Великие четьи минеи

Великие Минеи-Четьи митрополита Макария.
Великие Четьи-Минеи — сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Сборник был составлен под руководством архиепископа Новгородского Макария, впоследствии всероссийского митрополита. Минеи представляют собой свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера. Материалом для сборника послужили существовавшие и уже переведённые к этому времени с греческого оригинала жития святых Симеона Метафраста, сборники житий русских святых, различные Отечники, Патерики, Лимонари, а также Сборники и Синаксари. Книги собирали в разных городах и монастырях Руси.
Великие Минеи-Четьи известны в четырёх списках:
1.Список московского Успенского собора, хранившийся до революции 1917 года в московской синодальной библиотеке (единственный полный список);
2.так называемый «царский» список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля;
3.список Софийской библиотеки — неполный;
4.список Чудова монастыря — неполный.
Издание Великих Миней-Четьих предпринято Императорской археографической комиссией, но изданы лишь месяцы с сентября по апрель (трудами Павла Савваитова и Михаила Кояловича) в самом конце XIX века.

Распространения не получили, не переписывались и не печатались.
Четии Минеи братьев Денисовых (Выг).
Четии Минеи братьев Денисовых — памятник легендарный. Известно свидетельство историка Выговской пустыни Ивана Филиппова об организующей роли Петра Прокопьева и участии братьев Денисовых в составлении этого обширного свода, о переписке книг лексинскими писицами.
В XIX в. (возможно, в середине века, при закрытии общежительства) Четьи попали в филипповскую среду книги были пожертвованы на знаменитый Братский двор в Дурном (Дурновском) переулке на Таганке.
С 1917 г., судьба этого выговской памятника оставалась неизвестной. Две книги (минеи за сентябрь и июнь) позже попали в собрание Федора Антоновича Каликина. Остальные книги считались утраченными, и полное, детальное изучение Четиих Миней братьев Денисовых не представлялось возможным.
Михаил Юрьевич Орловский (25.07.1948 — 23.04.2010) последний филипповец московской общины переехавший из Москвы в Каргополь предложил Историческому музею купить кое-что из его книг. Он говорил о старинных рукописных Четьях — это оказались те самые Четии Минеи братьев Денисовых. В результате книги были приобретены Государственным историческим музеем и теперь находятся на постоянном государственном хранении.
В начале XX в. в комплекте недоставало трех томов (январь, март, май), ныне не хватает еще августа. Сохранилось восемь томов.
Два тома из восьми (октябрь и декабрь) написаны на рубеже 80—90-х гг. XVIII в., и являются копиями с более ранних оригиналов. Шесть книг датируются временем составления свода — 10-ми годами XVIII в. Из послесловие писца: «Начася писати сия святая книга Минея Четья ноябрьская в лета от создания мира осмыя тысящи двусотном и двадесятому текущу (т. е. 7220 = 1712), соверши же ся в 7223 (1715) лето во общежителстве Пантократорове в полунощной стране близ окиянскаго понта». Таким образом, эти записи свидетельствуют, что Четии Минеи писались в течение четырех лет, с 1712 по 1715 г.
Основой, своеобразным «каркасом» для составления выговского свода стал Софийский список Великих Миней Четиих. В 1713 г. Семен Денисов был послан в Новгород «особливо для достижения Великих Миней Четьих Макариевских». Объем памятей нерусским святым в Выговских минеях не превышает объема в Софийских томах; дни, оставшиеся незаполненными в первом комплекте Великих Миней Четиих, остаются таковыми и в Выговском своде; кроме того, совпадает большинство текстов, посвященных нерусским подвижникам. Вместе с тем на Выгу было несколько сокращено количество похвальных и поучительных слов на двунадесятые праздники, опущены некоторые большие сочинения, не относящиеся к обязательному календарному чтению. Проводя сравнительный анализ Четиих Миней братьев Денисовых с предшествующей традицией, нельзя не заметить очевидного желания составителя включить в свод как можно больше текстов, посвященных русским святым. Прославление сонма русских святых имело для поморцев особое значение: оно подчеркивало непрерывность сохраняемой старообрядцами церковной традиции. Выговцы целенаправленно собирали жития, изображения и устные предания о русских, в особенности местночтимых святых.

Выгорецкие Четьи Минеи не получили распространения, до сих пор они не изданы.
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского (Тупталы).
Работа над изданием Четьи-Минеи (Житий святых) была начата в 1684 году и продолжалась с перерывами в течение 20 лет. При написании своего произведения Димитрий пользовался готовыми Макарьевскими минеями, для этой цели последние привозили из Москвы; а Димитрий существенно сократил готовый сборник, и некоторые Жития святых переписал в своём изложении. Основными же источниками для работы над переписанными Димитрием Житиями святых были западные источники: латинский сборник монаха картезианца Лаврентия Сурия «De vitis sanctorum omnium nationum, ordinum et temporum» — 7 томов, 1573—1586 (латинская обработка Житий святых Симеона Метафраста), его же сочинение «De probatis sanctorum historiis»; вышедшие тома «Acta Sanctorum» («Деяния святых») в издании болландистов (к 1688 году вышли 18 томов с января по май); «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы»). кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги; «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием.
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество.
Четьи-Минеи Преображенской печати 1914г.
«Из статьи наставника И. Ваконья (Иоанн Иульянович Ваконья — председатель РГСО в 1951-1956.) я с радостию узнал, что старообрядцы, несмотря на резкие обличения святителя Димитрия, не враждебно относятся к нему. Они не только читают его «Жития святых» в Синодальном издании, но даже сами в 1914 году перепечатали его Четьи Минеи.» (Бесценное богатство русских переводов слова Божия и церковной литературы (мысли старообрядца) Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №6.)
В Старообрядческом издательстве «Третий Рим» Максима Пашинина сейчас печатаются Минеи-Четьи. Источник текста — федосеевское издание начала прошлого века, по мотивам Миней Димитрия Ростовского. Т.е. в буквальном смысле — не имея доступа к Минеям Макария, федосеевцы «переработали» Минеи Димитрия Ростовского, попытавшись очиститить их от латинского влияния и выдумок Туптало.

http://ismaragd.ru/product/chety_minei_10
В кельях ИПХС среди собраний книг обязательно встретишь Четьи Димитрия Ростовского, видимо они были очень популярны. Мне довелось также встретить икону с изображением именного святого, такие обычно писали по заказу или в подарок (возможно благодетелю), муч.Потита, его имени нет ни в славянских святцах, ни упоминается оно в Прологе или других славянских источниках, зато встречается в Четьях Ростовского.

Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1563; пам. 30 дек.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.

Святитель Макарий – это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях. С его именем связано первое систематическое изложение истории – составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея – Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

Главное книжное детище святителя Макария – это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея. Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия.

Великие Макарьевские Минеи Четьи – сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения. Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами – составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.

Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.

* * *

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 1. Дни 1–13

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 2. Дни 14–24

Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 3. Дни 25–30

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 4. Дни 1–3

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 5. Дни 4–18

Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 6. Дни 19–31

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. Дни 1–12

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. День 11

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 8. Дни 13–15

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16–17

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17–22

Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23–25

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 10. Дни 1–5

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 11. Дни 6–17

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 12. Дни 18–23

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 1. День 24

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 2. Дни 25–31

Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 14. Тетрадь 1. День 31

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 1. Дни 1–6

Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 2. Дни 6–11

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 1. Дни 1–8

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 2. Дни 8–21

Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 3. Дни 22–30

Указатели к первому, второму и третьему выпускам Великих Миней Четиих. Сентябрь. Дни 1–30

«Великие Четьи Минеи» являются поистине историческим памятником христианства. Создание их относится к 16 веку. Это самый полный сборник церковно-учительных и агиографических материалов. В данной статье познакомимся с особенностями содержания фолианта. А также узнаем, кто написал «Великие Четьи Минеи».

Общие сведения

Древнерусский сборник представляет собой месяцеслов (четьи — чтения, минеи — книга для богослужений на месяц) и состоит из 12 книг (по книге на каждый месяц). Отправной точкой является 8 сентября. Сборник включает святоотеческие поучения, апокрифы и описание жития святых на каждый день.

«Великие Четьи Минеи» аккумулируют в себе практически все церковные произведения повествовательного и духовно-учительного характера. Материалами для сборника послужили переводы греческих церковных книг (жития святых Симеона Метафраста), а также Лимонари, Патерики, Отечники. Книги «Великих Четий Миней» собирались в различных городах и монастырях Древней Руси и представлены в четырех списках: Успенский, Царский, Софийский и список Чудова монастыря.

История списков

Первый список был привезен из московского Успенского монастыря. До 1917 года он хранился в синодальной библиотеке столицы. Это единственный полный список, дошедший до наших дней в рукописном варианте.

Второй список, названный «царским», был создан специально для Иоанна IV (Грозного). Он содержит все месяцы, кроме марта и апреля.

Последние два списка дошли до нас неполными. Софийский был привезен из библиотеки одноименного собора (Новгород).

«Великие Четьи Минеи» содержат похвальные слова святым, статьи религиозно-дидактического содержания (Торжественники, Прологи, Требники) и сочинения Василия Великого и Григория Богослова. Несколько сборников вошли в состав «Миней» полностью. Это «Златоуст», «Маргарит» и «Златая цепь». Без предварительной редакции в состав фолианта вошли «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хождение игумена Даниила» и другие памятники древнерусской литературы. И ценность сборника тем выше сейчас, что оригиналы материалов-источников не дошли до настоящего времени. И теперь он является самым полным сводом религиозных текстов, духовной энциклопедией 16 века.

Столетием позже создания «Великие Четьи Минеи» легли в основу других сборников: «Миней» Г. Тулупова (1632) и И. Милютина (1654). Они стали излюбленным чтением у грамотных христиан и особой популярностью пользовались у старообрядцев.

«Великие Четьи Минеи» были составлены под руководством Макария — архиепископа Новгородского, в последствии Всероссийского Митрополита. Сначала сборник носил название «Макарьевские Минеи». И лишь позднее был представлен как ныне известный памятник православной церкви.

Создание «Великих Четьих Миней» стало одним из самых важных дел архиепископа Макария на его религиозном пути. Вместе со своими помощниками он собирал церковно-дидактический материал около 25 лет. И лишь в 1541 году были изданы 12 книг месяцеслова и переданы в библиотеку Софийского собора. В команду составителей входили переводчики, переписчики, писатели, публицисты. Среди них были богослов Зиновий Отенский, писатель Василий Тучков-Морозов, дьяк Дмитрий Герасимов, священник-агиограф Василий-Варлаам и другие. Книжниками были обработаны труды всех новгородских и псковских библиотек, которые были подвластны митрополиту Макарию.

Вообще, фигура священнослужителя была очень весомая в Древней Руси. Он оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, выступал против князей Шуйских. При нем были построены новые храмы в Новгороде (собор Святителя Николая, Стоглавый Поместный). Большое внимание архиепископ уделял реставрации старинных икон и фресок. Также он содействовал развитию книгопечатания на Руси. Была построена первая типография для издания богословских книг.

Митрополит Макарий — единственный священнослужитель, который не подвергся преследованиям после падения Избранной рады (неофициального правительства Ивана Грозного). Он скончался 31 декабря 1563 года и был канонизирован в лике святителей православной церкви.

Издания

Главный труд митрополита Макария «Великие Четьи Минеи» претерпел несколько переизданий. Так, в 17 веке в Киеве этим занимался епископ Димитрий Ростовский. Он заметно сократил сборник и агиографические данные переписал в своем изложении. Также епископ частично дополнил «Великие Четьи Минеи» материалами из латинских и греческих книг, исключив некоторые русские апокрифы.

После этого издание сборника месяцеслова прекратилось. Имя митрополита Макария и его помощников-составителей было забыто, а автором «Великих Четьих Миней» стали считать Димитрия Ростовского. Сам сборник с 18 века именовали просто «Жития святых Димитрия Ростовского».

Во время императорской археографической комиссии в 1863-1916 году было сделано научное переиздание рукописного фолианта. В свет вышли сборники только с сентября по апрель. Книгами занимались Павел Саввоитов и Михаил Коялович.

Язык и стиль

Собственно жанр миней начал складываться еще в 10 веке в Византии. Бытовали два типа: служебные (для служителей клира) и общие (для более широкого круга читателей духовной литературы).

«Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария объединили в себе оба типа. Они были написаны на древнерусском языке. Оформление их выдержано в торжественном стиле. Размер каждого тома книжного свода соответствует названию «великих», так как насчитывает 1500-2000 листов «александрийского» формата (примерно соответствует А4).

Стиль изложения сборников считается изощренным и витиеватым. Пышность и «лепота» слова «душеполезных для чтения» текстов выбраны неслучайно. Стиль должен был соответствовать возрастающему политическому значению Московского православного царства. Что же касается внешней монументальности фолианта, то она связана с идеей о том, что Москва является наследницей Византии в мировой истории, то есть «третьим Римом».

Сегодня

В начале 21 века «Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария так полностью и не были изданы ни в печатном, ни в электронном виде. Лишь в 2016 году по инициативе интернет-портала «Русская вера» был начат русский перевод летописного сборника. Переводчиком его является Кирилл Меламуд. Работы еще не окончены. Рукописный оригинал древнерусского памятника 16 века в настоящее время хранится в Москве в Государственном Историческом музее.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, «собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый «царский» список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в «Чтениях Московского Общества Истории», 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) — рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве . Подробное описание М. Милютина в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII-XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт. Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней . После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт. Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

Использованные материалы

  • В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *