Воин пересвет

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914 годВаснецов В. М. Пересвет и Ослябя

Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Происхождение

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Однако это предание — типичный пример фальсификации, фигурирующая при этом ссылка на работу краеведа А.А. Титова «Предание о ростовских князьях» (М., 1885) ложна: издание никаких сведений об Александре Пересвете не содержит. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского, иноками Троице-Сергиева монастыря (тогда ещё не бывшего лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.

Участие в Куликовской битве

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей,Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Дни памяти

Поединок Пересвета с Челубеем на памятной монете Банка России

Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Реликвии

В Строгановской художественно-промышленной академии хранится энколпион (нагрудный крест-мощевик), возможно, принадлежавший Пересвету.

Увековечивание имени

Теплоход «Александр Пересвет» на Волге

В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота Пересвет и Ослябя, участвовавшие в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.

В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок).

В Москве в 2006 году был сформирован 33 отряд специального назначения «Пересвет» в составе 55 дивизии внутренних войск.

Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Пересвет и Ослябя в кино

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссер Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко. Россия, 2010 год, 30 мин. Кадры из мультфильма. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». В 2011 г. фильм был участником программы XXXIII Московского Международного кинофестиваля. Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT ‘2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых». Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю.Н.Озерова. Рязань, Октябрь 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, Октябрь 2011 г.

См. также

  • Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Примечания

  1. Исторический комментарий к житию Пересвета и Осляби.
  2. Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Издательство Свято-Димитриевского монастыря, 2000 г.

Библиография

Александр Пересвет на Викискладе

Ссылки

  • Почему Пересвет так называется / Повесть о двух богатырях — с сайта города Пересвета.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Павел Шабанов, Вологда

Монахи-воины и незнайки-«историки».

Повеселевший перед боем,

Седобородый старый волк,

Архиепископ за собою

Вёл конный свой владычный полк

Константин Симонов, «Ледовое побоище».

Не шибко умный выпускник вологодского Педа, почему то считающий себя историком, высокомерно посоветовал мне изучать Азы истории вообще, и в частности – церковной. Дескать, мои писания о боевых монахах русского средневековья смешны, ибо всем известно, что боевых монахов не могло быть, потому что не могло быть, ибо христианский монах существо бесполое и безоружное.

Да и священник, якобы, не мог взять оружие в руки, чтобы защитить себя и своих близких…

Классический анекдот XVIII века про то, что Петр как-то удивился священнику, который получил назначение в отдаленный приход и ехал в свой приход с ружьем за плечами.

— Ведь если ты убьешь кого-то, то не сможешь больше быть священником… (По традиции, священником не мог быть человек, даже случайно впавший в грех убийства.)

– Но если меня убьют разбойники, то я не буду не только священником, но и человеком, а у меня большая семья.

…Прежде чем рассказывать сказки о слабосильных и беззащитных православных монахах ТОГО ВРЕМЕНИ, нужно задаться вопросом:

А какое было время на дворе? Тысячи, десятки тысяч монахов-воинов, в латах и с оружием, шарашились по всей Европе и Ближнему Востоку, ходили в Крестовые походы.

Такое было время – по всей Европе из под монашеских ряс поблёскивали кавалерийские шпоры. Монахи-воины составляли целые ордена, то есть воинские формирования.

Бернард Клервосский в своем трактате «Новое воинство Христово» писал: «Нет для избравших воинскую жизнь задачи благороднее, чем рассекать язычников. Славно претерпеть смерть за Христа и не преступно убивать других за Него. Христов рыцарь убивает безгрешно и умирает со спокойной совестию. Умирая, он трудится для себя, убивая — для Христа. Убивающий язычника, он — не человекоубийца, а «злоубийца». Слава христианина в смерти язычника».

Это было не где то за морями, а – совсем рядом. Эта воинственная масса угрожающе нависала над Русью.

Тевтонский орден объединился с орденом Меченосцев, и всерьез пытался захватить земли Руси с целью насильственного обращения в католическую веру.

Русь православная не раз противостояла в битве против католических монахов-воинов.

1240 — 1242 гг. Ливонский крестовый поход:

Летом 1240 г. – битва на р. Неве — князь Александр со своей дружиной разгромил вторгшийся шведский флот;

В апреле 1242 г. — Ледовое побоище — ливонские рыцари были разбиты.

Позднее, в 1268 г. произошла Раковорская битва — между русско-литовскими войсками и крестоносцами. Рыцари потерпели очередное поражение;

В 1269 г. — Тевтонский орден предпринял попытку осадить Псков, но через десять дней безуспешной осады отступил.

И вы хотите сказать, что С ТОЙ стороны монахи-воины были сотнями и тысячами, а наши монахи в тенёчке сидели, да в носу ковыряли? Священнослужители безропотно смотрели, как враг убивает их соседей, родных и близких?

Ага, щас.

В монографии М. Тихомирова «Древнерусские города» приведено свидетельство, которое показывает что православные священнослужители, и дьяконы, и священники, при нужде вполне были боеспособны.

«…по любопытному свидетельству о сборах новгородского ополчения в 1148 г. Новгородцы решили мобилизовать на войну даже церковных дьяков, наречённых для служения в церкви, но ещё не поставленных. Такое правило не имело бы никакого смысла, если бы непоставленные дьяки насчитывались единицами. Действительность знала не только непоставленных дьячков, но даже попов, погибших во время боя. Сарайский епископ Феогност запрашивал константинопольский патриарший собор: «если поп на рати человека убьет, можно ли ему потом служити», и получил в ответ: «Не удержано есть святыми канонами» (т. е. не запрещено). Издатели вопросов Феогноста отмечают, что такой ответ встречается в древнейших и лучших списках и был первоначальным, тогда как позже на его место появляется: «се удержано есть святыми канонами». Как видим, Пересвет и Ослябя, сражавшиеся на Куликовом поле против татар, не были исключительным явлением в Древней Руси».

(Цитирую по М.Н. Тихомиров. Древнерусские города. Издание второе, дополненное и переработанное. Государственное издательство политической литературы, М., 1956

Экспансии католических воинских формирований противостояли, в том числе, и владычный полк в Новгороде, и монашеские полки в других городах и землях Руси.

Уж как ни подчищали историю, но вычистить ВСЁ не получилось.

Да-да, черным по белому написано — монашеские полки, только прочитайте! Полки, а не пара боевых монахов на монастырь.

Икона Белоризцев

И – возникает естественный вопрос к этим, с позволения сказать, историкам — Вы когда с источниками нормально работать будете?

Когда летописи читать начнёте?

«Дай мне, отче, двух неких монахов, воевод твоего полка, тем самым ты нам очень поможешь». И сказал ему преподобный старец: «О ком ты говоришь?» И сказал великий князь Дмитрий Иванович: «О двух братьях, о брянских боярах Пересвете и брате его Ослябя». Преподобный же старец велел им скорее готовиться. А они, известные, опытные воины, быстро сотворили послушание» («Сказание о Мамаевом побоище», основная редакция, Печатный вариант).

Киприановская редакция: «Стал великий князь просить у него Пересвета и Ослябя, потому что они были доблестны и обладали воинским искусством, и сказал: «Отче, дай мне двух воинов из твоего чернеческого полка, двух братьев, Пересвета и Ослябя. Всем известно, что они могучие воины, крепкие богатыри и весьма опытны в военном деле и устройстве». И преподобный Сергий велел им поскорее собираться на войну».

Икона Пересвета и Осляби

Преподобный Александр ПересветПреподобный Андрей Ослябя.

Из сообщения В.Н. Татищева о том, как Дмитрий Московский приехал в обитель к Сергию Радонежскому. «И начал у Сергия игумена просить князь великий иноков Пересвета и Ослебя, мужества и храбрости их ради и полки умея набирать, говоря такое: «Отец, дай мне двух воинов от своего полку, двух братьев, Пересвета да Ослебя, сии же известные всем ратники великие, воины крепкие и смышленые весьма к воинскому делу и службе». Сергий же повелел им скоро приготовиться на дело ратное».

И монахи, взяв в руки оружие, пользовались им весьма профессионально и эффективно.

Церковное предание повествует о поединке монаха Пересвета со знанием дела:

«Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.

Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим».

Какое было время – такие были и отцы честные — они были готовы к отражению нападения врага.

Какие были враги, таков должен был быть и ответ. Рыцари-монахи не считали зазорным насиловать всех молодых женщин как во взятых городах, так и просто встреченных на пути. При этом они совсем не чурались и «содомского греха». Их то и встречали мечом и копьем НАШИ монахи.

Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводительствовали вылазкам на неприятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной. Так в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гетманов Сапеги и Лисовского в летописи Лавры рассказано об участии старцев в обороне монастыря:

«Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках… Старцы же Сергиева монастыря ходяще в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем братие за веру христианскую». (Авраамий Палицын).

Так иноки лавры встали на стены монастыря, защищая обитель Святой Троицы от литовско-польских войск — сбивая пистонерами литовских удальцов. Другой русский монастырь — Псково-Печерский — был осажден войсками Стефана Батория в феврале 1611 года. Летопись монастыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выгнали неприятеля из укреплений, взяли пленных и пушки.

«Иноки и БЕЛЬЦЫ выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис туров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки… и повлекоша во град».

«…ставша противу ополчению их со оружием и бысть бой велий у всех приступов»…

Монашеская ряса вовсе не мешала с оружием в руках защищать монастырь! Напротив, нередко миряне специально перед битвой принимали монашеский постриг, чтобы погибнуть в иноческом чине.

Историк Е.Е. Голубинский пишет про оборону Троицкой лавры: «Воеводы князь Долгорукий и Голохвастов совместно с архимандритом Иоасафом и соборными старцами привели всех (воеводы, начав с самих себя) у раки преподобного Сергия к крестному целованию, из дворян и из монахов выбрали голов, или начальников, разделили между ними монастырские стены, и башни, и ворота, чтобы всякий из них знал свой участок и свое место и заботился обо всем, что нужно для обороны; чтобы производили они пальбу по осаждающим из стенной артиллерии, а со стены не сходили ни для какой другой службы» («Пребодобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». Ч. 2. Гл. 13.)

А в представлении нынешних идиотов, пришибленных пацифизмом, как только стал монахом, так сразу оружие из рук валится.

Помянем и Соловецкий монастырь-крепость неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов в 1571 г., 1582 г., 1611 г

«Монахи так освоились с военным делом, что в 1637 году последний Соловецкий воевода сдал Соловецкому настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запазы и отбыл в Москву».

(Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона).

Монахи Соловецкого монастыря так навострились обращаться с оружием, что успешно противостояли государственной машине принуждения, потому, собственно, и замалчивался сам факт существования монахов-воинов.

1667–1676 гг. – вооруженное восстание монахов и мирян Соловецкого монастыря, выступивших против московского правительства на стороне противников церковной реформы патриарха Никона.

В 1668 году царь прислал для усмирения мятежных Соловецких монахов стряпчего Игнатия Волохова с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами.

Соловецкое сидение» затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: «Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!

Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, да они и не шибко усердствовали.

«Среди осаждавших монастырь стрельцов начались волнения. Уже в июне 1673 г. двинские стрельцы в количестве 100 человек отказались стрелять по восставшим — их заменили другими».

Участник и очевидец, соловецкий иеродьякон Игнатий — писал, «что рать, осаждавшая обитель состояла из «немцев и поляков, истинных латынцев». Войско воеводы Ивана Мещеринова в 1674–1676 гг., находилось под командованием иностранных офицеров, «новокрещеных иноземцев» рейтарского строя, присланных Иноземным приказом из Москвы.

Так в 1918 году большевики призвали латышей, эстонцев, венгров, немцев и прочих.

Но «латыши» века семнадцатого укрепленный, вооруженный почти сотней пушек монастырь вряд ли бы взяли, но…

Перебежчик монах Феоктист указал отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 г., в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь. Сотни мирян и монахов погибли в бою, с оружием в руках, около 500 были жестоко казнены, но не устрашились, и пощады не просили.

Потому что знали: если какой-нибудь убийца хочет сделать зло ближнему, то не только мирской человек, но и монах должен проявить жертвенную любовь и защищать его. Тем более если опасность грозит христианскому отечеству со всеми его людьми и святынями.

«Ибо нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за други своя. Посему и вы полагайте души друг за друга, как и Я умираю за вас.» (Евангелие от Иоанна, 15.13).

И в XX веке православные монахи брали в руки оружие, чтобы защитить не себя, а ближних своих.

Отец Герман Димакис по прозвищу Папа Нетерпеливый стал самым знаменитым монахом – партизаном. Он сражался и одновременно служил военным священником в Народно-освободительной армии Греции. Командующий армией Арис Велухиотис дал отцу Герману прозвище за храбрость и постоянное желание воевать. Отец Герман родился в 1912 году и при рождении получил имя Георгиос, а Германом его назвали при рукоположении в дьяконы.

К началу итало-греческой войны, с которой для Греции началась Вторая мировая, Герман уже был игуменом монастыря Агафон в Ипати, в регионе Фтиотида. Когда началась германо-итало-болгарская оккупация Греции, отец Герман вступил в про-коммунистический Национальный Освободительный Фронт, а в 1943 году познакомился с Велухиотисом и вступил в партизаны. Он призвал туда преследуемых нацистами митрополитов Козани Иоакима и Элиды Антония.

На Крите воздвигнут памятник, и на нем — смотрите сами! Монах в полном облачении и с винтовкой.

А вот фото реального греческого монаха-партизана. С реальным стволом за плечами.

На Крите много монастырей, участвовавших в Движении сопротивления: и Капса, и Топлу, и другие, но Превели – самый известный. Крит, в силу своей отдаленности от материковой части страны, не принял участия в 1940-м году в греко-итальянской войне, там высадилась армия союзников.

Вместе с критскими военными, полицейскими и партизанами монахи некоторое время защищали остров от немцев в 1941-м.

Россия?

Священник-партизан Федор Пузанов, участник двух Мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. В 1926 году принял священнический сан. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Цифры — священник Федор Пузанков спас от угона в Германию 300 человек. Ну, может, пристрелил при этом пару- тройку конвоиров…

По официальной версии — вооруженный конвой сбежал.

Его отблагодарила РПЦ — карьерный рост священнику зажимала, сына его, отучившегося при оккупации год в Виленской семинарии, а после освобождения призванного в Красную Армию и достойно провоевавшего до Победы, получившего два ранения, не допустили к экзаменам в Ленинградскую духовную семинарию. Отец Фёдор даже обращался по команде с жалобой: «Теперь несу от своих собратий позор: укоряют меня в партизанстве. Отец протоиерей Тарасов в 1945 году не раз мне делал такой укор что партизан нам не нужен…»

Так и помер партизан Фёдор Пузанов в 1965 году скромным настоятелем Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области, где служил с 1948 года. Там, рядом с храмом, и похоронен. Сын его, Михаил Фёдорович (тоже ныне покойный), всё-таки добился своего, дослужившись до протоиерея.

Понятно, почему так мало сведений о нынешних монахах-воинах, и священниках, с оружием в руках защищающих прихожан и храмы от поругания?

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.

Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».

Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.

В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.

«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.

Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Воин Света и Воин Тьмы

И Пересвет, и Челубей были великими воинами.

Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.

Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.

Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.

Магия оказалась бессильной против Воина Света, снявшего доспехи и принявшего вызов Сил Тьмы.

Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.

Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *