Воспитание ответственности у детей

Тесты по педагогике

Идеальный педагог:

учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;

абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;

учитель, исповедующий определенные научные идеи;

учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.

Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:

организаторская деятельность;

конструктивная;

коммуникативная;

познавательная.

Главная задача развития младшего школьника:

постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;

нестандартность поведения;

социализация личности;

физическое развитие ребенка.

Функция процесса обучения:

стимулирующая;

формирующая;

развивающая;

организующая.

Дидактическая функция учебника:

мотивационная;

альтернативная;

материализованная;

практическая.

Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :

Ж. Ж. Руссо;

Я. А. Коменский;

К. Д. Ушинский;

Б. Паскаль.

Для проблемного обучения характерно:

учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;

формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:

формирование основ российской гражданской идентичности;

овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:

аргумент к авторитету;

аргумент к аудитории;

аргумент к жалости;

аргумент к тщеславию.

Регулятивное универсальное учебное действие:

нравственно – этическая ориентация;

планирование учебного сотрудничества;

прогнозирование;

поиск и выделение необходимой информации.

Государственный образовательный стандарт устанавливает:

максимум наполнения содержания образовательных программ;

обязательный минимум содержания образовательных программ;

средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;

минимальный объем учебной нагрузки.

Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:

осознание значимости чтения для личного развития;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.

К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения» ?

научности обучения;

связи теории с практикой;

доступности обучения;

сознательности и активности обучения.

Дифференцированное обучение:

технология разноуровневого обучения;

технология сотрудничества;

технология деятельностного подхода;

технология концентрированного обучения.

Педагогическая технология:

высокий уровень освоения педагогической деятельности;

строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;

использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;

упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.

Познавательное универсальное учебное действие:

разрешение конфликтов;

саморегуляция;

структурирование знаний;

нравственно – этическая ориентация.

В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

научности;

доступности;

индивидуальности;

последовательности.

Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

умение осуществлять информационный поиск;

система ЗУН по математике;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Автор системы начального обучения «Школа «:

А. А. Леонтьев;

Н.Ф. Виноградова;

Н. Б. Истомина;

Л. В. Занков.

метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);

место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);

тестирование;

диагностика.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

актуализация знаний;

умение учиться;

интеллектуальное новообразование;

формирование мотиваций учебной деятельности.

Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:

педагогическая техника;

идеальный учитель;

педагог – исследователь;

педагогическое мастерство.

Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:

стандарт образования;

учебная программа;

учебный план;

учебник.

Коммуникативное универсальное учебное действие:

управление поведением партнёра;

формирование проблемы;

саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;

коррекция.

Путь или способ достижения поставленной цели обучения:

принцип обучения;

правило обучения;

форма обучения;

метод обучения.

Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:

доступности;

связи теории с практикой, обучения с жизнью;

научности;

систематичности и последовательности.

Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?

природосообразности;

прочности усвоения ЗУН;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности.

Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:

дискуссия;

метод эвристических вопросов;

дидактическая игра;

«мозговая атака» (штурм)».

Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :

группировании учащихся на однородные группы;

ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;

реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.

Форма обучения:

беседа;

репетиторство;

дидактическая игра;

упражнение.

Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:

системе обучения «Гармония»;

системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

«Начальной школе XXI века»;

системе обучения Л. В. Занкова.

Принцип минимакса соответствует:

технологии деятельностного метода;

технологии разноуровнего обучения;

технологии сотрудничества;

технологии личностно – ориентировочного обучения.

Основное направление модернизации начальной ступени образования:

изменение существующей дидактической системы;

повышение интеллектуального уровня учащихся;

формирование навыков общественного поведения;

обновление содержания, его вариативность.

Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:

учебный план;

учебная программа;

стандарт образования;

учебник.

Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:

содержание образования;

методы обучения;

принципы обучения;

формы обучения.

Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:

научности;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности;

прочности.

Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:

Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

«Школа России»;

Л. В. Занкова;

«Перспектива».

Педагогическая инновация:

изменения, направленные на изменение педагогической системы;

замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;

нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:

ФГОС среднего общего образования;

ФГОС начального общего образования;

учебный план общеобразовательной школы;

учебная программа дисциплины.

Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:

содержание образования;

методы обучения;

процесс обучения;

принципы обучения.

Форма интерактивного обучения:

экскурсия;

факультатив;

экзамен;

тренинг.

По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

по расположению элементов урока;

по дидактической цели;

по количеству структурных частей;

по форме обучения.

Планируемый результат образовательной деятельности:

познавательный;

регулятивный;

предметный;

коммуникативный.

Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:

дифференциация обучения;

рационализация обучения;

технологизация обучения;

индивидуализация обучения.

С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

с 6 лет;

с 7 лет;

с 8 лет;

с 9 лет.

В основе ФГОС лежит:

дифференцированный подход;

системно – деятельностный подход;

технология сотрудничества;

личностно – ориентированный подход.

Первичный этап процесса обучения:

восприятие;

осмысление

запоминание;

закрепление.

Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

линейный;

смешанный;

концентрический;

блочный.

Метод интерактивного обучения:

лекция;

лабораторная работа;

упражнение;

кейс – метод.

Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:

классно – урочная система обучения;

индивидуальное обучение;

индивидуально – групповое обучение;

проектное обучение.

Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:

Л. Г. Петерсон;

А. А. Леонтьев;

В. В. Давыдов;

Н. Ф. Виноградова.

Профессиограмма учителя:

памятка учителя;

педагогическое мастерство;

педагогическое творчество;

характеристика профессии.

Социализация личности (школьника):

процесс взаимодействия между людьми;

процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;

проявление уважения к партнеру;

создание условий для успешной учебы.

Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:

Н. Б. Истомина;

А. А. Леонтьев;

Л. Г. Петерсон;

Н. Ф. Виноградова.

Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:

аттестация ученика;

«Портфолио» ученика;

итоговая оценка;

предметная оценка.

Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.

свободного;

деятельностного;

авторитарного;

коммунистического.

Теорию детского воспитательного коллектива разработал:

В. А. Сухомлинский;

С. Т. Шацкий;

А. С. Макаренко;

В. Н. Сорока – Росинский.

Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:

воспитуемость;

результативность;

эффективность;

ответственность.

Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:

шкала оценивания;

программа изучения;

оценка поведения;

диагностика.

Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:

И. П. Подласый;

В. В. Краевский;

Н. В. Щуркова;

В. А. Караковский.

Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:

Л.С. Занков;

Л.С. Выготский;

И.П. Иванов;

И.С. Якиманская;

Методы педагогического исследования – это:

способы формирования личностных качеств;

способы усвоения новых знаний;

способы решения проблемных задач;

способы познания объективной реальности.

Факторы развития личности:

интерес к учебе, уровень достижений;

наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;

статусное положение личности в коллективе;

уровень знаний по учебным дисциплинам.

Методы воспитания:

общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;

способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;

внешнее выражение процесса воспитания;

варианты организации воспитательного процесса.

Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:

зачем учить;

кого учить;

чему учить;

как учить.

Воспитание:

воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;

привитие соответствующих норм и правил наведения;

развитие творческих сил и способностей человека;

процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.

Педагогический такт:

мера воспитательного воздействия;

взаимодействие взрослых и детей;

внешнее проявление внутреннего мира человека;

активная форма взаимодействия со средой.

Этапы, необходимые для подготовки урока:

прогнозирование, тренировка, упражнения;

планирование, ход урока, рефлексия;

диагностика, планирование, мастерство проведения;

диагностика, прогнозирование, планирование.

Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

культурологический подход;

комплексный подход;

системный подход;

индивидуальный подход.

Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

сотрудничество семьи, школы, общественности;

взаимоотношение воспитателей и воспитанников;

влияние на воспитанника через коллектив;

влияние родителей и воспитателей на воспитанника.

Последовательность этапов процесса усвоения:

приобретение знаний – запоминание – применение на практике;

постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;

восприятие – осмысление – закрепление – применение;

ощущение – восприятие – осознание.

Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

педагогический мониторинг;

педагогическая диагностика;

педагогическая рефлексия;

педагогический анализ.

Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

Л.С. Выготский;

К. Гросс;

Д.Б.Эльконин;

Б.Д.Эльконин.

Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:

низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;

алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;

нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;

жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.

Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

принцип фундаментализации;

принцип вариативности образования;

принцип полноты образования;

принцип опережающего образования.

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:

принцип культуросообразности;

принцип индивидуализации;

принцип природосообразности;

принцип личностной ориентированности.

Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальный приют;

центр социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Что способствует формированию ответственности у детей:

самостоятельность и самоконтроль учащихся;

систематический контроль;

высокая требовательность к качеству выполнения действий;

свобода действий.

Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

общие цели;

прочное авторитарное руководство коллективом;

отсутствие конфликтов между учащимися;

знание педагогом теории коллектива.

Эффективность воспитательной системы зависит от:

общего психологического климата в образовательном учреждении;

целостности и системности воспитательной системы;

самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

дисциплины в образовательном учреждении.

Из чего строится система «культурного пространства»?

телевизионных видео- и радиотрансляций;

различных форм культурного досуга;

музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;

театров, музеев, выставок.

Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

личностно-ориентированный;

культурологический;

деятельностный;

творческий.

Фундаментом педагогического мастерства является:

любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

педагогические способности и умения;

общая высокая культура и эрудиция;

владение приемами общения.

В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?

одаренные дети;

девиантные подростки;

все ответы правильные;

дети с ограниченными возможностями.

Условие, определяющее выбор методов воспитания:

цель и задачи воспитания;

комплексный характер воспитания;

общественный характер воспитания;

уровень нравственной культуры.

Принцип воспитания:

ориентация на ценности и ценностные отношения;

принцип целостности;

гуманизация воспитания;

комплексный подход.

Метод формирования общественного сознания:

общественное мнение;

разъяснение;

соревнование;

поручение.

Метод формирования правильного поведения:

беседа;

диспут;

соревнование;

наказание.

Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:

метод воспитания;

прием воспитания;

средство воспитания;

принцип воспитания.

Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:

формам воспитания;

методам воспитания;

приемам воспитания;

средствам воспитания.

Форма методической работы школы:

родительское собрание;

классный час;

школьное самоуправление;

педсовет.

Форма работы классного руководителя:

олимпиада;

устный журнал;

беседа;

соревнование.

Гуманистическая педагогика:

стремится изменить воспитанника;

исходит из приоритетности знаний педагога;

принимает воспитанника таким, каков он есть;

не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.

Главная цель воспитания:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

гуманизация воспитания;

индивидуализация воспитания;

демократизация воспитания.

Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:

авансирование успешного результата;

инструктирование;

снятие страха;

внесение мотива.

Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:

затрагивает лишь один из предметов;

стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;

низкая эффективность учебной деятельности;

нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.

Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?

Я.А. Коменский;

А. Дистервег;

В.А.Сухомлинский;

К.Д. Ушинский.

Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:

А.С.Макаренко;

К.Д.Ушинский;

В.А.Сухомлинский;

С.Т.Шацкий.

Термин «дидактика» впервые ввел:

Я.А.Коменский;

В.Ратке (Ратихия);

Ж.Ж.Руссо;

И.Г.Песталоцци.

Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?

Д.Локк;

Р.Оуэн;

Ж.Ж.Руссо;

Джон Дьюи.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: «Воспитание ответственности младших школьников»

Введение

  • Актуальность исследования. Ответственность — это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Обычно люди отвечают только за то, за что они «подписывались» либо что входит в круг их интересов, но есть люди, которые решают вопрос с ответственностью и более творчески, и ориентируясь не только на свои интересы. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Как правило, взрослый человек отвечает (обязан отвечать) за свои слова и поступки, однако сильный и развитый человек отвечает за большее — и за свои мысли, и за свои чувства.
  • Ответственность — это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.
  • Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по-разному.
  • Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока человек не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.
  • Как сказал один человек: «Про депрессии забыл практически полностью. Некогда депрессировать. На мне большая ответственность — как перед сотрудниками, так и перед семьей».
  • Ответственные люди нужны обществу и нужны друг другу. Они договариваются — и выполняют обещанное.
  • Он женится и готов, кроме радостей, нести на себе груз хлопот. Она выходит замуж — и готова, кроме стрельбы глазками, выполнять работу «быть качественной женой».

Ответственные сотрудники нужны руководителям. Таким сотрудникам поручили дело — они его выполнили, быстро и как следует. Ответственные руководители нужны сотрудниками — такие руководители держат свои обещания.

Ответственность за мир в мире, безусловно, начинается с мира в семье, «подпитывается» начальной школой и переходит в ответственность за мир в собственной душе и за свою жизнь. Идеальный родитель не утверждает, что его ребенок плохой, не говорит ему «как не надо делать», а говорит «как надо» или советует, как этому научиться. При этом ребенок запечатлевает поведение ответственного родителя, понимающего, что это он сотворил такого ребенка и посеял в нем будущие семена поступков. Следовательно, такой родитель не ругает бессмысленно свой сад за выросшие сорняки и плохую погоду в регионе, принимая на себя долю родительской ответственности. В этом случае ребенок учится у своих родителей брать на себя ответственность за свои поступки.

Однако, как показывает практика, в условиях современного мира, когда у родителей все меньше остается времени на воспитание детей, на общение с ними, обязанности по воспитанию ответственности возлагаются на школу.

Таким образом, анализ использования современных педагогических технологий в направлении воспитания ответственности позволил выявить следующие противоречия между:

— потребностью воспитания ответственности на ранних этапах развития ребенка и отсутствием актуальных методик, которые бы учитывали особенности развития современного подрастающего поколения;

  • — между потребностью современного общества в активных, творческих, конкурентоспособных личностях и отсутствием теоретических разработок, практических методик и технологий воспитания самостоятельности в воспитывающей деятельности школы;
  • — между природными потребностями учащихся в реализации собственного потенциала, проявлении инициативности, самостоятельности и неготовностью учителей к педагогической поддержке в реализации этих возможностей;
  • — снижение мотивации к обучению, падение уровня дисциплины на уроках и во внеурочное время, особенно в среднем звене, и возврат к принудительным, неэффективным воспитательным мерам;
  • — возрастающая пассивность детей и отсутствие механизмов активизации деятельности детей у учителей — предметников и классных руководителей;
  • — явное снижение эффективности воспитательного потенциала уроков, классных часов, внеурочных мероприятий и, как следствие, проблемы в некоторых классах в результативности обучения и очевидная беспомощность некоторых учителей и классных руководителей;

— широким использованием застарелых методик воспитания и новыми вызовами современного общества, которые стоят перед российскими педагогами сегодня.

  • Решение выявленных противоречий определяет актуальность научно-методического исследования, заключающегося в необходимости разработки эффективных методических подходов к воспитанию ответственности младших школьников.

В связи с этим проблема исследования сформулирована следующим образом:

  • — какие педагогические и психологические условия являются наиболее важными в процессе воспитания ответственности детей младшего школьного возраста?
  • — какие методические условия необходимо соблюдать для достижения максимальной эффективности воспитания ответственности у младших школьников?

— какие рекомендации можно дать родителям для того, чтобы они брали активное участие в воспитании ответственности младших школьников, когда те находятся не в школе, а дома, для того чтобы процесс воспитания был непрырывным?

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Воспитание ответственности младших школьников».

  • Объект исследования — воспитание обучающихся младшей школы.
  • Предмет исследования — воспитание ответственности младших школьников.
  • Цель исследования — определить основные методические подходы к воспитанию ответственности младших школьников.
  • Гипотеза исследования — воспитание ответственности детей наиболее активно должен проходить в младшей школе, поскольку именно на данном дети в полной мере осваивают принципы поведения, используемые во взрослой жизни.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
  • 2. Исследовать понятие ответственности в воспитательном процессе.
  • 3. Изучить особенности воспитания ответственности учеников младшей школы.
  • 4. Провести опытно-экспериментальную проверку уровня воспитания ответственности детей младшего школьного возраста.
  • Методологическую основу исследования составляют: идеи, принципы Пиаже Ж., Макаренко А.С., Климовой К.А., Селиванова В.И. и других.
  • Методы исследования — анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент.
  • Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций, которые могут быть использованы как педагогами, так и родителями в процессе воспитания ответственности младших школьников.
  • Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Глава 1. Теоретические особенности развития младших школьников и их влияние на качество воспитания ответственности у детей этой возрастной группы

1.1 Возрастные особенности младших школьников

Память. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т. е. то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Формирование позитивного отношения к школьному обучению — забота родителей. Они заранее должны подготовить ребенка к грядущим в его жизни переменам, рассказать о пользе обучения, вызвать интерес к предметам. Детям очень важно ощутить поддержку родных и близких. Не следует травмировать будущего первоклассника предположениями о том, что он не осилит математику или грамматику. Посеять в душе ребенка страх легко, избавиться от него — непросто.

Настраивать детей на школу лучше в виде игры. Причем, основной акцент делать на занятия, развивающие слух и внимание, требующие усидчивости и терпения. Можно заняться рисованием или лепкой, складывать кубики в слова, поиграть в «испорченный телефон».

В любом учебном заведении установлен распорядок дня и правила поведения, у школьников есть конкретные обязанности. Первоклассник должен быть к этому готов. Ребенку будет легче, если родители приучили его к дисциплине, а дома его быт организован по расписанию. Тогда воспитание детей в школе будет проходить гладко.

Важный момент — правила поведения. И родителям нелишне заранее ознакомить с ними своего ребенка. Рассказать о субординации, особенностях обращения к педагогам, о том, как вести себя на занятиях и на переменах. Особенно это касается детей, для которых школьный коллектив будет первым в их жизни. Ведь ребятам нужно будет учиться сосредоточиться на уроке, внимательно слушать преподавателя и не отвлекаться, чтобы не получать замечания. Потому что в первое время на публичные замечания дети реагируют болезненно, пока не освоятся.

Домашняя подготовка не может даже отчасти заменить воспитания детей в школе. Родителям это следует понимать и подходить ответственно. Ведь именно в среде своих ровесников ребенок начнет накапливать социальный опыт, который затем станет коммуникационным фундаментом взрослой жизни. В школе дети учатся анализировать свои решения и поступки, вырабатывают в себе чувство и степень ответственности за взятые обязательства.

Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и нести наказание за неверно выполненное.

Ответственность метафорически может быть представлена феноменом «отрицательной обратной связи», без которой не может осуществляться ни управление, ни деятельность по организации процессов.

Существует ответственность за дела — и исполненные, и неисполненные, ибо отказ от действия — тоже поступок. Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое речью. Наконец, существует ответственность за думания и переживания, непрерывно излучаемые человеком в пространство помимо воли, вне зависимости от того, знает человек об этом или нет. Все эти поступки, речи и внутренние генерации непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или нахождениями в точной зависимости от качества и характера излученного.

Понятие ответственности зачастую путают с послушанием, аккуратностью и успехами ребёнка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Ответственность имеет несколько разных сторон. В разных контекстах ответственность понимается:

1) как объективное обстоятельство.

Тогда ответственность — это обязанность человека выполнить необходимое и обеспечить нужный результат, та или иная расплата за невыполнение должного. Ответственность — это объективная нагрузка.

как характеристика человека, его позиции или личностной черты.

В этом смысле ответственность — привычка подходить к любому делу продуманно и доводить дело конца, смелость признать свою ответственность и готовность отвечать за сделанное, платить делом или деньгами. Ответственность — это способность и готовность нести нагрузку.

2) как внутреннее состояние человека, его чувство и переживание .

Тогда ответственность выступает как чувство ответственности, как желание отвечать за порученное, переживание гордости за порученное либо тяжесть груза ответственности.

Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать. Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся.

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Рассмотрим, что можно делать в подобных случаях. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность.

Эффективными приемами в данном направлении могут быть следующие.

Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.

Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…

Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»

Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.

Ответственным становится тот, кто учится на своих и чужих ошибках.

тветственный человек способен обращать провалы себе на пользу, извлекать ценный опыт из поражений, вырабатывать наилучший образ действий и добиваться значительного результата. Безответственный обречен все глубже погружаться в озлобленность на весь мир и болезненную жалость к себе.

В готовность брать на себя трудные моменты жизни входит:

Представление о том, что от меня в ситуации требуется и от меня ждут.

Способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков),

Наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации.

Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий.

Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.

Успешное решение задачи воспитания самостоятельности и ответственности личности в значительной степени определит будущее школы, станет одним из важнейших ресурсов для ее поступательного развития.

Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:

1. повышение воспитательного потенциала обучения;

2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;

Чтобы выявить, как младшие школьники осознают понятие «ответственность», какого ученика они считают ответственным, можно провести опрос:

Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?

Исследования показали, что школьник младших классов недостаточно осознает, что такое ответственность и кто такой ответственный человек. Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (хороший, умный).

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Данный факт можно наглядно проиллюстрировать с использованием следующих примеров.

И об этом всем, о человеческой ответственности необходимо говорить детям ещё начиная с младшего школьного возраста.

Лучшим подходом к решению проблемы остается тот, при котором от мальчиков и девочек родители ждут выполнения обязанностей, соответствующих их возрасту, но время от времени дают вкусить горький плод, который приносит безответственность.

Выводы по Главе 1

Возрастные особенности младших школьников состоят в том, что на данном этапе развития человек приобретает базовые знания о том, как себя необходимо вести во взрослом обществе.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Именно в начальной школе основательным образом формируется понятие и навыки ответственности, которые в дальнейшем будут влиять на учебу ребенка, его успехи в освоении знаниями и в повседневной жизни..

2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников

В таблице 1, представленной ниже, можно увидеть, как распределены уровни ответственности.

Лесенка ответственности

высокий

средневысокий

средний

средненизкий

низкий

2.2 Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников

Для проведения нашего эксперимента были взяты ученики 2-го класса .

В нижепредставленной таблице 2 можно посмотреть как уровень ответственности определили ученики выбранного нами класса.

Распределение уровня ответственности на контрольном этапе

Большинство исследуемых нами учащихся 2 класса высоко оценивают проявление этого качества, ставят себя на самую высокую ступеньку лесенки. Было предложено объяснить, почему выбрана именно эта ступенька, и получены ответы:

В графическом виде эти данные представлены ниже на Рис. 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Распределение уровня ответственности на контрольном этапе

— «Не хочу быть на низкой ступеньке рядом с Емелей»,

Дети, поставившие себя на первую ступень, переживали, что похожи на безответственных героев сказок (Емеля, Иван-дурак): «Я забываю тетради дома», «Люблю играть на компьютере, а надо учить уроки», «Не убираю в своей комнате».

Сравнительный анализ представлений детей о собственном уровне сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить адекватность и неадекватность самооценок учащихся

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.2. Процентное соотношение самооценки детей

Экспериментальная работа проводилась с учащимися 2 А класса. Работа велась по двум направлениям:

Занятия с детьми проводились через день в течение 3 месяцев на уроках окружающего мира, а также во внеучебное время. Формой проведения занятий стала игра. Введение игры несёт большую смысловую нагрузку:

Время игры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление со стороны взрослых.

В игре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и его последствия не отражаются на результатах учебы.

Изменение содержания воспитательной работы по параллелям, с целью соблюдения преемственности по воспитании самостоятельности и ответственности.

Выведение на обсуждение с учителями и классными руководителями на МО, на педсоветах следующих взаимосвязанных ключевых для реализации проекта вопросов:

-взаимосвязь духовного мира и самостоятельность;

Жил на свете Очень Ответственный Человек. Был он в ответе за всё: за погоду, за расписание поездов, за курс доллара и «за тех, кого мы приручили» тоже. Каждое утро, едва проснувшись, брал он свою Ответственность и взваливал себе на плечи. А потом и на ночь не стал с ней расставаться, так и спал – очень ответственно. Ответственность была тяжелой, а девать ее было некуда, и отдать некому – никто брать не хотел. Однажды, когда нести Ответственность стало совсем невмоготу, пошел Очень Ответственный Человек к Терапевту. Приходит и говорит:
– Сил –говорит –моих больше нет, так мне жить тяжело…
А Терапевт его и спрашивает:
– А чего эту у тебя на плечах такое?
А это – говорит – Ответственность.
– А ну, покажь.
Стали они Ответственность разглядывать. И оказалось, что ответственности-то в этой Ответственности почти нет, а все больше вина да долженствование. И еще обида большущая, на окружающих безответственных людей…
– Да, тяжело с таким грузом ходить – говорит терапевт. А где же твоя-то собственная ответственность?
– Это какая такая ответственность?
– Ну, чтобы свой собственный выбор в жизни делать и за это отвечать?
И вспомнил Очень Ответственный Человек, что собственная его ответственность под кроватью пылится. Давно он ее туда положил, уж и забыл. Потому что страшно ему было выбор делать – а вдруг он неправильным окажется? Думал, что если выбор не делать, то жить легче будет. А оно вон как оказалось, что вместо этого он себя виной, обидой и долженствованием нагрузил. Пошел Очень Ответственный человек домой, по дороге вину с обидой выкинул. А перед самым порогом и долженствование оставил. Дома из-под кровати ответственность свою достал, пыль отряхнул, примерил. Ничего, вполне по силам она оказалась. С тех пор стал человек не Очень Ответственным, а просто Ответственным.

Психотерапевтические сказки. Ваша Людмила Аква, психолог, гештальт-терапевт.

Воспитание ответственности

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие воображения у детей

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание. Она начинает развиваться около 2,5-3 лет, когда ребенок начинает осознавать: определенные его действия несут опасность для него.

Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это постепенно развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и теми последствиями (позитивными или негативными), которые могут быть.

Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала… «? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых.

Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна. Но только в том случае, если родители обращают на это внимание, стараются, чтобы ребенок понял: его поведение влияет на отношение к нему других людей.

Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). Правда не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кризис в семье после рождения ребенка

Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.

Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою от-ветственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. Но трехлетний малыш после маминого на-поминания «не бей, а то сломается» достаточно быстро успокаивается.

С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своего «хозяйства» в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5-2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться.

Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Пусть сам добьется того, чтобы блоки от конструктора встали на свое место, яблоко оказалось вымытым, а постель заправленной. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие воображения у детей

Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Друзья ответственности

5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет.

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверх ответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку-дошкольнику стоит позволять проявлять инициативу в различных делах.

Часто эти дела воспринимаются взрослыми как «безобразие» или проказы (например, когда ребенок стирает свою маечку, высыпав в таз всю пачку порошка), но они необходимы, для детского развития. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов, будь то строительство крепости из диванных подушек или оклеивание наклейками своего шкафа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психология семейных отношений

Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других (например, когда вы ему сообщаете, что на улице жарко). Пусть он сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат. Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.

Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Стратегия воспитания

Карина, Лида и Маша — мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений — это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав? Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Причины ссор и конфликтов в молодой семье

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И. в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Кирпичики ответственности

Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности. Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы — как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело — по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша. Напоминание и контроль.

Малыши — очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Чтобы напомнить им не обязательно словами, т.к. постоянные напоминания изматывают и родителей, и детей, вы сделали карточки. Прикрепите их на магнитную доску или холодильник в том количестве, каком они должны быть исполнены сегодня. Пусть «крупных» дел наберется не больше 1-2 в день для трехлетнего малыша и не более 4~5 Для шестилетнего. На следующий день какое-то из заданий (главное, чтобы не все сразу) может быть заменено на другое, поэтому и карточек нужно больше, чем рекомендованное количество заданий в день.

Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал? Поощрение и санкции. Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл. Договоритесь с малышом, что каждое выполненное дело будет отмечаться на карточке появлением магнитика, например, в форме забавной зверушки или буквы. Тогда ему будет легко отследить, какие дела сделаны, а какие еще нет. Если к концу дня не все дела оказались выполненными, то наступают санкции. Мягкий вариант — малыш просто не получает ожидаемого числа магнитиков. Более строгий вариант — он получает магнитов меньше на столько, сколько дел он не выполнил. По истечении недели он может обменять магниты на какую-то привилегию, о чем также должно быть заранее известно ребенку. Чем понятнее для малыша условия, тем легче будет ему и вам.

Важно! В этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть первые результаты, нужно будет как минимум 7-10 дней. Стойкие же результаты достигаются при продолжительном использовании.

Тактика воспитания ответственности

Буду как мама! Основа детской ответственности — это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий, Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

Поощрения и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, -избегается. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле.

Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это.

Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет петь «В траве сидел кузнечик».

Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения «Кузнечика». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.

Есть также понятие так называемых «естественных санкций». Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для малыша наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам «зоны ответственности» ребенка. Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на малыша, то это не «естественные санкции», а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности, Ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, — это чтение и обсуждение литературных произведений. Замечательные произведения на эту тему, например, «Незнайка» Н. Носова и стихотворный цикл «Младший брат» А. Барто. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком. Может быть вы вместе придумаете свою сказку о том, как Зайчишка учился быть более самостоятельным и ответственным?

Учимся, играя! Игра для дошкольников — это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову — это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться с малышом, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!

Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность — это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка — это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

Юлия Василькина
Психолог
№11, 2007

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.


Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности. Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *