Воскресенский собор в тутаеве

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

© Людмила

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

За несколько столетий существования он пережил войны, революции, эпоху репрессий, когда многие из соборной общины пропали в лагерях и ссылках, потом насаждение атеизма, приватизацию. И все это время храм оставался действующим — еженедельно в нем проходили церковные службы, обряды крещения, отпевания.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Живописный городок Ярославщины — Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск).
Воскресенский собор — главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить «всем миром» храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор «величественным, благолепным».

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов — нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний — Воскресенский — храм и окружающая его с трех сторон галерея — спустя несколько лет. Высота нижней церкви — 5 метров, верхней — 13,5 метров (до купола 24).

В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Воскресенский собор.Тутаев


Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.


На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время — его копия.Риза исчезла бесследно.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства — мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки — чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса — одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.
Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая — это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая — икона «Прибавление ума» в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева — могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
По материалам:

Тутаев. Город с двойным именем. Паромная переправа. У кого больше всех прибавилось ума после помазания у иконы Божией Матери «Прибавление ума».

Тутаев – небольшой провинциальный городок на Волге, численность населения около 40 тысяч человек. Он почему-то вызвал у меня образ этакого мужичка-плотника в косоворотке, с плотницким ящиком, коренастого и приземистого, рукастого, заботливого, хорошего семьянина. Конечно же, православного христианина.

Городок старинный, был основан во второй половине XIII века. В давние времена это было два отдельных города – Романов (в честь основателя – князя Романа Владимировича) и Борисоглебск (в честь первых Святых земли русской – князей Бориса и Глеба). В начале XIX города были объединены в один. Оба названия захотели сохранить, поэтому городок называться двойным именем – Романов-Борисоглебск, прямо по-княжески.

В советские времена город был переименован в Тутаев в честь красноармейца по фамилии Тутаев, погибшего во время белогвардейского мятежа. В 2016 году комитет Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока проголосовал за возвращение Тутаеву его исторического названия Романов-Борисоглебск. Но по разным причинам городок до сих пор не переименован.

Сначала мы посетили могилку старца архимандрита Павла Груздева и на батюшки отслужили панихиду.

Первый храм, который мы посетили в Тутаеве – Покрова Пресвятой Богородицы сохранился с XVIII века.

Очень строгий снаружи и очень одухотворенный внутри. Про такие храмы говорят «намоленные». Старинные иконы, фрески, утварь. В таких храмах я всегда ощущаю особенный дух благочестия, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И всегда очень хочется хотя бы одним глазком заглянуть в прошлое. Увидеть, какие батюшки здесь служили, какие люди молились, почувствовать именно то, старинное молитвенное состояние. Что очень важно — храм не закрывался ни на один день, молитвы в нем звучали постоянно, в него были перенесены и сохранены иконы из других храмов города.

Особо почитаемый образ Покровского храма – икона Божией Матери «Прибавление ума», она помогает в выборе верного пути в жизни и достижении успехов в учении. Настоятель храма – отец Георгий помазал нас около этой иконы и благословил. В этом храме мне особенно запомнились еще две святыни – икона Пантелеймона Целителя, сохранившая свои первозданные яркие краски, и икона Святителя Николая, выполненная в виде деревянной резной статуи. И, конечно, старинный алтарь с ликами Иисуса Христа и Матери Божьей.

После Покровского храма мы поехали на правый берег, на Борисоглебскую сторону. Паромная переправа, фотосессия на фоне Волги и Волжских берегов. Почему-то вспомнился мне фильм «Когда деревья были большим», там главная героиня была паромщицей и вручную перегоняла паром с одного берега на другой, в то время это было довольно медленно. Сейчас, конечно, все автоматизировано. Переправились быстро.

Обед прошел очень весело. Шутили, гадая как проверить, у кого же больше прибавилось ума. Сейчас не вспомню, кто запустил шуточную задачку «Если муха летает по автобусу, то она летит или едет? Как рассчитать ее скорость?». Строили много разных догадок, смешных и серьезных, никак не могли прийти к одному ответу. Один из братьев предложил посчитать скорость мухи с помощью интеграла. Дружно решили, что именно у него прибавилось ума больше всех.

Тутаев. Под Христом.

Собор Воскресения Христова. Вторая половина XVII века. Высокие белые стены. Лазоревые купола. Крутая лестница, ведущая в верхний летний храм. Старинные кованые двери. Красивейшая галерея, расписанная сюжетами первой книги Пророка Моисея, библейскими сюжетами, композициями на тексты псалмов, молитв, сюжетами на церковные темы. Можно ходить по ней целыми днями, рассматривая, изучая и восхищаясь. Собор милостью Божией не закрывался и не был разграблен. Все святыни в нем сохранились и даже стоят на тех же самых местах, что и раньше.

Зашла в храм и замерла. На меня смотрел Спас Всемилостивый. Монументальная старинная икона XV века, размером почти 4х4 метра. Изначально икона являлась «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. В середине XVIII была перевезена в Ростов Великий, а в конце этого же века возвращена обратно. Ежегодно с иконой совершается два крестных хода – один по левобережной Романовской, второй – по правобережной Борисоглебской стороне города. Для крестного хода сделаны специальные носилки, которые вместе с иконой поднимают и несут десятка два мужчин.

Под иконой Спаса Всемилостивого сделан специальный лаз, по которому по древней традиции нужно проползать на коленях. Конечно же, все мы проползли там. Моя бы воля, я бы там постояла подольше. На меня нахлынуло небывалое чувство смирения и раскаяния. Я ощутила себя «под Христом». В самом прямом смысле. Вот он – Спаситель, над моей головой, а я на коленях – смиренная и кающаяся. И я почувствовала, что именно этого и ждет от меня Спаситель – смирения, раскаяния и полного упования на Его святую волю. Раньше я это понимала умом, знала, что «так надо», а здесь «под Христом» это чувство пришло в сердце, в душу. Только ради этого одного этого осознания стоило ехать в поездку. «Господи, нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою!».

Но продолжу. В Воскресенском соборе еще много святынь – икона Божией Матери Одигитрия XIX века, резной образ Святителя Николая Можайского XVII века, икона с деяниями Святых Апостолов Петра и Павла в 16 клеймах XVII века, иконостас из 8 рядов и т.д. Стены украшены фресками с Евангельскими повествованиями, сценами, происходившими на Вселенских Соборах, литургическим сюжетам. На одной из стен, прямо над входной дверью – сцены Страшного суда, чтобы всякий выходящий увидел, что ждет неблагочестивых грешников и убоялся. Воскресенский собор очень красив и разнообразен. Он, как воплощение силы таланта русского народа и силы любви к Господу нашему.

Тутаев. Закат на Волге, «полунаяда», арт-галерея, «Косой» переулок, вечерние посиделки и планы на будущее.

После ужина мы спустились к Волге. Крутые берега, водная гладь. На противоположном берегу – купола храмов. Один из них – близко-близко к воде. Неужели не затопляет? Нет, не должно, потому что стоит он на высоком пригорке. Нам рассказывали, что на берегу выстроено 7 храмов. Мы насчитали только 6. Наверное, Покровский храм, в который мы заезжали, не было видно с нашего места.

Закат на Волге, наверное, прекрасен всегда. Но мне показалось, что именно для нас Господь послал такой красивый, Божественно красивый закат. В очередной раз пожалела, что фотографии на смартфон не могут передать всей красоты, всех оттенков, которые сменялись на небе.

Берег песчаный, вода холодная (брр), даже руки омывать не хочется. А наша отважная Даша сняла обувь, подобрала юбку и по колено ходила в воде чуть ли не полчаса. Говорит, что 7 лет занималась плаванием, вода в бассейне бывала еще холоднее и поэтому ей все нипочем и, что если бы был с собой купальник, то обязательно бы искупалась. Вот тогда бы и назвала я тебя, Даша, наядой – нимфой рек и ручьев. А пока побудешь в моем рассказе «полунаядой».

А вообще, там, на берегу Волги, я чувствовала себя невероятно спокойной, щедро одаренной милостью Божией, сердце переполняло чувство любви, благодарности и тихой радости. Сидела на берегу красивейшей русской православной реки, никуда не торопилась, слушала разные житейские истории, смеялась вместе со всеми и ни чем не думала. Все мысли, мирские проблемы улетучились. Тишина, благодать, наслажденье… Это ли не счастье? Спасибо, Господи, за милости твои!

Обратно возвращались по берегу. Шли, рассматривали дома. У одного дома увидели целую арт-галерею. Из пластиковых бутылок, камней и деревяшек сделаны лебеди, павлин, сова, тележка и еще какое-то интересное животное, которое мы не угадали – то ли свинья, то ли собака, то ли бегемот. Минут 5 стояли около этого забора, любовались, переговаривались. Татьяна достала видеокамеру, хотела поснимать, но кто-то заметил, что из окна смотрят хозяева, и она не стала этого делать, решила их не беспокоить.

P.S. Кое-что снять удалось, смотрите видео ниже)))

Идем дальше. Ух, ты! Надпись на воротах «Косой переулок». Гарри Поттер что ли приходил со своей волшебной палочкой? Забавно на улочке тихого провинциального русского городка увидеть частичку фантазийной Англии. Посмеялись. После чтения вечерних правил, собрались за чайным столом. Очень оживленно обсуждали только что закончившийся Великорецкий крестный ход. Отец Петр тревожился о том, что несколько человек из группы Спасского собора были недовольны тем, что отстав от группы, долго не могли найти стоянку нашего собора, и никто не побеспокоился о том, чтобы их найти. Обсуждали, как можно это исправить и кто будет заботиться о том, чтобы каждый член группы был на месте перед ночевкой. Обсуждали, какое место лучше выбрать для стоянки в селе Монастырском, потому что место, на котором останавливались в этом году очень неудобное.

Почти каждый рассказал свой особый случай, связанный с Великорецким крестным ходом. Как натирали ноги, как падали, как вымокали до нитки еще до прихода в Макарье, как видели старушку, которая шла в крестном ходу только маленькой сумочкой, в которой был, кажется, только молитвослов и акафист. И все говорили о той благодати Божией, о той радости, которую посылает Господь на крестоходцев. И радость эта и чувство близости к Господу сохраняется, несмотря ни на какие трудности.

Еще и еще раз поразилась я той всеобъемлющей любви, теплоте и заботе, с которыми отец Петр говорит о прихожанах собора и том, как ему хотелось бы хотя бы чуточку облегчить, помочь пройти крестный ход, поддержать, накормить, удобно устроить.

Как в православную паломническую группу попал неверующий человек и почему он начал петь «Аллилуия»?

Наш водитель А., как мне кажется, человек неверующий. Эта поездка с ним была уже третьей на моем счету. И ни в одной из поездок, по моим наблюдениям, он не проявлял даже малейшего интереса ни к молитвам, ни к святыням. В храмы с нами не ходил, занимался своими делами. И в этот раз все шло как обычно. Правда, в этот раз впервые в поездку ехали сразу два батюшки, а не один.

В вечер, который мы провели в Тутаеве, отец Петр читал вечерние правила, а мы все вместе молились в комнате братьев. А. в это время уже лег спать, но во время молитвы поглядывал на нас из-под одеяла. Одна из сестричек потом рассказывала, что во время коленопреклоненной молитвы, А. «как будто приподняло, глаза раскрыл широко». Батюшка сказал на это: «Благодать дошла».

На обратном пути по очереди читали акафист Иисусу Сладчайшему, вместе пели «Иисусе Сыне Божий, помилуй нас» и «Аллилуия». Вскоре после этого была техническая остановка. А. заправлял машину, а мы зашли в павильон автозаправки. Стою, рассматриваю что-то на полке, мимо проходит А., и я слышу, как он поет «Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Бессознательно, конечно, поет. Но ведь поет именно это, а не что-то еще. Кто-то может сказать: «Ну, конечно, он же это только что слышал, что же еще ему петь?». А мне верится, что это благодать Божия снизошла даже на такого неверующего человека, как А.! Благодаря нашим совместным молитвам, благодаря присутствию батюшек, Господь был, как мне кажется, ближе к нам, чем обычно в паломнических поездках. Вот и коснулся он своею благодатью А., потому и пел неверующий человек «Аллилуия». Слава Богу за все! Господи, помоги ему обрести веру в Тебя!

Послесловие

Ну вот, и закончила я свой рассказ о паломнической поездке. Что хочется сказать напоследок? Эта поездка была для меня особенной, самой насыщенной по чувствам и эмоциям. Именно после этой поездки я прочувствовала душой и ощутила сердцем, что паломничество – это путь к Богу. Ощущение, что Матерь Божия находится близко-близко во время молитвы около Толгской иконы, радость от чувства смирения, покаяния и принятия воли Божией на коленях «под Христом» в Воскресенском соборе в Тутаеве, осознание, что «Господь сам все управит» после исповеди дорогого стоят. Это бесценный дар Господа. «Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя».

Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!

А сейчас все это можно посмотреть в фильме

Часть 4. Тутаев, правый берег.

ВЕСЬ фильм можно посмотреть по ссылке https://svnikolae.ru/palomnichestvo-v-yaroslavl/

Телефон паломнической службы: 470-262.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *