Волхи, кто это?

Уже совсем скоро наступит светлый праздник Рождества. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам (так называют 12 главных церковных праздников). В этот радостный день принято дарить друг другу подарки.

Давайте поговорим сегодня о тех, кто пришел с подарками к рожденному Христу – о волхвах.

Что говорит Священное Писание о рождении Младенца Иисуса Христа?

О рождении Мессии было извещено еще за 6 веков. Пророк Даниил предсказал точную дату рождения Спасителя (Дан. 9:25). А Пророк Михей указал, что Мессия произойдет из Вифлеема: «из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). В пророчестве провидца Валаама говорилось о Вифлеемской звезде: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Об этом знали все иудеи и ждали этого события. Знал об этом и царь Ирод.

От него и узнали прибывшие в Иерусалим волхвы, что именно в Вифлееме должен родиться «Царь Иудейский». «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2)

Зная о пророчестве, Ирод не на шутку перепугался, услышав, что жрецы ищут Царственного Младенца, ведь царь думал, что Рожденный займет его место. Ирод был поставлен римлянами и потому боялся, что придет законный иудейский царь и свергнет его, поэтому сразу задумал избавиться от Новорожденного и назвал волхвам город, где должен был родиться Младенец. А на обратном пути Ирод приказал жрецам вернуться в Иерусалим и сообщить, где находится Ребенок, чтобы прийти к Нему для поклонения, но, на самом деле, правитель и не думал этого делать, а хотел убить Мальчика.

Ведомые светом неизвестной Звезды, волхвы первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Иисусу Христу.

Весь путь от Иерусалима до Вифлеема свет от Небесного Светила вел путников к дому, где находился Богомладенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Икона Рождество Христово 18 век

Как выглядели волхвы? И кто они?

Так кто же такие волхвы?

В Евангелии от Матфея употребляется слово μάγοι. Оно имеет два толкования: жрецы и жрецы-астрологи. По-другому волхвы — это мудрецы звездочеты, ученые. Изначально занятие астрологией было чуждо иудейской религии, так как эта лженаука противоречила идее Божьего Промысла. Однако евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном русле, ведь они первыми пришли поклониться Спасителю и приняли Его, в отличие от иудеев. Прибытие волхвов в Вифлеем являет собой символ преклонения языческого мира перед христианским.

Историки до сих пор спорят, откуда же были родом волхвы. Если верить древним пророчествам, то, скорее всего, жрецы прибыли из Персии, Вавилона или Аравии. Но позже создались предания, что все три жреца прибыли из разных мест: один был светлокожий, его ассоциируют с Европейским континентом, другой из Африки, а третий из Азии. Также предания раскрывают нам имена волхвов и их внешность: Каспар «безбородый юноша», Валтасар «бородатый старец» и «темнокожий» Мельхиор.

Мозаика в храме Святого Аполлинария Равеннского, Равенна

Что подарили волхвы?

Жрецы пришли не только поклониться Младенцу, но и принесли Ему дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну или мирру (как Спасителю, ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение», ведь этим веществом смазывали тело человека после смерти).

Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Перед Своим Успением Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии. Сейчас дары хранятся в монастыре святого Павла Ксиропотамского, на Афоне.

Монастырь Святого Павла Ксиропотамского, Афон

Расскажем немного о том, как выглядят дары волхвов.

Золото хранится в виде 28 подвесок разной формы, украшенными узорами, причем ни на одной узор не повторяется.

Золотые подвески

Ладан и смирна были подарены раздельно, сейчас же они хранятся в виде небольших шариков, соединенных вместе. Это соединение глубоко символично: также как во Христе соединяется божественное и человеческое начало, так и ладан со смирной были подарены Младенцу как Богу и Человеку. Этих соединенных шариков сегодня сохранилось около 70.

Ладан и смирна

Дальнейшая судьба волхвов

После поклонения Младенцу волхвам было видение во сне, чтобы они не возвращались к царю Ироду. Они так и сделали, вернувшись в свои земли другой дорогой, минуя Иерусалим.

По преданию, позже, все три жреца стали христианами и проповедниками, считается, что их крестил сам апостол Фома.

В IV в. мощи волхвов были обретены царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В XII веке золотой ковчежец с мощами волхвов был перевезен в Кельн Фридрихом Барбароссой и до сих пор хранится за алтарем Кельнского собора.

Кельнский собор

Ковчег с мощами волхвов

«Волхвы (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее. Волхвы обладали даром психологического воздействия на людей и составляли особый социальный слой” — статья «Волхвы”, Википедия.

Возможно, волхвы также служили председателями в жертвенных и умоляющих ритуалах отдельных божеств. Их магические силы могут быть врожденными и принимать форму ясновидения или они могли говорить от имени своих предков. Также были люди, которые, помимо этих способностей, взяли на себя задачу получения более широких знаний о магических практиках.

Поскольку магия имела огромное значение в повседневной жизни людей, волхвы пользовались большим уважением. Это повлекло за собой не только большую ответственность, но и власть… Неудивительно, что волхвы были признаны естественными лидерами общества. Их влияние на жизнь людей может быть огромной, если они проявят такую ​​волю. Они могут спровоцировать мятеж, повлиять на политические действия. Волхвы были также носителями устной народной традиции, передаваемой через песни и рассказы. Их последующие наследники путешествовали рассказчиками, вокруг которых собирался круг слушателей.

Танец Вереска

Волхвов можно рассматривать как шаманов, черпающих силу непосредственно от природы. Они впадали в состояние экстаза, это позволяло им исцелять больных. А именно, они сочетали ритуальный танец с использованием магических средств или просто психоактивных веществ. Во время ритуалов были одеты в волчьи шкуры и головы, желая походить на Бога Велеса.

В русских летописях вы можете найти описание волхва, связанного с огромной магической силой, который смог принять форму диких животных. Волхв так же мог превращаться в дракона, и становиться настолько большим, что его тело могло заблокировать реку, если волхв бы захотел этого.

Может быть волхвы еще живы? Может быть, еще есть люди со знаниями глубже, чем у широкой публики?

🐉ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, если вы настоящий ценитель мифов и существ! Понравился пост?👍🏻 Поставь палец вверх и поделись с друзьями!

(др.-рус. ед. ч. вълхвъ)

у восточных славян жрецы, служители языческого культа. В христианских преданиях В., царй-волхвы, маги (греч. μάγοι лат. magi), мудрецы-звездочеты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование (только Матф. 2, 1-12) не называет ни их числа, ни имен, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца. Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме; Ирод отправляет туда В., решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника. Звезда, к радости В., останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос; они совершают перед младенцем обряд «проскинезы» (повергаются ниц, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу — мирру. Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду, и они направляются к себе на родину.Церковные и апокрифические предания добавляют подробности. Уже Ориген (2-3 вв.) исходит из того, что число В. соответствовало числу их даров, т. е. было равно трем, и это становится общепринятой версией. Такое число соотносилось с тремя лицами троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода; по другой версии-, получившей хождение в сирийской и армянской традиции, число В. — 12 (о символике чисел в мифологии см. ЧИСЛА; см. также ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ). Родиной В. в раннехристианской литературе уже со 2 в. (Юстин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их как с богатой традиционно-мифологической топикой «Счастливой Аравии», так и с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому царю Израиля: «цари Аравии и Сабы принесут дары… и будут давать ему от золота Аравии» (Пс. 71/72, 10 и 15); «и придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию… все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа» (Ис. 60, 3 и 6; оба текста упоминают как «свет», соотносимый с образом звезды В., так и дары — золото и ладан; из наложения этих пророчеств о приходе «царей», на социальную реальность восточных теократии, где главы жреческой иерархии обычно были местными градоправителями и царьками, возникло представление о «царском» сане В., впоследствии общепринятое). Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня (см. в ст. ДУШАРА), побуждали христиан предполагать у жрецов и «мудрецов» Аравии особое предчувствие тайны рождества. Однако еще чаще за родину В. принимали персидско-месопотамский ареал (у Климента Александрийского на рубеже 2 и 3 вв. и позднее); само слово «маги» исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамских («халдейских») астрологов; в реальности первых веков н. э. грань между обоими смыслами практически стерлась. Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, т. е. Даниила и трех отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно дается В. Персидский царь Хосров II Парвиз (7 в.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображенных на ней В. Через Месопотамию В. связывались с воспоминаниями о Валааме и Данииле, которые проповедовали месопотамским язычникам приход мессии (а Валаам говорил о мистической «звезде от Иакова»); через Персию — с культом Митры (описанный выше костюм В. совпадает с костюмом жрецов митраизма). Представления о персидском происхождении В. дольше всего держались в византийской иконографии; на Западе они были утрачены, В. либо не имели этнических характеристик, либо неопределенно соотносились с арабским или даже византийским Востоком. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в «экзотических» странах В. становятся олицетворением человеческих рас — белой, желтой и черной, или трех частей света — Европы, Азии, Африки; эта идея, возможная только для нового времени, все же связана с исконным взглядом на В. как представителей всего языческого человечества, а также с еще более древним архетипом тройственного деления рода человеческого. Имена В. в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена — Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции — Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др.); на средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Слагаются легенды о позднейшей жизни В.: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Их предполагаемые останки были предметом поклонения в Кельнском соборе.Дары В. обычно истолковывались так: ладаном почитают божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.Лит.: Dieterich A., Die «Weisen aus dem Morgenlande. Ein Versuch, Lpz.-B., 1911. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ВОЛХВЫ — ВОЛХВЫ — название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда — восточных мудрецов, звездочетов. Большой энциклопедический словарь
  2. волхвы — Волхв’ы (Быт.41:8 ,24; Исх.7:11 ,22; Исх.8:7 ,18,19; 9,11; Лев.20:27 ; Чис.22:7 ; Чис.24:1 ; 4Цар.9:22 ; Дан.1:20 ; Мат.2:1 ,7,16; Деян.8:9 ,11; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Волхвы — Жрецы в Древней Руси, служители языческого религиозного культа. В. приписывалось влияние на силы природы, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. смерти киевскому князю Олегу. Большая советская энциклопедия
  4. Волхвы — Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. ВОЛХВЫ — Др.-рус. название жрецов, служителей языческого религ. культа. В. приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 в связи с сообщением о предсказании В. смерти кн. Олегу. Советская историческая энциклопедия
  6. Волхвы — (Мф 2:1) ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил и т. п. Они были по преимуществу Персы, но находились и в Аравии и других странах Востока, как, например, волхвы египетские… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Волхвы — (др.-рус. ед. ч. вълхвъ), у восточных славян жрецы, служители языческого культа. В христианских преданиях В., цари-волхвы, маги (греч. p-dyoi, лат. magi), мудрецы-звездочеты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Словарь по культурологии
  8. волхвы — Мудрецы, чародеи. Краткий церковнославянский словарь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *