Вавилон Библия

Вавилон — один из величайших городов Древнего мира, центр влиятельной месопотамской цивилизации, столица Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Также известный культурный символ, в том числе город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. К настоящему времени заброшен; руины Вавилона — группа холмов — расположены в Ираке недалеко от города Эль-Хилла примерно в 90 км к югу от Багдада.
История Вавилона
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых основал здесь свою династию. В правление шестого ее представителя, Хаммурапи, который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира, закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города – слово Вавилон означало «Ворота богов» – отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре – город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы.
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука, и семиступенчатая культовая башня, с которой связана библейская легенда о Вавилонской башне и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из семи чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который путники, подходившие к городу, могли видеть издалека, высоко возвышающимся над городскими стенами. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными воротами. Одни из этих ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках и носили традиционную одежду.
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.
Вавилонская башня
Загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева. Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте. Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон и Вавилонскую башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

I В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Название «Вавилон» (евр. Бавель) впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт 10:10), а затем упоминается в рассказе о строит-ве башни (Быт 11:9). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Евр. слово бавель и греч./лат. Бабилон восходят к вавил. бабили, к-рое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингирра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строитве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня — предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием к-рой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, к-рой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), к-рая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт 11:8 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на к-рой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681-669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата — «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652-648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604-562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из к-рых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в к-рое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, к-рого больше не существует. Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже В. был завоеван хеттами, а за-тем касситами, к-рые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном. После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых «висячих садов» (см. Раскопки, IV,2) см. Иехония.) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перс. царь см. Кир (Дан 5). Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись (ст. 5). Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, к-рый, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, «красы царств, гордости Халдеев» (Ис 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: «…и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов» (Иер 50:39).
II В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В. в НЗ служит символом противной Богу могуществ. силы. Так, Иоанн говорит о В. как об оплоте грядущей власти антихриста (Откр 14:8; 16:19; 17:5; 18:2, 10,21) и тем самым скрыто указывает на Рим (подтверждением чему является упоминание в Откр 17:9 «семи голов суть семи гор») и его могущество, обращ. против Церкви Христовой. Вероятно, в 1Пет 5:13 под В. также подразумевается Рим.

ВАВИЛОН, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича.

Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 – ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий.

Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126–1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: «К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида». Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.

Нововавилонский период (612–539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605–562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, «колоссальная перестройка всего города». Было перестроено все: Эсагила – храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов.

Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата.

В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.

См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

АНУ – по Законам царя Хаммурапи бог неба.

авилум (Авилу) (по-аккад. «человек», «сын человека») – представитель свободного полноправного населения, стоящий на высшей ступеньке социальной лестницы.

АККАД – государство, существовавшее в XXIV–XXII вв. до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица – город Аккаде (шумер. «Агаде»). Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий.

Амореи – семитические кочевые племена, выходцы из Аравии, около 1894 г. до н. э. покорили шумеров и основали крупное царство, столицей которого стал Вавилон.

баирум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

библум (Библу) – брачный дар. Сумма, вносимая отцу невесты женихом при сговоре. Сумма меньшая, чем терхатум.

ВАВИЛОН (по-аккад. «Врата бога») – столица государства Древнего Вавилона.

вардум – низший класс вавилонского общества – раб.

ДЕКУМ(лубуттум) – командные чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения).

Достояние бога– храмовое имущество.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ – законодательный памятник рабовладельческого права Древнего Вавилона. Составлен около 1760 г. до н. э. в конце царствования царя Хаммурапи. Состоял из 3 частей, включающих 282 статьи.

илкум(илку, ильк) – надел из царской земли, предоставляемый царем за несение повинности (в основном военной службы).

ИСАККУ – наместник и правитель группы городов.

ИШТАР– богиня войны, госпожа битвы.

Композиция– возмещение вреда за причиненный ущерб. Появилась в период разложения родового строя, когда кровная месть, первоначально ничем не ограниченная, была заменена талионом, а позднее взысканием штрафа в пользу потерпевшего или его родственников. Это возмещение выплачивал виновный и его родственники.

лугаль(Энси) – «большой человек», «хозяин», «господин», «возглавляющий род», «закладывающий храм» – правитель, царь в Древнем Вавилоне. Имея неограниченную власть, много внимания уделял организации общественных работ, военному строительству. Имя царя писалось вместе со словом «бог», но царь не был в Вавилоне ни божеством, ни верховным жрецом. Царскую власть он получал ежегодно в день празднования Нового года от бога Мардука.

МАРДУК– один из множества богов Месопотамии, покровитель Вавилона.

МИНА – денежная мера, равная 60 сиклям.

мишарум – «указ справедливости», периодически издававшийся в связи с прощением долгов и безвозмездным возвращением заложенного имущества.

мушкенум (Мушкену) (по-аккад. «маленький люд» или «преклоняющий лик») – неполноправный свободный человек в Древнем Вавилоне. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.

нубанда (Нубанду)– высший царский чиновник, управитель дворца лугаля, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати. Под его руководством находился огромный штат чиновников.

ордалии (Ордалий) (по-аккад. «суд божий») – вид испытания (огнем или водой), за которым признавалось особое, магическое значение: с помощью него якобы устанавливалась судебная истина.

патеси – глава древнешумерийского государства и главный жрец местного бога.

ПИСЦЫ («дуб-cap», что означает «пишущий таблетку») – чиновники, составляющие всякого рода документы. В государственном управлении играли важную роль.

рабианум – староста земельной общины, глава общинного совета в Древнем Вавилоне, назначаемый царем; царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине.

редум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

СИКЛЬ– денежная мера Древнего Вавилона, равная 8,4 г. серебра.

талион (по-аккад. «равное за равное») – принцип наказания, основанный на том, что наказание есть возмездие, равное по силе преступлению. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Существовало два вида талиона – материальный и символический. При материальном у ответчика повреждался тот же орган тела, что и у потерпевшего; при символическом повреждалось орудие преступления: так, за разглашение государственной тайны у преступника отрезался язык.

тамкар – наиболее богатая часть вавилонского купечества; государственный торговый агент и сборщик податей.

терхатум(Тирхату) – выкупная плата за невесту, уплачиваемая женихом отцу невесты. Равнялась 4–60 сиклей серебра, что соответствовало средней цене рабыни-работницы.

«ТРИ ВЕДОМСТВА УПРАВЛЕНИЯ» – государственный аппарат древневосточной деспотии, состоящий из военного, финансового ведомств и ведомства общественных работ.

Управитель реки– чиновник в Древнем Вавилоне, ведавший водным хозяйством, которому подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя.

Хаммурапи – царь Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Политик, полководец, реформатор и законодатель. Подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. При нем составлен ценный памятник древневосточного права – Законы Хаммурапи.

шакканаку – правитель подчиненных царю областей.

ШАМАЛЛУ – особые торговые агенты, которые вели торговые операции тамкаров.

ШАМАШ – бог солнца и правосудия.

шериктУМ(Шерикта) – приданое, выдававшееся девушке, выходившей замуж и покидавшей отцовский дом, как резервный фонд для содержания ее самой и ее детей.

шумеры – древний народ, населявший Южное Двуречье.Шумерийцы являются создателями древнейшей системы письменности в Двуречье – клинописи.

ЭА – один из важнейших богов Двуречья, божество земных вод и мудрости.

Государство и право Древней Индии

АБХИШЕКС – особая церемония вступления царей на престол.

агамЫ – разновидность древнеиндийских сочинений религиозно-философского характера. Обычно состояли из кратких изречений – сутр, написанных на санскрите.

адХьякша – специальная категория чиновников, регулировавших экономическую жизнь государства.

анулома – допускавшаяся, но не поощрявшаяся форма брака в Древней Индии, по которой муж принадлежал к более высокой варне, чем жена.

арии –народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой группе. Завоеватели Индии. По индоиранским памятникам, ариями назывались полноправные люди в отличие от соседских или покоренных народов.

артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) – главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321–297 гг. до н. э.).

АТХАРВАВЕДА – четвертый сборник Ведов, или Веда жрецов (20 книг, 160 гимнов, около 600 стихов), состоящий из заклинаний против вредоносных божеств, болезней, вражеских козней, диких зверей, заговоров целебного свойства.

ашрамы – четыре ступени духовного развития человека в индуизме. Человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определенного ашрама. 1 ашрам – Брахмачарья (жизнь ученика). 2 ашрам – Грихастха (семейная жизнь). 3 ашрам – Ванапрастха (уход от дел). 4 ашрам – Санньяса (жизнь в отречении). В индуизме принято считать, что система ашрамов ведет к осуществлению основных целей жизни.

БАЛИ – натуральный налог с сельскохозяйственных продуктов, который шел на содержание брахманов и кшатриев.

буддизм – одна из мировых религий. Стала распространяться среди индоариев с VI в. до н. э. и способствовала их политической централизации и новым взглядам на отношение к власти и правителям. Основные положения учения буддизма – спасение в неземной жизни, обоснование и утверждение путей этого спасения.

Брахма – Боготворец, создатель Вселенной и всех живых существ на Земле. По религиозно-философским представлениям брахманизма и индуизма, Брахма – душа Вселенной, вечная и бескачественная субстанция.

брахманЫ – высшая индийская варна, состоявшая из жреческих родов. Только они могли заниматься управлением, изучать, толковать и проповедовать религиозное учение. Исполняли жертвоприношения, а впоследствии служили в аппарате управления и суде. Составители законов Ману.Занимая особое положение в обществе, они освобождались от всех видов налогов, повинностей и телесных наказаний. Даже цари должны были считаться с их мнением.

вайшии, ВАЙШЬИ(от «виш» «народ») – члены третьей варны. Свободные, полноправные общинники, в основном земледельцы, скотоводы, а позже торговцы и некоторые ремесленники.

Варна (букв. «качество», «категория», «цвета») – самое широкое социальное подразделение древнеиндийского общества. Существовали четыре варны: брахманы (жрецы, священнослужители), кшатрии (войны, знать), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (лица, обслуживающие первые три варны, слуги). Принадлежность к ним определялась рождением и освящалась религией.

веды (от санскр. «знание») – священные книги, состоящие из собраний гимнов, богослужебных формул и объяснений различных особенностей ритуалов, регулировавшие различные стороны общественных отношений и устанавливающие правила поведения. Состояли из четырех сборников: «Ригведа», «Атхарваведа», «Самоведа» и «Яджурведа». Веды складывались во II – нач. I тыс. до н. э.

Гана(сангха) (др.-инд. gana, «толпа», «община») – общинный коллектив как основная единица общественного устройства, позже – государственные образования республиканского типа.

ганапати –родоплеменной вождь, руководил общиной, деревней.

грама– низшая единица территориального управления (деревня-община), объединяющая несколько поселков и насчитывающая до 1000 семей.

грамика – выборный староста деревни-общины, в обязанности которого входили наблюдение за порядком, сбор налога.

даса – в законах Ману раб или лицо, находящееся в услужении.

«ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЕ»– по законам Ману, три первые варны (брахманы, кшатрии и вайшьи). Их второе рождение связывалось с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Шудрам это запрещалось делать, потому их и называли «единожды рожденными».

деваражди – политико-религиозная концепция «богоугодного царя», обязанного выполнять особую дхарму по охране мира и порядка.

Дравиды– древнее (доарийское) население Индии.

дхарма – совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны в Древней Индии, их права и обязанности. Дхарма как свод правил и норм поведения – основной регулятор общественных отношений – являлась обязательной для каждого индуса. Выполнение дхармы якобы приводило человека к вечному счастью и загробной жизни.

дхармасутры – «законники», относящиеся к ведийской литературе. Представляли собой универсальный кодекс поведения для всего индийского общества от высших до низших его элементов. Написаны стихами и прозой. Составлены примерно в V–VI вв. до н. э.

дхармашастры (Наставление в дхарме) – сборники религиозно-правовых предписаний, составленные брахманами в I–IV вв. до н. э. Дхармашастры состоят из трех частей: «Общие правила доброго поведения»; «Судопроизводство»; «Устав о наказаниях».Важнейшим из таких сборников являются Законы Ману.

законы Ману (от санскр. «Манавадхармашастра») – древнеиндийский сборник законов, составленный брахманами в период II в. до н. э. – I в. н. э. Названы в честь прародителя человечества – Ману. В 12 главах говорится о происхождении Вселенной, человечества, варн; излагаются правила жизни людей, отшельников, наставления об обязанностях царя по управлению государством, нормы уголовного права и судопроизводства; говорится о браке и семье и т. п.

каста (от санскр. «род») – замкнутая, часто эндогамная социальная группа с одной или несколькими наследуемыми профессиями. В средневековой Индии насчитывалось более тысячи каст.

КАУТИЛЬЕ – советник царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н. э.). Ему приписывается авторство «Артхашастры».

кшатрий (кшатрии) (вероятно, от санскр. «ранить») – представители второй варны – цари, военно-племенная аристократия. Законы Ману устанавливали для них «охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам».

мантрины – высшие сановники, советники царя.

мантрипаришад – совещательный коллегиальный орган царя, состоявший из его советников и представляющий собой своеобразный пережиток племенной демократии.

Ману – мифический прародитель людей в индуизме.

МАУРЬЯ (Маурьи) – индийская династия, правившая в государстве Маурьев (322(314)–187(185) гг. до н. э.). Впервые объединила в одно государство значительную часть Индостана. Одна из крупнейших империй Древнего Востока, основанная Чандрагуптой.

Махараджа(раджа) – царь, представитель высшей знати в Древней Индии. В отличие от других государств Древнего Востока, несмотря на то, что царь считался представителем бога на земле, обожествлялась лишь его власть, а не он сам. Поэтому его власть не была деспотичной. Например, религия исключала законодательные функции царя. С помощью опытных брахманов ему вверялось осуществление правосудия, он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, на него возлагалась организация общественных работ, освоение и заселение царских земель. В его компетенцию также входило назначение и увольнение должностных лиц государства, он являлся главой административного аппарата. Наряду с этим ему предписывалось почитать брахманов – поступать по их совету.

махатмы – специальные смотрители за соблюдением людьми дхармы.

ньяя– закон, обозначающий более узкое понятие, чем дхарма. Нарушение ньяя каралось государством.

паришад – совет царских сановников при царе, состоявший из глав администрации, военной и жреческой знати.

праман (прамана) (санскр. pramаna – измерение) – первая из 16 категорий ньяя и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая конкретные источники знания.

пратилома – браки, когда мужчина из более низкой варны или касты женился на женщине более высокой варны или касты.

пурохита – царский жрец, его первый советник, главный астролог и предсказатель.

раджа (от санскр. «царь», «правитель») – военный вождь племени в Древней Индии, княжеский титул. Главная его функция – защита подданных.

РИГВЕДА (от санскр. «Веда гимнов», «знание гимнов») – древнейший памятник религиозной индийской литературы, написанный на ведийском языке. Состоит из 1028 гимнов, разделенных на 10 циклов. Предположительно записан не ранее первых веков н. э. Основной источник сведений по истории эпохи арийского завоевания Индии.

сабха(самити) – собрание (коллегия) представителей знати, городского и сельского населения.

САМАВЕДА («Веда песнопений») – третий ведийский сборник священных песен, использовавшихся во время жертвоприношения. Состоял из двух книг и 1549 стихов.

САМАСКАРЫ– религиозные ритуалы.

сенапати– главнокомандующий армией, главный казначей и сборщик налогов.

смрити – правовое знание, передаваемое по памяти и впоследствии оформленное в сборники религиозных, моральных и правовых предписаний.

химса – общее понятие для обозначения обиды, нанесенной другому лицу, или повреждения его имущества.

чандалы(«неприкасаемые») – члены низшей, «неприкасаемой» касты. Ими становились отлученные из варн за различные проступки люди.Им не разрешалось жить вместе со всеми в селении, пользоваться новой или целой домашней утварью. Их главным занятием являлась подготовка покойников к погребению, оказание помощи палачам. Они носили одежду казненных преступников.

ШАСТРЫ – трактаты по разнообразным отраслям знаний, являются важнейшим источником по истории общественно-экономических отношений, культуры. Законы, содержащие правовое предписание или запрет. Важнейшие из них Артхашастра и Дхармашастры.

шудра (шудры) – представители четвертой варны. В основном состояли из неполноправных, зависимых земледельцев и ремесленников. По законам Ману, им предписывалось лишь одно занятие – служение трем высшим варнам.

ЯДЖУРВЕДА («Веда жертвенных формул») – ведийский сборник, состоящий из 1984 стихов, составленный в I тыс. до н. э. Содержит изречения и стихи, произносившиеся жрецами при совершении жертв, объяснение ритуалов, толкование легенд.

Государство и право Древнего Китая

БАО – воздаяние за совершенное преступление по принципу обычая кровной мести.

БУЦУЙ– домашний раб, приравненный к скоту или иному имуществу. Основная категория буцуй рассматривалась в качестве младших членов семьи.

ВАН – племенной вождь, правитель страны. В VIII–XVII вв. до н. э. этот термин применялся не только к царю, но и к подчиненным ему правителям отдельных царств. Со II в. до н. э. – нач. III в. н. э. данное понятие обозначало титул высшей знати.

ДИ – титул императора в правлении династии Цинь, при которой в III в. до н. э. создалось первое централизованное государство в Китае.

ДУШУЙЯ – в ведомстве императорского двора (Ханьская империя – III в. до н. э.) должность особого чиновника, отвечавшего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений.

КНИГА ЗАКОНОВ ЦАРСТВА ВЭЙ– один из первых сводов законов, составленных Ли Фуем на рубеже V– IV вв. до н. э. в виде записи правовых положений, действовавших в отдельных княжествах. Свод состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях пытки и казни.

Колодезные поля – определенная внутренняя организация древнекитайской общины, связанная с системой землепользования, при которой вся земля общины делилась на две части: урожай с «общего» поля шел вану или другому правителю, а с индивидуального поля – общиннику. Эта система ликвидирована реформами Шан Яна в 350 г. до н. э.

Конфуцианство – этико-политическое учение, разработанное в Китае в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н. э. и до начала XX века н. э. являлось официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ (551–479 гг. до н. э.) – величайший китайский философ, педагог и государственный деятель. Основоположник этико-политического учения – конфуцианства. Проповедовал идеи гармонии и справедливости, которые должны поддерживаться не законом, а соблюдением традиций, моральных норм (ли).

ЛЕГИСТЫ («законники») – представители учения об управлении государством и народом. Сторонники сильного централизованного государства, наличия в нем строгих обязательных законов, лежащих в основе государственного управления. Виднейший представитель легистов Шан Ян отстаивал абсолютную власть правителя, проповедовал жесткие наказания за нарушение предписаний государя, выступал за «равенство» всех перед законами.Учение возникло в период Чжаньго (V–III вв. до н. э.) в Китае.

ЛИ– моральные нормы идеального поведения, зиждившиеся на соблюдении людьми «меры» во всем.

ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ– один из первых писанных китайских законов (536 г. до н. э.), вводивший пять видов наказания за правонарушения: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОЛЯ– система обработки общинных земель, при которой 1/9 часть обрабатывалась всеми общинниками. Члены общины платили натуральный налог, который шел на содержание как правителя и знати, так и на государственные и общественные нужды.

САНЬЛАО– совет старейшин в городском самоуправлении.

СИН – наказание.

СЯН – символическое наказание за преступление (отрубание ноги заменялось раскраской тушью колена, смертная казнь – ношением холщовой рубахи; татуировка как вид наказания).

Сянь – первый и ближайший помощник китайскогована в период Чжоу по управлению и руководству чиновничьим аппаратом.

СЯО – по Конфуцию, идея сыновней любви, почитания старших и вышестоящих по иерархической лестнице.

ТАЙВЭЕЙ – название военного министра в Циньской и Ханьской империях, входившего в состав наиболее привилегированной категории чиновников – «трех гунов».

ТИНВЭЙ – глава судебного ведомства в империи Цинь.

«ТРИ ГУНА»– категория привилегированных чиновников в империи Хань. В нее входили: тайвэей, чэнсян и гойшидафу.

ФА – закон.

Фацзин («Книга законов») – сборник древнекитайских законов, подготовленный в царстве Вэй Ли Куем (424–387 гг. до н. э.), излагавший в 6 главах действовавшее уголовное и уголовно-про-цессуальное законодательство.

ФУ («отец») – глава семейства, властитель, хозяин имущества.

ХУАНДИ – в империи Цинь титул правителя страны (император). Впервые данный титул установил в 22 г. до н. э. основатель китайской династии Ин – Чжэн, известный в истории под именем Цинь Шихуанди.

ЦЗАЙ– ближайший военный управитель, который ведал дворцом правителя, дворцовыми ремесленниками, наблюдал за храмами.

ЧЭНСЯН – первый министр в Ханьской империи, управлял финансами страны. Сначала канцлеров было два – «левый» и «правый».

ШАН(инь) – период царствования первой китайской династии (XV–XI вв. до н. э.).

ШАН ЯН– китайский философ и государственный деятель Циньской империи (IV в. до н. э.). Один из идеологов легизма. Осуществил реформы: сословную, земельную, военную, административную и др., согласно которым было введено новое положение о рангах знатности (всего 20 рангов, которые разрешалось покупать), разрешена свободная купля-продажа земель, установлен новый земельный налог, новое административное деление, запрещена кровная месть, установлена единая система мер и весов. Реформы привели к централизации царства Цинь и созданию Циньской империи.

ШАНЬФУ – стольник при дворе вана, обслуживавший не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения.

ЮЙШИДАФУ – верховный цензор в Ханьской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *