Вологда Софийский собор

Софийский собор является старейшим каменным сооружением в Вологде. Построен он был в 1568 году, в эпоху правления Ивана Грозного. Спустя два века, рядом с ним был воздвигнут Воскресенский храм, но Софийский собор при этом не утратил своего значения и по-прежнему считается главным храмом Вологды.

Сегодня Софийский собор сохраняет свое значение, являясь не только религиозным объектом, но и местом массового посещения туристов, которым интересен как внешний облик собора, так и его внутреннее убранство.

Известность собору во многом принесли его древние фрески на стенах и сводах потолка. Они изображают сцены из Библии и жития Святых. Все они датируются XVII столетием и имеют бесспорную историческую и культурную ценность.

Фресками покрыто почти 5 000 кв. м стен Софийского собора. В нем находится самая большая в России фреска «Страшный суд», она занимает площадь 400 кв. метров.

Софийский собор расположен в самом центре Вологды, что дает возможность включить его в прогулку по городу всем туристам и гостям города.

© juliette17

История

Строительство собора началось на территории Вологодского кремля практически на самой береговой линии. В те времена Иван Грозный планировал сделать кремль в Вологде своей резиденцией, что сказалось и на строительстве собора. За образец был взят московский Успенский собор. В общей сложности строительство растянулось на 20 лет. В начале XVII века во время очередной войны с Польшей здание собора получило серьезные повреждения, но было достаточно быстро приведено в порядок.

В советский период богослужения в храме прекратились, но, в отличие от многих других церквей, Софийский собор не был разрушен, а передан краеведческому музею.

Статус исторического памятника древний храм получил уже в 1935 году. За прошедшие годы собор пережил две масштабные реконструкции, которые позволяют поддерживать его первозданную красоту. Последняя реставрация завершилась в 2007 году. Собор имеет статус памятника Всероссийского наследия.

Софийский собор и колокольня

Софийский собор имеет прямоугольную форму в основании. Он кирпичный, шестистолпный с пятью куполами. Внутри храм разделен на три нефа. Изначальная алтарная преграда в наши дни скрыта иконостасом (созданным в середине XVIII века). Возле него располагалось царское место для богослужений.

К храму относится колокольня высотой 78,5 м, на верхнем ярусе которой находится смотровая площадка. Изначально колокольня была деревянной, но в середине XVII века ее воссоздали из камня. По сей день она считается самым высоким зданием в Вологде. На колокольню есть возможность подняться, преодолев 300 деревянных ступеней.

На башне находятся куранты, созданные в Москве в 1871 году. По сей день они являются главными часами в городе.

С колокольни Софийского собора открывается панорамный вид на исторический центр Вологды, ее считают обязательной к посещению все гости города.

© juliette17

Фрески

Софийский собор был первой в Вологде церковью, украшенной фресками. Все они сохранились по настоящее время благодаря усилиям реставраторов. С их же помощью были установлены имена живописцев, подаривших России своды храма с фресками. Историки насчитали 16 имен, среди которых, Дмитрий Плеханов, Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов и другие мастера XVII столетия.

Система росписи Софийского собора не отличается от ему подобных строений. Основная тематика фресок — сюжеты, связанные с именем Иисуса Христа. Эта традиция пришла еще из Византии. Но есть и отдельные росписи, посвященные праздникам, отдельным персонажам в истории, в основном — князьям или видным деятелям.

© juliette17

Западная стена собора полностью посвящена Страшному суду. Эта фреска признана самой масштабной в России. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны сюжетами на евангельские темы. На столбах изображены мученики и князья.

Большинство фресок многофигурно, на них изображено по несколько фигур святых или князей. Богоматерь и Христос выделяются среди них только нимбами, что подчеркивает их божественную сущность, но в то же время — равенство с другими фигурами.

В изображениях природы прослеживается русская флора и фауна, что придает храму уют, несмотря на размеры фресок и самого помещения.

Отдельная достопримечательность собора — его иконостас, созданный в стиле барокко. Это третий по счету иконостас, создан он был в середине XVIII века. Он имеет пять рядов, на которых размещены иконы с ликами святых. Большинство икон собора имеют древнюю историю. Есть среди них и ровесницы фресок.

© juliette17

Как добраться до Софийского собора в Вологде

Софийский собор расположен в самом центре Вологды, поэтому добраться до него будет несложно. Сделать это можно несколькими способами.

Почти у самого Кремля (где и находится собор) останавливаются автобусы № 8, 16, 22, 32, 42, 400, 403, 405. Остановка называется «Центр» или «Старый рынок». От нее до цели — не более 5 минут пешком. До этой же остановки доезжают маршрутные такси № 4, 7, 11/13, 27, 29.

От ЖД вокзала Вологды и автовокзала (расположенного рядом) до Софийского собора курсирует троллейбус № 4, автобусы № 28, 403, 405 и 414. Ближайшая остановка — «Проспект Победы» — расположена рядом с Кремлем. От нее до собора — примерно 5–7 минут пешком.

Дойти до Софийского собора можно и пешком из центральных районов города. Вологда не имеет высотных зданий, поэтому колокольня собора видна почти отовсюду и служит хорошим ориентиром. К тому же, путь пролегает по историческим районам с деревянными постройками прошлых веков, поэтому прогулка будет приятной и познавательной.

Доехать до Софийского собора Вологды можно также на автомобиле или воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси и другими. Поездка по городу обойдется недорого.

Вологодский Софийский собор на панорамах Google Maps:

Видео-обзор Софийского собора в Вологде:

Успенский собор Вологодского Горнего монастыря, 2014 год. Фото Сергея Чернова с сайта sobory.ru

Вологодский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, собор бывшего Горнего Успенского монастыря, приписной к общине храма Константина и Елены (Вологодская епархия)

Первое упоминание о деревянной Успенской церкви Вологды, давшей название Успенской трети города, относится к XIV-XV векам. Скорее всего, это был приходской храм, который несколько раз сгорал дотла и снова возрождался. С XVI века Успенская церковь считается уже монастырской.

Каменный холодный пятиглавый Успенский собор был возведен в 1692-1699 годах на месте двух деревянных церквей — холодной Успенской и теплой Троицкой — по храмозданной грамоте архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина).

Кресты пятиглавия Успенской церкви до середины XVIII века были позолоченными. Известно, что в это время собор именовали как Успения Золотые кресты. Находящаяся рядом с монастырем церковь Николая Чудотворца на Горе, согласно архивным документам первой половины XVIII века, именовалась и как Николы у Золотых крестов. В середине XVIII века в монастыре произошел пожар. Своды и главы Успенского храма были сильно повреждены и утратили свой золотой блеск. С годами название «Золотые кресты» окончательно перешло к церкви Николы, хотя золочеными кресты храма Николы Золотые кресты никогда не были.

Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходную церковь, нежели монастырский собор. Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы украшена закомарами (по 4 с каждой стороны) Ее венчают один световой и четыре декоративных барабана, несущих крупные луковичныеглавки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков.

В 1880 году Сергиевский придел, трапезная и колокольня Успенского собора перестроены в псевдорусском стиле. Высота новой двухъярусной колокольни, сохранившейся до наших дней, составляет около 36 метров. На звоннице имелось десять колоколов. На втором ярусе колокольни размещалась монастырская ризница.

К моменту закрытия Успенский собор имел резной золоченый пятиярусный иконостас. Царские двери были обставлены по бокам двумя витыми золочеными колоннами. Иконы из монастырского иконостаса выставлены сегодня в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Наиболее ценятся специалистами две из них: Успение Богоматери (XVI век) и Вознесение – Сошествие в ад (XVI век).

Успенский собор оставался действующим до 21 июня 1924 года. После закрытия его передали в пользование красноармейцам. 26 июля 1924 года в храме был устроен первый киносеанс для бойцов отдельной роты связи.

В Успенском храме в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. Тогда же сняли с храма завершения. Крест на колокольне спилили после большого пожара в середине 1950-х годов. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жилье. Теплая церковь преподобного Сергия Радонежского была перестроена под размещение автомастерской.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Успенская церковь, входящая в ансамбль Горне-Успенского монастыря, поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

С середины 1960-х годов храмы бывшего Горне-Успенского монастыря переданы на баланс органов культуры. В 1976 году завершена реставрация Успенского собора: восстановлены завершения четверика и колокольни. Храм стал использоваться в качестве склада военторга и областного драматического театра. В 1980-х годах теплый Сергиевский храм, реставрация которого не проводилась, занял автоспортклуб.

В 1995 году началось восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы, приписанного к общине храма Константина и Елены. С 1996 года в церкви возобновились богослужения. Часть ремонтно-реставрационных работ финансировалась за счет средств областного бюджета.

Использованные материалы

  • Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы // Страница сайта Культура в Вологодской области
  • Горний Успенский женский монастырь // Страница сайта Культура в Вологодской области

Древнейший церковный памятник Вологды – Софийский собор играет важную роль в общем ансамбле города.

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов, имея общий источник происхождения – Успенский собор в Москве. Тем не менее вологодский собор отличается от всех аналогичного типа храмов, в том числе и от прототипа, особой лаконичностью архитектуры, придающей собору специфически северную строгость.

Каменное строительство в Вологде, в том числе возведение ее центральной достопримечательности – Софийского собора, напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.

В 1571 году в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившемся с царем в Софийском соборе. Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный, царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ и уехал из города.

Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению, причем отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее. В 1587 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре был освящен и главный престол Софийского собора.

В сентябре 1612 года, во время польско-литовского нападения на Вологду, Софийский собор наряду с другими церквями города пострадал от грабежа и пожаров, вследствие этого оказалось необходимым возобновление и повторное освящение в нем обоих престолов (1613 г.). Восстановление собора после разрушения требовало значительных средств, и для этих целей были проведены денежные сборы с епархиальных церквей. В 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.

В 1685 – 1687 гг. создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.

В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.

Вологодский Софийский собор: виртуальная экспозиция

Софийский собор в Вологде является старейшей каменной постройкой из всех сохранившихся до настоящего момента на территории этого древнего города. Православный храм, который также называют Собором Софии Премудрости Божией, входит в число памятников архитектуры (градостроительства) общероссийского значения.

История собора

Возведение и основание

Софийский собор был основан Иваном Грозным в 1568 году. Тогда же началось строительство здания храма на берегу реки Вологды в составе ансамбля кремлевского комплекса.

Такое место для возведения собора было выбрано неслучайно. Территория заложенного годом ранее (в 1567 г.) Вологодского кремля изначально была продумана таким образом, чтобы на ней разместилась новая кафедральная церковь. Она стала необходимой после того, как застройка Вологды расширилась, и главный городской собор оказался вне нового центра города.

Историческая судьба

Иван Грозный планировал создать в Вологде собственную опричную резиденцию в северной части государства. Распоряжение о строительстве храма было одним из этапов ее создания. Именно поэтому архитектурным прообразом для возводимой церкви был выбран главный храм государства — московский Успенский собор, также входящий в состав комплекса строений кремля.

Царь лично контролировал возведение зданий Вологодского кремля и Софийского собора.

В 1570 году основной этап строительства собора был завершен. Грозный пожелал сразу посетить главный храм Вологодчины. Но после посещения спешно уехал из города.

Поведанная летописцем Иваном Слободским легенда объясняет странный отъезд царя. Когда Грозный находился в возведенном здании, осматривая величественную постройку, от свода отделился элемент конструкции и упал прямо на голову государя. Раздосадованный царь повелел разобрать церковь, но позже смягчил свое решение.

Храм не был разобран, но по указу государя он не был освящен. О его достройке речи не шло вовсе. Такая же судьба постигла и кремль Вологды — от планов создания резиденции Иван Грозный отказался.

Заброшенное строительство собора возобновилось лишь в 1587 году во времена царствования Федора Иоанновича.

Но и тогда строительные работы не были завершены полностью — достройка и отделка коснулись только южного придела. По этой причине он был освящен ранее главного престола. Сразу после окончания работ его освятил епископ Антоний во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и основателя Ивана Грозного. Центральная часть была достроена значительно позже.

Посвящение Софии

По первоначальному плану Ивана Грозного новая церковь должна была быть посвящена Успению Богородицы. В то время посвящение Успению имело особенное значение. Реплики московского Успенского храма строились практически по всей территории государства. Одной из них стал возведенный в Вологде Успенский собор, главный престол которого был посвящен Святой Софии.

Освящение главного престола во имя Софии, олицетворения Божией мудрости, совершилось в начале 17 века, когда храм был полностью достроен.

Традиция посвящать храмы Софии уходит корнями в древность, к Византийскому государству. Впрочем, для вологодского храма это посвящение стало не просто данью старинной традиции, но и символом возвышения Вологды и ее независимости от Великого Новгорода.

Стоит упомянуть, что Софийский собор не единственный храм Вологды, связанный с Успением. В конце 17 века при местном монастыре воздвигнута Успенская церковь, примечательная своей колокольней, а также приделом, посвященным Сергию Радонежскому. Чтобы не путать эти святыни Вологодчины, принято называть собор при монастыре Успенским, а находящийся на территории кремля — Софийским.

Разорение и поджог

Начиная с 1612 года Софийский храм преследуют испытания. Первым в их череде стало польско-литовское нашествие. Но не только поляками и литовцами была захвачена Вологда. Как отмечено в летописях, среди захватчиков были «казаки, черкесы и русские воры». Главная святыня Вологодчины была осквернена: вандалы разгромили и разорили ее, а после подожгли. Пожар охватил преимущественно верхнюю часть строения — главы с крестами и крыша в целом были уничтожены.

Восстановление и последующие беды

После того, как захватчики покинули город, началось восстановление поврежденного здания церкви. В 1613 году полностью восстановленную и достроенную церковь повторно освятили, уже вместе с главным престолом. В 1686—1688 годах интерьер был расписан приглашенными иконописцами из Ярославля.

В дальнейшем огненная стихия еще дважды разрушала храм: в 1698 и 1724 годах.

Сильные пожары наносили немалый урон, но всякий раз собор восстанавливали вновь. В 1737 году была начата установка нового иконостаса из 5 ярусов. Эта масштабная работа была завершена в 1744 году. Именно этот иконостас установлен по сей день.

В период с 1848 года по 1851-й собор подвергся масштабным ремонтным работам. В результате как внутренний, так и внешний облик постройки претерпел значительные изменения.

В 1923 году собор столкнулся с новым испытанием: указом советской власти он утратил свое предназначение. Наряду с другими церквями Вологодчины храм был упразднен. Здание отдали в распоряжение местного краеведческого музея, который разместил там экспозицию на тему истории религии и атеизма.

В 1935 году Вологодскому Софийскому собору присвоили статус памятника общегосударственного значения, каким он является по сей день.

Капитальная реставрация здания

В период с 1966 года по 1968-й храм был капитально отреставрирован. Работы были проведены Всесоюзными научно-реставрационными мастерскими.

Основной целью реставрации являлось возвращение собору того облика, каким он обладал в 17 веке. Внутреннее оформление также было приведено в прежний вид. Группа мастеров закрепила на стенах и потолке старинную фресковую живопись.

Еще одна масштабная реставрация была проведена в 1999—2007 годах.

Комплексные реставрационные работы окончательно вернули храму его первозданную красоту как снаружи, так и внутри.

Современное положение

На сегодняшний день Софийский Успенский кафедральный собор является действующим храмом и важнейшей вологодской достопримечательностью. Управление им осуществляется местным государственным музеем-заповедником и Вологодской митрополией.

Этот объект культурного наследия ежегодно посещают тысячи туристов. Посетите и вы — это стоит увидеть своими глазами.

Колокольня храма

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

Среди них:

  • «Архангельский»;
  • «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
  • «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
  • «Великопостный»;
  • «Водовоз»;
  • «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
  • «Часовой» (самый старый из всех).

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

Богослужения и другие возможности посещения

В связи с тем, что здание собора не отапливается, он работает только в теплое время года. Его открывают для посещения весной и закрывают осенью. Определенных сроков нет — все зависит от погодных условий. К слову, даже в рабочий сезон храм можно посетить только при хорошей сухой погоде. В дождливые дни собор закрыт для посещений. Таким образом работники заботятся о сохранности фресок.

Режим работы Софийского собора в Вологде:

  • среда—воскресенье: 08.00 — 19.00;
  • понедельник, вторник: выходные.

Ровно по такой же схеме работает и колокольня при храме.

Посетить святыню Вологодчины может любой верующий. Увидеть старинные красоты могут и жители города, и его гости. Но вход как в собор, так и колокольню платный.

Богослужения проводятся два раза в день:

  • с 08.00 до 10.00;
  • с 17.00 до 19.00.

Но не ждите от ежедневных служб каких-то особенных обрядов. Масштабные богослужения совершаются только по большим церковным православным праздникам.

Службы не единственная возможность полюбоваться на храм изнутри. Помимо богослужений в соборе проводятся экскурсии, на которых вы узнаете много интересных подробностей о внутреннем убранстве храма. Экскурсии проводятся каждый день и длятся с 10.00 до 16.00.

Если вы не любите групповые экскурсии, имеется возможность ознакомиться с интерьером собора самостоятельно и просто побродить по этому памятнику архитектуры, как по музею.

Колокольня также заслуживает внимания. Помимо увлекательного подъема наверх, вас ждет великолепный вид на весь город, открывающийся со смотровой площадки сооружения.

В этом видео вы познакомитесь с историей собора и сможете оценить его красоту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *