Воспоминания вырубовой

Трудно в российской истории найти более одиозное имя, чем Григорий Распутин. Противоречивы воспоминания современников о нём(где один голос из ста- если не в оправдание, то защиту по известным им лично фактам и поступкам), кинофильмы и книги пикулей и пр. «знатаков истории», показывающие исчадие ада
Недавно демонстрировался фильм «Григорий Распутин», составленный на основании»Воспоминаний» Анны Вырубовой(Танеевой)- фрейлины императрицы.
В нём показан очеловеченный облик, где глазами следователя от Временного Правительства развёртывается жизнь этого человека со всеми минусами и плюсами. Естественно, захотел узнать- насколько приведенное соответствует
реальности из «Воспоминаний» современника и защитника его.
«Доктора говорили, что они совершенно не понимают, как это происходит(остановка кровотечений у наследника, больного гемофелией). Но это- факт. Поняв душевное состояние родителей, можно понять и их отношение к Распутину.
Что касается денег, то Распутин… никогда от них не получал.
Вообще деньги в его жизни не играли роли: если ему давали, он сразу же их
раздавал. Семья после его смерти осталась в полной нищете.
В 1913 году, помню, Министр Финансов Коковцев предложил ему 200 000 рублей, с тем, чтобы он уехал из Петербурга и не возвращался.
Он ответил, что если «Папа» и «Мама» хотят, он, конечно уедет, но зачем же
его покупать. Знаю много случаев, когда он помогал во время болезней, но помню так же, что он не любил, когда его просили помолиться о больных младенцах, говоря:
«жизнь вымолишь, но примешь ли ты на себя грехи, которые ребёнок натворит в жизни»
(«Воспоминания» М 1991г, стр.189-190)
Какая мудрость в словах безграмотного мужика!
(как-то был док. фильм, где обратной прокруткой был показан Гитлер, вплоть до болеющего младенца и не поднялшась рука убить это чудовище ещё в зародыше)
Не тратя время на перепечатание, привожу далее из интернета содержание «Воспоминаний»
ИЗ ИНТЕРНЕТА
……………………
Размышления о Распутине
Анна Вырубова
«Не собиралась с самого начала подробнее касаться Распутина, человека, имя которого так ненавистно повсюду и, о котором так много говорилось, писалось, даже и фильмы сделаны. По моему мнению, тема не особо пленительна, но меня просили поделиться своим мнением об этой удивительной личности ради исторической правды.
Лично у меня нет никакого опыта в том, что якобы у Распутина была особая эротическая притягательная сила. Да, правда, многие женщины ходили спрашивать у него совета в своих любовных делах, принимая его за талисман, приносящий счастье, но обычно Распутин призывал их прекращать свои любовные приключения.
Помню одну девочку, по имени Лена, которая относилась к ревностнейшим слушателям духовных толкований Распутина. Однажды у Распутина был повод посоветовать девочке прекратить своё близкое знакомство с неким студентом. Лена приняла совет как беcпричинное вмешательство в её личную жизнь, и она возмутилась этим так, что уверила епископа Феофана в том, что Распутин приставал к ней. Случай был причиной для первой дурной сплетни о Распутине. После этого церковные круги стали посматривать на него подозрительно.
Распутин в первый год его пребывания в Петербурге повсюду был принят с большим интересом. Как то будучи в семье одного инженера, вспоминаю его, сидящего в окружении семи епископов, образованных и учёных мужей, и отвечающего на глубокие религиозно-мистические, затрагивающие Евангелие, вопросы. Он, совершенно не образованный сибирский монах, давал ответы, которые глубоко удивляли других.
В первые два года пребывания Распутина в столице, к нему приблизились неподдельно и открыто многие, как и я, которая испытывала интерес к духовным вопросам, желала руководства и поддержки в духовном совершенствовании. Позднее стало привычкой ходить к нему, когда пытались снискать благосклонность Придворного круга. Распутин считался силой, которая воображалась якобы скрывающейся за Троном.
Была всегда того мнения, что Царская Чета сделала грубую ошибку, что не позаботилась об отправлении Распутина в монастырь, откуда в случае надобности могла бы получена от него помощь.
Распутин действительно мог прекратить приступы кровоизлияния!
Помню одну встречу с профессором Фёдоровым уже при начавшейся революции. Он лечил Наследника с самого его рождения. Мы вспоминали случаи, когда использованные медицинские методы всё же не могли прекратить кровоизлияние, а Распутин, делая только крестное знамение над больным Наследником, останавливал кровотечение. «Родителей больного ребёнка надо понимать», — была у Распутина привычка говорить.
Бывая в Петербурге, Распутин жил в маленьком дворовом доме на Гороховой улице. У него ежедневно бывали очень разные люди — журналисты, евреи, бедные, больные — и он постепенно начал быть своего рода посредником просьб между ними и Царской Четой. Когда он бывал во Дворце, его карманы были полны всевозможных просьб, которые он принял. Подобное раздражало Государыню и, совершенно особо Государя. Они ожидали услышать от него или предсказания, или описания загадочных явлений. В качестве награды за труды и доставку просьб до места некоторые давали Распутину деньги, которые он никогда не держал при себе, а раздавал сразу же бедным. Когда Распутин был убит, у него не нашли ни копейки денег.
Позднее и, особенно во время войны, те, которые хотели очернить Трон, ходили к Распутину. Вокруг него всегда были журналисты и офицеры, которые возили его по кабакам, спаивая его, или устраивали попойки в его маленькой квартире — иначе говоря, делали всё возможное, чтобы выставить Распутина в дурном свете к всеобщему вниманию и чтобы таким образом косвенно нанести вред Государю и Государыне.
Имя Распутина вскоре было очернено. Их Величества всё же отказывались верить скандальным историям о Распутине и говорили, что он терпит за правду, как мученик. Только зависть и недоброжелательность диктуют, вводящие в заблуждение высказывания.
Кроме Их Величеств, также высший духовный круг проявлял интерес к Распутину в начале года. Один из членов этого круга рассказал о глубоком впечатлении, произведённом Распутиным на них на одном из вечеров. Распутин обратился в сторону одного находящегося в их группе, говоря: «Почему вы не признаёте свои грехи?». Мужчина побледнев, отвернул своё лицо.
Государь и Государыня впервые встретились с Распутиным в доме Великих Князей Петра и Николая Николаевича; их семьи считали Распутина пророком, который давал им наставления в духовной жизни.
Вторая, сделанная Их Величествами серьёзная ошибка — главный повод для сплетен — было тайное проведение Распутина во Дворец. Так делалось по просьбе Государыни почти всегда. Действие было совершенно неразумным и бесполезным, буквально, то же самое, что, непосредственно во Дворец, вход которого круглосуточно охранялся полицией и солдатами, никто не мог бы пройти тайно.
В Ливадии Государыня услышав, что Распутин прибыл в Ялту, часто отправляла меня с экипажами за ним. Отъехав от главных ворот, возле которых стояло шесть или семь полицейских, солдат или казаков, мне надо было дать им указание провести Распутина через небольшой вход со стороны сада, прямо в личное крыло Государя и Государыни. Естественно, вся охрана заметила его приезд. Иногда члены Семьи на следующий день, за завтраком не хотели здороваться со мной за руку, так как, по их мнению, я была главной причиной прибытия Распутина.
Первые два года дружбы между Государыней и мною, Государыня пыталась и меня тайно проводить в свою рабочую комнату через комнаты служанок, не замеченной своими фрейлинами, чтобы не возбудить зависть их ко мне. Мы проводили наше время за чтением или рукоделием, но способ, которым меня проводили к ней, дал повод для неприятных и совершенно беспричинных сплетен.
Если бы Распутин с самого начала был бы принят через Дворцовый главный вход и введён доложенный адъютантом, как и кто угодно, просящий аудиенции, превратные слухи вряд ли бы возникли, во всяком случае, в них вряд ли бы верили.
Сплетни получили своё начало во Дворце, среди окружения Государыни и, именно по этой причине в них верили.
Распутин был очень худой, у него был пронизывающий насквозь взгляд. На лбу, у кромки волос, была большая шишка от ударов головой об пол во время молитвы. Когда первые сплетни и разговоры о нём начали ходить, он собрал деньги у своих друзей и отправился в годичную паломническую поездку в Иерусалим.
После моего бегства из России, будучи в Валаамском монастыре я встретила там старого монаха. Он рассказал мне, что встречал Распутина в Иерусалиме и видел его среди паломников у рак со святыми мощами.
Великие Княжны любили Распутина и называли его по имени «Наш друг». Под влиянием Распутина Великие Княжны предполагали, что они никогда не пошли бы замуж, если бы им пришлось отказаться от своей православной веры. Также и маленький Наследник был привязан к Распутину.
Идя в комнату Государыни, чуть спустя после известия об убийстве Распутина, я слышала всхлипывающего Алексея, спрятавшего голову в оконную штору: «Кто теперь поможет мне, если «Наш друг» умер?».
Впервые дни войны отношение Государя к Распутину изменилось и стало намного холоднее. Поводом послужила телеграмма, которую Распутин отправил Их Величествам из Сибири, где он поправлялся от раны, нанесённой ему некой женщиной. Государь и Государыня в телеграмме, которую я отправляла, просили Распутина помолиться о победной войне для России. Ответ был непредвиденным: «Сохраните мир любыми способами, так как война означает погибель для России». Получив телеграмму Распутина, Государь потерял своё самообладание и порвал её. Государыня, невзирая на это, не прекратила уважать Распутина и доверять ему.
Третью серьёзную ошибку, которую Царская Чета совершили, особенно Государыня, было мнение, что у Распутина был дар видеть, кто был хороший, кто плохой человек. Никто не мог пошатнуть Их веру. «Наш друг» сказал, что упомянутый плохой человек или наоборот и этого было достаточно. Один человек сказал мне, что видел слабую улыбку на губах Государя, когда пришло известие об убийстве Распутина. Всё же я не могу гарантировать достоверность утверждения, так как я позднее встретила Государя, который был глубоко потрясён случившимся.
Один из родственников Распутина сказал мне, что он предсказал, что Феликс Юсупов убьёт его.
В России немецкие агенты были повсюду — на заводах, на улицах, даже в очередях за хлебом. Начались распространяться слухи, что Государь хочет заключить сепаратный мир с Германией и что Государыня и Распутин стоят за спиной намерения. Если бы у Распутина было бы такое влияние на Государя, как утверждается, тогда почему Государь не приостановил мобилизацию? Государыня была против войны, как было сказано перед этим. Из предыдущего также ясно, что во время войны она возможно больше, чем никто другое штатское лицо, пыталась воздействовать на то, чтобы привести войну к решающей победе.
Слухи, согласно которых с Германией готовиться сепаратный мир, дошли даже до английского посольства.
Вся клевета и слухи, направленные против Царской Семьи, об ожидаемом заключении мира с Германией, доводились до сведения иностранных посольств. Большая часть союзников догадывались оставить их на своё собственное усмотрение, единственно, кто оказался жертвой, как немецких, так и революционных распространяемых сплетен, оказался английский посол сэр Георг Бьюкенен. Он и встал в общение между революционерами и Правительством.
Убийство Распутина 16 декабря 1916 года было отправным выстрелом революции. Многие считали, что Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович своим героическим поступком спасли Россию. Но произошло совсем иначе.
Началась революция, события в феврале 1917 года причинили России полную разруху. Отречение Государя от престола произошло совсем необоснованно. Государь был притеснен до такой степени, что он захотел отойти в сторону. Угрожалось, что если бы он не откажется от Короны, убьют всю его Семью. Это он сказал мне позднее при нашей встрече.
«Убийство никому не дозволено», — написал Государь на прошении, которое члены Императорской семьи оставили Ему, прося, чтобы не были наказаны Великий Князь Дмитрий Павлович и Феликс Юсупов.
Когда я вспоминаю все события того времени, мне кажется как будто Двор и высший свет были как бы большим сумасшедшим домом, настолько запутанно и странно всё было. Единственно, беспристрастное изучение истории на основании сохранившихся исторических документов, сможет внести ясность в ту ложь, клевету, предательство, неразбериху, жертвой которых, в конце концов, Их Величества оказались.
Распутин был убит в ночь с 16-го на 17-е декабря 1916 года. 16 декабря Государыня послала меня к Григорию Ефимовичу отвести ему икону, привезённую из Новгорода. Я не особенно любила ездить на его квартиру, зная, что моя поездка будет лишний раз фальшиво истолкована клеветниками. Я оставалась минут 15, слыша от него, что он собирается поздно вечером ехать к Феликсу Юсупову знакомиться с его женой Ириной Александровной.
Утром 17 декабря ко мне позвонила одна из дочерей Распутина, которые учились в Петрограде и жили с отцом, сообщив, что отец их не вернулся домой, уехав поздно с Феликсом Юсуповым. Через час или два позвонили во Дворец от Министра Внутренних Дел Протопопова, который сообщал, что ночью полицейский, стоявший на посту у дома Юсуповых, услышав выстрел в доме, позвонил. К нему выбежал пьяный Пуришкевич и заявил ему, что Распутин убит. Тот же полицейский видел военный мотор без огней, который отъехал от дома вскоре после выстрелов.
Были жуткие дни. 19-го утром Протопопов дал знать, что тело Распутина найдено. Вначале у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись на его тело: руки и ноги были запутаны верёвкой; правую руку он, вероятно, высвободил, когда его кидали в воду; пальцы были сложены крестом. Тело было перевезено в Чесменскую богадельню, где было произведено вскрытие.
Несмотря на многочисленные огнестрельные раны и огромную рану на левом боку, сделанную ножом или шпорой, Григорий Ефимович, вероятно, был еще жив, когда его кинули в прорубь, так как легкие были полны водой.
Когда в столице узнали об убийстве Распутина, все сходили с ума от радости; ликованию общества не было пределов, друг друга поздравляли. Во время этих манифестаций по поводу убийства Распутина, Протопопов спрашивал совета Её Величества по телефону, где его похоронить. Впоследствии он надеялся отправить тело в Сибирь, но сейчас же сделать это не советовал, указывая на возможность по дороге беспорядков. Решили временно похоронить в Царском Селе, весной же перевести на родину.
Отпевали в Чесменской богадельне, и в 9 часов утра в тот же день (кажется 21 декабря) одна сестра милосердия привезла на моторе гроб Распутина. Его похоронили около парка на земле, где я намеривалась построить приют для инвалидов. Приехали Их Величества с Княжнами, я и два или три человека посторонних. Гроб был уже опущен в могилу, когда мы пришли. Духовник Их Величеств отслужил краткую панихиду и стали засыпать могилу. Стояло туманное, холодное утро и вся обстановка была ужасно тяжёлая: хоронили даже не на кладбище. Сразу же после краткой панихиды мы уехали.
Дочери Распутина, которые совсем одни присутствовали на отпевании, положили на грудь убитого икону, которую Государыня привезла из Новгорода.
Вот, правда о похоронах Распутина, о которых столько говорилось и писалось. Государыня не плакала часами над его телом, и никто из его поклонниц не дежурил у гроба.
Ради исторической правды я должна сказать, как и почему Распутин имел некоторое влияние в жизни Государя и Государыни.
Распутин был не монах, не священник, а простой «странник», которых немало на Руси. Их Величества принадлежали к категории людей, верящих в силу молитвы подобных странников. Государь, как и его предок, Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически была настроена и Государыня.
За месяц до моей свадьбы Её Величество просила Великую Княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с Распутиным. Вошёл Григорий Ефимович, худой, с бледным, изможденным лицом, в чёрной сибирке; глаза его, необыкновенно проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза о. Иоанна Кронштадтского.
«Попросите, чтобы он помолился о чём-нибудь в особенности», — сказала Великая Княгиня по-французски. Я попросила его помолиться, чтобы я всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. «Так и будет», — ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написала Великой Княгине, прося её спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин сказал, что я выйду замуж, но счастья в моей жизни не будет. Особенного внимания на это письмо я не обратила.
…Распутиным воспользовались как поводом для разрушения всех прежних устоев. Он как бы олицетворял в себе то, что стало ненавистным русскому обществу, которое утратило всякое равновесие. Он стал символом их ненависти.
И на эту удочку словили всех: и мудрых, и глупых, и бедных, и богатых. Но громче всех кричала аристократия и Великие Князья, и рубили сук, на котором сами сидели. Россия, как и Франция XVIII столетия, прошла через период полного сумасшествия, и только теперь через страдания и слёзы начинает поправляться от своего тяжелого заболевания.
…Но чем скорее каждый пороется в своей совести и сознает свою вину перед Богом, Царём и Россией, тем скорее Господь прострёт Свою крепкую руку и избавит нас от тяжких испытаний.
Её Величество доверяла Распутину, но два раза она посылала меня с другими к нему на родину, чтобы посмотреть, как он живет у себя в селе Покровском. Встретила нас его жена — симпатичная пожилая женщина, трое детей, две немолодые девушки-работницы и дедушка рыбак. Все три ночи мы, гости, спали в довольно большой комнате наверху, на тюфяках, которые расстилали на полу. В углу было несколько больших икон, пред которыми теплились лампады. Внизу, в длинной тёмной комнате с большим столом и лавками по стенам, обедали; там была огромная икона Казанской Божией Матери, которую считали чудотворной. Вечером перед ней собиралась вся семья и «братья» (так называли четырёх других мужиков-рыбаков), все вместе пели молитвы и каноны.
Крестьяне относились к гостям Распутина с любопытством, к нему же безразлично, а священники враждебно. Был Успенский пост, молока и молочного в этот раз нигде не ели; Григорий Ефимович никогда ни мяса, ни молочного не ел.
Существует фотография, которая представляет Распутина сидящим в виде оракула среди дам-аристократок своего «гарема» и как бы подтверждает огромное влияние, которое будто бы он имел в Придворных кругах. Но я думаю, что никакая женщина, если бы даже и захотела, не могла бы им увлечься; ни я и никто, кто знал его близко, не слышал о таковой, хотя его постоянно обвиняли в разврате.
Когда после революции начала действовать следственная комиссия, не оказалось ни одной женщины в Петрограде или в России, которая выступила бы с обвинениями против него; сведения черпались из записей «охранников», которые были приставлены к нему.
Несмотря на то, что он был человек безграмотный, он знал всё Священное Писание, и его беседы отличались оригинальностью, так что, повторяю, привлекали немало людей образованных и начитанных, каковыми были, бесспорно, епископы Феофан и Гермоген, Великая Княгиня Милица Николаевна и др.
Приходили к нему и с разными нуждами, и ищущие утешения. Нужде всякой он помогал, то есть отдавал всё, что у него было, и утешал советами и объяснениями тех, кто приходил к нему поделиться своими заботами. Терпеливо выслушивал разных дам, которые являлись по сердечным вопросам, всегда строго порицая греховные дела.
Помня, как-то в церкви подошёл к нему почтовый чиновник и просил помолиться о больной. «Ты меня не проси, — ответил он, а молись св. Ксении». Чиновник в испуге и удивлении вскрикнул: «Как вы могли знать, что жену мою зовут Ксенией?». Подобных случаев я могла бы привести сотни, но их, пожалуй, так или иначе можно объяснить, но гораздо удивительнее то, что все, что он говорил о будущем, сбывалось…
Одним из врагов Распутина, Илиодором, было затеяно два покушения на него. Первое ему удалось, когда некая женщина Гусева ранила его ножом в живот в Покровском. Это было в 1914 году, за несколько недель до начала войны.
Второе покушение было устроено министром Хвостовым с этим же Илиодором, но последний послал свою жену в Петроград со всеми документами и выдал заговор. Все эти личности вроде Хвостова смотрели на Распутина как на орудие к осуществлению их заветных желаний, воображая через него получить те или иные милости. В случае неудачи они становились его врагами.
Так было с Великими Князьями, епископами Гермогеном, Феофаном и другими. Монах Илиодор, который в конце всех своих приключений снял рясу, женился и жил за границей, написал одну из самых грязных книг о Царской Семье. Прежде чем издать её, он написал Государыне письменное предложение — купить эту книгу за 60 000 рублей, грозя в противном случае издать её в Америке. Государыня возмутилась эти предложением, заявив, что пусть Илиодор пишет, что он хочет и на бумаге написала: «Отклонить».
Судебное расследование Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства доказало, что политикой он не занимался. У Их Величеств разговоры с ним были всегда на отвлечённые темы и о здоровье Наследника.
Вспоминаю только один случай, когда действительно Григорий Ефимович оказал влияние на внешнюю политику.
Это было в 1912 году, когда Великий Князь Николай Николаевич и его супруга старались склонить Государя принять участие в Балканской войне. Распутин чуть ли на коленях перед Государём умолял его этого не делать, говоря, что враги России только и ждут того, чтобы Россия ввязалась в эту войну, и что Россию постигнет неминуемое несчастье.
Последний раз Государь видел Распутина у меня в доме, в Царском Селе, куда по приказанию Их Величеств я вызвала его. Это было приблизительно за месяц до его убийства. Здесь я убедилась лишний раз, каким пустым вымыслом был пресловутый разговор о желании сепаратного мира, о котором клеветники распространяли молву, указывая, что это желание то Государыни, то Распутина.
Государь приехал озабоченный и, сев, сказал: «Ну, Григорий, помолись хорошенько; мне кажется, что сама природа идёт против нас сейчас». Григорий Ефимович одобрил Его, сказав, что главное не надо заключать мира, так как та страна победит, которая покажет более стойкости и терпения.
Затем Григорий Ефимович указал, что надо думать о том, как бы обеспечить всех сирот и инвалидов после войны, чтобы «никто не остался обиженным: ведь каждый отдал Тебе всё, что имел самого дорогого».
Когда Их Величества встали, чтобы проститься с ним, Государь сказал, как всегда: «Григорий, перекрести нас всех». «Сегодня ты благослови меня», — ответил Григорий Ефимович, что Государь и сделал.
Чувствовал ли Распутин, что он видит Их в последний раз, не знаю; утверждать, что он предчувствовал события, не могу, хотя то, что он говорил, сбылось. Я лично описываю только то, что слышала и каким видела его.
Со своей смертью Распутин связывал большие бедствия для Их Величеств. Последние месяцы он ожидал, что его скоро убьют.
Свидетельствую страданиями, которые я переживала, что я лично за все годы ничего непристойного не видела и не слышала о нём, а, наоборот, многое из сказанного во время этих бесед помогло мне нести крест поругания и клеветы, Господом на меня возложенный.
Распутина считали и считают злодеем без доказательств его злодеяний. Его убили без суда, несмотря на то, что самым большим преступникам во всех государствах полагается арест и суд, а уже после казнь.
Владимир Михайлович Руднев, производивший следствие при Временном Правительстве, был один из немногих, который старался распутать дело о «тёмных силах» и выставить Распутина в настоящем свете, но и ему было трудно: Распутин был убит, а русское общество было психически расстроено, так что мало кто судил здраво и хладнокровно. Руднев единственный имел гражданское мужество ради истины встать на точку зрения здравомыслящего человека, не заразившись стадным мнением русского общества в 1917 году.
Материал составлен Людмилой Хухтиниеми по воспоминаниям Анны Александровны Танеевой (монахини Марии)
«Анна Вырубова — фрейлина Государыни». Под редакцией Ирмели Вихерюури. Отава. 1987 Хельсинки. Перевод с финского языка Л.Хухтиниеми.
А.А. Вырубова. Страницы моей жизни. Благо. Москва. 2000.
Из интернета
Образцом самой строгой жизни была одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга царицы Анна Вырубова.
Вырубова была фанатично предана Григорию, и до конца своих дней он представлялся ей в виде святого человека, бессребреника и чудотворца.
Личной жизни Вырубова не имела вовсе, целиком отдавшись на служение ближним и страждущим. Опекала сирот, работала сестрой милосердия.
Внешне привлекательная, благородного происхождения, принимаемая как своя в царской семье она оказалась совершенно беззащитна перед газетной клеветой.
В течение многих лет ей приписывались многочисленные любовные связи и мерзейший разврат. А газетчики разнесли эти слухи и клевету на всю Россию.
«Истории», ставшие нарицательными, смаковались в светских салонах при дворе и в бульварной прессе, в Государственной Думе и на улицах.
Каково же было разочарование сплетников, когда позже специальной медицинской комиссией Временного правительства было установлено, что Анна Вырубова девственна и невинна, и все приписываемые ей преступления на поверку оказались вымыслом …
Источник: Николай Рисак «Монахиня Мария: Анна Танеева-Вырубова, оклеветанная «други ради»»
фото из интернета

А. А. Вырубова (Танеева). Страницы моей жизни

Анна Александровна Танеева и её книга

14 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви единогласно принято решение о прославлении в лике Святых Православного Царя-мученика Государя Императора Николая II и всех членов Его семьи.

Этому великому долгожданному событию посвящено издание настоящей книги.

Нравственный портрет

В ряду многочисленных воспоминаний о Государе Николае II и Государыне Александре Феодоровне книга Анны Александровны Танеевой (Вырубовой) «Страницы моей жизни» занимает особое место.

Читая её, не покидает ощущение удивительной силы, убедительности и искренности слов автора, верности характеристик событий, точности в оценках людей. В то же время повествование проникнуто необыкновенным спокойствием и умиротворённостью, как рассказ человека много повидавшего, пережившего, передумавшего и много перестрадавшего, но при этом достойно вышедшего из всех испытаний, посланных судьбой, и не омрачившего своего сердца чувствами обиды и мести к своим гонителям и обидчикам, сохранившего внутренний мир и осенённого глубоким видением, проникающим в суть явлений, которое может даровать человеку только Господь Бог. Невольно охватывает тёплое чувство симпатии к автору, Анне Александровне Танеевой, и возникает желание поближе познакомиться с ней самой и её судьбой. Сделать это читатель сможет, прочитав «Страницы» её воспоминаний. Здесь же отметим лишь наиболее существенные черты её нравственного облика, которые позволили ей совершить этот необычный и замечательный труд.

Чтобы полнее справиться с поставленной задачей, коротко коснёмся происхождения Анны Александровны, считая, что для раскрытия её духовного облика это обстоятельство ее жизни является немаловажным. Вот что она пишет о себе. «Отец мой, Александр Сергеевич Танеев, занимал видный пост статс-секретаря и главноуправляющего Его императорского Величества Канцелярией в продолжение 20 лет. По странному стечению обстоятельств тот самый пост занимали его дед и отец при Александре I, Николае I, Александре II и Александре III.

Дед мой, генерал Толстой, был флигель-адъютантом Императора Александра II, а его прадед был знаменитый фельдмаршал Кутузов. Прадедом матери был граф Кутайсов, друг Императора Павла I».

По свидетельству современников, её отец был человеком широко образованным, выдающимся музыкантом и сделал всё от него зависящее, чтобы развить эти качества у своей дочери.

Сама же Анна Александровна, не смотря на свое аристократическое происхождение, по природе была человеком простым, мягким и вовсе не обладала качествами героя. Однако, будучи человеком не только русским по крови, но и воспитанным в лучших русских традициях, православным, верным Престолу и преданным семье Помазанника Божия, осенённая глубокой верой в Бога и водимая особым о ней Промыслом Божиим, она смогла пройти через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю, перенести физическую боль, нравственные страдания, унижения и поношения от людей и страшную, разрушительную клевету, которая, казалось бы, неминуемо должна была сломить её волю, подавить её как личность, наконец, ожесточить, заставить хоть в чём-то поступиться правдой, допустить эту ложь на страницы своих воспоминаний.

Но этого не произошло и, благодаря особым качествах своей души, она выстояла, не изменила любви и верности своим венценосным друзьям. Она не предала их, не исказила правды о них в угоду обстоятельствам и человеческой злобе, вынесла эту правду на своих немощных плечах, также как воин ценою жизни выносит боевое знамя с поля боя, не оставив его на поругание врагам и, тем самым, продолжила традиции своих славных предков.

Чтобы лучше понять необыкновенные свойства её души, полнее представить её нравственный облик, обратимся к свидетельствам людей, хорошо знавших её и занимавших самостоятельную, непредвзятую позицию в отношении Царской семьи и по отношению к ней самой, что было тогда редкостью, так как большинство представителей высшего аристократического общества, к которому принадлежала А. А. Танеева, повторим, за редким исключением, находились во власти той атмосферы, которую можно было бы охарактеризовать, как атмосферу разнузданной клеветы и жесточайшей травли Престола, а также всех тех, кто был искренне предан ему.

Вот как характеризует состояние петербургского общества накануне революции товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н. Д. Жевахов в своих воспоминаниях.

«Ещё меньше было тех, кто понимал, что происходило в тылу и что выражала собою та вакханалия сатанинской злобы, какая бушевала в самом Петербурге и всею своею тяжестью обрушивалась на самых лучших, самых чистых, самых преданных слуг Царя и России».

Последние слова целиком и полностью можно отнести к Анне Александровне. О ней самой и её дружбе с Царицей князь Н. Д. Жевахов пишет следующее.

«Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относиться к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружавшие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких обязательств, налагаемых религией.

Исключение составляла одна только Анна Александровна Вырубова, бывшая фрейлиной Государыни, старшая дочь Главноуправляющего Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею, обер-гофмейстера А. С. Танеева, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога, ибо люди были уже бессильны помочь ей. Общие страдания, общая вера в Бога, общая любовь к страждущим создали почву для тех дружеских отношений, какие возникли между Императрицею и А. А. Вырубовою.

Жизнь А. А. Вырубовой была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и Христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию… И когда императрица ознакомилась с духовный обликом А.А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей, когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем большей, чем больше А.А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не веровавшей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своею чрезвычайною искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей…».

Анна Вырубова: путь из фрейлин в монахини

Александра Федоровна и Анна Вырубова в доме Анны в Царском Селе

Об Анне Вырубовой современники отзывались резко противоположно. Одни считали ее глупой простушкой, другие — одиозной личностью, на пару с Распутиным вершившей судьбу России. Трижды она была на пороге смерти, дважды сидела в тюрьме, спасалась от большевиков в Финляндии, во время Зимней войны бежала в Швецию, остаток жизни провела монахиней и скончалась в Хельсинки в 80 лет.

Спасенная Иоанном Кронштадтским

Анна родилась в 1884 году в Петербурге. От отца — Александра Танеева, потомственного придворного, управлявшего канцелярией Александра III, она унаследовала преданность царской семье. Ее мать, Надежда Толстая, была праправнучкой фельдмаршала Михаила Кутузова. Детство Анны прошло в родовом имении Рождествено под Москвой, где она получила неплохое домашнее образование. Девочка росла простой и искренней, была набожна, тяготела к мистике.

1902 год начался для Анны многообещающе. Он получила звание домашней учительницы и была представлена ко двору Марии Федоровны, вдовы Александра III. В Петергофе, в ее дворце, она танцевала на своем первом балу. «Сначала страшно застенчивая, — я вскоре освоилась и очень веселилась. Эту первую зиму я успела побывать на 32 балах», — писала Вырубова в своей книге «Страницы моей жизни». Летом она заболела брюшным тифом и едва не умерла. У нее случилось воспаление легких, почек, мозга, она потеряла слух, отнялся язык. Отчаявшийся отец вызвал к постели умирающей дочери протоиерея Иоанна Кронштадтского, прежде бывавшего у них дома. Отслужив молебен, он благословил Анну и вылил на нее стакан воды. Только испуганный доктор бросился ее вытирать, как больная внезапно заснула. Утром жар спал, к ней вернулся слух, и Анна пошла на поправку. После сентябрьской поездки с родителями в Баден-Баден и Неаполь она вернулась в Петербург совершенно здоровой.

Следующий год прошел в бесконечном веселье и танцах. В январе 1904‑го Анна «получила шифр». Это означало, что в ранге городской фрейлины она должна была сопровождать Александру Федоровну, жену Николая II, на балах и выездах. На фоне тщеславных, лицемерных и корыстных царедворцев Анна резко выделялась простодушием и скромностью. Императрица, у которой не сложились отношения с придворным окружением (ее попросту недолюбливали), прониклась к новой фрейлине симпатией и доверием, и скоро они стали близкими подругами.

Анна Вырубова о Распутине «Лично у меня нет никакого опыта в том, что якобы у Распутина была особая эротическая притягательная сила… Многие женщины ходили спрашивать у него совета в своих любовных делах… но обычно Распутин призывал их прекращать свои любовные приключения». Анна Вырубова (1884–1964)

Неудачный брак

В конце 1906‑го Анне сделал предложение морской офицер Александр Вырубов, часто бывавший в доме Танеевых. Он служил на броненосце «Петропавловск» и в марте 1904 года оказался одним из 80 чудом спасшихся после того, как корабль подорвался на мине и затонул вблизи Порт-Артура.

Венчание состоялось 30 апреля 1907 года в Царском Селе. «Я не спала всю ночь и утром встала с тяжелым чувством на душе», — писала Анна. Ее предчувствия оправдались. У Вырубова на почве пережитой трагедии с «Петропавловском» случилось психическое расстройство. Периоды апатии сменялись приступами бешенства. Кроме того, он страдал половым бессилием. Вскоре мужа поместили в швейцарскую клинику, а брак был расторгнут.

Героиня гадких слухов

После развода Анна лишилась статуса фрейлины (его могли иметь лишь незамужние девушки). Но императрица, не желая терять задушевную подругу, продолжала держать ее при себе. По вечерам они проводили время за шитьем, чтением или беседой, что давало повод к скабрезным слухам. Сплетни сопровождали Анну всю жизнь. Приближенная Александры Федоровны всегда вызывала зависть и ненависть в императорском окружении. Был пущен слух о связи Анны с Николаем II. «Государыня без всякого основания начала меня лично ревновать к Государю», — писала Вырубова. «Недоразумение», к счастью, продолжалось недолго, и вскоре по­други помирились.

Распутина тоже считали любовником Вырубовой. Сама Анна мало писала о нем в мемуарах. Но, очевидно, ее сближение с импе­ратрицей произошло еще и на почве религиозного поклонения Распутину. На мистически настроенную фрейлину производило впечатление его умение останавливать кровотечение у больного гемофилией цесаревича Алексея, а также предсказывать будущее.

С началом Первой мировой войны Анна вместе с императрицей и двумя ее старшими дочерьми, Ольгой и Татьяной, работала санитаркой в госпиталях. «Началось страшно трудное и утомительное время… Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи», — писала Вырубова.

Жертва катастроф

В январе 1915‑го она попала в ужас­ную железнодорожную катастрофу и вновь оказалась при смерти. Поезд из Царского Села, не доезжая 6 верст до Петрограда, наехал на товарный состав. После столкновения ноги Анны застряли между труб отопления и сломались. «На голове у меня лежал огромный железный осколок, из горла текла кровь. Освобож­денные ноги упали на землю, как чужие». Прибывший на место катастрофы доктор счел, что Вырубова умирает. Ее перевезли во Дворцовый госпиталь в Царском Селе. Вызванный из Петрограда Распутин, ворвался в палату в шубе и грязных сапогах, взял умирающую Анну за руку и сказал: «Жить будет, но останется калекой».

Полгода Вырубова была прикована к постели. Затем ее стали приучать к костылям. До конца жизни Анна ходила с палочкой. Полученные в качестве компенсации за увечье 80 тысяч рублей она отдала на строительство госпиталя в Царском Селе.

После Февральской революции Вырубову по распоряжению Временного правительства арестовали и бросили в Петропавлов­­-

с­кую крепость. Держали в темной и холодной камере. В тюремную баланду охранники плевали или подбрасывали стекло. Несчастную били, почти не выводили на прогулку. Она заболела пневмонией, температура доходила до 40 градусов. От голода и болезни Анна часто падала в обморок, тюремщики находили ее дрожащей на мокром полу.

Проводивший следствие по делу Распутина и Вырубовой следователь Николай Руднев изначально относился к Анне неприязненно. Но как только она вошла к нему в кабинет, его сразу поразили ее глаза, «полные неземной кротости». Медицинское освидетельствование установило факт девственности Вырубовой. Тем самым были опровергнуты слухи о ее связи с Распутиным и царем. В конце июля за отсутствием доказательств заключенную освободили, но уже через месяц вновь арестовали «за контрреволюционную деятельность». Вместе с несколькими другими «контрреволюционерами», среди которых был личный врач царской семьи доктор Бадмаев, ее перевезли через Гельсингфорс на бывшую императорскую яхту «Полярная звезда», где заседал «Центробалт». Арестованных бросили в трюм. Пять дней они провели в страхе, что «грязные, озверелые матросы» совершат над ними самосуд. Затем они пробыли месяц в финской крепости Свеаборг. Мать Анны через Льва Троцкого добилась освобождения дочери. 30 сентября она вернулась в Петроград. Однако каждую ночь засыпала под страхом очередного ареста.

Монахиня Мария

В декабре 1920‑го за щедрую мзду два финских проводника переправили Анну вместе с матерью по льду залива в Финляндию. Заметив, что она идет в рваном пальто и босиком, один из них отдал ей свои носки. В финском карантине беженок вымыли, одели и накормили. Женщины поселились в Терийоки, на своей родовой даче. Жизнь на чужбине была тяжела. Русские эмигранты подвергли Анну остракизму. Они считали, что в трагедии России виновата любимая фрейлина императрицы и ее любовник Распутин, имевшие влияние на царя. Ситуацию усугубляло подорванное здоровье и бедность на грани нищеты. В 1925‑м мать и дочь выслали в Выборг, откуда Анна часто наведывалась в Валаамский монастырь. Еще в Петрограде она дала обет Богу, что если им с матерью удастся спастись в Финляндии, она станет монахиней. Анна приняла постриг в Смоленском скиту Валаамского монастыря и была названа Марией. Но по слабости здоровья ее не благословили поступать в монастырь, где нужно было много работать физически.

В 1937 году после смерти матери Анна осталась с единственной подругой, Верой Запеваловой. Та помогала ей ухаживать за матерью в последние годы ее жизни. С началом Зимней войны женщины бежали из Выборга и укрылись от большевиков в Швеции. Шведская королева была родственницей русской императрицы и хорошо знала Вырубову. Подруги жили в приюте на полном обеспечении. После войны, благодаря рекомендательному письму маршала Маннергейма, им выделили двухкомнатную квартиру в Хельсинки. Шведская королева назначила ей небольшую пожизненную пенсию, но на двоих этих денег едва хватало. Когда пришлось совсем туго, Анна продала американскому журналисту семь личных фотоальбомов царской семьи. Сейчас они находятся в Йельском университете (США).

30 июня 1964 года на даче в Ярвенпяя, где подруги проводили лето, Анна заболела и попала в больницу. 20 июля в возрасте 80 лет она умерла. Похоронили ее на Ильинском кладбище в Хельсинки. На надгробной плите выбито: «Анна Александровна Танеева — монахиня Мария».

Фейковый дневник В 1920‑е в СССР опубликовали поддельный «Дневник Вырубовой», призванный показать моральное разложение правящей элиты накануне революции. Вырубова выступила с опровержением. Предположительно, авторами подделки были писатель Алексей Толстой и историк Петр Щеглов, которые тогда же написали пьесу «Заговор императрицы» с аналогичным сюжетом.

Автор текста: Ирина Чертинова

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *