Вавилон географическое положение

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В. лежала в низовье Тигра и Евфрата. Древние греки называли эту страну Бабилонией по имени ее главного города Бавеля, по-греч. Бабилона. В Быт. 10:10 говорится о Нимроде: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Сеннаар – ветхозавет. название В. (Быт. 11:2; Быт. 14:1.9; Ис. 11:11; Дан. 1:2; Зах. 5:11). Сами вавилоняне чаще называли свою страну Шумер и Аккад, т.к. на юге ее жили шумеры, а на севере – аккадцы. Аккадцы, в отличие от поселившихся в В. ранее их шумеров, были семитами. В наст. время эта область образует тер. юж. Ирака. В., занимавшая равнину площадью прим. 20 тыс. кв. км, на севере граничила с Ассирией, на востоке – с Эламом, на западе – с Аравийской пустыней, а на юге прилегала к Персидскому заливу.

ИСТОРИЯ

1) считается, что первые ШУМЕРЫ в IV тысячел. до Р.Х. спустились с гор на севере и вдоль Тигра направились в Месопотамию. В раннединастич. период (ок. 2800–2400 гг. до Р.Х.; этот период является переходным от бесписьменной доисторич. эпохи (3100–2800 гг. до Р.Х.) ко времени, с которого начинается древняя история) они захватили важнейшие города и вытеснили из них коренное население. С полным основанием ученые, и в том числе У.Ф.Олбрайт, указывают на то обстоятельство, что древнейшие государства возникали именно в Месопотамии и Египте. Так, в В. особое внимание уделялось борьбе с ежегодным разливом рек, для чего была создана разветвленная система оросит. и отводных каналов. Организация работ, планирование, контроль за водохранилищами и дамбами требовали централизов. гос. руководства. Шумеры основали множество городов-государств, которые вели друг с другом кровавые войны.

Одним из самых известных был город Лагаш, который дал название Лагашскому периоду. Во главе отдельных государств стояли цари-жрецы, носившие титул «энси». Конец господству шумеров положил царь АККАДА Саргон, основавший семит. династию царей Аккада (ок. 2371–2191 гг. до Р.Х.). Его царство простиралось от Элама до Средиземного моря и от Персидского залива до Армении. При Саргоне и его преемнике было создано большое число выдающихся произведений искусства и среди них, напр., стела в честь похода царя Нарам-Сина против племени луллубеев.

Затем в В. вторглись горные племена КУТИЕВ и захватили Аккад. Время господства кутиев (ок. 2230–2120 гг. до Р.Х.) отмечено новым расцветом Лагаша, который стал последним расцветом шумер. цивилизации. Восстановлению своего былого величия город был обязан прежде всего энси Гудеа. Об этом свидетельствуют многочисл. надписи и произведения иск-ва, найденные при раскопках города. В ⇒ Уре, вначале находившемся в зависимости от Лагаша, во времена третьей династии Ура (ок. 2113–2006 гг. до Р.Х.) было образовано самостоят. гос-во, правители которого именовали себя царями Шумера и Аккада. Это последнее шумер. гос-во, находившееся под сильным влиянием аккадцев, не устояло под натиском аморреев и эламитов (библ. еламитян) и в результате окончат. утратило свое полит. влияние. Богатые культурные и религ. традиции шумеров имели важное историч. и культурн. значение. В Шумере возникла клинопись, которая позже была приспособлена для аккад. и ассир. языков. Верховными богами шумеров были: Энлиль, бог земли и всего небесного пространства, и Эа (Энки), бог морских глубин. Богом луны считался Нанна (вавил. Син), солнца – Уту (вавил. Шамаш), богиней войны и плотской любви – Иннин, или Инана (вавил. Иштар ⇒ Астарта). Следует также упомянуть и ⇒ Таммуза (Фаммуза), умирающего и воскресающего бога плодородия, которого в народе почитали даже после того, как он был исключен из божественного пантеона вавилонян. О культе Таммуза говорится в Иез. 8:14;

2) семит. влияние в Аккаде усилилось благодаря ⇒ АМОРРЕЯМ, во многом способствовавшим упадку шумер. государства. Сумуабум, основатель первой, или аморрейской, династии Вавилона, завоевал этот город, который, судя по источникам, в то время не имел еще большого значения. Но повествование о смешении языков свидетельствует о том, что Вавилон стал известен очень рано (Быт. 11:1–9). Шестым царем Вавилона из аморрейской династии был знаменитый Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). Свод законов Хаммурапи («Кодекс Хаммурапи»), найденный в 1902 г. при раскопках г. Сузы, был высечен на большой плите из черного диорита.

Кроме обширного введения и заключит. слова, он включает 282 статьи. В верхней части камня размером больше человеч. роста изображен Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамаше. Множество новых подробностей его царствовании стало известно из клинописного архива г. Мари. Так, выяснилось, что Хаммурапи разбил эламитянина Рим-Сина из Ларсы и Зимри-Лима из Мари. Он объявил Мардука (⇒ Вил), бога г. Вавилона, верховным вавил. божеством вместо Энлиля, назвав его «владыкой неба и земли». В области политики он добился более тесных связей между шумерами и аморреями. Главенствующим языком при нем стал аккадский;

3) уже во время правления преемников Хаммурапи могуществу Вавилона стали угрожать горные племена КАССИТОВ. Они захватили В. в XVI в. до Р.Х., после того как она была опустошена хеттами. На протяжении 450 лет правления кассит. царей в Месопотамии (ок. 1595–1174 гг. до Р.Х.) страна ни разу не достигла такого расцвета и могущества, как при Хаммурапи. Власть воинственных касситов пала с вторжением эламитов, которые, в свою очередь, были побеждены вавилонянином Навуходоносором I (ок. 1124 г. до Р.Х.). Но прошло еще немало времени, пока вавил. царям удалось вернуть себе былое могущество.

В. пришлось пережить также возвышение ассирийцев, захвативших и разоривших страну. Для дальнейшего расцвета вавил. монархии большое значение имело то обстоятельство, что с 1000 г. до Р.Х. в Месопотамию стали проникать арам. племена халдеев, которые, обосновавшись в юж. В., постепенно распространяли свою власть и на другие тер. Так, напр., много хлопот Саргону II и Синаххерибу доставил халдейский царь Мардук-апла-иддин II (Беродах-Баладан ⇒ Валадан) (4Цар. 20:12). В последние годы правления Ашшурбанипала (библ. Аснафара) и позже царем Вавилона, возм. под верховной властью Ассирии, был Кандалану;

4) НОВОВАВИЛОНСКОЕ (ХАЛДЕЙСКОЕ) ЦАРСТВО. В 626 г. до Р.Х. халд. царь Набопаласар основал нововавилонскую монархию. Отделившись от Ассирии, отражавшей нападение скифских племен, он вместе с мидийским царем Киаксаром в 612 г. до Р.Х. завоевал Ниневию. В результате этого Сирия и Палестина оказались в сфере непосредств. влияния Нововавилонской державы. Вавилон превратился в могуществ. силу, с которой с этих пор приходилось считаться Иудее. Но прежде Египет предпринял попытку установить в Сирии и Палестине свое господство. В 609 г. до Р.Х. иуд. царь ⇒ Иосия был убит в сражении при Мегиддо, когда пытался преградить дорогу фараону ⇒ Нехао (Нехо). Затем Набопаласару удалось предотвратить взятие Харрана союзными войсками Египта и Ассирии. Незадолго до смерти Набопаласара его сын ⇒ Навуходоносор II, одержав победу при Каркемише (Кархемисе, 605 г. до Р.Х.), завладел всеми областями вплоть до границы с Египтом. Навуходоносор II, царствовавший в 604–562 гг. до Р.Х., принадлежит, наряду с Хаммурапи, к числу знаменитых вавил. царей. У них было очень много общего: Хаммурапи оказался далеко не столь мирным царем, каким представлялся вначале, а Навуходоносор, подготовивший гибель независимого Иудейского государства и разрушивший храм в Иерусалиме (⇒ Плен ⇒ Иоаким ⇒ Седекия), занимался законодат. деятельностью и вел в Вавилоне большое строительство.

Гордыня Навуходоносора (см. Дан. 4:27) сродни самовозвеличиванию Хаммурапи, выраженному в его Кодексе. Гордый и разрушительный дух, присущий Вавилону, делает его в Библии воплощением могуществ. мировой силы, направленной против Бога и христиан (см. Быт. 11:1; Откр. 14:1; Откр. 16–18:1). Великий Вавилон противопоставляется Новому Иерусалиму, и пророки предсказывают, что Вавилон постигнет Божий суд (Ис. 13:1; Ис. 47:1; Иер. 50:1; см. также Пс. 136:1). Сын Навуходоносора и его преемник Амель-Мардук (⇒ Евилмеродах – 561–560 гг. до Р.Х.) после короткого царствования был убит мужем своей сестры Нериглиссаром (⇒ Нергал-Шарецер – 560–556 гг. до Р.Х.). После того как в результате заговора был свергнут сын Нериглиссара Лабаши-Мардук, процарствовавший всего несколько недель, на престол был возведен Набонид (556–539 гг. до Р.Х.). Его правление, поддерживаемое жрецами, положило конец власти воен. партии. Он восстановил многие храмы и поручил придворным ученым исследовать их историю. Свою резиденцию Набонид на восемь лет перенес в фемайскую землю (оазис Тейма в Аравии), а в Вавилоне в это время правил его сын ⇒ Валтасар (см. Дан. 5).

Между тем власть в Персии перешла в руки ⇒ Кира, который в 550 г. до Р.Х. покорил Мидию. В 539 г. до Р. Х. Кир завоевал Вавилон, Валтасар был убит, а Набонид взят в плен. Тем самым В. окончат. утратила свое могущество, и все попытки возвратить его были безрезультатны. Вавилоняне оказались под властью персов, на смену которым пришел Александр Македонский (331–323 гг. до Р.Х.), а затем сир. династия Селевкидов (312–64 гг. до РХ.). В дальнейшем, вплоть до III в. по Р.Х., В. входила в состав Парфянского царства.

У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения).

Вавило́н (логографика: KÁ.DINGIR.RAKI, аккад. Bābili или Babilim «врата бога»; др.-греч. Βαβυλών) — древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества и «первый мегаполис»; известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Руины Вавилона — группа холмов у города Эль-Хилла (Ирак), в 90 километрах к югу от Багдада; объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время основания неизвестно; древнейшие находки датируются раннединастическим периодом; первое достоверное упоминание — аккадским периодом. Общинный бог — Мардук (Амаруту). Древнейший Вавилон — незначительный город-государство в области Аккад; в XXIV—XXI веке до н. э. — провинциальный центр в составе Аккадского царства и Державы III династии Ура. Во 2-м—1-м тысячелетии до н. э. — столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности. Достиг расцвета в правление Хаммурапи (XVIII век до н. э.); в литературной традиции наивысший подъём экономической и культурной жизни связывается с правлением Навуходоносора II (VI век до н. э.).

В 539 году до н. э. занят войсками Кира II и стал одной из столиц державы Ахеменидов; во второй половине IV века до н. э. — столица державы Александра Македонского, позже — в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима; начиная с III века до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Занимает важное место в Библии (Ветхом Завете), где связан с сюжетами о Вавилонской башне, вавилонском плене иудеев, Колоссе на глиняных ногах и др. В Новом завете — образ книги Апокалипсиса (Откровение Иоанна Богослова), фигурирующий как крупнейший земной город накануне Конца света, столица Антихриста и обитель пороков (Вавилон Великий).

В современной культуре Вавилон ассоциируется с глобализмом, мультикультурализмом и секуляризмом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:689 507 11 070 11 467 58 851 154 846
  • ✪ Загадка Древнего Вавилона — Навуходоносор (DeFakto.info — интересные факты)
  • ✪ Тайны истории — Тайны Вавилона
  • ✪ Вавилон — Врата Богов (рус.) История древнего мира.
  • ✪ Най-богатият човек във Вавилон (Аудио Книга)
  • ✪ Visiting Babylon

Субтитры

  • 1 Название города
  • 2 Географическое положение
  • 3 Описание руин
  • 4 История
    • 4.1 Ранняя история
    • 4.2 Аморейское царство. Старовавилонский период (XIX—XVI век до н. э.)
    • 4.3 Вавилон при касситах. Средневавилонский период (XVI—XI век до н. э.)
      • 4.3.1 Правление III (Касситской) династии
      • 4.3.2 II династия Исина
    • 4.4 Халдейский Вавилон. Нововавилонский период (XI—IV век до н. э.)
      • 4.4.1 »Тёмные века». Ассирийское господство и разрушение Синаххерибом
      • 4.4.2 Новый Вавилон. Основание Второго царства
      • 4.4.3 Нововавилонская держава
  • 5 Политическая и территориальная организация
  • 6 Архитектура
    • 6.1 Общие сведения
    • 6.2 Районы и кварталы города
    • 6.3 Фортификация
      • 6.3.1 Цитадель Вавилона
      • 6.3.2 Стены и башни
      • 6.3.3 Городские ворота
        • 6.3.3.1 Ворота ранних укреплений
        • 6.3.3.2 Ворота основной части города
        • 6.3.3.3 Ворота внешней стены
      • 6.3.4 Крепости, замки, бастионы
      • 6.3.5 Оборонительные рвы
    • 6.4 Улицы и дороги
    • 6.5 Гидротехнические сооружения
    • 6.6 Культовые сооружения
    • 6.7 Дворцы
    • 6.8 Сады и павильоны
    • 6.9 Эллинистические постройки
    • 6.10 Жилая застройка
    • 6.11 Прочее
  • 7 История исследования
    • 7.1 Ранние упоминания и свидетельства путешественников
    • 7.2 Первые систематические исследования
    • 7.3 Изучение Вавилона в конце XIX—XX веках
  • 8 Вавилон в авраамических религиях
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *