Воспитание доброты

Юлия Мозжилина
План самообразования «Воспитание доброты у старших дошкольников»

План самообразования

воспитателя МДОУ№4

По теме: «ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

На 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Мозжилина Юлия Васильевна

Ф. И. О. педагога- Мозжилина Ю. В.

Тема самообразования – «Воспитание доброты у старших дошкольников»

Работа начата — Сентябрь 2018года

Предполагается закончить – июль2019 года

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.

Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.

Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Раздел Срок Содержание работы Практический выход

Методическая работа В течении года — изучение нормативных документов;

— чтение конкретных педагогических периодических изданий;

— чтение методической, педагогической и предметной литературы;

— обзор в интернете информации по образовательным областям;

— проведение занятий.

— изучение и внедрение новых технологий;

— общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

— участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

— работа с родителями;

— информация для родителей по данной теме.

(консультация, анкетирование, памятки)

— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

— доклады, выступления на родительских собраниях.

Работа с детьми Сентябрь Беседа: «О добре и зле»

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа: «Что такое дружба»

Коллективная работа «Дружная планета»

Октябрь Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия»

Занятие «Семья и родной дом»

Беседа: «Наша родина Россия»

Беседа:»Природа родного края» (просмотр презентации)

Оформление стенда «Моя Родина – Россия»

Ноябрь Беседа: «О бабушках и дедушках»

Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Занятие: «Русские матрёшки»

Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех»

Занятие (лепка): «Знакомый портрет»

Занятие (аппликация): «Маме буду помогать»

Занятие (конструирование): «Букет для мамочки» Оформление стен газеты «Моя мама лучше всех»

Декабрь Беседа: «Новый год несет добро»

Беседа: «Рождество Христово»

Занятие (рисование): «Ангелочек»

Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики»

Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

Занятие (конструирование):»Звездочки спускаются с неба»

Коллективная работа «Рождественская сказка»

Январь Беседа: «Рождественская Ёлочка» Выставка «Рождественская ёлочка»

Февраль Беседа: «Главная книга мира — Библия» Коллективная работа «Как бог создавал мир»

Март Интегрированное занятие: «Колокола» Выставка детских работ «Колокола»

Апрель Интегрированное занятие: «Пасха»

Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»

Занятие (лепка): «Украшенное яйцо»

Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа)

Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка» Выставка рисунков и поделок «Пасха красная»

Май Занятие:»Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» Выставка рисунков «Наш удивительный мир»

Июнь Интегрированное занятие: «Доброта спасет мир» Презентация «Троица»

Работа с семьёй Сентябрь Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Октябрь Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников»

Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Ноябрь Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Декабрь Памятка: «Православные праздники»

Январь Памятка: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль Памятка: «10 заповедей родителей»

Март Консультация для родителей: «Посеешь привычку…»

Апрель Памятка: «Этикет для родителей и детей»

«Акция посади дерево»

Май Памятка:»9 Мая. День Победы»

Июнь Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Изучение методической литературы В течении года 1. Е. В. Баринова «Знакомство с вежливыми словами» — Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

3. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

4. А. Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

5. Л. М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

6. Шорыгина «Беседы о характере и чувствах»2012 год

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

Автор учебника: Шемшурина А.И.

МОУ Лицей г, Истры

Класс: 4 «А»

Учитель: Дубова О.А.

Тема: в развитии добрых чувств-творение души

Цели и задачи:

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-активное использование речевых средств для решения задач;

-использование различных способов поиска информации;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Ход урока:

Оргмомент.

Постановка цели и задач урока.

-Урок мне хотелось бы начать с рассказа Бориса Ганго «Попугайчик».

Послушайте его и ответьте на вопрос, который появится в конце прочтения.

«Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:

— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.

Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?

Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mаша ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.

Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?

Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:

— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я человеком не был?

— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насторожился мальчик.

ИЛИ

Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

-Что это за чудный домик, эконом, слуги, зала, два окошечка, невидимая хозяйка? (Человек, сердце, кровь, лёгкие, глаза, душа)

-Кто главный в человеке, по мнению Ушинского?

-А как вы ответите на вопрос, что такое душа? (…)

-Заглянем в словари.

У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

У Ожегова «Внутренний, психический мир человека, его сознание.

То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами».

У Ефремовой «Внутренний мир человека. Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу».

-Где ещё можно посмотреть определение? (в учебнике)

-Откройте учебники на стр.49 найдите определение слова «Душа»

и прочитайте его.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке этики сегодня? (…)

Открываем часть темы на доске: ……..- ……… души.

-Когда она появляется у человека?

-А душа, какая она. На что она похожа? Как вы её себе представляете?

Создание проблемной ситуации.

Работа над пословицами. В группах.

-Соберите пословицы:

  1. «Глаза – бирюза, а душа – сажа»
  2. «Голова умна, да душа – дурна»
  3. «К доброй душе и чужая пчела роем прививается»
  4. «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»
  5. «Как душа черна, так и мылом не смоешь»
  6. «Крови не родной, а души одной»

-На какие две группы вы бы разделили пословицы? (о доброй душе и о злой)

-Как же так происходит, что чистая добрая душа становится злой. (…)

-Как сделать так, чтобы душа сохранила свою чистоту. Подумаем об этом на уроке.

Открываем часть темы на доске: ……..- творение души.

Разбор ситуаций. Работа в парах.

-Перед вами на листочках записаны ситуации, прочитайте их, обсудите и ответьте на вопросы.

1.»Нашему классу поручили создать клумбу около школы. Одни ребята копали землю, другие сажали цветы, третьи поливали их. Все очень устали. Но когда работа была закончена, уставшие от труда дети почувствовали радость».

Почему? Какое выражение со словом «душа» можно использовать, характеризуя их радость?» (Душа поёт, душа ликует)

2. «Витя был летом в лагере. Он отлично отдохнул, подружился с ребятами. Вместе они участвовали в мероприятиях, ходили в поход, пели песни у костра. Но вот пришло время расставаться. Вернувшись, домой, Витя испытал огромное чувство грусти. Он был здоров, но ему хотелось плакать».

С чем это было связано? Какое выражение со словом «душа» можно использовать, характеризуя его грусть?» (Душа болит)

-А вашей жизни случалось так, что можно было бы применить выражение…

— Когда «душа поёт»? (когда все здоровы, когда смог не солгать, т.е пересилил себя, очень хотелось, когда не пожадничал и т.д.)

— Когда «душа болит»? (когда уехал в командировку папа, когда заболела мама, когда злюсь, когда поступаю неправильно и т.д.)

-Разные ситуации вызвали у вас радость и грусть. Из них я бы выделила те, которые направлены на себя и те, которые направлены на других. Какие чувства окажут большее положительное влияние на душу первые или вторые? Почему?

-В этике это понятие носит своё название и является однокоренным со словом душа. (духовность) . Учебник стр.50 прочитаем определение понятия.

Решение проблемы.

Работа над ассоциациями.

-Перед вами на доске выражения. А что объединяет эти выражения? (слово «душа»)

-Надо объяснить их смысл.

Душа поёт – радость, ликование

Душа болит – сопереживание, грусть

Кривить душой – обман, ложь

На душе тяжело – уныние, тоска

Душа нараспашку — открытость

Жить душа в душу — дружелюбие

Душа в пятки ушла — трусость

Грязная душонка — подлость

От всей души — искренность

Голубиная душа – кротость

-Как можно одним словом охарактеризовать столбик слов справа? Что это? (Чувства)

-Что определяет основу души в человеке и её стремления?

(его чувства)

-Какие чувства надо развивать, чтобы душа оставалась светлой?

Открываем часть темы на доске: в развитии добрых чувств — творение души.

Работа над высказываниями

-Что в человеке помогает проконтролировать проявление чувств? (разум)

Один мыслитель Древнего Рима Марк Аврелий утверждал, что «разум есть взор души»

А вот французский учёный Паскаль говорил «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. У сердца свои законы, которых разум не знает»

-С каким философом вы согласны и почему. Приведите примеры.

(Например, подсказка на уроке- лучше послушать разум, случай на пожаре- лучше послушать сердце).

-Вот почему иногда говорят «разум с сердцем не в ладу». Кому же тогда доверять? (…)

Работа над притчей.

Однажды внук пришёл к деду и спросил:
— Что такое душа?
Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда:
— Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь.
Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи.
И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами.
— Я никогда не слышал о них, — сказал внук.
Дед улыбнулся и ответил:
— Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх, человек становится расчётливым и холодным.
Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть.

Третье же «Я»— это Душа. Только она способна установить в нас гармонию».

-Какая должна быть у человека душа, чтобы она была способна установить гармонию ? (сильная добрая мудрая…)

-Что нужно делать, чтобы душа стала мудрой и всегда выбирала правильный путь? (тренировать её)

-На стр.49 найдите подтверждение этой мысли. (высказывание Белинского)

-Как долго надо трудиться душе? (всю жизнь)

-Трудно это или легко? (…)

Слушание стихотворения

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958 Николай Заболоцкий

-Как может трудиться душа? (слова, мысли, поступки)

Работа в презентации.

-Я предлагаю работу по воспитанию души начать прямо сейчас. А для этого отправимся в сад.

«Добрые души- это сады, добрые мысли -это корни, добрые слова- это цветы, добрые дела -это плоды. Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых дел и добрых слов».
Генри Лонгфелло

-Какими добрыми мыслями вы готовы поделиться, чтобы наш сад начал расти? (…)

-Скажите друг другу добрые слова.

-А про добрые дела не принято говорить вслух, их лучше делать тайно. Поэтому напишите доброе дело, которое вы совершили на яблочке, соберём их в корзинку.

Учитель зачитывает, не называя имён. На доске появляются яблочки.

Итог урока

-Посмотрите, какой сад души у нас получился, не забывайте его удобрять, бороться с сорняками. И тогда ваши души станут мудрыми, и всегда будут выбирать путь добра.

-Вспомните начало урока. О чём хотели бы вы меня спросить? (как ответила мама на вопрос, чем закончился рассказ)

Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:

— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:

— А разве раньше я человеком не был?

— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!

— А что такое душа? — насторожился мальчик.

— Это способность любить.

-Чем мог закончиться рассказ, предположите сами.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

О воспитании доброты в детях

1.Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2.Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи. Проявляйте интерес к ребенку во время общения: кивком головы, одобрением, жестом. мимикой, взглядом.

2.Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.

3.Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Все, что вы делаете, делайте с любовью или не делайте вовсе.

4.Улыбайтесь друг другу, улыбайтесь своей жене, улыбайтесь своему мужу и своим детям — не важно, кому вы улыбаетесь, — это поможет вам проникнуться большей любовью к людям.

5.Как можно больше любви к ребенку, как можно меньше требовательности к нему. Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире.

5.Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6.Ребенок должен чувствовать любовь близких к себе. Принимайте ребенка таким какой он есть.

7.Замечайте успехи ребенка, радуйтесь вместе с ним. Чаще улыбайтесь ребенку.

В жизни нет ничего дороже наших детей, семьи. Не упускайте возможность общаться друг с другом, любить друг друга.

Воспитание дружелюбия у дошкольников

Дружелюбие – дружеское расположение,

доброжелательное отношение

к кому-либо.

С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать товарищество нужно начиная с дошкольного возраста. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие.

Быть дружелюбным – это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят) делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.

Прежде всего это качество облегчает общение с другими людьми. Если человек доброжелательно настроен, он легко, без напряжения обращается к окружающим с вопросами, предложениями, потому что эмоционально их принимает. Проявляя дружелюбие, человек упрощает окружающим контактирование с самим собой. С каждым человеком можно вести себя по-разному. Взаимодействуя с доброжелательным человеком, люди чаще проявляют свои лучшие стороны, отвечают добром на добро.

Рассмотрим методы и приемы воспитания дружелюбности.

Одним из наиболее часто используемых методов является изучение русских народных сказок. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

Процесс воспитания отношений доброжелательности дошкольников в процессе изучения сказок представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает:

  • этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога;
  • этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя;
  • этап широкого вариативной практики детьми опыта доброжелательных отношений в процессе театрализации при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.

Инсценируя сказки, дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета. Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем, чтобы предъявлять к детям единые требования.

Кроме этого, при воспитании дружеских отношений между детьми педагог может использовать:

  • чтение художественной литературы (А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; А. Кузнецов «Поссорились»; С. Михалков «Мы с приятелем…», «Песенка друзей»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Г. Остер «Как хорошо дарить подарки» и др.);
  • показ театрализованных представлений, например, на темы: «Я и мой друг», «Дружба и конфета»;
  • заучивание стихов («Хорошие товарищи» С. Михалков, «Подружки» А. Кузнецова, «Я люблю ходить вдвоем» А. Барто и др.);
  • на занятиях по музыке дети поют песни о дружбе («Если с другом вышел путь», «Дружба начинается с улыбки»);
  • рассматривание картин, иллюстраций к книгам;
  • просмотр мультфильмов (например, «Репка», «Теремок», «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города» и др.).
  • использование игр.

Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радости, эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Использовать в практике ДОО, например такие игры:

1. «Разноцветный букет» (автор Е.А. Левченко).

Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

2. «Позови ласково» (Е.А. Левченко).

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

3. «Волшебный стул» (Е.А. Левченко).

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

4. «Найди друга» (И.Г. Коваленко).

Цель: формирование межличностных отношений

Ход: Выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

5. «Секрет» (И.Г. Коваленко)

Цель: формирование межличностных отношений

Ход: Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

6. «Рукавички» (И.Г. Коваленко)

Цель: формирование межличностных отношений

Ход: Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3-х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются.

Итак, развитие добрых чувств должно начинаться с первых лет жизни ребенка под руководством педагога и родителей.

В дошкольном детстве закладывается обобщенное отношение к людям. Для полноценного развития личности ребенка важно, каким оно будет – доброжелательным или негативным. Благодаря формированию дружелюбия дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, а также воспитать у него базовое доверие к социальному миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *