Вера в существование богов

Атеизм

Доля атеистов и агностиков в странах мира (Cambridge University Press, 2007 год)Ричард Докинз — Что такое воинствующий атеизм? // Фактор пониманияКультурная Революция — Атеизм безнравственненДебаты: Ричард Докинз и кардинал Джордж Пэлл

Атеизм (фр. Athéisme, от др.-греч. άϑεός — безбожный) — термин для обозначения: 1) различных радикальных форм отрицания религиозных представлений, культов и веры в сверхъестественные силы, которое опирается на утверждение самоценности бытия мира и человека; 2) системы взглядов, настаивающих на доказательности своей критики религиозной идеологии, направленной на опровержение религиозных догматов на основе противопоставления научного и религиозного понимания мира.

Иными словами, это система взглядов, отвергающая существование Бога или богов, веру в них, любые религиозные представления. Сторонники атеизма заявляют, что основывают свое видение мира на его научной картине и всегда отрицают картину мира, основанную на вере. Атеизм отличают от агностицизма. Сущность атеизма часто определяется популярным лозунгом «Бога нет».

Разновидности атеизма

Иногда выделяют несколько разновидностей атеизма, как то научный атеизм, бытовой атеизм, атеизм как веру в то, что бога нет (последнее представление об атеизме характерно для верующих). Имеют место также споры об определении явления.

Различают также радикальный атеизм, который полностью отрицает любое существование Бога вне сознания (в сознании может быть идея, понятие, представление о Боге), и агностицизм, который подвергает сомнению мысль, что Бог, если он существует вне сознания, в той или иной мере может быть познан людьми. Радикальный атеизм характерен для сторонников материализма, особенно для марксизма, и позитивизма. Агностический атеизм был распространён среди греческих философов и представлен некоторыми досократиками (Демокрит и другие), софистами (Протагор, Горгий и др.), Эпикуром и его школой, скептиками и т. д. В современной этике бытует постулативный атеизм, который провозглашает веру в Божественного законодателя несовместимой с этикой человеческих ценностей (немецкий философ Николай Гартман и др.). С середины XX века новейшие формы атеизма представлены в произведениях Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Айзека Азимова и других. Современный атеизм рассматривает религию в целом как иллюзорную форму сознания.

История

Атеизм зародился в эпоху античности. Во времена средневековья элементы атеизма наблюдались преимущественно в религиозных еретических движениях. В современную эпоху (Новое время) атеизм особенно пропагандировали французские мыслители (Вольтер, Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Жан Мелье и другие). Продвижение атеизма в основном связывают с развитием научных знаний. Исторически атеизм сыграл большую роль в утверждении научного метода и мышления, освобождения и секуляризации государства, морали, права, философии и политики от догматических форм мышления. На почве атеизма сформировались научно-исторические представления, опровергающие догматы о происхождении власти от Бога и о её священном и неприкосновенном характере, о неизменности существующего общественного строя. В XIX столетии атеистических убеждений придерживалось немалое число представителей революционных и национал-освободительных движения в Российской империи. Большое влияние на распространение атеизма оказали труды немецкого философа Людвига Фейербаха.

В советскую эпоху (см. СССР) атеизм приобрёл тотальную, гипертрофированную и вульгаризированную форму, тогда в СССР проводились масштабные атеистические кампании ликвидации церквей и монастырей, преследования служителей культа и общин верующих, массовое, насильственное внедрение атеизма в образование, повседневную жизнь и массовое сознание. В 1925 году был создан Союз безбожников, с 1929 года — Союз воинствующих безбожников.

Ссылки

  • Атеизм в энциклопедии «Викиреальность»
  • Сайт об атеизме в России
  • Гинзбург об атеизме
  • Известные атеисты
  • Атеизм в Абсурдопедии на Викии

Атеизм

Критика религии

Пастафарианство · Чайник Рассела · Невидимый розовый единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм

Сходные течения

Агностицизм · Агностический атеизм · Агностический теизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Сильный и слабый атеизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада

Критика

Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма

Произведения

Апгрейд обезьяны · Атеистический словарь · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Вирусы мозга · Забавная Библия · Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов · Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста · Трактат атеологии

Общество: конфликты

Дискриминация атеистов · Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Дело Шрайбер

Общество: прогресс

Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека

Общество: движение

Популяризация науки · Рекламная кампания · Атеизм в России · Атеизм в Армении · Атеизм в Казахстане · Союз воинствующих безбожников · Институт научного атеизма · Письмо десяти академиков

Портал:Атеизм

Поскольку, узнавая о моей специальности и просто по ходу различных учебных курсов, публичных лекций и т.д., мне периодически задают вопросы из серии верю ли я в Бога и верю ли я в сверъестественное, кажется, пора записать ответ.

Чтобы начать, придётся сперва задать другой вопрос: а что вообще такое сверхъестественное? Согласно логике самого слова, это нечто, не являющееся естественным, выходящее за пределы естественных законов и порядка вещей. Значит, сверхъестественное предполагает что-то вроде платоновского «мира идей», принципиально отличающегося по своей природе и законам от естественной, природной реальности.

Второй вопрос, что такое вера. Вера обычно подразумевает принятие чего-то на веру, без доказательства и обоснования, т.е. без внешних по отношению к акту веры предпосылок. Вера должна быть свободным выбором человека, поэтому, например, в христианстве вера и считается таким важным фактором. Подвиг веры состоит в том, что верующий выбирает верить, хотя для этого нет веских причин.

В этом смысле, например, какой-нибудь сибирский шаман или его североамериканский коллега, скорее всего, не «верит» в «сверхъестественное».

Во-первых, потому что «вера» как определяющая часть религии — конструкт, который связан, прежде всего, с иудаизмом, христианством и исламом. Восточные религии, например, не очень-то напирают на понятие веры. То же самое и шаман: он не то, чтобы «верит» в духов, просто когда-то они пришли к нему, забрали его в мир духов, разобрали на части, а потом пересобрали, наделив особыми способностями, и теперь требуют от него камлать, периодически общаясь с ним и напоминая о своём существовании. Для некоторых шаманов духи даже становятся супругами, и они начинают вести совместную жизнь.

Во-вторых, потому что духи, с которыми они общаются, это природые духи; опыт шамана, конечно, выходит за пределы повседневного порядка бытия, но его особое «иномирье» в каком-то смысле слито с нашей повседневной реальностью, а не противопоставлено ей. Духи и боги языческих религий в этом смысле не сверхъестественные существа, а персонификации природных сил, т.е. это особый способ смотреть на мир как на совокупность личностей, а не механических сил. Это совсем не обязательно предполагает наличие концепта «сверхъестественного». Если же расширять сферу «сверхъестественного», включая в неё всё, что выходит за пределы нашего повседневного чувственного опыта, то придётся включать в неё и кварки с мюонами, и комплексные числа.

Что же касается меня, то я, вероятно, должен сказать, что в отношении существования «сверхъестественного» я тяготею к агностицизму — вслед за Кантом я думаю, что мы не можем доказать или опровергнуть существование какой-либо реальности за пределами той феноменальной действительности, которая конструируется на основе наших ощущений, и не можем корректно описать природу подлинной реальности, будучи ограниченными построением различных моделей, которыми мы можем пользоваться. Поэтому Эмерсон сравнивал человека с водомеркой, плавающей по поверхности озера, а Джеймс называл такие модели «взглядом с высоты птичьего полёта», предлагая отличный, на мой взгляд, критерий их оценки — прагматический.

Справедливости ради, следует добавить, что подлинная природа стула, на котором я сижу, для меня так же таинственна и непостижима, как природа Бога. Если бы меня спросили, верю ли я в существование стула, я бы тоже ответил, что вынужден придерживаться агностического подхода к его существованию. Другое дело, что у меня есть некоторая прагматически применимая система убеждений относительно этого стула, которой я пользуюсь — что он существует, что на нём можно сидеть, что он состоит из определённых частей, что эти части состоят из определённых материалов, что для описания свойств этих материалов у нас есть очень удобные научные модели, любезно разработанные химиками и физиками и т.д.

Похожее отношение у меня и к таким понятиям как, например, Бог. Я не знаю, строго говоря, что скрывается за подобными понятиями — может быть, утрируя, бородатый мужик в облаках, а может быть некоторые особенности функционирования нервной системы человека. Но как исследователь я знаю, что существует множество описаний связанного с подобными понятиями образа жизни и систем убеждений — в частности, религиозных и эзотерических — и они представляют для меня колоссальный интерес, потому что мне хочется понять, как они влияли на людей и на общество, какую функцию исполняли, можно ли с их помощью как-то изменить нашу жизнь к лучшему.

Существует ли Бог? Это вопрос сродни тому, что я задаю студентам на семинаре по онтологии: «Существует ли розовый единорог?» Правильный ответ, конечно, «существует». Потому что он существует как образ фантазии, герой мультфильмов или картинка в интернете. И Бог в этом смысле тоже существует, и не один, а множество богов и богинь, магов и святых, духов и вознесенных владык, будд и бодхисаттв, джин и тиртханкар, а также других героев различных религиозных и эзотерических учений.

В социальной реальности они вполне реальны по своему воздействию на людей и общество, и это единственное, что имеет значение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *