Вежливость это для детей

Светлана Ставская
Воспитание вежливости у ребёнка.

Вежливые и воспитанные дети умиляют и нравятся всем. А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет? Английский естествоиспытатель и моралист Д.Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова! Как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому. А всё потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации.

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. А кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную работу. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. Яркую характеристику ребенка — невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок — невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно, тоже, приобретают эти качества.

«Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, являющиеся обязательным правилом легко запоминаются ребёнку. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуалом. К примеру, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет поблагодарить постороннего человека, или попросить его о чем-то употребив «пожалуйста». Такие же ситуации с напоминанием «волшебных слов» должны разыгрываться при приветствии и прощании. Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе является дополнительным стимулом быть вежливым.

Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость вежливого отношения к окружающим, и развиваться самостоятельно. Но, тем не менее, пример родителей, в любом возрасте очень важен.

Вежливость является обязательным условием формирование личности ребенка. Воспитание вежливости в детском возрасте – это непростая обязанность родителей и нельзя относиться к этому легкомысленно. Если ребенок с детского возраста будет расти в атмосфере взаимопонимания и вежливости, другая манера поведения будет для него недопустимой, а это позволит ребенку стать полноценным членом современного общества.

Самое важное в воспитании вежливости ребенка — ПОСТОЯННЫЙ ДОБРЫЙ ПРИМЕР. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости очень актуальной.

Важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.

Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является ИГРА, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

Не следует умалять и роли ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТИН И КАРТИНОК в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.

Памятка для родителей и педагогов «Как помочь ребенку быть вежливым»

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

7. Учите вежливости вежливо!

Вежливость — это не только придерживать за собой дверь и не грубить людям. Марианна Паркер, консультант делового и социального этикета из Сан-Диего, и Бонни Цай, основатель и директор курсов и тренингов по этикету и корпоративным отношениям, рассказали, какие привычки отличают вежливых людей.

Они говорят «спасибо» и «пожалуйста»

Мама была права: эти слова действительно необходимы, чтобы поддерживать в обществе культуру взаимного уважения. Это одна из первых вещей, которым мы учим детей, но взрослые почему-то нередко об этом правиле забывают. Помните: никогда не поздно стать лучше и научиться быть вежливым по отношению к окружающим!

Они не трогают других людей без разрешения

Вежливый человек не будет касаться другого человека или физически влезать в его личное пространство. Исключение составляют, пожалуй, лишь рукопожатия — но и этот жест подразумевает готовность к нему обеих сторон. Если вы неуверены, будет ли прикосновение (например, объятия) уместным, всегда можно просто спросить.

Они готовы признать, что были неправы

Кадр из мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» / Nickelodeon

Никому не нравится ошибаться, но вежливый человек всегда признает свою ошибку и будет готов нести за неё ответственность и исправить её, если это возможно. «Некоторые люди ненавидят признавать, что они неправы. Однако выглядят они от этого не умными, а высокомерными и невежественными», отмечает Цай.

Они не задают слишком личных вопросов

Согласитесь: получать вопросы из серии «когда замуж» и «почему нет детей» не очень приятно. И даже если вежливому человеку очень хочется что-то о вас узнать, он не поднимет такую тему первым и обратится к ней, лишь если собеседник сам повёл разговор в это русло.

Вам будет интересно 🧐

  • Как уйти от неудобного вопроса: 8 стратегий с примерами

Они стараются делать так, чтобы другим было комфортно

Всё дело в мелочах — вроде предложения стакана воды, если человеку жарко, или пересесть за другой столик в кафе, если шумная компания рядом мешает нормальному разговору. Вежливые люди всегда следят за обстановкой, чтобы вовремя заметить, что собеседнику некомфортно, и попытаться это исправить.

Они не перебивают

Одно из главных качеств людей с хорошими манерами — умение выслушать собеседника до конца и не перебивать, даже если очень хочется. Дождитесь, пока человек полностью изложит свою мысль, и уже потом высказывайте свою.

У них особый язык тела

Кадр из фильма «Джон Уик» / Lionsgate

Недостаточно говорить вежливые слова, если ваш язык тела говорит о другом. К признакам вежливого языка тела относят, к примеру, сохранение зрительного контакта и удерживание комфортного расстояния, не нарушающего личное пространство. А вот копания в телефоне и пристального внимания к телу собеседника или людей поблизости стоит избегать.

Их несогласие не сопровождается злостью

Вы можете выразить несогласие, оставаясь вежливым! Весь трюк, утверждает Паркер, в том, чтобы оставаться приятным и уважающим собеседником даже в такой момент. «Не повышайте голос, не жестикулируйте слишком яростно, и уж точно не стоит закатывать глаза в ответ на чужую точку зрения».

Их не интересуют слухи

Для многих людей естественно делиться какими-то наблюдениями о других людях, но вежливый человек оставит своё мнение при себе. И узнавать слухи о других для них тоже неинтересно — они постараются перевести разговор в другое русло, или и вовсе уйти от него.

Они больше слушают, чем говорят

Ничего не раздражает больше, чем разговор, который плавно перетекает в монолог! Но недостаточно просто позволить человеку высказаться, не перетягивая одеяло на себя. Стоит использовать техники активного слушателя, чтобы показать, что вы действительно заинтересованы в том, что говорит человек, и слушаете его внимательно.

  • 5 причин, почему нужно меньше говорить и больше слушать

Они одинаково относятся и к уборщику, и к гендиректору

Кадр из сериала «Клиника» / NBC, ABC

Вежливость означает, что вы относитесь ко всем людям, как к равным — вне зависимости от их гендера, социального статуса, расы, уровня дохода и других факторов. Это означает, что вы обращаетесь с людьми уважительно — вне зависимости от того, разговариваете ли вы с водителем такси или вашим начальником. Это также означает, что вы остаётесь вежливым, даже если нет свидетелей, которые бы увидели ваше недостойное поведение.

Они не используют пассивную агрессию

«Грубость всегда остаётся грубостью, даже в обёртке из приличных слов», отмечает Паркер. И прикрывать своё желание негативно высказаться фразой «ну я же правду говорю» — тоже не лучшая идея. Не знаете, как распознать пассивную агрессию в своём или чужом поведении? Сверьтесь с этой статьёй.

Для них чужая ошибка — не повод для радости

Даже самому вежливому человеку не чуждо злорадство. Однако вся разница в том, что он не будет демонстрировать свою радость, потому что способен поставить себя на место другого человека и понять, насколько неприятна ему будет такая реакция.

Они знают разницу между общением на улице и в помещении

Во время прогулок все мы говорим громче обычного — чтобы компенсировать шум вокруг и расстояние до собеседника. Однако в кафе или другом помещении голос нужно делать тише, чтобы не тревожить других посетителей. И вежливые люди прекрасно об этом знают.

Наталья Фролова
Конспект занятия «Уроки вежливости».

Конспект занятия «Уроки вежливости»

Выполнила:

воспитатель МБ ДОУ

«Детский сад №132»

Задачи: Фролова Н. В.

Образовательные: помогать детям осваивать формулы словесной вежливости. Дать представления о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей.

Развивающие: развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей.

Воспитательные: воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей.

Предварительная работа: учить стихи и правила из книги Л. Яхнина «Энциклопедия вежливости», беседы, разучивание сценки «Разрешите, пожалуйста», учим песню «Вежливый вальс»,разыгрывание игровых ситуаций.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении); коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми,практическое овладение нормами речи: формирование словаря);познание (расширение кругозора); социализация (Театрализованные игры, приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какие вежливые слова вы знаете?

Дети: Спасибо, пожалуйста….

Воспитатель: А знаете ли Вы, когда их надо говорить и всегда ли Вы это делаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы проведем урок вежливости.

Здравствуйте! Слово, ты откуда? Здравствуйте, что это значит?Это значит: будьте здоровы — так люди, встречаясь, желали друг другу здоровья.

Поиграем в игру: «Пропущенное слово».

1. Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я «Здравствуй!»

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь в ответ хвостом вильнул.

2. Мы по улице шагаем,

Отбиваем четко шаг.

Генерала повстречаем,

Гаркнем: «Здравия желаем!»

Так, что звон стоит в ушах.

3. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся не лукавствуй,

А скажи погромче «Здравствуй!»

Воспитатель: А есть слово, которым можно поздороваться и попрощаться. Это слово «Привет!»

Игра — драматизация (дети в масках ежа, крота).

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу: «Привет, не видались столько лет.

Передай жене Привет.

А теперь прощай. Привет!

И крота уж нет как нет.

Воспитатель: Вот еще одно вежливое слово «ПОЖАЛУЙСТА». В этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность и почтение.

Ребенок: «Правило для воспитанных детей».

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать:

«Пожалуйста».

Пожалуйста — это вежливая просьба, которая поможет вам, Дети, получить желаемое. Со словом «пожалуйста» вы можете обратиться к другу, сестре, маме, папе, близкому человеку, взрослому. Слово «пожалуйста» нужно произносить негромко. Давайте попробуем. Возьмите зеркальце и спокойно, негромко произнесите «пожалуйста».

Игровая ситуация «Разрешите, пожалуйста». (Инсценируют дети)

Воспитатель:Сегодня папа вернулся из командировки Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним — Аня. Папа подает Ане фотографии, Аня аккуратно вставляет их в альбом. Федя подбегает к Ане,отталкивает ее и выхватывает фотографии: «- А ну дай мне! Мои фотографии».

Папа рассердился и строго сказал сыну: «- Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Федя пошел к дедушке.

— Дедушка, научи меня просить.

— Нет ничего проще, — ответил дедушка. – Ты должен выучить несколько слов.Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.

Федя: — Вот еще нежности! Никогда!

Пусть раньше вырастет борода,

Чем буду я кланяться этой девчонке!

Уж лучше я постою в сторонке…

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, разрешили ли Феде посмотреть фотографии?

Дети: — Нет!

Воспитатель: — Почему?

Дети: — Вежливо не попросил.

Воспитатель: — А что значит вежливо просить? Давайте попробуем повторить за дедушкой несколько вежливых слов.

Дети повторяют.

Воспитатель: Давным — давно, в древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело,говорили ему: «Спаси Вас бог!» и эти слова превратились в короткое_ «спасибо».Есть такая пословица: «Своего спасибо не жалей».Давайте вместе с вами повторим это правило.

Дети исполняют «Вежливый вальс»Музыка: А. Захарова

Слова: Л. Рыжва

(см. книга Богуславская «Веселый этикет».)

1. То жара на планете, то вьюга,

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

2. Сердце бьется то громче, то тише,

Но любому всегда и везде

Так приятно спасибо услышать

И пожалуйста молвить в ответ.

Ребенок: — Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь! Громко,смело говорить :

«Спасибо!»

Воспитатель: — Слова «Извините, Простите!» надо говорить тогда, когда вы кого-то нечаянно обидели, или причинили неприятности.

Ребенок: — Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: «Ну, извините!»

Паук рассердился: «Ну, извините! (театр на фланеле-

Испортили сети – муху несите!» графе).

Если Вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните,скажите: «Извините».

Воспитатель: — До свидания!» Этим словом люди прощаются друг сдругом.Еще можно попрощаться: «До скорого свидания! До встречи! Пожелать доброго пути!»

Ребенок 1: — Влетела бабочка ко мне

И билась бешено в окне.

Я распахнул окно скорей.

— Лети!- сказал вдогонку ей,

— Лети! И доброго пути!

Ребенок 2: — Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: «До свидания!»

Воспитатель: До свидания! Всем спасибо за внимание!

Внеклассное мероприятие «Школа вежливости»

Цели:

ознакомить с этическими нормами поведения;

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песни «Улыбка», «Если добрый ты», презентация, таблички с «вежливыми» словами.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

— Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

-Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

-А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

— Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно? (Такого человека можно назвать воспитанным)

— Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. (Слайд)

Ученик.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

— До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. (Слайд)

-Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». (Слайд)

Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь поднять упавшие вещи —

Нагрубить взрослым-

— А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? -Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко» (Слайд)

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю… (пожалуйста).

Товарищи! Твердите (Слайд)

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Из истории слов (Слайд)

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

— Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово «благодарю».

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки» (Слайд)

Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

— А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый» (Слайд)

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

ФИЗМИНУТКА (Слайд)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

— Ребята! Учащиеся подготовили стихи о вежливости и доброте, послушайте.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится — стыдится!

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Вредные советы. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

Советы вежливого человека (Слайд)

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1.Как проснулся — так вставай,

Волю лени не давай!

2.Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3.Понукания не жди,

На уроки вовремя иди!

4.В школе, в классе не сори.

Сор увидишь — подбери!

5.Ты труд другого уважай.

Сам насорил — сам убирай!

6.Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

7.Дома близким не груби;

8.Малышей жалей, люби;

9.Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

-Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на знание правил вежливости. (Слайд)

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

4. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

5. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

6. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Звучит песня Б. Савельева «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».

Конспект ООД на тему: «Учимся быть вежливыми».

Старшая группа.

Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.

Задачи:

Воспитательные:

— формирование нравственного воспитания.

— закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;

— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Развивающие:

— развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.

— развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать;

Образовательные:

— обогащение словаря новыми словами

— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Работа над словарем: приветствовать, счастливого пути, благодарю.

Методические приемы: беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, малоподвижная игра, иллюстративный материал, использование песни.

Материал к занятию: иллюстрации, таблички со словами, игрушка (персонаж), ПК.

Деятельность детей в ООД: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Образовательные области: коммуникация, развитие речи, музыка.

План ООД:

1. Вводная часть – 10 мин. Организационный момент, дыхательная гимнастика, чтение стихотворения «Доброе утро», беседа, сюрпризный момент, игра «Повторюшки», «Эмоции», Физкультминутка.

2. Основная часть – 12 мин. Пальчиковая гимнастика, Д/и «Правильно – неправильно», Сюжетно-ролевая игра «В магазине», М/и «Вежливое слово», Игра «Подскажи словечко».

3. Заключительная часть – 3 мин. Поведение итогов ООД, песня «От улыбки», оценка деятельности детей.

Длительность ООД – 25 мин.

Ход занятия.

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро, дети! Я рада вас всех видеть! Как ваше настроение?

Дети: Доброе утро! Хорошее! Мы тоже очень рады Вас видеть!

Воспитатель: Очень хорошо!

Дыхательная гимнастика:

Воспитатель: Ребятки, сели на свои места я прочту вас стихотворение, внимательно послушайте.

«Доброе утро»

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро.

Длится до вечера!

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие слова вам из стихотворения запомнились больше всего? Ответы детей. Что это за слова? Ответы детей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Ответы детей. Правильно! Теперь посмотрите друг на друга и покажите, как бы вы поприветствовали друг друга? (пример ответа: Доброе утро\день\вечер! Здравствуй!).

Воспитатель: Умнички!

Сюрпризный момент.

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам пришел. Давайте посмотрим.

В группу влетает Пчелка Майа.

Воспитатель: Здравствуй! Детки, а кто это?

Дети: Пчелка Майа.

Воспитатель: Ребята, а что мы скажем нашей гостье?

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Умнички! Сегодня мы вместе с Пчелкой Майей будем учиться быть вежливыми. Покажем пчелке, какие мы вежливые дети. Будем вести себя хорошо, слушать внимательно, отвечать, чтобы Майе понравилось у нас, и она снова прилетела к нам в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребятки, Пчелка Майа хочет с вами поиграть. Посмотрите, что вы видите на столе?

Дети: Солнышко, облака, звезды, цветы.

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь что-то написано, послушайте. Что это за слова? Ответы детей. Поиграем в игру «Повторюшки». Я буду читать, а вы повторяете за мной.

-спасибо,

-пожалуйста,

-доброе утро,

-благодарю,

-счастливого пути,

-спокойной ночи.

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Эмоции».

Воспитатель: Детки, а сейчас Майа предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Эмоции». Посмотрите на доску, что вы видите?

Дети: ответы детей (на доске мы видим разные эмоции, разное выражение лица).

Воспитатель: Что вы можете о них сказать? (У них разное настроение: кто-то улыбается, кто-то сердится, кто-то смеется, кто-то плачет). Скажите, пожалуйста, с каким выражением лица вы бы сказали вежливое слово? Почему? (Пример ответа: потому что вежливые слова – это хорошие, добрые, радостные слова, поэтому произносим мы их с веселым выражением лица).

Воспитатель: Почему вежливые слова еще называют волшебными?

Дети: Потому что…. (услышав вежливое слово грустный человек становится веселым, злой-добрым и т.д.)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь немного отдохнем, сделаем зарядку вместе с Майей.

Физкультминутка.

Настроение упало (опускают руки вниз)

Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)

Но неважны нам печали (махи руками)

Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)

С делами справимся вдвоем (пожимают руки)

С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)

Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляемся)

И друг друга мы обнимем. (обнимаются все)

  1. Основная часть.

Дидактическая игра «Правильно-неправильно».

(воспитатель предлагает детям сесть за стол)

Пальчиковая гимнастика «Дом»:

Я хочу построить дом (руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами, пальцы рук сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)

Пёс ворота охранял (собака лает)

Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, (стряхивающие движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

Воспитатель: Ребятки, посмотрим на столе у вас появились разрезанные картинки, вам нужно их собрать и ответить, правильно или неправильно ведут себя герои на картинке и сказать почему вы так думаете.

(дети собираю картинку и по очереди отвечают).

Сюжетно-ролевая игра «В магазине».

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомни, как правильно разговаривать в магазине.

(воспитатель приглашает двух детей или более детей разыграть диалог, используя вежливые слова, помогает, если ребенок затрудняется)

Воспитатель: Вы справились очень хорошо. Молодцы!

Малоподвижная игра «Вежливые слова»

Воспитатель: Детки, а давайте поиграем в игру «Вежливые слова».

(Встаем в круг и под музыку передаем мяч, музыка останавливается и тот, у кого мяч называет вежливое слово).

Игра: «Подскажи словечко»

(за правильные ответы воспитатель раздает цветы, звездочки).

В: а сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем… (до свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво

Слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать спешите

-Прошу вас, пожалуйста (извините).

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше … (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (простите, пожалуйста)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: И вот пришла пора Пчелке Майе возвращаться домой. Поблагодарим Майю за такие интересные игры. Скажем ей …

Дети: спасибо, благодарим тебя, до свидания, до скорых встреч

Воспитатель: да, и споем песенку «От улыбки».

Подведение итогов.

Ребята, вам понравилось занятие?

Чему мы научились сегодня?

Чем мы сегодня помогли друг другу?

Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребятки, вы все сегодня хорошо поработали, мне очень понравилось, как вы отвечали, умнички!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *