Великий Новгород перынский скит

У истока реки Волхов из озера Ильмень в очень живописном месте расположен Перынский Рождества Богородицы скит. Здесь в дохристианское время находилось капище бога Перуна – первоначально западно-славянского бога грома и молнии Перкунаса, упоминаемого с VI века (в русских летописях — с 907 года). Тот же святой равноапостольный князь Владимир, который крестил Русь в 988 году в Киеве, за 8 лет до этого (когда сам еще был язычником) провел реформу иерархии русских языческих богов, сделал Перуна главным богом и повелел построить капище около озера Ильмень.

В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная статуя Перуна сброшена в Волхов. Им же была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается. Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12 444 до 5 105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия. Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал против распространившегося в образованных слоях русского общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит.

В скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году – в день храмового праздника Рождества Богородицы 21 сентября. В наше время слово «скит» означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Первоначально же «Скит» было именем собственным – это была пустыня в Египте около Александрии, где с IV по VII век спасали свои души тысячи монахов.

В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был разорен и закрыт. Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев испанцы размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны, посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.

После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. На остров была проложена дамба, между сосен расположились домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и даже для туристской экзотики была «украшена» деревянной статуей Перуна…

Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные годы (например, раскопки новгородского музея в 1933 году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952 годах проводились археологические раскопки под руководством А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого капища. Исследование Перынской церкви проведено в 1947-1948 годах Р.А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок ХIII века), а в 1961 году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).

В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.

Екатерина Виснап

Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Урочище Перынь — песчаный остров окруженный заливными лугами. Находится на левом берегу реки Волхов в непосредственной близости от истока.

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 — началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.

  • Панорама: Перынский скит и исток реки Волхов

Перынский скит — церковь Рождества Богородицы

В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Перынский скит ранней весной.

Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от «креста процветшего» или «креста виноградной лозы». Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 году архимандрит Фотий построил для них каменные кельи — сохранились три кирпичных одноэтажных здания. Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки.

В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.

В 6 км от Новгорода, близ озера Ильмень, над Волховом возвышается невысокий холм. Там на полянке, белеет небольшая церковь с золоченым куполом и характерным для новгородской архитектуры трехлопастным завершением закомаров. Эта местность носит старое название Перыни, в память о стоящем здесь некогда святилище языческого верховного бога -Перуна.
Согласно древнерусским источником, святилище это появилось в 980 году. Молодой киевский князь Владимир и его сподвижник, дядя по матери Добрыня, старались как можно больше подчинить Киеву все восточнославянские земли. А поскольку в традиционном средневековом обществе видную роль играло религия, то Владимир с Добрыней решили сделать ни больше ни меньше, как распространить на всю Русь единый киевский пантеон. А поскольку Новгород был первым после Киеве городом по значимости на Руси, то естественно создание общего языческого пантеона за пределами Киева, начали, конечно, с него. Перуна поставили подле города, на холме над рекой. Холм, где поставили Перуна, располагался на видном месте, возле истока Волхова из Ильменя и открывался всем, кто плыл в Новгород с юга. В весеннюю пору он никогда не затапливался, в отличии от обширных окрестных пойменных низинных пространств, поэтому, весной превращался в остров. (Ныне, в XX веке, к нему сделали со стороны города подъездную дамбу, что облегчило подход и подъезд к нему во время весенней распутицы, но ухудшило дренажную систему окружающей среды, сделав окрестные топкие пойменные луга еще более топкими). Как показали археологические исследования, на холме в самом деле в конце X века появилось языческое святилище. Оно представляло собой три круглых площадки, окруженные кольцами рвов. На каждой площадки археологи находили углы костров и круглые ямы в центре, в которых находились столбы. Средняя площадка была самой крупной, и яма от стоящего посреди нее столба — тоже. Видимо, там то и стоял идол Перуна, главного бога в мифологии некоторых восточных и западных славян. На двух других площадках, очевидно, тоже были идолы, но летописец о них не пишет, так как Повесть Временных Лет создавалась в Киеве и новгородские дела летописца занимали меньше. Для него было главное, что и в Новгороде был насажден культ киевского главного бога — Перуна. А остальные идолы играли в этой реформе второстепенное значение. Для Новгорода Перун был чужим, насаженным Киевом, вдобавок, он требовал человеческих жертв. По киевской традиции, ему приносили в жертву людей по жребию (летопись сохранила повесть об убийстве варяга-христианина киевскими язычниками). Поэтому, отношение к нему у новгородцев было неоднозначным. К этому времени относится появление названия местности — Перынь. Это название стало настолько прочным, что сохранилось до настоящего времени и еще со средневековья прилагалось к названию возникшего здесь позднее христианского монастыря. Другое дело, что сам Перун здесь пробыл недолго. 8 лет спустя, князь Владимир, чтоб жениться на византийской принцессе, решил принять на Руси Христианство. Вдобавок, христианская церковь была единой организацией, поэтому значительно сильнее могла сплотить страну, чем разрозненные языческие капища. Первым делом Владимир, конечно, крестит Киев, а уже в следующим, 989 году — Новгород. Новгородским крещением ведал тот же самый сподвижник князя, его дядя Добрыня, что прежде насаждал здесь киевское язычество. Город был крещен жестко — «огнем и мечом». А прибывший с киевской ратью в Новгород епископ Иоаким (Аким) Корсунянин, согласно новгородскому летописцу » требища разори, и Перуна посече, и повеле влещи в Волховъ; и поверзавше уже, влечахуть и по калу, биюще жезлиемъ и пихающе». Однако, далее произошли драматические вещи: «в то время въшелъ бяше в Перуна бесъ: «О горе! Охъ мне! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ». И вринуша его в Волховъ. Он же пловя сквозе великы мостъ, верже и палицу свою и рече: «На семъ мя поминаютъ новогородскыя дети». Ею же и ныне безумнии, убивающеся утеху творять бесом. И заповеди никому же нигде не переяти его». Так, согласно новгородской летописи, проклятие Перуна дало начало многочисленным новгородским вечевым усобицам с драками между разными районами города на Великом мосту через Волхов.
Однако, за городом, около устья реки Питьбы (нын. Микрорайон Волховский) идол Перуна прибило к берегу. Но тут вмешался местный крестьянин-гончар: «И иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци вести въ градъ; оли Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перушице, до сыти еси пилъ и ялъ, а нынеча поплови прочь».
Перынский же холм все равно в людской памяти сохранил свое былое значение. По воспоминаниям Якушина, в XIX веке еще сохранялась традиция бросать, проплывая мимо по Волхову, деньги в жертву грозному богу. Отсюда, кстати и пошла традиция кидать вообще в воду монетки на память.
После того, как капище на Перыни было разорено, 6 лет спустя тот же архиепископ Иоаким Корсунянин, по преданию строит на Перыни деревянную церковь Рождества Богородицы.
Около начала XIII века старый деревянный храм был переделан в современном каменном виде. Таким мы его видим до сих пор. Любопытно, что это первый храм Новгороде с подобным трехлопастным позакомарным завершением.
В таком виде — с высоким центральным сводом и более низкими, ниспадающими боковыми оно присуще уже церквам XIV в. Но характер кладки и низкий пологий купол с сужающимся к верху барабаном, выдает домонгольский памятник. Храм издревле был монастырским. В 1386 году новгородцы, ожидая рати Дмитрия Донского, пожгли ряд пригородных монастырей, включая «Перынский». (продолжение следует)
Подробнее — на сайте http://www.nogardia.ru/articles/show/52/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *