Виды церквей

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Православная церковь в форме… корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни. Внутри православных храмов расположен иконостас — перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти. В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина — покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм. Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел — без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас. В храме отчетливо выделена центральная часть — алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу — сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм. Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке — старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание. Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители. В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман — мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь. Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм. В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма («Милосердие») с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал — пагода — имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм. Самый крупный в Европе буддистский храм «Белый Лотос» основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что означают жесты святых на иконах.

Словарик

Ризница — место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой — столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

Как мы выяснили, христианская религия не является единой. Она, как и другие религии, распределяется на ряд самостоятельных направлений. В ходе формирования христианство распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. В каждой из этих ветвей началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии. Рассмотрим три наиболее значительных направления.

Католицизм. Слово «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Его истоки идут от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Протестанство. Протестантизм — одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

Суть протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения и иконы.

Мы не будем подробно останавливаться на этих двух разновидностях христианства, так как в России они не имеют особого распространения. Следует более подробно изучить православие, как главенствующую религию в нашей стране.

Православие. Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть, в отличие от ложного, правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей и доктрин (религиозных и философских), формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры («Символ веры») принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается пятнадцать Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось, как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

· В первом члене говорится о Боге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы;

· Во втором — о вере в Сына Божия единородного — Иисуса Христа;

· Третий — это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

· Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления;

· Пятый — о воскресении Иисуса Христа;

· В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

· В седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

· Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого;

· В девятом — об отношении к церкви;

· В десятом — о таинстве Крещения;

· В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении мертвых;

· В двенадцатом члене — о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных», предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная церковь признает семь таинств:

1. Крещение — таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

2. В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

3. В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

4. Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

5. Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

6. В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

7. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Старообрядчество. В середине XVII века назрела острая необходимость в реформе русской церкви, в повышении ее авторитета, в усилении влияния на народные массы, в укреплении союза с государством. В период феодальной раздробленности (XVII век) нарушилось единство церковного обряда и содержания богослужебных книг. Установление религиозного единства должно было укрепить единство политическое. К церковной реформе вынуждали и внешнеполитические обстоятельства. Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Все новшества, введенные патриархом Никоном, показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551 г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви. Протестовало против нововведений Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но, в конечном счете, покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Заметным противником церковных реформ на Вятской земле оказался игумен Феоктист, который в свое время приехал в Хлынов вместе с епископом Александром. Он был ярым сторонником протопопа Аввакума, этого признанного вожака защитников «старой веры». Игумен Феоктист поддерживал письменную связь из Хлынова с боярыней Ф.П. Морозовой, известной покровительницей старообрядцев. За горячую и открытую поддержку протопопа Аввакума игумена арестовали и отправили в Москву. Сам Феоктист пропал бесследно, но его проповеди о «старой вере» оказали существенное влияние на верующих. Таких недовольных в России и Вятской губернии того времени было очень много. К ним относились и провинциальное духовенство и представители старинных боярских фамилий, и часть купечества, связанная с внутренней торговлей, и городские низы. Но более других имели основания для недовольства крестьяне, ибо основная тяжесть последствий окончательного укрепления феодально-крепостнических отношений в стране падала на них. Они и стали той силой, которая расколола русское православие на так называемую «старую веру» и официальное православие.

По указанию Вятского преосвященного Иоанникия в первой трети 19 века Вятская духовная консистория попыталась определить общую численность старообрядцев в епархии. Оказалось, по собранным ею сведениям, что в губернии на 1834 год проживало 28689 сторонников «старой веры», в том числе на территории, входящей в современную Удмуртию 16519 человек, или около 58 %. В дальнейшем численность старообрядцев в губернии возрастала быстрыми темпами. По сведениям губернского статистического комитета, к началу 60-х годов их насчитывалось уже 46020, в частности на территории уездов, из которых сложилась нынешняя Удмуртия, 28 231 человек, или 61 %.

На дальнейшую судьбу вятского старообрядчества оказали существенное влияние крестьянская реформа 1861 года и последующие буржуазные преобразования, которые были осуществлены царским правительством. Все эти явления в вятском старообрядчестве сопровождались численным ростом его приверженцев, ибо потребность в религиозном утешении в рамках «старой веры» у крестьян губернии сохранялась ввиду грабительского характера крестьянской реформы.

По сведениям губернского статистического комитета численность старообрядцев к концу века возросла почти в три раза по сравнению с началом 60-х годов: на 1900 год их в губернии насчитывалось 104523 человека, а вместе с единоверцами – 113322, в том числе на территории уездов, их которых сложилась нынешняя Удмуртия, — соответственно 68422 человек и 74719.

За последние годы стала наблюдаться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества. Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. Старообрядчество в целом переживает в настоящее время состояние глубокого кризиса. В настоящее время уже с точностью можно сказать, что старообрядчество количественно уменьшилось. Хотя сейчас староверов в России по самым оптимистичным подсчетам насчитывается всего от миллиона до четырех.

Давайте пройдем по храмам разных религий или как правильно говорить — конфессий. В обзоре не упомянул про православные храмы по понятной причине, и не добежал еще до новой мечети у метро Проспект Мира — только снаружи её зафоткал. Но много зато за один день удалось обойти других храмов, и даже внутри немножко побывать. Начнем с синагоги.
Московская хоральная синагога расположена в Большом Спасоголинищевском переулке. Открыта 1 июня 1906 года. В ней четыре молельных зала. Экскурсии могут посещать только второй этаж, там с балкона можно наблюдать и обозревать то, что происходит внизу. Там же на балконе могут находиться и женщины. Вниз, в молельный зал им вход воспрещен.
01

Вообще, строго говоря, в синагога — это не храм, поскольку в иудаизме (в отличие, от, например, христианства) Храм только один. Он так и пишется с большой буквы, но он, как известно, разрушен. Храм находился в Иерусалиме на Храмовой горе.
Купол синагоги восстановлен в 2001 г. Он был снесен в начале XX века по приказу генерал-губернатора Москвы.
02

Московская хоральная синагога была построена почти 120 лет назад на средства владельца металлургических и сахарных заводов Полякова. Такую же синагогу в Санкт-Петербурге построил его родной брат. Из 18 существовавших в Москве синагог хоральная была самой большой.

04
05 Второй этаж называется эзрат нашим.
Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы, поэтому по стенам синагоги, как правило, расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для занятий.
06
07
08. Книги лежат и кое-где на скамьях.
09. Посреди синагоги находится бима — возвышение, а на нем — стол, на который кладут свиток Торы для чтения.
10
11
12. Покидаем синагогу и двигаемся по Большому Спасоголинищевскому переулку в сторону Лубянки.
Пересекаем две улицы: сначала Маросейку, затем Мясницкую и пройдя по Фургасовскому переулку сворачиваем на Малую Лубянку.
А вот и цель нашего путешествия — Собор Святого Людовика Французского на Лубянке — один из трех действующих католических храмов в Москве.

В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 года. В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. Храм был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди.14
15
16
17
18. Витраж с изображением св. Иосифа. 1883 год. Единственный сохранившийся витраж еще с тех времен. Есть и новые витражи, они на следующих вотках в алтарной части храма.
19. Воскресная месса.
20
На алтаре левого нефа в центре размещена скульптура св. Людовика, слева от него — скульптура св. Бернара Клервоского, справа св. Франциска Сальского. Незначительно правее, на отдельном постаменте скульптура св. Антония Падуанского. Также в алтаре левого нефа установлены маленькие скульптуры святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё.
21
Активное участие в строительстве и украшении храма принимал и скульптор С.П. Кампиони.
22
23
А если, стоя в сквере лицом к храму повернуть голову налево, то на фасаде дома можно обнаружить любопытную деталь.
Улица Малая Лубянка, дом 12, строение А.
Солнечные часы на здании приюта у Храма Святого Людовика. Девиз из сто первого псалма переводится «как уклоняющаяся тень». Строка целиком «Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.» «sicut umbra declinaverunt» — «Dies mei sicut umbra declinaverunt, et ego sicut fnum arui». Цифербла несколько развернут для того чтобы часы правильно показывали время.
Со многими солнечными часами в Москве связаны мистические истории. Самая известная из которых рассказывает о волшебных часах Якова Брюса на Спартаковской улице. Слышал я легенду и о этих часах. Якобы, они в определенных условиях показывают время оствшейся жизни, и якобы в 1938 году на них смотрел Генрих Ягода. Все может быть, Лубянка-то отсюда в двух минутах ходьбы.
24
25. Еще один римско-католический храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Неоготика.
Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.
В 1938 году храм был закрыт, долгое время находился в полуразрушенном состоянии.
Начало восстановления в 1996 г., окончание 12 декабря 1999 года.
26
27 Англиканская церковь Святого Андрея — единственная англиканская церковь в Москве. Находится в Вознесенском переулке, построена в 1882 — 1884 гг.
28. Ангелы у арки входа.
29. В башне.
30. Нижняя подсветка лица всегда выглядит довольно драматично.
31. Через башню — проход в храм.
32. Свод первого этажа башни.
33. Церковная мебель установлена в вестибюле.
34. Служба идет, сегодня воскресенье, на церковном дворе много автомобилей, есть и с красными посольскими номерами.
35. Деревянные своды храма создают ощущение перемещения в прошлые века.
36. Еще раз окинем взором башню и продолжим путешествие, которое мы прервали на Лубянке. Сейчас будем двигаться от улицы Малая Лубянка к Милютинскому переулку.
В Милютинском переулке есть еще одна церковь, вернее бывшая католическая церковь XIX в. работы Жилярди, сейчас здесь институт.
Католическую церковь закрыли в 1937 г. Священников отправили в лагеря, где они и погибли. После закрытия церкви здание передали под кинотеатр, который так и не стал функционировать. Во время Великой Отечественной войны в бывший храм попала бомба. Разрушения были настолько велики, что дом практически выстроили заново, включив то немногое, что сохранилось. С 1946 г. и по сей день здесь находится институт «Гипроугольмаш». Он также перестроил здание для своих нужд.

Проходим до бульваров, минуем Чистые пруды и сворачиваем в Архангельский переулок. Между зданиями узкий проход, и взору открывается Меншикова башня. Это православный храм, но тесно связан с масонством, поэтому и занял своё место в нашем обзоре.
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Это самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.
38
39
Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня.
40
Сегодня не много осталось от масонских символов, вот, например, этот ангел над входом. Почему у него одно крыло опущено, а другое поднято? Некоторые видят в этом какой-то тайный знак.
41
42
43
44. Церковь Феодора Стратилата.
45
46. В Меншиковой башне.
47
48
49
50
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г. З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко.
51
52
А мы тем временем оставили позади Чистые пруды и купол башни скрылся за домами. Это Старосадский переулок.
Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла — один из двух лютеранских соборов в Москве, второй находится на Введенском кладбище в Лефортово.
53
Приход свв. Петра и Павла был крупнейшим среди протестантских приходов Москвы. В числе общины было немало богатых промышленников, финансистов, представителей дворянского рода.
54
55 Капелла при церкви была построена в 1892 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для отпевания умерших. В советские годы она была закрыта вместе с собором.
56. В вестибюле собора.
57
58
59. Художественная композиция примостилась в уголке.
60. В соборе раздаются бесплатно книги и программы для компьютера.
61
В 1924 году, с переносом столицы из Петербурга в Москву, Кафедральный собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. В 1938 году церковь передали под кинотеатр, а затем здесь располагалась студия «Диафильм».
В 2004 году, после долгих усилий нашлись спонсоры как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным работам по восстановлению собора в его историческом облике.
62
А мы идем дальше путешествовать по Ивановской горке.
Хохловский переулок дом 7-9. Барельеф с ассирийским божеством. Божество это называется Нисрох. Кому интересно, может погуглить, я же расскажу вкратце. Изображение это хорошо известно и находится в музеях многих стран мира. По жанру принадлежит оно к новоассирийскому искусству (IX-VII века до н.э.), которое считается наивысшим расцветом ассирийского искусства вообще. Вариантов этого рельефа существует довольно много, но везде принципиальные моменты рисунка сохраняются. Основное место находок этого персонажа — стёртый с лица земли город Калах (современный Нимруд в Ираке). В 1845-51 гг. английский археолог Генри Лэйард раскопал там цельный дворец могучего ассирийского царя Ашшурнацирапала II — и там, на северо-западной стене этого дворца впервые было обнаружено странное крылатое божество с головой орла и малопонятными предметами в руках. Датируют его 883-859 гг. до н.э.
На ведерке барельефа в Хохловском переулке есть надпись: «My name is Space». Откуда он взялся и что значит эта надпись — никто не знает. На старых картах Гугла и Яндекса – его нет, появился год назад. 63
А вот и Малый Трехсвятительский переулок, это конечная точка нашего сегодняшнего небольшого путешествия.
Здесь находится московская центральная церковь Евангельских Христиан Баптистов, которая является одной из старейших и самых крупных церквей евангельско-баптистского братства. В 1982 году она отметила столетие евангельского движения в Москве.
64
Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке. Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.
65
66
Большой зал сохранился полностью в историческом виде. Лавочки, кроме 3-х последних рядов, выполнены в 1867 г. из дуба и сохранились до сих пор в прекрасном состоянии. Пасторская кафедра сделана так же полностью из дуба. В церкви установлен уникальный орган, оборудованной 38-ми регистрами. Инструмент изготовлен немецкой фирмой «Ernst Rover» в 1898 г. В 2012-м году орган был открыт вновь, после капитального ремонта.
Орган можно послушать бесплатно 🙂

– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.

– Нам так и показалось сначала.

– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.

О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии), прорезные царские врата. Храм — это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.

– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

Храм-корабль в Плесково — не единственное творение архитектора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов. В том числе и храм в честь Собора московских святых в Бибирево. Необычное сооружение, возведенное в византийском стиле, было построено по благословению игумена Сергия (Рыбко). Работы там еще не до конца закончены, но службы уже идут. И для местных жителей этот храм — настоящая достопримечательность.

Кроме того, Виктор Захаров и его соратники строят огромный кафедральный собор на Сахалине, там же работают над созданием мемориального комплекса в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Мнение:

Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:

«Строительство мемориального комплекса с храмом в СНТ «Плесково» является особо актуальным, так как именно в этом месте происходило отступление Наполеона из Москвы. Это сооружение увековечит память о победе 1812 года и будет способствовать духовно-нравственному возрождению людей, живущих в этих местах сейчас. По окончании строительства храма и его торжественного освящения, храм Живоначальной Троицы Церкви».

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную — Римскую и восточную — Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами — веками, и восьмой — это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух — а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Храм св Ирины в Константинополе

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Храм св Ирины в Константинополе

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм

Храм «Утоли мои печали». Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм

Храм «Утоли мои печали». Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

Новые стилистические формы

Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру.

Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия.
Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII века постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции.

Как некое предвестие новой эры петровских реформ воспринимается деятельность ряда московских архитекторов конца XVII века — Осипа Старцева (Крутицкий теремок в Москве, Никольский военный собор и собор Братского монастыря в Киеве), Петра Потапова (церковь в честь Успения на Покровке в Москве), Якова Бухвостова (кафедральный Успенский собор в Рязани), Дорофея Мякишева (собор в Астрахани), Владимира Белозерова (церковь в подмосковном селе Марфине).

Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила («Меньшикова башня»), сочетал традиционные для русского зодчестваXVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры.

Сооружая Смольный монастырь в Петербурге в стиле барокко, Б. К. Растрелли сознательно считался с традиционно православным планированием монастырского ансамбля. Тем не менее достичь органического синтеза в XVIII-XIX веках не удалось. Начиная с 30-х годов XIX века постепенно возрождается интерес к византийской архитектуре.
Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.

Нарышкинское барокко. Храм Спаса село Уборы

Крутицкий теремок в Москве

Марфино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Москва, Церковь Гавриила Архангела (Меншикова башня) .

Нарышкинское барокко. Храм Покрова в Филях

Строгановская Рождественская церковь. Нижний Новгород

Никольский военный собор. Санкт-Петербург

Смольный собор. Санкт-Петербург

Храм Иоанна война в Москве. Барокко

Нарышкинское барокко. Храм Спаса село Уборы

Крутицкий теремок в Москве

Марфино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Москва, Церковь Гавриила Архангела (Меншикова башня) .

Нарышкинское барокко. Храм Покрова в Филях

Строгановская Рождественская церковь. Нижний Новгород

Никольский военный собор. Санкт-Петербург

Смольный собор. Санкт-Петербург

Храм Иоанна война в Москве. Барокко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *