Венчание в церкви

Выбор наряда для венчания – дело непростое. Важно не только подобрать платье, подходящее внешности невесты, но и остаться в строгих рамках церковных требований. Но православные традиции не обязывают выбирать обязательно скучное и слишком простое платье, ведь допустимых вариаций множество.

Значение и православные традиции


Венчание в церкви после регистрации в загсе выбирают всё большее количество пар – кто-то из-за модного веяния, кто-то – чтобы сделать приятно родителям, а кто-то – из-за собственной глубокой веры.

Стоит понимать, что религиозное таинство – это не просто красивые декорации. Это создание прочных духовных уз между мужем и женой, которые невозможно разорвать в принципе. Поэтому идти на серьёзный шаг можно лишь тогда, когда вы уверены в своём избраннике, вашей совместимости и в том, что это тот самый человек, с которым вы готовы провести всю жизнь, ведь процедуры развенчания в церковном праве не существует.

Не менее важен и внешний вид невесты. В отличие от мирской свадьбы, таинство венчания требует соблюдения определённых правил. Образ невесты должен быть целомудренным и чистым, ведь на символическом уровне она играет роль Церкви, которую берёт в супруги Христос в образе жениха.

Недопустимы:

  • вычурные, слишком яркие, тёмные детали;
  • излишняя роскошь;
  • подчёркнутая сексуальность – обнаженные руки, колени, глубокое декольте;
  • непокрытая голова.


Конечно же, ни о каких брючных костюмах, джинсах или мини-юбках и речи быть не может. Невеста обязательно должна быть в платье, причём непременно закрытом и длинном (ниже колена). Макияж также следует использовать крайне осторожно. Допустим лёгкий, ненавязчивый нюд, лишь слегка прячущий несовершенства.

Важно! Церемония венчания духовная, а значит, важнее чистота помыслов и красота души, а не тела.

Ни в коем случае нельзя красить губы, ни лёгким блеском, ни стойкой помадой. Во время таинства вам предстоит целовать распятие и образа, поэтому оставшийся след может стать крайне неприятным моментом, портящим обряд. Кроме того, строгий батюшка может просто не подать вам священные вещи, увидев яркие губы, не разбираясь, насколько косметика суперстойкая.

Каким должно быть?


Мини-юбка в стенах церкви совершенно точно неуместна: подол должен, по крайней мере, закрывать колени. Многие невесты выбирают платье в пол – это наиболее целомудренный и очень красивый вариант, подчёркивающий трепетную женственность невесты и общую сакральность момента. Такая длина идёт практически всем, кроме, разве что, невысоких полных девушек. Им лучше присмотреться к юбке покороче – до середины икры.

Что касается шлейфа – то этот великолепный элемент, во-первых, достаточно неудобен. За вами будут стоять свидетели с венцами, которые могут нечаянно наступить на нежную ткань. Если уж очень хочется красивое платье со шлейфом, то выберите модель со съемным аксессуаром, который крепится на крючках, пуговицах или завязках. Во-вторых, помните, этот шлейф является атрибутом невесты при католическом венчании, поэтому если вы венчаетесь в православном храме, то он может показаться неуместным, хотя прямого запрета на шлейфы церковь не накладывает.

Фасон платья может варьироваться. Не подойдут разве что подчёркнуто откровенные наряды – с глубоким декольте, открытыми спиной, плечами или руками, слишком обтягивающие или блестящие.

Лучше выбрать скромный А-силуэт, ампир, греческий стиль. От излишне пышных юбок на кольцах-обручах лучше отказаться, а вот подъюбники вполне допустимы.

Декор должен быть скромным, но изящным – кружево, ручная вышивка, бусины.

Может варьироваться и материал платья. Подойдут и нежный шёлк, и сияющий атлас, и королевский бархат. Более лёгкие, воздушные варианты – органза, шифон, фатин – также возможны, но следите, чтобы платье не было чрезмерно пышным. В церкви много свечей, а синтетика легко загорается.

Если венчание назначено на один день с официальной регистрацией, на которой вы бы хотели быть в более открытом платье, то на помощь во время венчания придут модели-трансформеры с отстёгивающейся пышной юбкой, а также шали или пелерины, закрывающие плечи.

Цвет наряда, вопреки распространённому мнению, необязательно должен быть чисто-белым. Более того, канонически такой вариант разрешен только невинным девушкам, хотя сейчас это правило уже и не столь ревностно соблюдается.

Если вы хотите придерживаться традиций и правил, то обратите внимание на нежные полутона – айвори, шампань, кремовый, другие мягкие вариации белого. Допускаются также и любые другие светлые оттенки – розовый, голубой, золотистый, зелёный, сиреневый. Важно, чтобы цвет не был слишком ярким или тёмным. От темно-шоколадного или фиолетового отказаться придётся в любом случае, в остальном же существует полная свобода выбора.

Народные приметы

Старинный и сакральный обряд окружён множеством суеверий. Как к ним относиться – ваш выбор.

Важно! Православная церковь считает такие верования греховными и не одобряет, но народная мудрость возникает не на пустом месте.

В частности, приметы говорят о венчальном платье следующее:

  • Платье обязательно должно быть новым, причём даже сама невеста может примерить его лишь единожды. Никаких долгих любований у зеркала или селфи в инстаграм!
  • Часть наряда необходимо одолжить – ленту, нитку жемчуга, брошь. В случае беды в новой семье преодолеть невзгоды обязательно помогут родные и близкие;
  • Нельзя давать примерять платье даже самым лучшим подружкам или сёстрам, иначе они «примерят» и счастье невесты;
  • Чем длиннее подол и фата, тем дольше будет длиться семейное счастье;
  • Золотые элементы на платье – к удаче и богатству в семье;
  • Чем прочнее материя, из которой пошит наряд, тем ближе и добрее будут отношения невестки со свекровью;
  • Нельзя выбирать раздельные модели, состоящие из юбки и корсета, иначе и семейная лодка может расколоться на две половинки;
  • Жених не должен видеть невесту в платье непосредственно до церемонии, тем более запрещено выбирать наряд вместе;
  • После венчания платье следует бережно хранить и не давать никому в руки. Нельзя надевать его снова или продавать – это ваш символ счастливой жизни и защита от зла.

Ткань и отделка

От выбора ткани зависит практически столько же, сколько и от фасона.

Прекрасно смотрятся подвенечные платья из шелка. Натуральный материал, плотность которого идеальна для создания драпировок, и при этом дышащий, нежный, с благородным деликатным блеском, подойдёт невесте любой комплекции и возраста.

Атлас – крайне распространённый материал, очень красивый как в струящимся виде, так и в складках. Минусом является довольно яркий блеск, поэтому лучше всего такой вариант выбирать стройным невестам.

Более лёгкие, воздушные материалы вроде шифона, фатина или органзы требуют в подвенечном наряде обязательной плотной подкладки. Впрочем, на рукавах или декольте такие драпировки будут смотреться совершенно очаровательно, не нарушая церковных правил.

Нежное кружево, имеющее множество рисунков и форм, отлично подходит как для декора наряда, так и для верхней его части целиком, но при наличии подклада.

Длина

Мини-юбки, как уже говорилось выше, находятся под строжайшим запретом, да и вряд ли невесте самой захочется излишне оголяться в такой важный, волнующий момент произнесения клятвы в верности любимому человеку перед Богом.

В остальном церковь не регламентирует длину подола. Возможно как строгое миди, главное, чтобы из-под ткани не выглядывали колени, так и макси в пол, а также все промежуточные варианты.
Помните, что удобнее всего, когда подол на 2-3 сантиметра поднимается над полом с учётом вашей обуви. Так вы точно не наступите и не порвете платье.

Цвет: белое и альтернативы

Белый цвет подвенечного платья – традиционный, рекомендованный для выбора невинным девушкам, хотя про данное правило разрешено и забыть. Белоснежный отлично смотрится на смуглых или загорелых невестах, однако дамам в возрасте и с пышной фигурой лучше его избегать.

Прекрасно голубое платье, ведь цвет олицетворяет небесную благодать и непорочность. Такой наряд подойдет блондинкам, а также романтичным, мечтательным девушкам. Будьте осторожны с небесными оттенками, если ваш цветотип осень.

Возможны и другие цветовые решения: от различных оттенков белого (кремовый, бежевый, шампань, айвори) до разнообразных тонов светлого спектра (розовый, зелёный, сиреневый).

Важно! Под запретом тёмные тона – чёрный, коричневый, фиолетовый, а также слишком яркие и кислотные цвета.

Особняком стоит красный цвет – с одной стороны, слишком агрессивный для нежного подвенечного образа, а с другой – крайне популярный и являющийся исторически верным, ведь свадебный сарафан несколько веков назад был именно алым. Если выбор пал на красный, рекомендуем спросить одобрения у батюшки, который будет вас венчать.

Фасоны – вечерние и не свадебные с фото

Классическими являются закрытые, целомудренные модели простого фасона, но существует и множество других вариантов, на любой вкус и фигуру. Обязательно подбирайте наряд, который идеально сидит на фигуре, скрывает недостатки, ведь скромность совсем не означает необходимость выглядеть недостаточно элегантно.

С рукавами

Фасон подвенечного платья с рукавами точно не выходит за рамки церковного дресс-кода, даже если рукава и сделаны из невесомого шифона или ажурного кружева.

Полным невестам стоит обратить внимание на рукава-колокольчики, впрочем, и на тонких руках они смотрятся сказочно. Фонарик или крылышки скроют только плечи, оставляя открытыми руки. В таком случае лучше добавить к наряду изящные перчатки, но помните, что венчальные кольца одевают только на кожу, ведь по традиции украшение не снимается. Поэтому, если вы решили быть в перчатках, не забудьте вовремя их снять, чтобы не делать это в спешке перед алтарём. Оригинальная альтернатива – переход рукава в митенку: часть оголенного запястья закрывается, но пальцы для колец свободны.

Очень нежно и элегантно выглядит и простой прямой рукав до запястья. Он может быть из того же материала, что и всё платье, или из более нежного и воздушного.

Если вы выбираете пышные кружевные манжеты, будьте осторожны с зажжёнными свечами для венчания: одна из них будет в ваших руках в течение всего таинства.

Закрытое

Такие модели прячут от посторонних глаз грудь, плечи, спину и руки, а иногда даже закрывают шею высоким воротником, и для девушек с длинной изящной шеей это станет поистине королевским вариантом.

Идея! Прекрасным декором подвенечного платья станут драпировки, вышивка, кружево, или же просто платок другого цвета. Можно совмещать разные ткани, тогда, несмотря на закрытость, платье всё равно будет смотреться воздушнее и нежнее.

Закрытое платье – наиболее скромный фасон, предназначенный для элегантных девушек, понимающих всю торжественность церемонии или же для возрастных невест. В целом небольшое декольте церковью разрешается, поэтому можно выбрать «лодочку» или неглубокий V-образный вырез. Главное, чтобы оно не обнажало кожу слишком откровенно, а платье оставалось целомудренным.

Кружевное

Ажурные мотивы чудесно выглядят и в качестве декора, и единым полотном.

Важно помнить, что в случае использования других кружевных аксессуаров, например, платка или накидки, следует тщательно подбирать оттенок. Если это разные тона белого, то более тёмный неизбежно выглядит неопрятно.

С рисунком тоже стоит быть внимательным – очень разные по плотности узоры будут конфликтовать друг с другом, разрушая целостный образ.

Скромное

А-силуэт, прямой крой или любые другие простые модели довольно бюджетны, но при этом выглядят на таинстве очень органично, демонстрируя скромность невесты и не отвлекая внимание излишним декором от её естественной красоты.

Отсутствие лишних деталей позволяет создать элегантный цельный образ, что придется по вкусу невестам в возрасте.

Для беременных

Беременность не является помехой венчанию, напротив, священнослужители считают, что детям лучше рождаться в венчанном браке. Но подобрать подходящий наряд в положении становится сложнее, ведь вам должно быть удобно.

Совет! Так как белый цвет ассоциируется с девственностью, беременной невесте лучше присмотреться к другим оттенкам: от кремового до нежно-розового или голубого.

Платье должно быть впору, не жать, поэтому ткань лучше выбрать тянущуюся, особенно если наряд подбираете на этапе быстрого роста животика. Отдайте предпочтение неплотно облегающему фасону. Отлично скроют интересное положение платья в стиле ампир, греческие драпировки, завышенная линия талии.

Для полных

Фигуристым девушкам ничто не помешает выглядеть на венчании идеально, если выбрать платье, скрывающее недостатки и подчеркивающее достоинства.

Пышечкам подойдут закрытые платья А-силуэта, греческие мотивы, ампир. Рукава лучше выбрать либо колокольчиком, либо прямые, без лишнего объёма, который визуально увеличивает плечи.

Будьте крайне осторожны с драпировками, они утяжеляют образ. Не менее ревностно отнеситесь к блестящим тканям, крупному или, напротив, слишком мелкому узору кружева – все эти решения полнят.

Для женщины в возрасте

Всё чаще пары приходят к решению о венчании после 20 и более лет брака, поэтому невесте в возрасте нужно подойди к выбору наряда иначе, чем юной девушке.

Не стоит выбирать белый цвет. Он подчеркнёт несовершенства внешности. Лучше остановиться на кремовых, золотистых, других светлых вариантах.

Хорошо смотрятся элегантные закрытые платья с лёгкой накидкой или болеро. Обувь выбирайте с учетом собственного удобства: если сможете простоять на высоких каблуках не менее часа, то не отказывайтесь от элегантного варианта.

Аксессуары

Обувь для венчания должна быть не только удобной, но и практичной. Не стоит выбирать чрезмерно высокий каблук, ведь свидетелю будет тяжело тянуться почти всё время обряда, чтобы удержать венец над вашей головой. Выберите скромную обувь нейтрального цвета, без вычурных деталей. Отлично подойдут классические элегантные лодочки.

Фата – традиционный элемент наряда, но необязательный, ведь ему на замену может прийти капор, платок, плащ с капюшоном. Если же решили остановиться на фате, то отдайте предпочтение моделям, крепящимся достаточно высоко на макушку. По церковным правилам у женщин должна быть покрыта голова по крайней мере до середины. Конечно же, фата не может быть цветной, слишком короткой, подчёркнуто необычной. Будьте аккуратны со слишком многослойными, пышными моделями, так как вокруг множество зажжённых свечей.
Несмотря на правило закрытых волос, ваше лицо должно быть открыто, поэтому будьте осторожны, когда захотите самостоятельно, без помощи свидетельницы, перекинуть часть многослойной фаты назад.

Более классический вариант – платок, который может закрывать как только волосы, так и представлять собой изящный плащ или болеро, укутывающий также плечи, руки, спину и декольте. Материал аксессуара допустим самый разнообразный – от кружева до невесомого фатина. Цвет необязательно белый, но непременно светлый и не слишком яркий.

Что делать с нарядом после венчания в церкви?

Лучше всего хранить ваш наряд как символ счастливого брака – это ещё одна причина, почему лучше отказаться от слишком пышных моделей. Не рекомендуется продавать или сдавать в аренду настолько памятную вещь, а также резать или перешивать.

Иногда подвенечное платье надевают на годовщину свадьбы, особенно трогательно оно будет смотреться на 20-летний юбилей и далее.

Важно! Сама православная церковь никак не регламентирует дальнейшую судьбу венчального платья, и всё вышеперечисленное – не строгие правила, а житейская мудрость.

Какое одеть: рекомендации стилистов

  • Главное, о чём должен говорить ваш образ – об элегантности и скромности, поэтому выбирайте простой фасон;
  • Платье обязательно должно прикрывать колени, грудь, плечи и спину. В случае очень коротких рукавов не обойтись без перчаток или накидки;
  • Не забудьте покрыть голову. Платок отличного от цвета платья оттенка добавит в образ очаровательных акцентов, не выходящих за рамки церковного дресс-кода;
  • Обязательно выбирайте платье по фигуре. Обтягивающее в стенах храма в принципе неуместно, но стоит учитывать свои параметры и рост. Полным девушкам не нужно злоупотреблять декором и блестящими тканями, а низеньким невестам лучше отказаться от подола в пол;
  • Цвет подвенечного наряда может быть белым, но лучше всё же отдать предпочтение сливочному, кремовому, айвори и другим светлым оттенка. Кислотные и мрачные цвета оставьте для другого случая;
  • Шлейф на православном венчании – лишний элемент. Оставьте его католикам!
  • Ткань возможна самая разнообразная – шелк, атлас, гипюр, органза, бархат, фатин, шифон.

Полезное видео

Венчание – очень важное и торжественное событие, поэтому и подвенечный наряд должен быть соответствующим. В видео мнение священнослужителя о том, каким должно быть платье для венчания:

Платье для венчания – не только наряд для важного дня, но и символ счастья и защиты новоиспеченной семьи. Скромное, но оттого не менее прекрасное, оно является проводником в освящённую небесным браком жизнь. Поэтому выбирать его стоит так, чтобы спустя многие годы при взгляде на фотографии или вынутое из коробки платье чувствовать в душе нежность и благодать.

Таинство венчания в православной церкви соединяет двух любящих людей священными узами брака, подавая им Божье благословение для создания крепкой христианской семьи. Во время данного обряда используются венчальные иконы, к которым преклоняются крещёные жених и невеста. В любви к Богу и друг к другу будущие супруги обещают хранить верность, исполнять заповеди Евангелия, воспитывать своих детей. Таким образом, в новой семье первыми святынями в иконостасе становятся венчальные иконы.

Особенности

По давним обычаям атрибуты для обряда венчания в день Священного Таинства молодым преподносят родители, благословляя на брак детей и передавая реликвии из поколения в поколение. Родители невесты преподносят образ Спасителя жениху, а родители жениха, в свою очередь, дарят невесте образ Богородицы.

Во время Таинства священник благословляет иконой Иисуса Христа жениха, а образом Божьей матери – невесту. После обряда обвенчанная пара мужчины и женщины выходит из храма с этими святынями в руках и с новым духовным наполнением в душе.

«Венчальная пара»

«Венчальная пара» – икона на свадьбу, которая благословит брак молодых, наполнит их верою и надеждою, сделает их союз счастливым. Традиционно так называют композицию из двух святынь с изображением Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы.

Принято, что будущий муж благословляется ликом Христа Спасителя, как заступник и защитник своей жены и будущих детей. Образ Вседержителя будет напоминать отцу семейства о великой ответственности перед своими родными и Всевышним. Жена же благословляется ликом Пресвятой Девы Марии как хранительница домашнего очага, верная жена и будущая заботливая мать своих детей.
Иконы – это в первую очередь духовное образное олицетворение святых. Каждое изображение несёт в себе огромный сакральный смысл. «Венчальная пара» напоминает молодым людям, что их союз священен, все обещания действительны и Бог с ними рядом каждую минуту.

Важно! Богородица является защитницей семейного очага, а Иисус Христос – Спасителем.

Кроме того, святыни, которыми осуществлялось благословение в церкви, для молодоженов символизируют любовь, крепкий брак и домашний очаг.

Какие нужны?

Зачастую во время одного из семи таинств церкви, – венчания, – священник благословляет пару иконами с изображением Спасителя и Божьей матери. Образ Иисуса в таком случае воплощен в иконе Христа Вседержителя, реже – Спаса Нерукотворного. Обычно к обряду венчания преподносится Казанская икона Божией Матери, Иверской Богоматери или Владимирская икона Божией Матери, хотя допускаются и другие образы Богородицы.
Востребованными, но не обязательными на бракосочетании является изображение Петра и Февронии, семейной пары, которая известна своими деяниями. В большинстве случаев святые прославляются отдельно друг от друга, но лики Петра и Февронии считаются олицетворением семьи – мужа и жены, которые, как в сказке, жили долго и счастливо, и умерли в один день. Во время мирской жизни они пережили много бед и трудностей, но смогли их выстоять, не соблазниться перед искушениями и вражескими напастями, сохранив преданность друг другу и Всевышнему.

За благополучие семейной жизни также возносятся молитвы к блаженной Ксении Петербургской, святой Варваре.

Стоимость и где приобрести?

Образы святых – лучший христианский подарок на свадьбу близкими людьми или родственниками. «Венчальная пара» может быть изготовлена мастером на заказ в одной цветовой гамме, с изображениями ангелов-хранителей, ликами других святых или сюжетами из Священного Писания на полях одинаковых деревянных дощечек.

Данный атрибут молодые могут приобрести и самостоятельно в иконописной мастерской, церковной лавке, в обычном магазине или интернет-магазине.

Стоимость такого атрибута для венчания зависит от размера, материалов изготовления и метода исполнения. Цена за пару может составлять от 12 000 до 60 000 руб.

Рекомендации

Не существует особых указаний, какой именно должна быть икона. Все они несут в себе одинаковую силу, независимо от их возраста и украшения. Тем не менее, если выбор сделать сложно, есть сомнения или вопросы, лучше обратиться к священнослужителю. Он подскажет, какие детали можно упустить, а какие взять во внимание при покупке.

Важно помнить, что образы должны быть освящены, поэтому купить их стоит заранее.

Главными ориентирами являются следующие критерии:

  • Исполнение. Образы могут печатать, вручную рисовать или вышивать. Также не запрещается использовать работы из бисера, янтаря, мозаики. Останавливайтесь на том варианте, который вам больше по душе. Помните, что изображенные на иконах лики святых имеют одинаковую силу, независимо от того, оформлена святыня под старину, обрамлена серебром или золотом;
  • Стиль. Если «Венчальная пара» будет выполнена в одном стиле – это только плюс, но иконы с разными окантовками и иконописным письмом не нуждаются в замене и допустимы для обряда;
  • Размер. Нельзя сказать, что чем больше святыня – тем чудеснее она. Для Таинства венчания отлично подходят и образцы средних размеров (20х30, 30х40, 50х60 см). Чрезмерно большими будет трудно пользоваться во время процесса, также как и слишком маленькими иконками;
  • Качество. Хоть такая реликвия не предмет декора, она должна быть красивой и качественной, потому как её передают из поколения в поколение. Выбирать стоит такие святыни, которые не выгорают на солнце, все компоненты четко зафиксированы, нет трещин и разрывов;
  • Цена. Стоимость зависит от многих факторов, но необязательно дарить самое дорогое. Заплатит человек 10 или 100 тысяч за икону, она одинаково будет хранить пару и служить им верным помощников в их добрых делах.

Совет! Иногда магазины предлагают скидки на бракованные экземпляры. Не запрещается покупать атрибуты такого рода, просто при покупке стоит учитывать степень деформаций.

После венчания

После торжества люди часто задаются вопросом, куда же девать все венчальные атрибуты, в том числе и иконы. Как правило, святыни, которыми благословляли мужчину и женщину во время обряда, остаются у новоиспеченных супругов.

Изображения оставляют в доме, где будут жить молодожёны, а если пара переезжает, то забирает их вместе с остальными вещами на новое место жительства.

Обратите внимание! Размещают лик Иисуса по правую сторону от лика Богородицы. Рядом можно разложить свечи, которые использовались на венчании, и запаливать их на годовщину или в иных важных случаях.

Поставить святыни можно в Красном углу, специально отведённом домашнем иконостасе в гостиной или кухне-столовой или повесить над кроватью новобрачных в спальне. Главное правило размещения – к иконостасу должно быть удобно подходить для вознесения молитвы. Прятать от гостей или убирать иконы в ящик не стоит, потому что это считается плохой приметой, а священники называют такое деяние ненавистным Богу, так как происходят они от желания утаить, спрятать.

Под покровительством венчальных икон проходит вся последующая совместная жизнь новобрачных. В трудную минуту супруги искренне молятся перед образами Господа и Богородицы, просят их о даровании детей, о помощи, благодати. Не стоит забывать об иконах и в счастливые дни, чтобы не только по большим праздникам сказать им от чистого сердца спасибо, поблагодарить за мир, благополучие и радость в семье.

Что такое венчальная пара? Из каких икон она состоит? Кто и когда дарит их молодоженам? Об этом в видео:

После Божьего благословения в храме молодожены имеют право называться супружеской парой, ибо их отношения с того времени засвидетельствованы на небесах. Для православного человека весь процесс таинства, кольца и иконы несут немалое значение. Молящийся перед изображением поклоняется образу, а не картинке, и во время обряда венчания на мужчину и женщину снисходить благодать святых. Уважение к вере, друг другу и к иконам – это фундамент крепкой христианской православной семьи, где царит взаимопонимание и мир.

Почему обязательно надо венчаться? Какова символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток? Что значит выражение «любить, как самого себя»? Как правильно понимать слова: «Жена да боится своего мужа»?

Здравствуйте, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика семейной жизни» продолжается, и сегодня мы поговорим о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым является Таинство венчания.

Таинство венчания можно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя нужно одухотворить, нужно посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья. Создание семьи – это всегда тайна: два совершенно разных человека становятся единым целым, но этот союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.

У меня в руках Требник – книга, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые совершаются на приходе: это как раз Таинство венчания, но также Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.

О важности венчания

Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.

Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак

Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.

Обручение

Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.

Венчание. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.

То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.

Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…

Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.

Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.

Венчание

Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.

Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.

Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.

Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.

Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».

Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.

О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.

Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.

Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.

Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.

Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его

Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.

Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.

Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.

***

Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены

Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!

Венчаться стало модно, примерно так же модно, как пить клубничный Мохито или носить этим летом длинные юбки в стиле «прованс». Соглашусь, что сам обряд венчания смотрится очень возвышенно, красиво, а главное изысканно. Особенно превосходными получаются фотографии жениха и невесты со свечами в руках, или с венцами над головами. Все, что я перечислила — это чисто внешние атрибуты обряда, а вот внутренний, «глубинный» смысл венчания понимают далеко не все, может быть именно поэтому венчание сейчас стало столь популярным?
1. Сколько раз можно?
Выходить замуж в наши дни можно столько раз, сколько выдержит нервная система и местное отделение ЗАГСа. Уже никого не удивишь четвертым и пятым браком, говорят, что человек просто ищет свою «половинку», по пути перебирая всевозможные варианты. А про «звезд» я и говорить не буду, все и без меня знают, кто и сколько раз вступал в этот священный союз, благо журналисты стараются на славу и постоянно эту тему муссируют. Что касается венчания, то церковь очень категорична в этом вопросе и дает всего три попытки устроить свою личную жизнь. Венчаться можно три раза, всего три раза и никаких уступок и снисхождений, и это при условии, что женщина либо овдовела, либо расторгнула официально предыдущий брак. Кстати, иногда задают такой вопрос – сколько всего настоящих «любовей» может быть у женщины за всю жизнь? Если провести параллели между венчанием и любовью, то логически предположить, что Судьба дает нам как минимум три попытки, стать счастливыми (быстренько посчитайте, кто и сколько раз в жизни по-настоящему влюблялся).
2. Кому можно, а кому нельзя?
Церковное венчание подразумевает, что жених и невеста — люди православные и крещенные. Если один из молодых атеист и согласился на венчание под давлением другого супруга (порой девушка, которой хочется романтики, заставляет своего будущего мужа, не верящего в Бога пойти в церковь), такой брак не будет благословлен. Запрещено венчание между родственниками или если один из молодых проповедует другую религию. Молодожены могут венчаться только после официальной регистрации брака в Загсе.
Я очень удивилась, когда узнала, что венчаться запрещено даже в первый раз, если законный брак по счету четвертый. Потому как церковь считает , что три законных брака-это еще допустимо, а вот четвертый уже от эмоциональной или физической распущенности. Невозможно венчаться молодым, чью свадьбу не одобрили родители. Препятствием к венчанию является виновность в расторжении предыдущего брака, виновный в измене, даже разведясь, не может вступить в брак новый. Для вступления в христианский брак существуют определенные возрастные границы: запрещено венчать, если жениху нет 18, а невесте 16 и если невесте больше 60 , а жениху 70 лет.
3. Как получить церковный развод?
На всякий случай можно поинтересоваться, а что потом делать, если «характерами не сошлись», а брак венчанный? Церковь, естественно, крайне негативно относится к разводам, но все-таки разрешает церковный развод, который является крайне непростой процедурой. Для начала необходимо получить официальный развод в ЗАГСе и обратите внимание, что существует всего несколько причин для развода, которые признаются церковью, а именно:
— супружеская измена;
— вступление кого-либо из бывших супругов в новый брак;
— заболевание сифилисом или проказой, алкоголизмом или СПИДом, неизлечимое психическое заболевание;
— противоестественные пороки;
— неспособность к брачному сожительству в том случае, если она наступила до брака или в результате намеренного самокалечения;
— безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет и более;
— посягательство на жизнь или здоровье одного из супругов или детей;
— если один из супругов заключен в места лишения свободы;
— если совершен аборт без согласия супруга.
Если брак официально уже расторгнут, по одной из вышеперечисленных причин, то необходимо подать письменное прошение в епархиальное управление о расторжении церковного брака. Ваш случай будет рассматриваться индивидуально, и если ваши доводы покажутся весомыми, вас разведут и на церковном уровне. Только в этом случае вы сможете выйти замуж во второй раз.
Послесловие: я подумала, что венчание-это очень серьезно, это когда в болезни и здравии, это когда «только смерть разлучит нас». И прежде чем венчаться, лучше сто раз подумать, потому что обмануть можно кого угодно, но только не себя или Бога. Я никогда не венчалась, и не венчалась именно по этой причине-слишком серьезно. Написав эту статью, я подумала, что до 60 лет у меня еще есть время и если я встречу мужчину, которого буду действительно любить всем сердцем, то на этот раз не испугаюсь, и впервые в жизни повенчаюсь — один раз и на всю жизнь.
Елена Гордина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *