Воинство небесное

Слово состоит из 8 букв: первая в, вторая о, третья и, четвёртая н, пятая с, шестая т, седьмая в, последняя о,

Слово воинство английскими буквами(транслитом) — voinstvo

  • Буква в встречается 2 раза. Слова с 2 буквами в
  • Буква о встречается 2 раза. Слова с 2 буквами о
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т

Значения слова воинство. Что такое воинство?

ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ

Православная энциклопедия

Небесное воинство

Небе́сное во́инство — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил. В европейских языках понятие передаётся как англ. Heaven Host (Heavenly host), фр. Milice céleste.

ru.wikipedia.org

Битва Пяти Воинств

Битва Пяти Воинств (англ. Battle of Five Armies) — вымышленное сражение в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Когда дракон Смог погиб, пронзённый чёрной стрелой Барда Лучника…

ru.wikipedia.org

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

«Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́» (в советском искусствознании — «Це́рковь вои́нствующая») — икона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

ru.wikipedia.org

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» — икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая».

Православная энциклопедия

Русский язык

Во́ин/ств/о.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Во́инство, -а.

Орфографический словарь. — 2004

О фильме: Короткий фильм по вселенной Keloid. Действие происходит в мире, где технологии роботостроения достигли больших высот. Теперь на планете правят бал роботы и механизированные комплексы под управлением ИИ. Некогда говорили что в будущем человечество ждет невероятный прорыв и успех, но все чего мы добились это полиция повсюду, весь шум, киборги и танки, эти сирены, воздух пропах озоном и порохом он выстрелов и взрывов, людское общество неотвратимо катится к своему закату. Целая армия металлических, но почти живых, думающих существ, как войско Господне, стоит на страже нашего горя, оно старается не допустить уменьшения его, задача механической армады — сеять смерть, контроль за живыми, апокалипсис, смятение и страх возведенные в степень. По сюжету дело происходит, вероятно, в России, банда в масках улепетывает на автомобиле по шоссе, они везут какой-то чемодан с важным грузом и слушают мелодичную песню на родном языке. Когда погоня за ними не увенчивается успехом в ход пускают боевого робота — уж этот точно разберется с нахалами в старинном Вольво.

Название: Войско Господне
Оригинальное название: The Host of the Heavens
Жанр: Фантастика, короткий метр
Перевод: Не требуется
Год выпуска:
Продолжительность: 3:30
Страна выпуска:
Режиссёр:
В ролях:

Небе́сное во́инство — неоднократно встречающееся в Библии совокупное именование ангелов, а также небесных светил.

Ангельское воинство трубит победу.
Гюстав Доре, илл. к «Потерянному раю» Дж.Мильтона

В европейских языках понятие передаётся как англ. Heaven Host (Heavenly host), фр. Milice céleste. Однозначного качественного определения состава «небесного воинства» нет. Конкретное его содержание, в зависимости от контекста, может изменяться в широких пределах — вплоть до включения в него падших ангелов. Поэтому если в одном составе небесные воинства очевидно объединяют лучшие из Сил, то в других Библия не только предостерегает от религиозного поклонения (Втор.4:19), но и даже предписывает карать смертью тех, кто «…пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному» (Втор.17:2–5).

Соответственно, на контекстуальной основе определяются и объекты богослужебного почитания и иконографии, определяемые с использованием термина небесного воинства. К понятию небесного воинства тесно примыкает понятие Небесных Сил (иногда просто Сил) и этимология одного из имён Господа — Саваоф.

Развитие определения

Видение Иоанна Богослова на острове Патмос (ср. 3Цар.22:19)

В Библии небесное воинство (греч. ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ) упоминается в Книге Царств:

…я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его
(3Цар.22:19)

и в повторении этого же отрывка в 2Пар.18:18.

В Новом Завете евангелист Лука повествует: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13).

Архангел Михаил изгоняет падшую часть небесного воинства

Вместе с тем, пророк Исайя применяет термин «небесное воинство» и к падшим ангелам. В этом фрагменте «воинство выспреннее» также выступает как своего рода синоним; буквально эти слова переводятся как «воинство высоты»:

И… посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.
(Ис.24:21–23)

Далее Исаия продолжает: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме». В этом фрагменте луна и солнце не входят в число наказанного воинства; они стыдятся увиденного, глядя со стороны. Но синтаксис следующего отрывка из Второзакония не исключает трактовки, при которой небесные светила входят в перечисление составных частей «небесного воинства»:

И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом
(Втор.4:19)

«Православная энциклопедия» констатирует, что без контекста трудно точно определить наполнение понятия «небесное воинство». В некоторых случаях оно употребляется как образное выражение впечатляющей множественности, силы. С небесным воинством сопоставляется потомство, обещаемое царю Давиду (Иер.33:22; ср.: Иов.25:3. В книге Исайи оно также употреблено в значении «множество» (Ис.34:2).

Фрагмент пергамента Септуагинты

Эту трудность пытались преодолеть ещё в древние времена семьдесят толковников, работая над своим переводом.

  • В 3Цар.22:19 и 2Пар.18:18 это «воинство небесное» — греч. ἡ στρατιὰ τοῦ οὐρανοῦ, ивр. צְבָא הַשָּׁמַיִם‎ (tzba e’shmim).
  • У Неемии «небо, небеса небес и все воинство их» (Неем.9:6) — на ивр. אֶת הַשָּׁמַיִם שְׁמֵי הַשָּׁמַיִם וְכָל צְבָאָם‎ (ath e’shmim shmi e’shmim u’kl tzba’m). Однако в Септуагинте понятие «воинства» (στρατιαι) фигурирует лишь в завершении стиха: греч. καὶ σοὶ προσκυνοῦσιν αἱ στρατιαὶ τῶν οὐρανῶν («…и небесные воинства Тебе поклоняются»). При этом в вышепереведённом фрагменте первой половины этого стиха слова «воинство» нет: в греч. τὸν οὐρανὸν καὶ τὸν οὐρανὸν τοῦ οὐρανοῦ καὶ πᾶσαν τὴν στάσιν слово «στάσιν» играет роль местоимения, относящегося к «небесам небес» (ср. англ. and all the host thereof).
  • В 4-й Книге Царств «и поклонялись всему воинству небесному» (4Цар.17:16) — ивр. וַיִּשְׁתַּחֲווּ לְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִם‎ (u·ishthchuu l’kl tzba e’shmim). Однако в греческом переводе объект поклонения — «силы небесные»: греч. δυνάμει τοῦ οὐρανοῦ.
  • В Псалтири «воинству» во фразе «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс.32:6) так же соответствует «kl tzba·m» в 33-м псалме ивр. כָּל צְבָאָם‎.
  • Во Второзаконии:
    • перечислению «…солнце, луну и звезды все воинство небесное» (Втор.4:19) соответствует ивр. אֶת הַשֶּׁמֶשׁ וְאֶת הַיָּרֵחַ וְאֶת הַכּוֹכָבִים כֹּל צְבָא הַשָּׁמַיִם‎ (ath e·shmsh u·ath e·irch u·ath e·kukbim kl tzba e·shmim).
    • перечислению «…или солнцу, или луне, или всему воинству небесному…» (Втор.17:3) соответствует ивр. וְלַשֶּׁמֶשׁ אוֹ לַיָּרֵחַ אוֹ לְכָל צְבָא הַשָּׁמַיִם‎ (u l·shmsh au·l·irch au·l kl tzba e·shmim).
  • У пророка Даниила звёзды и воинство небесное разделены: «…и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд и попрал их» (Дан.8:10); в оригинале это звучит ивр. וַתִּגְדַּל עַד צְבָא הַשָּׁמָיִם וַתַּפֵּל אַרְצָה מִן הַצָּבָא וּמִן הַכּוֹכָבִים וַתִּרְמְסֵם‎ (u·thgdl od tzba e·shmim u·thphl artz·e mn e·tzba u·mn e·kukbim u·thrms·m).

В продолжение описания этого видения Даниил упоминает и Вождя воинства (ивр. שַׂר הַצָּבָא‎, shr -e·tzba): «…и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие» (Дан.8:11–12).

В новозаветных текстах на греческом, привлекаемых к раскрытию содержания категории «небесное воинство», с определением «небесного» (греч. τοῦ οὐρανοῦ, уранос) соединяется уже не столько «воинство» как образ силы (греч. ἡ στρατιὰ, морфема та же, что и в «стратегии»), сколько сила абсолютная, близкая к «физической» (греч. ἡ δύναμις, морфема та же, что и в «динамике»):

солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются
(Мф.24:29)

Понятие греч. ἡ δύναμις τοῦ οὐρανοῦ приближается к «силе неба». Апостол Павел в своих посланиях использует философское понятие силы для образования категории, которая позднее развивается в ангелологии в один из элементов иерархии ангелов:

  • «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь…» (Рим.8:38–39)
  • «по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем…» (Еф.1:19–21)

В том же контекстуальном обрамлении развивает понятие Силы и Апостол Пётр:

  • «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Петр.3:22)

Во втором Послании к Фессалоникийцам:

  • «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога…» (2Фес.1:7–8)

Таким образом, небесное воинство представляется как историческая категория, смысловое наполнение которой изменялось по мере развития человечества. Тот факт, что и одушевлённые ангельские силы, и неодушевлённые светила могли определяться в Ветхом Завете при помощи одного и того же выражения, современное православное богословие объясняет недостаточными представлениями об окружающей действительности, свойственными человечеству на заре цивилизации. Это «коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие — в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще всё «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах».

Воинство Господне

Вождь воинства Господня.
Ф. Бол, 1642.

Словосочетание «воинство Господне» используется в книге Иисуса Навина при описании встречи полководца с ангелом:

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел . Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

— Нав.5:13–15

В оригинале книги в последнем предложении слова «вождь воинства Господня» переданы через shr-tzba, то есть так же, как и в Дан.8:11:

ивр. וַיֹּאמֶר שַׂר צְבָא יְהוָה אֶל יְהוֹשֻׁעַ שַׁל נַעַלְךָ מֵעַל רַגְלֶךָ כִּי הַמָּקוֹם אֲשֶׁר אַתָּה עֹמֵד עָלָיו קֹדֶשׁ הוּא וַיַּעַשׂ יְהוֹשֻׁעַ כֵּן‎

Подстрочный перевод на русский

И он говорит, вождь воинства Ягве, Иисусу: сними сандалии свои с ног своих, ибо место, на котором стоишь ты, свято оно. И поступает так Иисус.

Уточняющий тетраграмматон (shr-tzba yhwh) в этом месте текста книги Навина однозначно указывает: перед Иисусом — не сам Господь воинств, а посланный им ангел (традиционно предполагается, что это архангел Михаил). В тексте книги Даниила такого уточнения нет, и поэтому местоимения, относящиеся к предводителю воинства, пишутся там с заглавной буквы: подразумевается, что это сам Господь воинств.

Саваоф — Господь воинств

Основные статьи: Саваоф, Господь Вседержитель Бог Саваоф. В. М. Васнецов, 1885—1896

Господь — создатель (Быт.2:1, Пс.32:6) и единственный творец (Неем.9:6) небесного воинства, давший ему закон (Ис.45:12). С ролью Господа как предводителя небесного воинства (Ис.40:26, ср. Дан.4:32) связано одно из его имён, Саваоф (ивр. יהוה צבאות‎, şəbā’ôt) — в еврейском языке şābā’ означает «воинство». Сочетание это в Септуагинте передано тремя разными вариантами; в том числе транслитерацией Σαβαωθ и как Господь сил, τῶν δυνάμεων (ср.: Спас в силах). Здесь также любые выводы, базирующиеся только на русской этимологии, были бы поверхностны: экзегеза этих определений невозможна без глубокого анализа еврейских первоисточников и исторических обстоятельств их перевода на греческий.

Гвидо Рени. Архистратиг архангел Михаил

Синтаксис древнееврейского языка допускает несколько вариантов осмысления словосочетания «Ягве Шебаот»:

  • как безглагольное предложение («Господь Саваоф»),
  • как сочетание глагол + объект («Он, Который создает воинства»; ср.: Пс.32:6),
  • как пара существительных, одно из которых выступает в роли:
    • приложения (напр., «Господь Воитель»), либо
    • усилительной абстракции понятия (в случае греч. Κύριος παντοκράτωρ — силы)
    • определения связи или отношения — «Господь воинств».

Последний вариант является одним из традиционных; его обоснование тщательно разработано на эпиграфических свидетельствах и ханаанских глоссах в Амарнских письмах. Однако применительно к определению состава понятия «Небесное воинство» эта разработка не даёт однозначной дефиниции. В разных контекстах под «воинствами» могут пониматься:

а в расширительной трактовке слов «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт.2:1) как исчерпывающего перечисления к «воинству» оказываются причислены вообще все земные и небесные существа.

Иконография и гимнография

Прославлению небесных бесплотных сил в седмичном круге богослужений отведён понедельник. Главная тема этого дня звучит на утрене в стихире пятого гласа:

Благословено воинство небеснаго Царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесех нерадиша, и страданьми безплотных сподобишася чести. Тем же молитвами их Господи, низпосли нам велию милость

Первые слова этой стихиры взяты как имя иконы, написанной, по преданию, в первое десятилетие после Казанского похода Ивана Грозного (1552 год) в память об этом третьем, последнем походе, — «Благословенно воинство Небесного Царя», также называемая «Церковь воинствующая».

Благословенно воинство Небесного Царя («Церковь воинствующая»). Икона. После 1552 года

Идейный источник этого иконографического типа — Откровение Иоанна Богослова. Его образы — Небесный Иерусалим (Откр.21:10-21), истекающая из рая река «воды животныя» (воды жизни, Откр.22:1), объятый пожаром «град великий» — апокалиптический Вавилон (Откр.18:2-6, Откр.18:18-20). Сам архангел Михаил может быть представлен на этих иконах, по тексту Апокалипсиса, в виде огненного ангела (Откр.10:1-2) — например, на иконе конца XVI века из Чудова монастыря.

За пределами Руси один из старейших образцов иконографии небесного воинства — греческая икона, написанная около 1500 года и находящаяся в монастыре Богородицы Платитеры на острове Корфу. Из «Иерусалима земного» выходят две процессии. Праведники со своими крестами шествуют в гору к раю — «Иерусалиму небесному», вторая же процессия низвергается в ад.

Небесное воинство, шествующее вослед архангелу Михаилу, представлено на иконах XVI века «Страшный Суд» (Национальный музей в Стокгольме; Воскресенский собор в Тутаеве). В те же годы оно было изображено и на «Великом стяге» Иоанна Грозного.

См. также

  • Саваоф
  • Ангельская иерархия

Примечания

  1. 1 2 3 Иванов М. С. Воинство небесное // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. 9. — С. 209—210. — ISBN 5-89572-017-Х.
  2. Третья Книга Царств (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  3. Книга Неемии (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  4. Четвёртая Книга Царств, 17 (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  5. Четвёртая Книга Царств, 17 (греч.). New Advent Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  6. Псалом 33 (Библ. 32) (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  7. Второзаконие, 4 (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  8. Второзаконие, 17 (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  9. 1 2 Книга пророка Даниила, 8 (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  10. Книга Иисуса Навина, 5 (иврит) (pdf). ©2002-2008 Scripture4all Foundation Online Hebrew Interlinear Bible. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012. Проверено 6 октября 2010.
  11. 1 2 Ткаченко А. А. Господь Саваоф // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. 12. — ISBN 5-89572-017-Х.
  12. Eissfeldt O. Jahwe Zebaoth // Miscellania Academica Berolinensia. — B, 1950. — Т. Bd. 2. H. 2. — С. 128-150.
  13. Арх. Вениамин (Федченков). О богослужении Православной Церкви. — М., 1999.
  14. Лепахин В. В. Воинство в древнерусской литературе и иконописи. Часть 2.
  15. 1 2 3 Квливидзе Н. В. Благословенно воинство Небесного Царя // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. 5. — С. 324—325. — ISBN 5-89572-017-Х.
  16. Icons. Stockholm, Nationalmuseum. Icons. 2002. Catalogue of the collection by Ulf Abel & Vera Moore. См.: Nationalmuseum. Icons

Литература

8/21 ноября Церковь совершает торжественное празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Об истории празднования, о природе, свойствах и иерархической организации ангельских воинств, а также об их служении Богу и людям рассказывает клирик нашего собора (в этот день тезоименитый) протоиерей Михаил Беликов.

Из истории праздника

Празднование это было установлено в IV в. на Лаодикийском Поместном Соборе. Этот же собор своим 35 правилом осудил ересь ангелитов, обоготворявших Ангелов. Еретики эти приписывали не Христу, а Ангелам спасение человеческого рода и из ложного самоуничижения обращались в молитвах не к Христу, а к Ангелам и воздавали им божеские почести.

Праздник совершается в ноябре – девятом месяце после марта (с которого в древности начинался год). Число девять напоминает здесь о девятичинной ангельской иерархии, а восьмой день месяца указывает на собрание всех ангельских Сил в день Страшного Суда, когда, после Второго Пришествия Сына Человеческого, начнется вечный, не прекращающийся «день осмый» – «жизнь будущаго века».

О природе, свойствах и действиях Ангелов мы узнаем как из Священного Писания, так и из Священного Предания. Однако следует отметить, что Божественное Откровение очень осторожно говорит нам об ангельском мире самом в себе, не приводит никаких подробностей из небесной жизни Ангелов, но почти всегда об Ангелах говорится в связи с проявлениями их деятельности по отношению к человеку.

Ангельские силы в Священном Писании

Слово «Ангел» буквально переводится с греческого как «вестник» и часто употребляется не для указания на ангельскую природу, а на исполняемое служение. Так, в Священном Писании Ангелами называются некоторые пророки, например, Моисей. Пророк Малахия именует Ангелом Завета Самого Господа Иисуса Христа.

Ангелами в собственном смысле в Священом Писании называются бесплотные служебные духи. В книге Бытия говорится о Херувиме с пламенным мечом, поставленном у райских врат, о видении Ангелов патриарху Иакову и другим ветхозаветным святым, о явлении Серафимов пророку Иезекиилю. Псалтирь наполнена упоминаниями об Ангелах.

Новый Завет также говорит об Ангелах и их служении. Архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть, Ангелы служат Спасителю в пустыне, Ангелы присутствуют при всех важнейших событиях из жизни Спасителя и Божией Матери – Воскресении, Вознесении и др. В ранней истории Церкви мы также видим действие и присутствие Ангелов. В книге Откровения говорится об Ангелах как об исполнителях воли Божией.

Из Божественного Откровения нам известно то, что Ангелы сотворены Богом еще прежде создания видимого мира. На основании Священного Писания, можно утверждать, что Ангелы обладают разумной природой, одаренной умом и свободной волей. Известны также и свойства ангельской природы.

Ангелы являются бесплотными духами, они невидимы, поскольку им не свойственна грубая телесность. Однако, несмотря на духовность и бестелесность, они всегда предстают людям в неких чувственных образах. Иоанн Дамаскин поясняет: «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

По учению отцов Церкви, бесплотность Ангелов всё же относительна. Абсолютно безвиден, бестелесен и духовен один лишь Бог, не ограниченный ни временем, ни пространством. Ангелам же, как и всему сотворенному, свойственна некоторая определенная вещественность. Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами, ибо всё, в сравнении с Богом, Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же Ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе». Об этом же говорится и в постановлениях VII Вселенского Собора: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами». При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1,7: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. Это постановление дало возможность изображать Ангелов на иконах.

Природа ангелов

Место пребывания Ангелов неведомо людям, оно в Священном Писании именуется «небом небес» или «третьим небом». Ангелы, как существа тварные, в отличие от Бога, ограничены и во времени, и в пространстве. Но в сравнении с другими творениями они обладают несравненно большей свободой и большими возможностями. Так, они могут в мгновение ока перемещаться в пространстве и их не могут удержать никакие препятствия – стены, двери, вода, огонь и пр. Однако они не обладают свойством вездеприсутствия – если они посылаются на землю, то не могут одновременно находиться и на небе. Ангелы хотя и бессмертны, но не обладают свойством вечности, т.к. их бытие имеет начало. Они по природе подвержены изменению, т.к. известно, что часть Ангелов отпала от Бога, а другие Ангелы способны возрастать и укрепляться в добре.

Помимо разума и свободной воли Ангелы наделены чувствами, но, будучи бестелесными, не имеют внешних органов чувств и обладают способностью непосредственно познавать вещи.

Ангельская природа совершенна, и совершенство ее обусловлено их особой близостью к Богу. Совершенство Ангелов выражается в их высочайшем ведении, святости, чистоте и могуществе. Ангелы превосходят людей в крепости и силе. Вместе с тем совершенство Ангелов имеет пределы, т.к. сказано, что Бог «и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Разум и ведение их тоже не беспредельны, поскольку не могут они познать существо Божие, познание которого доступно только Самому Богу. Ангелы не знают будущего, если только Бог не откроет им его, они не знают полноты тайны Искупления, а только желают проникнуть в нее, не знают они также и всех помышлений человеческих. Творить чудеса Ангелы могут не своей силой, а благодатью, получаемой от Бога.

Ангелы, так же как и люди, сотворены по образу и по подобию Божию.

Возникает вопрос – кто же совершеннее, кто является «венцом творения»? Многие Свв. отцы решают этот вопрос в пользу Ангелов, обычно ссылаясь при этом на Евр. 2, 7: Не много Ты унизил его (человека) пред Ангелами. Но многие другие, также основываясь на Божественном Откровении, считают человека высшим по сравнению с Ангелами существом. Прп. Макарий Египетский говорит: «Человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых». Без сомнения, лучшие представители человеческого рода превосходят своим совершенством Ангелов – Господь Иисус Христос по человечеству Своему превыше Ангелов, а Матерь Божия почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Природа Ангелов проста, а человек в своей более сложной природе сочетает два мира – чувственный и сверхчувственный, поэтому от свободной воли человека зависит и судьба этого мира.

Вопрос этот, впрочем, не имеет точного догматического решения и относится к области богословских мнений в силу того, что нам слишком мало известно о природе Ангелов, а Священное Писание не дает нам на него однозначного ответа.

Число Ангелов огромно, но не бесконечно. В Писании приводятся разные числа – тысячи, легионы, миллионы, тьмы (миллиарды). Эти числа говорят лишь о том, что число Ангелов громадно, но неизвестно нам.

Об ангельской иерархии

Многочисленность Ангелов предполагает разные степени их совершенства, а следовательно, и определенную ангельскую иерархию. В Священном Писании приводятся наименования многих ангельских чинов. Известно, что некоторые Ангелы называются просто Ангелами, а другие Архангелами, т.е. старшими Ангелами. Уже здесь мы видим иерархический принцип ангельского мира. По учению Церкви, сформулированному на рубеже V–VI вв. автором, известным нам под именем Дионисия Ареопагита, девять ангельских чинов разделяются на три триады. В высшую триаду – епархию, входят Серафимы, Херувимы, Престолы.

«Шестокрылатые» Серафимы (пламенеющие) – горят божественной любовью и побуждают к ней других. «Многоочитые» Херувимы (излияние премудрости), сияющие светом Богопознания, изливают просвещение и разумение тайн Божиих. Таинственные Престолы непостижимо «носят Бога» и служат правосудию Божию.

В среднюю триаду – метархию, входят Господства, Силы и Власти.

Господства – начальствуют над последующими чинами Ангелов, наставляют земных правителей, учат человека господствовать над своими страстями, желаниями и волей и побеждать различные искушения. Силы творят чудеса силой Божией, сообщают благодатные дары Божиим угодникам, даруют духовные силы, помогают людям в совершении подвига спасения. Власти имеют власть укрощать силу диавола, помогают подвизающимся в духовной невидимой брани.

Низшую триаду составляют Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала управляют вселенной, сохраняют племена, народы и страны, наставляют начальствующих и учат их совершать свое служение ради славы Божией и к пользе ближних. Архангелы укрепляют веру, ниспосылаются для возвещения воли Божией, открывают пророчества и тайны веры, просвещают людей светом Богопознания. Ангелы ближе всего к людям. Они никогда не оставляют человека, хранят, наставляют его к святой добродетельной жизни, удерживают от греховных падений и наставляют на покаяние.

Существуют также и особые, высшие Ангелы, которые не входят в вышеописанную ангельскую иерархию. Это Архангелы, имена которых нам известны как из Священного Писания, так и из Священного Предания – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

Архангел Михаил (имя его в переводе – кто как Бог) именуется Архистратигом ангельского воинства и поставлен во главе всех Небесных Сил. Именно он вместе с оставшимися верными Богу Ангелами низверг с небес возгордившегося Денницу с падшими духами. Архангел Михаил участвовал во многих важных событиях Ветхого Завета – предводительствовал народу Божию в странствованиях по пустыне, силой Божией поразил египтян и фараона, защищал израильтян в бедствиях и испытаниях. Он спас от огня трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, брошенных в печь за отказ поклониться идолу. Архангел Михаил запретил диаволу явить израильтянам тело пророка Моисея для обожения. В новозаветное время также известны многие чудеса и явления Архангела Михаила.

Архангелы: Гавриил (крепость Божия) – провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил (врачевание Божие) – целитель недугов духовных и телесных; Уриил (огонь, свет Божий) – просветитель, проводник Божественной любви; Селафиил (молитвенник) – научающий молитве; Иегудиил (славящий Бога) – помощник в молитвенных и аскетических подвигах; Варахиил – раздаятель милостей Божиих и благословения Божия на добрые дела; Иеремиил – возвышающий к Богу.

Свв. отцы допускают, что могут существовать и еще неизвестные нам ангельские чины и лики, которые откроются лишь в будущем веке.

Всеблагой Промысл Божий простирается на всё творение, в том числе и на Ангелов – как на добрых, так и на злых, падших, которых мы именуем бесами и демонами. В отношении добрых духов Промысл Божий заключается в том, что Бог сохраняет их бытие, направляет их и содействует достижению ими совершенства и блаженства. Ангелы достигают этих целей путем непосредственного, прямого служения Богу, которое заключается в лицезрении Бога, исполнении Его воли и в непрестанном таинственном воспевании Его совершенств. Людям открыты некоторые небесные и ангельские песни, называемые «трисвятыми»: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»; «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» и др.

Помощь и служение людям

Другой путь ангельского служения – косвенный, заключающийся в служении людям и миру в качестве орудий Промысла Божия. Вся Священная История как Ветхого, так и Нового Завета, наполнена примерами служения Ангелов делу спасения человеческого рода, делу основания Церкви, сохранения ее и распространения ее на земле.

Другим примером косвенного служения Ангелов является служение Ангелов Хранителей. По учению Церкви, основанному на некоторых упоминаниях Священного Писания, все народы, племена и общества людские имеют Ангелов Хранителей, которые предстательствуют за них перед Богом, неведомым и непостижимым образом направляют их к целям, поставленным Промыслом Божиим, заботятся о просвещении их Божественными истинами.

Ангелы Хранители есть и у каждого человека. В Евангелии от Мф. 18, 10 Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, добавляет: Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

Ангел Хранитель дается каждому человеку при Крещении. Существует мнение, что Ангел Хранитель может быть приставлен и к некрещеному, но по особым причинам и на некоторое время, подобно тому, как был дан Архангел Рафаил Товии на время выполнения им возложенной на него миссии. Ангелы эти являются для человека хранителями души и тела и молитвенниками перед Богом. Они не оставляют душу человека и по смерти, помогают при прохождении воздушных мытарств. Ангел Хранитель отступает от согрешающего человека, но покаяние, о котором особенно радуются Ангелы, снова примиряет человека с его хранителем.

Промысл Божий в отношении злых, падших духов, заключается в том, что Бог в Своих всеблагих целях попускает злым духам действовать и искушать человека, ограничивая, впрочем, их злые деяния Своей всемогущей Силой. Свт. Иоанн Златоуст на вопрос о том, почему Господь попускает бесам искушать человека, отвечает так: «Если кто спросит: «Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?», мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».

Падшие духи после низвержения своего с небес, настолько утвердились во зле, что уже не имеют возможности выбирать между добром и злом, природа их исказилась, она вся пронизана ненавистью, направлена только на творение зла, и покаяние для них недоступно. Напротив, Ангелы Божии, сохранившие верность Богу, настолько утвердились в добре, что оно, можно сказать, стало их природой, и они не могут уже ни согрешить, ни отпасть от Бога и от добра.

Итак, велик, необъятен, непостижим ангельский мир. Мы, живущие на земле, и по благости Божией имеющие знание об этом мире, должны подражать Ангелам в их чистоте и усердном всецелом служении Богу, в надежде на то, что и мы, по скончании века сего, сподобимся приобщения к этому светлому, чистейшему миру, и вместе с бесчисленными воинствами Ангелов будем воспевать Бога трисвятыми песньми в Его вечном и бессмертном Царстве.

Протоиерей Михаил, 21 ноября 2018 года

Священник Дмитрий Орловский благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943 год. Фото: С. Альперин

Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти — в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это — пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это — лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, — и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это — солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками — и делились! — последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты — сами раненые, сами стоящие на грани смерти, — дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах блокадного Ленинграда, тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны — это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война — тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях — как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, — но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, — и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет… Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

…Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, — нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии — есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

Пряжка немецкого ремня со словами «Gott mit uns» («С нами Бог»)

Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию —
За меня ты Богу помолись».

Воины — отважные, сердечные —
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы — человека верующего — также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. В центре неизвестный командир с пистолетом пулеметом ППШ-41

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «»Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *