Во сколько отпевание в церкви?

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

«Украинские чиновники переусердствовали, добиваясь признания голода 30-х годов — геноцидом. — Жители Села Андрияшевка с удивлением узнали, что их записали в книгу жертв и даже отслужили по ним панихиду.

Подлог вскрылся случайно: сельский библиотекарь случайно открыла только что поступившее издание, которое так и называется – «Книга жертв Голодомора» и обнаружила там свое имя и фамилию, равно как имена и фамилии своих живых односельчан. Их всех уже успели отпеть, как «насмерть замученных искусственным большевистским голодом». Согласно православной традиции, если отпевают человека заживо, то он вскоре умирает. Как бы в подтверждение этой приметы один из таких отпетых заживо жителей села Андрияшевка, 46-летний мужчина, скончался, что вызвало панику среди жителей села».

Вот такая новость с легкой руки журналистов РТР разлетелась по всем СМИ. Теперь все узнали, что православная традиция обладает сверхсекретным средством устранения противников: заказали отпевание — и все проблемы решены. Стоит ли комментировать этот безграмотный абсурд журналистов федеральных СМИ?

К сожалению, эта ошибка серьезнее, чем рядовые каждодневные ляпы светских изданий, данная новость не относится к освещению собственно религиозной жизни страны. В уважающих себя изданиях в редакциях религиозных отделов обычно уже работают достаточно грамотные люди. Но в этой новости не православные торжества на Украине освещаются, здесь под прикрытием «традиции» вносится самое настоящее суеверие.

Странным образом, но именно таким безграмотным поверьям человек верит намного более охотно, чем «православной традиции». Скажут по телевизору про отпевание заживо — будет же до конца жизни переживать, как бы кто заочно не отпел. Скажут в Церкви, что исповедоваться и причащаться надо регулярно, чтобы не умереть без покаяния — будет наоборот этого бояться.

Скажут на экскурсии в какой-нибудь древний храм, что для прощения грехов надо постоять в алтаре на Вифлеемской звезде, потом в три погибели согнувшись проползти по длинному коридору (обычная вещь в храме свт. Николая в турецком г.Миры) — со слезами умиления все проделает истово. Скажет священник, что для прощения грехов их надо, раскаявшись, назвать на исповеди, будет человек строить целые концепции о том, что он перед своим Богом в душе уже все сказал и раскаялся.

Мы привыкли верить тому, во что верить проще, тому, где от нас не требуется усилий. Такая вера и переходит в суеверия. Суеверия переходят в мифы, мифы тиражируются в СМИ и порождают новые суеверия. Очевидно, что курс религиозной грамотности и религиозной культуры действительно нужно вводить в школах, потому что такое невежество может аукнуться далеко за пределами «религиозных СМИ». Программе «Вести» следовало бы подготовить, раз уж внесли такой переполох, программу, разъясняющую смысл отпевания и отношения христианина к смерти.

В завершение же дадим небольшое разъяснение об отпевании из книги протоиерея Максима Козлова «Клир и мир» (Москва, издательство храма св. мц. Татианы, 2007):

«Есть такие поверия, что если отпеть человека заживо, то что-то с ним будет. В связи с этим три вопроса: что будет отпетому, что будет отпевшему, что будет заказавшему ?

Предположить, что клирик будет отпевать живого,- это либо безумие, либо какой — то скрытый атеизм, которого я никогда не встречал и думаю, что мы оставим такие близкие к фантастике предположения.

Но отпевание живого или панихида по живому есть род распространенного колдовства — это верно. И здесь известный принцип оборотного обращения к Церкви — еще со Средневековья идущее: теневое использование церковных обрядов якобы ведет к подобному магически надежному результату. Если против живого силу Церкви так использовать, то этого человека туда и потянет, о чем Церковь помолилась.

Это классическая форма магического сознания, которое предполагает, что само по себе правильно совершенное ритуальное действие повлечет за собой результат по отношению к тому объекту, на который оно было направлено. Это тот же самый шаманизм : пляшут дикари у костра, протыкают нарисованное на шкуре изображение оленя, и это должно закончиться тем, что на ближайшей охоте они этого оленя убьют. Охота будет успешной, если хорошо проткнули шкуру. Здесь то же самое.

Отслужили панихиду за живого — значит, помрет или заболеет, в общем — в ту сторону устремится. Понятно, что человек, делающий так, своей душе наносит урон, потому что он тем самым показывает, что он не христианин, а язычник. А во — вторых, потому что он пытается Церковь, которая есть институт спасения и принесения блага для души, использовать во вред человеку для его погибели, если не вечной, то временной, по крайней мере, или для нанесения ему ущерба, что есть уже гpex против веры в благого Бога и в Им основанную Церковь.

Сложнее дать ответ, каковы могут быть результаты колдовства и ведовства. Здесь уж я не буду говорить конкретно об этом случае, а вообще о всяком колдовстве и ведовстве, по отношению к тому, на кого они направлены. В Большом Требнике святителя Петра Могилы есть такой вопрос : могут ли подобного рода заговоры принести вред тому, на кого они направлены. Ответ такой : не могут, аще безгрешен.

Я бы эти слова в таком смысле понял : если человек пребывает вне спасительного ограждения церковных таинств, если он сам душу свою открывает тяжким смертным гpexaм, то на нею воздействие духов злобы поднебесных, в том числе и колдунов может быть неизмеримо большим, чем по отношению к тому человеку, который исповедуется, причащается и осознает свою греховную немощь.

Вспомним историю с Мотовиловым. Здесь бывают разные пути Промысла Божьего. Мы помним, как Мотовилов за одно неверие в то, что бесы могут иметь власть над человеком и терзать его, до л го после этого претерпевал тягчайшие страдания, описанные в житии преподобного Серафима, и как он получил исцеление только по молитвам преподобного.

Поэтому бояться не нужно, но и трезвость сознания тоже нужно соблюдать. Не надо впадать в поверхностный рационалистический пафос, что это все разговоры, ничего такого и быть не может. Не нужно трепетать сверх меры, но и наплевательски легко относиться не стоит.

Тем более, что мы живем во время, когда область действия лукавого расширилась и вновь приблизилась к уровню языческой эпохи. Мы читаем жития и нам кажется — откуда столько всего ? То бесы, то чудеса от них происходят, Симон Волхв над Римом летает и т. д.

А мы забываем, что время было такое, когда служение бесам, языческим божествам было повсеместной религиозной практикой. И развращение общества в Римской империи было катастрофическим. Поэтому одно дело Святая Русь или даже синодальная эпоха жизни нашей Церкви, а другое — то, что происходит сейчас, в конце XX — — начале XXI века, когда души миллионов людей стали игралищем бесов. Сейчас всякого рода колдовские воздействия на них значительно более доступны. Не стоит сомневаться в том, что они могут иметь место : вспомним житие Киприана и Иустины и множество других церковных свидетельств.»

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Содержание

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»

  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…

  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я отпева́ю отпева́л
отпева́ла
Ты отпева́ешь отпева́л
отпева́ла
отпева́й
Он
Она
Оно
отпева́ет отпева́л
отпева́ла
отпева́ло
Мы отпева́ем отпева́ли
Вы отпева́ете отпева́ли отпева́йте
Они отпева́ют отпева́ли
Пр. действ. наст. отпева́ющий
Пр. действ. прош. отпева́вший
Деепр. наст. отпева́я
Деепр. прош. отпева́в, отпева́вши
Пр. страд. наст. отпева́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… отпева́ть

от-пе-ва́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — отпеть.

Приставка: от-; корень: -пе-; суффикс: -ва; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. религ. совершать над покойником церковный погребальный обряд с чтением молитв и пением ◆ Двух русских молодых людей отпевали в церкви на кладбище, а Илью Кричевского хоронили по еврейскому обряду — играл скрипач, раввин читал кадиш, и похоронили их рядом, одновременно. В. В. Катанян, «Лоскутное одеяло», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: отпевание; пение
  • прилагательные: отпетый
  • глаголы: отпеть

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Сложно встретить человека, который ни разу не встречался бы с такой бедой, как потеря родного или близкого человека. Когда душа усопшего уходит в иной мир, живым людям – родственникам и друзьям – стоит позаботиться о ее спасении. Для достижения этой цели важно соблюдать христианские традиции. Отпевание – это один из ритуалов, помогающих душе обрести покой.

    Особенности церемонии

    Чин погребения – это специальный ритуал, проводимый обычно в храме. Отпеванием он был назван из-за большого количества песнопений. Существует шесть видов чина:

    • отпевание младенцев – христиан, которым не исполнилось семи лет;
    • мирских людей;
    • монашеское отпевание;
    • иерейское;
    • архиерейское;
    • отпевание в первую седмицу Пасхи.

    Песнопения, из которых состоит чин, отображает весь земной путь человека. За нарушение заповедей человек изгоняется из рая, возвращаясь в землю, из которой он и был взят. Но при этом каждый человек – это образ и подобие Господа, а потому Православная Церковь молит о прощении человеку его прегрешений и принятии в Царствие Небесное.

    Для совершения отпевания необходимо знать волю ушедшего из жизни человека – нередко находясь на смертном одре люди просят, чтобы чин отпевания был совершен в определенном храме или определенным священнослужителем. Бывает и такое, что человек просит не отпевать его – в этом случае Церковь не нарушает просьбы покойного.

    Важно убедиться в том, что человек был крещен при жизни. Если это не известно доподлинно, можно опираться на косвенные признаки: наличие нательного крестика, икон в доме. Для отпевания в храм необходимо предоставить документы, в том числе свидетельство о смерти человека, договориться со священником о месте, дате и времени обряда.

    Для чего необходим обряд

    Обряд в церкви

    Православные христиане верят в загробный мир. Для них это означает, что смертно только тело человека, в то время как душа совершает переход в иное измерение, где ей придется ответить за все дела, которые она совершила при жизни физической оболочки. В течение своей жизни люди совершают немало греховных поступков – порой умышленных, а порой непроизвольных или неосознанных. Главная задача Церкви – помощь душе в обретении покоя, посредством молитв проведение ее в лучший мир.

    Отпевание – последнее благое дело, которое родные покойного могут сделать для его души.

    Чин отпевания – обязательный обряд, на проведении которого настаивают священнослужители. При этом не стоит путать его с гражданской панихидой, появившейся в XX веке в Советском Союзе: церковная панихида представляет собой заупокойную молитву, читать которую можно до погребения и после него. А вот отпевание по общему правилу проводится именно в тот день, когда тело погребают на кладбище.

    По традиции погребение покойного происходит на третий день после ухода человека из жизни. В этот же день проходит и обряд отпевания. Отметим, что первым днем смерти считается тот день, когда человек ушел из жизни. К примеру, если человек преставился в четверг, то хоронить его принято в субботу.

    Как проходит процесс отпевания в церкви

    Как правило, мертвого человека из морга в храм привозят уже подготовленным: его лоб увенчивает венец, на груди покоится крест, тело накрыто одеждой. Гроб с телом покойного устанавливают лицом к алтарю. Требному клирику остается лишь установить свечи и зажечь их. В это время родные усопшего раздают тем, кто пришел проводить ушедшего из жизни человека в последний путь, свечи – символ победы жизни над смертью.

    Выбирая предметы гардероба для траурного обряда, следует руководствоваться скромностью и строгостью.

    У родных и знакомых покойного часто появляется вопрос – в чем идти на отпевание. Священники отмечают, что ни форма одежды, ни ее цвет не регламентированы. Одежда может быть синей, серой, черной, коричневой. Ярким или вызывающим нарядам в церкви не место.

    Вот как отпевают покойника в церкви: священник начинает читать молитвы, Священное Писание, псалмы – так он и все присутствующие на отпевании просят Бога простить человеку его грехи и даровать его душе Царствие Небесное. Когда прочитана разрешительная молитва, ее текст на листе бумаги вкладывается в руку усопшего. После этого у его семьи и близких есть последняя возможность попрощаться с ним. Эти минуты – самые откровенные и трепетные: у покойного можно попросить прощения, сказать ему какие-то последние слова, которые не были сказаны прежде. После священнослужитель закрывает покойного одеянием и крестообразно осыпает его землей.

    Бывает такое, что чин отпевания совершается при закрытом гробе. В такой ситуации при прощании можно прикладываться к кресту на крышке. Прощание с усопшим

    Рассчитать до минут, сколько по времени отпевают умершего в церкви, невозможно. Продолжительность обряда зависит от целого ряда факторов. К примеру, от числа людей, которые пришли попрощаться с усопшим. Священнослужители на вопрос о том, сколько длится отпевание в церкви, говорят: время может колебаться от 35 до 50 минут.

    Как совершается заочное отпевание усопших

    Священнослужители отмечают: заочное отпевание без присутствия тела человека – явление крайне редкое. Возможно это только в определенных случаях, например, если:

    • усопший был похоронен много лет назад, но по каким-либо причинам в день погребения не было проведено отпевания;
    • человека хоронят в спешке – например, если его погребают в братской могиле во время военных действий;
    • человек погиб во время чрезвычайной ситуации;
    • не было доступа в храм РПЦ.

    При таком чине отпевания в церкви священник начинает с подготовки земли, затем освящает и благословляет ее, читает молитву. Когда обряд завершен, он вручает землю родным усопшего. Ее нужно отнести к месту захоронения, чтобы крестообразно посыпать землю. В том случае, если человек был кремирован, всыпать землю из церкви необходимо в урну, где хранится прах. Говоря о том, сколько длится заочное отпевание, священники отмечают: обряд продолжается столько же, сколько и обычный.

    Отпевание – это не обряд прощения грехов, а освобождение от тех согрешений, в которых человек покаялся при жизни.

    Если неизвестно точное место, где похоронен человек, неизвестно или находится слишком далеко, брать землю в церкви не имеет смысла.

    Можно ли отпеть в морге

    Часто при моргах есть часовни, которые принадлежат к Русской Православной Церкви. Конечно, отпевать ушедшего из жизни человека можно в этих часовнях. Однако, отмечают священники, при морге отпевать покойного может священнослужитель, который не имеет канонического статуса. Именно по этой причине следует заранее уточнить, принадлежит ли данная часовня к епархии Церкви.

    Сколько стоит отпевание покойника

    Отпевание в часовне при морге, дома, в храме или на кладбище нельзя назвать услугой. Это треба, осуществляемая за пожертвование. Никаких тарифов церковь не устанавливает: то, что можно увидеть на «ценниках» – это предполагаемая величина пожертвования. Размер его зависит от того, какой именно обряд необходим – очное или заочное отпевание, где располагается храм. По ряду причин за один и тот же чин в разных регионах (и даже районах одного города) стоимость может отличаться.

    Конечно, если у родных покойного нет возможности внести пожертвование, им не следует брать кредит или пытаться занять деньги у знакомых: можно объяснить ситуацию священнику и договориться с ним о бесплатном отпевании.

    Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными

    Отпевание нескольких человек сразу

    Общее отпевание лучше, чем несколько отпеваний, совершенных наспех из-за нехватки времени.

    В народе принято считать, что отпевание «в индивидуальном порядке» принесет душе усопшего куда больше пользы, нежели этот же процесс, совершенный над несколькими покойными сразу. Священники говорят: это ложные суеверия. К примеру, в годы Первой Мировой войны священнослужители отпевали у братских могил сотни – и даже тысячи – воинов, павших на поле боя. И это было полноценное чинопоследование, делить которое по числу всех погибших было бы неправильно. Христиане должны помнить: Господь слышит каждую молитву, поэтому важнее молиться о том, кто ушел из жизни, чем думать о чьих-то домыслах и суевериях.

    Можно ли отпеть после похорон

    Такое возможно, правда, в исключительных ситуациях. Например, когда приходит весть о том, что человек погиб на корабле – его тело было опущено в море. Или когда солдат погиб в ходе боевых действий, а его тело было захоронено в ближайшем месте.

    Заказать в храме отпевание можно только при наличии свидетельства о смерти.

    Следует прийти в храм, обратиться к священнику, объяснить ему ситуацию и попросить совершить чин. Разумеется, если родственники хотят провести отпевание после похорон только ради собственного удобства, это не совсем правильно.

    Отдельного внимания заслуживает поведение во время отпевания. Плач и крики в это время не приветствуются – душа человека после смерти физической оболочки попадает к Богу, его святым, близким и родным, которые прежде ушли из жизни. Это благая весть, которой нужно радоваться.

    Кого запрещено отпевать в церковном храме

    В православной церкви не предусмотрено проведение данного чина над:

    • некрещеными людьми – если усопший при жизни не изъявлял желания быть крещеным, приобщиться к церкви, за него можно просто молиться келейно;
    • людьми иной веры;
    • богоборцами;
    • теми, кто отрекся от Христа;
    • самоубийцами – исключение составляют случаи, когда человек лишил себя жизни из-за психического заболевания (это нужно доказать и получить разрешение на проведение чина у архиерея);
    • мертворожденными детьми или младенцами, убитыми во чреве матери.

    До недавнего времени священники не отпевали некрещеных младенцев, но теперь появился специальный чин, позволяющий сделать это. Наркоманов и алкоголиков отпевать можно – это люди порочные.

    Что будет, если отпеть живого человека в православной церкви

    С панихидами и обрядом погребения живых людей связано немало суеверий. Если рассматривать этот вопрос в магическом контексте, это якобы должно быть причиной болезней или даже смерти. Однако Церковь это отрицает: никакие шаманские или ведьмовские ритуалы не принесут православному христианину вреда.

    Отпевания, как и свечи поставленные за упокой души живого человека не принесут вреда тому, на кого они направлены.

    Говоря о том, что такое отпевание, священники объясняют: молитвы этого чина читаются только за мертвых, а значит, имеют значение исключительно для их душ. Они не подействуют на живого человека, ведь это не заклятие, не заговор. Молитва – обращение к святым и Господу, которые не будут убивать и наказывать кого-то в угоду чьим-то мелочным интересам. Тот же, кто организует подобные мероприятия, берет на свою душу большой грех. Такому человеку непременно нужно искренне покаяться и исповедоваться.

    В случае, если родные пропавшего много лет назад человека, без какого-либо злого умысла заказали в церкви заочное отпевание, но впоследствии человек откуда-то вернулся, грехом это не считается. Никакого негативного влияния на дальнейшую жизнь того, кто был отпет, не будет.

    В какие дни отпевания не проводятся

    Отпевания умерших в церкви не происходит всего два дня в году – первый день праздника Пасхи и в Рождество Христово. При этом в дни Светлой Пасхальной седмицы чин отпевания совершается по-особенному: поются не печальные молитвословия, а радостные песнопения Пасхи.

    Дает ли отпевание гарантию спасения

    Недостаточно просто заказать отпевание и переложить все на плечи священника – молитвенно трудиться нужно вместе с ним.

    Отпевание – это не таинство, потому оно никаким образом не гарантирует того, что человек после него попадет в рай. Вообще, в вере не может быть гарантий, однако это то, что можно для человека, который ушел из жизни, надеясь на Божию милость.

    Человека, покинувшего наш мир, следует оплакивать по-христиански, сохраняя надежду на встречу с ним в вечности. Пышные похороны с богатым застольем и огромный памятник могут успокоить и утешить живых, но они не принесут пользы душе усопшего человека. После похорон важно молиться за усопшего – с любовью и светом в сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *