Варваринская пинск

Источник материала: Полесская правда

>


Православные верующие сегодня отмечают Крещенский сочельник. 19 января празднуется Крещение Господне или Богоявление — один из важнейших христианских праздников. Он относится к числу двунадесятых, поскольку догматически тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, а именно — с его крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. Великое освящение воды в храмах происходит в сочельник после литургии и непосредственно в день Богоявления.

Праздничные богослужения пройдут во всех православных храмах Пинщины.

Свято-Варваринский кафедральный собор (г. Пинск, ул. Советская, 34)

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18.00 – Великое повечерие. Лития. Утреня. По окончании — таинство исповеди.

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господне

07.00 – Божественная литургия. Чин освящения воды.
17.00 – Вечернее богослужение. Утреня. По окончании — таинство исповеди.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (г. Пинск, ул. Панковой, 6)

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18.00 – Вечернее богослужение. Великое повечерие, лития; утреня. По окончании — таинство исповеди.

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господне

07.00 – Божественная литургия. По окончании — чин великого освящения воды.
18.00 – Вечернее богослужение с акафистом Спасителю.

Храм святых благоверных князей Петра и Февронии
(г. Пинск, ул. Солнечная, 80)

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

08.00 – Исповедь. Чин великого освящения воды.
17.40 – Исповедь.
18.00 – Великое повечерие. Утреня.

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господне

00.00 – Божественная литургия. Чин великого освящения воды.
06.30 – Ранняя литургия.
08.30 – Поздняя литургия. Чин великого освящения воды.
17.40 – Исповедь.
18.00 – Всенощное бдение.

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор (Собор Святой великомученицы Варвары, Варваринская церковь) — православная церковь в Пинске, кафедральный собор Пинской и Лунинецкой епархии. Находится на улице Советской, 34. Памятник архитектуры барокко. Наиболее поздний памятник храмостроительства ордена бернардинцев в Великом княжестве Литовском.

Как составная часть ансамбля бывшего монастыря бернардинцев Варваринская церковь наряду с монастырским корпусом, звонницей и росписью алтарной части входит в «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь», являясь объектом историко-культурного наследия республиканского значения (категория № 2). Престольный праздник в храме — 17 декабря (день памяти Святой великомученицы Варвары).

История

В 1712 году в пинском предместье Каролин был построен деревянный костёл Михаила Архангела по фундации Михаила Вишневецкого и его жены Екатерины из Дольских: гетман великий литовский выписал бернардинцам 8547 рублей серебром, назначив также жалование и ежегодную выплату в 1700 злотых и 41 бочку разного зерна, и подарил луг.

Данный костёл наряду с небольшим одноэтажным деревянным зданием пинского монастыря бернардинцев отобразил на своей карте бернардинских монастырей литовской провинции, выгравированной в 1750—1760-е года, Гирш Лейбович. В 1786 году на месте данного деревянного костёла в монастыре бернардинцев был возведён каменный костёл Михаила Архангела, представлявший собой небольшой однонефный бескупольный храм с большой полукруглой алтарной апсидой.

В. Грабовский, городничий Берестейского воеводства, выдал на строительство храма 16 тысяч злотых.

Примерные размеры храма, покрытого черепицей и имевшего подвал, были следующими — 29,8 x 14,4 x 12,4 м. Хоры костёла, устроенные в нартексе, опирались на два массивных крупных столба. Главный фасад, равный по ширине кораблю храма и отличавшийся лаконичной архитектурой, отличали арочный портал входа и треугольный фронтон.

Барочную декорацию его составляли плоскорельефные пилястры, а также ниши, наличники и пояса такой же пластики. Пристроенные к костёлу со стороны главного фасада две трёхъярусные башни, увенчанные небольшими куполами, с двумя нижними четвериковыми и верхним восьмериковым ярусами («восьмерик на четверике») до наших дней не сохранились.

В 1795 году отдельно была воздвигнута каменная колокольня под черепичной кровлей. В начале XIX века были достроены сакристия и прилегающее помещение. В 1832 году, после восстания 1830—1831 годов, монастырь бернардинцев был закрыт. В 1830-е годы произошла реконструкция костёла под православную Свято-Варваринскую церковь. При этом был внесён ряд архитектурных изменений: высокая стропильная крыша была заменена на более покатую; в центре конька был возведён фальшивый барабан с луковичной главой. При этом был сохранён позднебарочный фигурный аттиковый фронтон.

Сам собор, двухэтажный монастырский корпус, пристроенный в начале XIX века к храму с северной стороны и вмещавший в 1858—1875 годах православный женский Варваринский монастырь (ныне — онкодиспансер), и двухъярусная звонница, воздвигнутая в стиле классицизма с западной стороны от храма, составляют единый архитектурный ансамбль. В период нахождения Западной Белоруссии под властью Польши храм продолжал действовать как православный. Так, в издании 1936 года, выпущенном накануне открытия в Пинске первой полесской сельскохозяйственной выставки, церковь Святой Варвары упомянута как православная в списке культовых зданий города (адрес того времени — ул. Бернардинская, 38).

В середине XX века интерьер данного храма был обновлён: в частности, был установлен новый иконостас, а также была выполнена роспись алтарной части. Долгое время данная церковь, прозванная в народе «намоленной», оставалась единственным православным храмом города Пинска: именно здесь «множество поколений пинчан …крестились, венчались, отпевались».

В рамках подготовки к круглой дате — к 180-летию со дня освящения храма — в нём несколько лет велись ремонтно-реставрационные работы: был сделан капитальный ремонт внутри храма, были заменены пол и отопление, а также был установлен новый иконостас. Был осуществлён ремонт фасада данной церкви, планировалось также строительство входного тамбура согласно проекту, сохранившемуся с начала XX века. Настоятелм собора является протоиерей Константин Балакай (благочинный Пинского благочиния, секретарь епархии). При храме действуют воскресная школа (как для взрослых, так и для детей), небольшая библиотека» и православный молодёжный центр в честь преподобномученика Макария, а также сестричество во имя Св. вмц. Елисаветы.

Архитектура

Чёткий и компактный прямоугольный объём собора, представляющего собой однонефный безбашенный храм, сочетается с развитой полукруглой (полуциркульной) алтарной апсидой с пресбитерием, непосредственно связанным с главным залом.

Завершением главного фасада, ось симметрии которого выделена прямоугольным входным проёмом, высоким арочным оконным проёмом над ним и круглой люкарной завершающего трёхлопастного фронтона сложного профиля, служит фигурный аттик с маковкой в стиле позднего барокко, чьи плавные абрисы призваны подчеркнуть центрально-осевое построение фасада.

Декором же фасада, раздёлённого на три части пилястрами большого ордера, служат раскрепованные карнизы, пилястры, боковые экседры, пояски, обрамления окон и прочие детали. Ритмичное расчленение боковых фасадов, являющихся плоскостными, создаётся при помощи высоко поднятых арочных проёмов и лопаток в простенках.

По центру собора, имеющего двухскатную крышу, воздвигнут восьмигранный деревянный барабан с луковичной главой. Оконные проёмы, расположенные в два яруса, имеют полуциркульное завершение.

Перекрытием залу служит цилиндрический свод с распалубками на одиночных подпружных арках, в то время как перекрытие большой крипты, находящейся непосредственно под храмом, составляют массивные крестовые своды в два пролёта. Для укрепления цилиндрического свода служат сильно выступающие пилоны, украшенные пилястрами.

В свою очередь, подпружные арки, перекрывающие пространство между пилонами, идут в продольном направлении. Использование данного приёма было направлено на усиление статики высоких стен собора и восприятие распора сводов из-за отсутствия боковых нефов. Профилированный карниз, отделяющий своды от стен, опоясывает последние, будучи оптически продолженным и в апсиде.

В стенах собора встречаются ряды плинфы. Хоры, размещённые в западной части зала над входом, опираются на два столба. Полукруглую апсиду, расчленённую на два яруса рисованным орнаментальным фризом (с гирляндами), в который переходит профилированный карниз, покрывает монохромная роспись в технике гризайль в стиле раннего классицизма, имитирующая разнообразные архитектурные приёмы.

Так, в нижнем ярусе размещены изображения полуротонды и расходящихся галерей, которые образует ряд пилонов и колонн коринфского ордера, за счёт чего передаётся глубинная перспектива пространства. Декор, аналогичный прорисованным на крыше ротонды кессонам, имеется на подпружных арках главного зала; в распалубках свода помещены «иллюзионистические» купола. Лучковые окна конхи, над которыми нарисованы небольшие плафоны, обрамляет стилизованный растительный орнамент. В конхе апсиды находится изображение начала XX века — «Богоматерь с младенцем».

Иконы

В соборе находятся следующие образа: «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», «Покров» (1732), «Богоматерь Умиление» (1751), «Три святителя» (1765), «Спас Пантократор» («Христос Вседержитель») (1776), «Николай Чудотворец» и «Троица Ветхозаветная» (XVIII век), образ-феретрон «Вход в Иерусалим» и «Воскрешение Лазаря» (середина XVIII века), «Житие святых Екатерины и Анны» (XIX век), а также на алтарной стене присутствует фресковая роспись XIX века — «Богоматерь». Храмовой иконой является образ Святой великомученицы Варвары с частичками мощей.

Образ «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», являющийся памятником иконописи XVI века и отличающийся художественной выразительностью, вытянутыми пропорциями и в некоторой степени тёмной красочной гаммой, был выполнен яичной темперой на доске, на данный момент — под потемневшей олифой. Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР, — 188?139?2,5.

Богоматерь, представленная на позолоченном фоне практически поколенно, облачена в следующие одежды: синий хитон с бело-красной каймой, которую по горловине и рукавах украшает позолоченный и жемчужный орнамент; мафорий тёмно-красного цвета на розовой подкладке и синий чепец.

Богомладенец, сидящий на её левой руке, облачён в охристо-синий хитон и тёмно-красный с тонко нанесённым ассистом плащ. Богомладенец, держа в левой руке свиток, правой рукой же благословляет.

Ангелы, выглядывающие вверху по углам из-за синих драпировок, облачены в одежды красного и белого цветов и держат Орудия Страстей. Нимбы Богоматери и Богомладенца ографлены, так же как и орнаментированные извилистые побеги. Характерными чертами данного образа являются необыкновенная величественность композиции и монументальный образный строй наряду с подчёркнутой экспрессивностью изобразительного языка.

Указанием на связь иконы, выполненной в традициях древнерусского искусства и, тем не менее, имеющей явные черты византийской традиции, с позднепалеологовским возрождением служат утончённый рисунок, классически правильные черты лица, богатый и довольно жёсткий ассист и густой колер. Уклон в графичность, выделяющий данную весьма профессионально выполненную переработку греческого образца, сильно отличает образ от икон новгородского круга той же иконографии.

В то же время колорит, красота, силуэт и музыкальность линий данного образа, его трепетная и деликатная живопись ликов тёмной карнации перекликаются с творениями иконописца Дионисия. Возможно, именно данная икона является той самой известной реликвией упразднённого пинского Лещинского монастыря, о которой в конце XIX века упоминали краеведы А. И. Миловидов и Л. Паевский.

Образ «Богоматерь Умиление», датирующийся 1751 годом, выполнен на доске яичной темперой, использованы также были металл, серебрение, чеканка, литьё, гравировка, стекло; на данный момент — под потемневшей олифой. Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР, — 120?69?2. Внизу ризы образа в две строчки размещён следующий текст: «Я, Тымовей Хыль с женою своею Ирыною, надаю шату престой Богородице Богоявленской року (1751)».

В литературе

Лесков Н. С. в книге путевых очерков «Из одного дорожного дневника», описывая своё пребывание в Пинске, сообщает о Свято-Варваринском соборе следующее:

В ограде этого монастыря помещается довольно красивая церковь в западном стиле, большой каменный корпус, в котором отделана только одна небольшая часть и большой деревянный флигель.

Я шёл в монастырь для того, чтобы видеть … фрески, оставшиеся на стенах храма братьев бернардинов. …

Фрески сохранились только справа, над окном, да в алтаре над горним местом. Последняя картина аль фреско, изображающая архангела Михаила, поразившего дьявола, очень хорошо сохранилась. Остально всё густо забелено мелом.
— Зачем вы, матушка, забелили стенопись? — спросил я игуменью, выйдя из алтаря.
— Да как было не забелить? Всё было стёрто, поцарапано, безобразно уж было.
— Отчего же она так попортилась?
— Провиант тут жиды насыпали, ну, сырость от него шла, пыль, лопатами царапали.
— Так очень уж были попорчены картины?
— Совсем попорчены, нельзя было не забелить.

Свято-Варваринский собор
Свята-Варварынскі сабор
Страна Белорусь
Местоположение Пинск
Конфессия Православие
Епархия Пинская и Лунинецкая епархия
Архитектурный стиль барокко
Дата постройки 1786 год
Сайт

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Рекомендуйте эту страницу другу!

Идея установить крест в деревне Сомовка Горшеченского района Курской области на месте, увы, утраченного Варваринского женского монастыря высказывалась давно.

И авторов у нее было много. Это и благочинный Горшеченского округа протоиерей Василий Чепканич, и учитель сосновской школы Игорь Иванович Хаустов, и директор Горшеченского Краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева, и многие другие.
Можно сказать, что идея эта витала в воздухе над святым местом, заросшим крапивой и американским кленом.
Однако идея могла бы остаться несбывшейся мечтой, если бы за дело не взялись казаки. Возрождение казачества в районе началось недавно, но влияние казаков на общественную жизнь уже чувствуется. Казаки не стесняются говорить о своей вере, ходить в храм и брать благословение на добрые дела у священнослужителей. Тем самым они подают пример другим представителям сильной половины человечества, которые порой считают религиозную жизнь уделом женщин.
Но, как сказал апостол, вера без дел мертва. Жажда деятельности во славу Божию и на пользу Отечества всегда была отличительной чертой настоящих казаков. А за тем, чтобы энергия верующих мужиков была направлена в нужное русло, следил духовник. С духовным наставником горшеченским казакам повезло. Им стал настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болото протоиерей Андрей Ерега. Отец Андрей не только хранит в своей церкви знамя казаков. Он реально помогает им воцерковляться, ради этого дела становясь для казаков, как казак. По-апостольски.

К слову сказать, отец Андрей был одним из первых, кто заговорил о необходимости установить крест в Сомовке. Поэтому доброе намерение казаков он горячо поддержал, позаботившись о том, чтобы освящение креста, состоявшееся 18 мая, стало настоящим церковным праздником.

Май был выбран неслучайно. Именно в этом месяце 149 лет назад в Сомовке начала формироваться церковная община, позднее получившая статус монастыря. Его основательница вдова местного помещика Варвара Петровна Сомова завершила свою земную жизнь игуменией обители. До революции монастырь динамично развивался. В нем было около сотни монахинь и послушниц. Строились новые корпуса. Велась просветительская и социальная работа.
Все это сметено вихрем революции. В последующую эпоху на территории монастыря советская власть готовила кадры механизаторов для колхозов. Немецкие оккупанты здесь обучали диверсантов. К началу XXI века от монастырских построек остался лишь склеп, в котором до 1917 года покоилось тело игумении Варвары (Сомовой), по всей видимости, перезахороненное ее потомками. За склепом и решили установить большой деревянный крест в память о разрушенном монастыре.

Вокруг креста казаки расчистили большую поляну, на которой смогли разместиться все участники и гости праздничных торжеств. Большинство из них прибыли сюда Крестным ходом, начавшимся у плотины на въезде в деревню. В торжествах приняли участие девять священников. Чин освящения креста возглавляли благочинный протоиерей Василий Чепканич и духовник благочиния протоиерей Василий Афанасьев.
После молитвенного благодарения Бога на поляне у новосооруженного креста звучали слова благодарности, обращенные ко всем, кто был причастен к состоявшемуся событию.

Глава Горшеченского района Юрий Михайлович Амерев поблагодарил казаков за труды и передал в дар атаману Горшеченского Станичного Казачьего Общества Олегу Митрофановичу Кокареву икону святого великомученика Георгия Победоносца. Отец Андрей Ерега предложил провести сбор средств и написать добротную икону небесной покровительницы сомовского монастыря святой великомученицы Варвары. Директор Горшеченского краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева рассказала собравшимся о прошлом утраченной обители, история которой хранит еще много тайн.

Праздник завершился выступлением ансамбля «Околица» и щедрой трапезой.
Казаки радовались, как дети. Они установили не только крест, но и знак на входе в монастырь с предупреждением, что его территория охраняется казаками Горшеченского Станичного Казачьего общества.
Радостные события в Сомовке привлекли внимание не только местной прессы, но и региональных корреспондентов телеканала «Союз». Их версию репортажа можно увидеть в эфире, в новостных блоках, или же на сайте телеканала.

В наши дни Сомовка – вымирающая деревушка, в которой не насчитать и двух десятков жителей. Спасти ее от полного исчезновения может только чудо. Как знать, быть может установка креста – начало чудес. Атаман Олег Кокарев мечтает к 150-летию монастыря построить здесь часовню. Краевед Игорь Хаустов – выпустить книгу по истории обители. А отец Василий Чепканич не исключает того, что Сомовка вновь привлечет к себе христиан, расположенных к иноческому житию. Место это уединенное и намоленное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *