Во искупление

  • Искупление Библейский словарь
  • Об искуплении митрополит Кирилл
  • Искупление * Искупление и обожение Лосский В. Н.
  • Искупление свящ. В. Рубский
  • Грех и искупление Е. Трубецкой
  • Понятие о спасении и искуплении в свете Св. Писания прот. Олег Давыденков
  • Понятие об искуплении в свете данных Св. Писания прот. Ливерий Воронов
  • Догмат искупления в Православном богословии А.М. Леонов
  • Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления архиеп. Феофан (Быстров)
  • Догмат искупления Иван Айвазов
  • О Тайне искупления архим. Никон (Рождественский)
  • Нравственное приложение догмата о таинстве искупления митр. Макарий
  • Искупление во Христе Иисусе Сергей Худиев
  • О четвертом члене Символа веры свт. Филарет (Дроздов)
  • Смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва митр. Макарий (Булгаков)
  • Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа иерей Иоанн Орфанитский
  • Учение Православной Церкви об искуплении нас крестною смертью Христа Спасителя от греха, проклятия и смерти свт. Серафим (Соболев)

Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (аполитросис, литросис)) — 1) действие Божье, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа; 2) совокупность всех вообще действий, направленных на наше Спасение, осуществленных Господом Иисусом Христом (с благословения Отца при содействии Духа Святого) за время Его общественного служения.

Искупление – объективная сторона спасения – то, что сделано для нашего спасения Богом. (Субъективная сторона – это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его.)

В православном богословии библейский термин искупление понимается не как акт юридического выкупа, а как акт бытийного, благодатного, сверхъестественного освобождения Богочеловеком Иисусом Христом падшего человечества от рабства греху и смерти.

«Искупление … определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос»… В.Н. Лосский

Искупление: был ли выкуп?

На протяжении всего времени существования и развития христианства отношение к термину «искупление» со стороны разных мыслителей и толкователей Откровения интерпретировалось различно.

Одна из попыток раскрыть значение этого глубокого богословского понятия сводилась к задаче увязать его смысл с буквальным значением термина «искупление» — освобождение, избавление за выкуп.

Как результат, получалось, что Воплотившийся Сын Божий и действительно принёс на Кресте выкуп за людей. Вставал вопрос: «кому?». В этом отношении мнения разделялись.

Так, один из известнейших христианских философов III века, Ориген, полагал, что Бог Слово, отдав Свою жизнь ради Спасения человека, принёс выкуп диаволу, ведь именно у него люди были в плену.

По мнению представителей Западной богословской школы, сформировавшемуся и укоренившемуся среди римо-католиков в средние века, целесообразность Крестной Жертвы Спасителя состояла в том, что посредством Своих Страданий и смерти Он удовлетворил Божественному правосудию. Согласно этому мнению, Господь Вседержитель был прогневан и оскорблен человеческим грехом. Поскольку Бог не только милосерден, но и правосуден, поруганная Правда Божья требовала непременного воздаяния.

Так как Бог велик и бесконечен в Своих совершенствах, то и воздаяние за нанесенное оскорбление долженствовало быть бесконечной цены. Ввиду того, что Христос был не просто Человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим, Его Жертва имела именно такую — бесконечную — цену.

Иначе учит об Искуплении Вселенская Православная Церковь. Мнение Оригена о выкупе диаволу не получило признания изначально, как чуждое духу Евангелия. Но и мнение римо-католиков было отвергнуто.

Православная Церковь никогда не рассматривала Крестную Жертву, как юридическую или коммерческую сделку, осуществленную между Сыном и диаволом, либо между Сыном и Отцом, хотя и не исключало из объяснения понятия цены. Ведь Христос и действительно спас человека ценой Собственной жизни (1Пет.1:18).

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Он выполнил послушание Богу (Флп.2:8), сошёл душой в преисподнюю (Еф.4:9), сокрушил врата адовы, вывел оттуда души всех праведных людей, одолел диавола, победил смерть и воскрес (Рим.8:34), прославил человеческое естество, вознёс его в самое Небо, к Престолу благодати, образовал Церковь, став Её неизменным Главой, ниспослал на апостолов Духа Истины (Деян.2:3-4). В этом, а не в юридической или коммерческой изворотливости Мессии состояло Спасение человека.

♦ прощение, заслуженное чем-либо

А. Темы в Библии

ИСКУПЛЕНИЕ как тема пророка Исаии:

Ис 43:1

Б. Искупление (выкуп) у людей

1. Выкуп Израильского раба

♦ раб мог выкупить себя сам:

Лев 25:49

♦ раб мог быть выкуплен родственниками:

Лев 25:48,49

♦ раб мог быть освобожден в год юбилея:

Лев 25:54

2. Выкуп собственности

♦ можно было выкупить свою собственную землю:

Лев 25:26,27

♦ родственник мог выкупить землю:

Лев 25:25,48-53

♦ земля возвращалась в год юбилея:

Лев 25:28,39-43

♦ землю можно было выкупить через брак:

Руфь 4:1-12

В. Искупление Богом

1. Естественное искупление Израильтян

♦ Израильтяне были рабами в Египте:

Быт 15:13; Исх 1:11–14; Втор 5:15

♦ Израильтяне были искуплены через исход:

Мих 6:4; Исх 6:6

♦ заплаченной ценой было разрушение Египта:

Ис 43:3

♦ Иудея была искуплена у Вавилона:

Ис 54:5–8; Иер 31:10,11; Мих 4:10

2. Духовное искупление от зла

а. Мы нуждаемся в искуплении

♦ мы все — рабы греха:

Ин 8:34; Рим 6:17

♦ человек не может искупить себя сам:

Пс 48:8,9

б. Бог искупил Израильтян:

Пс 73:2; Ис 43:1

в. Христос искупил нас

♦ искупление исполнено во Христе:

Рим 3:24; Кол 1:13,14

♦ искупление было оплачено Его кровью:

Еф 1:7; 1Пет 1:19; Откр 5:9

♦ искупление было оплачено Его смертью:

Мк 10:45; Евр 9:15; 1Тим 2:6

г. Цель искупления

♦ оправдать перед Богом:

Рим 3:24

♦ освободить:

♦ от греха:

Рим 6:7,22; Тит 2:14

♦ от закона:

Гал 4:5

♦ от проклятия:

Гал 3:13

♦ от пустоты жизни:

1Пет 1:18

д. Последствия искупления для нас

♦ прощены:

Еф 1:7; Кол 1:14

♦ живем свободной жизнью:

Гал 5:1,13

♦ можем служить Господу:

1Пет 2:16

♦ ожидаем нашего полного искупления:

Понимание и толкование слова «искупление» менялось с течением времени. В древности оно означало возмещение причиненного вреда либо расплату за содеянное. Совершенный проступок, человеческая жизнь или свобода имели вполне конкретную цену, которая выражалась в деньгах или иных материальных ценностях. Однако, если открыть текст Священного Писания и прочитать об искуплении, это слово обретает иной смысл.

Библия повествует об Адаме и Еве, нарушивших божественный закон. Согласно учению церкви, искупить этот грех было возможно лишь с приходом в мир людей Иисуса Христа, который должен был принести себя в жертву. Имело место и светское понимание термина: человек несет ответственность перед обществом за слова и совершенные проступки, дабы восстановить прежние отношения, статус или репутацию, он обязан искупить свою вину.

Что такое искупление

В широком смысле это слово понимается как исправление виновным лицом совершенного им деяния либо последствий оного. Люди возмещают нанесенный ущерб, корректируют свое поведение, каются в содеянном либо несут ответственность в порядке, установленном законами или обычаями данного социума. Если же речь идет о понимании с точки зрения религии, то здесь уже человек искупает вину либо очищается от греховности согласно ритуалам или вероучению той конфессии, к которой принадлежит.

Происхождение слова

Данный термин пришел в русскую речь в результате дословного перевода священных текстов — такая же ситуация сложилась и во многих других европейских языках. Если заглянуть в словари, то можно найти первоисточник заимствования. Перевод осуществлялся с греческого языка, в котором употреблялось слово apolitrosis или с латинского — redemptio.

Оба этих понятия буквально означали «выкуп раба, пленника или заключенного» — человека, который не может обрести свободу собственными силами.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Здесь употребляется термин «геула», образованный из корня с двумя значениями. Первое переводится как выкуп человека из долгового рабства у хозяина-иноплеменника, когда деньги вносят родственники и единоверцы-евреи. Второе представляет собой духовное понятие — освобождение от власти греха, что часто рассматривается в контексте прихода Мессии.

В учении каббалы термин может пониматься и как преодоление рамок материальной телесной оболочки через обретение мистического опыта. Арабское слово «каффара» возникло из корня, который переводится как сокрытие, покрытие, возмещение или откуп. Этот термин хорошо известен в исламском богословии. «Каффара» есть мера воздаяния за совершенное деяние либо нанесенный ущерб. Она определяется индивидуально в зависимости от ситуации согласно нормам шариата.

Значение понятия

Как видно, значение менялось на протяжении человеческой истории. Поначалу оно могло обозначать воздаяние по принципу «око за око», далее обрело более глубокий духовный смысл в монотеистических религиях, а потом уже светское современное толкование.

На протяжении веков значение слова «искупление» менялось следующим образом:

  1. Расплата согласно нормам обычного права: принцип талиона, кровная месть и другие неписаные законы. Сохранилась как пережиток вплоть до XX века включительно на Кавказе, Балканах (Албания, Черногория) и местами в западном Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Корсика).
  2. Монотеистическая религиозная трактовка: исправление человеческой природы, поврежденной первородным грехом.
  3. Морально-этическое понимание в светской этике современного общества и юриспруденции: исправление человеком последствий своих поступков и ответственность за них.

Искупление в Библии

В массовой культуре и живописи данная тема хорошо известна благодаря образам Адама и Евы, райского сада, змея-искусителя и плода, сорванного с запретного древа. Эта история видится нерелигиозным людям как мифологический сюжет, однако за ней стоит глубокий смысл, лежащий в основе вероучения всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Речь идет о проблеме первородного греха и расплате за него.

История событий

Ветхозаветная книга «Бытие» повествует о том, как Бог создал мир. Вершиной творения стала человеческая пара, чьим домом являлся райский сад Эдем. Адам и Ева обладали свободную волей и правом выбора, будучи сотворенными Богом по его образу и подобию. Они нарушили запрет свыше, вкусив плод с древа познания добра и зла.

Этот эпизод получил множество трактовок и неканонических версий сюжета. Среди сторонников идеи о сотворении мира иногда встречается точка зрения, что данное сказание не следует понимать буквально, оно представляет собой лишь метафору грехопадения человека и отступления от Бога.

Однако и буквальная, и образная трактовки истории Адама и Евы в богословии говорят о необратимых изменениях человеческой природы. Первородный грех исказил и нарушил ее, сделав людей тленными, подверженными болезням и смерти. В мир пришло зло и страдание, нарушившее изначальную гармонию. Отныне поврежденность натуры становится наследственной: изгнанная из рая пара прародителей передает ее своим детям, а через них и представителям всего человечества.

Идея и цель

Наказание за грех есть смерть — так гласят священные тексты. Поэтому уже во времена Ветхого Завета в обрядовой практике иудаизма формируется понятие искупительной жертвы. Она приносится коллективно или в частном порядке для снискания у Бога прощения за грехи и обретения поддержки свыше. В дальнейшем священники совершают этот ритуал уже в иерусалимском Храме. Процедура детально описана в книге «Левит», как и искупительная сторона обряда — показано, что и для чего необходимо жертвовать.

Данный ритуал во многом похож на аналогичные практики в языческих религиях древности. Речь могла идти о снятии грехов даже со всего народа, однако эта мера все равно носила временный характер. Общее положение дел не менялось — грех прародителей по-прежнему довлел над людьми. В иудаизме возникает концепция Мессии, что однажды придет для спасения человечества и создания идеального гармоничного мира.

Положение в корне меняется после возникновения христианства. Новая вера предлагает совершенно иную концепцию — спасение через искупительное самопожертвование Сына Божьего.

Значение искупительной жертвы

Поскольку первородный грех есть нарушение запрета, установленного самим Богом, то и цена расплаты оказывается бесконечно высокой — такой, которую обычный человек заплатить не в состоянии. Богословы объясняют, что небесный Отец, исполненный любви к людям, решает дать им шанс на спасение. Он посылает своего Сына на землю. Тот воплощается в человеческом образе, сочетая божественное начало с телесной смертностью.

Богочеловеческая природа Иисуса стала одним из сложнейших вопросов богословия и предметом многочисленных споров между разными ветвями христианства. Существуют различия в понимании того, в чем заключается сущность искупительной жертвы Спасителя. Сам же Христос в Евангелии говорит, что послан «служить и отдать свою жизнь как выкуп за множество жизней».

Католическая церковь понимает это следующим образом:

  1. Миссия Христа есть оправдание рода людского и принятие вины на себя.
  2. Возмещение этой вины и оправдание перед Богом-Отцом через крестные муки.
  3. Все люди есть соучастники греха прародителей.
  4. Христианское крещение избавляет от указанной вины, но не ее последствий в виде поврежденной человеческой природы.

Данный подход критикуется отцами православной церкви как слишком юридический и сильно завязанный на реалиях Древнего мира. То есть человек как бы выкупается подобно рабу, а Спаситель выступает как посредник между человеком и Богом-Отцом.

Православные богословы говорят об искупительной жертве как акте исцеления и преображения:

  • она приносится не только лишь Отцу, а всей божественной Троице;
  • страдания на кресте были нужны для восстановления искаженной человеческой природы;
  • жертва Иисуса есть проявление любви к людям, а не правосудия.

После воскресения Христа открывается новый этап. Отныне всякий христианин получает возможность спасения через веру и покаяние. Хотя природа человека все еще несет на себе печать первородного греха, каждый верующий может уповать на прощение свыше и обретение вечной жизни.

Понимание в современном мире

В наши дни религиозная этика в значительной мере сменилась светской — люди выбирают моральные ориентиры, все меньше берутся в расчет заповеди и тексты писаний. При этом и верующие, и атеисты легко могут руководствоваться одними и теми же нормами, подводя под них разные обоснования. Искупительная проблематика продолжает оставаться актуальной, но обретает новые формы.

Определение понятия

Современное общество, находясь в рамках светской этики, оперирует понятиями стыда, совести и исправления, если речь идет о том, что некто обязан искупить свою вину. В ряде случаев ситуация может оказаться и в правовом поле, где в действие вступают уже законы государства.

В рамках светского общества человек может искупать вину так:

  • этически — исправляя поведение и совершая новые, положительные поступки;
  • юридически — понеся ответственность и наказание согласно закону.

Для чего нужно

Религия говорит о том, что искупить вину необходимо для избавления от греха и обретения вечной жизни после смерти физического тела. Это один из важнейших элементов в учении церкви о спасении души. Встав на этот путь, верующий сознательно выбирает борьбу со своими страстями и недостатками, уповая в этом на Бога и его поддержку.

Однако в современном обществе более распространено светское понимание данного вопроса. Искупающий вину человек стремится избавиться от нее, ощущая неправильность содеянного и муки совести. Тем самым люди могут устранить последствия своих проступков и возместить вред, причиненный окружающим. Главной идеей здесь выступает идея исправления личности и возврата к положению вещей, что имело место до совершения неблаговидного деяния.

Видео

Протоиерей Олег Стеняев рассказывает об искупительной жертве Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *