Входите вратами тесными

Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Как нужно понимать эти слова?

Согласно точке зрения современного православного богословия стихи с 13-го по 27-й считаются эпилогом Нагорной проповеди. Причем этот эпилог имеет свое строение. Первые два стиха, 13-й и 14-й, содержат призыв Иисуса Христа идти праведным путем. С 15-го по 23-й стих содержится предостережение от лжеучителей и лжепророков, которые, имея личину праведности, а суть хищную, уводят людей с праведного пути. С 24-го по 27-й стих содержится завершающее увещевание о том, чтобы человек укреплял свою веру делами. Рассмотрим каждый стих в отдельности.

В 13-м стихе Иисус Христос прибегает к доступной и понятной для людей Его времени аллегории. Вот её суть.

Во времена Иисуса Христа древние евреи возводили города, которые располагались на возвышенностях или на горах, и которые были окружены высокими стенами. Ворота в город открывались с восходом и закрывались с заходом солнца. Город по сравнению с деревней считался очагом культуры. И вход в город, как в населенный пункт, в котором была лучше и цивилизованней жизнь, украшался широкими, большими и высокими воротами. Городские ворота делались массивными и прочными не только для защиты от врагов. Они являлись символом входа в новую, лучшую жизнь, в иной цивилизованный мир, чем деревня.

Во время Иисуса Христа считалось, что жить в городе более престижно, чем в деревне. И правители многих городов украшали свои ворота, делая их роскошными и внушительными, чтобы подчеркнуть отличие жизни в их городе от жизни в деревне и других городах. К воротам вел широкий путь для того, чтобы желающие въехать в город, не сталкивались друг с другом.

Но наряду с массивными и пышно украшенными воротами, которые закрывались вечером и открывались утром, в крепостной стене, опоясывающей город, существовала и маленькая низенькая калитка, которую часто называли малые ворота. Эта тесная калитка служила для того, чтобы в экстренных случаях, например ночью, выпустить или впустить гонца со срочным донесением, или для иных, не терпящих отлагательства случаев. К этой калитке вел не широкий путь, а еле приметная узкая тропка. И о калитке и о воротах евреи, жившие во времена Иисуса Христа, были хорошо осведомлены. Поэтому Спаситель мира и использовал в Своей речи аллегорию, связанную с противопоставлением врат тесных (калитки) и врат широких (городских ворот).

Почему же Спаситель мира рекомендует входить вратами тесными и избегать врат широких? Потому что в Палестинских городах ворота, ведущие в город, символизировали собой роскошную жизнь, обозначали торжественный въезд в эту жизнь. В словах же Иисуса Христа, помпезно и роскошно разукрашенные городские ворота олицетворяют собой вход в мир, связанный с роскошью, богатством, славой и восхвалением.

Широкие ворота в словах Иисуса Христа представляют собой выразительный и красочный образ, обозначающий то, что человек торжественно вошел через роскошно убранные ворота, с пышностью и триумфом, навстречу роскошной жизни. А стремление к роскоши, наживе, славе, богатству, порицается учением Христовым. «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Матф.6:19).

Малые врата, или калитка, символизируют собой скромный вход в город, без торжественности и помпезности (которые услаждают самолюбие гордого и честолюбивого человека). Скромность поведения, отсутствие помпезности, восхваления и шумихи вокруг дел человека, приветствуется христианским учением. Люди «думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Узкие ворота символизируют не только скромность, но и аскетизм. Человек, идущий путем исполнения заповедей Христовых, должен отказаться от служения злу, от утех и удовольствий, которые губительно действуют на телесную и духовную человеческую природу. Например, человек в духовном плане должен: подавлять свою гордыню, корыстолюбие, жадность, высокомерие; любить врагов, помогать ближним. В телесном плане человек должен соблюдать посты, избегать обжорства, быть целомудренным в любви и т.д. Выполнение всех этих предписаний Спаситель уподобляет узким воротам, через которые нужно пройти человеку. Эти предписания на языке аллегорий, как и арка ворот, сужают, ограничивают пространство, в пределах которого человеку трудно пройти или протиснуть свое тело, не зацепившись за стены узких ворот.

Символический смысл вложен и в обозначение пути. К городским воротам ведет широкий большой путь, по которому люди торжественно и свободно въезжали в город. Пышный въезд в город, обставленный торжественностью и помпезностью, символизирует роскошную жизнь, полную утех и удовольствий, которые лелеют гордыню человека и приучают его к восхвалениям и роскоши. Такой жизненный путь человека не угоден Богу, потому что способствует процветанию порока и зла, извращает человеческую природу, что приводит человека к служению греху, а не Богу.

Поскольку грех многолик и разнообразен, то широкий путь имеет много колей, направлений и тропок. Под отдельными колеями подразумевается служение тому или иному пороку. Например, один человек подвержен греху сребролюбия. Другой – греху гордыни и славы. Но какому бы пороку человек не служил, он все равно идет по пути греха.

Узкий путь на языке иносказания приравнивается к аскетической, воздержанной и лишенной греха жизни. Скромная жизнь, не имеющая пышности и роскоши, подобна еле заметной тропке, которая не выделяется как торжественно украшенная перед праздником дорога. Но узкий путь, обозначающий скромную аскетическую жизнь, приводит к тесным вратам, за которыми открывается вход в Царство Небесное. Господь рекомендует не стремиться к праздной жизни. А советует жить скромно и кротко, потому что для достижения Царства Небесного и спасения, важна не земная роскошь, а чистота души, которую можно достичь деланием добра, живя без роскоши и земных удовольствий, услаждающих гордыню человека. А служение пороку мешает духовному совершенству, портит душу человека, приучая её к злым делам, толкая её на совершение греха. А грешный человек, идущий по жизни путем утех и наслаждений, ставший рабом своих порочных привычек, спасения не достигнет.

Поэтому не случайно 13-й стих о вхождении тесными вратами, идет сразу же после 12-го стиха, в котором говорится о том, как следует жить людям на свете и как поступать с другими людьми и проявлять доброжелательное отношение к ближнему, учитывая всемогущий закон воздаяния Божьего. Правильное Богоугодное поведение в обществе, проявление любви к Богу и ближнему – это и есть те тесные врата и узкий путь, которые ведут к спасению. То есть, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что под тесными вратами аскетизма и сдержанности, смирения и терпения проходит узкий путь духовной жизни истинного христианина.

Для людей, начинающих свое духовное совершенствование, этот путь труден, потому что ведет вверх, к спасению. Поэтому этот путь избирает меньшинство людей, так как страшится этих трудностей. Зато широкий путь греха ведет вниз, в ад. Им идти легко. Человек спускается вниз дорогой своего духовно-нравственного падения, к своей погибели. Этот путь легкомысленно избирает большинство людей, не задумываясь над тем, куда ведет этот жизненный путь и что будет ожидать их за воротами земной жизни. Но, несмотря на то, что путь, ведущий ввысь, в небо, труден, и тропинка достижения духовного совершенства извилиста и крута, человек, прошедший этим путем, получит высшую награду за свою земную жизнь – спасение своей души.

Что же представляет собой жизненный путь людей, служащих греху, и из каких поступков он состоит. Этот путь избирают большинство людей из-за того, что они попали в сети греха и привыкли к порокам, и стали рабами своих страстей. А также этот путь избирают люди невежественные, отвернувшиеся от религиозно-философских знаний, бездумно живущие на свете, и не вникающие в суть явлений и законов жизни.

Широким путем греха, ведущим к погибели, идут люди, проявляющие гордость и эгоизм, безразличие к Богу и ближнему. На этом пути отсутствует честь и мораль. Но открывается широкий простор для корыстолюбивых влечений к богатству, стремлений к власти, почестям и восхвалениям, к роскоши и комфорту, к получению острых ощущений, а также склонности ко всяким ересям и лжеучениям.

Узкий путь, ведущий в жизнь вечную, состоит из служения Богу, из исполнения заповедей Христовых, из отказа от греха и порока, из духовного очищения и нравственного развития. Человек, идущий этим путем, должен отказаться от порочных привычек и совершения греховных поступков, от эгоистических побуждений и тщеславных намерений. Должен понять, что стремление к чинам и богатству, к власти и славе, является слишком мелкой целью в жизни по сравнению со светлой величественной целью, поставленной перед нами Богом, и связанной с тем, чтобы достичь Царство Небесное. На этом пути человек должен проявить трудолюбие и терпение, кротость, выдержать порицания со стороны невежд и врагов, стойко преодолеть трудности и преграды, искушения, соблазны и препятствия.

Однако утверждение о том, что путь, ведущий вверх, более трудный, чем путь, который ведет человека вниз, ошибочно. И вот почему. Человек в своей жизни никогда не бывает один, а постоянно окружен невидимыми, добрыми и злыми сверхъестественными силами. На жизненном пути, ведущем человека вниз, силы зла стараются всячески обмануть человека и пытаются замаскировать проявления зла показной радостью и весельем, заменить познание Бога познанием лжеучений и ересей. А высшую цель – спасение души, подменить ложными идеалами, связанными с приобретением земного богатства, славы, наслаждений и т.д. Но и на пути, ведущем вниз, человека не покидает Господь. Он посылает человеку предостережения, всячески показывает его заблуждения, призывает остановиться и задуматься, и помогает желающим стать на путь истинный. Путь, ведущий вниз, в конечном счете, – это путь страданий и разочарований человеческой души замаскированный злым духом обманчивым и кратковременным весельем и мнимым благополучием, кратковременными удачами, которые обращаются во вред человеку. Так как злой дух никогда человеку не даст истинных благ, потому что он враг рода человеческого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Если человеческая душа не хочет внимать голосу Божьему и упорствует в своем грехе, то такую душу ждут муки и страдания, как в земной, так и вне земной жизни. И как бы злой дух-искуситель не выставлял в привлекательном виде путь человеческого падения, человеческая душа всё же чувствует обман и способна обратиться за помощью к Богу. И Господь укрепляет такую душу человека на пути раскаяния и отказа от зла. А приобретение удовольствий и исполнение корыстолюбивых планов при помощи зла обернутся для человека вредом и разочарованием.

Вход в широкий путь греха обманчиво разукрашен привлекательными цветами, но сам этот путь полон разочарований и обмана и состоит из страданий и неудач. И жизнь человека, идущего этим путем, будет отравлена ядом несбывшихся надежд, неудовлетворенными честолюбивыми желаниями и неукрощенными эгоистическими порывами. Обманчивый, призрачный свет надежды, который сияет в начале этого пути, заменится тьмой мук, страданий и разочарований. А душа человека, идущего по этому пути, постепенно окажется в кромешной тьме зла. Это объясняется тем, что сопровождать душу человека, идущего по широкому пути падения, будет дух зла.

Человек, идущий путем духовного восхождения, окружен лаской и помощью Божьей. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:30). «Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит.13:15). «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею… пути её – пути приятные, и все стези её – мирные» (Прит.3:13–17). Каждая преодоленная с кротостью и терпением трудность, каждая победа над эгоистическими желаниями и преодоление искушений приближает нас к Богу и развивает нашу духовную природу.

Дорога вверх узка, извилиста и крута. Она может иметь трудные подъемы, и окружена зияющими пропастями. Но если мы избрали на своем жизненном пути своим руководителем Иисуса Христа, то нам нечего бояться трудностей. Потому что Спаситель незримо присутствует рядом с нами и дает нам Свою силу и поддержку, поможет найти выход из самой трудной ситуации. На жизненном пути человека совершающего восхождение к Царству Небесному, Господь создает источники радости, которые утоляют жажду утомленных и возобновляют силы идущих людей. И поэтому как бы не был труден путь восхождения, человек при встрече с препятствиями не должен отчаиваться и терять веру в Бога, а должен надеяться на лучшее, так как Господь шагает с ним рядом и всегда поможет ему. «Бог помощник мой» (Пс.53:6). «Бог – заступник мой» (Пс.58:10). Начало пути восхождения к Царству Небесному труднее, чем его продолжение, потому что каждая преодоленная трудность, каждая победа над грехом облегчает человеку дальнейший путь, и Бог укрепляет такого человека Своей помощью и поддержкой. И жизнь человека на пути восхождения к Царству Небесному озаряется светом Божественной мудрости и любви. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит.4:18).

Многие толкователи не могли объяснить, почему сперва в речи Спасителя говорится о воротах, а потом о пути. Так как они считали, что сперва должен быть упомянут путь, ведущий в жизнь, а потом уже врата, возникшие в конце этого пути. Однако в приведенной Иисусом Христом аллегории тесные врата обозначают учение Христово, которое надлежит познать в первую очередь, а путь обозначает жизнь человека, которую он будет вести, воплощая это учение на практике в совершаемых добрых поступках.

Вопрос:

В Евангелии от Матфея (7: 13–14) сказано: «Входите тесными вратами…». Не могу найти толкование, что такое «тесные врата» и почему «широкий путь» – путь, «ведущий к погибели»?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Для понимания этих слов Спасителя важно обратить внимание на то, что они были сказаны в конце Нагорной проповеди и представляют как бы ее эпилог. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить тесными вратами и идти узким путем, ведущим в жизнь, означает исполнение всех евангельских заповедей, о которых Господь Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Широкие врата и пространный путь – образы жизни по стихиям этого греховного мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Врата эти «широкие», потому очень удобны для падшего человеческого естества, которое не хочет ни в чем себя стеснять и ни от чего отказываться, хотя путь этот ведет к вечной смерти. Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира, ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (святитель Иоанн Златоуст). По слову святого апостола Павла, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12). На своем узком пути в Царство Небесное христианин должен нести крест, благодушно перенося скорби и бедствия, которые очищают и соединяют с Христом. «Вне креста нет христианского преуспеяния» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

О тесных вратах Господь говорит дважды. В Евангелии от Луки Он усиливает призыв. Вместо входите говорит подвизайтесь входить, что требует напряжения сил и даже подвига. Этим путем шли и идут истинные ученики Иисуса Христа. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1: 12).

Тесные врата и дверь. Тесные врата — это закон и суд, а дверь — вход во спасение. Бытует мнение среди верующих, что многие не будут спасены и немногие пойдут на небеса.

(Матф 7:13) Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Этот стих многих может озадачить.

Что же такое тесные врата и дверь?

Люди считают, что это Иисус Христос, Он единственный путь к жизни. Если это Иисус, тогда лишь немногим предстоит ими войти.

Есть лишь два места в писании, где такое описывается.

(Лук 13:22-27) И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

Иисус еще не заплатил максимальную цену за искупление всех наших грехов. Он только еще на пути.

Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?

«Спасающихся» — так как это слово не обращено в будущее, значит подразумеваются времена Иисуса. Этот человек испытывал Иисуса тем, что говорил о небольшом количестве спасающихся.

Часто люди бросали вызов Иисусу для того, чтобы поймать Его на чем то. Когда Иисус видел такой подвох, Он отвечал так:

(Лук 13:24) подвизайтесь войти сквозь тесные врата, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери…

Двери и врата, это разные предметы

Два различных слова используются здесь. Когда Евреи подходят к воротам, то встречают дверь. Однажды дверь закроется и тогда дни спасения закончатся.

(Лук 13:25) Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы».

(Матф 7:13) Входите тесными вратами…

Тесные врата, что же это такое?

(Втор 16:18) Говорится о том, что следует назначить судей и надзирателей во всех твоих вратах, которые, Господь Бог твой, дает тебе в соответствии с коленами. И они должны судить народ судом праведным. Это место для суда, место исполнения закона. Людей наказывали в воротах. Юридические решения принимались в воротах. Врата представляют собой суд.

Что такое дверь?

(Ин 10:1-2) Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот — вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам.

Дверь — это не врата.

А кто есть дверь?

(Ин 10:7) Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я — дверь овцам.

Иисус не является вратами, Он есть — дверь овцам.

Зачем Он тогда сказал подвизайтесь или старайтесь войти тесными вратами?

Это то, что Он всегда делает, когда люди приходят к Нему и имеют много гордости, много самоправедности, из-за которой они и гордятся.

Иисус — дверь и кто войдет Им, тот спасется. Слово войти, не значит стараться войти. Те, кто войдут через Иисуса, спасутся, войдут и выйдут и пажить найдут. Пажить — это обеспечение для овец.

Каждый раз, когда в вас убивают что то хорошее; это могут быть взаимоотношения, или что то ещё, то это не работа Божья, это работа дьявола. А он работает через фарисеев, действует через людей, которые верят, что нужно проявить себя, чтобы угодить Богу, нужно показать себя, чтобы Бог тебя принял. Иисус выступал против всего этого. Когда вы верите в такую систему, то будете обворованы. Хорошее в вашей жизни будет разрушено.

Иисус пришел для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком

Бог не говорит, что жизнь становится с избытком из-за большого количества денег. Есть много бедных состоятельных людей, но так же есть много изобилующих бедных людей. Эти изобилующие бедные люди не остаются финансово бедными. Бог выбрал их, так как они сильны в вере и бедны в этом мире. Многие из нас являются именно такими и Бог процветает в таковых.

Дверь — это благодать. Врата — закон

Когда молодой юноша пришел к Иисусу и спросил, что ему сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?

Иисус почувствовал гордость в этом молодом юноше, Он ощутил самодовольство в слове «сделать». Поэтому Иисус дал ему закон; Он просто сказал ему идти вратами.

Иисус и богатый юноша

Евангелие от Марка 10:21 написано, что Иисус посмотрел на него с любовью. Любовь сказала следующее: «Продай имение свое и раздай бедным, а сам иди за мной».

В Библии написано, что юноша ушел. Это была любовь, которая послала стрелу, чтобы пронзить гордость. Иисус больше никому не сказал продать все свое имение и следовать за ним. Это был тест на любовь к деньгам и к Богу.

Если посмотреть на случай с Закхеем, Иисус сказал ему: «Спускайся с дерева, сегодня Я должен вечерять у тебя дома». Закхей был так рад и в конце ужина заявил, что возместит каждому вчетверо, кого обидел. Половину имения своего он отдал нищим. Иисус встал и сказал: «Спасение пришло в этот дом».

Молодому юноше Иисус предложил врата — закон. Но Закхею, который испытывал стыд, который прятался в кроне деревьев, Иисус предложил ему дверь — благодать.

История Иосифа

Иосиф и братья в Египте

Еще один пример, когда Иисус предложил дверь. Это история Иосифа и его братьев. Во второй раз его братья вернулись и Иосиф увидел между ними Вениамина. Иосиф олицетворяет Иисуса. Когда Иисус видит поколение Вениамина, Он обращается к начальнику дома Своего, у Которого имя не указано. Это начальник над всеми богатствами Божьими — Дух Святой. Он не привлекает внимание к Самому Себе. Он для того, чтобы прославлять Иисуса Христа.

(Быт 43:16) Иосиф увидел между ними Вениамина…

Когда Иисус и Вениамин на земле, то Иисус повелевает устроить праздник. Будет изобилие еды, Дух Святой устроит так.

(Быт 43:17) И сделал человек тот, как сказал Иосиф…

Братья Иосифа испугались, что их ввели в дом Иосифа. В первый приезд они принесли деньги за зерно. Иосиф положил их деньги обратно им в мешки с купленным ими зерном. Истолкование этого случая следующее: невозможно купить за деньги хлеб жизни. Вы не можете купить хлеб жизни.

(Быт 43:19) И подошли они к начальнику дома Иосифа, и стали говорить ему у дверей дома.

Дверь — это место общения с Духом Святым.

Хотите, чтобы Дух Святой, говорил с вами?

Тогда не проводите время в законе и суде(врата), проводите время с Иисусом(дверь) и тогда Дух Святой будет говорить с вами.

(Быт 43:23) Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь;

Итак, Дух Святой говорит нам быть спокойными. Где Он говорит нам? У двери, не у ворот.

Дверь — это место жертвы

Это значит, что уже все заплачено и это место благодати. И начальник дома, как прообраз Духа Святого, сказал тем людям, наполненным беспокойством, чтобы они успокоились и не боялись.

(Быт 43: 23) Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня.

И привел к ним Симеона.

Многие Евреи сегодня не знают, кто «положил деньги им в мешки». Евреи по всему миру имеют помазание на себе, чтобы быть состоятельными. Многие Евреи сегодня могут эмигрировать в другую страну и стать богатейшими в той местности за короткое время.

То, что говорят братья Иосифа, значит, что они не знают, как разбогатели. Они не знают, кто положил им деньги в мешок. Ответ вот где: Бог дал вам клад.

Симеон — это их брат, который был взят в плен ранее.

(Быт 43:24) И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их.

Восстановление происходит у двери.

Начальник убеждает их у двери и после вводит их в дом.

Долина Ахор

(Ос 2:15) И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской.

Долина Ахор

Это изначально обращено к Израилю, но относится ко всем нам, как к Божьему народу во Христе.

«И дам ей» — кому? Это Церковь, невеста Иисуса Христа.

Где же Бог хочет установить дверь надежды?

Пастор Задать вопрос Надежда — значит это произойдет. То, о чем вы мечтаете произойдет. Бог ответит на желание вашего сердца. Бог говорит: имей надежду, подними свои надежды к престолу благодати.

Куда Бог поместил дверь надежды?

Туда, где нет искушений, нет испытаний, переживаний, которые придут на вас. Бог даст вам силу и вы найдете выход в любом испытании.

Ахор в Библии — проблема.

Когда у вас проблема, вы чувствуете себя не на горе, а в долине. Бог говорит: «В твоей долине проблем Я открою для тебя дверь надежды».

(Ин 10:7) Открыв дверь, вы входите в жизнь с избытком и вы находите пажить. Бог поместил туда дверь — это Иисус. Не открывайте иные двери.

Иисус сказал: «Стою у двери и стучу». Лучше вам услышать голос Иисуса и открыть. Как только Он войдет, то наполнит миром ваш дом и все ваши проблемы уйдут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *