Воспитание детей в царской России

«Человек в результате воспитания должен осознать свою высокую нравственную (духовную) миссию, внести лепту в укрепление общественной нравственности (духовности), понять себя как частицу духовно развитого человечества. Без этого все фактические познания — иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований — не только не принесут пользы, но и окажут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве», — писал известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский).

Эту же мысль проводит и другой выдающийся педагог Николай Христианович Вессель: «Для жизни развитие воли и стремление к справедливости и нравственному (духовному) идеалу у человека имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления человека должны получить благородную (духовную) цель. Внезапная испорченность человека так же невозможна, как и внезапное облагорожение».

Воспитание, согласно концепции Константина Дмитриевича Ушинского, невозможно без национальной компоненты. Отвлечённые идеи, не имеющие связи с национальной почвой, не обладают силой. Ушинский отзывался: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у других народов».

Философ Иван Ильин: «Каждый народ по-своему вступает в брак, болеет, умирает, по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает… по-своему сердится, отчаивается, ходит и пляшет, шутит, строит дома, принимает гостей. Хочу я или нет, но я становлюсь частью той общности людей, в которой я живу. Как же можно не формировать у ребёнка любовь к тому, частью чего он является?»

Основой воспитания, в концепции Ушинского, является народная культура, для русских детей — православие.

Воспитание на основе православной традиции было свойственно и семьям высшего общества, и простого народа.

«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием
ему служит вера», — справедливо утверждает святитель Филарет Московский.

Императрица Александра Федоровна пишет: «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который могут оставить родители своему ребенку. Ведь духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности. Без этого не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной».

Трудно переоценить значимость для воспитания таких понятий, как язык, словесность и чтение.

Николай Михайлович Карамзин в одном из своих выступлений говорил:
«Вы знаете, милостивые государи, что язык и словесность… есть главные способы народного просвещения… Успехи наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого. Успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его ума и чувствительность к изящному. Нужно учить языкам несомненно»!»

Николай Александрович Корф (общественный деятель, педагог) считал, что обучение грамоте служит фундаментом для самостоятельного чтения, для приобщения к книжной культуре. Подход Н. А. Корфа подготовил почву для создания сельских библиотек, для их работы как культурных центров.

Воспитание и обучение Ушинский считал одним и тем же процессом.

Успехи образования в Царской России

Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.
Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», — считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.

Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся.

Семья

Основное воспитание осуществлялось в семье. Семьи на Руси, включая и Царскую, были многодетными, что уже исключало обособленность и эгоизм. Старшие дети заботились о младших, воспитывающей была сама среда. Дети общались друг с другом, помогали во всем друг другу. В семье царила любовь.

Дети в народных семьях воспитывались на Евангелии, житиях святых и с самого рождения впитывали дух Православия.

«Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое
добро. А это и есть глубочайший смысл жизни», — в беседе с родителями
говорит наш современник старец Паисий Святогорец.

Одной из форм воспитания, которая не устарела до сих пор, было так называемое домашнее чтение, то есть совместное чтение детей и родителей.

Строгость и наказание

«В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность», — утверждает Святитель Филарет, митрополит Московский.

Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна не поощряли злых шуток и наказывали за них. Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала щипать гостей за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. А что же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость.

Личный пример

К.Д. Ушинский призывал уважать личность ребёнка, ни в коем случае не унижать его перед другими детьми, воспитывать достоинство как часть национального характера.

Личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, что её неспособны заменить ни учебники, ни наказания с поощрениями.

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Милосердие, благотворительность

Благотворительность в Царской России была очень распространена и являлась потребностью для представителей высшего общества. Примером и образцом этого благого дела служила семья Государя Николая II.

Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Тогда она попросила, чтобы деньги пошли на лечение ребенка-инвалида, которого она часто видела на улице ковылявшим на костылях. Его бедные родители не могли заплатить за лечение.

В тяжелое военное время старшие дочери Императора Николая II – Ольга 19 лет и Татиана 17 лет – вместе с Императрицей окончили курсы сестер милосердия и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом и в моральном плане. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», — пишет Ф.Винберг.

Патриотизм

Отличительной чертой в дореволюционной России был именно акцент, сделанный на патриотическо-военное воспитание, где знание военного дела было на первом месте.

Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке.

Родина – это то, что у человека нельзя отнять. Чем больше ребёнок будет любить Родину, тем легче будет ему жить. Быть частью чего-либо гораздо легче, чем быть одиночкой. Семья и Родина – это тыл.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений. Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

С ранних лет Николай II испытывал тягу к военному делу. В 1884 году Великий Князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу, и 6 (19 мая) в день своего рождения приносит воинскую присягу. Царевич Алексей, несмотря на серьезную болезнь, постоянно находился с Государем в Ставке.

В 1909 году по инициативе Государя Николая II в России появляется скаутское движение. Оно пришло из Англии и идейная основа скаутского движения заключается в таких слова: «Разведчик (скаут) верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Скаутское движение имело целью воспитать высоко духовно-нравственных людей, патриотов, закаливало характер, готовило к службе в Армии. Большое внимание уделялось социальной работе и благотворительности.

Во время I-й мировой войны скауты трудились в госпиталях, помогали беженцам, выполняли сельскохозяйственные работы в семьях, хозяева которых воевали на фронтах войны.

Генерал Смольянинов назвал скаутское движение «христианством в действии». Скаутским движением было охвачено более 50 тысяч человек почти в двухстах городах Российской Империи.

В богоборческие годы против скаутов были многочисленные репрессии, советское правительство видело в них врагов. Надежда Крупская извратила идейную основу скаутского движения, взяв от него все формы и методы работы, и создала пионерскую организацию.

В 1991 году русскими эмигрантами скаутское движение было возвращено в Россию. Духовными руководителями и покровителями скаутов были такие знаменитые святители как Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович) и Митрополит Антоний Сурожский (Блюм).

С патриотическим воспитанием неразрывно связано исполнение гражданского долга.

Гражданский долг

Одной из главных гражданских добродетелей монарха было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь — «честным человеком и просвещенным гражданином».

В графе «род занятий» Николай II пишет: «Хозяин земли Русской», и он был добрым, мудрым, рачительным хозяином.

Труд, физические упражнения

«Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно».
Преподобный Ефрем Сирин

Одним из самых существенных в семье было трудовое воспитание. Без постоянного труда крестьянской семье было не выжить, но и в богатых, даже Царских семьях, труду уделялось огромное значение.

Традиции трудового воспитания наследников престола были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую Царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Уже в ссылке, один из охранников, видя, как Николай II работает, заметил: «Если ему дать кусок земли, он опять всю Россию заработает». Дети даже в Царских семьях всегда находились при деле, дочери Николая II занимались рукоделием, благотворительностью, в свободное время много читали.

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Идею Михаила Васильевича Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению.

Вывод

Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история. Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.

Главное, из чего нужно исходить, говоря о нравственных ценностях, это то, что они абсолютны и на языке религии называются Божиими Заповедями.

Это — наш общий фундамент, на котором развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках именно христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле, абсолютных нравственных ценностях. Когда это исчезает, мы становимся просто народонаселением, а не гражданами.

Задачей православного педагога является помощь в исполнении замысла Божиего о человеке и воспитание, несомненно, должно основываться на национальных традициях. «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, как опавшие листья, носимые ветром судьбы, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая», — справедливо писал философ Иван Ильин.



Почему в богатых домах держали кормилиц, а матери не кормили своих детей самостоятельно? Что происходило с детьми самих женщин, нанятых для вскармливания потомства барина? И, наконец, зачем все это было нужно крестьянским женщинам? Вопросов, которые возникают относительно темы вскармливания младенцев в дореволюционной России, очень много и чем глубже погружаешься в тему, тем больше их становится. Попробуем разобраться.

Кто такие кормилицы-крестьянки и для чего они были нужны?


Кормилица должна была олицетворять здоровье и материнство.

Обычно в качестве кормилицы нанималась девушка из крестьянской семьи, которая только что родила, нередко случалось, что это была женщина, оставшаяся без мужа, попавшая в сложную жизненную ситуацию.
Для женщины, претендующей на такую вакансию, предъявлялся ряд требований:
• она должна быть молодой, здоровой, как минимум визуально, иметь небольшой лишний вес – это считалось залогом удачного кормления и «молочности» женщины;
• нравиться молодой матери и ребенку, то есть миловидное лицо, приятный, несклочный характер;
• но, при этом, быть не слишком красивой, не все аристократки были бы в восторге от того, чтобы в их доме появилась молодая, пышущая здоровьем красавица, поэтому она должна была быть точно хуже хозяйки, максимально простоватой;
• характер должен был быть спокойным, покладистым, нрав кротким, сама женщина благодетельной;
• хорошие зубы (почти как у лошади), считались признаком крепкого здоровья;
• обращали внимание и на цвет волос, в некоторых регионах предпочтение отдавалось смуглым брюнеткам, считалось, что они более «молочные», чем малохольные блондинки, а вот рыжие точно не могли претендовать на эту должность;
Безусловно, главным требованием для такой женщины была симпатия ребенка, ведь им было нужно наладить непосредственно близкий контакт и нередко случалось, что именно барчук отвергал одну кормилицу за другой, столь требовательно подобранную родителями.

Почему аристократки и барыни не кормили детей самостоятельно?


Кормилицы при богатых домах и выглядели соответствующе.

Почему вообще возникала необходимость в кормилицах вопрос неоднозначный, таковы были устои, и большинство дам из высшего сословия отказывались от вскармливания под давлением общественных догм, но не все. Например, княгиня Мария хотела самостоятельно кормить свою дочь, но император Николай I лично запретил ей это делать. Любые предпосылки такого рода встречались недоуменно, если не сказать категорично. Но так было не всегда, до 18 века жены императоров и княгини самостоятельно вскармливали наследников, Екатерина I считается последней императрицей, кто обошелся без кормилицы.
Есть несколько версий относительно того почему высокородные дамы отказывались от естественного процесса, да еще и под давлением общественности. Одна из ведущих – это низкая вероятность последующей беременности во время грудного вскармливания. Матерям, стоящим в основе рода, следовало быть очень плодовитыми, им нужно было родить максимальное количество детей, пока они молоды и здоровы, желательно мальчиков. Учитывая младенческую и детскую смертность тех лет, становится понятно, почему несколько лет, потраченные на лактацию, могут оказаться принципиально важными. Нередко у не отличающихся здоровьем аристократок, попросту не хватало молока, для того чтобы полноценно вскормить наследников.

Одежда кормилиц была простой, но подходящей по статусу к дому.

Другие моменты тоже не менее важны, к примеру, считалось, что кормление ребенка негативно сказывается на женской фигуре (а роды, конечно же, нет), делает ее грубоватой и лишает изящности, что недопустимо для аристократок. К тому же, супруга должна была сопровождать своего именитого супруга на светских раутах, а иногда и во время путешествий, поэтому попросту не могла быть привязанной к младенцу, требующему кормления по часам.
Платья знатных дам не умещали пышную «молочную» грудь, да и не были рассчитаны на кормление младенцев, это лишь подтверждает, что подобные требования к ним и не предъявлялись.

Где были собственные дети кормилиц?


Нередко кормилица оставляла своих детей в ужасных условиях, чтобы растить барчука.

Кормилицы практически не имели возможности видеться и общаться с собственными детьми. Чаще всего, речь шла о том, чтобы отлучить мать от ребенка на младенческий период, а уж выживет ли он без материнского молока и заботы – не так важно. Чаще всего ребенок кормилицы оставался на воспитание у родственников, реже отдавался в специальные воспитательные дома (по принципу детских домов), но там был большой дефицит пропитания и очень высокий процент смертности.
Если ребенок кормилицы оставался дома, то речь, как правило, не шла о том, чтобы мать могла навещать его. Это бы означало, что женщина будет находиться в крестьянской избе, а она никогда не отличалась чистотой, и кормилица может принести заразу к именитому отпрыску. По той же причине их практически не выпускали на улицу и не разрешали тесное общение с посторонними людьми.

Работа кормилицы считалась очень почетной.

Чаще всего у кормилиц были свои кормилицы – родственники, соседи, которые имели такую возможность, подкармливали малыша. Тогда это было крайне распространено и в том, чтобы покормить чужого младенца не было ничего удивительного. Нередко оставленный кормилицей ребенок, погибал.
Ближе к концу 19 века правила начали смягчаться, и появилось больше попыток решать вопросы индивидуально. Известны случаи, когда при дворе проживала не только сама кормилица, но и ее дети, в том числе и старшие. Для высшего сословия характерны еще большие уступки, в любом случае это решалась индивидуально, исходя из человеческих отношений. Вообще, работа кормилиц считалась весьма богоугодной, даже если для этого приходилось оставлять своего ребенка, ведь таким образом она обеспечивала питание сразу двух детей (а то и целой семьи) – богатого и своего, поскольку он получал некие преимущества, но о них чуть ниже.

Какие привилегии были у кормилиц?


В барском доме крестьянки получали уход и заботу.

Женщины, кормящие своим грудным молоком, находились в привилегированном положении, к ним относились мягче, баловали их и хорошо кормили. Особенно ей полагались сладости, потому что считалось, что это способствует увеличению выработки молока. На праздники и какие-то события ей дарились подарки, как и всем членам семьи, после того как они успешно выполнили свою работу им полагался определенный подарок, денежная выплата, бонус. Для крестьянских девушек это было очень почетно, к тому же и проживали они в барском доме, где, нередко и оставались уже в другом качестве для дальнейшей работы, связанной с ребенком и уходом за ним. Во времена крепостничества, это, пожалуй, были единственные привилегии, поскольку о какой-то оплате речь не шла. Позже кормилицам полагалось довольствие и другие блага.
• Статус кормилицы оставался при крестьянке пожизненно и давал ей некие привилегии, кроме того, один из ее детей становился «молочным братом», нередко такие браться даже общались и поддерживали связь. Например, Николай I общался со своими молочными родственниками всю жизнь и поддерживал их. Дружба с императором – весьма неплохой пропуск в жизнь.
• После окончания срока кормления младенцы, кормилицы богатых семей получали единовременную выплату, которая были приблизительно равно годовой заработной плате госслужащего. Огромные деньги для крестьянских семей.
• Кормилица получала пенсию – ежемесячное денежное довольствие. В те времена на такую поддержку от государства не могли рассчитывать даже высшие чины.
• На какие-то крупные праздники им отправлялись подарки, причем весьма солидные.
• Просьбы бывших кормилиц часто выполнялись, а их ходатайства играли решающую роль, конечно, в пределах разумного.

Как был обустроен быт кормилиц


В Европе существовали целые агентства нянек-кормилиц.

В большинстве случаев для младенца кормилица была ближе родной матери, ведь именно с ней он проводил большую часть времени. Грудью обычно продолжали кормить 2-3 года, а после окончания этого периода ребенок передавался на попечение педагогам и прочим «воспитателям».
Нередко бывало, что у знатного отпрыска было по несколько кормилиц, порой их число доходило до 4. Но позволить себе такую роскошь могли только царские семьи. Нередко случалось, что подросшие дети забирали кормилиц к себе, на постоянное проживание, чтобы обеспечить им достойную старость. Крестьянки считали эту работу очень престижной, ведь всего-то нужно было следить за младенцем, заменяя ему мать – кормить, мыть, ухаживать и следить за его здоровьем. Для женщин, у которых в доме «семеро по лавкам», тяжелая домашняя работа, хозяйство, работа в поле – жизнь в барском доме казалась раем.

Рожок для кормления младенца. Прототип современной бутылочки.

Несмотря на то, что нередко встречались недобросовестные кормилицы, которые могли дать ребенку водки, чтобы он лучше спал, закрутить роман с кучером и скрывать, что у нее пропало молоко, встречались и те, кто искренне привязывался к ребенку. Именно через кормилицу ребенок узнавал русскую речь, обычаи, традиции. Няня Александра Пушкина, Арина Родионовна, была кормилицей сестры поэта и является ярким примером того как в семьях было принято относиться к тем, кому доверили собственное потомство. У многих русских классиков встречается образ «мамушки» (так называли кормилиц, подчеркивая их особое положение).

Закат эпохи кормилиц


Кормилица в доме заводчика Савельева.

Практика вскармливания чужих детей начинает уходить только к 20 веку, с легкой руки императрицы, которая на собственном примере, в разрез правилам, стала самостоятельно кормить и воспитывать своих детей, отношение к институту материнства стало меняться. Дворяне стали больше внимания уделять собственному потомству и не воспринимать их как нечто обязательное, но отвлекающее от жизни. К тому же стали появляться сухие молочные смеси, которые сделали кормилиц не столь востребованными, даже если у матери не было достаточно молока.
Порученные няням и кормилицам дети нередко считали за своих самых близких людей именно тех, кто непосредственно участвовал в их воспитании, да и ценности закладывались именно крестьянами и иными воспитателями из числа простого люда. Если кормилицы относились к привилегированным категориям, то остальные нередко использовались не только для тяжелого труда, но и веселья. Сегодня кажется фантастической история, как русские дворяне измывались над крепостными, чтобы поражать гостей балетом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Грудное вскармливание — не только способ насытить ребенка, но и возможность удовлетворить его социальные и психологические потребности. Дети, которых кормят грудным молоком, защищены от инфекций и кишечных заболеваний.

В состав материнского молока входят ценные минеральные вещества и витамины, оно богато полиненасыщенными жирными кислотами. ВОЗ рекомендует продолжать ГВ до 2 лет, но каждая мама сама решает, когда ей закончить кормить грудью.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: как отучить ребенка от грудного вскармливания мягко и без стресса для всех.

Грудное вскармливание — не только способ насытить ребенка, но и возможность удовлетворить его социальные, психологические потребности.

Признаки того, что малыш и мама готовы к отлучению

Чтобы завершить лактацию безболезненно для мамы и ребенка, надо убедиться в готовности обоих к отлучению:

  1. Количество прикладываний сократилось до 1-3 раз в сутки. Дневные прикладывания сводятся к минимуму, кормления выстраиваются вокруг сна: перед засыпанием и после пробуждения;
  2. У ребенка есть пищевой интерес, он ест прикорм, пытается съесть незнакомую еду из взрослой тарелки;
  3. Малыш способен засыпать самостоятельно, не нуждается в груди для продления сна, переходит из одной фазы сна в другую без сосания;
  4. Ребенок не использует сосание груди как способ утешиться и успокоиться в некомфортной ситуации;
  5. У мамы уменьшилось количество молока, отсутствуют болезненные ощущения, грудь мягкая, лактация нестабильная;
  6. Мама психологически настроена к завершению лактации, она спокойно принимает тот факт, что важный этап в отношениях с малышом подходит к концу;
  7. Важным условием спокойного отлучения является поддержка всех членов семьи.

Когда лучше начинать

Нет единого мнения, когда лучше начинать отлучение ребенка от груди. Согласно рекомендациям ВОЗ, кормление грудью возможно до 2 лет. Но решающим должно быть мнение мамы и желание ребенка. В среднем грудное вскармливание длится 1,5 года.

До 5-6 месяцев ребенок не нуждается в другой пище, кроме материнского молока. С 5 месяцев начинают вводить прикорм, в рационе появляется другая еда. К 9 месяцам ребенок получает уже 3 вида прикорма, молоко матери составляет не более 1/3 его рациона.

Выработка молока снижается пропорционально уменьшению количества прикладываний к груди. Отлучать рекомендуется, когда за день совершается не более 1-2 кормлений, при этом они ночные.

Отлучать от груди нужно постепенно, лучше начать с дневных кормлений, так как вечерние помогают ребенку заснуть. Можно сцеживать молоко, чтобы малыш получал его, но не из груди, а из бутылочки.

Во время отлучения не стоит надолго лишать ребенка внимания мамы, чтобы он не чувствовал себя брошенным.

Как прекратить грудное вскармливание у детей разных возрастов

Завершение грудного вскармливания у детей разных возрастов имеет свои особенности. Это обусловлено физическим и психическим развитием ребенка, в первые 2 года жизни психоэмоциональная сфера претерпевает множественные изменения, отношение к естественному питанию меняется, исходя из чего следует менять и тактику отлучения.

С рождения до 6 месяцев

В этом возрасте грудное молоко – основной источник питательных веществ и иммуноглобулинов для ребенка, отказаться будет сложно. При наличии медицинских причин не кормить грудью после родов естественное вскармливание лучше не начинать.

Если оно осуществлялось, то переводят на искусственные смеси. Когда останется 1-2 кормления в день, женщине нужно принять Достинекс и окончательно перевести ребенка на смесь.

С 6 до 18 месяцев

В этом возрасте вводятся прикормы, рацион расширяется, молоко уже не является единственной едой для ребенка. Кормлений становится меньше – 2-3 в день. Тяжело в этом возрасте убрать ночные кормления, они являются залогом спокойного сна.

В этой ситуации спасет сцеживание – молоко наливают в бутылочку и дают ночью, если ребенок просыпается (из бутылочки может кормить и папа, у мамы появится время на сон). Также сцеженное молоко можно замораживать.

С 18 месяцев и старше

Если ребенок старше года, молоко уже не имеет такой питательной ценности, а грудное кормление играет преимущественно психологическую роль – возможность побыть с мамой, почувствовать себя защищенным.

Здесь нужно дать понять, что мама может выражать свою любовь по-другому. В течение дня нужно обнимать ребенка, поглаживать, играть, заниматься.

Укладывать спать могут и другие члены семьи.

Оптимальный возраст для отлучения от груди

ВОЗ рекомендует до 6 месяцев кормить младенца только грудным молоком, постепенно вводить прикорм и завершать ГВ после 2 лет, а по желанию мамы – еще позже.

Отлучение до 1 года все-таки преждевременно и нефизиологично. Ребенок нуждается в кормлении грудью, так он получает качественное питание и защиту иммунитета, удовлетворяет сосательный рефлекс, находится в тесном контакте с матерью. Отлучение от груди в этом возрасте вызывает стресс для малыша.

Если завершить ГВ до года, то насытить ребенка одним прикормом не получится, придется вводить смесь для кормления. В этот период прикорм используется как способ возбуждения пищевого интереса.

ВОЗ рекомендует до 6 месяцев кормить младенца только грудным молоком, постепенно вводить прикорм и завершать ГВ после 2 лет, а по желанию мамы — еще позже.

В ГВ после года есть свои особенности:

  1. С 1 до 1,5 лет — самый сложный период для отлучения, т.к.:
    • ребенок сильнее нуждается в груди, потому что начинается процесс психологической сепарации от матери, что пугает малыша, ему необходима уверенность и стабильность;
    • нескончаемый поток информации возбуждает нервную систему, требуются привычные способы успокоения в виде сосания груди.
  2. С 1,5 до 2,5 лет — Грудное молоко обеспечивает энергетические потребности ребенка 2 и 3 года жизни на 30-50%, потом он сможет насытиться обыкновенной пищей. В этом возрасте дети самостоятельно регулируют объемы выпиваемого молока.

    Оптимальный возраст завершения – после 2 лет, чем старше ребенок, тем его проще отлучить, договориться с ним и объяснить происходящее.

Оптимальное время для отлучения от груди

Отлучать младенца от груди стоит только в том случае, если он здоров, хорошо себя чувствует и набирает вес.

Не стоит завершать лактацию в момент резких изменений жизненных условий: переезда, отпуска, развода родителей, адаптации к детскому саду.

Не прекращают ГВ во время кризиса 3 лет, не стоит создавать дополнительный стресс трехлетке в этот эмоционально нестабильный период.

Не заканчивают кормление грудью летом, т.к. в этот сезон высок риск кишечных и инфекционных заболеваний. К тому же летом повышается потребность в питье, которую младенец удовлетворяет с помощью молока.

Как отлучить ребенка от груди — важные правила

  1. Нельзя резко прекращать кормление грудью. Для ребенка это чревато психологическими и неврологическими проблемами, для мамы – застоями в молочных железах, маститом и воспалением.
  2. Важно развивать пищевой интерес ребенка, научить пить чистую воду, убедиться, что он получает достаточно витаминов и питательных веществ с другой пищей.
  3. В период отлучения нужно усилить телесный контакт, так ребенок получает возможность почувствовать мамину любовь иными способами: с помощью объятий, поцелуев, поглаживаний.
  4. Мама и ребенок должны проводить вместе больше времени, чтобы он не чувствовал себя покинутым. Можно ввести новые совместные ритуалы.
  5. Не стоит нервничать и злиться, если не удается договориться с малышом. Лучше полежать рядом, успокоить. В этот сложный период ему требуется поддержка и внимание.

Мама и ребенок должны проводить вместе больше времениРазвивайте пищевой интересВ период отлучения нужно усилить телесный контакт

Основные способы отучения ребенка от груди

Чтобы правильно завершить лактацию, используют следующие методы:

  1. Сказкотерапия. Мама рассказывает ребенку сказки, где главные герои переживают такую же ситуацию, как и малыш. С помощью таких историй описываются чувства и эмоции, предлагаются варианты решения проблем. Мама дает понять, что молоко заканчивается, процесс ГВ подходит к концу.
    Важно объяснить, что будет происходить дальше, после прекращения кормления грудью. Стоит рассказать, куда уходит молоко, почему взрослые дети его не пьют. Сказку можно придумывать самостоятельно или купить специальные книги с рисунками.
  2. Замена ритуала ГВ на новые, которые будут эмоционально сближать маму и ребенка: чтение перед сном, массаж, колыбельная, другие совместные занятия. Если раньше кормление грудью было основным способом взаимодействия, то теперь общение принимает новую форму.

Постепенное отлучение от груди

Главное правило прекращения лактации – постепенность. Резкое завершение приведет к ухудшению сна и аппетита ребенка, неврологическим тикам и навязчивым движениям, аутоагрессии, откатам в развитии, снизит доверие к маме и миру, нарушит гармонию в отношениях.

Для детей ГВ – это не просто способ насытиться и удовлетворить базовые физиологические потребности, но и способ тесного интимного взаимодействия с мамой, возможность успокоиться, заснуть, почувствовать защиту и безопасность.

Задача мамы – грамотно организовать режим дня, чтобы создать условия для постепенного отлучения:

  1. Вводить прикорм согласно возрасту, использовать разные продукты, возбуждать пищевой интерес, давать пробовать еду из своей тарелки.
  2. Всегда сначала предлагать прикорм, а потом грудь, возможно, ребенок насытиться только твердой едой, без грудного молока.
  3. Убрать хаотичные кормления, придерживаться основных приемов пищи в одно и то же время (завтрак, обед, полдник, ужин).
  4. Научить ребенка засыпать без груди, самостоятельно переходить из одной фазы сна в следующую. Для этого можно обратиться к консультанту по детскому сну.
  5. Показать способы успокоения и утешения без сосания, быть рядом в сложных ситуациях, поддерживать.
  6. Только при соблюдении всех условий начинают сворачивание лактации. В этом случае оно пройдет спокойно и без усилий.

Основные этапы постепенного отвыкания от груди

  1. С 6 до 9 месяцев вводится прикорм, который дополняет ГВ. Цель этапа – познакомить с новыми вкусами и консистенцией, а не накормить ребенка. Продукты режут кусочками, перемалывают в пюре, предлагают яркие овощи и фрукты для повышения интереса к еде. Предлагают воду для допаивания.
    Основным питанием в этот период остается грудное молоко.
  2. С 9 месяцев до года увеличивают объемы прикорма, ребенок сам регулирует прием пищи, пытается насытиться новой едой.
    После прикорма он не всегда прикладывается к груди, ему достаточно твердой пищи. На этом этапе важно прислушиваться к ребенку, не докармливать и не заставлять есть.
  3. С 1 года ребенок переходит на общий стол со здоровой качественной едой. Прикорм постепенно вытесняет ГВ. Организм матери вырабатывает меньшее количество молока в соответствии с запросами малыша.
  4. К 2 годам ребенок самостоятельно отказывается от ГВ в пользу обыкновенных взрослых блюд. Он может не вспоминать про материнскую грудь 2-3 дня, потом снова ненадолго прикладываться.
    Происходит мягкий самостоятельный логичный отказ от кормлений без вреда для нервной системы обоих участников.

Как снизить лактацию при постепенном отлучении

При плавном отлучении молочные железы адаптируются постепенно. Молоко вырабатывается по потребностям ребенка и в течение 2-3 дней организм сократит его количество. При мягком завершении грудь не сцеживают, она не набухает, не твердеет.

В случае резкого завершения ГВ, грудь переполняется. Чтобы избежать лактостаза, ее сцеживают, постепенно сокращая количество молока. Полностью прекратится лактация в течение 2 недель. Молоко, которое до этого находилось в груди, вернется обратно в кровь и перестанет выделяться.

Врачи и специалисты по ГВ не рекомендуют использование таблеток для подавления лактации, они не эффективны, т.к. на выработку молока к моменту отлучения влияет только запрос ребенка.

Лекарственные препараты влияют на гормон кормления пролактин максимум до 6 месяцев и применяются в экстренных случаях. Таблетки имеют опасные последствия: от мастита с высокой температурой до инфаркта.

Читайте подробнее о том, как прекратить лактацию.

Как свернуть дневные и ночные кормления

Лучше начать с прекращения дневных кормлений. Стоит соблюдать следующие принципы:

  1. Исключить днем отдых сидя или лежа. Ребенок думает, что мама ничем не занята и может дать ему грудь.
  2. Отвлекать игрой, лаской, мультфильмом.
  3. Распознавать потребности. Иногда ребенок просит грудь, когда не может выразить, что ему нужно. Задача мамы — узнать потребности.
    Часто он хочет есть, пить или требует внимания – это можно удовлетворить и без прикладывания к груди.
  4. Кормить в неудобной для ребенка позе, чтобы ему не хотелось продлевать этот процесс.
  5. Своевременно кормить. После сна сразу готовить полдник, чтобы он не успел захотеть молоко; давать молочные продукты.
  6. Доверить укладывание спать другим членам семьи, чтобы оно не ассоциировалось у ребенка с кормлением. Не нужно перед сном давать пищу, только воду из кружки, чтобы не продлевать сосательный рефлекс; не поддерживать привычку есть на ночь.

Ночные кормления ликвидировать тяжелее – от них зависит сон малыша. Часто маме проще дать ночью грудь, чем часами качать и укладывать заново. Прекратить кормление помогут следующие принципы:

  1. Приучить засыпать после кормления, а не с грудью во рту.
  2. Объяснить, что все спят и ночью есть нельзя.
  3. Сытный ужин. Если ребенок все-таки просыпается, давать воду из кружки.
  4. Спать одетой, чтобы ребенок не мог найти грудь.
  5. Не кормить в кровати. Всегда кормить на стуле, чтобы кровать ассоциировалась со сном, а не с едой.
  6. Больше обнимать, обеспечивая тактильный контакт.

Если ребенок уже взрослый, он должен спать отдельно. Укладывание можно доверить отцу или другим родственникам.

Советы кормящих мам

Опытные мамы имеют свои секреты длительного кормления и отлучения от груди:

  1. После 10 месяцев убирать ночные кормления, кормить перед сном и после пробуждения. Дети в этом возрасте способны спать всю ночь и не испытывать потребности в еде.
  2. Наслаждаться моментом нежности и единения с ребенком, ведь дети растут быстро и нуждаются в тесном контакте до 3-4 лет. Потом будет трудно обнять вырывающегося непоседу.
  3. Не нервничать, если не получается кормить долго, не упрекать себя. Если возникла необходимость оборвать грудное вскармливание резко, то не переживать по этому поводу.
  4. Пить достаточное количество воды в период кормления, но уменьшить ее потребление при завершении.
  5. Употреблять отвар шалфея для прекращения лактации. Для этого же прокалить ячменное зерно на сковороде, смолоть в кофеварке и заварить.
  6. Прислушиваться к ребенку, ориентироваться на его потребности и свои желания по отношению к ГВ.
  7. Не следует в период отлучения надолго расставаться с ребенком, отдавать его родственникам или прятать от него грудь.
  8. Можно обратиться за помощью к специалистам: педиатру, психологу, консультанту по грудному вскармливанию. Найти человека, которому получится доверять.
  9. Если после прекращения лактации молоко продолжает прибывать, то обязательно сходить к гинекологу.
  10. Если прерывать кормление приходится из-за болезни и употребления лекарственных препаратов, то в этот период можно сцеживаться, а после выздоровления продолжить ГВ.
  11. Даже после полного завершения ГВ возможно восстановить лактацию.

Грудное вскармливание – это физиологичный процесс, механизм которого отработан веками. Когда бы ни возникла потребность в его завершении, нужно действовать уверенно и ориентироваться на возможности пары «мама – малыш».

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *