Великая моравия

Моравия (чешск. Morava), историческая область на востоке Чехии. Сейчас туда охотно ездят туристы красивые места и ухоженная Европа. Первые поселения на территории Моравии относят к раннему палеолиту. Около 400 года до нашей эры Моравию заселяли кельты, которых в начале нашей эры вытеснили германские племена маркоманов и квадов. В середине первого тысячелетия здесь начали поселяться славяне-мораване, которые в 6-7 веках стали преобладающим населением. В 623-658 годах Моравия входила в состав славянского княжества Само.

В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Первое упоминание о моравах и, предположительно, об оформившемся к тому времени Моравском княжестве относится к 822 году: в одном из франкских документов упоминается, что в декабре этого года моравы участвовали во Франкфуртском сейме. В трактате «Обращение баварцев и карантанцев»упоминается и один из первых моравских правителей – Моймир I (умер около 846 года), который правил в 30-е годы IX века. Тут же находим упоминание о завоевании Моймиром княжества Прибины с центром в городе Нитре (территория современной Западной Словакии).

Многочисленные исследования археологов свидетельствуют о массовом перемещении в район реки Моравы носителей пражско-корчакской культуры из разных мест ее ареала. Это соответствует и информации летописей. Так, в «Повести временных лет» Нестор сообщает:

В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают огромное количество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани (контакт с византийскими мастерами), оригинальные изделия из цветных металлов микульчицкого типа. Многие находки указывают на развитие различных ремесел:

  • столярного,
  • ткаческого,
  • гончарного,
  • кузнечного
  • и др.

Франкские источники сообщают о большом количестве крепостей, которые воздвиг Ростислав, преемник Моймира. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов, в частности, подробно рассказывается о крепости Довина (855 год), где Ростислав одержал победу над Людовиком Благочестивым (Немецким). Такую же укрепленную крепость представляла и столица Великоморавского государства – город Велеград, точное место расположения которого сейчас не установлено. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного же детинца, в городах распространены срубные конструкции с глиняными полами и глинобитными печами в одном из углов жилища (Микульчицкий каменный град с детинцем и предградьем). Сельские же поселения были у мораван неукрепленными, жилища в них в основном столбовые деревянные с каменной или глинобитной печью в углу.

Карта. Великая Моравия.
а — Великоморавское государство при Моймире I и Ростиславе; б — территориальные при-ращения до 874 года; в — приращения при Святополке; г — ареал слензан, предположитель-но входивший в состав Великоморавской державы; д — регион сорбов, находившихся при Святополке в союзнических отношениях с Великой Моравией; е — границы соседних поли-тических образований; ж — важнейшие населенные пункты Великой Моравии

В довеликоморавских пластах находят фигурки людей, животных, разнообразные сосуды, имеющие ритуальный характер. В пластах, относящихся к великоморавской эпохе, находят множество крестиков и наконечников с изображением священников и крестов, позолоченный мощевик, выполненный в виде богослужебной книги. Храмовые постройки свидетельствуют о распространении христианства в Моравии из разных стран Европы. В частности, из Баварии, а также Адриатики и Далмации.

Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы.

Земли Моравии постепенно разрастаются. Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным.

Церковь Моравии (известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство) была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление богослужения и развитие письменности. Миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год, ввиду чего христианство оставляет глубокие корни в землях Моравии.

После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр христианской культуры в регионе.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства.

А на последок видео — Моравия сейчас

Поделиться этой записью

Подебрад, Иржи

Иржи из Подебрад
Jiří Boczko z Kunštátta a Poděbrad
Король Чехии
2 марта 1458 — 22 марта 1471
Предшественник: Ладислав Постум
Преемник: Владислав II Ягеллон
Вероисповедание: Православие
Рождение: 23 апреля 1420
Подебрады
Смерть: 22 марта 1471
Прага
Отец: Виктор из Подебрад
Супруга: Кунгута из Штернберка,
Иоганна из Рожмиталя
Дети: Генрих I (Гинек) герцог Мюнстерберга,
Сидония,
Генрих II (Гинек) Младший

Памятник Иржи Подебраду в Кунштате (Чешская Республика).

Йиржи (Георгий или Юрий в русифицированном варианте) из Подебрад (чешск. Jiří Boczko z Kunštátta a Poděbrad; 23 апреля 1420 Подебрады — 22 марта 1471 Прага) — правитель (регент) Богемиии (3 сентября — 28 октября 1448, 1-й раз), (27 апреля 1452 — 19 октября 1453, 2-й раз), (23 ноября 1457 — 2 марта 1458, 3-й раз), король Богемии с 2 марта 1458; первый правитель крупного государства Западной Европы, не исповедующий католицизм в качестве государственной религии. Йиржи из Подебрад принадлежал к утраквистам, или чашникам, — умеренному крылу гуситского движения.

Происхождение

Происходил из знатной и влиятельной чешской семьи, примкнувшей к гуситскому лагерю. Отец Йиржи, Виктор из Подебрад, был одним из руководителей таборитов — радикального крыла гуситов, однако через некоторое время присоединился к умеренным утраквистам. Сам Йиржи из Подебрад, будучи четырнадцатилетним мальчиком, участвовал в битве под Липанами в 1434 г., в которой умеренные гуситы, объединившиеся с австрийцами, нанесли поражение радикальным. В общем, при Сигизмунде Люксембургском семья Йиржи из Подебрад принадлежала к умеренной партии, но после избрания королем Чехии с подачи католической партии Альбрехта V Австрийского (немецкого императора Альбрехта II), отец и сын примкнули к оппозиции, желавшей избрания Казимира Польского.

Биография

В последующей борьбе между различными группировками Йиржи, не имея 20 лет от роду, уже занял видное место в среде чашников-утраквистов. Когда после смерти Альбрехта Чехия для поддержания внутреннего порядка была разделена на округа, Йиржи из Подебрад был избран начальником Краловеградского округа, что позволило ему в 1444 г. стать единым руководителем всей утраквистской партии, а в 1452 г. добиться своего назначения наместником Чехии. В 1448 г., имея 9 000 солдат из числа бывших гуситов он практически без сопротивления занял Прагу, и 3 сентября провозгласил себя правителем (регентом) Богемии. По смерти предыдущего короля Ладислава I (1457 г.) Йиржи из Подебрад был избран представителями аристократии новым богемским королем. Даже католическая проавстрийская партия поддержала новоизбранного короля после того, как он обеспечил религиозную свободу. Труднее ему было добиться признания в Моравии и Силезии.

Чтобы заручиться согласием папы на свою коронацию, Йиржи из Подебрад решился привлечь папскую курию обещанием содействия восстановлению в Чехии католицизма путем церковной унии. Папа Пий II не торопил чешского короля с исполнением его обещания, понимая, что для этого нужно время, и даже готов был поддержать внешнюю политику Чехии. Йиржи из Подебрад был могущественнейшим государем своего времени и уже мечтал об императорской короне: но его заигрывание с Римом встретило открытую оппозицию в рядах утраквистов, которые заставили его в 1461 г. торжественно обязаться сохранить гуситские обряды. Тогда папа стал действовать решительнее, но вновь согласился на уступки по настоянию императора Фридриха III, обязанного Йиржи своим спасением из Венского замка и находившегося с ним в союзе против венгров.

Памятник Йиржи в г. Подебрады (Чешская Республика).

Новый папа, Павел II, после неудавшейся попытки возобновить переговоры (со стороны Йиржи их вёл Ян из Рабштейна) предал в 1461 г. Йиржи отлучению и велел проповедовать против него крестовый поход. Йиржи одержал верх над нестройными толпами крестоносцев; но, когда он поссорился и с императором, последний призвал против него бывшего близкого союзника Йиржи, венгерского короля Матьяша Корвина (Хуньяди), который в качестве исполнителя папского отлучения захватил большую часть Моравии.

В Оломоуце в 1469 г. Матьяш Корвин провозгласил себя чешским королем, заставив присягнуть себе Моравию, Силезию и Лужицы. Чтобы сохранить за собой Чехию, Йиржи решился созвать в Праге сейм, от которого потребовал избрания себе в преемники наследника польского престола с тем, чтобы собственные сыновья Йиржи наследовали только его частное имущество, и сейм повиновался. После этого Польша тотчас же стала на сторону Йиржи, с которым тогда же примирились и император и собственные католические подданные, так что и венгерский король был вынужден начать переговоры. Но ещё до заключения мира с венграми Йиржи из Подебрад скончался в 1471 г. Двое его сыновей, Виктор и Гинек Мюнстербергские, впоследствии в качестве рядовых подданых предоставили свои услуги чешской короне.

Йиржи из Подебрад принадлежала идея всеевропейского христианского союза, названного «Христианской Лигой».

Семья

Йиржи был дважды женат: на Кунгуте из замка Чешский Штернберк (1422-1449) и Иоганне из Рожмиталя (до 1432-1475). От обоих браков имел 11 детей, среди них:

  • Генрих I (Гинек) (1448-1498), герцог Мюнстерберга, породнился с династией Гогенцоллернов — женат на дочери Альбрехта III Ахиллеса, курфюста Бранденбурга. От него продолжился род.
  • Сидония (1449-1510), замужем за Альбрехтом III Мужественным, герцогом Саксонским.
  • Генрих II (Гинек) Младший (1452-1492), герцог Мюнстерберга, женат на дочери Вильгельма III Смелого Саксонского, ландграфа Тюрингии.
Предшественник:
Ладислав Постум
Король Чехии
1458 — 1471
Преемник:
Владислав II Ягеллон

В нынешнем году отмечается 1150-летие славянской письменности. Начало ей положила миссия святых равноапостольных князей Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Это государство западных славян постоянно сражалось за независимость от немцев, за возможность молиться Господу на своём языке. Оно просуществовало почти век, его уничтожили венгры, но славяне из тех мест не исчезли, превратившись со временем в чехов и словаков. И по иронии судьбы, основатель Чехословакии родился вблизи древней моравской столицы.
Тайны моравской столицы
IX век был особенным для всего славянского мира. Так, в 864 году приняла христианство Болгария. В том же столетии начала складываться государственность на Руси, в Сербии и Хорватии. Не обошёл данный процесс и западных славян. Но если поляки несколько запаздывали, то предки чехов и словаков тогда же приступили к государственному строительству. В итоге родилась держава, которой было суждено войти в историю как место, где у славян появилась первая азбука и возник церковно-славянский язык.
В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной.
Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников.
Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев.
Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.
Три западнославянских центра
Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились.
Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры.
К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев.
Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).
Кирилл и Мефодий как спасители от немцев
Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии.
Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III.
«Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг.
Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве.
В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.
Святополк Великий
В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия.
Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной.
Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде.
Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз.
Закат Великой Моравии
Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили.
В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь.
А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.
Наследие
Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами.
Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась.
В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры.
Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии.
По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.
Вадим Трухачёв, историк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *