Воскресенье слова

См. также воскресенье, Воскресение Христово.
В Википедии есть страница «воскресение».
Статья недели 14/2007.

Русский

В Викиданных есть лексема воскресение (L97514).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. воскресе́ние воскресе́ния
Р. воскресе́ния воскресе́ний
Д. воскресе́нию воскресе́ниям
В. воскресе́ние воскресе́ния
Тв. воскресе́нием воскресе́ниями
Пр. воскресе́нии воскресе́ниях

вос-кре-се́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -воскрес-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. действие по значению гл. воскресать; возвращение к жизни, обретение жизни после смерти ◆ В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мёртвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы. И. А. Бунин, «Роза Иерихона» ◆ Воскресение Iисуса Христа есть нашего падения востание. Платон (Левшин), архиепископ Московский и Калужский, «Слово в день Святыя Пасхи», 1777 г.
  2. перен. восстановление ◆ Грядут со мною чудеса / И воскресение свободы! А. И. Полежаев, «Эрпели(«Едва под Грозною возник…»)», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. внутреннее духовное обновление, возрождение ◆ Мы войдём в воскресение, только если сами вырастем в меру истинного, подлинного человечества… Антоний Сурожский (Блум), «Отдание праздника Успения», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. воскресание, воскрешение, оживание
  2. возрождение
  3. пробуждение

Антонимы

  1. смерть, умирание

Гиперонимы

  1. чудо, восстановление

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • имена собственные: Воскресение Господне; Светлое Христово Воскресение
  • пр. существительные: воскресание, воскресенье, воскрешение; воскресник
  • прилагательные: воскресный
  • глаголы: воскресать, воскреснуть, воскрешать, воскрешаться, воскресить

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • воскресение из мёртвых
  • Лазарево воскресение

Перевод

В первую очередь стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Оказывается раньше, задолго до принятия христианства, неделей именовали воскресный день. И был он первым днем недели. Но позже воскресенье стали считать последним днем, завершающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

«Воскресенье» — величайшая группа в истории русского рок-н-ролла, своими песнями создавшая образ рок-музыканта как Солдата Вселенной, вечного странника и борца со злом.<br>Группа родилась в июне 1979 года, когда Евгений Маргулис (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (ударные, клавиши) покинули «Машину Времени» из-за музыкальных разногласий с Андреем Макаревичем. К ним присоединился студент «Гнесинки» по классу вокала Андрей Сапунов (бас. вокал), не раз в этой компании (плюс К Никольский) игравший на студенческих танцах, чтобы заработать на лишнюю кружечку пивка, а также — Алексей Макаревич (клавишные) и безработный поэт и гитарист Алексей Романов, тоже когда-то игравший в «Машине Времени».<br>АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ еще в школе собрал свой первый ансамбль, исполнявший биг-бит, и за выступление на школьном выпускном бале получил благодарность от директора. В 1969 году поступил учиться в МАрхИ, где также организовал группу, игравшую шейки, твисты, рок-н-роллы. В 1974 году Андрей Макаревич, с которым Романов учился в МАрхИ в одной группе, пригласил его принять участие в «Машине Времени». Целый год Романов пел песни Макаревича, но в конце концов они не сошлись характерами, и Алексей покидает «Машину», начав писать собственные песни. В 1975 году Романов попадает в группу «Кузнецкий Мост», до его прихода называвшуюся «Опасной Зоной». В составе группы также выступают двоюродный брат Макаревича — Леша (гитара), Сергей Андреев (бас), Игорь Котлов (барабаны). «Кузнецкий Мост» исполнял песни Романова и просуществовал до 1977 года. В 1979 году Алексей Макаревич позвал своего старого приятеля в только что созданный новый проект под названием «Воскресенье». Романов горячо поддержал начинание своих друзей и в рекордно короткие сроки, в течение июля, в домашних условиях была отрепетирована первая программа, в которую вошли песни Романова «Кто виноват?». «Совсем пропащий» «Я привык бродить один». «Снежная баба». «Случилось что-то в городе моем». «Так бывает» и др., а также блок из песен Константина Никольского («Музыкант». «Поиграй со мной, гроза» и т.д.), которые исполнял Андрей Сапунов. В августе в учебной студии ГИТИСа, там же, где репетировали и записывались «Машина Времени» и «Високосное лето», была сделана запись этих песен.<br>Когда работа над «пленкой» (понятия «магнитоальбома» тогда еще не существовало) была закончена, встал вопрос, что с ней делать дальше. Немного поразмыслив, музыканты решили отнести запись на «Радио Москоу Ворлд Сервис». Тогда, в преддверии Олимпиады-80. все средства массовой информации, работавшие на внешний мир, пытались произвести на зарубежную аудиторию максимально хорошее впечатление, поэтому на волнах этой радиостанции звучало много советской рок-музыки. Туда была отдана и пленка «Воскресенья». После этого Романов и его друзья отправились отдыхать на море, в Пицунду, а вернулись они в Москву уже настоящими звездами рок-н-ролла. «Радио Москоу Ворлд Сервис» передала несколько песен «Воскресенья», в том числе «Кто виноват?».<br>Так началась массовая популярность «Воскресенья», перекрывшая даже страсти по «Машине Времени». Песни группы слышались повсеместно, они исполнялись на обычных «шиховских» гитарах в походах, во дворах, в «красных уголках», причем очень часто народ даже не знал имен авторов. Забавно, но в 1982 году в ругательной статье «Рагу из синей птицы», появившейся в «Комсомольской правде», авторство песни «Кто виноват?» было приписано Андрею Макаревичу…<br>В июне-июле 1980 года в студии ВГИКа был записан новый альбом, и тем же летом Романову позвонил Константин Никольский («Атланты», «Цветы», «Фестиваль»), предложивший поработать вместе. Тогда в репертуаре «Воскресенья» появились новые песни — «Ветерок», «По дороге разочарований». «Предатель» и др. И хотя Романов тяготел к блюзу, а Никольский к белому рэггей. — оба эти направления тогда мирно уживались в формате одного состава.<br>В октябре 1980 года оригинальный состав «Воскресенья» распался. Маргулис ушел в «Аракс», вслед за ним туда подался и Романов — просто поэтом. Разумеется, репертуар «Аракса» пополнился несколькими «Воскресенскими» композициями — «Один взгляд назад», «Сон» и т. д. Надо сказать, что «Аракс» и его вокалист Анатолий Алешин создали одну из лучших ковер-версий ‘Ветерка». Но уже в конце 1980 года Романов решил организовать собственную группу, куда позвал Никольского (гитара). Андрея Сапунова (бас, вокал) и Михаила Шевякова (барабаны). Поскольку репертуар нового проекта был практически идентичен репертуару ‘Воскресенья», то щедрый Кавагоэ, официальный автор этого названия, подарил его своим друзьям.<br>В июне 1981 года после серии блестящих концертов была сделана новая запись, куда вошли как новые песни («Воскресенье». «Мчится поезд», «В моей душе осадок зла…»), так и версии старых хитов.<br>В 1982 году исполнилась заветная мечта Романова о профессиональной работе: оставивший «Машину Времени» режиссер Оганес Мелик-Пашаев предлагает Алексею работу от Марийской филармонии в программе «В едином ритме». Поскольку Сапунов и Никольский не имели намерений бросить Гнесинское училище. Романов набирает новый состав, который получает скромное название — «Группа Оганеса Мелик-Пашаева». В него вошли бывший клавишник «Машины Времени» Петр Подгородецкий. бывший звукооператор все той же «Машины» Игорь Кленов, сменивший пульт на бас-гитару, барабанщик Владимир Воронин и бывший гитарист «Веселых Ребят» и «Аракса» Вадим Голутвин. В дальнейшем этот состав получит название «СВ», которому сами участники дали почти сотню расшифровок: от «Спального Вагона» до «Снова Воскресенье».<br>В 1983 году группа записывает альбом «Радуюсь», в котором также приняли участие трубач из «Веселых Ребят» Александр Чиненков и Павел Смеян, саксофонист из «Рок-Ателье». Основу репертуара составили песни Романова времен «Воскресенья» плюс несколько новых композиций — «Радуюсь», «Вера. Надежда. Любовь.», «Все с начала», «Спешит моя радость» и др. Казалось бы, все идет очень хорошо. Начались гастроли, концерты — причем практически все с аншлагами. Но вдруг все остановилось: против Романова возбуждено уголовное дело. На него «вешали» все, что можно было найти: и продажу гитары, и продажу неких «левых» билетов. Романов исправно ходил на допросы, но потом следователю надоело каждый раз писать повестки и она, посоветовавшись с начальством, изменила Романову меру пресечения: последовало полтора месяца в КПЗ и девять месяцев в «Бутырке». Когда же суд, наконец-то, состоялся, то судья после первого слушания заявил, что не видит в деле Романова состава преступления, но его тут же вызвали в высшие инстанции, где все доходчиво объяснили, и на следующий день тот же судья вынес суровый приговор: три года с конфискацией. Интересно, что Романова выпустили из тюрьмы на следующий же день после смерти Андропова. Правда, три года после этого ему не давали устроиться на работу в филармонию: Алексей в качестве простого гитариста играл на танцах в Саду им. Баумана, пока в конце 1986 года он не возобновил работу в группе Мелик-Пашаева. Истинной причиной расправы над Романовым было, по-видимому, то, что его группа не вписывалась в концепцию «перестройки».<br>В период, когда Романов ушел в группу Мелик-Пашаева, Сапунов и Никольский много выступают дуэтом со старыми песнями, потом каждый из них собирает собственный состав: Сапунов — «Лотос». Никольский — «Зеркало Мира».<br>Новая страница в собственной истории «Воскресенья» была написана в мае 1992 года, когда фирма «Фили» выпустила пластинку с лучшими песнями группы. По такому поводу в ДК им. Горбунова фактически после десятилетнего перерыва состоялся концерт «золотого» состава группы: А. Романов. К. Никольский. А. Сапунов. М. Шевяков Зал «Горбушки» не смог вместить всех желающих, а публика расценила этот концерт как исполнение пророчества, заложенного в названии группы. После этого события по рок-сообществу пошли разговоры, переходящие в требования восстановить этот состав в качестве постоянного. Романов с Сапуновым в это время как раз оставили «СВ». но Никольский был накрепко завязан на собственную группу — «Никольский и друзья». Тогда Романов и Сапунов собрали «Воскресение», позвав сесть за барабаны сына Иосифа Кобзона — Андрея. Группа много выступала, как в «электрическом», так и в «акустическом» вариантах, в «живых» концертах часто принимали участие старые друзья — Евгений Маргулис, Евгений Казанцев, Вадим Голутвин и др. Мечты о возрождении «настоящего» «Воскресенья» реализовались зимой 1995 года, когда группа собралась в своем практически первоначальном составе, с участием А. Романова, А. Сапунова, Алексея Макаревича, параллельно работавшего с трио «Лицей», первый репертуар которого был почти полностью составлен из хитов «Воскресенья», и Евгения Маргулиса, иногда оставлявшего ради «Воскресенья» «Машину Времени». В состав был приглашен и Никольский, но он не сошелся с Романовым во взглядах на развитие музыки группы. Никольский предлагал осовременить звучание. Романов же хотел создать своего рода музей. Никольский не захотел участвовать в таком варианте группы. Впрочем, время внесло свои коррективы в намерения. и звучание нового «Воскресенья» выглядит достаточно современным. Тем более, что песни этой группы бессмертны.<br>Дискография:<br>Магнитоальбомы:<br>В начале 80-х по Советскому Союзу распространялись два магнитоальбома группы: дебютный был записан в 1979 году первым составом коллектива, а второй, созданный уже в видоизмененном составе (Романов, Никольский. Сапунов, Шевяков), появился в 1981 году.<br>1979 «Воскресенье» (Vincent Company Records, 1994)<br>1981 «Воскресенье» (Vincent Company Records, 1994)<br>Пластинки:<br>1990 «Воскресенье» (Фили)<br>Аудиокассеты;<br>1994 «Воскресенье» 1979 (Vincent Company Records)<br>1994 «Воскресенье» 1979-81 (Vincent Company Records)<br>1994 «Воскресенье» 1981 (Vincent Company Records)<br>1994 «Золотые хиты» (Vincent Company Records)<br>1994 «Золотые баллады» (Vincent Company Records)<br>1995 «Дело дрянь» (Vincent Company Records) Алексей Романов<br>1995 «Мы вас любим» (Silence Pro Records) Воскресенье<br>1995 «Воскресенье» Живее всех живых (АО Poligram Russia)<br>Компакты:<br>1994 Воскресенье. «Кто виноват?» (Magic Records)<br>1994 Воскресенье «Концерт в ДК Мехтех.» 1982 г. 28 марта, утро. (Д. Л. Лота)<br>1994 Алексей Романов. Константин Никольский. «Акустический концерт». (Д Л. Лота)<br>1994 Алексей Романов. «Солнцем освещенная дорога.» (A-Ram)<br>1995 Воскресенье. «Мы вас любим» (концертная запись. Silence Pro Records)<br>1995 Воскресенье. «Живее всех живых» (АО Poligram Russia)<br>1995 Романов. Сапунов. Кобзон. «Семь вещей». (Д. Л. Лота)<br>1995 «Волшебник изумрудного города» Музыкальная сказка по мотивам одноименного произведения А. Волкова (Д. Л. Лота) Алексей Романов — партия рассказчика Константин Никольский — партия Страшилы<br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»> антипасха, возрождение, воскресение, выходной, день, квасида, праздник, седьмой день недели </div><br><br>… смотреть

Введение
Этимология слова «воскресенье» складывается в разных языках по-разному.
В германских языках доминирует наименование воскресенья как «день солнца».
Английское наименование воскресенья Sunday возникло до 1250 года из слова sunedai, которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) Sunnand;g (буквальное значение «день солнца»). Название родственно друкгим германским языкам, включая древнефризское sunnandei, древнесаксонское sunnundag, средневековое голландское sonnendach (на современном голландском — zondag), древневерхненемецкое sunnun tag (на современном немецком Sonntag), древнеисландское sunnudagr (в современных датском и норвежском — s;ndag, в шведском —s;ndag).
В романских языках воскресенье — «день Господний» (итал. Domenica от лат. dies Dominicus).
В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. Слово произошло из старославянского въскрьсени;, въскр;шени; и в русский язык пришло через церковнославянский.
По другой версии, глагол «воскресать» имеет древние корни и происходит от старославянского языческого «кр;сати» или «воскрешать» (производное от «крес;» — оживление, здоровье). Близкородственным является слово «кресало»: от «кресати», что означает «ударом сотворять огонь» и лат. creo «создаю, творю, вызываю к жизни», лат. cresco «расту».
Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (ст.-слав. нед;;ля, польск. niedziela, укр. неділя, белор. нядзеля, чеш. ned;le и т. д.), то есть днём, когда «не делают», то есть не работают. В русском языке это название перешло к слову неделя и сохранилось в православной церковной терминологии на церковнославянском.
В большинстве авраамических религий первым днём недели является воскресенье. Библейский шаббат (изначально соответствующий субботе), когда Бог отдыхал после шести дней творения, дал начало первому дню недели, следующему после субботы (что соответствует воскресенью). Суббота в церквях Седьмого дня освящены для праздника и отдыха.

Итак, существует 5 версий этимологии слова «воскресенье» в разных языках.
1. день Солнца
2. день Господний
3. день воскресения Иисуса на 3-й день после распятия
4. день отдыха Бога после 6 дней творения
5. день ничего не делания — неделя
Эти 5 версий можно разделить на 2 группы:
1. день Солнца
2. день отдыха (ничего не делания)
День Солнца может быть днём Господним, поскольку Бог во многих религиях олицетворяется с солнцем. Воскресенье Иисуса выпадает на день весеннего солнцестояния (Пасха), т о есть, поворот зимы к весне, иначе, воскресение солнца. В тоже время Иисус Христос в христианской религии сопоставляется с солнцем. Следовательно, день Господний и день воскресения Иисуса являются и днём Солнца.
День отдыха Бога после сотворения мира сопоставим с днём ничего не делания, отдыхом. Следовательно, день отдыха Бога идентичен вообще дню отдыха (неделе).
Кроме того, день субботы (библейский шаббат), изначально день ничего не делания, за исключением бани и стирки, совместился с днём воскресенья.
Но самое интересное, что день Солнца, тоже изначально мог быть днём стирки, но вследствие лингвистического фонетического искажения превратился в день Солнца. Сравните sun – солнце (англ.) и sanitas – здоровье, санитария, то есть очищение одежды и тела. А слово sanitas могло произойти от славянского слова sanie – саньё (груб.-разг.), моча, поскольку в древности до изобретения мыла одежду стирали в моче.
«Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину — так называемую «валяльную глину», которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря — жидкое аммониакальное мыло. «Это величайшее открытие в истории!», — подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.» .
Таким образом, все 5 версий слова «воскресенье» относятся к одному варианту — день стирки или банный день, совмещённый с днём субботы (sabbath – sob-bath – собирать баню), как было принято у славян и существует по настоящий день.
СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
Ссылки
1. Дни недели http://www.liveastrology.org/dni_nedeli.htm
2. Фуллоны — прачки древнего Рима, https://vk.com/topic-10971354_24904716
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *