Верхотурский монастырь

Мiръ Россия Свердловская область Верхотурье Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Свято-Николаевский монастырь — монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

Содержание

История

  • Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья, который был ранее священником.
  • 12 сентября 1704 г. с позволения митрополита Филофея (Лещинского) мощи Св. Симеона из Меркушино были перенесены в Николаевский монастырь. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведного Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году.
  • В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы. При монастыре до революции 1917 года действовала двухклассная школа и богадельня.

Крестовоздвиженский собор в Верхотурье

В Свято-Николаевском монастыре находятся мощи Симеона Верхотурского, что привлекало в него паломников как в прошлом, так и в настоящее время. Территория монастыря огромна, гораздо больше московского кремля. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от кремля.

  • В 1924 году монастырь был закрыт, его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних. При советской власти в монастыре находилась колония малолетних преступников;
  • В 1990 году монастырь возвращён Русской православной церкви, Николаевский монастырь был возобновлен, началось восстановление его построек.

Главная церковь монастыря — Николаевская — не пережила эти времена, но в монастыре сохранились ещё три (все действующие), а также монастырская ограда с башнями (вторая половина XIX века). Вход в монастырь (внутрь ограды) женщинам разрешен только в юбке и платке.

Строения монастыря

Крестовоздвиженский собор

Надвратная церковь Симеона и Анны

Эклектичный Крестовоздвиженский собор (1905—1913 гг., арх. Турчевич А. Б.) — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая Второго, который, впрочем, не смог приехать. Внутри собора находятся целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1998 году к 400-летию города Верхотурье. В соборе покоятся мощи св. Симеона Верхотурского. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

Преображенская церковь в Верхотурье

Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви

На территории Николаевского монастыря находятся также Преображенская церковь (1821 г.) в стиле классицизм с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 г., и Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856 г.) в традициях древнерусской архитектуры. Сохранились и другие монастырские здания, среди них братский корпус и настоятельский корпус, в котором располагается православный музей.

Дом для приёма почётных гостей

Вне стен, на берегу пруда Калачик, находится построенный в 1913 году к ожидаемому приезду императора Николая II, деревянный дом для приёма почётных гостей (предположительно арх. Покровский В. А.), напоминающий древнерусский терем.

Дом для приёма почётных гостей

  • В нём до 2008 г. располагалась экспозиция Верхотурского историко-архитектурного музея-заповедника. Здание стояло под охранно-пожарной сигнализацией в ожидании ремонтно-реставрационных работ.
  • Дом сильно пострадал при пожаре, произошедшем вечером 11 ноября 2010 г. Предполагается, что его восстановление будет завершено к празднованию 400-летия Дома Романовых в 2013 г. (по другим сведениям — к 2014 г.).

Святые

  • прав. Симеон Верхотурский (XVII в.)
  • прпп. Арефа и Илия Верхотурские (XIX в.)
  • прп. исп. Иоанн Верхотурский (ХХ в.)

Святыни

  • мощи прав. Симеона Верхотурского
  • мощи прпп. Арефы и Илии Верхотурских
  • могила прп. исп. Иоанна Верхотурского
  • частица Животворящего древа Господня
  • мощевик с 60 частицами мощей
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Видео

Дорога в монастырь. Верхотурье

По святым местам. От 23 сентября. Свято-Покровский женский монастырь в Верхотурье

Свято-Николаевский монастырь Верхотурья

Как добраться

Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом (№ 84М Москва — Серов, № 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Расстояние — более двухсот километров. Поворот с трассы на Верхотурье (направо) — примерно через сорок километров после Нижней Туры. До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед.

Адрес: 624380, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А.

Тел.: 8(34389)224-44 (канцелярия), 8(34389)225-98 и 8(922)296-36-87 (паломническая гостиница), 8(953)387-86-24 (православный музей).

E-mail: verch.monks@mail.ru.

Официальный сайт.

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте обители.

Ссылки

  • Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Фотографии
  • Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. История и фотографии
  • Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. Справочная информация
  • Верхотурье. Монастырь. Фотоотчет

Вся туристическая индустрия Верхотурского района заточена на паломников, и, несмотря на огромное количество светских исторических памятников, которые имеют не меньшее значение, чем местные святыни, с именно историческим подходом, а не религиозным, мы не встретились ни на одной экскурсии.

Если Вам нужен очередной рассказ о путешествии в Верхотурье с религиозными составляющими, то дальше можно не читать. Я буду рассказывать о храмах и монастырях, но только с точки зрения любителя истории и архитектуры. Иные смыслы – гугла и паломнические туры вам в помощь.

Поехали!

В нашем плане почти 20 чек-поинтов, и учитывая расстояние от Екатеринбурга более 300 км, наше путешествие в этот раз запланировано на 2 суток. Ночевка на базе «Актай» — отдельное приключение, подробно – в свое время.

#1 Верхотурский музей – заповедник

Крохотный провинциальный городок с депрессивной экономикой хранит в своем музее бесконечно богатую историю. И честно говоря, на фоне сумм, вложенных в провалившийся проект восстановления религиозного центра, возникает ощущение, что не тем занимались проектанты этой концепции, потому что в наше время паломников все-таки меньше, чем людей, которые интересуются историей.

Грустить не будем, а порадуемся тожественной встрече, которую организовали нам сотрудники музея. Для групп можно заказать встречу стрельцов, и мы такой возможностью воспользовались. И не пожалели!

Бравый воевода, стрелец с миниатюрной пушкой и потрясающая Вера Павловна (экскурсовод) зарядили позитивом не только детей нашей компании, но и взрослых. Душевные люди работают в музее, вот что я скажу!

Сам музей, который находится на территории самого маленького в России и единственного на Урале каменного кремля, обязателен для посещения любым гостем города. Почему? Да хотя бы потому, что Верхотурье — это не только праведник Симеон, а место, с которого началось освоение всей современной территории Свердловской области и в дальнейшем Сибири. Именно к старинному мансийскому городку Нером-Кар вывел в 1597 году Артемий Бабинов свою бригаду из четырех десятков человек, прошедших через лес и Уральский хребет от Соликамска, разведывая новую дорогу. Первопроходцу Бабинову посвящен отдельный раздел экспозиции музея, и фанаты-краеведы регулярно пытаются пройти Бабиновский путь. А в конечной точке нового пути был основан город Верхотурье.

Дорога, сократившая существовавший до того торговый путь между Московией и Сибирью практически на 2 тысячи километров, была официально объявлена единственным трактом, и уже в 1600 году тут была открыта таможня. Транзитный центр для всех торговых караванов (в том числе идущих в Китай и обратно), место учета всей пушной рухляди. Позже место ссылки царских невест и неугодных персонажей, иногда под видом получения статуса воеводы удалявшихся от царского двора «с глаз долой». В Верхотурье побывал протопоп Аввакум по пути в ссылку, одно из сел Верхотурского района хранит легенды о первом сибирском губернаторе Гагарине. Через Верхотурье проходили пленные шведы, тут же побывал во время своего путешествия по России книжный герой Робинзон Крузо.

И это – только часть того, что могут рассказать о Верхотурье.

Полтора часа, которые мы здесь провели, включая подъем на колокольню Троицкого собора, пролетели мгновенно. Поверьте, для экскурсии по музею это редкий случай.

vgiamz.ru — звоните, договаривайтесь о встрече стрельцов, записывайтесь на экскурсию. Учитывая небольшой бюджет и обилие позитива и качественной информации – рекомендую!

#2 Троицкий собор

Троицкий собор, на колокольню которого мы поднялись в завершение экскурсии по музею, знаменит как первый каменный храм на территории нашей области. Строили его с 1703 по 1709 годы соликамские каменщики под руководством московских мастеров, по указу Петра I было дозволено строить храм из камня. Напомню, что в те времена каменное строительство в России было запрещено, так как каменных дел мастера с городов и весей отправлялись на стройку новой столицы. Для Верхотурья было сделано исключение.

Троицкий собор прекрасно сохранился, с 1960 года он включен в список исторических памятников, подлежащих охране как памятник государственного значения. И именно этот храм с точки зрения истории является центром Верхотурья – и как первый каменный, и как включенный в структуру Кремля, и просто как очень красивое здание.

За небольшое пожертвование гостей пускают на колокольню, и виды с нее просто сказочные! Из кремля буквально два шага до следующего пункта нашего плана.

#3 Мост через Туру

Его истории нет даже сотни лет – построен он в 1949 году. Но для туристов это место обязательно к посещению – с него открывается вид на Кремль с его башнями, на мужской монастырь, на руины храмов женского монастыря. Во время половодья мост иногда скрывается под водой, так что во время паводка доступ сюда может быть закрыт.

Отсюда мы возвращаемся на центральную площадь, дергаем за выдающийся нос царя Федора Иоанновича, отпускаем детей на детскую площадку с идолищами и проходим пару кварталов с обзоркой по жилым и присутственным зданиям конца XIX – начала XX веков.

#4 Здание общественного собрания (улица Карла Маркса 2)

Ему чуть больше 100 лет – построено в 1915 году. Первый этаж использовался для торговли и складов, второй – фойе, зрительный зал, служебные комнаты. Пример дореволюционного строительства в популярном тогда стиле эклектики. Здание в прекрасной сохранности, сейчас здесь находится центральная детская библиотека.

#5 Дом купца Путимцева (улица Карла Маркса 5)

Напротив еще один пример прекрасной сохранности и использования здания так, как задумано при строительстве. Правда, за 150 лет дом «врос» в землю почти на метр, третий этаж был надстроен совсем в другом стиле в 1961 году, но мы все еще видим тот вид домов, которые формировали жилую застройку небольших провинциальных городков. Первый этаж традиционно – магазин, второй – жилой. Принадлежал дом купцу Путимцеву.

#6 Лавка купца Злыгостева (улица Карла Маркса 4)

Тут и сейчас располагается магазинчик с абсолютно деревенской атмосферой.

Идем дальше, улица Карла Маркса (до Революции она была улицей Торговой) – одна из центральных, поэтому только по ней можно неспешно прогуливаться, отдаляясь от центра, час-полтора.

#7 Жилой дом XIX века (улица Карла Маркса 17)

Полностью деревянный дом с сохранившимися наличниками и оформлением входа. Резьба очень нарядная, и вполне понятно, почему фото старых наличников собирает огромное количество лайков в соцсетях.

#8 Жилой дом XIX века (улица Карла Маркса 29)

Следующий объект еще богаче. На самом деле это большая усадьба с амбаром и флигелем, но хозяйственные помещения практически разрушены, а жилой дом вполне функционален. Видно, что сегодняшние жильцы по мере сил поновляют фасады, за что им спасибо.

Мы идем дальше, так как Свод памятников истории и культуры Свердловской области обещает нам много интересных объектов. Но красота сохраненных и действующих зданий уже через пару перекрестков сменяется полным унынием – нежилыми домами с разбитыми окнами, часть из которых все еще несет изящный декор XIX века…

Устав, наша толпа возвращается на центральную площадь и обеспечивает дневную выручку забавному заведению под названием «Флинстоун». Вроде как пельменная, но пельмени закончились. Довольствуемся солянками, борщами, котлетками с макаронами и салатиками. Рекомендую – чек на двоих около 200 р. (!!!), на семью с дитем – чуть больше 300. Кухню одобрили, гигиенические удобства не очень, но выбора нет, согрелись и продолжаем прогулку.

Теперь мы идем к храмам, посмотреть на программу «Духовный центр Урала» в действии.

#9 Руины Воскресенской церкви

Храм не самый старый, его строительство началось в 1786 году, но любимый архитекторами и историками. Все потому, что это один из немногих храмов – «пограничников», начинали его строить в стиле барокко, а заканчивали в связи с переменой моды – уже в стиле классицизма. Поэтому первый и второй этаж очень сильно отличаются. Несмотря на очень сильные разрушения, все еще можно увидеть декор и даже росписи внутри храма. Увы, состояние фундаментов такое, что никакая реставрация этому объекту не грозит. На фоне соседних восстановленных храмов эта церковь почти скушна, но посмотрите на фото Прокудина-Горского, который фотографировал только то, что казалось ему важным. А его вкусу мы можем доверять.

Доступ в руины открыт, мы спокойно попали внутрь. Особенно интересно было детям. При минимальной внимательности никаких угроз нет.

#10 Руины Старопокровской церкви

Руины Старопокровской церкви, на территории, в прошлом бывшей частью женского монастыря. Каркас здания в неплохой сохранности, в куполе сохранились росписи, доступ внутрь не ограничен.

В принципе, можно сделать пару снимков и идти дальше, но именно тут я расскажу о человеке, который не просто был донатором этого и нескольких других храмов в Верхотурье и нашей области, но по сути открыл для промышленной России северную часть Свердловской области.

Максим Михайлович Походяшин, человек-легенда, имя которого пока не вышло в масс-культуру, но более чем достойно этого. Старопокровская церковь построена в 1744 году, это первый храм, построенный на деньги богатеющего тогда купца и винного откупщика Походяшина. И так растроган был Максим Михайлович благодарностью монашек и жителей города, что пообещал прилюдно построить еще церкви. Что и выполнил – создав в нашей истории явление «походяшинские храмы», и наш

#11 Руины Иоанно-Предтеченской церкви

Руины Иоанно-Предтеченской церкви — один из них.

Строился храм в 1754-1768 одах. Сейчас сложно представить, что этот храм украшал город более 150 лет. Только специалисты увидят здесь намеки на великолепный образец уральского барокко: структура, остатки декора на фасадах, следы росписей в интерьере отсылают к лучшим храмам Соликамска и Далматово. Как выглядел храм до 1917 года, можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского.

Можно представить по проекту реконструкции 2012 года.

А можно посмотреть на восстановленные храмы в Североуральске и Карпинске, которые строили те же артели по одному проекту по заказу Походяшина. Именно благодаря Максиму Михайловичу появились в XVIII веке населенные пункты, которые позже станут Североуральском, Карпинском; Новолялинский и Краснотуринский районы.

Начал Максим Михайлович с винных откупов, а к 1780-м годам его заводы обеспечивали более трети российской меди. От души или в качестве индульгенции строил купец-заводчик церкви, мы не знаем, но уверяю вас, изучать их стилистику и историю – дело увлекательное, как и биография Походяшина. Кстати, дети не продолжили дело отца. Один из его сыновей, Григорий, известен как крупнейший жертвователь на прожекты Николая Новикова, просветителя, масона и общественного деятеля.

Кроме связи с Максимом Походяшиным, история женского монастыря известна именами Марии Хлопотовой (ссыльной невесты Михаила Федоровича Романова, она содержалась тут в 1619-1621 годах), и княжны Анны Долгорукой (она находилась тут также в ссылке в 1740-1742 годах). Вообще тему ссыльных невест тут любят, и в музее есть отдельный стенд — реконструкция с плачущей красавицей.

Николаевский мужской монастырь

Время близится к вечеру, а мы еще планируем посетить территорию мужского монастыря. Интерес чисто архитектурный – на его территории находятся несколько храмов, фото которых более чем достойны оказаться в архиве путешественников.

Вообще Николаевский мужской монастырь – самый первый монастырь на нашей территории, основан аж в 1604 году, через 6 лет после появления тут города. Именно отсюда началась православная экспансия на Урал, что и позволило, вкупе с обретением святых мощей Симеона, уже в конце века XX объявить Верхотурье религиозным центром.

#12 Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор, строился в 1905 – 1913 годах к приезду царской семьи, но венценосец Николай II не доехал до Верхотурья.

В запустении собор не остался, так как поток паломников к мощам Симеона достигал 100 тысяч человек в год. Интересен храм не только своей архитектурой в византийском стиле, но и своими размерами — это третий по размеру храм в России – после Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Питере. Интересен автор проекта — Александр Бонавентурович Турчевич, для которого архитектура была средством заработка, кстати, он был владельцем первого на Урале частного строительно-технического бюро. А хобби у Александра Бонавентруровича была занятное – он был довольно известным актером и антрепренером (продюсером, по-нашему), держал антрепризу в Екатеринбурге и Перми.

#13-14 Преображенская церковь и Никольский храм

Преображенская церковь (заложена в 1821 году) и Никольский храм – памятник (современный новострой на месте старого Никольского храма), описаны в интернетах мнократно, сейчас не будем тратить время уважаемого читателя и сами поедем отдыхать, так как время уже позднее и нас ждет

#15 База Актай

База Актай находится за поселком Вокзальный, от центра Верхотурья на машине максимум 15 минут.

По рекомендации директора Верхотурского музея-заповедника мы заранее забронировали места именно на этой базе, так как требования были достаточно просты: минимальный бюджет, возможность столоваться и нахождение на природе. Актай описанному соответствует полностью! Если хотите за малые деньги окунуться в атмосферу хорошего пионерлагеря советского времени – вам сюда. Комнаты на двоих, на четверых и совсем уже коллективные. Свежее белье. Вполне комфортные удобства, включая душ (на этаже). Питание на выбор – постное или обычное, дешево и вкусно! Комната-гостиная, куда мы уместились вместе с детьми и настольными играми. Полный комфорт для дружеской вечеринки, и единственное, о чем мы жалели – что не взяли с собой гитары. Да, если ваши принципы разрешают прием алкоголя и другие вольности – запасаться нужно или в Екатеринбурге, или успевать делать покупки в сетевом магазине в Верхотурье. С магазинами тут все плохо.

Зато окрестности хороши 🙂

На базе мы поужинали, переночевали, позавтракали, прогулялись по окрестностям (каждый первый встречный пытался отправить нас в купель со святой водой) и поехали продолжать наш трип, уже в Верхотурский район.

Внимание!

На пути от Верхотурья до Меркушино вам не встретится ни одна заправка! Так что будьте бдительны, и не будьте как мы – как раз в Меркушино пришлось договариваться и брать в долг бензин из канистры запасливого коллеги, так как наше шило повело нас еще дальше от цивилизации, а бак был почти пуст.

Проблема с заправками грозит еще одним неудобством – на всем пути нет комфортных гигиенических удобств, и даже в Меркушино, потенциально располагающего к хорошей инфраструктуре из-за большого потока паломников, туалет – типа сортир на улице, трапезная – только для паломников.

#16 Храм всех Святых

По дороге в Меркушино стоит остановиться у Храм всех Святых, возведенный в память о сибирских праведниках. Это деревянная церковь, построенная в 2002-2005 годах силами военнослужащих, отмечает любимое место рыбалки Симеона Верхотурского. Верующие поставят тут отметку в плане своего паломнического тура, циники отметят текст посвящения на памятном кресте, любители пейзажей порадуются эффектным видам на храм и окрестные поля.

#17 Меркушино

Паломники приезжают в Меркушино к храму Архистратига Михаила и небольшому храму Симеона. Именно тут был погребен праведник до переноса его мощей в Верхотурье.

Храм Архистратига Михаила

Нынешние храмы – восстановленные в последние десятилетия, оригиналы были разрушены в советское время. Интересно соединение двух храмов стеклянной галереей, выглядит она очень необычно – в оба храма можно войти как через обычные двери, так и через галерею.

Симеоновская церковь

А еще эта галерея – замечательный образец тематического торгового центра. Есть свободные деньги? – вам сюда! От крохотных иконок и сувениров, сделанных сестрами монастыря, до огромного ассортимента крымской косметики, травяных сборов и православной литературы. Я честно потратилась на сбитень и фитосиропы. Коллеги, которые не озадачились сувенирами в Верхотурском музее, оптом закупились в Меркушино. И да, безнал – есть. В отличие от туалетов и общепита для обычных гостей.

На этом официально наша программа закончилась, и большая часть участников отправилась домой. А мы поехали в деревню хулиганов и драчунов Дерябино, смотреть на еще один храм.

#18 Христорождественская церковь в селе Дерябино

Русское слово «деряба» имело смысл забияка, хулиган; а в 1680 году семья Дерябиных и стала основателями населенного пункта на пути от Верхотурья к Алапаевску. До сих пор фамилия «Дерябины» — самая частая у жителей села.

Храм был заложен еще в 1794 году, фактов о его истории мало, поэтому отвлекусь на лирику и на снимки, на которых я постаралась поймать духа этого места, духа очень трогательного корабля-храма, памятника Вере, лишь отчасти церковной, а по большей части вере в свои силы тех самых драчунов и забияк, которые в XVII веке осваивали пути в Сибирию.

Для фанатов храмовой архитектуры будут интересны церкви в селе Красногорское, в Прокопьевской Салде (здешний храм связан с легендами о губернаторе Гагарине), в Усть-Салде и селе Пия. О них вы можете почитать в других публикациях, в рамках же нашего путешествия и отчета о нем дополнительные храмы уже будут серьезной передозировкой.

Сретенская церковь, с. Прокопьевская Салда. По легенде, построена потомками первого сибирского губернатора Гагарина. Петропавловская церковь, с. Усть-Салда

Вообще с момента приезда в Верхотурье накрывает ощущение фарса – стоя на центральной площади городка, можно увидеть громадину Крестовоздвиженского собора (самого молодого и модного в православных кругах храма города), кружевную вязь Троицкого собора (самой старой церкви), и руины нескольких храмов XVIII века, которые с каждым годом разрушаются все больше. Контраст нескольких объектов, в которые последние 20 лет вкладывались огромные деньги, и сотен (я не ошиблась) зданий, которые и создали исторический колорит провинциального городка, поражает воображение. Добавьте сюда крайне неразвитую инфраструктуру – и поездка в Верхотурье и район уже не будет казаться такой привлекательной… Тем не менее, ехать сюда стоит, хотя бы ради музея.

Подробности маршрута: расходы

  • Екатеринбург – Верхотурье, 330 км. Около 4 часов пути.
  • Удобства: заправки у Невьянска (около 80 км от Екатеринбурга), «город общепита» у М. Лаи (за Тагилом, 167 км от Екатеринбурга). Мы останавливаемся в Милано, чек на двоих 566 р.
  • Экскурсия в музей-заповедник, фотосьемка, подъем на колокольню – 300 р. с чел, 600 за двоих.
  • Театрализованная встреча – 1000 р. с группы. При расчете на взрослых в нашей компании – примерно 220 р. с чел., 440 за двоих.
  • Перекус в пельменной «Флинстоун»: 217 р. за двоих.
  • База Актай: 600 р. с человека за ночь, по 140 р. ужин и завтрак. Итого с человека 880 р., за двоих 1760 р.
  • Кофе и пироги в Меркушино: 340 р. на двоих
  • Сувениры в Меркушино: на усмотрение, я потратила 800 р. на фитосбор и 2 бутылочки сбитня.
  • Термос (чай), печеньки – около 250 р. на два дня.
  • Счетчик километров: 817.
  • Наш расход бензина: 1840 р.
  • Итого минимальный бюджет двухдневной поездки на двоих: 6 813 р. (без учета вечернего застолья и перекуса на обратной дороге)

Свято-Николаевский монастырь в начале XX века

Краткая история обители

Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.

В 1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.

Николаевская церковь, фото начала XX века

За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Николаевский храм в наши дни

Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены.

С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия. С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.

Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.

Преображенский храм сегодня

Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.

Надвратный храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Фото 1909 года

Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.

Надвратный храм в наше время

После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.

Надвратный храм, вид с монастырского двора, фото 1909 года

В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.

У главных врат обители

Распутин и Верхотурье

Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.

Николаевский монастырь в начале XX века

Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сегодня

Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой односельчанин рассказывал: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом».

1909 год. Николаевский монастырь: строительство Крестовоздвиженского собора

С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона — его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят, что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.

Фото начала XX века, слева храмы Николаевского монастыря, справа — Свято-Троицкий собор

Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. В избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин.

На Актае в 2019 году

Семья императора Николая II и Верхотурье

В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.

Крестовоздвиженский собор

В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.

Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.

Дом для почетных гостей («Царский домик») в наши дни

В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.

Дом для почетных гостей (Царский домик) в начале XX века

В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.

В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».

Рака с мощами Симеона Верхотурского в наши дни

Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.

Рака с мощами Симеона Верхотурского и сень над нею, фото 1909 года

Паломничество Елизаветы Федоровны

В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.

Во время приезда в Верхотурье Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году

16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раз­дался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княги­ня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литур­гия, на которой присутствовала Великая княгиня.

Свято-Николаевский монастырь и «Царский» домик с берега Калачинского пруда

Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Си­меон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета».

Крестовоздвиженский собор и Николаевская церковь

Исповедник и преподобномученики Свято-Николаевского монастыря

Преподобноисповедник Иоанн (Игнатий Кевролетин) — являлся насельником обители в 1902-1919 и в 1924-1925 годы, до закрытия монастыря. Его жизнь служит ярким примером деятельного служения Христу в течение многих десятилетий, несмотря на многие испытания, выпавшие на его пути: противодействия, угрозы, многолетняя ссылка. Игнатию Кевролетину принадлежит важнейшая роль того столпа, вокруг которого держалась в середине XX века православная община святого града Верхотурья. Именно благодаря ему свеча православной веры продолжала гореть в Верхотурье в тяжелые годы гонений на православную церковь.

Исповедник Иоанн (Кевролетин)

В 1941 году в Верхотурье был закрыт последний храм — Успенская кладбищенская церковь. Но в 1946 году здесь вновь возобновились богослужения. Первому настоятелю иеромонаху Игнатию (Кевролетину), возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви: часть утвари была утрачена, другая же часть и иконостас лежали, поваленные друг на друга, в Воскресенской церкви, превращенной в склад. Начали возвращаться в храм и предметы, необходимые для служб, которые до лучших времен сохранялись в семьях прихожан.

Неоценимую роль в возрождении Успенского храма сыграли вернувшиеся из ссылки сестры Верхотурского Покровского монастыря во главе с настоятельницей Олимпиадой (Шубиной). Фактически вокруг Успенской церкви начала действовать нелегальная монашеская община. Сестры во всем помогали отцу Игнатию: одни несли послушания на огороде, другие – в храме, третьи трудились, где могли, чтобы найти средства на благоустройство церкви.

Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике преподобноисповедника.

Преподобномученики Свято-Николаевского монастыря:

Преподобномученик Каллист (Косма Мокиевич Опарин): нес послушания в обители 1899 — 1912 годы, 1914 — 1918 годы.

Преподобномученик Аполлинарий (Афанасий Семенович Мосалитинов): нес послушания в монастыре 1901 — 1918 годы.

Преподобномученик Вениамин (Василий Иосифович Зыков) 1894 — 1925

Преподобномученик Иакинф ( Илья Иванович Питателев): нес послушания в монастыре 1912 — 1918 годы.

Все монастыри Среднего Урала до революции

Все современные монастыри Екатеринбургской митрополии

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте http://www.rezh1773.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *