Вичуга храм

Мiръ Россия Ивановская область Вичуга Храм Воскресения Христова в Вичуге (Красная церковь)

Идёт загрузка карты…

Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине — православный храм в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о трагически погибшей дочери.

История

Храм Воскресения Христова расположен в части города Вичуги, где раньше располагалось село Тезино. До середины шестидесятых годов девятнадцатого века Тезино было деревней прихода Покровской церкви села Хренова. Дальность расстояния приходских деревень от церкви вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов с устройством новых храмов. По этой причине в 1864 году в Тезине был построен деревянный храм Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Смоленской иконы Божией матери.

Со временем население Тезина увеличилось, и появилась необходимость в создании нового, более просторного храма, который и был построен в 1911 году на средства фабриканта И.Кокорева в память о его трагически погибшей дочери.

Увенчанное пятиглавием монументальное кирпичное здание в неорусском стиле возведено по проекту московского архитектора И.С. Кузнецова. Фасады церкви, соединенной с высотой, украшенной несколькими рядами кокошников колокольней, декорированы уникальными майоликовыми панно, не встречающимися более ни в одном сооружении и, к большому сожалению, почти утраченными в настоящее время. Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова.

В 1930-е годы храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагалась кузница, потом в нем была установлена трансформаторная подстанция фабрики «Красный Профинтерн» и телевизионный ретранслятор. С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга.

В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма.

Современное состояние

Архитектура храма

В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации — Успенского собора и колокольни Ивана Великого.

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, очень своеобразно варьирует тип соборного храма, пятиглавого и трёхнефного, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями апсид и позакомарным покрытием увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны играющие роль контрфорсов сильно вынесенные лопатки, которые членят фасады на три прясла (среднее — чуть повышенное) с полуциркульными закомарами. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами-экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними.

Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней — прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 м) московского прототипа (это было личное пожелание Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два света с закомарой на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников; выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем — ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами, переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников «вперебежку». Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на Колоколо-литейном заводе Забенкина в Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений.

Интерьер храма

Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это нововведение позволило существенно расширить внутреннее пространство храма как зрительно, так и фактически. Церковь может вместить 3 тысячи человек.

Интерьер храма — помещение зального типа с двумя мощными арками между боковыми стенами, на которые в каждом пролёте опираются две дополнительные арки, расположенные по осям межапсидных стен. В результате перекрытие членится на девять ячеек: над квадратными ячейками в центре и по углам поставлены световые барабаны на парусах с куполами, а прямоугольные рукава креста перекрыты вспарушенными сводами. Открытые в храм апсиды имеют коробовые своды с конхами; такие же своды у западной паперти. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом; переход к последующим ярусам осуществляется при помощи тромпов. Сохранился пол из чугунных плит и решётки с концентрическими кругами в ряде окон.

Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, была выполнена в древнерусской манере художниками палехской мастерской Н. М. Сафонова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. Стенопись 1911 года масляными красками внутри собора сильно пострадала во время пожара 1970-х годов. В настоящее время она заменена современной росписью. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене написана сцена «Страшного суда» в характерной для конца XVII века манере — с многочисленными персонажами, измельчённой проработкой ликов и одежд. Все изображения даны на золотом фоне.

Шестиярусный 14-метровый в высоту иконостас в духе эклектики не сохранился. Он был богато украшен позолоченной резьбой в псевдорусском стиле.

Майоликовые панно храма

Панно «Богоматерь Оранта»

Порталы, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, вогнутые плоскости экседр и тимпаны восточных закомар декорированы майоликовыми панно — уникальными произведениями монументального искусства начала XX века в стиле модерн. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам Ивана Кузнецова на Абрамцевском гончарном заводе (Кузнецов прекрасно знал возможности абрамцевской керамики, которую использовал при отделке Саввинского подворья). По приблизительным подсчётам, майолика Красного храма состояла из 12—14 тысяч керамических плиток.

Глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. Идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах.

Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов XVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и лёгкость придаёт сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зелёные и приглушённые красные тона.

Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее «Деисус» и двенадцать апостолов в круглых медальонах. В 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, утрачено (по утверждению местного духовенства, оно обрушилось). На его месте появилась современная роспись, никак не связанная ни с духом храма (во многом старообрядческим), ни с утраченным сюжетом.

На западном портале с килевидным завершением представлены «Спас Нерукотворный» и склоняющиеся к нему святые.

Самые большие композиции украшают плоскости монументальных экседр на южном и северном фасадах. В них помещены сцены, обычно располагавшиеся в XVII веке в конхах или на своде храмов. На южном панно вверху — Саваоф в мандорле, ниже было крупное изображение Христа, по сторонам входного портала на облаках — архангелы Михаил и Гавриил, а на портале, в круглых медальонах, — «Деисус». Северную экседру занимает композиция «Да молчит всякая плоть», как правило, располагавшаяся в конхе и восточной стене центрального алтаря в памятниках Древней Руси. На портале в медальонах — Христос Эммануил, ангелы и Отцы Церкви.

В закомарах над апсидами помещены ещё три панно: «Достойно есть», «Новозаветная Троица» и «Богоматерь Оранта»; композиционная схема каждого из них подчинена мотиву круга.

Престольные праздники

Воскресение Христово (Пасха) — Переходящая дата

Как добраться

Адрес: Ивановская обл., г.Вичуга, ул.1-я Библиотечная, 12

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

  • Майоликовое панно северного фасада

Видео

Воскресенская церковь Ивановская обл., г.Вичуга

Ссылки

Храм Воскресения Христова в г. Вичуге Ивановской области

Коренные жители этих мест с давних времён занимались земледелием, скотоводством и
охотой, потому, что земли были сплошь покрыты дремучими лесами, топями болот, водоёмами
рек и озёр. Природный ландшафт дал название — Вичуга, что означает — болотистая низина.

Понравилось! 15 15
В начале XI века , на смену язычеству и примитивному верованию в лесных и речных духов,
пришла русская православная вера. В XII веке Киевская Русь распадается на множество
удельных «государств» и Вичугский край становится частью Ростово-Суздальского княжества со
столицей во Владимире.
Первое упоминание о Кинешме и Вичуге относится к 1482 году в грамоте князя Ивана III.
После окончания смутного времени создаётся Кинешемский уезд, в состав которого входит
село Вичуга.
В XVII веке в Вичугском крае происходят кардинальные изменения. Появляются промышленные
предприятия, мануфактуры, торговля и крестьяне стали заниматься «отхожими промыслами»,
тем более, что барщину заменили оброком в денежной форме.
Толчком к развитию текстиля послужили указы Екатерины Великой, поощрявшей крестьянские ремёсла, в первую очередь, ткачества. Быстрое распространение текстильного производства
втягивала в рыночную орбиту дремавшую провинцию, спрос на ткани возрос до невиданных
размеров. Кустарные мастерские дают дорогу крупным мануфактурам — появляются первые
фабриканты и купцы-миллионеры.
Понравилось! 7 7
Во второй половине XIX века большинство вичужан отошли от раскола и присоединились к
православной церкви. Вичугские купцы строили единоверческие храмы, но в домашнем обиходе
ещё долгое время продолжали оставаться приверженцами раскола и имели свои моленные
дома, совершая в них беспоповское богослужение.
Моленная в купеческом доме занимала особую комнату, почти сплошь по стенам уставленную
большими тёмными иконами старого письма, медными крестами и складнями, подсвечниками,
кадилами и старопечатными книгами в тяжёлых кожаных переплётах, почерневших от времени
и усердного употребления.
Понравилось! 13 13
Сам переход в православие происходил из соображений делового, материального характера — это требовалось административными кругами, упрочивало значение фирм, давало возможность потомственного почётного гражданства, награды и льготы.

В единоверческих церквах они так же старательно блюли свои строгие порядки и дисциплину.
Вместе с этим купечество любило и помпезность: снабжало храмы дорогой утварью, образами облачением, огромными колоколами. Крупное купечество и буржуазия верховодили делами
церкви и подчинённым им духовенством, а простые прихожане не играли тут никакой роли.
Понравилось! 12 12
Сегодня, город Вичуга — крупный районный центр Ивановской области, который находится в шестидесяти пяти километрах от областного города Иваново и в 380 километрах от Москвы.
Город образован из трёх больших фабричных сёл: Бонячка, Тезино и Гольчиха, а также в него вошло свыше двух десятков близлежащих деревень и рабочих посёлков.
Понравилось! 14 14
Старинное село Тезино и его знаменитый кафедральный собор Воскресения Господня,
именуемый в народе — Красной церковью, являются объектом обязательного посещения!
Ради одного этого храма надо посетить Вичугу!
Высокую, стройную колокольню мы увидели с дороги и не зная ничего о храме, свернули к нему.
Понравилось! 13 13
Храм оказался огромным и величественным на фоне одноэтажных сельских домов, но более
всего поражает необычное архитектурное решение фасадов, в виде высоких апсид,
в которых, как в открытых шкатулках видны яркие переливающиеся всеми цветами палитры,
россыпи драгоценных камней — сверкающие на солнце майоликовые панно!
Оригинальны, играющие роль поддержки сводов, сильно вынесенные массивные столбы,
которые членят фасады на уровня.
Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами
с расположенными в экседрах входами в храм и лестницами перед ними.
Понравилось! 11 11
Редкостью, не имеющей аналогов в России, являются группы из четырёх колонок, которые
поддерживают закомары сильного выноса.
Понравилось! 13 13
Воскресенский храм был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, по типу
пятиглавого храма, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными
полукружиями выступов алтаря увенчан высокими световыми барабанами глав с более крупным средним.
Купола объёмные, сверкающие золотом, увенчанные неожиданно простыми крестами.
Понравилось! 14 14
Впечатляют сюжеты на библейские темы в оригинальных вогнутых нишах с порталами,
расположенные на нижнем ярусе изящной колокольни.
Понравилось! 11 11
Колокольня пятиярусная, но очень высокая. Стоит на равно-высоком храму четверике, затем
декор и восьмерик с ярусом звона, а ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами
украшен тремя рядами мелких кокошников вперебежку.
Понравилось! 10 10
По личному пожеланию заказчика колокольня построена выше — 90 метров, чем столп (81 м)
Ивана Великого в Кремле. Утраченная в советское время золоченая надпись в два ряда под
куполом колокольни ещё больше подчёркивала их сходство.
Понравилось! 14 14
Монументальное здание пятиглавого собора выложено из красного кирпича без белокаменной
отделки — только красный узор и ажур из кокошников на колокольне. Всё очень строго и волнующе торжественно. Почему, даже цветные панно не дают ощущения счастья и лёгкости, почему апсиды и высокие барабаны с золотыми куполами устремлёнными в небо напоминают языки пламени?

Понравилось! 12 12
А, вот, почему…
Мысль об устройстве нового храма в Тезине постоянно жила в приходском сознании.
С годами население в селе увеличивалось и нужда в новом храме оказывалась всё сильнее.
Старая деревянная церковь не вмещала в себя прихожан — не помогли и пристроенные к ней две новые пристройки, соединённые с храмом арками.
В 1905 году, после смерти церковного старосты единогласно был выбран на эту должность и
утверждён Епархией местный фабрикант села Тезино, потомственный почётный гражданин
Иван Александрович Кокорев. Надежды на новый храм оживились, так как человек этот был
известен своей любовью к храмам и щедрой благотворительностью в их пользу.
Понравилось! 11 11
Далее текст из церковной брошюры:
Можно сказать, что указание и побуждение к построению нового более обширного храма дано
было и свыше. В 1907 году 26 мая дочь ктитора Тезинского храма, крупного фабриканта Ивана
александровича Кокорева — девица Лидия, 19 лет, мпадшая из восьми детей, после молитвы,
в 10 часов вечера, когда все уже в доме улеглись спать, поправляла фитилёк светильни в
лампадке перед иконой. Из полуоткрытого окна неожиданно подул ветерок и от близко стоящей на столе свечи моментально загорелась её ночная рубашка и пышные волосы.
На шум и крик Лидии проснулись и прибежали её родители и прислуга, но ничего не смогли
сделать, ожоги были так сильны, что приглашённые доктора не смогли спасти пострадавшую.
Напутственная исповедью. Св.Причастием и соборованием, она скончалась 30 мая после
тяжких страданий.
Скорбь родителей не поддавалась описанию. И только вера в чистоту души дочери, которая
по-христиански приготовилась к кончине, успокаивали их терзаемые мукой сердца.
Это печальное событие побудило отца на добрую мысль — всё предполагаемое миллионное
приданое дочери Лидии, как невесты, уготованной Христу и пострадавшей при исполнении христианских обязанностей, употребить на построение обширного нового храма в селе Тезине.
Понравилось! 12 12
Крестьяне села Тезина безвозмездно уступили четыре десятины полевой земли для храма и
хозяйственных зданий при нём. Известный архитектор-художник из Москвы Иван Сергеевич
Кузнецов (1867-1942) составил проект согласно указаниям родителей. Архитектор имел опыт с
уникальной отделкой фасадов майоликовыми панно в Елоховском соборе, Иосифо-Волоцком
монастыре, в Саввинском подворье Москвы Саввино-Сторожевского монастыря и др.
Святая Русь. Иосифо-Волоцкий монастырь — хранитель веры
Святая Русь. Саввино-Сторожевский монастырь
Понравилось! 12 12
Ровно через год после кончины Лидии, 30 мая 1908 года, была торжественно совершена закладка храма. Под большой каменной плитой, в том месте, где должен быть главный престол
во имя Светлого Христова Воскресения, была заложена памятная медная доска. Первые
кирпичи в основание храма заложили члены большой семьи Кокоревых.
Понравилось! 9 9
Три года строился и благолепно украшался храм. Внутри всё пространство открыто: нет ни
столбов, ни колонн — верх держится на бетонных сводах.
Понравилось! 12 12 Понравилось! 10 10

Шестиярусный иконостас с иконами греческого письма, которые были герметически закрыты
стёклами, в целях сохранения их от копоти и пыли — один из самых грандиозных в Центральной
России — не сохранился. Он был высотой 14 метров и богато украшен позолоченной резьбой в
древнерусском стиле. Сейчас иконостас… 2004 года — сами увидите.
Понравилось! 9 9 Понравилось! 11 11
Не сохранились и старинные звоны на колокольне, всего весом их было 1700 пудов, и когда
сбрасывали кресты и самый большой колокол-благовест в 820 пудов, который был отлит в
Костроме на колоколо-литейном заводе Серапиона Забенкина, упал, от гула — мир содрогнулся!
На безглавой колокольне устроили тренировочную вышку для прыжков с парашютом, но после
того как разбился один из курсантов, вышка была закрыта.
Понравилось! 12 12
Купола, своды и стены расписаны известным в России палехским иконописцем-художником
А. Софоновым в греческом стиле. Ризница, библиотека и помещение для утвари расположены под алтарями. Все предметы церковного обихода, даже подсвечники и лампадки выполнены в едином стиле на заказ по рисункам И.С. Кузнецова.
Понравилось! 10 10
Майоликовые плитки для панно были выполнены на Абрамцевском гончарном заводе и по
приблизительным подсчётам, их число для Красного храма составляет 12-14 тысяч штук.
Понравилось! 12 12

Воскресенская (красная) церковь в селе Тезино (с 1925 года в составе г. Вичуги) была построена в 1911 году по проекту и под руководством выдающегося русского архитектора Ивана Кузнецова в память о трагически погибшей тезинской Джульетты — Лидии Кокоревой, дочери местного фабриканта.
Храм сконцентрировал целый список выдающихся замыслов:
1. Прототипом храма является Успенский собор Московского кремля.
2. Колокольня храма состоит из трёх частей, прототипами которых являются фрагменты Успенского собора, центрального шатра храма Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого.
3. Фасады храма украшены гигантскими майоликовыми панно из абрамцевской керамики, самыми крупными в России.
4. Благодаря бетонным перекрытиям храм стал одним из первых бесстолпных храмов России большой вместительности (до 3 тысяч человек).
5. Храм расписывали иконописцы знаменитой палехской мастерской Н.М. Софонова.
Вот с последним пунктом до сих пор была большая неприятность. Палехская роспись не только вся погибла во время пожара в 1970-е годы, но даже изображений этой росписи практически не существовало. Кроме эскиза и трёх фотографий, которые были представлены в Ежегоднике Общества Архитекторов-Художников за 1912 год.
Но время иногда преподносит сюрпризы. Год-два назад в Воскресенскую церковь пришёл прихожанин и принёс две фотографии, найденные на чердаке одного из многочисленных частных домов г. Вичуги. Фотографии высокого качества и большого размера, надо полагать дореволюционные, на которых можно с наслаждением рассмотреть значительную часть палехских фресок.



Фотографии кликабельны.
Несколько слов о мастерской Николая Михайловича Софонова. В конце 19 века «в его мастерской насчитывалось более 200 палехских иконописцов, такое же количество холуйских и 50 мстерских».
Мастерская Софонова реставрировала древние фрески «храма Святой Софии в Великом Новгороде, Владимирского Успенского собора, Благовещенского собора и Грановитой палаты Московского Кремля, Георгиевского собора Свято-Юрьева монастыря под Новгородом, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Троицкого и Успенского соборов Троице-Сергиевой Лавры и многих других».
К сожалению, пока не известно сколько и кто из живописцев мастерской Софонова расписывали Красную церковь в Тезино. Кроме двух художников: Баканова И.М. и Маркичева И.В.
Баканов Иван Михайлович (1870-1936), один из основателей современного палехского искусства, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Его именем названа одна из улиц Палеха. До революции он 34 года работал у Сафонова, принимал участие в реставрации фресок Благовещенского собора Московского Кремля (1897), Новодевичьего монастыря в Москве, Княжеских палат в Костроме, церквей Новгорода и Владимира, Грановитой палаты.

Маркичев Иван Васильевич (1883-1955), один из основателей современного палехского искусства, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934), Народный художник РСФСР (1943). Ученик И.М. Баканова.
Баканов и Маркичев.
Вот образцы их творчества советского периода:
Баканов И.М. Сказка о Золотом петушке. Шкатулка, 1934.
Баканов И.М. С порога хижины моей. Шкатулка, 1933.
Маркичев И.В. Жнитво. Шкатулка. 1925.
Tags: записки краеведа, книга рекордов Вичуги, церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *