Вавилонский бог

Вавилон являлся одним из культурных и экономических центров на Востоке. Если не иметь определённых све́дений из истории, то очень трудно узнать, где находится Вавилон, потому как, сейчас это – руины, по которым с виду и не скажешь, что раньше там располагался роскошный древний город.

Основание великого города

Некоторых исследователей до сих пор волнуют вопросы, где находился изначальный Вавилон. Известно, что между реками Тигром и Евфратом, протекавшими в Нижней Месопотамии, был основан Вавилон. В ранний период, как предполагают учёные, представлял собой небольшой город.

Столетиями позже, когда Древняя Месопотамия была объединена Саргоном Древним, Вавилон был отстроен царём и превращён в один из провинциальных центров. Некоторые источники свидетельствуют, что над созданием города трудились тысячи рабов, превращая заболоченную территорию в цветущий город. Немало было сложено голов прежде, чем у притока реки Евфрат образовался город. С разрушением Шумеро-Аккадского царства город перешёл во власть амореев, спустя столетие став его столицей.

Второй период развития

В древности Вавилонское царство, которое создали племена амореев, не отличалось большими габаритами, занимая лишь западные притоки Евфрата. Однако со временем население, состоящие из наследников шумеров и аккадцев, вытеснило амореев и слилось в единую этническую группу под названием вавилоняне.

Следует отметить, что племена амореев ранее уделяли колоссальное внимание обороне Вавилона. Это связано с постоянными ожесточёнными войнами, которые происходили вокруг царства. В частности, город был окружён специальными укреплениями. Позаботились аморейцы и о культурном развитии древнего Вавилона: здесь были возведены святилища в честь шумеро-аккадских богов (Ворота Иштар до сих пор являются одной из главных достопримечательностей, сохранившихся до наших дней). Но больше всего почестей получил Эсагила – основной и наиболее древний храм города, возведённый во славу Мардука, покровителя города. Внутри святилища находился водоём, посвящённый богу пресных вод и отцу Мардука – Энки.

Посредством грамотного экономического подхода и боевых укреплений аморейские цари смогли превратить непримечательный вначале Вавилон в столицу наиболее мощного царства в районе Аккада. История Вавилона окончательно решилась во времена правителя Хаммурапи, объединил под своей властью всю Древнюю Месопотамию и создал сильное государство, во главе стал Вавилон. Отсюда начался расцвет Вавилона и бурное развитие всех отраслей города. Началось активное застраивание различными дворцами, святилищами. Он играл экономическую, культурную и религиозную роль для страны. Занимая обе стороны притока Арахту, город делился на Западный и Восточный.

Однако в конце XVII века до нашей эры начался кризисный период, что стало предлогом для войны. Хеттские войска нанесли существенный удар по Вавилонскому царству, разграбив его столицу и разрушив всё буквально до камней.

Третий период развития

После разрушения хеттами Вавилон подвергся нападениям других царств. В XVI веке до нашей эры его разграбил Гулькишар, спустя время в нём же укрепились племена касситов, которые создали свою династию. Вавилон стал столицей касситского царства – мощной ближневосточной страны. Подобно амореям касситы смешались с коренным населением и соединились с культурой Месопотамии. В течение этого времени город столкнулся с существенными переменами: культурная среда значительно страдает, падает письменность, однако, несмотря на это, город продолжает бурное развитие.

Касситы окружили город огромной стеной, напоминающей прямоугольник, разделив его на 10 районов. Главные улицы города находили пересечение под прямыми углами. Новые территории столица значительно расширились, по сравнению с теми, которые существовали во времена правления амореев. Касситские правители возводили огромные культовые сооружения, о которых, к сожалению, можно лишь догадываться по сохранившимся источникам. В религиозной среде началась синкретизация мифа и религии Древней Месопотамии. Вокруг бога Мардука начало формироваться вероучение, самого Мардука постепенно стали именовать «Белым».

Однако ближе к концу XIII века до нашей эры началась новая кризисная полоса в жизни города (и царства). Боевая сила вновь ослабла, что привело к череде войн и походов на Вавилон. Ассирийские войска начали разрушать город, грабить храмы, уводить жителей в плен. Семь лет Вавилонское царство находилось под управлением ассирийцев. В XII веке армия Эламского государства разрушила остатки Вавилона, чуть позже произошла попытка восстания, которая привела к новому опустошению и разрухе. Вавилонское царство постепенно перестало существовать и встретило свой конец.

Географическая характеристика

Не каждый может ответить, в какой стране находится этот город. В наше время Вавилон находится в Ираке. Города как такового на карте не имеется, но сохранились руины и памятники, свидетельствующие о том, что здесь когда-то была великая и роскошная столица. Хотя найти Вавилон на современной карте мира не так-то просто.

Ранее был расположен Вавилон на Месопотамской низменности, являясь частью Двуречья. Здесь протекали реки Тигр и Евфрат, впадавшие в Персидский залив. Древний Вавилон находился в пределах канала Арахту – притоке Евфрата. С течением времени Арахту слился с Евфратом и стал центром реки.

Близость по отношению к доли́нам рек приводила к наводнениям, результатом которых стало возникновения слоя из речных отходов. Он отличается огромным плодородием, что дало Вавилону существенное экономическое преимущество.

Жизнь вавилонян кипела вокруг водоёмов. С одной стороны, это были заболоченные места, над которыми трудилось не одно поколения, а с другой – доли́ны рек орошали окрестности, что способствовало увеличению растительности. Трудно сказать, где находится Вавилон на политической карте, поскольку города как такового не сохранилось.

Руины древнего царства

Ранее город делился на две части (Восточную и Западную) при помощи Евфрата, но с годами русло реки изменило своё направление в сторону запада. Согласно традициям руины разделяются на несколько участков.

  1. Телль-Бабиль. Север города. Здесь был дворец Навуходоносора II.
  2. Телль-Каср. Северо-запад, охватывающая дворец, руины Висячих садов, Центральный за́мок.
  3. Телль-Меркес. Юго-восток. Здесь были расположены жилища.
  4. Эс-Сахн. Центр города. Тут покоятся останки зиккурата Этеменанки.
  5. Телль-Амран-ибн-Али. А также центр. Хранит в себе руины Эсагила.
  6. Ишан-эль-Асвад. Южный район города. Скрывает храмы иных шумеро-аккадских богов и частные дома.
  7. Телль-Хомера. Северо-восток. Имеет здания эллинистических времён, включая античный театр.

Сегодня Вавилон — в составе Эль-Хилла. Археологические раскопки существенно повлияли на первозданный его вид.

Архитектура и деление

Во время своего блеска Вавилон находился в окружении трёх стен и рвом, заполненным речной водой. Изнутри он делился на 10 районов и имел чёткую прямоугольную структуру. Некоторые улицы были вымощены плиткой. Благодаря рекам город всегда снабжался водой. Многие мосты соединяли между собой несколько частей Вавилона. Здесь имелось и имеется до сих пор большое количество достопримечательностей, среди которых можно выделить Вавилонскую башню и Висячие сады.

С внешней частью взаимодействовал посредством восьми врат, которые вели в важнейшие части Вавилона. Одни из основных – врата богини Иштар, чья реконструкция имеется в Берлине.

Краткая характеристика районов

  • Эриду – наиболее древний округ, он же сосредоточие религиозного учения. Расположен в центре Восточного Вавилона. Здесь располагалось 14 храмов, в том числе Вавилонская башня.
  • Шуанна. Находится на юге и включает в себя несколько храмов и святилище.
  • Кадингирра. Северо-запад Восточной части. С севера имеет границы с воротами Иштар. Тут было возведено несколько дворцовых комплексов, четыре культовых святилища. Является наиболее известным, с точки зрения археологии.
  • Новый город – Северо-восток. Торговый центр древнего Вавилона, имел три святилища, позже был разграблен. Во времена эллинов стал центром античной культуры.
  • Куллаб. Находился к востоку от Эриду. Граничил с вратами Мардука и включал в себя четыре храма, а также здание, имеющее отношение к празднику Нового года.
  • ТЕЕ. (чтение непонятно). Юго-восток Восточного города. Здесь имелось три храма.
  • Кумар. Наиболее древняя часть Западного Вавилона. Являлся религиозным центром (семь храмов).
  • Туба. Юг-Западного города. Имел три святилища.
  • Неназванный район (если быть точнее, название повреждено в источниках). О постройках информации не имеется. Находился на западе.
  • Баб-Лугальирра. Север-Запада, имел три храма.

Окрестности Вавилона исследованы намного хуже. Известно, что там было множество поместий, дворцы, храмы, участки для сельского хозяйства. Предместья города прославились улицей Процессий и крепостями, защищающими врата Иштар – главный вход в город.

Ворота, ведущие в столицу

Известны только по клинописям – раскопок в этой сфере произведено не было.

  1. Великие – север-Восточной части.
  2. Рыночные – юг-Восточной части.
  3. Акуцские – юго-запад Западной части.
  4. Врата Лугальирры – северо-запад Западной части.

Исследователи предполагают, что существовало как минимум ещё два — три входа со стороны Востока.

Ворота внутренней части

Внутри Вавилона насчитывается восемь врат, названных во славу шумеро-аккадских богов. Довольно тщательно были исследованы врата Востока, в то время как врата Западного остались известны только по клинописям. В исследовательских текстах, описывающих город, они упоминаются в приведённом ниже порядке.

  1. Врата Ураша. Юг-Восточной части, проходили вдоль Евфрата к Дильбату (месту почитания бога Ураша).
  2. Врата Забабы. Наиболее южные. Вели в Киш, место почитания бога Забабы.
  3. Врата Мардука. Южные, но расположены севернее врат Забабы.
  4. Врата Иштар. Главный вход в город. Находились на севере и являлись началом улицы Процессий, ведущей в Сиппар. Были реконструированы в Германии.
  5. Врата Энлиля. Находились в Западной части, ориентировочно с северной стороны.
  6. Царские врата. Ориентировочно – запад Западной части, севернее врат Адада.
  7. Врата Адада – запад Западной части, южнее царских.
  8. Врата Шамаша. Ориентировочно – юг Западной части.

Исследователи спорят касательно существования ещё одних врат, чьё существование нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. И также насчитывается пять врат внешней части города.

Из свидетельств исследователей

Всемирно известный учёный Геродот восхищался красотами царства, и не он один – о Вавилоне писали и говорили Ксенофонт, Иосиф Флавий и другие учёные, да и нельзя было не говорить об этом городе – слишком великая слава шла о нём по всему Востоку (и не только). Однако исследования этих людей основываются на рассказах и предположениях, а потому имеют ошибки.

Основные знания о древнем городе брались из иудаизма и христианских течений. Отсюда и начали возникать легенды: о башне и разрушении, о попытке смешать языки, о Висячих садах Семирамиды. Реальные личности, в частности – вавилонские цари тоже начали обрастать легендами и мифами.

Сегодня ведутся работы по восстановлению Вавилона, однако, бо́льшая часть этого великого города ещё располагается в недрах вод.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

I. Европарламент и Вавилонская башня

Так как здание Европарламента построено в виде Вавилонской башни, то штаб-квартиру законодательного органа Европы частенько называют «Евровавилон». Это здание построено так, чтобы казаться недостроенным, но на самом деле – это завершенное сооружение. Строительство закончено в декабре 2000 года, стоимость здания составила $12 млрд.

В основе лежит картина Питера Брейгеля Старшего, изображающая недостроенную Вавилонскую башню (см. рис.). Символизм глубокий – в Башне, похожей на Вавилонскую, заседают представители народов объединенной Европы.

Ветхозаветную атрибутику можно встретить не только в здании Европарламента, но и на картинах и скульптурах в официальных учреждениях Союза, включая новый газопровод «Набукко», который должен «освободить» Европу от российского газового плена (по аналогии с Вавилонским).

Как известно, Библия состоит из двух частей – Ветхого Завета и Нового Завета. Построив для себя здание с Ветхозаветной символикой, Евросоюз как бы делает упор не только на Ветхий Завет, но и на его эпоху, в который за несоблюдение закона применялось адекватное наказание («око за око и зуб за зуб»). Возможно, что со временем, вследствие собственной работы и происходящих планетарных изменений, изменится коллективное сознание человечества, и Европарламент построит себе новое здание, в ключе Нового Завета, открывшего две тысячи лет назад новую эру в развитии человеческой цивилизации – эру Любви и Сострадания («возлюби ближнего как самого себя»).

Когда нидерландский художник Питер Брейгель Старший писал свою Вавилонскую башню в XVI веке, ни один зиккурат в Месопотамии еще не был раскопан и исследован. В древней Месопотамии священные зиккураты внушали человечеству благоговение перед богами. Слово «зиккурат» означает рукотворную священную гору, которая связывает Землю и Небо. Отсюда, священное предназначение горы перешло в Ветхий Завет, в котором Бог открывает избранным Свою волю – голосом, знаком или через небесных посланников. В Ветхом и Новом Заветах гора стала местом божественного откровения: на горе Моисей разговаривал с Богом и получил от него 10 заповедей, большинство знаковых событий в жизни Иисуса тоже происходили на горе – Нагорная проповедь, Преображение, Моление о чаше, Распятие, Вознесение.

С Нового Завета гора стала символом духовного восхождения. Не случайно главная проповедь Иисуса называется Нагорной. Именно через нее, устами Иисуса, евангелист Матфей или те, кто стоял за этим образом, показали путь эволюционирующего человечества через отличия Нового Завета от Ветхого: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:38-44).

II. Врата богов

«Врата Богов» – это изначальное название Вавилона, так он назывался на шумерском и аккадском языках. Позднее, на еврейском, он стал называться Вавилон и перешел с таким именем в Библию, прославившую Вавилон, как великую блудницу и попыткой с помощью знаменитой башни дотянуться до небес.

Вавилонскую башню часто представляют как некий нравственный урок человечеству, осмелившемуся бросить вызов библейскому Богу. Отчасти, это похоже на реальные события, которые окружали строительство башни. Нибируанец Мардук, который был богом-покровителем Вавилона, поставил цель построить в нем собственный космопорт, так называемую «Башню высотою до Небес».

Неукротимое желание Мардука захватить власть на планете и сделать свой Вавилон главным городом Шумера, положило начало цепочке войн, включая разрушение Вавилонской башни, рассеяние (массовое убийство) ее строителей и, в конечном итоге, применение против Мардука ядерного оружия другими нибируанцами, из клана Энлиля – руководителя миссии.

Превентивное использование ядерного оружия для взрыва действовавшего космопорта на Синае (чтобы не допустить овладение им Мардуком), связывавшего нибируанцев на Земле с Нибиру и другими звездными системами, уничтожило не только Синайский космопорт, но и неожиданно весь Шумер, контролируемый кланом Энлилия, а также союзные Мардуку Содом и Гоморру. Подробнее о Вавилоне как несостоявшемся космопорте рассказано в работе «Баальбек, Иерусалим, Вавилон».

Харидвар – Врата богов в Индии

Шива-Водолей в Харидваре (Индия)

На земле есть два города, которые называются «Вратами богов» – это вышеуказанный Вавилон (Ирак) и Харидвар (Индия). Харидвар символизирует вишудху – чакру мудрости, имеющую отношение к трагедии 11 сентября, которая произошла в день Усекновения головы Иоанна Предтечи. В Индийских учениях о сотворении мира, усекновение головы означает открытие чакры Мудрости, которую символизирует Харидвар.

С вишудхой ассоциируется Шива – покровитель Харидвара, чье второе имя – Майяпур или город

Водолей в Великом Устюге

Майя. В Харидваре, как и в Великом Устюге, имеется интересный памятник Шиве, покровителю города. Шива льет на воду из двух кувшинов. Также и Водолей в Великом Устюге держит в руках два кувшина, из которых льется вода.

В Вавилоне самым священным праздником был Новый год. Великий Устюг – родина Деда Мороза. В царской России, Дед Мороз был поход на одну из ипостасей Шивы – он ассоциировался с мифологическим персонажем, несущим лютую стужу и губящего все живое. Однако, Деда Мороза можно ассоциировать не только с грозным Шивой, но и с вавилонским Мардуком.

А если идти к первоистокам, то Дед Мороз является земным заместителем Сен-Жермена – Иерарха Эры Водолея в Великом Устюге, ставшим его новой Обителью. Разделенное в Вавилоне человечество будет собираться в Великом Устюге – столице Эры Водолея – эры, где энергии Единства вступают в свои права.

Интересные факты о Харидваре:

• Харидвар расположен в предгорьях Гималаев, на священной реке Ганг, берущей свое начало в Западных Гималаях.

• В Харидваре священная река Ганг спускается с Гималаев на равнину. Отсюда, древнее название города – Гангадвар («Врата Ганга»). Река покидает горы в районе Харидвара и выходит на Индо-Гангскую равнину, по которой течет следующие 2 000 км. до впадения в Бенгальский залив.

• Харидвар считается одним из древнейших городов Земли. Он упоминается в древнем индийском эпосе и мифологии под именами Капилстан, Гангавар и Майяпур (Майя).

• Харидвар – один из семи сакральных городов Индии. В индийской системе соответствия семи чакр и семи священных городов, Харидвар (Майя) символизирует горловую (пятую снизу) чакру вишудха.

• Индийские мифы утверждают, что Харидвар является одним из четырех мест, где упали капли эликсира бессмертия Амрита из кувшина, который несла небесная птица Гаруда. Этими четырьмя местами являются города Уджайн, Харидвар, Насик и Аллахабад. Каждые 3 года в каждом из этих 4 мест проводятся фестиваль Кумбха Мела. Один раз в 12 лет, когда планета Юпитер входит в знак Водолей (Кумбх – кувшин, а Водолей – символ Великого Устюга), Большой Кумбха Мела провидится в местечке Праяг в Аллахабаде, где построил красивейший форт величайший из правителей – индийский император Акбар (воплощение Эль Мории). Десятки миллионов людей со всего мира съезжаются на этот фестиваль, который является самым крупным на Земле. В 2007 году фестиваль собрал более 70 млн. человек.

• В Харидваре находится большое количество храмов и сакральных мест, одним из которых является Хар-ки-Паури или Брахма Кунд – священная купальня. По легенде, именно сюда упали несколько капель божественного нектара Амрита, который нес сын Индры. Каждое утро и вечер здесь проходит пуджа – огненная церемония аарати, посвященная богине Ганге. Зрелище из игры звука и цвета заканчивается торжественным опусканием в Ганг зажженных свечей и гирлянд из цветов, уносимых бурным потоком.

• Из Харидвара едут к Чар Дам – четырем главным местам паломничества в штате Уттаракханд – Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх, Бадринатх, где берут своим истоки священные реки Индии Ямуна и Ганг. Харидвар является крупнейшим городом штата Уттаракханд (27-ой штат) в северной Индии (на северо-востоке от Дели, расстояние – 240 км.). Он связан железной дорогой и авиалиниями со всеми крупными городами Индии.

• По легенде, потомок Рамы, царь Бхагиратха практиковал очень суровый аскетизм, чтобы низвести Гангу с Неба на Землю. Он делал это, чтобы спасти превращенных в пепел своих предков. Было обещано, что все они отправятся на небо во времена, когда священные воды Ганга низвергнутся из потустороннего мира и омоют их пепел. С тех пор в Индии считается большой честью развеять в Харидваре над Гангом прах кремированных родственников.

• Бхагиратха просил Шиву принять поток Небесной Ганги, чтобы она не разрушила своим напором Землю. Поэтому, Шива особо почитаем в Харидваре и ему установлен огромный памятник высотой с многоэтажный дом (см. фото).

• Как говорилось выше, рядом с железнодорожным вокзалом города расположен памятник-фонтан Шиве, льющего на голову воду Ганга из двух кувшинов (см. фото). Проводя параллели, в Великом Устюге, стоящий у речного вокзала Водолей из двух кувшинов соединяет воды рек Сухона и Юг. Как в Харидваре Ганг вырывается с гор на равнину, так и в Великом Устюге, река Сухона вырывается на равнину недалеко от него, на Опоках. Это место интересно тем, что природа в этом месте удивительно похоже на описание Северной прародины древних индийцев в индийском эпосе Махабхарата.

• В 1399 году во время своего индийского похода, в Харидвар вошел самаркандский правитель Тимур.

• Индийский иператор Акбар – потомок Тимура, любил пить воду из Ганга, набранную в Харидваре. Он называл ее «водой бессмертия».

• Харидвар также известен своими хранителями генеалогических древ большинства индуистского населения Индии. Каждый род имел в Харидваре своего хранителя, который вел древо этого рода. Популярны харидварские составители брачных гороскопов.

• Харидвар широко известен как центр Аювердической медицины и гомеопатии. Вокруг города расположены климатические курорты времён британского колониализма.

• Наряду с обычными школами, в Харидваре существует Гурукул – школа традиционного образования, в которой учитель (гуру) и ученики живут в общем доме, что учит их равенству, независимо от социального положения. Расположенный на берегах Ганга в 4 км университет Гурукул Кангри, основанный в 1902 году, является одним из старейших университетов Индии. Помимо современных знаний, здесь изучают древние Веды, санскритскую литературу Аюверду и индийскую философию. Это учебное заведение посещали многие известные политики и общественные деятели, как Индии, так и Англии. Например, Махатма Ганди побывал здесь трижды.

• В учебных заведениях Харидвара студенты получают одни из лучших в Индии инженерных профессий.

• При содействии СССР в Харидваре был построен завод тяжелого электрооборудования.

• В 25 км от Хардвара находится Ришикеш, считающийся столицей йоги, в Ришикеше сосредоточены представительства многих индийских школ йоги. Это город ашрамов и учителей йоги всех направлений. Здесь находятся более 20 ашрамов, миссий, медитационных центров и трастов. Согласно легенде, когда один из великих Риши (мудрецов) находился в глубоком священном трансе на берегах Ганги, ему явился Великий божественный дух под именем «Хришикеш».

Старый Каир, на переднем плане –
крепость Вавилон, на заднем –
храм Георгия Победоносца

Как было сказано выше, Харидвар в переводе означает «Врата Бога», как и Вавилон, ставший колыбелью современной цивилизации и монотеизма. Хотя египетский фараон Эхнатон предпринял первую попытку утвердить единобожие (монотеизм), его фактическое утверждение началось только через семь столетий и не на берегах Нила, а в Вавилоне, чьим покровителем был нибируанец Мардук, также управлявший и Египтом. В Старом Каире (Египет) сохранилась крепость Вавилон, где по преданию казнили Георгия Победоносца. Его образ пришел в христианство из шумерского наследия, где планета Нибиру (позднее – Мардук), олицетворявшая свет и порядок боролась с планетой Тиамат, олицетворением зла и хаоса. Нибиру всегда изображалась в виде воина, а Тиамат – в виде дракона.

Эта битва Нибиру и Тиамат была ядром Нового Года – самого главного праздника Шумера и Вавилона (см. работу «Новый Год начинается с Нибиру»).

Некоторые исследователи проводят параллели между древним египетским богом Ра и Мардуком. Например, после падения III династии Ура, Мардук захватил власть в Вавилоне и шумерское название города КА.ДИНГИР («Врата Богов») изменилось на КА.ДИНГИР.РА («Врата Богов, принадлежащие Ра»).

Конец величию Вавилона и фактически самому городу положили Селевкиды – потомки Селевка Никатора – одного из военачальников (диадохов) Александра Македонского, получившего Месопотамию после смерти Александра (в Вавилоне!). Со временем Селевкиды переселили население Вавилона в свою новую недонаселенную столицу – Селевкию. Как результат, к началу нашей эры местные жители уже не могли указать точно место, где находился великий город Вавилон.

Однако, идея Вавилонской башни не умерла и продолжала притягивать людские умы. Именно с ней неразрывно связана в человеческом сознании идея покорения небес, получившая развитие, как в капиталистическом мире, так и в социалистическом. В прошлом веке, в Париже появилась Эйфелева башня, ставшая архитектурной эмблемой Парижа. В США строились небоскребы, в самом названии которых прописана библейская идея «Башни до небес» (дословно небоскреб или skyscraper означает «скребущий небо»). В СССР пошли еще дальше. Планировалось построить в центре Москвы Дворец Съездов, на вершине которого должна была стоять гигантская статуя Ленина. Даже обсуждалось, сколько дней в году она будет находиться в заоблачной выси (т. е. на небесах).

Создавая небоскребы, американские архитекторы применяли объемно-пространственные решения (металл и стекло), в то время как в СССР Борис Иофан предложил для Дворца Съездов использование тяжелых объемов и структур в имперском стиле, что роднило его с Вавилонской башней больше, чем практичные нью-йоркские небоскребы.

Победитель международного конкурса на строительство в Москве Дворца Советов Борис Иофан был учеником итальянского архитектора Армандо Бразини, чьей мечтой была перестройка Рима. В то время архитектура, как способ пропаганды, вышла на первое место. Особое место отводилось стилю эпохи имперского Рима. Дворец Съездов должен был быть построен на месте первого Храма Христа Спасителя, который, в свою очередь, был построен на месте Алексеевского монастыря, получившего эту землю по указу Ивана Грозного, связавшим Рюриковичей с Августом – первым императором Рима.

Желая развить идею духовной преемственности Москвы от Рима и Трои, Иван Грозный, будучи великолепным идеологом, приказал в 1547 изобразить в молельном храме русских монархов – Кремлевском Благовещенском соборе (см. фото) римского поэта Верлигия. Вергилий жил и прославился во времена первого римского императора Августа, от которого первый русский царь Иван Грозный вел свой род Рюриковичей. Сам Август вывел свой род от Энея, спасшегося из горящей Трои, и основавшего римскую нацию. В этом символически выражается идея Москвы, как Третьего Рима. Учителями римлян были этрусски.

Амандо Бразини тоже подавал свой проект Дворца Съездов, но победил его ученик Борис Иофан. Однако, в его Дворце Съездов было множество римских тем и форм, рожденных в мастерской Бразини. Именно проект Бориса Иофана стал наиболее впечатляющим по масштабам, продолжением в XX веке темы Вавилонской башни.

Из-за начала войны все работы были прекращены, а конструкции основания Дворца Съездов разобраны и использованы для укрепления обороноспособности страны. Здесь тоже не обошлось без символизма, использованные металлические балки Дворца Съездов были направлены в Котлас, расположенный недалеко от Великого Устюга. В XIV веке на месте нынешнего Котласа была зырянская деревня Пырос, где начал свою миссионерскую деятельность Стефан Пермский. В этом же районе находится Сольвычегорск – вотчина Строгановых и место, Сталин, утвердивший проект Дворца Съездов, дважды был в ссылке.

III. Вавилонский плен

Серьезные ученые сходятся во мнении, что Вавилонский плен не был таким ужасным, как его описывают в Библии. Скорее, драматизация была использована, чтобы этот важный момент истории человечества не был забыт.

Знаменитый популяризатор науки Айзек Азимов в своей книге «Ближний Восток» говорит, что «Правление Навуходоносора было самым замечательным периодом в жизни еврейского народа, фактически поворотным пунктом его истории». Именно в Вавилоне, под руководством пророка Иезекииля, известного как отец иудаизма, были составлены книги Ветхого Завета. Многие герои и сюжеты вавилонского (шумерского) эпоса под новыми именами оказались на страницах Ветхого Завета, позднее ставшего частью Библии. Такой плагиат не стоит расценивать, как попытку самоутверждения молодого народа, это была передача ему мистерий и знаний древнего шумерского наследия, сформированного нибируанцами.

Именно в Вавилоне иудеям помогли письменно оформить идеологию нации и религиозные мифы Ветхого Завета, определившего характер всей последующей европейской цивилизации (см. схему), которая до XIX века о шумерах ничего не знала. Похоже, что это была хорошо спланированная акция богов, меняющих маски, но всегда остающихся в Игре. Шумера и Вавилона давно нет, а их наследие продолжает жить и влиять на умы людей.

Иудаизм, из которого позднее вышли христианство и ислам, зародился не в Иудеи, а в еврейской диаспоре, которая жила в Вавилоне – наследнике шумерской цивилизации, выращенной нибируанцами. Во время «вынужденного» пребывания в Вавилоне у иудеев появились синагоги – центры религиозной жизни еврейской общины, была написана большая часть ветхозаветной литературы, сложились важные религиозные обычаи и ритуалы. Например, празднование субботы (шабат) и жизнь по иудейскому календарю, который вышел из Ниппурского календаря, дарованного человечеству в 3700 году но нашей эры Энлилем – руководителем нибируанской миссии на Земле.

При сравнении рассказывающих о возникновении мира и человека Книги Бытия, открывающей Ветхий Завет и вавилонской поэмы «Энума Элиш», бросается в глаза сходство ряда представлений и родственность духовных традиций. Однако, ради справедливости, стоит отметить, что их идейное содержание имеет серьезные концептуальные отличия. Так, в «Энума Элиш», как и в предшествующих шумерских источниках, говорится о том, что человек был создан для того, чтобы служить богам и работать вместо них. Это был первый мотив нибируанцев, чтобы создать человека для замены взбунтовавшихся астронавтов, уставших от тяжелых работ в золотодобывающих рудниках Южной Африки. Конечно, эта скорее легенда и/или попытка манипулирования сознанием шумеров, ведь человек является общим творением множества космических цивилизаций.

Со временем, нибируанцы, с подачи их духовных наставников, переосмыслили роль человека и уже в Ветхом Завете, созданном из их наследия, деется абсолютно новое значение человека в Мироздании. Давая имена разным частям Творения, человек совершает акт, который до сих пор производил только один Бог – источник всего сущего и, таким образом, человек становится соучастником творческой деятельности Бога, который проявляет себя и через человека. За маской библейского Бога просматривается вышеуказанный Энлиль – глава миссии нибируанцев на Земле и наследный принц Нибиру, которого позднее сверг его племянник Мардук, бог-покровитель Вавилона.

Что касается вавилонского царя Навуходоносора – героя Книги Даниила, переселившего часть иудеев в Вавилон, то его интересовала только элита и хорошие мастера. В то время это был стандартный прием, направленный на ослабление побежденного – без правителей и мастеров восстановить боеспособность страны было невозможно. Депортации шли в несколько волн с 598 по 581 гг. до нашей эры. Специалисты говорят, что в Вавилон была угнана лишь шестая часть жителей Иерусалима, т. е. верхушка иудейского общества. Вавилон был грандиозным городом на берегах Евфрата, в нем тогда проживало около миллиона человек. Иерусалим был маленьким городишком с его несколькими тысячами человек. По мнению авторитетных исследователей, Вавилонский плен, в котором оказалась правящая элита еврейского народа в VI веке до нашей эры, позволил родиться еврейской нации и через нее наследию шумеров (нибируанцев) перейти в монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Процесс этот начался давно, еще в III тысячелетии до нашей эры, с того момента, когда шумер из жреческого рода Аврам в 99 лет по требованию своего бога (из клана Энлиля), изменил свое имя и стал Авраамом.

Что касается Навуходоносора, то его вынудили на такие ответные действия неоднократные предательства со стороны самой Иудеи (Южного царства) и ее неудачные восстания против Вавилона. Такая реакция соответствовала духу времени, и применялись еще задолго до Навуходоносора. Так, Ассирия за полтора столетия до Навуходоносора вообще поглотила Израиль (Северное царство) вместе с его населением, т. н. 10 коленами (племенами), о которых с тех пор вообще ничего неизвестно. В отличие от Навуходоносора, ассирийцы не поселили плененных израильтян в своей столице и не дали им равных прав.

В Вавилоне иудеям разрешали свободно исповедовать свою религию, проводить праздничные церемонии, выбирать из своих рядов совет старейшин. Депортированным в Вавилон жителям Иерусалима жилось лучше, чем их оставшимся на родине соплеменникам. Будучи крупным торговым центром, Вавилон предоставлял такие возможности заработка, о которых в Иерусалиме они могли только мечтать. Иудеев можно было обнаружить на всех ступенях социальной лестницы вавилонского общества, что подтверждает их равные права с коренным населением Вавилона.

Через созданный в Вавилоне Ветхий Завет, до сегодняшнего дня дошла история о Вавилонской башне, хотя у самих вавилонян про нее нет никаких записей. Настоящие авторы Ветхого Завета знали древнюю историю лучше вавилонян и стремились сохранить ее для будущего.

1Бирс Нимруд

Вавилон, как никакой другой древний город, на протяжении многих веков пленял фантазию людей. Название этого города было хорошо известно европейцам благодаря Библии. Упоминания Вавилона в книгах Ветхого завета в большинстве случаев связаны с военными столкновениями между вавилонянами и жителями Палестины. Завоевание Иерусалима и разрушение Храма Соломона были связаны с Вавилоном и его царем Навуходоносором II, предпринявшим в 597 и 587 годах до н. э. походы в Палестину и угнавшим в вавилонский плен много жителей Иудеи.
Самым популярным из этих библейских сказаний стало повествование о сооружении и разрушении Вавилонской башни. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11, 1−9).

Существовала ли Вавилонская башня на самом деле? И если да, то как она выглядела? Эти вопросы занимали людей в самые разные времена. В Средние века о землях Месопотамии в Европу поступали лишь весьма скудные сведения. Правда, попадавшие туда европейские путешественники неизменно пытались отыскать известную по Библии Вавилонскую башню. Такое путешествие было чрезвычайно трудным и изнурительным. Оно могло быть совершено верхом на лошади или осле либо пешком, но в любом случае требовались крепкое здоровье и большая выносливость. К тому же, путь проходил по местам далеко не спокойным. Чтобы попасть в Двуречье, следовало пересечь либо Малую Азию, либо сирийско-арабскую пустыню, то есть области, которые контролировались кочевыми племенами. К европейцам они относились враждебно.
Первым путешественником, оставившим краткое описание развалин Вавилона, был испанец Веньямин из Туделы, живший в Наварре и между 1160 и 1173 годами совершивший путешествие на Восток. Его привело сюда, помимо научного любопытства, данное ему поручение пересчитать еврейские общины, осевшие в Двуречье. Так как довольно крупное еврейское поселение такого рода находилось поблизости от древнего Вавилона, то он побывал там и увидел вместо города развалины. Веньямин попытался отыскать Вавилонскую башню и принял за нее один из самых больших холмов — вероятно, Бирс Нимруд. Описание путешествия, составленное Веньямином, в свое время не получило никакого отклика. На протяжении нескольких веков оно продолжало оставаться единственным свидетельством.

Дальнейшие письменные известия о путешествиях в Месопотамию, дошедшие до нас, относятся к XVI веку. Это были большей частью случайные визиты дипломатов и купцов, но кое-кто из них оказался достаточно наблюдательным и сумел хорошо описать увиденные им страны. Особенно хорошо это удалось немецкому врачу Леонхарду Раувольфу, который посетил Восток между 1573 и 1576 годами. Он пытался найти следы, которые должны были остаться от Вавилонской башни, однако на месте, традиционно отводимом Вавилону, ему ничего не удалось обнаружить.
За Вавилонскую башню путешественники принимали в дальнейшем одно из двух крупных городищ, расположенных относительно недалеко друг от друга. На самом деле они представляют собой сохранившиеся поныне остатки башни в Акаркуфе западнее Багдада и руины Борсиппы, именуемой ныне Бирс Нимрудом, юго-западнее Вавилона. Под обоими холмами действительно погребены, как правильно поняли путешественники, остатки храмовых башен. Но и в том, и в другом случаях речь идет не о самой Вавилонской башне, а лишь о постройках, похожих на нее.

2Телль-Бабиль

Внимательным наблюдателем оказался итальянский дворянин Пьетро делла Валле. На Восток его привело паломничество к Гробу Господню, и он годами путешествовал по Египту, Сирии, Месопотамии и Ирану. Свои наблюдения делла Валле опубликовал в 1650—1653 годах в Риме, очень образно и красочно рассказав об увиденном и пережитом. В 1616 году он достиг Вавилона, где обнаружил колоссальную четырехугольную башню, чьи углы были обращены к четырем сторонам света. Строительным материалом для башни послужили высушенные на солнце кирпичи. Но при этом попадались, в особенности в местах, служивших опорой, кирпичи такой же величины, но обожженные в печи. Он измерил шагами периметр башни и сравнил полученный результат с размерами Вавилонской башни, приведенными Страбоном. Пьетро делла Валле принял за остатки Башни городище Бабиль на северо-востоке Вавилона. На самом деле там находился Летний дворец-крепость Навуходоносора II.

3Обнаружение руин Башни

Германский император Вильгельм II проявлял большой интерес к изучению древности. В январе 1898 года было создано Германское общество ориенталистики, пользовавшееся поддержкой императора. Среди его членов вскоре оказались многие финансовые и промышленные магнаты. Создав материальную базу, следовало выбрать место для раскопок, способное по своему историческому значению и вероятным находкам оправдать надежды тех, кто финансировал дело. Роберт Кольдевей и Эдуард Захау осуществили предварительную экспедицию и рекомендовали остановиться на знаменитых древних столицах Ашшуре и Вавилоне. Было принято решение в пользу раскопок в Вавилоне. Предполагалось, что они будут длиться пять лет и обойдутся в 500 тысяч марок.
Руководителем раскопок в Вавилоне был назначен Роберт Кольдевей. Начальным пунктом экспедиции в Вавилон стал Алеппо, где надлежало приобрести верховых животных и нанять повара, слуг и конюхов. Для экспедиции были нужны 22 вьючных животных и четыре верховые лошади. Всего на дорогу от Алеппо до Багдада караван потратил 24 дня (с двумя суточными привалами в пути).
Багдад стал для археологов местом отдыха, так как жившие здесь немецкие купцы заботились об их удобствах и помогли запастись всем необходимым для раскопок. Путь из Багдада в Вавилон, который занимает теперь на автомобиле по хорошей асфальтированной дороге не более часа, члены экспедиции проделали верхом, затратив еще три дня, так что в деревню Ковайреш, где им предстояло обосноваться, они прибыли 22 марта 1899 года.
26 марта Кольдевей и его сотрудники, успев кое-как устроиться и провести подготовительные работы, приступили к раскопкам развалин так называемого касра, цитадели, где находился один из дворцов Навуходоносора II. Этому месту оказали предпочтение еще в Берлине при предварительном обсуждении, потому что Кольдевей во время своей рекогносцировочной экспедиции нашел там обломки глазурованных изразцов, несомненно украшавших некогда какую-то значительную постройку. Насколько удачным оказался выбор места, можно судить по тому, что в дальнейшем из обнаруженных здесь глазурованных обломков удалось сложить часть разноцветного изразцового декора Дороги процессий.

Хотя основной была задача обнаружить главный храм Вавилона с Башней, продолжало оставаться неясным, в какой части города их надо искать. Городище Вавилона представляет собой большую группу холмов, занимающую площадь, равную приблизительно 16 квадратным километрам. Опираясь на топографию города и письменные источники, Роберт Кольдевей утверждал, что главный храм Мардука расположен в центре города, под холмом Амран ибн Али. Он предложил вести работы вдоль Дороги процессий, обнаруженной им при раскопках на холмах Каср, так как считал, что именно она ведет к главному храму. Другие исследователи полагали, что руины холма Амран ибн Али — не что иное, как остатки висячих садов, тех самых, которые античные авторы причисляли к семи чудесам света.
Исследование холма Амран ибн Али считалось почти неосуществимой затеей, настолько велики здесь были нагромождения строительного мусора, обломков и песка. За восемь месяцев удалось вынуть и вывезти по узкоколейке свыше 30 тысяч кубометров грунта.
Работа была очень тяжелой. Кольдевей писал: «Затем мы выкопали большую четырехугольную яму в середине холма и стали зарываться в нее все глубже и глубже, работая при слабом солнечном свете, едва проникавшем сюда, словно в устье печи. И так как кроме черной порошкообразной вонючей массы нетронутого грунта извлечь ничего не удавалось, то рабочие стали беспокоиться, полагая, что я попросту глуп. Меня же их поведение совершенно не трогало, потому что мы как раз докопались до толстых стен и полов Эсагилы». На глубине 20 метров Кольдевей обнаружил пол, мощенный кирпичами с выдавленной штемпелем надписью, пол главного храма Вавилона, храма верховного бога Мардука, — Эсагилы. Удалось достичь одной из целей, предусмотренных планом раскопок. Но Вавилонская башня все еще не была найдена.
По разным причинам Кольдевей в 1901 году и в следующие сезоны продолжал работы в Эсагиле только в пределах старого раскопа, не расширяя площади производимых работ. Все силы он сосредоточил на расчистке дворцов, Ворот Иштар, Дороги процессий, а также крепостных стен. Помимо этого, проводились небольшие обследования городской территории, в том числе раскопки греческого театра, скрытого под группой холмов Хомера.
Только в 1908—1910 годах Роберт Кольдевей смог снова провести в Эсагиле крупные раскопки. Прежде всего он обследовал крепостные стены храмового участка, обращенные к Евфрату, вместе с их воротами и башнями. Затем постепенно и с осторожностью стал подбираться с западной стороны к огромному искусственному холму Амран ибн Али.
В апреле 1910 года Кольдевею пришлось на длительное время уехать домой из-за проблем со здоровьем. В его отсутствие архитектор Фридрих Ветцель занимался главным образом Эсагилой и ее ближайшим окружением. Была расчищена часть стен и построек, окружавших то самое место, где, как удалось установить, некогда стояла Вавилонская башня. Однако развалины разыскиваемого на протяжении столетий зиккурата (шумеро-вавилонское название ступенчатой террасы, или башенной постройки, несущей на себе храм) оказались весьма невзрачными. Вместо высоко вздымающейся башни наподобие тех, которые и поныне можно видеть в Бирс Нимруде и Акаркуфе, здесь, в ложбине Захн, севернее горы обломков, оставшихся от главного храма, открывался взору тянущийся в южном направлении широкий ров, заполненный водой. Посередине его находился квадратный в основании массивный блок из кирпичей и обломков, и сначала даже не верилось, что это и есть Вавилонская башня. Между тем, не оставалось повода для сомнений, так как в ходе раскопок здесь обнаружили много надписей, чаще всего на кирпичах, где древнее название башни — Этеменанки (шумерское «Дом основания небес и земли») и наименование главного храма — Эсагила — упоминались вместе. Остатки башни, немало претерпевшей уже в древности, особенно сильно пострадали в более позднее время. Добраться до ее стен, сложенных из обожженного кирпича, не представляло особого труда, и население разобрало и использовало их для собственных нужд. Подобное произошло с большинством сооружений Вавилона, построенных, как и Башня, из обожженного кирпича. Провести в период раскопок более тщательное обследование остатков башенных стен оказалось невозможно: мешал высокий уровень почвенных вод, всегда затруднявший раскопки Вавилона.
Лишь однажды, в 1913 году, когда прорвало плотину на Хиндие и к тому же выпало очень мало осадков, уровень почвенных вод упал на 3,3 метра ниже обычного, что позволило заняться непосредственным изучением развалин Башни. Раскопки велись с 11 февраля по 7 июня. Руководил ими Кольдевей. Рабочих было немного. За съемки отвечал Ветцель. Недостаток времени не позволил полностью расчистить поверхность массивного ядра постройки. Тем не менее удалось получить много важных сведений, а главное — установить размеры здания. Ветцель писал по этому поводу: «Мы начали копать с северо-восточного угла внешней оболочки из обожженного кирпича, потому что условия местности показались нам тут наиболее благоприятными. Так как расхитители кирпича обычно оставляют обмазку нетронутой, для нас здесь сохранилось самое важное — внешний контур. Копая узкие рвы и короткие туннели, мы последовали дальше вдоль северного торца».
С учетом сложенной из обожженного кирпича оболочки ядра зиккурата, имевшей некогда толщину около 14 метров, а теперь отбитой, получалось, что длина боковых сторон здания составляла от 91,48 до 91,66 метра. При дальнейшем продвижении от юго-западного угла постройки с южной ее стороны была обнаружена лестница шириной 8,2 метра, от которой частично сохранились 18 ступеней. Она начиналась у юго-западного угла. Ров перед южной стеной Башни длиной около 50 метров и шириной около 10 метров соответствовал некогда существовавшей здесь монументальной наружной лестнице. Сама ее кладка исчезла почти полностью, лишь местами сохранились отпечатки кирпичей.
По мнению Ветцеля, ядро сооружения, сложенное из сырцового кирпича, имело квадратное сечение с длиной стороны, равной 61 метру; этот блок, окруженный рвом, заполненным водой, покоился на практически водонепроницаемом ложе из плотно утрамбованной чистой глины. Оболочка из обожженного кирпича начиналась по меньшей мере на глубине четырех метров ниже нормального уровня почвенных вод. На наружных стенах этой оболочки, сохранившейся в большинстве мест лишь на высоту менее двух метров, имелось обычное для древневосточных построек чередование выступов и углублений. Судя по относительно более высоким остаткам юго-западной боковой лестницы, наружные грани оболочки были отвесными.
Материалы раскопок позволили получить достоверные сведения только о периметре нижней ступени и о самом факте существования ведших на Башню трех наружных лестниц. Этого было мало, чтобы перейти к обсуждению вопроса о ее внешнем виде. В итоге различные исследователи, опираясь на результаты раскопок, данные письменных источников и описания аналогичных сооружений, создали много разных вариантов реконструкции Башни.

Задолго до расцвета Древней Греции уже существовали развитые могучие державы. Одна из них — знаменитый Шумер. Располагался он на территории современного Ирака в географическом и историческом регионе Месопотамия. Нужно сказать, что это название придумали греки. Означает оно буквально «между речками». Этот большой по площади регион действительно простирался по равнинной местности, раскинувшейся между реками Тигр и Евфрат. В Месопотамии было много городов-государств. Одно из них — Вавилон. В какой стране и где находится город легендарных шумеров сейчас? Почему он не сохранился до наших времен? Какие эпохи расцвета и упадка пережил? Об этом наша статья.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

От неолита до Шумера

Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. э. там развивались ремесла: гончарное, прядильное. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой. Арки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу. Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии — Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер – юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.

Возвышение Вавилона

За все время междоусобиц этот город, который находился далеко от границ, пострадал меньше других. Шумеры называли его Кадингирра. Город был построен на берегу Евфрата, около современного населенного пункта Эль-Хилла, в 80 километрах от Багдада. Там располагалась резиденция сборщика податей. Именно в этом провинциальном городке обосновался аморейский вождь Сумуабум, сделав его не просто столицей, а создав Вавилонское царство. Представители династии аморейских царей много воевали. Поэтому они основное значение придавали укреплениям Вавилона, в связи с чем выстроили вокруг него оборонительную стену. Но и храмы в это время тоже активно перестраивались, возводились святилища. Сменилось пять властителей этого рода, прежде чем Вавилон стал главенствовать в Двуречье. В 1792 году до н. э. престол занял Хаммурапи. Воспользовавшись постоянными междоусобицами соседей, он сумел подчинить Вавилону большинство прибрежных земель около Тигра и Евфрата. За сорок лет было создано первое централизованное государство Западной Азии, Старо-Вавилонское царство. Его основанием можно считать рубеж XIX-XVIII веков до нашей эры.

Центр мироздания

Вавилон очень быстро стал одним из центров мира. Такое положение у него было вплоть до 1595 года (до Рождества Христова). Его Богом-покровителем являлся Мардук, который стал одним из главных месопотамских божеств. Город богател, что отразилось на его внешнем облике. Новые стены, ворота и широкие улицы, по которым могли пройти многолюдные храмовые процессии, были возведены не хаотично, а по плану. Жители столицы не призывались в армию и не платили налогов, у нее было право самоуправления.

Упадок Вавилона

Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен. В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Окончательно эти районы выходят из подчинения Вавилону в XVII веке до нашей эры. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее.

Новое начало

Вторжение хеттов послужило концом Старо-Вавилонского царства. Вскоре эти земли подчинили себе касситы. Начался средневавилонский период. Держава переживала упадок, особенно в экономической и культурной сферах. Невысок был в эти столетия и авторитет государства. Борьба за лидерство шла между Египтом, Хеттским царством и страной Митанни. Фараоны, судя по дошедшим до нашего времени сведениям, относились к еще недавно угрожавшему им соседу пренебрежительно. Однако это был длительный период стабильности, когда удалось наладить разрушенные во времена междоусобиц торговые связи между разными регионами государства.

Еще одно разрушение Вавилона

Падение III Вавилонской династии, которую называют касситской, совпало с усилением Ассирии. Кроме того, снова поднимается восточный сосед, Элам. В конце XIII века до н. э. царь Ассирии овладел Вавилоном, разрушив стены города и даже перевезя в Ашшур (свою столицу) самую почитаемую статую верховного бога Мардука. Ассирийский властитель Синаххериб прославился тем, что в 689 году до н. э. не только захватил Вавилон, но и почти уничтожил его. Восстановление могущества славного города началось только после ослабления Ассирии. В городе тогда правили вожди халдейских племен. Один из них, Набопаласар, возглавил восстание, закончившееся разгромом ассирийской армии под стенами Вавилона. Нововавилонский период ознаменовался восстановлением прежнего могущества легендарного государства.

Навуходоносор

Восстановление города началось после смерти Синаххериба. Постепенно государство восстанавливало прежнее могущество. Время наивысшего процветания – 605-562 годы до н. э., когда правил Набушаднеццара II. Это тот самый Навуходоносор, который разрушил Иерусалим и увел в плен многие тысячи иудеев. В годы его правления страна распростерлась от Ирана до Египта. Невиданные богатства способствовали бурному строительству. Благодаря клинописным записям, Геродоту и раскопкам археологов, мы можем воссоздать облик Вавилона тех времен.

Как выглядела «Столица мира»

Евфрат разделял Вавилон пополам. На плане он занимал почти 10 квадратных километров. Вокруг возвели три ряда крепостных стен, построили огромные башни и восемь ворот. Подступиться к ним было чрезвычайно трудно. В центре Старого города находился 7-ярусный зиккурат, который считается прообразом Вавилонской башни из Библии. Там же возвышался главный храм бога Мардука, рядом функционировал рынок. Здесь же находился Большой дворец Навуходоносора II. Это был огромный комплекс, который строился еще при Набопаласаре. Он включал в себя дома чиновников и тронный зал. Дворец впечатлял посетителей своими размерами и роскошью. На его рельефных стенах из цветного кирпича мастера изобразили «древо жизни» и шагающих львов. Во дворце было одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды. Так «Владыка полусвета» утешил свою жену, царевну из Мидии, которая тосковала по родине.

Дом вавилонянина

В Новый город вел мост 123 метра длиной. Там располагались жилые кварталы. Как жили обычные люди Вавилона? Облик этих жилищ известен благодаря раскопкам. Это были двухэтажные дома. Нижнюю часть, в предохранение от размыва, выкладывали из обожженного кирпича, а второй этаж и внутренние стены – из кирпича-сырца. Небольшие окошки делали только под потолком, так что свет попадал почти исключительно через дверь. Из кувшина с водой, который стоял в сенях, омывали ноги. Там же располагалась различная утварь. Оттуда можно было попасть во внутренний дворик. У более состоятельных людей там располагался бассейн, а по внутренней стене шла деревянная галерея. Обязательно существовала парадная горница, оттуда проход вел в недоступный для посторонних маленький дворик, где хозяева сооружали домашний алтарь. Там же старались хоронить умерших. Еще в III тысячелетии до н. э. вавилоняне начали использовать табуретки, столы и кровати. Но кровать, скорее всего, имелась только одна. Спали на ней хозяин с женой. Остальные располагались на циновках или просто на полу.

Город тысячи языков

Вавилон последнего периода был для своего времени настоящим мегаполисом. В нем проживало около 200 тысяч человек самых разных национальностей. Это были эламитяне, египтяне, иудеи, мидийцы. Все сохраняли свои традиции, говорили на родном языке, носили свою национальную одежду. Но основным языком считался шумерский. Образование дети получали в школах (э-дубах). Те, кто оканчивал полный курс обучения, владел энциклопедическими для тех времен знаниями. Кроме литературы и письма, выпускники обучались математике, астрономии, землемерным работам. В Вавилоне была принята шестидесятеричная система исчисления. Мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Сохранившись в клинописных библиотеках, до нас дошли литературные произведения тех лет.

Как называется страна, где находится город Вавилон сейчас

Несмотря на военное могущество, процветавшую торговлю, достижения в культуре, город Вавилон снова проходил в упадок. В первые века до нашей эры на востоке Междуречья начинает приобретать могущество Персия. В 538 году Вавилон был взят царем Киром, но и после этого он сохранял статус столицы. Персидская империя включала в себя Восточное Средиземноморье и Египет. Месопотамия перестала играть ведущую роль в регионе. Но Вавилон еще оставался центром науки, культуры и ремесел. Сложившееся положение не устраивало его жителей, которые предпринимали попытки вернуть былую власть. После очередного восстания Ксеркс лишил город его статуса. Хозяйственная жизнь еще продолжалась. Именно тогда в Вавилоне побывал Геродот, написавший о нем восторженные слова. Следующим завоевателем стал Александр Македонский. Он хотел сделать могущественный Вавилон столицей своей империи, но потом основал неподалеку новый город, который назвал своим именем.

Сейчас где находится Вавилон? В какой стране? История города печальна. Сперва там оставалось небольшое поселение, но после завоевания в 634 году Двуречья арабами, исчезло и оно. Почти на две тысячи лет было забыто даже место, где находился Вавилон. Сейчас он располагается в современном Ираке (бывшая Персия). Единственная сохранившаяся постройка того времени — театр. Ближайший к разрушенному городу административный центр страны насчитывает полмиллиона жителей. Так где сейчас находится Вавилон? Это несколько десятков километров от Багдада. Современный Вавилон (где находится, вам уже известно) – самый большой музей мира на открытом воздухе.

1Дворец Навуходоносора II

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии. Он располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. Основан Вавилон был не позднее III тысячелетия до н. э. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются около 2400 г. до н. э. Своего расцвета город достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.

В период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также дополнительной внешней стеной, охватывавшей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 км². Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы по сторонам света (в соответствии с местными представлениями), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль. Река Евфрат делила столицу на две части — Западный город и Восточный город. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Обе части Вавилона соединяли два моста — стационарный и понтонный. С внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Они были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведён масштабный комплекс Эсагила.
Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены, между Дорогой Процессий и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52 на 17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон.
Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров.
Дворец утопал в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу.

2Висячие сады

В северо-восточной части дворца Навуходоносора II были сооружены знаменитые «Висячие сады». «Сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев.

Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

3Эсагила

Комплекс Эсагилы, строительство которого было окончательно завершено при Навуходоносоре II, располагался в центре Вавилона. Комплекс включал в себя большой двор (площадью около 40×70 метров), малый двор (площадью около 25×40 метров), и, наконец, центральный храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Храм состоял из передней части и святая святых, где стояли статуи Мардука и его супруги Царпанит.
Кроме того, на территории комплекса располагался небольшой водоём, названный Абзу, который являлся образом отца Мардука, Энки, который был богом всех пресных вод.

4Этеменанки

Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня» — зиккурат в древнем Вавилоне. Один из самых первых зиккуратов был сооружен там еще до эпохи великого царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.). Он был разрушен. На смену ему пришла другая башня, также разрушившаяся со временем. Больше всего сведений о вавилонском зиккурате имеется из эпохи Нововавилонского царства, VII—VI вв.еков до нашей эры. Именно тогда, при царях Набопаласаре и Навуходоносоре II, Этеменанки не только был восстановлен после периода запустения, но и достиг своего наивысшего великолепия. Именно от того зиккурата остались наиболее подробные описания и очертания фундамента, сохранившиеся до сих пор и помогающие судить о размерах Этеменанки.
Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона — Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата — квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие — по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60×60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.
В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.
На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота — ложе, кресла, статуи.

5Ворота Иштар

От главного входа в зиккурат вела мощеная улица — Дорога Процессий, шириной в 35 метров. Заканчивалась она у Ворот богини Иштар. Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляли собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами. Ворота были посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий были покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. На воротах были изображены сирруши и быки, всего около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *