Вино кровь

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа.
Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на неё фрагментов соединений углерода…
Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа. По заказу Ватикана с неё впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нём до мельчайших деталей запечатлён силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.
Учёные сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.
Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса.
– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…
Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Оно хранится в серебряном ларце в свёрнутом виде. За весь минувший век плащаницу доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий будет выставлена через 25 лет.
Зато теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все — цифровое фото учёные планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к её изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.
Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив её, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, чего не видел глаз, – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!
Полотно «в ёлочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обёрнутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судебно-медицинскими экспертами: «Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью — капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отёка. Справа от рта — пятно от крови».
Ошибка двадцатилетней давности
Учёные из Оксфордского университета в Великобритании вновь пытаются установить возраст Туринской плащаницы – теперь уже учитывая поправки российских криминалистов. Бригада под руководством профессора Кристофера Рамси впервые за последние 20 лет проводит анализы распада углеводорода полотна. Цель исследований – исправить скандальную ошибку двадцатилетней давности о датировке плащаницы.
Тогда было заявлено, что примерный возраст этой святыни — семь-восемь веков, а само полотно соткано в период с 1260-го по 1390 год. 20 лет назад в Цюрихе, Аризоне и Оксфорде три независимые группы одновременно проводили исследование плащаницы при помощи углеводородного анализа и пришли к выводу, что она — ровесница Средневековья.
Тогда оксфордский профессор Эдвард Хилл сказал так: «Кто-то купил кусок льна, нарисовал на нём очертания тела и сильно его истрепал»…
Цифры, представленные специалистами, подтолкнули тогда туринского кардинала Анастасио Альберто Баллестеро к тому, чтобы сказать: плащаница и впрямь может быть фальшивкой!
Но сомнение пастыря возмутило чувства верующих. Они отказывались верить науке. Опровергли тогдашние скоропалительные заявления оксфордских исследователей в России, причём в самых серьёзных структурах – в ФСБ!
«Плащаница – подлинник, относящийся к первому веку нашей эры, а не более поздняя подделка», – сделала вывод группа экспертов под руководством тогдашнего директора Института криминалистики ФСБ доктора технических наук Анатолия Фесенко.
«Причина погрешности – естественное полимерное покрытие, образовавшееся на волокнах ткани после того, как в средние века монахи очищали её растительным маслом. Это и отклонило показания анализа» – просчитали специалисты.
Профессор из Оксфорда Кристофер Рамси, признав доводы русского криминалиста Фесенко, объявил, что 20 лет назад при анализах могла произойти ошибка.
– Возраст мог быть определён неверно из-за загрязнений, которые наслоились на плащанице, – говорит он. – К тому же в 1988 году почти ничего не было известно об углероде-14, который мы довольно хорошо изучили сейчас. Возможно, в этом откроется нечто необычное, что поможет раскрыть тайну самой мистической святыни христианства.
Новейшие исследования в Оксфорде будут сняты на видео для канала Би-би-си. Режиссёр проекта доктор Рольф говорит, что достаточно снять с плащаницы всего два процента загрязнений, чтобы получить истинные данные.
…В России фотография Туринской плащаницы по благословению Патриарха Алексия II хранится в Сретенском монастыре в Москве. Этому снимку верующие молятся, как иконе.
– Мы сердцами чувствуем, что на снимке Спаситель, – говорит прихожанка храма. – Ведь их наполняет любовь…

Лето в разгаре. Вскоре жатва. Теплые летние ветры виколисують золотистые поля зерна. Колосистые поля будто поклоняются мягком дыхания ветра, так нежно дергает за усы гордый ячмень, ласкает пшеницу, треплет кудрявую голову гречки, овса. Растет, созревает, звенит спелый колос. Тихими летними вечерами, заплаканными в росах утрам, он впитывает в себя весь шум земли – от тихого брениння пчелы к грохоту грома, журчание вод, пение птиц, шепот молитвы земледельца.

Так как много молодежы проводит время за компютером, то рекомендую им устанавливать позитивный фон рабочего стола, например – поле пшеници. Такой рабочий стол вы можете найти на http://7fon.ru/. На сайте есть условия, согласно которым вы можете использовать фоны рабочего стола, а также закачивать свои собственные.

С предвечних времен у всех народов самым большим богатством и радостью был душистый хлеб на столе. Его живительная сила рожала поэтов и создателей, способствовала появлению песен и дум, продолжала человеческий род. Во все века люди ласково, с большим уважением относились к хлебу. Это они, наши дорогие бабушки, учили нас не класть хлеба верхом к столу, с бережливостью поднять кусок хлеба, который упал на землю, обдмухаты, поцеловать. А еще шутили бабушки к внучек: «Ешь цилушку из хлеба, будут ребята любить». Между людьми говорят, что не мы растим хлеб, а хлеб растит нас.

У нас, в Украине, с особым уважением относятся к хлебу. Ни одно торжество не обходится без хлеба. Рождается ребенок – идем с хлебом, отправляет кого-то в дорогу – с хлебом, на свадьбу или освящения дома несем хлеб, чтобы всегда он был в той квартире. Дорогих гостей также встречаем хлибомсиллю, пышным караваем. На Новый год наши дети засевают пшеницей по полу к добру, на достаток, на счастливый год. Молодых – по зятя или за невестку также провожали со свадебными лепешек. Крошки Пасхального Артусу носим в водительских правах, их берем в дорогу, на экзамены, потому что частица освященного хлеба имеет большую защитную силу. Умершего также випроваджаемо в вечность с хлебом.

Во время жатвы наши предки не плясали, пока не собрали зерна. А после жатвы производили забавные обжинки, фестивали. Перед тем, как надкраяты хлеб, хозяйка его крестила, раз благословляя и благодаря Богу. Никогда не давайте называть хлеб черным, потому что черное – печаль, траур, страх. А хлебушек – радостное удовлетворение его вкусом, восстановление силы, наслаждение ароматами румяной корочки, так пахнет она дубом и тмином, капустным листом и мамиными руками. Хлеб является ржаной, розовый, пшеничный … Не ложи хлеба в помойку, отдадим его птичкам. Мы, слава благодаря, не знаем, какая дорога и крошка хлеба, когда человек голоден.

Издавна и до сих пор наши хозяйки выпекают разновидности хлеба – карась, торты, свадебные караваи, пироги, пончики … Какая то объедение! И питает она нас целебностью майских рос, летних дождей, неисчерпаемой силой святой земли. Хлеб впитывает необходимые для нашего организма вещества, а заодно и мудрость земледельца, его труд, знания.

У нас время некоторые молодые барышни не едят хлеба, чтобы не набрать лишнего веса. Этого, не делайте. Хлеб – основа жизни не гневите Бога, питайтесь так, как учили бабушки, – как Бог повелел. Украине нужны здоровые мамы, оживленные жизнерадостные хозяйки.

Хлеб – символ жизни. Благодарим Всевышнего, что должны всегда хлеб, отдадим уважение тем, кто вырастил его, кто обмолотил, стер испек хлеб, кто подал ее нам на стол. Наибольшую благодарность принесем Богу за то, что дает земли девясила, когда с засохших зернышек она порождает крепкие колоски. Научимся видеть в хлебе живую душу родной земли, то и наша душа обогатится.

Уклонимося Хлебу и задумаемся … Сколько же жизней ушло во время голодомора. Хлеб в этом не виноват, не виноват и земля, она родила хлеб святой и через злых людей приняла преждевременно в свое лоно тела голодных, обездоленных детей своих. Склоним головы в скорби перед ними.

Стоят по Украине среди цветов памятники тем, кто погиб, а не удовлетворившись первым, необходимым человеческим блюдом – хлебом. Не один человек кладет к подножию памятника вместе с нежной розой кусок хлеба. И никогда, никогда не услышат здесь веселая песня, радостный смех. Здесь грусть.

Хлеб имеет большую Животворящего силу, которая пришла от Бога. Ведь именно хлеб благословил Сын Божий на Тайной Вечери, преломил его, раздал своим ученикам и сказал: «Примите, ядите, сие – Тело Мое» (Мф. 26.26). Уже веками народ убежден, что для жизни человеческого необходимые Хлеб и Слово Божие. Даже в век высокой цивилизации, самым большим богатством и счастьем будет воспитанная, испеченная душистая украинский хлеб на нашем столе, прикрытая вышитым льняным полотенцем. И к концу веков человеческий род будет ссылать к престолу Всевышнего молитву: «Отче наш .. Хлеб наш насущный даждь нам днесь …»

Мария КАЛЮГА-КАЩУК, с. Скоморохи.

ХЛЕБ
наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.
Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли: «Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару Божаго (хлеба)». Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.
У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, хлеб — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».
Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом человека, причем вместе с «долей» — куском хлеба — человек получает и свою «долю», вместе с «частью» хлеба — и свое «счастье». В свадебных песнях Бог сам наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие Богородица и Иисус Христос. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху хлеб с солью, говоря: «Дарую тебе счасцем и долею, хлебом и солею, волами и каровами, усим добрым, што маю, и табе тое даю».
Буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим — заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь — «он тебя есть будет» или станет гоняться за тобой на «том» свете. Если во время еды крошки валятся изо рта, это предвещает скорую смерть едока. Когда упадет хлебная крошка, нужно поднять ее, поцеловать и съесть или бросить в огонь. В Белоруссии обращались при этом к хлебу со словами: «Выбачай (извини), Божинька!»
Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы хлеб пекла «нечистая» женщина — во время месячных, после полового акта, после родов; нельзя печь хлеб в Великие праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели. Хлеб сажают в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае хлеб «раздражается», «пугается», начинает капризничать» и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома. На протяжении всего процесса приготовления хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее.
Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи вместе с другими предметами, используемыми для приготовления хлеба (дежой и хлебной лопатой), чтобы защитить посевы, обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т. д.
Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни. В Житомирской обл. на месте, где предполагали поставить хату, ставили крест, а около него — стол с хлебом; разрезали хлеб на четыре части, первую клали на крест, чтобы святые ели и просили счастья для тех, кто будет здесь жить, вторую клали под стол для домовиков, чтобы съели и не вредили хозяйству, третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был достаток — и в поле родило, и в хлеве «щастило», четвертую давали скотине, чтобы она была сыта и здорова. Таким образом, ритуальное кормление было призвано ниспослать людям и домашним животным покровительство высших сил.
Хлеб широко использовался в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях, оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений рожаницам.
Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на перекладине креста, предназначали мертвым пар от горячего хлеба или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. В Полтавской губ. такой хлеб разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков: «Первый хлиб — помынкы, вин душам спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит»; «пара як пиде з хлиба, то помершим». Преломление хлеба встречалось главным образом в обрядах, связанных с культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о Тайной вечере; согласно пословице, «Христос ломал и нам давал». Хлеб, забытый в печи, наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.
В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договоренности о свадьбе. Обряд «венчанья бурлаков» на Екатеринославщине сводился в основном к тому, что молодые целовали хлеб и обещали «Богом и хлебом» жить дружно.
А. Л. ТопорковИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Опубликовано: 16.09.2004 0:00

По данным «Татспиртпрома», татарстанцы сегодня все чаще отказываются от водки и крепких напитков в пользу напитков слабоалкогольных — проще говоря, вин и коктейлей. Так, только за прошедшие семь месяцев 2004 года ввоз слабоалкогольных напитков вырос на 22 процента. И, опять же по данным «Татспиртпрома», на 20 процентов возросло потребление игристых и шампанских вин.

Тенденция, согласитесь, неплохая: стоит только представить себе застолье не с привычными глазу «батареями» водочных бутылок, а с тем же шампанским. Но тут возникают проблемы другого характера. Настоящих ценителей вин у нас пока немного — мы только начинаем. Потому и ориентируемся в основном по ценам. А цены на хорошее, широко рекламируемое вино ох как кусаются — полторы-две тысячи рублей за бутылку, а уж коллекционные вина по карману разве что «новому русскому». Так как же выбрать «золотую середину», чтоб и «животу» приятно, и карману не опустошительно?

Вино или винный напиток?

Во-первых, вынуждены разочаровать относительно дорогих вин. Значительная их часть (не все, конечно) готовится из так называемых виноматериалов. И хорошо еще, если это виноматериал в виде «незрелого» вина из неплохого винограда, его потом доводят до кондиции и разливают по бутылкам. Качество такого напитка, безусловно, несколько ниже, чем у сделанного «на месте», но за неимением лучшего пойдет.

Во-вторых, бывает еще и «порошковое вино» — его и готовить просто, и расходов на изготовление всего ничего — порошок, ароматизатор или концентрат. Но назвать сие «произведение» вином просто язык не поворачивается — в крайнем случае это винный напиток. Производство такой продукции весьма выгодно: не надо пять лет выращивать виноград, готовить качественные виноматериалы, выдерживать вино. Можно за 10 — 15 дней получить продукт со вкусом и запахом вина — дешево и сердито. Понятно, что в итоге натуральные вина не могут конкурировать с подобной продукцией в цене.

Совсем недавно губернатор Кубани — одной из самых известных по части виноделия областей России — Александр Ткачев отметил, что в прошлом году наконец-то удалось добиться отмены ГОСТа, который уравнивал виноградное вино с порошковыми напитками. Так была исправлена многолетняя ошибка. Однако ее последствия еще долго будут ощущать на себе производители, а главное — потребители винодельческой продукции. Рынок сегодня буквально завален напитками, имитирующими вино. Парадоксальная ситуация складывается: Адыгея, например, практически не имеющая виноградников, производит сегодня вина больше, чем тот же Краснодарский край.

Последние два десятилетия ученые ряда стран Европы, США, Японии по целому ряду побудительных причин занялись глубоким изучением действия вина на человеческий организм. Их ожидало немало интересных открытий. Американцы, например, установили на огромном фактическом материале, что лица, употребляющие ежедневно алкогольные напитки в количестве 20-30 г этанола, что в перерасчете на чистый спирт примерно равно бокалу сухого вина, имеют наименьшие уровни смертности по сравнению с алкоголиками и трезвенниками.

Сегодня на территории России запрещено продавать вино, произведенное из различных концентратов. Что касается контроля на отечественных предприятиях, то он сегодня ужесточен до предела. Но как контролировать процесс производства импортного вина? Бутылочные этикетки подделать при сегодняшнем уровне полиграфии ничего не стоит, а если учесть, что нынче в моде даже не бутылки, а картонные пакеты для упаковки вина, то понятно: качественное вино найти довольно трудно. Может, специалисты что посоветуют?

Бархатный вкус и польза здоровью

За рекомендациями на предмет выбора качественных вин мы обратились к виноделу с тридцатилетним стажем, одному из самых известных российских специалистов в этой области, директору винзавода «Приморский», что в городе Анапе Краснодарского края, Александру Чернышу. С ним мы встретились во время проводившегося недавно форума журналистов России в Сочи.

— К сожалению, вынужден вас разочаровать, — пояснил он. — Так с ходу, по виду бутылки и по этикетке оценку вину никто дать не может. Тут по-другому подходить надо. Я, например, могу со всей ответственностью заявить, что в настоящие анапские вина никогда не добавляют консервантов. И опять-таки по вкусу это сразу не определишь. Открываете вы, допустим, бутылку американского или французского сухого вина. Выпили половину, и остаток — в холодильник. Так вот оно будет стоять в холодильнике неделю, две, и никаких признаков плесени не появится. С одной стороны это выгодно — хранится вино долго. Но любой специалист вам скажет: испортиться вину не дают консерванты, которые весьма губительно влияют на микрофлору желудка. Поэтому таким вином и травятся. А вот «живое» вино плесневеет через пару-тройку дней. Тут можно аналогию с молоком провести — то, что из-под коровы, на третий день скиснет, а вот консервированное и месяц простоит. Кстати, «живое» вино микрофлору желудка и кишечника стимулируют. Конечно, перепить можно и его. Вино же как лекарство в больших дозах губительно.

— Говорят, из Краснодарского края лет двадцать назад его поставляли ко двору английской королевы?

— Было такое. В течение пяти лет мы экспортировали в Англию «Рислинг-Анапу» — вино марочное, выдержки минимум два года. Готовится оно из винограда сорта «рислинг» — лоза была привезена из долины Рейна около двухсот лет назад. На фоне анапского климата рейнский виноград приобрел особые качества. Дело в том, что здесь уникальная природа (например, близкий к Анапе регион Сочи является самым северным субтропиком планеты. — Авт.): с одной стороны здесь море, с другой — горы, с третьей — степи. Анапа находится в центре этой «розы», поэтому наш «рислинг» уникален. Вина получаются настолько интересного качества, что рейнские виноделы, например, просто его не узнают. Рецепт вроде тот же, а вкус иной — бархатный. Правда, у нас есть свои технологические хитрости, да и местная школа виноделия свои нюансы добавляет. Но качество «Рислинг-Анапы» признают во всем мире — это вино завоевывало Гран-при на выставках в Париже, в Братиславе. В 1980 году мы как поставщики удостоились чести быть приглашенными к королевскому двору. Правда, с самой королевой пообщаться не удалось, нас принимал ее двоюродный брат, организующий приемы при дворе. По его собственному признанию, придворные его не сильно любят, ибо из четырех миллионов фунтов стерлингов, выделяемых на всякие дворцовые хитрости, половина передается «на освоение» ему — на развлечения и обеспечение винами-деликатесами. Понятно, что напитки не самого высокого качества к столу королевы он бы не пропустил…

— Поставки к королевскому двору — дело почетное…

— И выгодное: за него же золотом платят, — добавляет Александр Васильевич. — Но сегодня нашего «рислинга» могло бы и не быть…

Вавилонские врачи тысячелетия назад включали вино в состав лекарств для выведения шлаков из организма. Жрецы Древнего Египта, монахи Тибета, врачи античного мира и народные целители часто вводили вино в состав многокомпонентных лекарств. Бог врачевания греческой мифологии Асклепий, воскрешавший даже мертвых, был первым, кто дал больному греку вино в качестве лекарства. «Едва ли могущество богов равняется пользе, приносимой вином», — говаривал он своим ученикам.

— Сказался 1985-й год, известный горбачевской антиалкогольной кампанией?

— Это был черный год для виноделов. Я тогда был членом бюро Анапского горкома компартии, директором одного из винзаводов. Помню, первый секретарь Краснодарского обкома на пленуме заявил, что виноград — это антиобщественная культура и ее немедленно нужно уничтожать. Наверное, он тоже действовал по приказу свыше, но человек, живущий в Краснодарском крае, просто не имел права на такие слова! Ведь понятия «Анапа» и «вино» неразделимы — практически в каждом дворе нашего города растет виноград, каждая семья делает свое домашнее вино. Культуре виноделия в Анапе более двух с половиной тысяч лет — еще во времена расцвета Древней Греции на месте нашего города было поселение под названием Горгиппия, славившееся своими виноградниками и винодельнями.

А в 1985 году была заявлена программа, согласно которой должны были уничтожить практически все технические сорта винограда, из которых и готовится вино, а на их месте высадить столовые сорта. Кстати, это неправильно ни с экономической, ни с практической точек зрения: столовый виноград в Анапе никогда не вызревал полностью, не для него это место было задумано Создателем. А куда девать недешевое оборудование винзаводов, еще не дозревшее вино? Ну, с вином обошлись варварски: вылили на землю. А вот оборудование нам было предписано использовать так. Приехал на завод тот самый первый секретарь и лично давал распоряжения: в эмалированных цистернах будете солить огурцы и помидоры, квасить капусту. А в железобетонном резервуаре он предложил разводить свиней…

За «непонимание линии партии» я тогда едва не расстался с партбилетом. Но сколько ни доказывал, что уничтожать старейший анапский винзавод — первый на Кубани — просто преступление, виноградники все равно порубили. Если до 1985 года только на Тамани они занимали 62 тысячи гектаров, с которых собирали 310 тысяч тонн янтарной ягоды, то к началу двухтысячного года они сократились вдвое. В 1984 году мы произвели 113 тысяч тонн винограда, а в этом — около 40 тысяч тонн. Немцы в годы войны уничтожили двадцать восемь процентов виноградников Краснодарского края. Мы в 1985 году — вдвое больше.

Те плантации, что выжили, на долгие годы были попросту заброшены. Когда опомнились и принялись возрождать отрасль, выяснилось, что более половины всех виноградников отслужили оптимальные сроки и требовали срочной замены. Но это не означает, конечно, что виноделию в Анапе пришел конец. После всех жутких встрясок мы делаем хорошее вино, однако объемы его резко сократились. Кстати, сорт, из которого готовится наш легендарный «Рислинг», хоть и в малых количествах, но сохранился. Ценные лозы многие из наших сотрудников хранили… в собственных подвалах, у себя на участках.

На сегодняшний день мы в состоянии наращивать темпы, за последние пару лет на сто семьдесят процентов увеличили выход готового вина.

— Вы говорите — удалось увеличить выход вина. Значит, и количество винограда тоже. Это что же — химию применяете?

Древнеримский комедиограф Публий Теренций когда-то произнес лукавые слова: «Без Бахуса зябнет Венера» и оказался прав. Исследования финских и японских ученых показали, что под влиянием алкоголя у женщин заметно повышается сексуальное влечение, поскольку он стимулирует выделение в организме полового гормона тестостерона.

— Не химию, а удобрения, принятые во всем мире. И, конечно, используем новые технологии. Мне доводилось бывать на виноградниках в Калифорнии, Германии, Франции (Бордо), Италии. Вот где виноградный рай! Но не только природный, а и руками человека созданный. В Калифорнии, например, где практически все виноградники Америки находятся, под каждый куст винограда подведена специальная трубка, по которой поступают и строго дозированные удобрения, и вода. Под каждый корень! В междурядье стоят ветродуи — вентиляторы десяти-пятнадцати метров в диаметре. Дело в том, что климат в этом американском штате жаркий, виноград без обдува вянет. Так вот на калифорнийских виноградниках получают по 240 центнеров винограда с гектара — вдвое больше, чем в России! А ведь именно русские поселенцы привезли когда-то виноградную лозу в Америку. Это уже потом американцы начали работать с французскими виноделами.

— Специалисты рекомендуют покупать только то вино, которое хранится в «лежачем» состоянии. Это правильно?

В конце XIX и до середины XX столетия некоторые зарубежные, прежде всего французские врачи пытались на научной основе внедрить в медицинскую практику метод энотерапии, т.е. лечение вином. Этот метод и по сей день применяется в некоторых санаториях Краснодарского края.

— Выдержка вина действительно происходит только в бутылках, которые находятся в лежачем состоянии. Это делается для того, чтобы вино соприкасалось с пробкой и «дышало» через нее. В таком состоянии оно должно храниться на складах и при транспортировке. Кстати, у вина есть еще такой технологический процесс — «отдых». Как минимум десять дней после транспортировки оно должно «отдохнуть».

Еще одна хитрость. Если вы открыли марочное вино — неважно, с каким сроком выдержки, хоть год, хоть пять, его нельзя разливать и пить сразу: напиток должен пройти хотя бы получасовую стадию от вакуума до кислорода. У вина ведь, как у человека, есть стадии рождения, детства, юности, зрелости и умирания. Сухое вино умирает раньше, крепленое — позже. Идеальный возраст хорошего сухого вина — шесть лет, еще года два — и наступает старость. Красное живет чуть дольше — расцвет в десять лет: в нем больше дубильных веществ, крепость выше. Крепленым и десертным винам можно набросить еще пяток годков: содержащийся в них спирт замедляет старение. И это сказки, что нашли где-то амфору с древним вином, открыли, попробовали и восхитились — настолько вкусно.

Вот коньяк — иное дело. Для него и сто пятьдесят лет не предел. Но и он умирает…

— А как быть со столетними винами, предлагаемыми в элитарных ресторанах? Правда, они здорово «горчат» с точки зрения цены…

— Поаккуратнее с ними. Мне доводилось пробовать восьмидесятилетний «Мускат токайский» — настоящее произведение искусства. Но это большая редкость. Если вам предлагают в ресторане сухое вино двадцатилетней выдержки — пить не советую.

— Вино как спиртосодержащий напиток всегда причислялось к одному из зол человеческих, а вы о пользе…

— Пожалуйста, не произносите это словосочетание — «спиртосодержащий напиток», говоря о вине. Вино — это кровь Земли. Не зря же в качестве первого причастия в церквях используют красное вино — кагор. В вине есть все необходимые человеческому организму микроэлементы, все кислоты. Состав красного виноградного вина приравнивается к составу крови человека — в нем только лейкоцитов-эритроцитов не хватает. Поэтому при значительной потере крови назначают «Каберне» или кагор — веками испытано.

И не стоит говорить в этом случае об алкоголизме. Французы в день выпивают до шестисот миллилитров красного вина, американцы — четыреста. Естественно, не за один прием. Может, отчасти поэтому Франция — вторая страна с конца мирового списка по числу больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. И алкоголиков там тоже очень немного. Я и в защиту наших могу сказать: тридцать лет работаю в виноделии, и на заводе ни разу не видел пьяного. А вот респираторных заболеваний у нас минимум, мало кто простужается, хотя условия работы к этому явно располагают: и ноги мокрые частенько — резервуары моют в любую погоду, цехи, где готовится и хранится вино, по технологии не отапливаются. Обычно работники выпивают в день триста-четыреста граммов вина — уследить же невозможно.

К сожалению, в обществе у нас культура пития иная — побольше за один раз, чтоб до одури…

— Говорят, французы вино разбавляют…

— Да нет, что вы. Сказка о разбавлении вина пришла к нам из Древнего Рима. Римские патриции и вправду его разбавляли. Климат в те века был куда жарче, чем сегодня, и виноград вызревал с содержанием до тридцати процентов сахара. А с каждого процента сахара при изготовлении вина получается 0,6 процента спирта. Вино получалось уж слишком крепким. Более пятнадцати процентов — крепленое вино. А теперь представьте себе, что было бы с патрицием, выпившим столько крепленого вина, сколько принято было потреблять на каком-нибудь пиру? Чтоб не свалиться с ног раньше времени, они и разбавляли вино до безобидных градусов.

Крепленые вина вообще тяжеловатые, они больше подходят к жирной пище, чтоб было что растворять. Если пить его просто так, да еще в больших дозах, желудок может отреагировать не вполне приятным образом.

— Вы французской диеты придерживаетесь — по двести граммов вина на завтрак, обед и ужин?

— Увы, не получается. Я же водитель, ГИБДД такой диеты не поймет.

Нюхач

— И напоследок — вопрос личный. Мальчишки мечтают стать космонавтами, на худой конец — летчиками, а вы выбрали профессию винодела. Почему?

Подогретое вино, особенно красное сухое, кагор, крепленое можно применять при простуде, ознобе, переохлаждении. Коньяк, а он готовится из виноградного спирта, является тонизирующим средством при простуде, наряду с традиционным в этом случае лечением полезна рюмка коньяка с горячим молоком. Рюмка коньяка показана при травме, ранении, в качестве болеутоляющего средства, при ишемической болезни сердца — для снятия приступа, если под руками нет медикаментов.

— Анапский район — винодельческий. И потом виноделие — не менее романтическая профессия, чем космонавт или летчик. На мой взгляд, куда более творческая, позволяющая выявить лучшие качества ума и души. А как учиться интересно было! В течение пяти лет каждый четверг у нас вел предмет дегустации профессор с символической фамилией Лоза, и с восьми утра до шести вечера мы дегустировали вина…

Заметив мою улыбку: мол, понятно, о-очень любопытный предмет… Александр Васильевич подчеркивает:

— Не столько пробовали, сколько нюхали. Знаете, какое обоняние должно быть у дегустатора? На экзамене, например, студенту предлагали букет из пятидесяти одинаковых по цвету и размеру роз. Обнюхал? Экзаменатор менял один из цветков, и нужно было найти замену по запаху. Экзамен этот не для пущей важности придуман: дело в том, что у вин более шестисот болезней и более полутора тысяч пороков, и определить их на первоначальной стадии можно только по запаху. К примеру, входишь в хранилище, где триста — пятьсот тысяч декалитров вина, и тут же чувствуешь, откуда «неправильный» аромат идет…

Крупные специалисты в области виноделия, гигиены, медицины аргументированно выступают против отождествления вина с водкой. Алкоголизм распространен главным образом в районах преимущественного потребления водочных изделий. Иная картина складывается там, где созревает виноград и в достаточном количестве есть виноградные вина. Впрочем, южане знают об этом. Не зря говаривал великий врач Гиппократ: «Вино удивительно приспособлено к организму человека, как здорового, так и больного».

Казань-Анапа-Казань.

Автор статьи: АРСЕНТЬЕВА Светлана
Выпуск: № 187-188 (25263)

26.07.2020

С Днём Военно-­морского флота!

26 июля в России отмечается День Военно­-морского флота…. 1090

25.07.2020

Татары: верность традициям, уверенность в будущем

История татарского народа – путь, который пройден им с достоинством…. 6340

24.07.2020

Лето для творчества

В мае текущего года на совещании у Президента Владимира Путина была представлена концепция «Умного отдыха», в рамках которой началась реализация программы поиска научно-технологических проектов для школьников «Сириус. Лето»…. 4120

24.07.2020

Столица по-прежнему вызывает интерес

Стали известны самые популярные российские города для путешествий в августе…. 4610

24.07.2020

Хэндбайки – это современно

Необычные велосипеды – хэндбайки появились на улицах Нижнекамска…. 4380

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *