатныя силы Христовы свидетелю.

Радуйся, позор крестныя смерти, яко победный венец, радостно понесший.

Радуйся, в час смертных мучений своих с Господем в единении пребывый.

Радуйся, в смертном часе райския сладости на земли предвкусивый.

Радуйся, в сей райстей сладости Божественнаго естества истинный причастниче.

Радуйся, терпения усердный учителю.

Радуйся, всяких добродетелей вместилище.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, славный Апостоле Христов Варфоломее, смертный твой час на древе крестнем воспоминающе, дивимся твоему священному за Христа заколению, со слезами ублажаем твою кончину, егда мучитель лютый повеле и кожу с твоего честнаго тела содрати; ты же, святый Апостоле, не престал еси Господа восхваляти до того блаженнаго часа, егда с кожею твоею глава твоя, велением мучителя, усечена бысть, чистая же душа твоя, святый Апостоле, восхищена бысть на небеса воздавати славу Господеви и со светлыми небожители во веки взывати Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Свет велий во исцеление немощей человеческих возсия от честных мощей твоих, славный Апостоле, во граде Альбане, егда вернии, вземше по кончине твоей со креста честное тело твое, во оловянней раце благоговейно, вкупе с главою и кожею, положиша. Егда же невернии бесов служителие узреша, яко мнози в той стране от неверных ко Христовой Церкви прилагахуся, ввергоша в море честныя мощи твоя: тии же во оловянней раце, аки в легцей ладии, по водам понесошася, дондеже пристаху ко острову Липару, идеже епископ Агафон, по Божию откровению, с народом и клиром с радостию сия прият и во храме благоговейно постави, воспевая тебе сице:

Радуйся, славный Апостоле Христов.

Радуйся, верный самовидче Бога Слова и слуго Его.

Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.

Радуйся, чудес неистощимый источниче.

Радуйся, яко мощи твоя от востока и до запада имя Господне восхвалиша.

Радуйся, яко шествием мощей твоих море освятися.

Радуйся, Сирии и Асии просветителю.

Радуйся, Иераполя фригийскаго Апостоле.

Радуйся, яко с проповедию Христовою даже до Индии дошел еси.

Радуйся, яко насельников брегов моря Хвалынскаго светом Христова учения просветил еси.

Радуйся, яко Великую Армению ко Христу привел еси.

Радуйся, яко и нас пришествием мощей твоих сладостно утешил еси.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 12

Благодать от Господа достойно подражати житию твоему и прославляти болезни и труды твоя, подаждь нам, святый Апостоле, якоже иногда Иосифу Песнописцу, егда в навечерие праздника твоего явился еси ему во олтари и святым Евангелием благословил еси его, да и мы молитвами твоими, благодатию Божиею озареннии, купно со всею вселенною Господеви со умилением взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое за Христом последование, восхваляем дивная апостольския труды твоя, благоговейно чтим двукратное твое за Христа распятие, ублажаем честныя твоея главы отсечение, славим неисчетная чудеса от честных мощей твоих и в похвалу велегласно тебе глаголем:

Радуйся, проповедию твоею многи концы вселенныя огласивый.

Радуйся, многия люди ко Христу приведый.

Радуйся, мудрый Евангелия Христова проповедниче.

Радуйся, Христовых заповедей твердый исполнителю.

Радуйся, яко жителие острова Липара и града Беневента, идеже мощи твоя почивают, яко своего Апостола тя почитают.

Радуйся, яко подвигам твоим вся вселенная дивится.

Радуйся, во Христе отец наш многопопечительный.

Радуйся, Апостоле, о нашем спасении зело рачительный.

Радуйся, яко в день Страшнаго Суда Христова возсядиши на единем от обоюнадесяте престолов, да судиши со Христом всю вселенную.

Радуйся, яко за праведников ходатаем пред единым Судиею и Господем в той час явишися.

Радуйся, славных дел Божиих возвестителю.

Радуйся, злых козней сатанинских сокрушителю.

Радуйся, святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее.

Кондак 13

О святый славный и всехвальный Апостоле Варфоломее! Приими сие от нас, недостойных, приносимое тебе хвалебное пение, и якоже ты сам всем сердцем, душею и телом предал еси себе на служение Господеви своему и Учителю, тако и нас, молитвами твоими, сподоби жизнь свою во славу Господню устрояти, вся от Него посылаемая со благодарением приимати, и тако тебе подражающе, вечное Царствие наследовати и Господеви, Творцу нашему и Промыслителю, с тобою и всеми святыми во веки воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Молитва

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

1. Есть, как утверждают историографы, три Индии. Первая Индия та, что ведет в Эфиопию, вторая – в Мидию, третья же край света собою являет, ибо с одной стороны у нее царство мрака, с другой – Море Океан. В эту-то Индию и пришел апостол Варфоломей и, вступив в храм идола Астарота, притворился там чужеземным странником.

А в идоле том обитал некий демон, утверждавший, будто исцеляет он немощных, но лишь тех исцелял, на кого сам же он порчу и навел. А так как не знали они Бога истинного, не избежать им было обмана от ложного бога. Обманывают же ложные боги тех, кто не имеет Бога истинного, вот какою хитростью: насылают на них страдания, немощи, увечья опасные и, давая оракулы, требуют жертв себе, благодаря которым якобы исцеляются немощные. И кажется глупцам, что лечат их демоны, но врачуют те, не исцеляя, а лишь порчу прервав. А поскольку вредить прекращают, кажется, будто и впрямь исцелили.

И вот с тех пор, как святой апостол Варфоломей появился там, не давал Астарот никаких оракулов и не мог помочь никому из тех, на кого он порчу навел. И хотя уж полон был храм недужных, ежедневно совершавших жертвоприношения, ни единого оракула не дал Астарот, а привлеченные из дальних стран немощные все прибывали. И когда ни жертвами, ни привычными для них самоистязаниями каждодневными ничего они не добились и по-прежнему не мог им демон ни единого оракула дать, потянулись они в другой город, где почитался иной демон, имя коего было Бейрет. И совершив там жертвоприношения, стали они допытываться, отчего их бог Астарот не дает им оракулов. Бейрет же в ответ сказал:

– Пленен бог ваш и столь крепко связан путами огненными, что с того часа, как пришел туда апостол Варфоломей, ни вздохнуть не смеет, ни слова вымолвить.

Говорят они ему:

– Да кто ж он, этот Варфоломей? Отвечал им демон:

– Друг он Бога всемогущего и для того пришел сюда, в страну эту, чтобы все кумиры низвергнуть, коим индийцы поклоняются.

Говорят ему идолопоклонники:

– Назови нам приметы его, ведь иначе средь многих тысяч людей опознать мы его не в силах.

2. И сказал демон в ответ:

– Волосы на голове черные и курчавые, тело светлое, глаза большие, нос ровный и прямой, уши локонами прикрыты, борода густая, с легкой проседью; фигурой строен, ростом не выделяется ни высоким, ни малым; одет в белый, подбитый пурпуром колобий, облачен в белый палий, в каждом углу которого гемма пурпурная имеется. Уже двадцать шесть лет не грязнятся и отнюдь не ветшают одежды его. Так же и сандалии, хоть и носит он их двадцать шесть лет, отнюдь не ветшают. Сто раз на дню и сто раз ночью молится на коленях он Богу. Голос его, словно труба, силен. Ходят с ним ангелы Божьи и чтобы голодал он или томился – не допускают. Облик и дух его всегда неизменны, все провидит, все знает, на любом языке любого народа говорит и мыслит. Вот и о том, что спросили вы и какой ответ на это я даю, уже знает он, ибо служат ему ангелы Божьи и обо всем его извещают. И когда станете вы искать его, коли пожелает – явит себя вам, а коли не захочет – узреть его не сможете. И заклинаю я вас: как найдете его, умолите, чтоб не приходил он сюда и чтоб ангелы, с ним обретающиеся, не делали со мною того, что сделали они с коллегой моим Астаротом.

И сказав так, демон умолк.

3. И вот, вернувшись, принялись осматривать они одежду и лица всех чужеземцев, но и за два дня не нашли его. А на третий день завопил вдруг какой-то бесноватый:

– Апостол Божий Варфоломей, опаляют меня речи твои!

Молвил тогда ему апостол Божий:

– Умолкни и вон из него изыди!

И тотчас обрел покой человек, долгие годы терзаемый демоном.

А так как у царя страны той, Полимия, была дочь падучей болезни подвержена, известили его обо всем, что с бесноватым случилось. И послал за апостолом царь и просил его391: «Тяжко мучается дочь моя. Умоляю помочь ей, как помог ты страдавшему долгие годы Псевстию».

И, поднявшись, шел за посланцем апостол, покуда не увидел царскую дочь. Была она путами стянута, ибо рвалась искусать всех. Тех же, кого ей схватить удавалось, загрызала насмерть, и никто не смел приблизиться к ней. Немедля приказал развязать ее апостол.

Говорят ему слуги:

– Да кто ж осмелится к ней рукой прикоснуться?!

А апостол им:

– Чего же бояться вам? Уж скован мною враг, который в ней обретался. Ступайте и развяжите ее, и искупайте, и дайте отдохнуть ей, а завтра утром приведите ее ко мне.

Пошли они и сделали все, как велел апостол, и не мог уж больше глумиться над нею демон.

Нагрузил тогда царь золотом, серебром, коврами и самоцветами верблюдов и принялся искать апостола, но нигде не нашел его. И вернулось все это в царский дворец.

4. А на исходе ночи, когда занималась уже заря грядущего дня, явился вдруг апостол один на один царю в опочивальне его, хоть и заперта дверь была, и сказал ему:

– Чего ради весь день искал ты меня с золотом и серебром, коврами да самоцветами? Надобны дары эти тем, кто земных богатств ищет. Я же ничего бренного и земного не жажду, а хочу лишь только, чтобы знал ты: пожелал родиться, подобно человеку, из лона девы Сын Божий, дабы человек, в утробе девы зачинаемый, уже в сокровеннейших недрах ее сопричастен был Богу, который создал и небо, и землю, и море, и все, чем полны они. Родившись же подобно человеку из чрева девы, через рождение человеческое восприял начало Тот, Кто никогда начала не имел, но всегда Сам началом был и всему начало дал – творению видимому и невидимому. Дева же та, от замужества клятвенно отрекаясь, первая всемогущему Богу обет девственного служения принесла. И потому говорю я «первая», что от начала веков, с тех пор, как создан был человек, такого обета ни одна Богу не давала; эта же первой средь жен так душу свою возвысила, что сказала Богу: «Господи, Тебе приношу невинность свою» – и решила, что из любви к Богу непременно останется она девой, хоть и не учили ее тому ни человек, ни писание, и примеров для подражания она не имела.

И вот, сияя как солнце, появился внезапно, прямо в затворенной келье ее, архангел Гавриил. И так как была она испугана видением сим и охвачена трепетом, молвил ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо сподобилась ты милости Божией и понесешь «. Она же, одолев робость, спокойно молвила: «Как же случится сие, ведь не знала мужа я?» Отвечал ей ангел: «Сего ради сойдет на тебя Дух Святой и осенит тебя благодать Всевышнего, и потому рожденное тобой будет свято и Сыном Божиим наречется»392.

И родившись, позволил Он искусить Себя тому дьяволу, который первого человека победил, склонив вкушать с древа, Богом заповеданного. И допустил Он, чтоб приблизился нечистый к Нему и, как некогда первому человеку Адаму устами жены сказал: «Ешь!», и съев, был тот из рая низринут и в сей мир изгнан и весь род людской породил, – так же бы и Ему сказал: «Вели камням этим, чтоб хлебами стали, и ешь, дабы не истощиться». Сам же ответил ему: «Не только хлебом жив человек, но всяческим словом Божиим». И дьявол, который вкушавшего человека некогда победил, лишен был плодов победы своей постящимся и воздержанным. И тому быть следовало, чтоб победивший некогда сына девы сыном же девы и побежден был».

5. Говорит ему царь:

– Но почему назвал ты девой ту, первую, которая вместе с Богом человека породила?

Отвечал апостол:

– Благодарю Бога, что со вниманием слушаешь ты. Так вот: первый человек, Адамом названный, создан был из земли. Земля же, из которой он создан был, девой тогда еще оставалась, ибо не была она ни кровью людскою осквернена, ни разъята для погребения тела. Потому-то и следовало, как уж сказал я, чтобы тот, кто некогда сына девы победил, сыном же девы и побежден был. А поскольку с помощью изощренного коварства добился дьявол, чтоб человек вопреки запрету Бога вкусил и был из рая изгнан и доступа в рай лишен, сделал так этот Сын девы, чтоб силе дьявольской позволено было к Нему подступиться. Была же она такова, что схватил нечистый Сына девы, словно коршун птицу, и бросил Его в пустыню к диким зверям и сорок дней не говорил Ему «ешь», ибо не видел, что Тот алчет. И решил про себя дьявол, что ежели по прошествии сорока дней не взалчет Он, значит наверняка это истинный Бог. А Бог был истинным! Вернее – есть! Но, будучи также и человеком истинным, не открывался Он никому кроме тех, кто сердцем чист393 и в добрых делах настойчив.

Когда же увидал Сатана, что по прошествии сорока дней взалкал Господь, и почти уверившись, что вовсе не Бог перед ним, сказал Ему: «Чего томишься? Делай камни хлебами и ешь!»

Отвечал ему Господь: «Слушай, дьяволе, ведь потому над людьми ты властвуешь, что прародитель людей Адам, презрев заветы, ему Богом данные, поддался уговорам твоим. Я же, завет Бога храня, вкушать не стану, дабы мне, человеку, одолеть тебя и лишить той власти, кою обрел ты через падение Адамово».

Увидел дьявол, что отвергнут он, и, призвав себе в помощники другого ангела-отступника именем Маммона, явил безмерное множество золота, серебра и всю славу этого мира и сказал Господу: «Отдам тебе все это, если поклонишься мне». Говорит ему Господь: «Ступай прочь, Сатана, ибо писано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»».

А еще было искушение гордостью, которое претерпел Он на вершине храмовой башни, дабы тот, кто человека, сына девы-земли, единожды победил, трижды побежден был Сыном Святой Девы394.

И как всякий победивший тирана посылает ближних своих, чтоб повсеместно, где тиран властвовал, утвердили они пославшего их царя победителем и триумфатором, так и сей человек Иисус Христос, победив, послал нас во все страны, дабы изгоняли мы слуг дьявола, в статуях храмовых обитающих, а людей, кои им поклоняются, из-под ига деспота побежденного выводили. И потому серебра и золота мы не приемлем395, но подобно Ему, презиравшему их, презираем. Ибо богатыми только там быть желаем, где лишь Его власть царит, где нет места болезням и усталости, где смерть и печали неведомы, где вечное счастье и блаженство непрестанное, где беспредельна радость и ликование нескончаемо.

И вот с тех пор, как вступил я в храм сей, держу связанным демона, который, в идоле сидя, давал оракулы вам. И помогают мне в том ангелы Пославшего меня. Коли крестишься ты и прозрения удостоишься, дам узреть тебе его и узнать, от какой беды ты избавился. И послушай, из-за какой хитрости кажется, будто всех недужных, что лежат в храме, лечит тот дьявол, который, как уж не раз говорил я, первого человека победил и через ту победу страшную власть обрел, но при этом над одними – большую, над другими же – меньшую. Большую – над теми, кто больше грешит; меньшую – над теми, кто грешит меньше. Так вот, делает оный дьявол посредством ухищрений своих людей больными и понуждает их верить в идолов. А чтобы над душами их власть захватить, тотчас снимает с них порчу, едва скажут они камню, металлу или иному чему: «Ты бог мой». Потому-то и ходят они каждый день и говорят металлу: «Ты бог наш». Но так как держу в оковах я демона, который в сей статуе обретался, не может он приносящим жертвы и поклоняющимся ему ни единого оракула дать. Коли убедиться хочешь, что так и есть оно, прикажу я ему, и вернется он в статую эту, и заставлю признаться его, что скован и оракулы дать не в силах.

Говорит ему царь:

– Завтра в час дня собрались жрецы приносить ему жертвы. Появлюсь там и я, чтоб на дело это дивное поглядеть.

6. И вот, на другой день, в первом часу, завопил вдруг демон жертвователям своим:

– Прекратите, жалкие твари, приносить мне жертвы! Не больше страдаете вы, чем я, закованный в узы огненные ангелами Христа. Распяли Его иудеи, думая, что подвластен Он смерти. Он же саму царицу нашу Смерть полонил и жениха ее, владыку нашего, путами огненными связал. А победив Смерть и дьявола, на третий день воскрес и, вручив символ креста Своего апостолам Своим, по всему свету их разослал. Вот один-то из них меня в оковах и держит. Ох и прошу же я вас: умолите его, чтоб позволил он мне в другую страну уйти.

Говорит тут апостол Варфоломей:

– Признавайся-ка, гнусный демон, кем это порча наведена на всех, кто недугами тут разными мается?

Отвечал демон:

– Владыка над нами – дьявол, вот так же некогда скованный, он-то и подсылает нас к людям, дабы сперва губили мы только плоть их, ибо над душами, пока жертв они не приносят, не властны. Но едва принесут ради исцеления тел своих они нам жертвы, снимаем с них порчу, ибо теперь и над душами власть обрели. И оттого-то, что портить перестаем, кажется, будто лечим. И почитают нас словно богов, хотя мы, конечно, суть демоны, слуги того, кто был посрамлен на кресте распятым Сыном Девы Иисусом. С того дня, как пришел сюда ученик Его апостол Варфоломей, чахну я, раскаленными цепями крепко скованный, и теперь лишь потому говорю, что приказал он мне. Иначе не посмел бы я говорить при нем, как не посмел бы и сам владыка наш. Говорит ему апостол:

– Почему ж не исцеляешь тех, кто собрался здесь?

Отвечал ему демон:

– Мы ведь тела губим, и, коли душу сгубить не успели, тело недуг одолеет.

Говорит ему апостол:

– А каким же образом души вы губите?

Отвечал демон:

– Едва поверят они, что мы-то и есть боги, и жертвы нам принесут, отвернется Бог от приносящих жертвы, и уж тут мы не раны телесные исцеляем, а пробираемся в душу.

Молвил тогда апостол народу:

– Вот кого вы богом считали! Вот кого вы считали целителем вашим! Внемлите ж отныне истинному Богу, Творцу вашему, на небесах сущему, а камням бесполезным не верьте. И коли хотите, чтоб помолился я за вас и чтобы всяк, кто присутствует здесь, вновь здоровье обрел, низвергните идола этого и разбейте. А когда сделаете это, освящу я храм этот во имя Христово и вас в этом храме крещеньем благословлю.

Принесли тут все по приказу царя канаты и вороты, но не смогли изваяние опрокинуть. И сказал им апостол:

– Снимите путы с него!

И когда развязали их, говорит он сидевшему там демону:

– Коли не хочешь, чтоб повелел я тебе в бездну броситься, изыди из кумира этого и сокруши его. И ступай в пустыню безлюдную, где ни птица не летает, ни земледелец не пашет и голос человеческий не звучит никогда.

И выйдя тотчас наружу, стал крушить подряд демон все кумиры и не только главного идола уничтожил, но и всю украшавшую храм скульптуру396. А заодно и живопись всю истребил.

7. И закричали тут все в один голос: «Один Бог Всемогущий, коего проповедует апостол Его Варфоломей».

Варфоломей же, воздев длани свои Богу, сказал:

– Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова, Который ради нашего искупления послал Сына Своего единородного, Бога нашего и Господа, дабы всех нас, кои рабами греха были397, искупил Он кровью Своей и детьми Твоими сделал; истинный Бог Он, через Которого Ты познаешься, ибо всегда тот же Ты и неизменным пребываешь: един с Сыном Отец, как и един с Духом Святым, и воистину один Бог Отец нерожденный и один Сын Его единородный, Господь наш Иисус Христос, и один Дух Святой, от Отца исходящий, податель света и наставник душ наших, и есть Он в Отце и в Сыне Твоем, Господе нашем Иисусе Христе, Который дал нам от Себя эту власть, дабы исцеляли мы немощных, слепых наделяли зрением, очищали прокаженных, паралитиков излечивали, демонов обращали в бегство и мертвых воскрешали398, и сказал нам: «Истинно говорю вам, чего б ни попросили вы у Отца Моего во имя Моё, даст Он вам»399. И потому прошу я именем Его, чтобы исцелилась вся толпа сия, дабы узнали все, что один Ты Бог на небе и на земле, и в море, даровавший спасение нам в Господе нашем Иисусе Христе, через Которого Тебе, Богу Отцу, честь и слава со Духом Святым на вечные веки веков.

И когда ответили все «аминь «, появился сияющий, как солнце, крылатый ангел Господень и, облетев с четырех сторон храм, начертал перстом своим знак креста на ровных плитах и сказал:

– Вот что говорит пославший меня Господь: «очищены все вы от болезней ваших и очищен храм сей от всякой нечисти». И велел Он обитателя храма этого, которому приказал апостол Божий идти в место пустынное, прежде вам показать. Увидев его, не пугайтесь, но тем же знаком, что начертал я на камнях сих, осените перстами лбы свои, и бежит от вас всякое зло.

И явил тут он им огромного, чернее сажи египтянина, знойного ликом, с бородою длинной, космами до пят, глазами пылающими, будто железо раскаленное; изо рта его искры сыпались, из ноздрей вылетало пламя серное, и были крылья его пернатые, словно еж, колючи, и крепко связаны за спиною руки путами огненными.

И сказал ему ангел Господень:

– Коли внял ты слову апостола и очистил храм сей от всякого рода скверны, отпускаю тебя я, как и обещал апостол, дабы шел ты туда, где нет речи людской и быть не может, и останешься там вплоть до Судного дня.

И едва освободил его от пут ангел, тот, издав мерзким голосом вопль отвратительный, улетел и уж впредь никогда не показывался. Ангел же Господень улетел, зримый всеми, на небо.

8. И крестился тогда царь вместе с женою своей и двумя дочерями, и со всем войском своим, и со всем людом исцеленным, и со всем народом города своего и соседних городов, царству его сопредельных, и, сняв диадему и одежды пурпурные, неотступно стал следовать за апостолом.

Собрались меж тем жрецы всех храмов и, придя толпой к брату его старшему, царю Астригу, сказали:

– Сделался брат твой учеником чародея, который храмы наши захватывает и наших богов сокрушает.

И едва кончили они плакаться, тотчас из других городов жрецы о том же плакаться стали.

Послал тогда разгневанный царь Астриг со жрецами тысячу мужей вооруженных, дабы, разыскав где угодно апостола, привели они его в оковах к нему. И когда исполнено это было, обратился к апостолу царь Астриг:

– Не ты ли тот, кто в безумье поверг и разорил брата моего?

Отвечал ему апостол:

– Не разорил я его и не в безумье поверг, но одарил и образумил.

Говорит ему царь:

– Не ты ль призывал сокрушать богов наших?

Отвечал апостол:

– Дал я власть обитавшим в них демонам, чтобы сами они нелепых идолов истребили, дабы народ весь, оставив заблуждения, уверовал в Бога всемогущего, на небесах пребывающего.

Говорит ему царь:

– Заставил ты брата моего забыть бога собственного и в твоего Бога поверить, вот и я заставлю тебя твоего Бога забыть и, в моего поверив, жертвы ему приносить.

Говорит ему апостол:

– Бога, коему твой брат поклонялся, связанным явил я и закованным и приказал, чтобы сам изваяние свое он разрушил. Если в силах ты и с моим Богом то же сделать, сможешь и меня к жертвоприношениям принудить. А поскольку не в силах ты ничего повелеть Богу моему, сокрушу я всех богов твоих, ты же уверуешь в моего.

9. И лишь проговорил он это, известили царя, что низвергся бог его Ваалдат и в прах рассыпался. Разодрал тогда царь одежды пурпурные, в кои облачен был, и велел бить палками святого апостола Варфоломея и приказал, избив, обезглавить.

И пришли в бессчетном числе жители двенадцати городов, уверовавшие вместе с царем Полимием благодаря апостолу, и унесли тело его со всеми почестями и пением гимнов, и построили базилику дивной величины, и положили в ней тело его.

А через тринадцать дней после погребения пришел к храму этому охваченный беснованием царь Астриг и все жрецы вместе с ним. И мучались там они, одержимые демонами, убеждаясь в апостольстве святого Варфоломея. Да так и сгинули.

И были все неверные поражены страхом и трепетом, и все до одного уверовали они, и были в свой черед крещены пресвитерами, поставленными еще апостолом Варфоломеем. А через Откровение, явленное всему народу и всему клиру, дан им был во епископы царь Полимий. И стал он именем апостола чудеса творить. Продолжалось же епископство его двадцать лет. И наставив всех и умиротворив вполне, и вполне укрепив, отошел он к Господу, Которому честь и слава во веки веков! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *