Варлаама хутынского монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Хутынь

Монастырь изначально основан как мужской в конце XII в. прп. Варлаамом в местечке Хутынь на правом берегу Волхова. Известность получил в конце XV в. после посещения царем Иоанном III. Несмотря на ущерб, полученный в Смутное время, к концу XVIII в. это был один из богатейших северных монастырей. Закрыт в 1920-х, сильно пострадал во время ВОВ. В 1994 возвращен епархии и возобновлен как женский монастырь.

Великий Новгород

Великий Новгород (до 1999 года официальное название — Новгород; ст.-слав. Новъ Градъ) — город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века — центр Новгородской республики, известной как «Господин Великий Новгород».

Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н. э.) . Период начального заселения отражен десятками версий позднелетописного Сказанием о Словене и Русе, его арабо-персидскими краткими вариантами.

C VIII века — центр ряда селений Приильменья, в IX — XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц). По мнению специалистов, древнескандинавское слово gardr не означало «город» и никогда не употреблялось в названиях городов. Им обозначались хутора или небольшие поселения, обнесенные оградой, и потому оно часто использовалось в названиях хуторов и усадеб.

Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия.

«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря : Словен? свою волость (свое княжение — во многих других летописях) им?ли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше.»

Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется c VIII-IX века.

Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной:

«Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой — второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в. «

Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте посёлка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров чётко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова: «на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря».», что убедительно подкрепляется археологическими данными . Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает — в частности — 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира — эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес(Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX-XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. -307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.).

* 862 — сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»:

» В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

* К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.
* C 1136 по 1478 период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем.
* 1142 — «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.
* 1228 — финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.
* 1234 — нападение литовского войска на Русу.
* 1240 — ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве.
* 1241 — ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода.
* 1242, 5 апреля — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.
* 1283 — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.
* 1293 — татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать), разоряют Волок.
* 1300 — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.
* 1318 — новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або.
* 1323 — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.
* 1364 — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.
* 1446 — голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы.
* 1478 — Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству.
* зима 1569-1570 — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч человек до 700 тысяч человек. В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.
* 1611-1617 — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорён. К концу оккупации в городе осталось несколько сотен жителей.
* 1650 — Новгородское восстание

В Великом Новгороде сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. Наиболее древний из них — собор святой Софии, строительство которого начато в 1045 году. Он находится внутри кремля — исторического центра города (современные стены кремля возведены в XV веке). C 1999 года решением Новгородской областной Думы (Постановление № 261-ОД) в городскую черту города включено знаменитое Рюриково городище.

Из более поздних достопримечательностей города наиболее известен памятник Тысячелетию России, установленный в 1862 году по проекту скульптора М. О. Микешина.

Сайт: http://www.adm.nov.ru

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Русской Православной Церкви на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище.

Монастырь был закрыт в 1925 году.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь.

СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Каменный собор с южным Архангельским и северным Покровским приделами (1646).

ЦЕРКОВЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены.

ЧАСОВНЯ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Деревянная часовня на Варлаамовой горке.

ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Больничная церковь монастыря.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Домовая церковь при настоятельских покоях.

За окном лежит пушистый снег. Стайка воробьев устроила совещание на яблоневой ветке по поводу празднования Нового года. Мысли вертятся вокруг выбора подарков друзьям и родственникам. В вечернем городе суматоха. Все ждут чудес. Тех, от которых бы дух захватывало, хотелось становиться лучше. Тех самых, к которым с благоговением относились наши предки.

Новгородская история знает чудес немало. Многие их них связаны с именами святых. Вам их расскажет любая бабушка. А под Новый год, к тому же, когда невольно подводишь итоги уходящего года, хочется задуматься о вечном. Решено. Едем в Хутынский монастырь. Наслаждаться красотой спокойствия и слушать рассказы о чудесах преподобного.

Мы знаем о Ху́тынском монастыре и его основателе из жития преподобного Варлаама, одного из первых и наиболее почитаемых северных русских святых.

Варлаам не был ни первым святым в Новгороде, ни первым новгородским святым, но его посмертное почитание было так же велико в Новгороде, как и Сергия Радонежского в Москве.

Сын богатых новгородцев Михаила и Анны, названный при крещении Алексеем, рано приобщился к книгам и слову Божию и вопреки увещеваниям родителей с юных лет отличался строгим воздержанием, постом, всевозможными лишениями, а после их смерти принял пострижение и получил монашеское имя Варлаам, поселившись в Лисицком монастыре. Однако жизнь в большой обители не удовлетворяла сурового подвижника, который искал настоящего уединения. Верстах в трех ниже по течению Волхова была живописная, но пользовавшаяся дурной славой местность Хутынь (иначе Худынь – то слова худой). Там, по народному верованию, с незапамятных времен свила себе гнездо нечистая сила и тревожила попадавших сюда людей. Привлеченный красотой местоположения, Варлаам поселился там, поставив сначала крест и небольшую келью. Но однажды поблизости от нее Варлаам в чаще леса был поражен лучом света, озарившим местность, и в память этого святого знамения поставил на том месте церковь во имя Преображения Господня.

С построением и освящением церкви возник Хутынский монастырь, и Варлаам был поставлен игуменом над начавшей собираться сюда братией. В числе приходивших в обитель Варлаама людей были и простолюдины, и знатные вельможи не только из Новгорода и его окрестностей, но и других отдаленных мест. Варлаам не забывал дать каждому отдельные отеческие наставления.

Живя в пустыни, управляя братией и ведя строгую подвижническую жизнь, Варлаам в то же время часто бывал в городе у владыки Антония. Путь на владычный двор (рядом с Софийским собором) лежал через волховский мост, служивший в то время местом казни преступников, которых бросали в воду. Проходя однажды по мосту, он увидел приготовления к подобной казни и остановил палача, испросив согласие взять осужденного в монастырь. Через некоторое время Варлаам опять оказался свидетелем новой готовящейся расправы над преступником, родители которого бросились к ногам преподобного, умоляя вступиться за их сына, но, к общему удивлению, Варлаам быстро прошел мимо, как бы не замечая окружающего. Казнь совершилась, а когда кто-то из братии, бывший очевидцем происходящего, попросил объяснить этот поступок, Варлаам сказал: «Первый преступник был осужден справедливо, но в сердце его пробудилось чувство раскаяния, и я предвидел, что он может добродетельной жизнью загладить прежние грехи, второй же человек был невиновен, но, чтобы со временем злоба не переменила его разума и лесть не прельстила души его, промысел Божий благоволил потерпеть ему страдальческую смерть и мученическим путем войти в царство небесное: вот почему я не мог за него ходатайствовать».

В другой раз, прощаясь с новгородским архиепископом, преп. Варлаам изумил его своим обещанием приехать в следующий раз, в пятницу, на первой неделе Петрова поста (т.е. в июне) на санях. Но пророчество осуществилось самым неожиданным образом: в ночь на означенную пятницу выпало столько снегу, что действительно преподобный приехал по санному пути в город. Он застал владыку в глубокой скорби о погибших хлебах, которые в это время уже начинали цвести. Старец Варлаам успокоил его, объяснив, что без этого мороза настал бы голод, ибо все хлебные корни были поражены червем, который теперь погиб от холода. На следующий день наступила жара, снег растаял и напоил землю, как изобильный и благотворный дождь, а урожай в тот год действительно был богатым. В память этого события владыка установил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в обитель. До XVII века было даже два крестных хода: накануне сухопутьем и в сам праздник водой. Водный крестный ход был особенно торжественным. На рассвете процессия с иконами, хоругвями, множество духовенства, с новгородским владыкой во главе, проходила через владычные врата на берег, помещалась на паромы и отплывала. По пути непрерывно пели молебны, читали Евангелие, житие преп. Варлаама. На берегу у монастыря крестный ход встречала братия с настоятелем, присоединялась к процессии и все проходили в главный храм, где совершалась литургия. По окончании службы бояре, воевода, духовные отцы имели в монастыре строгий монашеский стол, за которым обносилась чаша о государевом здравии и раздавался Богородичный хлеб.

Многие новгородцы, бывшие в залах иконописи Новгородского музея, видели большую замечательную икону «Видение пономаря Тарасия», на которой изображено еще одно чудо, случившееся в Хутынской обители в 1505г. По преданию, созданию иконы предшествовали следующие события. В 1505 году в Варлаамо-Хутынском монастыре пономарь Тарасий, пришедший в храм зажечь светильники к заутрени, увидел чудесное видение. Храм был освещен. Из надгробия своего вышел преподобный и молился перед местными иконами Спасителя и Божьей матери и спасении Новгорода. Затем он обратился к Тарасию и сообщил ему, что Господу угодно погубить Новгород за великие грехи его. Трижды посылал он затем Тарасия на церковный кров, чтобы видеть, какие казни уготованы городу. В первый раз Тарасий увидел, что воды Ильменя высоко поднялись над городом. Во второй раз – множество ангелов, стреляющих в народ огненными стрелами, и, наконец, в третий раз – огненную тучу, стоявшую над городом. Преподобный объяснил, что по его молитве Господь отвратил два первых бедствия – потопление и мор, но что торговая сторона Новгорода сгорит, причем погибнет множество народа. После того он лег опять в свою гробницу, и свечи в храме угасли. Тарасий тотчас же рассказал свое видение, и в свое время оно и исполнилось страшным пожаром Торговой стороны Новгорода 20 августа 1508 года со многими человеческими жертвами.

Чудеса, связанные с именем Варлаама Хутынского, не оборвались с его кончиной. В середине 15 века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.

Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но увидеть мощи князю не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя, настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали летописцы, князь «чудесно пораженный удалился».

Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород. В связи с этим православная обитель от шведского нашествия почти не пострадала. Тем не менее, шведы увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс. В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своей работы. В девяностые годы 20 века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря. К настоящему моменту он известен не только как один из наиболее значительных, но и как один из самых красивых памятников древнерусской архитектуры в России. Паломники едут к святыням монастыря не только из Великого Новгорода и области, но и со всей России.

Обитель всех принимает с теплом и радостью. А если повезет, то и чудо увидите…

Марина Пуксант

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
Епархиальный женский монастырь

Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.
Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, — писал он, — что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, — продолжает архимандрит Макарий, — собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».
В 1646 году к Спасо-Преображенскому собору пристроили два придела — Иоанно-Богословский с севера (впоследствии был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г.Р. Державина) и Покровский с юга. С запада была сооружена новая паперть, а главы собора вместо «дубовой чешуи» покрыли белым железом.
В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.

Монастырь требует самоотверженности

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских. Обитель, славная именами многих подвижников, в XХ веке была закрыта и разрушена. Молитвами преподобного игумена Варлаама, мощи которого пребывали в монастыре даже в годы запустения, за последние двадцать два года обитель восстала из руин.

Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его начальницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).

Сейчас в монастыре несут послушания пятьдесят пять сестер. Более половины из них живут в обители пятнадцать-двадцать лет, с первых лет восстановления. Многие сестры, как прежде, так и теперь, становятся послушницами, потрудившись вначале в числе монастырских паломников.

В обитель, по благословению Матушки, принимают всех, истинно желающих спасения. Матушка свято чтит завет прп. Варлаама, заповедавшего принимать странников и соблюдать любовь друг ко другу. Поэтому возможность «испытания» себя в монастырской жизни получают все, но не все в этой необычной жизни находят себе место.

Нередко у желавших поступить в обитель не оправдываются надежды на «тихую пристань», «упокоенную старость». Ведь возрождающийся монастырь неизбежно нуждается в сестрах, готовых и способных к физическому труду, без саможаления. И дело даже не в «хорошей физической форме», а именно в самоотверженности, жертвенности. И телесно слабый, но горящий любовью, заботой, усердием, конечно, будет рад жизни в обители, несмотря на многочисленные трудности.

Распорядок дня сестер таков.

6.30 Утренние молитвы, полунощница (по желанию сестры могут совершать утреннее правило келейно).

7.20 Часы. Божественная Литургия. Во время полевых работ не все сестры имеют возможность молиться на Литургии.

8.00 Завтрак для тех, кто несет послушание на огородно-полевых работах, на скотном дворе. После завтрака – послушания. Конечно, в дни двунадесятых праздников и празднования почитаемых икон Божией Матери, несмотря на «горячую пору», все сестры молятся на Литургии. Когда заканчиваются уборочные работы, все насельницы присутствуют на Литургии ежедневно (в период с ноября до Пасхи).

14.00 Обед. Далее продолжение послушаний.

18.00 Вечерняя служба (в зависимости от дня, совершается священником обители или вычитывается чередными чтецами). Участвуют в ней не все сестры – большинство продолжает трудиться.

20.00 (летом) / 19.00 (зимой) Ужин. Свободное время.

Послушания в монастыре благословляются Матушкой, в зависимости от способностей каждой сестры. Такие послушания, как певчая, швея можно назвать «пожизненными» – их несут насельницы, имеющие определенные дарования. Но это не означает, что швея только шьет, а певчая только поет. Все сестры, исключая самых пожилых, участвуют в общих работах. Весной, летом и осенью это полевые работы, зимой – уборка снега; также чистка рыбы, грибов и т. п.

Традиционные монастырские послушания: в храме, на кухне, на скотном дворе насельницы несут в течение продолжительного времени. Такие послушания требуют особой ответственности от старшей сестры, которую назначает Матушка. Старшей сестре нужно хорошо, досконально знать тонкости порученного ей дела. Для этого, конечно же, необходимы время и опыт.

В зимнее время способные к различным рукоделиям сестры занимаются поделками: шьют мешочки для просфор, лепят из глины, расписывают игрушки. Все изделия поступают в монастырскую церковную лавку.

Монастырь принимает множество паломников, для которых всегда открыта платная гостиница и общая паломническая келья. Сестры круглый год несут там послушание.

Еще одно послушание сестер – в монастырской канцелярии. Это обширная переписка – ответы на поданные в монастырь поминовения.

В обители действует своя пекарня – это отдельное послушание.

Все многоразличные труды, которые несут сестры, подчинены главной цели – через служение ближним работать над собой: ведь неизбежно сталкиваешься со своим «я», «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Стараясь очищать сердце от страстей, насельницы святой обители учатся всегда быть пред Богом, с Богом, стремятся к самосовершенствованию, чтобы достичь Царствия Небесного.

Осознать цель монашеского подвига нуждающейся сестре всегда поможет Матушка – игумения Алексия. К ее совету и помощи обращаются не только монахини и послушницы, но и многие прихожане Варлаамо-Хутынской обители. Отношения между Матушкой и сестрами не «регламентируются» часами приема и заданными темами. Со своим сомнением или вопросом сестра может обратиться к Матушке просто, например, встретив ее идущей из храма.

Все сестры, поступившие в монастырь, становясь послушницами, начинают исполнять келейное правило, назначенное игуменией, оставив те правила, что были в миру. Для послушниц это утренние, вечерние молитвы, глава Евангелия, глава Апостола, кафизма. Для монахинь добавляются три канона, акафисты Спасителю и Божией Матери, пятисотница. По усердию и желанию все сестры читают акафист прп. Варлааму Хутынскому.

Обитель прп. Варлаама Хутынского любима новгородцами и многочисленными паломниками из других городов, поэтому сестрам неизбежно, по послушанию, доводится общаться с мирянами. Сестры проводят экскурсии, принимают паломников в трапезной. В монастырь нередко приезжают гости светских властей Великого Новгорода, участники различных семинаров и конференций. Особым почитанием у представителей управления юстиции пользуется могила погребенного в монастыре Г.Р. Державина, поэта и первого министра юстиции России. Для помощи сестрам в организации приема «высоких гостей» Матушка привлекает помощников-мирян, много лет окормляющихся в обители. На средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. На монастырском подворье в деревне Быково Валдайского района на ферме с сестрами трудятся рабочие-миряне. Предоставляя местным жителям работу, монастырь помогает этим людям, не давая им пропасть в сложной жизненной ситуации. Духовную и материальную помощь обитель оказывает многим семьям прихожан. Уже несколько лет в Варлаамо-Хутынском монастыре существует традиция: совместные трапезы с прихожанами на Пасху, на Рождество Христово, на Преображение, в дни памяти святого основателя обители.

Монастырь преподобного Варлаама Хутынского стал родным домом не только для сестер, ищущих спасения в иноческом чине, но и для большой дружной общины верующих, составляющих сплоченную православную духовную семью.

История

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Ху́тынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться ко святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553—1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах поэта Гавриила Державина и его супруги Дарьи. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница — игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживали более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *