Великий прокимен

  • Прокимны и аллилуарии на все дни года без сокращений
  • Прокимны и аллилуиарии воскресные
  • Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
  • Прокимны, апостолы и аллилуарии на непереходящие праздники
  • Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым

Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.

Ежедневные прокимны Вечерни

На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс. 133)
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс. 4)
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс. 22)
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс. 53)
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс. 120)
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс. 58)

Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны — см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.

Великие прокимны Вечерни

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (Пс. 113)
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс. 68),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс. 60).

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимны Часов

Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • Первый час в Великий четверг (читается паремия).

Прокимны литургии

На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа:

***

«Прокимен – προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т. д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

История прокимна такова. Это остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха, говорит Скабалланович. Еще в IV—V вв. пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом, в отличие от антифонного. Сирийская литургия ап. Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий». Иногда Прокимен есть первый же стих псалма, а стих его – какой-либо из последующих стихов того же псалма, например, воскресный (в субботу вечера)

«Господь воцарися, в лепоту облечеся. Облечеся Господь в силу и препоясася. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна – последний же стих псалма: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5). Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен – по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного 1-го стиха. Например, прокимен на Богородичные праздники: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» – стих 18-й псалма 44; стихом к нему служат или: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» – стих 11-й того же псалма; или же: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» – стих 1-й того же псалма. Или еще например: прокимен воскресный 8-го гласа: «Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» – стих 10-й псалма 145, а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма: «Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

ПРОКИМЕН

( греч. предлежащий) — краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» ( Лк. 1; 4648 ), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV — V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий — из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета).

Малый прокимен возглашается:

а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене;

б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, ко торую хор поет до конца.

Словарь церковных терминов. 2012

АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ

Прокимен

(греч. предлежащий) — краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV — V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий — из пяти строф. Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца.

» Предыдущая статья

Следующая статья «

СЛОВАРЬ

В понедельник, гл. 4-й

Аллилуиа, гл. 5-й

: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.

Стих

: Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.

Во вторник, гл.7-й

: Возвеселится праведник о Господе/ и уповает на Него.

Стих:

Услыши, Боже, глас мой , внегда молитися ми к Тебе.

Аллилуиа, гл. 4-й

: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.

Стих

: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

В среду, гл. 3-й

: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Стих

: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, гл.8-й

: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Стих

: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

В четверг, гл. 8-й

: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Стих

: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Аллилуиа, гл.1-й

: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых.

Стих

: Бог прославляем в совете святых.

В пятницу, гл. 7-й

: Возносите Господа Бога нашего, / и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Стих

: Господь воцарися, да гневаются людие.

Аллилуиа, гл. 1-й

: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.

Стих

: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

В субботу, гл. 8-й

: Веселитеся о Господе, / и радуйтеся, праведнии.

Стих

: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.

Заупокойный, гл. 6-й

: Души их/ во благих водворятся.

Аллилуиа, гл. 4-й

: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

Стих

: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Стих

: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род:

Диакон:

Премудрость.

Чтец:

Диакон:

Вонмем.

Чтение Апостола.

Когда чтение закончится,

Иерей

говорит чтецу: Мир ти.

Чтец:

И духови твоему.

Диакон:

Премудрость.

Чтец:

Аллилуиа, глас…

Хор поет:

«Аллилуиа» трижды на указанный глас, чтец произносит аллилуиарий, хор: «Аллилуиа», чтец — второй стих аллилуиария, хор поет в третий раз «Аллилуиа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *