Возлюби бога

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Что такое человеколюбие? Спасти Божий образ от того, что не от Бога, против Бога, а таковы – порок, грех, смерть и дьявол. Освободить человека от самого большого врага – дьявола, смерти. Такое человеколюбие проявил Господь Христос. А какое человеколюбие требуется от самого человека? – Вот какое: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это ответ на вопрос: что такое человеколюбие, как мы с тобой должны относиться к людям? Это непогрешимый закон Божий: после Бога – человек; после любви Божией, любви Христовой – любовь к человеку; после боголюбия – человеколюбие. Любовь к человеку действует тогда, когда освобождает его от самого грозного противника – греха и смерти. Это Христова любовь к человеку – освобождение от смерти. Вторая заповедь гласит: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Когда мы любим человека, когда его истинно любим? – Тогда, когда спасаем его от его греха, от ада… Это настоящая любовь к человеку. Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей, всей силой своей, – только тогда ты его истинно любишь.

Вопрос: а любовь родителей к детям? А любовь супругов? А любовь человека к отечеству? Разве это не любовь? – Мы это называем любовью, но любовь ли это? Все это не любовь, если Христос не есть та сила, которой мы любим. Если отец не любит детей Христовой любовью, если их не воспитывает в добре, если их не наставляет на добрый путь, чтобы они спаслись от греха, а только их обхаживает и балует, то он их ненавидит, убивает. И если супруги любят друг друга только телесно, то они – убийцы друг друга. Такова и всякая другая земная, плотская любовь.

Когда мы проникнемся любовью к человеку, имея посредником Господа, тогда любовь обретает вечность и бессмертие, тогда это христолюбие. — Если имеешь друга и думаешь, что любишь его, однако потакаешь ему во грехе, то ты становишься его убийцей. И если желаешь любить его, то скажи ему: «Друг, тот грех твой, говорю тебе, убивает тебя, отторгает тебя от Бога». Если этого не сделаешь, то ты – убийца. Лжешь себе…

Вторая заповедь подобна первой. Только когда душа вся во Христе, обрати ее к человеку и знай, что будешь любить его вечной любовью… Без этого твоя любовь ложна и убийственна… Только христолюбие – сущность и источник истинной любви. Если человек не любит Господа Христа, то не может любить никого… – Это дивное и страшное благовестие. Дивное, ибо человека возносит на небо, в вечность. Страшное, ибо если его не соблюдаем, то любим бога ненависти — дьявола. Бог – это любовь, дьявол – это ненависть. Вот тогда в чьих ты объятиях. Тогда – ужасно быть человеком, ибо он себя преображает в дьявола. Сегодня Европа гудит от так называемой «любви к человеку»… И что же мы видим? Что натворили без Христа, без Христовой любви: резня, войны, столкновения, уничтожения. Что представляет собой сегодняшняя Европа без Христа? Ведь дьявол, бог ненависти, не дает, чтобы люди, восставшие против Христа, возлюбили друг друга. Клевещут таковые и на себя, и на человека, ибо не любят человека.

Из проповедей.

См. также Толкование на Мф. 22:34

Мк, 56 зач., 12, 28—37

Тогда приступил к Иисусу один из книжников, слыша прения саддукеев с Ним, и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Один из книжников спрашивает Господа: «Какая первая из всех заповедей?» Он не имеет в виду, какая первая по порядку, но первая по значению. Не то, что какая-то заповедь Божия может быть умалена, но есть наиболее важные среди них, а о некоторых можно сказать: «Они больше всех».

Господь дает прямой ответ на его вопрошание. Тех, кто искренне хочет научиться духовной жизни, Христос вразумляет и наставляет на Свой путь. Господь говорит ему, что самая главная заповедь, включающая в себя все остальные, — заповедь о любви к Богу. Там, где она действительно занимает первое место в душе, — расположение ко всякому добру. Любовь к Богу — благодать, которая может открыться всякой без исключения душе. Где нет этой любви, не может быть ничего подлинно доброго. И где она есть, никакая иная заповедь не будет тяжелой.

В Евангелии от Матфея Спаситель предваряет ее великой истиной, на которой она зиждется: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Кто твердо верует этому, тот возлюбит Бога всем сердцем. Если Бог един, то и наши сердца должны быть едины с Ним, и если нет, кроме Него, Бога иного, никто иной не может быть допущен на престол нашего сердца.

Вторая великая заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя». И мы должны засвидетельствовать ее пожеланием и деланием по отношению к другому всего, чего желаем и делаем по отношению к себе. Мы должны любить Бога больше себя, а ближнего как самих себя, потому что он одного естества с нами, а если он христианин, принадлежащий к той же Церкви, что и мы, наши узы должны быть крепче. Не один ли Бог создал нас? Не один ли Бог искупил нас? Поистине хорошо, истину сказал Христос, что иной больше сих заповедей нет. Ибо в этих заповедях — исполнение всего Закона, и если в нас есть решимость быть послушными им, всякое другое наше послушание Богу последует само собой.

Ответ Господа вызывает полное одобрение и восхищение у книжника, по всей видимости, благоговейного знатока Писаний. Он повторяет почти слово в слово то, что сказал Господь. Слово «всем» повторяется снова и снова. Это «все» любви. Любовь требует полноты дара. Господь хочет, чтобы мы узнали Его как Он есть, отдающим Себя до пролития крови, чтобы мы были с Ним. Все наши способности должны быть посвящены служению этой любви. Христос сказал: «Любить Бога и ближнего — больше сих заповедей нет». «Да, — говорит Учитель Закона, — это больше всех всесожжений и жертв приятно Богу». Много было в Израиле таких, кто утверждал, что закон жертв был величайшей заповедью. А этот книжник с готовностью согласился с нашим Спасителем, что закон любви к Богу и ближнему больше всех жертв и даже всесожжений.

«Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия». Для тех, кто достойно употребляет данный им от Бога свет, есть надежда на лучшее. Мы не знаем, что стало с этим книжником, но хочется верить, что он последовал за Христом. А если нет, мы не должны этому удивляться, потому что многие среди тех, кто недалеко от Царствия Божия, никогда не достигают его. Но вопрос всегда остается один: что является центром моей жизни — я или Бог и другие? «После того никто уже не смел спрашивать Его». Кто-то стыдился, кто-то боялся, но всем было ясно — время богословских споров закончилось.

И далее Господь говорит о том, как может человек узнать, чему он должен поклоняться. Он спрашивает богословов, книжников, первосвященников, которые всю жизнь посвящают Богу, изучению Писания. Спрашивает их о Мессии, о Христе, чей Он Сын. Они отвечают: Давидов. Как же — говорит Господь — Давид называет Его Господом, говоря Духом Святым: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене дондеже положу враги подножие ногама Твоима» (Пс. 109, 1). Как он называет Его Господом, если Он Сын ему? Никто не мог ничего ответить, потому что одно с другим никак не соединяется. Это выше всякого человеческого понятия: или Он Сын, или Он Господь.

Господь говорит, что можно узнать о Христе все, исследовать все Писания, изучить всю Священную историю. Но узнать, что это Христос, Сын Божий можно не плотью и кровью, а только Духом Святым, когда Отец Небесный откроет эту тайну (Мф. 16, 17). Ибо эта тайна познается не каким-то внешним знанием, а только любовью. Любовь, о которой говорит Христос в начале этого Евангелия, есть путь познания Господа. И всякий другой способ есть способ ложный. Всякое познание в духовной области совершается только любовью. Мы можем познавать другого человека, понимать его, видеть его только любовью. Мы можем познавать народ, видеть его, понимать его только тогда, когда мы его любим. Тем более это относится к Самому Богу.

Всякое другое познание может быть настолько ложным, что те, кто как будто бы все знали о Мессии и все законы соблюдали, — отвергли Его и приговорили к смерти. В них не было любви к Богу и к человеку, они были под властью диавола. Весь род человеческий находится под властью диавола после отпадения от Бога.

Где же взять эту любовь? Блаженный Августин говорит, что любовь — это начало и середина, и конец всего. Она не только увенчание всего, не только печать совершенства, но и начало — она сопутствует нам постоянно. Мы не веровали бы в Бога, если бы не любили Его. Мы любим Его, и для нас дороже всего на свете то, что Господь говорит. То, что Он предлагает, не сравнится ни с каким другим знанием.

Тема не нова. Эти слова слышали, наверное, все….и сами их произносили ( обдумывали) в различных жизненных ситуациях…
Любить, как самого себя….А если человек себя не любит?…А если он любит грехи и вожделения свои, то любит ли он себя?…
ЧТО такое любить себя?…—
Наверняка, Бог имеет ввиду ту любовь, которая не делает зла (т.е грехов), ибо остальное – это уже не любовь, а только её пародия…или слабое подобие…
Ибо Бог есть Любовь. А Бог – безгрешен, в Нём нет Греха и Зла.
Поэтому «любить себя» – это не делать себе зла… это жить в послушании Богу и Его Законам, а значит, любить Бога.
Ведь, если ты не слушаешь своих земных маму или папу (когда они учат тебя добру и предостерегают от зла), значит, ты не любишь родителей, но любишь своё эго, своё зло.
Именно поэтому Первой Заповедью Божьей провозглашена любовь к Богу.
(Мф. 22:37):
«Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.»
И только затем ОН назвал Вторую Заповедь
– «39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;»
Христос назвал Вторую Заповедь «подобной Первой» потомУ, что без любви к Богу, вторая Заповедь НЕ исполнима по существу…ибо не может человек истинно любить себя и ближнего, не любя Бога…
Например, человек – пьяница и блудник, потерявший совесть….совращает малолеток…в квартире устроил притон…
Он давно перешёл все нормы морали, но ему кажется, что он любит себя, потому что позволяет себе всё, что его душа пожелает….
Для него понятие «возлюби ближнего, как самого себя» будет означать то, что он с желанием будет угощать и спаивать всех, кто имеет с ним отношения…
всё, что он считает правильным, он станет распространять и на других….—если ему плевать, ел он сегодня или нет, он и про детей своих не вспомнит (голодны ли они)…если он мыться не любит, он и других немытыми «любить будет»…если ему не составляет труда украсть или побить кого-то ради своих интересов, то и других он не осудит за подобное……
Возьмём другой пример — кумир толпы ….—
его любовь к себе (не любящему Бога) заключается в том, чтобы доказать всем, что он – первый, лучший, главный, супер…
Для этого он уже многое переступил…—
переспал «с кем надо»…заплатил «кому надо»…бросил жену и детей в провинции и женился на прославленной «модели» в столице…, поёт блудные песни…, дружит с мафией шоу-бизнеса и пр……..
Он любит поклонение толпы, обожание его женщинами.., возвышение.., рейтинги.., «бешенные деньги» и пр….то есть любит себя НЕ в Боге, но в дьяволе… — своё зло, грехи, тлен…
КАК может этот человек любить ближнего, как самого себя?….— только ТАК, как он «любит себя» — он «прощает» всем (подобным себе) их грехи, растление, похоти, безбожное состояние, блуд….
Да, иногда таковые для пиара и утверждения своего имени, а так же в надежде таким образом искупить свои грехи, совершают «дела милосердия», отдавая часть дьявольских денег на детдома, церкви, социальные центры, инвалидов…покупая им подарки и устраивая показ своих добрых дел по ТВ….
НО их «любовь к ближнему» – это поддержка тех, кто поможет славить их имя, кто сам живёт, не зная Бога, но поклоняется кумирам,…кто делает с ними одно дело – дело развращения и осквернения народа…
Даже если человек не «звезда», а «простой» рабочий, учитель или врач…студент или писатель….—
если эти люди не знают и не любят Бога, их любовь к себе(и к другим) будет выражаться в том, ЧТО они любят делать…, какие поступки они позволяют себе совершать…,каким сленгом они разговаривают…, какие у них пристрастия и понятия о политике, государстве, моде, культуре, смысле жизни и любви …..
ПО СЕБЕ все и будут «любить» других…то есть любить в ближних тО, что любят в себе…оправдывать тО, что оправдывают в себе…, защищать в других то, в чём себя хотят защитить….
Разве о такой любви и такой смысл вкладывал Господь, когда когда отвечал законнику про Заповеди Божьи? — НЕТ.
Евангелие от Матфея 22 гл:
«35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки..»
«40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки..» — Разве может Закон утверждаться на той любви к себе и ближнему, о которой я показала на примерах людей, не любящих Бога?…
Только тот, кто понимает, что без истинной любви к Богу невозможна истинная любовь к ближнему, только тот и способен исполнить вторую Заповедь, т.е любить ближнего в истине.
Это понимал и Апостол Павел, которому Духом Святым Господь открывал Знание от Бога.
Римлянам 13 гл:
«9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.»
Итак, мы ещё раз убеждаемся в том, что исполнение Заповедей – это есть любовь к себе (через любовь к Богу), и это одновременно есть любовь к ближнему…—
Потому что если ты живёшь по Божьи, то ты ни себе, ни другим зла не делаешь, а, значит, имеешь в сердце истинную любовь.
Ведь, написано: Бог есть Любовь.
1 Иоанна 4 гл:
«мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»
Многие мирские люди используют эти слова («Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»), чтобы доказать себе и другим, что их страсти, которые они называют любовью,
дают им основание считать, что сам Бог пребывает в них, давая им эти страсти, приводя в их жизнь тех или иных людей, влекомые которыми, они оставляют своих жён и мужей…..или становятся геями, лесбиянками, педафилами…
Эти люди так помрачены в своём сознании, что не могут отличить Добра от Зла, Божьей Любви от дьявольских страстей…
Они не понимают, что эти слова Ап. Иоанна говорят о любви истинной, Божьей, которую человек должен обрести в себе прежде, чем думать и утверждать, что в нём есть Бог, и он — в Нём.
КАК может пребывать Бог в сердце человека, который не любит Бога и Его Заповедей? (» Если любите Меня, исполните Заповеди Мои»..)
КАК может Бог и Его Любовь пребывать в том, кто любит грех, распутство, ложь, блуд, нечистоту, пьянство, сексуальные извращения, порно, стриптиз, азартные игры, блуд, славу, богатство, гордость, безумства всех родов?………
Чтобы пребывать в Любви, самое первое, что необходимо человеку, это осознать себя великим грешником…совершить истинное покаяние и отвержение своих грехов во имя Спасителя Христа!….
А когда Дух Святой начнёт очищать душу человека и преображать его разум через пробужденный дух, совесть, мысли, чувства, обращаясь к человеку через Слово Господа…
ТОЛЬКО тогда человек начинает обретать Любовь Бога в своём сердце!…..
В Евангелии от Луки, 10 гл мы находим разговор Христа с законником, который спросил Господа:» Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
«26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.»
Тогда законник спросил: » А КТО мой ближний?»….
На этот вопрос Христос рассказал притчу о том, как некого человека избили разбойники, бросили истекать кровью и ушли….
Мимо него прошли священник и левит…и не помогли ему….
А «простой» самарянин » перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём..»
И далее Господь задал интересный вопрос: «36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»
Из-за этого Места Писания многие теологи «ломают копья», чтобы понять , так КТО же для людей является ближним, и ЧТО имел ввиду Христос, говоря данную Притчу…
Но на самом деле Господь не хотел сказать, что ближние – это какие-то «особенные» люди…..они рядом…
но только тот, кто принесёт им Свет истинной Любви — тот станет для них по настоящему ближним…— т.е тем человеком, который поймёт их истинную нужду — нужду во спасении их души..
Притчей Господь хотел только подчеркнуть, что когда человек любит Бога, то его сердце способно проявить эту любовь на деле, стать для кого-то светильником в тёмном месте..
помочь тому, кто истинно нуждается в помощи избавления от зла греховного, принести ему Благую Весть..чтобы и тот имел возможность в избавление от своих грехов….
Священник и левит имели веру фарисейскую (только на словах)…они торопились на служение, дабы устами прославлять Бога….а сердце их не было преображено Христом..
Самарянин, напротив, любил Бога… имел живую веру..
Христос спросил: » Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» — Этим самым говоря, что истинно ближним для других является
тот, кто любит Бога и способен принести людям Елей и Вино Евангелия о Христе — Спасителе..в ИЗБАВЛЕНИИ их от грехов и зла мира..
Господь разговаривал с законником, т.е как раз тем человеком, который на словах был правильным, а на деле, видимо, не жил так, как знал….
Сейчас в мире очень много церквей, деноминаций, собраний….
На них люди громко молятся, поют псалмы, славят устами Бога, обнимаются и целуются, улыбаются, приветствуют друг друга…ездят на всевозможные конференции…собирают чаепития и различные празднования….
НО
В своём духе (сердце духовном) они ещё далеки от Бога….
———————
КАК это понять?….Приведу пример…. – собрания, которые никогда не забывает проводить «причастие»….
Собрания решили, что в этот день они так же должны исполнять ритуал омовения ног друг другу, тем самым, являя, якобы, любовь ближнему…
Люди не понимают, что Христос, умыв ноги ученикам ( В предпасхальную Вечерю) и сказав:
«14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…»
Имел ВВИДУ НЕ РИТУАЛ….
Единственное Евангелие от Иоанна (13 гл)(в других трёх этого нет) рассказывает о том, как Христос показал на собственном примере, что истинные ученики и последователи Христа должны относиться друг к другу, как СЛУЖАЩИЕ..…—
а именно – НЕ превозноситься друг над другом, не ставить себя выше кого-то, а быть готовым «умывать ноги» или быть «умытыми» другими…
Конечно, НЕ в прямом смысле этого физического действия (если только понадобится, конечно, это сделать…ведь, тогда это омовение было принято в домах…)
Но в духовном смысле, то есть братья по вере должны помогать друг другу во всём….быть друзьями, соработниками….назидать их и назидаться от них самим..…, обличать и быть обличаемыми…делиться мыслями и слушать других… помогать «своим» в часы болезней и скорбей, тогда, когда явственно есть нужда в заботливых руках и сострадательном сердце братьев…
—————
«Иисус отвечал ему (Петру) : если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.»
И далее:
«12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.»
———————
Итак, явственно, что Господь имел ввиду то, что принявшие Христа и поверившие в Него, доверившие Ему себя — это люди, омытые Его Словом, Его Праведностью, Его
Жертвой Искупительной…
———
Нечист Иуда — он не принял Христа, не поверил в Спасителя, не отдал Ему своё сердце..
———
«омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» — это научиться ХРИСТИАНАМ «правильно ходить перед Богом» — взрастить духовные плоды…стать подобным Христу — служить братьям и сёстрам по вере «на равных», без разделений на начальников и подчинённых…не превозноситься над другими своим «особым положением»…не называться отцом, учителем, наставником, но быть служащими для всех братьев по вере…» ибо один у вас Учитель и Наставник — Христос»!…….
———————
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. —
Это о том, что все те, кто идёт за Господом — только Его служители, а ВСЕМ УПРАВЛЯЕТ ХРИСТОС.
Поэтому, если кто будет называть себя «помазанником» или «отцом», тот любит НЕ Господа, но себя…….
—————-
ЧТО означают слова Христа: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною»? —
Означают ТО, что если Пётр не увидит Этого Урока (для смирения своих амбиций) и не проникнется «духом служащего» братьям по вере, не станет способным уступать им, смиряться, служить другим (братьям и сёстрам по вере) своими дарами от Господа….ТО КАК он может называться Христовым (то есть иметь ЧАСТЬ со Христом)?………
Матфея 23, Христос:
«8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.»
———————
Разве нужно Христу, чтобы на собрании верующих исполнялся ритуал омовения ног?!
Представьте собрание из 200 человек…все выстроились в очередь…с тазиками…смотрят, разглядывают друг друга….затем стаскивают чулки, носки, задирают штаны….обозревают шишки на ногах, мозоли и пр…— это больше похоже на «нечто неприличное»…
————————-
Господь взял тогда этот пример только потомУ, что в те времена было ПРИНЯТО мыть ноги приходящим в дом людям, потому что они ходили в сандалиях….и совершали это омовение обычно СЛУГИ…
———————————-
Господь показал, что ОН – Слуга, т.е пришёл послужить людям, а именно, — вместо них понести Наказание за их грехи…чтобы освободить их от вечной смерти…
Матфея 20 гл, Христос:
«28 так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.»
———————-
Вот ещё одно замечание…— Часто люди в церкви любят обниматься и целоваться при встрече и расставании, считая это проявлением любви….
На самом деле эти поцелуи чаще всего наиграны, идут от сиюминутных эмоций и эйфории…и никакую любовь они доказывать не могут..
Мы знаем, что в мире тоже принято между людьми целоваться при встречах…сейчас вот даже обнимаются и целуются при встречах все бывшие жёны одного общего мужа…показывая, что вот так цивильно они любят его и его бывших жён..
Но это ложь, лицемерие,показуха, развращающая миллионы…
ибо нет у них любви Христовой…, блудники и есть блудники….страсти и есть страсти…пиар и есть пиар….душевный комфорт взаимовыгодных отношений шоу-бизнеса – это не любовь, но корысть…
Прочитала у одной христианки, что она переживала о том, что не почувствовала в сердце желания целоваться с «новенькой», которая пришла в ребцентр, …а та, дескать, сама, первая с большим рвением поцеловала её в губы…
Тогда христианка «пригорюнилась» — мол, вот у неё любви маловато оказалось…а у той «бесшабашной» её даже больше…
Я знаю, это уловка сатаны….на этом строятся лжеучения…
На самом деле «новенькая» была в «эйфории» радости «христианского застолья», улыбок, песен и молитв…благожелательности…
она не видела раньше такого трезвого добропорядочного общения…благожелательности к себе.., поэтому готова была всех расцеловать…
А до этого, возможно, целовалась с другими при встречах без всяких «комплексов» ведь, есть люди, которым целоваться с кем-то, как глазом моргнуть….
Когда дочь разносит пенсии пенсионерам, они тоже «лезут» к ней с объятьями и поцелуями только за то, что принесла их желанные тысячи…..
Мне такое проявление «любви» в церквях претит, ибо оно достаточно показушно и лицемерно…в памяти ещё «свежо» воспоминание того, как Леонид Ильич встречал и провожал своих гостей долгим поцелуем в губы и смотреть на это было довольно неприятно….
Поэтому не нужно винить себя и находить отсутствие любви в себе, если вам кого-то не хочется целовать….
А ПОЧЕМУ этого должно хотеться?..—Всё-таки, поцелуй – это нЕчто очень близкое и интимное…
К ЧЕМУ христианам в наш очень «развращённый век» такие обычаи?!
Или исходя из этой логики (любишь – целуешь) мы должны таким же образом целовать всех подряд на улицах, в троллейбусах, домах?…—чтобы доказать себе и им, что мы их любим?…
Повторяюсь, говоря, что любовь в Истине – это не поцелуи или мытьё ног в церкви…
НО Любовь — это НЕ делать другому зла….
А это значит, что во-первых, христиане должны сами жить ТАК, чтобы не быть искушением для других (не пить.., не блудить.., не курить.., не сквернословить.., не завидовать.., не превозноситься.., не унижать.., не гнать.., не любить мир и то, что в мире…, не поклоняться кумирам и Моде…, не гнаться за славой и богатством….не сплетничать.., не проклинать…………)
Во-вторых, если ты во Христе и исполняешь Его Заповеди из любви к Богу, то и других ты должен назидать, обличать, поправлять таким образом, чтобы они видели свои заблуждения, неправды, грехи, отступление от Истины….————
ДЛЯ ТОГО, чтобы они познавали ДОБРО и удалялись от Зла, обретая Истину и Жизнь, а не ложь и лицемерие всевозможных лжеучений, религиозных ритуалов, твердынь неправедных…
Если же мы будем потакать грехам других.., закрывать на них глаза.., льстить.., угождать чьим-то амбициям.., защищать неправых.., стоять не за истину, а за лжеучителей…выполнять «правило на правило»….жить указаниями власть держащих, а не Духа Святого….ТО
Этим самым мы и себе делаем зло и тем, с кем мы так обращаемся….они при нашем попустительстве ещё больше отходят от Истины, от Христа….и «возвращаются на свою блевотину»…………….
Многие христиане считают, что мы должны друг к другу (в собрании) испытывать чуть ли не родственные чувства…мол, братья, ведь, сёстры…
На самом деле мы – братья и сёстры во Христе…то есть наше РОДСТВО – это вера во Христа, обретение жизни духа….это нас объединяет…сближает и создаёт общность интересов, целей и желаний…
НО это не означает, что мы все должны испытывать друг к другу какие-то личные привязанности, влюблённости, глубокое родство душ и пр….
Все люди имеют свою душу, свой уровень познания Бога, свои привычки, своё прежнее воспитание, свои несовершенства….
Как нельзя заставить человека любить кого-то без его внутреннего на то движения души….так и в собрании верующих мы не можем испытывать ко всем одинаковые чувства и симпатии…
Это не значит, что мы должны кого-то ненавидеть, презирать, не терпеть….
Хотя и такое возможно, когда братья только называются братьями, а сами живут во грехах…и довольны собой… когда они наглы и напыщенны… А меняться не желают…
Для таковых Ап. Павел сказал так:
1 К Коринфянам 5 гл, 11:
«я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе….. Итак, извергните развращенного из среды вас….»
—————————
Любить ближнего, как самого себя – это сначала любить Бога, иметь возрождённый дух, плоды духа…жить во Христе, являя Его миру свои поведением, отношением, делами, речами, примером жизни во Христе…
И нести Свет Евангелия Спасения людям, т.е желать всем сердцем спасения каждой душе, обретения ею свободы от ада, от дьявольских греховных цепей, обретения истинной жизни во Христе, Вечной Жизни!…….

Фарисеи стояли в толпе народа, когда Господь посрамил саддукеев; услаждаясь унижением своих противников, они вздумали загладить свое собственное посрамление: А ФАРИСЕИ, УСЛЫШАВ, ЧТО ОН ПРИВЕЛ САДДУКЕЕВ В МОЛЧАНИЕ, СОБРАЛИСЬ ВМЕСТЕ, отошли, может быть, в сторону, чтобы сговориться между собой, и потом, всей толпой, снова подошли к Иисусу Христу. «Они опять приступают к Нему, опять с прежним злобным намерением заводить с Ним спор, дабы искусить Его» (свт. Иоанн Златоуст), поставить в затруднение нелегким, по их мнению, вопросом, чтобы унизить Его в глазах народа. И ОДИН ИЗ НИХ, ЗАКОННИК, ИСКУШАЯ ЕГО, СПРОСИЛ, ГОВОРЯ: УЧИТЕЛЬ! КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ В ЗАКОНЕ, какая самая первая и большая заповедь? Фарисеи разделяли заповеди на большие и меньшие; под заповедями большими они разумели все обрядовые законы Моисея, а под меньшими – правила доброй жизни. Но какая самая большая заповедь – в этом они никак не могли согласиться: одни почитали таковой заповедь о субботе, другие – закон обрезания, иные – заповедь об очищениях и так далее. Вопрос об этом они считали очень важным, потому что надо было знать, какую заповедь можно оставить без исполнения в том случае, когда не будет возможности исполнить обе заповеди вместе? Никто из них не сознавал, что вся сущность Закона заключается в послушании Богу, а потому хотя бы кто и все заповеди исполнил, но если произвольно нарушит одну заповедь, он становится виновным во всем. Вот почему фарисеи, и особенно те из них, которые назывались законниками, толкователями и учителями Закона, решили предложить Иисусу Христу этот вопрос, конечно, – не для того, чтобы от Него научиться: «они ожидали, что Спаситель поправит заповедь Божию, назвав Себя Самого Богом, и этим подаст им случай обвинить Его в богохульстве, а потому и предложили вопрос» (свт. Иоанн Златоуст). Господь видел намерения вопрошающих, видел, что они совсем забыли о любви, которая есть душа всех заповедей, знал, что вопрошающие истаивают от злобы и зависти, и потому прямо указал им на то, что ими забыто.

ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ, а в лице вопрошавшего законника и всем стоявшим за ним фарисеям: Сам Бог сказал через Моисея: слыши, Израиль! Господь Бог твой есть Господь единый, и потому прежде всего и более всего ВОЗЛЮБИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, всеми чувствами твоими со всей их крепостью, И ВСЕЮ ДУШЕЮ ТВОЕЮ, всем существом твоим, И ВСЕМ РАЗУМЕНИЕМ ТВОИМ: СИЯ ЕСТЬ ПЕРВАЯ И НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ, первая не по порядку времени, ибо все заповеди Божии даны в одно время, но первая потому, что служит основанием всех других заповедей: без нее нельзя совершить ни одной добродетели, Богу угодной. Человек создан для того, чтобы любить Бога превыше всего, а потому и любить Его должно любовью высшей, беззаветной. Когда все сердце твое, вся душа твоя, все помышление твое будет посвящено Богу, тогда всякое желание твое будет добродетельно, всякое помышление – непорочно, всякое рассуждение свято. Любовь к Богу должна царствовать над всем, что есть в душе человека, занимать его собой ежечасно, ежеминутно. Всякое доброе дело только тогда и будет вполне Богу приятно, когда оно согрето любовью, идущей из самой глубины нашего духа, нашего сердца. Но из нее же, из любви к Богу, как из своего источника, вытекает и любовь к ближнему: ВТОРАЯ ЖЕ заповедь ПОДОБНАЯ ЕЙ, первой заповеди: ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ; делай ему всякое, какое можешь, добро, как себе самому, не делай и не желай ему никакого зла, как не желаешь зла себе самому. Сколько стараешься и заботишься о себе самом, столько же старайся и заботься и о ближнем твоем. Иной заповеди, большей этих, нет. НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ УТВЕРЖДАЕТСЯ ВЕСЬ ЗАКОН И ПРОРОКИ. Эти две заповеди держат на себе, как на прочном, вечном основании, заключают в себе весь Ветхий Завет, весь Закон и всех пророков; в них сущность всего Ветхого Завета, сущность всего, что говорили и чего требовали Моисей и все пророки. «Все Божии законы, заповеди, повеления, советы проистекают из любви, как вода из источника: любовь есть мать всех заповедей Божиих. Люби Бога и ближнего, и никакое искушение не подвигнет тебя с основания добродетели. Бог хочет, чтобы ты возлюбил Его, ибо в любви к Нему – твое счастье, твое земное благополучие, мир души, радость и вечное блаженство. Он хочет, чтобы ты любил Его от всего сердца твоего, от всей души твоей, от всего помышления твоего, и трижды повторяя это слово: от всего, Он хочет показать тебе, что это – праведно, это полезно, это необходимо. Если отдашь, посвятишь Богу только часть души твоей, помышлений твоих, сердца твоего, а другую часть отдашь миру, тогда в ту часть, не посвященную Богу, вселятся злые помыслы, вселится похоть плотская, вселится грех, который осквернит и растлит и ту часть, которая Богу посвящена.

Если же посвятишь все сердце, всю душу и все помышление Богу, тогда грех не найдет в тебе места, ибо и сердце, и душа, и помышление твое будут обителью живущего в тебе Бога» (Никифор, архиеп. Астраханский). Так Господь Иисус Христос, желая полнее и совершеннее раскрыть весь дух Своего Божественного учения, дал законнику ответ шире и глубже, чем он вопрошал: «Его вопрошали о первой заповеди, а Он привел и вторую, – говорит святитель Златоуст, – почти столь же важную, как и первая; ибо хотя и называется второй, но подобна первой. Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой и взаимно поддерживается первой». «Ибо кто любит Бога по заповеди первой, тот непременно соблюдает и все прочие Божии заповеди: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15), – говорит Господь. А первая заповедь после любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему. Поэтому кто истинно любит Бога, тот непременно любит и ближнего своего; все люди – братья, дети Отца Небесного: «и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». Но кто не любит ближнего своего, тот и Бога не любит: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 5:1, 4:20). Любовь есть искра Божественного огня в нашем сердце, а огонь не может не согревать. Если любовь, эта теплота верующего сердца, не согревает ближнего, то значит ее вовсе нет в твоем сердце, нет теплоты, восприемлемой от Источника жизни – Бога, Который есть любовь. Бог всех любит: если ты воистину, не на словах только, но целым сердцем любишь Бога, то как же не будешь любить тех, кого любит Бог? Мерой любви к Богу Господь положил всю нашу любовь, какой только способно любить наше сердце: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», а мерой любви к ближнему – ту любовь, какой мы любим самих себя: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»» (Никифор, архиеп. Астраханский). Ответ Господа ясно показал фарисеям, что они оттого и не могут согласиться между собой, оттого и спорят, какая заповедь больше, что не понимают самого духа Закона, только считают и измеряют заповеди, вместо того чтобы исполнять их на деле. Господь упомянул и о единстве Божием, чтобы Иудеи, когда Он называл Себя Сыном Божиим, не толковали слов Его так, как будто Он проповедует двоебожие. В предупреждение такой клеветы Он ясно и с силой говорит, что Бог есть един. Книжник, вопрошавший Господа, со вниманием выслушал Его Божественный ответ; видно, что слово Господа коснулось его сердца.

Евангелист Марк говорит, что книжник сказал Иисусу Христу: «хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжении и жертв» (Мк. 12:32–33). «Из уст книжника-фарисея слышать такое здравое суждение, произнесенное от сердца и с силой – был случай редкий, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Господь во все время Своего служения не много слышал таких здравых суждений. «Недалеко ты от Царствия Божия», – сказал Он книжнику, и светлый, исполненный милосердия взгляд подтвердил этот отзыв. Тем огорчительнее было для прочих фарисеев слышать от своего собрата слова, которые отзывались явной изменой их секте, постоянно утверждавшей, что предание выше Писания, обряды выше заповедей. Можно думать, что этот книжник, рано или поздно воспользовался близостью к нему Царствия Божия и, соделавшись последователем Иисуса Христа, собственной жизнью оправдал, что любовь к Богу и ближнему есть большая из всех заповедей». «Презрев низшие обязанности, – говорит святитель Златоуст, – он постиг, в чем состоит начало добродетели. Ибо все прочие обязанности – хранение субботы и другие – имеют целью любовь. Впрочем, Спаситель не приписывает ему совершенной похвалы, а показывает, что ему еще много недостает. Ибо слова: «недалеко ты от Царствия Божия» означают то, что он еще не достиг его, и сказаны с тем намерением, чтобы он искал, чего ему недостает. А что Спаситель похвалил его, этому не удивляйся, но познай из этого, как Он применяется к понятиям приходящих к Нему. Пусть они говорят о Христе много такого, что недостойно славы Его, только бы не дерзали отвергать бытия Божия. Он хвалит законника, когда тот сказал, что кроме Отца нет иного Бога, это не означает того, что Иисус Христос не признавал Себя Богом; да не будет сего. Но так как не пришло еще время открыть Ему Свое Божество, то Он и оставляет законника при прежнем учении, и хвалит его за то, что он хорошо знает древний Закон, чтобы таким образом сделать его способным к принятию учения Новозаветного, когда оно открыто будет в нужное время. Впрочем, слова эти: «один есть Бог и нет иного кроме Его» как в Ветхом Завете, так и в Новом приводятся не в опровержение Божества Сына Божия, а для того, чтобы отличить идолов от истинного Бога. С этой мыслью и Спаситель хвалит законника, произнесшего эти слова». После этих опытов Божественной премудрости Иисусовой уже никто не смел предлагать Ему вопросов. Но когда все совопросники умолкли, Господь Сам начал разговор с фарисеями. Сердцеведец знал, что они предлагали Ему вопрос о заповедях с затаенной мыслью: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом?

Тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Он предложил им со Своей стороны вопрос, «неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом», – говорит святитель Златоуст. КОГДА ЖЕ СОБРАЛИСЬ ФАРИСЕИ, ИИСУС СПРОСИЛ ИХ: ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ХРИСТЕ? как вы понимаете данные нам пророчества о Его происхождении? ЧЕЙ ОН СЫН? Из какого рода должен Он происходить? ГОВОРЯТ ЕМУ: ДАВИДОВ. Фарисеи ответили без всяких колебаний и размышлений: эта истина была известна каждому отроку. Но они считали Мессию за простого человека: поэтому Господь, «исправляя это их мнение, – говорит святитель Златоуст, – показывает, что пророк называет Его Господом и притом своим Господом, и потому признает истинным Сыном Божиим, Которому принадлежит одинаковая честь со Отцем. Так как Он хотел идти на страдание, то и приводит теперь такое пророчество, в котором Он ясно назван Господом». ГОВОРИТ ИМ: КАК ЖЕ ДАВИД, ПО ВДОХНОВЕНИЮ, НАЗЫВАЕТ ЕГО ГОСПОДОМ, по вдохновению от Духа Святого, следовательно истинно, непреложно называет Его Господом, КОГДА ГОВОРИТ в псалме 109, изображающем могущество и вечную славу Мессии: СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ГОСПОДУ МОЕМУ: СЕДИ одесную МЕНЯ, царствуй со Мною, разделяй со Мною престол, честь и славу Моего Царства, ДОКОЛЕ ПОЛОЖУ ВРАГОВ ТВОИХ В ПОДНОЖИЕ НОГ ТВОИХ? По замечанию святителя Златоуста, Господь привел эти слова о поражении врагов Мессии для того, «чтобы возбудить в фарисеях чувство страха»: если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит эта участь врагов Мессии, о которой говорит пророк; с этой же целью Господь прибавил, что Давид не просто, а по вдохновению от Духа Божия назвал Мессию Господом. «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – с какой скромностью Он указывает на мнение и суд о Нем пророка. Сперва сказал: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?», чтобы этим вопросом побудить их к ответу; потом, когда они сказали: «Давидов», приводит и следующие слова, но опять в виде вопроса: «как же Давид… называет Его Господом?», чтобы им не показалось противным учение о Божестве Его. По этой же причине Он не сказал: как вы думаете о Мне, но – о Христе. Спаситель предлагает учение о Себе в виде вопроса, предоставляя им самим сделать заключение: ИТАК, ЕСЛИ ДАВИД НАЗЫВАЕТ ЕГО ГОСПОДОМ, КАК ЖЕ ОН СЫН ЕМУ? Как вы примирите это, что Давид своего Сына называет своим Господом? Если Мессия должен быть, как вы думаете, простым человеком, потомком Давида, если Он, Мессия, еще не существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то как же Давид мог назвать Его своим Господом?

Мог ли, например, Авраам назвать Исаака, Иакова, Иосифа или хотя бы того же Давида своим Господом? А если Мессия есть Господь Давида, если Он уже существовал в то время, когда жил Давид, то как же Он мог быть его Потомком? Не ясно ли, что Мессия по человеческому Своему происхождению – Сын или Потомок Давида, но по Божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида? Называя Мессию Господом, Давид показал, что имеющий произойти от него Христос есть Владыка и Господь его, т.е. истинный Сын Божий и Бог; а сказав: «седи одесную Меня», указал на Его человечество, ибо Сын Божий, как Бог, от века сопрестолен и соприсносущен с Богом Отцом, а как Человек Он, по вознесении Своем, «воссел одесную» (престола) «величия на высоте» (Евр. 1:3), когда Его человечество восприяло ту же неизменную и неизреченную славу, какую имело Его Божество прежде всех веков и времен». Об этом Спаситель наш молился Богу Отцу Своему и перед Своими страданиями: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). «Посмотри, – говорит святитель Златоуст, – как благовременно предлагает Господь Свое учение о Божестве Своем. Сказав наперед, что Господь есть Един, говорит потом о Самом Себе, что и Он есть Господь, и доказывает это не только делами Своими, но и свидетельством пророка; а вместе с тем возвещает, что Сам Отец отомстит врагам Его за Него, говоря: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Таким образом, Спаситель и этими словами доказывает Свое согласие и равное достоинство со Отцом и заключает беседу Свою с фарисеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их». Ибо они действительно с того времени замолчали, не по собственному произволению, но потому, что не могли ничего вопреки сказать; и таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отваживались более нападать на Него, ибо сказано: И НИКТО НЕ МОГ ОТВЕЧАТЬ ЕМУ НИ СЛОВА; И С ТОГО ДНЯ НИКТО УЖЕ НЕ СМЕЛ СПРАШИВАТЬ ЕГО. Враги Его убедились наконец, что довольно одного светлого луча Его Божественной премудрости для того, чтобы рассеять всю темную мглу их хитросплетений. «Этим кончились состязания их с Господом, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский. – Главные секты Иудейские: фарисеи, саддукеи, иродиане – все как бы нарочито явились теперь перед лицом Иисуса Христа, со своими вопросами и искушениями, чтобы показать, как ничтожна была вся их жалкая ученость перед Божественной мудростью мнимого Тектона Назаретского. Вопросы, ими предложенные, ныне могут показаться не столь важными и трудными, но тогда они были таковы, что самые ученые раввины не знали, что отвечать на них.

Святой евангелист Марк присовокупляет, что с посрамлением книжников увеличились уважение и приверженность народа к Иисусу Христу. «И множество народа слушало Его с услаждением», – говорит он (Мк. 12:37). Действительно, нельзя было без удовольствия и удивления видеть, как один Человек заставил молчать, обнаружил невежество всех, кто только почитался тогда в Иерусалиме самыми учеными и многознающими». И тем больнее было для неисправимых самолюбцев, гордых книжников и фарисеев, это обличение их невежества, что происходило оно всенародно, в присутствии множества любопытных слушателей, собравшихся со всех стран мира на праздник Пасхи… Но едва ли они ожидали, что вслед за этими обличениями их невежества всегда кроткий и снисходительный к ним Галилейский Учитель с безпощадной правдой раскроет перед народом все их богопротивное лицемерие, всю их пагубную ложь и отвратительное пустосвятство, и произнесет против них такую грозную речь, которую и теперь нельзя читать во Святом Евангелии без сердечного трепета, – без того, чтобы, читая это «горе вам», возглашенное древним фарисеям, не заглянуть и в свое собственное сердце: нет ли там чего-нибудь похожего на те пороки, которыми заражены были фарисеи, – не таится ли в нас некий внутренний фарисей?.. И страшно становится, когда подумаешь, как часто наше тщеславие, наше самолюбие похищает у нас цену и того малого добра, какое мы думаем делать во славу Божию, но обращаем потом в пищу нашему же идолу самолюбия!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *