Возникновение древнерусской литературы

Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Распространение грамоты на Руси обычно связывают с появлением христианства. Этому мы находим подтверждение в «Сказании о буквах» черноризца Храбра X века (Болгария):
«Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи (язычниками). Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. И так было долгие годы…» Далее Храбр описывает благое дело Кирилла, подарившего славянам азбуку. Почему нельзя было продолжать дальше пользоваться латинским или греческим алфавитом? Храбр на это отвечает, что в этих алфавитах не доставало букв для специфического славянского языка.
Вроде бы все предельно ясно. Изначально славяне использовали примитивную систему «черт и резов» для гадания и каких-то простых записей. Потом появились Кирилл и Мефодий, которые привели в порядок несовершенную систему славянской грамоты и на Руси распространилась кириллица. Так ли это на самом деле?

Некоторые свидетельства существования дохристианской письменности у славян:

— одно из древнейших упоминаний о существовании на Руси какой-то собственной оригинальной письменности содержится в Житии создателя нашей азбуки св. Константина-Кирилла. Посланный императором Византии Михаилом с посольством к хазарскому каганату, будущий просветитель славян по пути туда в 861 году посещает крымский город Херсонес (Корсунь), где обретает мощи св.

Климента. «Обрете же здесь евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами…»
Ну если уж сама церковь признает, что была письменность!…

— Согласно «Повести временных лет» при осаде князем Владимировичем Херсонеса один из жителей осажденного города Анастасий пустил в стан Владимира стрелу с надписью: «Кладези еже суть за тобою от востока, из того вода идет по трубе». Грек-предатель подсказал русским, где идет водопровод. Дружина Владимира перекрыла воду и город сдался. Не исключено, что надпись грек сделал на своем родном языке, но в любом случае среди русских были люди грамотные, а значит могла быть и своя письменность.

— в русских летописях неоднократно упоминается о заключении славянами неких письменных договоров с византийцами. А конкретно после победы Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда, был заключен письменный договор по-гречески и по-славянски. Инициатива составления договора исходила от славян. В договоре (от 907 года) между прочим упоминается составление славянами письменных завещаний.

-стоит упомянуть сообщение арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего в 921–922 годах земли волжских булгар. В его книге содержатся описания быта и нравов некоторых встреченных им народов, в том числе «русов», торговцев, прибывающих в Булгарию откуда-то извне. Помимо прочего описываются похороны знатного руса, по окончании которых над погребением возводится курган и устанавливается памятник с надписью: «Потом они построили <…> нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились «

— Сообщение арабского писателя Эль Массуди (ум. в 956г.), который в сочинении «Золотые луга» утверждает, что он обнаружил в одном из «русских храмов» пророчество, начертанное на камне

— Сообщение арабского ученого Ибн эль Недима, который в труде «Книга росписи наукам» передает относящийся к 987 г. рассказ посла одного из кавказских князей к князю русов. «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, — пишет Ибн эль Недим, — что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображены, не знаю, были ли они слова или отдельные буквы».

Фрагмент сочинения эль Недима (обведенная красным надпись — образец русского письма)

— Сообщение персидского историка Фахр ад Дина (начало XIII века) согласно которому хазарское письмо (речь, по-видимому идет уже об исчезнувшем, но известном Фахр ад Дину, хазарском руническом письме) «происходит от русского».

— анонимный автор арабского сочинения «Моджмал-ат-таварих» пишет: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе».

— Византийский писатель Евтихий (ум. в 939 году) сообщал, что русы имеют свою письменность, о которой, впрочем, он не был осведомлен

— Титмар, епископ Мерзебургский (976–1018), двоюродный брат германского императора Оттона I, описывал увиденное им святилище западных славян близ города Ретры: «…внутри же стояли, со своими именами на пьедестале, истуканы богов, сделанные рукою человека,…»

— некоторые свидетельства, содержащиеся в поучениях против язычества. В «Слове св. Моисея о ротах и о клятвах» дано следующее описание народных нравов: «Жертву приносят бúсомъ. Трясцю мнятъ прогоняюще нúкими ложным писмяны проклятыхъ бúсов еленьскихъ, пиша имяна на яблоцúх, покладают на святúй трапезú въ год люторгечней «26. Имеется в виду, что русские крестьяне для излечения от болезней писали на яблоках имена языческих («эллинских «) богов и приносили эти яблоки в церковь.

Найденные артефакты, подтверждающие существование дохристианской письменности у славян:

Писала

Одним из археологических доказательств нехристианского характера славянской письменности на ранних этапах ее развития являются находки писал. Дизайн писал сугубо языческий.

Камни из Скальска
В 1852 году чешский археолог Вацлав Кролмус прибыл в село Кралск (болеславский край). В это же самое время сельчанин Юзеф Кабша, ремонтировал подвал, в котором хранил пиво. Ударив в одну из стен подвала, он отметил, что удар прозвучал подозрительно глухо — создавалось впечатление, что за стеной была пустота. Кабш пробил стену и оказался в достаточно большом подземном зале. Потолок зала был подперт каменным столбом. Подземелье явно было могильным склепом, поскольку в нем было обнаружено несколько урн. Увидев урны, Кабш понадеялся, что найдет в них деньги, однако его надежды не оправдались. Огорчившись, крестьянин разбил урны и выбросил на свалку. Именно в это время и прибыл Кролмус. Прослышав о разбитых Кабшем урнах, Кролмус нанес ему визит и попросил показать склеп. Осмотр склепа проходил в присутствии
нескольких местных жителей. Во время этого осмотра на столбе, подпирающем свод, и были замечены два камня с надписями. Кролмус перерисовал обе надписи и, закончив
другие свои дела, уехал. Однако он не был уверен в достаточной качественности и точности своего рисунка, поскольку во время осмотра камни были покрыты грязью и плесенью. Поэтому Кролмус в 1853 и 1854 годах попросил нескольких человек, чтобы они еще раз скопировали эти надписи. Все присланные копии, за исключением одной, весьма плохо выполненной, совпали между собой.

Драгельчицкая урна
В 1857–1858 годах в Чехии строилась железная дорога из Кладно до Нучиц. В Драгельчинах строители наткнулись на большое языческое захоронение. Найденные погребальные урны не представляли, по мнению рабочих, никакой материальной ценности, и поэтому большинство из них было уничтожено. К счастью, в Драгельчинах нашелся человек, которого заинтересовали эти памятники прошлого — это был Ежи Дрвота. Он собрал все, что смог обнаружить. Он-то и нашел между иными темносерую урну ручной работы с пеплом внутри и с руническими знаками
снаружи. Урну приобрел для чешского музея в Праге Вацлав Кролмус, который производил археологические изыскания поблизости от тех мест

Бодинский камень
Камень, находившийся в Бодине (Тренчинский комитат) представлял собой большой валун из зернистого серого песчаника, выступавший на два метра над поверхностью земли. По мнению местных жителей, валун лежал на этом месте с незапамятных времен. Поверхность камня не имела никаких следов обработки, за исключением упомянутых на нем знаков. Я.Лечеевский, пытаясь как-либо интерпретировать данный рисунок, выдвинул предположение, что многочисленные
кресты представляют собой обозначения числительных. Соответственно, по Лечеевскому, надпись указывала расстояния до границ земельного владения.

Камень из Пневищ
В 1873 году при строительстве каменной церкви в местечке Романове Городецкого уезда Могилевской губернии был обнаружен странный камень. С обеих сторон на нем были выбиты знаки непонятного происхождения. Камень был привезен к месту строительства крестьянином соседней
деревни Пневищи. Согласно показаниям крестьянина, данная находка была сделана в лесу неподалеку от Пневищ. Камень был не один — как удалось выяснить, на месте находки
первоначально существовал курган из камней, на вершине которого и находилась стела с надписями. Во время заготовки стройматериалов курган был разобран до основания; никакого захоронения в основании обнаружено не было. Находка была зафиксирована тамошним помещиком
князем А.М.Дондуковым-Корсаковым. Он велел перенести камень к себе в усадьбу и хранить в сарае. Вскоре по факту находки был сделан доклад на археологическом съезде, проходившем в Смоленске. Ввиду громоздкости памятника, А.М.Дондуков-Корсаков не повез его в Смоленск, но предложил всем желающим осмотреть на месте. На приглашение откликнулся доктор Г.Ванкель из Моравии, который составил собственное описание памятника. 23 августа 1874 года в имении Дондукова-Корсакова случился пожар, и сарай, в котором хранился камень, сгорел.
Сам памятник от высокой температуры раскололся на мелкие части.

Алекановские надписи
Русский археолог В.А.Городцов, раскапывая осенью 1897 года кладбище в селе Алеканове, в Муромском округе Рязанской губернии, нашел между иными многочисленными археологическими памятниками также небольшой глиняный сосуд с загадочными знаками. Сосуд невелик по размерам:
его высота составляет всего 15 см, а ширина — до 11 см. Сосуд изготовлен из глины с большим содержанием песка, не очень хорошо обожжен. По верху шейки нанесен орнамент, состоящий из небольших насечек. Все признаки (особенно шесть характерных височных колец) указывали на то, что захоронение было славянским. В.А.Городцов датировал его X–XI веком.

Надписи из Масковичей
Более ста руноподобных надписей и рисунков, процарапанных на костях животных и птиц, было обнаружено в 1976–1988 гг. во время раскопок у деревни Масковичи Браславского района Витебской области. Раскопки производились Л.В.Дучиц. Городище было военно-политическим, торговым и культурным центром на русско-латышско-литовском порубежье; судя по находкам, здесь присутствовали представители многих национальностей — славяне, скандинавы, балты.

Пломбы из села Дрогичина
Загадочные знаки были обнаружены на свинцовых пломбах X–XIV вв., видимо являющихся торговыми печатями. Несколько сотен таких пломб было обнаружено на Западном Буге близ села Дрогичина. На лицевой стороне некоторых пломб стоит буква кириллицы, а на обратной — один из «загадочных» знаков.

Печать Святослава
В 1912 году в Киеве при раскопках была обнаружена печать с двумя круговыми надписями и
княжеским знаком посередине. Впоследствии она была утеряна, сохранилось только изображение, изданное Н.П.Лихачевым и переизданное В.Л.Яниным. Сравнение с другими археологическими находками позволяет утверждать, что крупные знаки, находящиеся в круге из мелких «букв», представляют собой усеченный «трезубец» — герб Рюриковичей, а сама печать принадлежала некому должностному лицу из администрации князя Святослава Игоревича (Х в.).

Знаки на бараньем ребре
Еще одна загадочная находка была сделана Д.Я.Самоквасовым. В курганном захоронении близ Чернигова он обнаружил ребро барана, на котором был странный рисунок

Знаки на камне, опубликованные Ф.Н.Глинкой

В 1956 году в Новгороде в слое, датируемом первой четвертью XI века, было найдено коровье ребро с непонятной надписью из 35 знаков, расположенных в несколько строк

В качестве загадочного набора руноподобных знаков можно указать берестяную грамоту, найденную в 1989 году в Старой Русе.

Тверская монета XIV века — один из средневековых русских предметов с нечитаемыми знаками

Знаки в пещере близ села Ситово
В 1928 году близ села Ситово, неподалеку от местоположения древнего города Шутгарда, в горной пещере были обнаружены неидентифицируемые надписи. Секретарь археологического общества в Пловдиве Пеев писал в отчете: «При внимательном осмотре южной стены пещеры (стена представляет собой почти отвесную скалу) мы обнаружили, что примерно в двух метрах от пола высечена гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 см и длиной 260 см. На этой полосе выдолблены какието загадочные знаки. Без сомнения, надпись сделана рукою человека.
Знаки напоминают так называемые рунические письмена, которыми пользовались древнегерманские народы…»

Возможные варианты дохристианской письменности у славян:

Кириллица
Есть мнение, что кириллицу изобрел вовсе не Кирилл (КОнстантин), а это исконно славянское древнее письмо. Думаю, что это мнение не имеет оснований. Кириллица, как и гласит официальная версия, есть трансформированный греческий алфавит. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить русский алфавит и греческий — они похожи.

Глаголица
Советский ученый Энговатов пытался соотнести найденные археологические памятники, в которых использовалось древнее славянское письмо, с глаголицей. Эту же мысль проталкивают некоторые неоязычники.
Происхождение глаголицы довольно туманно. Есть версия, что ее изобрел св.Иероним (об этом пишет Мавро Орбини в книге «Славянское царство»). Вероятнее всего глаголица есть искусственно созданный алфавит, поскольку аналогов этих причудливых завитушек нет ни в одном известном алфавите. Они трудны для написания и вряд ли могли появиться естественно. И создание этого алфавита очевидно связано с появлением христианства. Первая буква алфавита «А» представляет собой крест. Это говорит о том, что занятие грамотой — дело богоугодное и первая буква должна напоминать о Боге (крест как символ христианства начинает распространяться с V века). Для обозначения букв «И» и «С» используется один и тот же символ, но буквы перевернуты по отношению друг к другу. Буквосочетанием «ИС» на иконах обозначается имя Иисус. Кроме того буквы «и» и «с» в глаголице напоминают рыбок — древний символ христианства.
Глаголица получила наибольшее распространение среди южных славян и до сих пор кое-где используется в богослужении.
Буквы в глаголице и кириллице одни и те же, т.е. глаголица могла появиться как альтернативный алфавит в тот же период, что и кириллица, а точнее она могла появиться в момент преследования Мефодия, когда службы на славянском языке были запрещены.

Руны
На территории России и Украины найден ряд памятников с рунами. Есть версия, что в древней Руси, как и по всей Европе и в Скандинавии, были распространены руны. Принадлежали ли найденные камни с рунами славянам или пришедшим извне норманнам теперь неизвестно. Но эта теория вполне обоснованна и имеет право на существование. Западные славяне скорее всего пользовались рунами.

Велесовица
Вероятно «Велесова книга» является подделкой.

Брахми
В книге «Русская дохристианская письменность» Серяков соотносит древние русские письмена с языком брахми. На мой взгляд разделение индоевропейской группы произошло чрезвычайно давно и едва ли до средних веков могла сохраниться индийская система письма.

Локальные системы письма
Не исключена версия, что в каждом княжестве, в каждой области была своя система знаков. Кроме того, в теории локальных систем письма возможны варианты: в некоторых землях мог быть распространен некий буквенный алфавит, а в некоторых могла быть система символов, где каждый символ представляет собой не букву, а целое слово, значение или может быть слог.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое управление?

2. Что такое менеджмент, каковы его основные признаки?

3. Назовите основные черты менеджера.

4. Каковы основные источники научного менеджмента?

5. Каково содержание научного менеджмента?

6. Что такое организация?

7. Что такое предприятие?

8. Что такое учреждение?

9. Что такое инфраструктура менеджмента?

10. Каковы роль и место отношений собственности в менеджменте?

11. Что означает хозяйственное ведение?

12. Что означает оперативное управление?

13. Что означает доверительное управление?

14. Каковы особенности менеджмента в социальной сфере?

2.1. Исторические предпосылки.

2.2. Основные подходы, концепции и школы менеджмента.

2.3. Развитие и становление менеджмента в России.

• основные черты капиталистического предпринимательства • ситуационный подход к менеджменту
• капиталистический рынок • количественный подход к менеджменту
• вклад в экономическую теорию А. Смита, Д. Рикардо, Р. Оуэна • роль кибернетики и системного анализа в менеджменте
• вклад в менеджмент М. Вебера, 3. Фрейда, Э. Мейо, А. Маслоу • роль синергетики в менеджменте
• три основных способа управления людьми • инновационный, развивающий, стратегический менеджмент
• вклад в менеджмент Ф. Тейлора, Г. Форда, Г. Эмерсона • основные особенности развития менеджмента в дореволюционной России
• 12 принципов производительности труда Г. Эмерсона • вклад в науку управления Петра I, Екатерины II, М. Ломоносова, М. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина
• принципы административного менеджмента А. Файоля • вклад в науку управления А. Богданова, А. Гастева, П. Керженцева
• «школа человеческих отношений» • Основные черты экономической реформы
• «эмпирическая школа управления» конца 80-х – начала 90-х годов в СССР

Менеджмент уходит своими корнями в глубокую древность. Уже тогда коллективная целенаправленная деятельность людей требовала разумного управления: создания соответствующих организаций и руководства ими в процессе решения различных жизненных задач.

Еще в первобытном обществе предприимчивые члены общины получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности хозяйства, а значит, и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Еще большее развитие подобная деятельность получила в рабовладельческую эпоху, когда произошло отделение ремесла от земледелия. Ремесленничество означало создание производства, основанного па обменно-товарных отношениях. Круг задач по удовлетворению потребностей населения всем необходимым существенно расширился: теперь достаток и благополучие людей стали зависеть не только от их умения производить необходимые для жизни предметы, но и от возможности получить эти предметы в обмен на товары и деньги.

Наряду с многочисленными профессиональными ремесленниками – каменщиками, плотниками, гончарами – появились купцы и торговцы. Эта эпоха оставила нам тысячи превосходных образцов человеческого труда, произведения искусства, науки, литературы. Будут жить в веках созданные в тот период грандиозные памятники хорошо организованного коллективного труда: пирамиды, храмы, каналы и многое другое. Так, в Ливане, недалеко от Бейрута, есть небольшой городок Баатьбек. Это место известно во всем мире благодаря развалинам древнего храма, построенного много тысяч лет тому назад. В основании храма находятся огромные плиты, верхний ряд которых лежит на высоте 8 м (размер трехэтажного дома). Это монолиты весом до 750 т. Рядом возвышаются шесть самых больших на Земле полированных колонн весом 45 т и высотой более 20 м каждая. К храму ведет величественная лестница шириной около 40 м. Все это поражает воображение и сегодня. Но наибольшее удивление, пожалуй, вызывает вот что: части колонн и каменные блоки ничем не связаны между собой. Они так подогнаны друг к другу, что кромка безопасной бритвы (толщина ее 0,01 мм) не входит в зазор. Кто и как все это мог сделать? Появилось предположение, что баальбекский храм – дело рук инопланетян… Между тем сделано все это обыкновенными людьми. О том, как велись такие работы, рассказывают высеченные на камне рисунки, сохранившиеся на подобных сооружениях Древнего Египта. Высота самой большой египетской пирамиды составляет 146 м – в полтора раза выше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (для тех, кто не видел собора, скажем, что высота этой пирамиды соответствует дому в 48 этажей). Камни для строительства обычно добывали за многие сотни километров от строительной площадки, иногда за морем. Нужно было раздобыть необходимые средства, оборудование, согласовать работу сотен тысяч людей, в основном рабов, по заготовке камня, его обработке, доставке (чтобы сдвинуть с места обработанный тысячетонный блок в Баальбеке, требовались усилия сорока тысяч человек), оплатить труд надсмотрщиков.

Все это требовало четкой организации труда, учета природных условий (например, разливов рек), контроля за качеством работы, умения воздействовать на человека – всего того, что мы сегодня называем управлением. Не случайно древние египтяне оставили нам памятники письменности, в которых много места уделено управлению. В книге «Поучение Птаххотепа», написанной около 4 тыс. лет тому назад, содержатся мысли, не потерявшие значения и для нынешних управляющих: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса».

Проблемы организации и работ, yправления трудом многих людей интересовали и древних греков. Платону принадлежит мысль о необходимости разделения труда, специализации по видам работ. Сократ рассматривал управление как особую область деятельности: управление государством, трудом, торговлей, войсками требует одного и того же – поставить необходимого человека на нужное место и добиться выполнения сделанных ему указаний.

Древним римлянам принадлежит идея строгой иерархии – служебной лестницы в системе управления. Катону Старшему приписывают мысль об объективном подходе к управленческим задачам. Владелец поместья должен дать своему управляющему письменный план работы на год (календарное планирование), четко поставить задачи, постоянно сравнивать намеченный план с результатами, анализировать и делать выводы. Особое внимание уделяется оперативному управлению. Получив доклад управляющего: «Часть рабочих больна, других забрали на работы в город, погодные условия подвели…», владелец изучает обстановку и при необходимости принимает решение: корректирует задание, перераспределяет работающих, переводит их в закрытые помещения и т. д.

Ученые Древней Индии в трактате «Артха-шастра» (составленном примерно в IV веке до н. э.– III веке н. э. приводят ряд интересных соображений о хозяйстве и управлении. Применительно к управлению исследуются понятия верное и неверное, законное и незаконное, польза и вред. Ученые Востока связывают управление с насилием: на санскрите «искусство управления» называется «данданити «, что в буквальном переводе означает «руководство по владению палкой (дандой)». Вместе с тем восточные мыслители уделяют большое внимание и поощрению подчиненных.

В книге о правлении визиря XI столетия Низмамал-Мулька «Сиасетнам» даются указания, как действовать правителю, как руководить помощниками, какие требования предъявлять к подчиненным, приводятся рекомендации управляющему домом государя для успешности его работы, улучшения имущественного состояния войска.

Приведенные примеры, многие другие факты показывают, что та сторона менеджмента, которая связана с удовлетворением потребностей людей, с инициативной деятельностью по обеспечению их пищей, одеждой, жильем и другими необходимыми предметами, сооружениями и услугами, существовала с незапамятных времен, задолго до появления капиталистического рынка и частной собственности.

Появление у производителей предметов на продажу способствовало становлению частной собственности, денежного обращения, ростовщического капитала. Предпринимательская деятельность постепенно начинает обретать современные черты. Наряду с требованием удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах появляется и требование получения от этой деятельности максимальной прибыли.

Наряду с именами великих правителей и полководцев, ученых и художников античная эпоха оставила нам память и о крупных предпринимателях, торговцах, владельцах огромных состояний.

Дальнейшее развитие менеджмента проходило в условиях феодализма, когда основным производителем товаров становится уже не бесправный раб, а полусвободный крестьянин и ремесленник, работающий на земле, принадлежащей феодалу. В этот период часть средств производства переходит к тем, кто занят трудом, большое развитие получает торговля, ремесленничество, ориентированное на рынок.

Ремесленники объединяются в цехи, создаются условия для повышения качества производимых товаров и услуг. Появляется так называемая мануфактура – предприятие, использующее рабочих на основе разделения ручного труда. Однако и здесь сохраняется присущее рабовладельческому строю препятствие для развития товарного производства, частной собственности и связанного с ними предпринимательства – отсутствие экономической свободы, прав производителя товара на произведенную им продукцию. Крестьянин, работающий от зари до зари на земле феодала, рабочий, гнущий спину на мануфактуре, не заинтересованы в результатах своего труда: сколько бы они ни наработали, все приходится отдавать хозяину.

Возможность свободного, заинтересованного труда, свободного установления цены товара и заработной платы, свободной конкуренции становятся главными требованиями времени. В промышленности это означает необходимость появления капиталистических заводов и фабрик, в сельском хозяйстве – освобождение крестьян от феодальной зависимости, в экономике — переход от системы принудительного труда к свободному найму работников, от принудительной разверстки к налогу, от барщины к оброку.

Предпринимательство обретает капиталистический, рыночный характер.

Подлинная предпринимательская деятельность и менеджмент в полном объеме – то, что мы сегодня называем бизнесом, – связаны с капитализмом.

Капитализм отличается от предшествующих экономических формаций прежде всего тем, что производители основных материальных благ – рабочий, крестьянин – становятся юридически свободными и могут продавать свой труд по своему выбору, исключительно из собственных интересов, без принуждения. Собственником произведенных товаров и услуг при этом становится тот, кому принадлежат средства производства для их изготовления, составляющие капиталистическую частную собственность,– капитал. Под капиталом здесь понимаются материальные и духовные ценности – имущество и иная собственность (включая интеллектуальную), используемые для производства новых ценностей. Иными словами, капитал – это все то, что нужно иметь предпринимателю для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и получения прибыли. Это деньги, здания и сооружения, оборудование и транспорт, сырье и источники энергии, изобретения и открытия, короче – материальные и духовные ресурсы, используемые в бизнесе.

Наряду с промышленным капиталом широкое развитие получают торговый и ссудный капитал. Товарно-денежные отношения резко поднимают роль и значение денег, которые в полной мере обретают свои функции меры стоимости, средства обращения, платежа и образования сокровищ. Они становятся воистину мировыми деньгами.

Именно наличие капитала дает право его собственнику — предпринимателю– владеть, распоряжаться и пользоваться произведенным товаром или услугой и получать при этом прибыль.

Под прибылью здесь понимаются разность между средствами, вложенными в дело и извлеченными в результате предпринимательской деятельности (разность между выручкой и затратами). Прибыль – важнейший стимул предпринимателя. «История американского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли… Все его другие побуждения представляются лишь второстепенными», – пишет известный американский ученый экономист Б. Селичмен в книге «Сильные мира сего».

Главной фигурой рыночной экономики становится предприниматель-бизнесмен, тот, кто на базе принадлежащей ему собственности создает новые товары и услуги и извлекает при этом прибыль.

Возникает капиталистический рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Основой рыночных отношений становится экономическая свобода, т. е. для предпринимателя – выбор: что, кому, где и по какой цене производить и продавать, а для потребителя – что, где, у кого и по какой цене покупать. Этому соответствуют равноправные отношения предпринимателя и потребителя товаров, конкуренция между предпринимателями в борьбе за кошелек потребителя, свобода выбора рабочим места работы и условий труда.

Таким образом, в центре рыночной экономики оказывается человек – потребитель и производитель товаров с его интересами, а главной ее задачей – наилучшее удовлетворение потребностей человека. Свидетельством успешности такого удовлетворения и является получение прибыли предпринимателем. Следовательно, прибыль – не только стимул для предпринимателя (о чем уже говорилось), но и важнейший показатель успешности его деятельности в интересах человека и общества.

Сферой рыночной деятельности предпринимателя становится как создание товаров и услуг, так и их реализация, прежде всего – торговля. Предпринимательство охватывает и такие области жизненного цикла товаров, как исследование и проектирование, необходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и потребление, восстановление и утилизация.

Понятие «предпринимательство» все более обретает современный смысл. Уже в толковом словаре В. Даля, созданном в 1863–1866 годах, написано: «Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»; «предприимчивый» означает «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный на дело этого рода».

С этого периода предпринимательство неразрывно связывается с наличием и использованием капитала, а предприниматель отождествляется с капиталистом.

Мощный толчок развитию предпринимательства дала промышленная революция XVIII века, знаменовавшая переход к крупным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза центральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий приличной квалификации. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардоуделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях – фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т. д.

Большой интерес к управлению трудом людей на капиталистической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности Роберт Оуэн.Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня называем «человеческим фактором». Оуэн не ограничивался чистой теорией. В начале XIX века на своей текстильной фабрике он провел смелый эксперимент, в ходе которого на предприятии было организовано питание рабочих, а в заводском поселке построена новая школа и проведено благоустройство. Наши сегодняшние устремления к сильной социальной политике имеют, таким образом, глубокие исторические корни и достойных предшественников. Оуэну принадлежит и попытка использовать для повышения производительности труда моральные стимулы: естественное желание человека быть не хуже остальных он реализовал в организации на производстве здорового соревнования: у лучших рабочих на станках появлялись красные ленты, у средних – зеленые, у плохих – желтые.

Предпринимательская деятельность побуждает бизнесменов к постоянному поиску форм и способов ведения дела. Наряду с индивидуальными и семейными капиталистическими предприятиями появляются объединения владельцев капитала – акционерные компании. Их предшественниками были торговые общества, которые начали формироваться в Европе в XVI веке. Одно из таких обществ – «Москови компани» – работало в нашей стране уже в 1555 году!

Объединение капиталов в акционерные общества давало возможность сложить усилия для решения крупных предпринимательских задач.

В начале нашего века на крупнейших предприятиях таких обществ в США работало около четверти всех рабочих и служащих, которые производили до 40 % промышленной продукции страны.

Вместе с тем продолжает развиваться и мелкий бизнес – предприятия с численностью работающих до нескольких сотен человек. Они пользовались государственной поддержкой и льготами в области налогообложения, кредитования и другими.

В связи с ростом предпринимательства, развитием торговли возникают колоссальные торговые предприятия, магазины-супермаркеты, способные одеть и накормить население целого небольшого города.

Организуется банковская система, основу которой составляют частные коммерческие банки. Они принимают деньги на хранение, выплачивая за это определенный процент, одновременно ссужают деньгами под более высокие проценты своих клиентов-предпринимателей. Возникают и так называемые банковские дома или «деловые банки», занимающиеся куплей-продажей, а порой и выпуском ценных бумаг. Особые банки – их называют ипотечными – осуществляют операции с недвижимостью: строениями, жильем, землей, дорогами и т. п.

С развитием капитализма, совершенствованием технических средств, концентрацией производства значение управления и управляющих существенно увеличивается. Аппарат управления разделяется, специализируется. Наряду с линейными руководителями появляются органы функционального управления. Уже в конце прошлого века складывается отношение к руководству предприятием как к науке и искусству, которым надо учиться. К решению задач управления производством привлекаются экономика, психология, социология, математика. Появляются оригинальные труды по управлению производством. Закладываются основы современного менеджмента.

Следует отметить, что становление предпринимательства, особенно в эпоху первоначального накопления капитала, далеко не всегда отвечает требованиям высокой морали. Источником богатства новоявленных миллионеров – нуворишей часто являются всевозможные спекуляции, обман партнеров и клиентов, а то и просто вымогательство (рэкет), подкуп должностных лиц и другие незаконные действия. Так было во всех странах в период построения рыночного общества, и мы не исключение.

В книге известного ученого, русского эмигранта Г. К. Гипса «Предприниматель» дается следующая характеристика признанным первопроходцам американского бизнеса.

«Астор, эмигрант из Германии, занялся первоначально торговлей мехами и завязал торговые связи с Китаем. Огромное состояние он составил… земельными спекуляциями. Скупив земли в Нью-Йорке, в предвидении быстрого развития города, он продавал их потом по высоким ценам. После него осталось наследство в 20 миллионов…

…Джей Кук был способнейшим финансистом. Он широко пользовался прессой для своих целей, чтобы поднять или понизить стоимость акций, и спекулировал на этом.

…Все они комбинировали свои деловые планы со спекуляцией, трудолюбие и знание дела – с безжалостным захватом. Это завоеватели, которых нельзя осуждать за предосудительные приемы действий, так как на войне поступают так, как полагается воюющим… Морган, Карнеги, Рокфеллер вызывали, вероятно, немало проклятий при жизни… Но после их смерти остается большое достижение – доведенная почти до пределов концентрация и координация промышленных и финансовых предприятий, облегчающая организацию хозяйственной жизни, и огромный опыт технического прогресса и хозяйственных достижений».

Развитие предпринимательства сопровождалось появлением и быстрым совершенствованием науки о рыночном управлении предприятиями и производством – становлением научного менеджмента.

Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Социология – наука об обществе. Социология изучает закономерности процессов, протекающих как в обществе в целом, так и в его структурах – слоях и группах людей, отдельных личностях.

Появление социологии как науки связано с именем французского философа Огюста Конта(1798–1857). По его мысли, новая наука должна была в противовес философской схоластике изучать реальные процессы общественной жизни. Конт представлял человеческое общество в виде большой системы, которая может пребывать в статическом либо динамическом состоянии. Социальная динамика общества прежде всего определяется духовным и умственным развитием людей, а следовательно, в большой степени зависит от их образования и культуры. При этом нельзя исключать и зависимость динамичности общества от расовой принадлежности населения, средней продолжительности его жизни, климатических условий.

Существенный вклад в развитие социологии внес творец эволюционного учения Чарльз Дарвин (1809–1881). Одна из главных идей дарвинизма заключалась в том, что социальное, общественное развитие человечества является естественным продолжением биологической эволюции. В борьбе за существование человек все больше опирается не на грубую физическую силу, а на социокультурные, духовные факторы: культура и образование помогают человечеству выжить в быстро меняющемся враждебном мире.

Ряд важных идей в социологии связан с именем английского философа Герберта Спенсера(1820–1903). Ему принадлежит мысль о том, что в обществе можно выделить три главные системы: регулятивную, производящую средства для жизни и распределительную. Весьма актуален сегодня тезис Спенсера, согласно которому одной из главных форм политического управления является социальный контроль.

Близки современности и идеи французского социолога Гюстава Лебона(1841 – 1931). Их суть в том, что в связи с нарастающим ростом городов, развитием промышленности и средств коммуникации, жизнь общества все больше определяется поведением плохо управляемых человеческих масс, толпы. И это, как считает Лебон, может привести к краху цивилизации.

Соотечественник Лебона психолог Габриэль Тард(1843–1904) вошел в историю науки как основоположник социальной психологии. Он одним из первых усмотрел в социологических процессах действие психологических механизмов. Тарду принадлежат исследования с использованием нового научного арсенала проблем психологии толпы, общественного мнения, воздействия на общество и личность с помощью внушения.

Одним из первых ученых, применивших социологические методы для изучения управления предприятиями, был Эндрю Юр,родом из Шотландии (род. в 1778). Ему принадлежит книга «Философия производства». Врач по образованию, Юр приводит многочисленные данные о здравоохранении и демографии работающего населения. Он обобщил сведения о состоянии здоровья промышленных рабочих, рассказал об их образе жизни вне производства, систематизировал их претензии и жалобы. Юр впервые определил средний возраст английского промышленного рабочего, получил данные, характеризующие пол работающих, их занятость, условия жизни. Он ратовал за замену ручного труда машинным.

Выдающимся основоположником социального менеджмента справедливо считают немецкого историка и философа Макса Вебера(1864–1920). Веберу принадлежат фундаментальные исследования экономического поведения людей. Он обратил пристальное внимание на взаимосвязь экономики с другими важнейшими сферами человеческой деятельности, прежде всего с правом и политикой. Вебер придавал особое значение экономической рациональности, строгому порядку и организации в управлении. Он был подлинным «певцом бюрократии». Бюрократия «по Веберу», т. е. в хорошем смысле, – это непрерывная управленческая деятельность, четко определенная сфера власти и ответственности на каждом уровне, жесткий контроль, отделение чиновника-менеджера от собственности на средства производства. Вебер одним из первых отметил, что менеджмент становится профессиональным занятием.

Изучая становление и развитие менеджмента в социальной сфере, нельзя обойти вниманием основателя психоанализа знаменитого австрийского психолога Зигмунда Фрейда(1866– 1939). Его учение явилось основой психоаналитической школы в социологии, оказавшей значительное влияние на современные воззрения менеджеров, работающих в социальной области. Основой учения Фрейда является признание того, что наряду с рациональным, «сознательным» мышлением важную роль в жизни человека играет также бессознательное, иррациональное сознание, накладывающее отпечаток на всю его деятельность. Психоаналитики утверждают, что хотя сфера бессознательного и находится за пределами воли человека, но можно научиться ее контролировать и использовать в нужных для управления целях, прежде всего для создания благоприятного эмоционально-психологического климата в организации.

Дальнейшее проникновение идей социологии в менеджмент привело к возникновению так называемой «доктрины человеческих отношений», связанной с именем родившегося в Австралии американского социолога Джорджа Элтона Мэйо(1880–1949). Ему принадлежат книги «Проблемы человека в индустриальном обществе» и «Социальные проблемы индустриального общества». В этих книгах Мэйо много места уделяет научному обоснованию мотивации труда. При этом он формулирует важнейший принцип теории человеческих отношений, известный как «принцип индивидуальных различий»: «Все индивиды различаются между собой. Что надоедает одному, стимулирует другого». Это признание уникальности каждого работника означает, что производительность труда во многом зависит от социальных и психологических факторов. Мэйо утверждает также, что для повышения производительности труда наряду с обеспечением материального, экономического существования работающих важную роль играет их постоянное сотрудничество, обмен информацией на всех уровнях.

Значительный вклад в социальный менеджмент внес американский ученый Абрахам Маслоу(1908–1970) с его теорией человеческих потребностей. Маслоу рассматривает мотивацию как функцию предельных потребностей человека. Он выдвигает три основных принципа, характеризующих природу человека:

1. Люди есть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены.

2. Состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждает человека к действию.

3. Существует иерархия потребностей, при которой потребности более низкого уровня находятся на нижних ступенях иерархической лестницы, а потребности более высокого уровня – на верхних.

В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста. Если не было письменности, то не было и литературы.
Когда на Руси появляется литература?
Литература появляется на Руси только в XI веке. Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г. ) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков.
Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *