Воль

Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.

Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.

Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

  • Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
  • Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
  • Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
  • Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
  • Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
  • При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
  • Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Свобода воли и личностная ответственность

Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.

Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.

Волевые действия необходимы в случае появления трудностей в достижении цели. При этом очень важно понять суть возникшей проблемы.

Воля помогает регулировать все психические функции человека, а его развитие определяется способностью человека к волевому контролю.

Общество отмечает, что человек является свободным и может выстраивать свою жизнь так, как ему хочется. Однако, по сути, возможности людей ограничены, а само общество основано на индивидуальном соперничестве.

Компания «Воля» уже на протяжении долгого времени занимает первые места в сфере коммуникационных услуг. А именно: интернет, телевидение и телефония. Одна из предоставленных пользователям возможностей – личный кабинет.

«ВОЛЯ» – это глобальная паутина, делающая свою работу все более качественной день за днем; она предоставляет своим абонентам только первоклассные услуги. О работе Личного кабинете можно сказать то же самое.

Возможности личного кабинета

Для пользования Личным кабинетом существует несколько способов:

  • Для доступа к личному кабинету нужен логин и пароль, предоставленный официальным сайтом компании
  • Так попасть можно в Личный кабинет, используя мобильное устройство, что гораздо удобнее.

Как и самом Личном кабинете, так и в приложении «ВОЛЯ Личный кабинет» присутствует несколько функций и свойств, доступных любому абоненту.

Использую не сложную комбинацию кнопок, пользователь сможет получить свою полную статистику:

  • дата подключения услуги
  • срок ее использования
  • остаток средств на счете
  • дата и сумма всех пополнений за какой-либо промежуток времени
  • а так же дата списания средств со счета и многое другое.

На главной странице Личного кабинета пользователя отражены все новости и акции, которые действуют на данный момент, условия участия в акциях и полное описание всех акций. Любой пользователь сможет так же найти ответы на интересующие его вопросы о проблемах работы, если таковые есть. Он сможет сам устранить все неполадки или же обратиться в техническую поддержку, чтобы ему оказали помощь квалифицированные специалисты.

Что касается некоторых функций меню пользователя:

  • «Мой счет» – это первая и важная вкладка, на которой отражен баланс абонента. А так же возможность отсрочки и пополнения счета с карты или любого интернет-кошелька.
  • «Мои услуги» – это второй раздел, которому стоит уделить внимание. Здесь абонент сможет узнать тариф интернета или телевидения, который у него установлен. Так же он сможет сменить свой пакет на любой другой или отказаться от услуг вообще.
  • Немаловажная вкладка «Мои заявки». Здесь пользователь сможет проверить все сделанные им заявки в службу техподдержки, если он задавал вопрос. Так их статус и ответы, если они уже есть.

Одной из немаловажных функций Личного кабинета является оповещения пользователя – на усмотрение клиента оповещения, связанные с работой сети, будут приходить ему на телефон или в почтовый ящик; а так же об новых акциях и других новостях, которые могут заинтересовать Вас.

Вход в личный кабинет Воля

Официальный сайт: http://volia.com

Телефон горячей линии 8 (044) 502–22–50

Вход в личный кабинет Воля : http://portal.volia.com

Вход в «Мой кабинет» (Портал абонента): https://stat.volia.com:8443/ktvinet/main.do

ВОЛЯ (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума к самоопределению (в т.ч. моральному) и порождению специфической причинности (классическая рационалистическая традиция, исторически более влиятельная и не прерывающаяся от античности до настоящего времени); 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей (волюнтаристическая традиция 19–20 вв., представленная преимущественно Шеллингом, Шопенгауэром, Э.Гартманом, Ницше и отчасти Бергсоном). В психологии концепции воли делятся соответственно на гетерогенетические и автогенетические. 1) В классической традиции воля выступает как относительно самостоятельная функция или акциденция разума. «Конфликт разума и воли» здесь почти непредставим, а противоположность «волевого» иррациональному, напротив, разумеется сама собою. В метафоре воли выделяется прежде всего интеллектуально-императивный аспект, смысл твердого разумного намерения, деятельной мысли, стремящейся к осуществлению цели. «Волевая» проблематика начала оформляться в рамках проблемы свободы воли и первоначально не имела отчетливых онтологических коннотаций, замыкаясь на сферах этики, гносеологии и психологии. Понятие воли не сразу получило нормативный терминологический эквивалент (поэтому грекам порой ошибочно отказывали во всяком представлении о воле). У Платона «волевое» впервые становится особым предметом рефлексии и понимается как синтез разумной оценки и стремления (причем последнее выделяется в отдельную способность души: Symp. 201 de; Phaedr. 252 b sq.). Гипертрофирование момента разумного решения (βούλησις – Gorg. 266 a sq.; Prot. 358 be; Phileb. 22 b; Tim. 86 d sq.; этимология термина – Crat. 420 с) ставит знание над стремлением, но «эротический» компонент целеполагания присутствует отныне в любой теории воления. Аристотель разработал «анатомию» волевого акта, рассматривая волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы (созерцательный разум) и от «чистых» аффектов. Фундаментальной способностью души является стремление (ὄρεξις); воля (βούλησις) – единственный вид стремления, который зарождается в разумной части души и является «синтезом» разума и стремления; предмет стремления в акте воления осознается как цель (De an. II 3, 414 b2; III 9, 432 b 1 sq.; 10, 433 a 15; Magn. Моr. I 12, 1187 b 35 sq.; Nic. Eth. III 7, 1113 b 5 sq.). Сфера воли соответствует «практическому» разуму, размышляющему о деятельности и направляющему на нее: чисто интеллектуальный акт отличается от акта целеполагания, в котором момент стремления акцентирован более заметно (De an. Ill 10, 433 а 10 sq.; Nic. Eth. VI 2, 1139 а 27 sq.). Аристотель оформил классическую традицию терминологически, очертив смысловую сферу «волевой» лексики («воля», «выбор», «решение», «произвольное», «цель» и т.д.). Теория Аристотеля и содержательно, и терминологически почти не претерпела изменения в эллинистическую эпоху. Лишь ранние стоики (особенно Хрисипп), говоря о стремлении разума (φορὰ διανοίας – SVF III 377; Sen. Ер. 113, 18), отождествляли разумно-оформленное стремление (εὔλογος ὄρεξις), или волю (βούλησις – Diog. L. VII 116; SVF HI 173), противоположную страсти, с суждением. Неоплатонизм, не предложив принципиальных новшеств в области волевой проблематики, переместил ее в сферу онтологии. Парадигматический трактат Плотина («Энеады», VI 8) «О произволе и желании Единого» (Περὶ τοῦ ἑκούσιου καὶ θελήματος τοῦ Ἡνός) подчеркнуто метафизичен: речь идет о «чистой» волевой проблематике вне ее психологических и антропологических приложений. Воля (βούλησις) – специфическая способность (δύναμις) разума, проявляющаяся до всякого действия (VI 8,5; 9): «Воля – это мышление: ведь волей может называться лишь то, что сообразно с разумом» (VI 8, 36). Поскольку воля есть также «тяготение» ума к себе и к Единому (νεύσις πρὸς ἑαυτόν, ἀγάπη или ἔρως – VI 8,15 – 16 cf. 7,35; 8,13), она имеет два основных измерения – энергийно-онтологическое и «эротическое».

Уже с 3 в. до н.э. классическая традиция обрела внутреннюю цельность и в рамках самой античности не получила реальных волюнтаристических альтернатив (эпикурейская версия атомизма предложила лишь иное основание для конечного самоопределения разума: программный, но поверхностный индетерминизм). Однако в рамках единой традиции ясно заметен процесс «эмансипации воли», в результате которого воля как способность к действию получает известную самостоятельность по отношению к разуму и к аффекту. Так было положено начало пути к будущей «метафизике воли», к акцентированию момента влечения (особенно в патристике). Но в рамках классической традиции «эмансипация» воли имеет ограниченные пределы: в крайнем случае воля ставится рядом с разумом, но никогда явно не противопоставляется ему и тем более не притязает на господство над ним. Смысл процесса – перенесение акцента на динамический момент воления; принципиальное значение интеллектуального момента этим не умаляется (особенно в моральной сфере), хотя он может отходить на задний план. Со временем «эмансипация» нашла свое терминологическое выражение, что было заслугой латинского, «западного» менталитета: по своей семантической насыщенности латинский термин voluntas оказался исключительно пригоден (или специально приспособлен) для передачи той совокупности значений, которая была «разбросана» по нескольким греческим терминам – ὄρεξις, ὁρμή, βούλησις, θέλημα, προαίρεσις, ἑκούσιον и т.д. Не являясь их «арифметической» суммой, voluntas заметнее акцентирует динамический момент воли и аккумулирует максимальное количество «волевых» смыслов. Уже Лукреций пользуется этим «волюнтаристическим» термином (voluntas libera, voluntas animi etc.), а Цицерон передает им греческое βούλησις, определяя волю как «разумное желание» (Tusc. IV 6). Наряду с voluntas имел хождение термин liberum arbitrium (в европейской традиции –технический термин для обозначения свободы произвола), акцентирующий момент выбора и близкий к греческим προαίρεσις и αὐτεξούσιον. Кроме того, с довольно ранних времен в латиноязычной традиции заметно стремление «разводить» и даже довольно четко разграничивать разум и волю (напр., Cic. Tusc. IV 38, 82; De nat. deor. III 70; Sen. De ira II 1–4: Ер. 37,5; 70,21; 71, 35–36; Juvenal. Sat. VI 223 etc.).

Христианство утвердило примат надрациональной веры и любви, ограничив сферу компетенции разума еще и в пользу возвышенного аффекта. Это ускорило эмансипирование воли в отдельную способность, повышение статуса динамически-«эротического» момента, и в соединении с онтотеологической перспективой неоплатонизма привело к возникновению своеобразной «метафизики воли», особенно ярко проявившей себя на латинском Западе начиная с 4 в. В тринитарном учении Мария Викторина воля понимается не только психологически или функционально, но прежде всего субстанциально: в Боге воля совпадает с бытием и является чистой потенцией, способностью к самореализации Абсолюта (Adv. Ar. I 52, 1080 В; Ad. Eph. 1,1, 1236 С etc.); Сын есть воля Отца (Ad. Eph. 1, 12, 1246 AB). За Викторином шел в своем тринитарном учении Августин , выделяя динамически-психологический момент воления на общем «онтотеологическом» фоне. Любой аффект свидетельствует о некоем волевом стремлении: «Ведь воля, конечно, присуща всем ; мало того, все они суть не что иное, как воля» (Civ. D. XIV 6), т.е. «стремление ничем не принуждаемой души чего-то не лишиться или что-то приобрести» (De duab. an. 10,14). «Тринитарная» структура разума подразумевает субстанциальное единство ума, памяти и воли, ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis – De Trin. X 9,12): воля есть такая же непосредственная очевидность, как бытие и знание о нем (De lib. arb. I 12,25; Conf. VII 3,5). Благодаря этой «интенции» ум постоянно обращен на себя, т.е. всегда себя знает, всегда желает, всегда любит и помнит (De Trin. X 12,19): «Память, рассудок и воля… суть, следовательно, не три субстанции, но одна субстанция» (ib. X 11,18).

Восточные авторы от гностиков (Iren. Adv. haer. I 6,1) до Иоанна Дамаскина (Exp. fid. 36) придерживались традиционной (в основе своей – аристотелевской; ср. Nemes. 33; 39) схематики; термины βούλησις/βούλημα и θέλησις/θέλημα использовались относительно равноправно, но с некоторым предпочтением последнего (особенно в чисто богословской области; характерный пример – монофелитство 7 в.).

Средневековая проблематика воли не выходила за рамки августинианства, аристотелизма и их возможных комбинаций. Примером умеренного августинианства может служить позиция Ансельма Кентерберийского (De lib. arb. 7). Аристотелевские мотивы преобладают у Альберта Великого и Фомы Аквинского . Для Альберта воля – «причина самой себя» (S. th. II 21,3; 99,1), способность самоопределения разума (I 7,2); воля и разум – разные, но тесно связанные способности души (II 91,1–2). Фома сочетает тезис Аристотеля с августиновскими реминисценциями: воление есть по преимуществу акт интеллектуального самоопределения (S. th. I q. 83,4); ум прежде и выше воли (I q. 82,3): «Разум мыслит волю, а воля желает, чтобы разум мыслил» (I q. 16,4 ad 1). У Оккама воля и разум – два взаимосвязанных способа активности души (In sent. II q. 24 cf. I d. 1 q. 2). Самый «радикальный» вариант августинианства предполагает не онтологический, а обычный динамический примат воли над разумом. Для Генриха Гентского воля отличается от разума как активная потенция от пассивной (Quodl. XII q. 26); объект воли (благо) имеет логический приоритет перед объектом разума (истина) (I q. 14 cf. XIII q. 2). Для Дунса Скота структура ментального акта задается волей как первичной интенцией: «Воля, повелевающая умом, является более высокой причиной с точки зрения ее действия» (In I sent. IV 49,4).

Доминирующее положение классической традиции сохраняется в Новое время. У Декарта понятие воли несколько шире понятия разума, но по сути своей воление – модус мышления («Первоначала философии», I 34–35; 65). Для Спинозы воля и разум – одно и то же, ибо разум познает причинную связь вещей и идей («Этика», ч. II, 49 короля.): человек определяется к действию познанием (там же, IV 23). С точки зрения Лейбница, основание всякой воли коренится в разуме («Рассуждение о метафизике», 2), т.е. воление определяется разумом, хотя (в моральной плоскости) и не детерминируется им полностью («Новые опыты…», кн. II, гл. XXI 5 cл.; «Теодицея», 310 cл.). У Канта воля есть способность желания, определяющее основание которой находится в разуме («Метафизика нравов», Введение, 1. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965, с. 119), или способность определять самое себя к действию сообразно представлению о законах («Основы метафизики нравственности», раздел II. – Там же, т. 4 (1), с. 268), или «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» (там же, раздел III, с. 289). Цель действия есть объективное основание для самоопределения воли; цель – предмет произвола разумного существа, посредством представления о котором произвол определяется к соответствующему действию («Метафизика нравов», ч. II, Введение, 1. – Там же, т. 4 (2), с. 314). По Гегелю, «различие между мышлением и волей – лишь различие между теоретическим и. практическим отношением, но они не представляют собой двух способностей – воля есть особый способ мышления: мышление, как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие» («Философия права». М., 1990, с. 68–69; «Энциклопедия философских наук», § 468, 476). У Фихте воля выступает как равноправная способность наряду с разумом «внутри» субъекта, причем акт воли (как у Дунса Скота) обладает логическим первенством в процессе самоопределения разумного «Я» («Наукоучение 1794», § 1). К классической традиции следует отнести и феноменологию, где аналогом воли выступает «интенция сознания». Новейшим образцом классической схематики может служить «эдейтико-феноменологическая» концепция П.Рикера , понимающего волю как «фундаментальную способность» – интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия, т.е. стремление к цели, не совпадающее с «чистым» мышлением; но «сила (force)» воли – «это аспект cogito»: «Желать значит мыслить» (Philosophie de la volonté, t. 1. Le volontaire et l’involontaire. P., 1950).

2) Основой «волюнтаристической» традиции являются онтологическое понимание воли и тезис: не воля есть акциденция разума, а разум – акциденция воли. «Волюнтаристический» потенциал классической традиции был в полной мере реализован Августином, Дунсом Скотом и Фихте, которые вплотную подходили к границе, отделяющей эту традицию от ее противоположности. Элементы собственно волюнтаристической традиции можно найти у Я.Бёме (благая или злая воля – онтологическая характеристика сущего: «Аврора», II 2 cл.) и Мен де Бирана , но как цельная позиция она не встречается раньше Шеллинга и особенно Шопенгауэра. Переход к ней был достаточно постепенным: у Шеллинга рудиментарная классическая схематика присутствует внутри волюнтаристической. С одной стороны, воля впервые выступает в рамках креационистской модели как иррациональная подоснова сущего, из которой выделяется «сознательная» воля («Философские исследования о сущности человеческой свободы…»), но разум остается «волей в воле», т.е. интеллектуальное измерение воли как самоопределения разума еще не утратило своего прежнего парадигматического значения («Система трансцендентального идеализма»). У Шопенгауэра воля получает онтокосмический статус и выступает как лишенная субъективного начала иррациональная сила, не требующая достаточного основания, но сама являющаяся всеобщим основанием как «воля к жизни», т.е. как универсальное метафизическое начало и вместе с тем объяснительная модель («Мир как. воля и представление», кн. II, § 17 cл.; Дополнения, гл. 28). Комбинация идей Шеллинга и Шопенгауэра присутствует в «Философии бессознательного» Э.Гартмана , а у Ницше шопенгауэровская «воля к жизни» преобразуется в столь же онтологичную «волю к власти». На этом взлет волюнтаристической традиции резко обрывается: она имеет лишь косвенное продолжение в иррационалистической концепции «жизненного порыва» А.Бергсона.

Для целого ряда важнейших философских течений 20 в. «чистая» волевая проблематика не представляет самостоятельного интереса, напр. для аналитической философии (где воля понимается как специфический предмет психологии – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, 6.432), экзистенциализма, структурализма, постмодернизма.

Литература:

1. Kahl W. Die Lehre vom Primat des Willens bei Augustinus, Duns Scotus und Descartes. Strassburg, 1886;

2. Alexander A. Theory of the Will in the history of philosophy. N.Y., 1898;

3. Lohmeyer Ε. Die Lehre vom Willen bei Anselm von Canterbury. Lpz., 1914;

4. Tegeri K.E.Moderne Willenstheorie, bd. 1–2. Uppsala, 1924–28;

5. Benz E. Marius Victorinus und die Entwicklung der abendländischen Willensmetaphysik. Stutt., 1932;

6. Barteri-Morelli E. La volonta nella filosofia di A.Schopenhauer. Rieti, 1951;

7. McWannel J.A. Hegel’s doctrine of the Will. N.Y., 1948;

8. Bourke V.J. Will in Western Thought. N.Y., 1964;

9. Volke A.-J. L’idée de volonte dans le stoïcisme. P., 1973;

10. Kenny A. Aristotle’s theory of the Will. New Haven, 1979;

11. Dihle A. The theory of the Will in Classical Antiquity. Berkeley – Los Angeles – L., 1982.

А.А.Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. воля — орф. воля, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. воля — ВОЛЯ ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. Толковый словарь Даля
  3. воля — сущ., ж., употр. очень часто 1. Волей называют способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Сила воли. | Усилие воли. | Человек с сильной волей. Толковый словарь Дмитриева
  4. воля — Общеслав. Того же корня, что и велеть, но с перегласовкой о/е. Образовано с помощью суф. -j- от *volъ — тж. (ср. произвол). Этимологический словарь Шанского
  5. Воля — И, жен. Нов. Производные: Волька; Волюша; Волюка. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  6. воля — Воля, воли, воли, воль, воле, волям, волю, воли, волей, волею, волями, воле, волях Грамматический словарь Зализняка
  7. ВОЛЯ — ВОЛЯ — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Большой энциклопедический словарь
  8. воля — I во́ля I., укр. во́ля, др.-русск., ст.-слав. волѩ θέλημα, γνώμη (Клоц., Супр.), болг. во́ля, сербохорв. во̏ља, словен. vólja, чеш. vůle, слвц. vol’a, польск. wola, др.-польск. wolá, вин. п. wolą (см. Лось, Jagić-Festschrift 336), в.-луж., н.-луж. wola. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. воля — В’ОЛЯ ***** человека, находящегося на свободе, не в заключении, не в тюрьме (воров. жарг.). Письмо товарищам на волю. | Освобождение крестьян от крепостной зависимости (·обл. ). Это случилось уже после воли. Толковый словарь Ушакова
  10. ВОЛЯ — ВОЛЯ — англ. will; нем. Wille. Желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Социологический словарь
  11. Воля — Славута Топонимический словарь
  12. воля — Упорство, настойчивость в деятельности, в преодолении встречающихся препятствий. Великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая… Словарь эпитетов русского языка
  13. воля — ВОЛЯ Сознательная саморегуляция поведения и деятельности, обеспечивающая преодоление препятствий и трудностей на пути к цели. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию. — воля к победе. Словарь спортивных терминов
  14. воля — Желание, требование; свобода, вольность, приволье, раздолье Свобода воли Последняя воля ср. !! желание, свобода см. >> желание, свобода см. также -> выпускать на волю, давать волю, давать полную волю, железная воля, отдавать на чью-л. Словарь синонимов Абрамова
  15. воля — ВОЛЯ -и; ж. 1. Способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Сила воли. Усилие воли. Железная, слабая в. Нет воли у кого-л. 2. к чему. Толковый словарь Кузнецова
  16. воля — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать … для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  17. воля — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  18. воля — • Безбрежная (Бальмонт). • Буйная (Полонский, Дрожжин). • Вольная (Бальмонт, Башкин, Блок, Коринфский и др.). • Всезрящая (Фет). • Гордая (Некрасов, Хомяков). • Дикая (Городецкий, Хомяков). • Железная (Гончаров, Тургенев, Фед.-Давыдов, Хомяков). Словарь литературных эпитетов
  19. воля — воля I ж. 1. Одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Толковый словарь Ефремовой
  20. воля — 1. ВОЛЯ1, и, ж. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли. 2. к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. В. к победе. Люди доброй воли (стремящиеся к добру, к миру; высок.). Толковый словарь Ожегова
  21. воля — Волей-неволей (разг.) — несмотря на нежелание, вынуждение; вынужденно, хочешь — не хочешь. ► Пошел сильный дождь, и волей-неволей приходится оставаться дома. Вольная птица (разг.) — человек, ни от кого не зависящий в своих действиях. Фразеологический словарь Волковой
  22. Воля — Сознательное и целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Медицинская энциклопедия
  23. воля — Общеславянское слово той же основы, что и велеть, но с изменением гласных с о на е. Этимологический словарь Крылова
  24. ВОЛЯ — ВОЛЯ — феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на дистижении последней. Новейший философский словарь
  25. воля — Во́л/я. Морфемно-орфографический словарь
  26. воля — ВОЛЯ и, ж. vole f. карт. Все взятки. Сл. 18. <�играют в кадриль> В керах волю. Passe. (и все пасуют.) Они и они. Что за околесица — они и они? Фонвизин Бригадир. Словарь галлицизмов русского языка
  27. Воля — I Во́ля способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. В. — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Большая советская энциклопедия
  28. воля — • железная ~ • крепкая ~ • настоящая ~ • непоколебимая ~ • несгибаемая ~ • несокрушимая ~ • сильная ~ • стальная ~ Словарь русской идиоматики
  29. воля — Древнерусское – воля (свобода). Старославянское – воля. Общеславянское – volja. Слово «воля» – славянское по происхождению, в лексике русского языка закрепилось в XI в. «Воля» – это «желание», «свобода», «приказание», а также «способность достигнуть намеченной цели». Производные: волевой, вольный. Этимологический словарь Семёнова
  30. Воля — Способность к целенаправленной и сознательной деятельности, нередко вопреки непосредственным побуждениям (желаниям, стремлениям), не детерминированным целью. Толковый словарь психиатрических терминов
  31. ВОЛЯ — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии… Большой психологический словарь
  32. Воля — Способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Педагогический терминологический словарь

Каждый человек знает, что такое воля, но понимают это понятие до конца далеко не все. Сам по себе термин используется в современной речи достаточно часто, но смысл, который в него вкладывают, не всегда соответствует действительности. В данной статье поговорим о том, что такое воля и можно ли развить это качество в себе.

Общее понятие

Каждый человек – это личность, обладающая особым набором качеств. Некоторые из них приобретенные, другие же врожденные. Такая способность человека, как воля, связана с его мыслительной деятельностью и желаниями. У каждого индивидуума она может быть развита по-разному. Так, например, человек с сильной волей четко знает, чего он хочет, и уверенно следует к своей цели. Наоборот же, если эта способность развита слабо, сложно принимать решения и достигать целей. В жизни человека со слабой волей его судьбой управляют разные факторы и люди, только не он сам.

Сознательная саморегуляция

Рассматривая вопрос о том, что такое воля, следует обратить особое внимание на то, что эта способность является осмысленной и сознательной. Она контролируется многими отделами головного мозга и в целом зависит от психотипа человека. Учитывая выше написанное, можно сделать вывод, что полное управление своей деятельностью — это и есть воля. Есть и еще один немаловажный нюанс. Многие психологи утверждают, что обязательным условием присутствия воли является цель. Так, стремление человека к достижению определенного желания и есть проявление этой способности.

Сила воли

Достаточно часто это простое слово из четырех букв встречается в определенных словосочетаниях. Так, пожалуй, одним из самых популярных является «сила воли». Смысл слов достаточно прост. В это понятие вкладывают умение к самоубеждению. Но так ли это? Так, например, человек хочет бросить курить. Он убеждает себя в том, что эта привычка не приносит в его жизнь ничего хорошего. Затем происходят попытки не брать в руки сигареты. Если они оказываются успешными, говорят, что у человека есть сила воли. Если же такого запала хватило только на несколько часов или дней, то можно сказать, что у него ее нет. Получается, что человек не смог себя убедить? Не факт. Так, личность может быть твердо убеждена, что курить – это плохо, но при этом продолжать делать затяжку одну за другой. Поэтому умение самоубеждаться – это еще не сила воли. Так, одного желания и понимания оказывается слишком мало. Также нужно придерживаться изначального плана и не отступать от него.

Рассмотрим, что такое воля, с другой стороны. Человек ставит перед собой трудноосуществимую задачу (истинное намерение) и придерживается ее во что бы то ни стало. Именно это и есть сила воли. Кроме всего прочего, она характеризуется определенными функциями. Без них это будет всего-навсего желание и попытки его осуществить.

Основные функции

Воля – это достаточно сложное понятие в психологии. Для того чтобы его понять, следует знать, какие основные функции оно может выполнять.

  • Так, первая и самая важная функция – это побудительная. Она обеспечивает начало тех или иных действий для преодоления некоторых препятствий.
  • Вторая функция – это стабилизация. Она связана с волевыми усилиями, которые помогают поддерживать активность на определенном уровне, несмотря на помехи.
  • Третья функция называется тормозная. Ее предназначение — тормозить желания и цели, которые несовместимы с основной.

Любую ситуацию, где имеет место проявление силы воли, можно рассмотреть согласно данным функциям. Обратимся к примеру, который мы рассматривали ранее. Так, человек решил бросить курить, чтобы, например, сэкономить деньги – это побудительная функция. Представим ситуацию, что у него это получается, но тут приходит в гости друг и предлагает выкурить по одной штучке. Отказ от предложения и будет функцией стабилизации. Когда человеку вдруг придет в голову бросить эту глупую затею и начать экономить на чем-нибудь другом, сработает тормозная функция. Он еще раз все переосмыслит и решит, что не будет отступать от цели.

Черты личности

Как уже было сказано ранее, не каждый человек обладает сильной волей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от свойств личности. Для того чтобы понять, что значит слово «воля», рассмотрим, в каких личностях она проявляется наиболее часто.

Так, волевой человек, как правило, целеустремленный, решительный, настойчивый, самостоятельный. Такая личность обладает хорошей выдержкой и дисциплиной. Эти качества очень важны для человека с сильной волей. Так, например, нерешительному индивидууму будет очень сложно принять решение и поставить перед собой цель. Настойчивость поможет ему во чтобы то ни стало придерживаться плана и не отступать от поставленной цели. Самостоятельность будет проявляться в том, что он без посторонней помощи будет осуществлять задуманное.

Древнегреческие философы

Значение слова «воля» было интересно еще древнегреческим философам. Они тщательно изучали эту способность и пытались понять ее суть. Так, например, Аристотель считал, что воля связана с разумом. В этот термин он вкладывал определенные действия и поступки человека. Аристотель считал, что воля – это истинные желания человека, то, что он хочет больше всего. Они не связаны с потребностями, а возникают только в результате размышлений. Платон, в свою очередь, связывал волю с душой. Ведь именно внутренний мир человека, его сознание может контролировать желания. Только душа определяет и пробуждает активность человека и желание действовать.

Воля и Библия

Мало кто задумывается о том, что именно в Библии можно найти множество информации касательно слова «воля». Так, это способность Бога делать и желать все, что Он хочет. Именно по воле Господа происходят многие события, описанные в Библии. Бог – проявление высшего разума. Именно Он наделен властью и могуществом делать все, что Ему хочется. Так, становится понятным, что воля – это истинные желания и путь к их осуществлению. Поскольку человек создан по образу и подобию Бога, он также наделен этой способностью.

Можно ли тренировать волю?

Если кому-то нравится думать, что его жизнью управляет кто-то другой, то такому человеку вряд ли будет интересно узнать, что волю можно тренировать. Как бы это ни звучало парадоксально, но на самом деле человек – творение Бога, и он сам вправе управлять своей жизнью и судьбой. Но для того чтобы избежать ответственности, некоторые люди подсознательно не хотят признавать это. Они перекладывают обязанности на других людей и живут не по своей воле, а по воле случая. На самом деле это достаточно удобная позиция, ведь потом, в случае неудачи, можно обвинить любого, только не себя.

Волю можно и нужно тренировать, ведь по своей сути данная способность – это свобода. Когда человек управляет своей жизнью, перед ним нет невыполнимых задач. Он абсолютно свободен делать то, чего хочет на самом деле. Такая важная способность, как сила воли, может значительно облегчить человеку жизнь, сделать ее насыщеннее и колоритнее.

Самосовершенствование

Многие ученые на вопрос о том, что означает слово «воля», отвечают так: это способность, которая помогает человеку привести его жизнь в порядок. И на самом деле постановка целей и получение результатов — это весьма важно. Для того чтобы развить силу воли, необходимо тренировать те качества личности, о которых мы упоминали ранее. Так, человеку следует стать более решительным, самостоятельным, настойчивым. Еще одна важная деталь – это организованность. Для начала необходимо дисциплинировать себя. Постарайтесь организовать свой день так, чтобы выполнять определенные действия в одно и то же время. Например, завтракайте каждый день ровно в 8 утра.

Еще один синоним к слову «воля» – это «целеустремленность». Постарайтесь ставить перед собой небольшие задачи и выполнять их в четкие сроки. Немаловажно обратить внимание и на сиюминутные желания. Это главные враги силы воли. Когда возникает какое-либо желание, для начала его необходимо проанализировать. Так, например, вам захотелось кусочек шоколада. Проанализируйте, насколько он вам необходим именно сейчас. Поставьте перед собой цель съесть его ровно через час. Нужно убедить себя в том, что ваш разум контролирует ваше тело, а не наоборот.

Таким способом нужно постараться дисциплинировать себя во многих вещах. Сила воли – это на самом деле способность человека контролировать свои мысли и желания с учетом основной и главной задачи. Если вы каждый раз будете останавливаться и задумываться о необходимости того или иного действия, то уже спустя месяц вы заметите, что поставить перед собой задачу и выполнить ее вам будет гораздо легче.

Так маленькими усилиями и формируется сила воли. Немаловажно помнить и о том, что чем лучше будет мотивация, тем легче будет выполнять те или иные задачи. Люди, у которых эта способность хорошо развита, более успешны. Они умеют планировать свое время и идут к цели маленькими, но уверенными шагами.

  • Воля энциклопедия изречений св. отцов
  • Воля человеческая Н.Е. Пестов
  • О воле. Введение в православную психологию П.В. Добросельский
  • Свобода воли Н.О. Лосский
  • Воля Божия

  • О воле Божией и о свободе прп. Силуан (Афонский)
  • Что такое воля Божия? свящ. Михаил Шполянский
  • Свойства воли Божией митр. Макарий
  • Илиотропион или cообразование с Божественной волей митр. Иоанн Тобольский
  • Как узнать волю Божию прот. Андрей Овчинников
  • Воля Божия, Как узнать волю Божию? иерей Даниил Сысоев

Во́ля — 1) существенная особенность Бога, проявляющаяся в способности абсолютно свободно и независимо желать и делать, всё, что Он хочет, и как хочет; 2) Божье благоволение; Божественное желание, решение; 3) способность человека к сознательному выбору (в том числе нравственному), свободному действованию в отношении поставленных целей; одна из важнейших сил человеческой души; 4) конкретное человеческое желание (просьба, приказ); 5) способность Ангелов сознательно и свободно желать и стремиться к Добру, отвергать зло; 6) способность демонов (искаженная личным грехом) свободно располагать себя к тем или иным мыслям, решениям, делам; 7) (воля диавола) постоянное, неуклонное стремление диавола вредить человеку.

Воля человека – деятельная сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом; способность исполнять принятые решения.

Волевое действие есть действие сознательное, волевая деятельность «есть деятельность разумная» (св. Иоанн Дамаскин). Воля есть разумное и свободное стремление и, именно как разумное и свободное стремление, воля присуща человеческому существу. Неразумные стремления собственно не относятся к волевому акту, их нельзя назвать ни волей, ни актом воли (св. Иоанн Дамаскин). К волевым актам не относятся действия, проистекающие из физиологических потребностей организма, такие потребности неразумны, и, следовательно, невольны.

Своим началом волевой акт имеет побуждение, заключающееся в стремлении к чему-либо. Осознанная цель порождает в человеческой душе желание, возбудителями которого являются чувства (приятного, полезного и др.). Для достижения цели человек проводит внутреннее совещание – обсуждает и исследует возможность цели, определяя ее достижимость. Если цель вполне достижима, то человек совещается с собой о средствах к ее достижению. В ходе совещания человек принимает решение окончательного действия, за которым следует само действие. Часто повторяемые действия образуют навык или привычку, которые именуются Св. Отцами второй природой.

Человек наделен свободной волей, то есть имеет возможность выбора или предпочтения одних целей другим. Свободная воля в человеке свидетельствует о его создании по Образу Бога, ибо Сам Бог – высочайше свободное Существо. Высшая цель человека заключается в целесообразной деятельности по воле Наивысшего Существа – Бога. Согласуя свою волевую деятельность с волей Бога, человек восходит к уподоблению Богу и соединению с Ним.

Согласование человеческой и Божественной воли ведет человека к причастию Божественной Жизни, обожению. Отпадение от Бога ведет человека к отпадению от Источника благодатной Жизни, сообщает человеческой душе греховные болезни в виде страстей, представляющие собой извращенные волевые действия, исцелимые только возвращением к Богу.

В главных чертах Воля Божия открыта человеку в Его Заповедях. В случаях, на которые Заповеди не дают прямого ответа можно пользоваться такими средствами, как: примерами из истории Церкви и жизни святых; голосом совести; советом духовника, священника; советом рассудительных и благочестивых братий, рассуждением о своих жизненных обстоятельствах, через которые раскрывается Промысл Божий о нас; молитвою к Богу об открытии Его воли.

***

преподобный Силуан Афонский
Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь её, человек включается в вечную божественную жизнь.
(О познании воли Божией)

протоиерей Димитрий Смирнов:
Сколько отпадает людей! Ленится, не желает человек трудиться для Господа – и сразу духовно оскудевает. Вот только день перестал молиться, один раз воскресенье пропустить, два пропустить, а потом уже: зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом достаточно Бога и в душе иметь, а потом достаточно и не иметь, а просто думать, что все мы верующие, все мы крещёные.

митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
Религия – дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей.

***

Если человек свободен в отношении нравственного выбора, то не следует ли из этого, что он с лёгкостью прекратит грешить, стоит лишь захотеть?

Наличие у человека способности к нравственному выбору отображает в нём одно из совершенств Божества. Между тем, в отличие от Бога свобода человека носит не абсолютный, а относительный характер.

Что касается нравственной свободы, степень её проявления в каждом отдельном человеке во многом зависит от нравственной расположенности к добру или злу.

Вследствие грехопадения прародителей, результатом которого стало повреждение человеческого естества, все люди рождаются в мир с так называемым первородным грехом, который проявляется в склонности больше ко злу, чем к добру. Не освободившись от этого греховного корня, человек хотя и имеет способность к уклонению от зла и стремлению к добрым делам, однако не настолько, чтобы сделаться праведником в самом возвышенном понимании этого слова. Именно поэтому о ветхозаветных праведниках сообщается, что они были праведны «в роде своем» (Быт.6:9).

Освобождение человека от первородного греха осуществляется во Христе, через Таинство Крещения (см.: Крещение). Однако и в случае очищения от первородного греха человек без помощи Божьей не в силах сделаться праведником. Для этого недостаточно не только личного желания, но даже и множества собственных усилий, подвигов, труда.

С одной стороны, это связано с деятельностью диавола, хитрость, коварство и могущество которого значительно превосходят возможности частного человеческого противодействия (см.: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).

С другой стороны, этому способствует общее состояние греховности мира. в миру греховные соблазны подстерегают человека повсюду; пройти мимо них бывает затруднительно даже и для воцерковленного человека.

Наконец, грех манит человека через укоренившиеся в нём привычки, пристрастия, страсти (см.: Страсть). Кто не знает, как трудно человеку бороться с привычками к вкусной обильной еде, выпивке, лености, грубости и пр.? А ведь таких греховных привычек в человеке может быть множество.

Просто так и взять и отстраниться от греха, разом и вдруг, навсегда и бесповоротно — дело немыслимое. Даже святым, живущим в согласии с Богом и собственной совестью, приходится тратить на нравственное преуспеяние долгие годы.

Если у человека Иисуса Христа была только одна личность — Сына Божьего, то каким образом у Него появилась человеческая воля? Ведь воля проявляется через личность, а личность была не человеческой, но Божественной?

Из того, что воля проявляется личностью, через личность, не следует автоматически, будто в одной Ипостаси (Лице, Личности) не может проявляться двух воль.

Воплощение Сына Божьего есть не что иное как восприятие в Его вечную Ипостась человеческого естества. Поскольку с момента Воплощения в Лице Сына Божьего заключалось уже не одно естество (Божеское), а два — Божеское и человеческое, — постольку оба этих естества проявлялись в Нём через их (сущностные) свойства. Именно поэтому мы в полной мере именуем Христа не только Богом, но и Богочеловеком, подразумевая, что Он — совершенный Бог и вместе — совершенный Человек.

Как известно, способность осуществлять осмысленные, осознанные волеизъявления характеризует не только Божескую природу, но и человеческую. Следовательно, эта способность проявлялась во Христе и по человеческому естеству.

О наличие во Христе двух воль ясно сообщает фрагмент с описанием Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:39). Тот аргумент еретиков монофелитов, что если бы во Христе было две воли, то они были бы противоречивыми, не соответствует действительности. Мы не знаем, как именно в одном Божественном Лице сочетались два сознания (Божеское и человеческое), две воли, но мы знаем из учения Церкви, что воля Христа по человеческому естеству была свободна подчинена воле Божественной. Мы вправе говорить о различных волях в Мессии, но не вправе говорить о взаимно противоречивых.

См. ДУША, БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ, РЕШИМОСТЬ, ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, СВОБОДА, ГНОМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *