Владычный монастырь

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Московской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим». Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы — Её Введение во храм, — в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже «составлена была каменная церковь», впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского — святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы — под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма «Владычная слобода», после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория — завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники — направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа — придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году — северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата — главный вход в монастырь — почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане — 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

Святыни

  • Мощи прп. Варлаама Серпуховского — покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
  • Чудотворный список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
  • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
  • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре . 28 апреля 2000 года — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона .

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. — Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. — 376 с.

Использованные материалы

  • «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
  • «Храмы», раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
    • (см. ссылки слева; материал использован частично)
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
    • — «Введенский Владычный женский монастырь»
    • — «Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.»
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:

Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма «Владычный».

Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.,

«К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12,

«Введенский Владычный женский монастырь», фотосправочник Русские Церкви,

«Мироточивый Крест-Голгофа», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,

«Чудотворные иконы», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *