Все о иудаизме

ГЛАВА 11

ИУДАИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН (I-ХХ вв. н. э.)

Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси. Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве. Иудаизм в Российской империи. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России.

Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси

Вплоть до 1917 г. правовое положение и самосознание подавля­ющего большинства еврейского населения России определялось принадлежностью к иудейской религии, в связи с чем понятия ев­рей и иудей были практически синонимами. Поэтому весьма труд­но излагать историю иудаизма как религии этого периода отдель­но от истории евреев России.

Первые достоверные сведения об иудейских общинах в грече­ских городах-колониях на северных берегах Черного моря дати­руются I в. н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин наряду с этническими евреями были и перешедшие в иудаизм ме­стные жители. В VIII в. иудаизм становится государственной ре­лигией обширного и могущественного Хазарского царства, тер­ритория которого охватывала земли между Волгой и Днепром и Северное Причерноморье. Именно тогда в условиях стабильного хазарского правления там начинается расселение земледельче­ских племен славянского происхождения. Ряд исследователей даже полагают, что Киев первоначально возник как крайний за­падный форпост Хазарии. Ко времени утверждения власти кня­зей династии скандинавского происхождения — Рюриковичей — в самом Киеве и других городах уже были разнородные этниче­ски (этнические евреи, славяне, хазары и т. д.) славяноязычные иудейские общины. Влияние этих общин было настолько значи­тельно, что, согласно летописному повествованию, князь Влади­мир в конце X в. при «выборе вер» для Руси выслушал и предло­жения «хазарских иудеев». После принятия христианства на Руси иудейские общины продолжали существовать в Киеве и в других местах, о чем сохранились свидетельства как в русских летопис­ных, так и в еврейских средневековых источниках. Доказано су­ществование в домонгольской Руси прямых переводов с еврей­ского на древнерусский язык различных текстов религиозного содержания, по всей вероятности, для нужд местных иудейских славяноязычных общин. Возможно, что с такой древней традици­ей связано возникновение в конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве ереси «жидовствующих», отрицавших Божественность Иисуса, почитание икон, праздновавших субботу и другие иудей­ские праздники. После подавления этого движения евреям, не перешедшим в христианство, был запрещен въезд в Московское царство.

Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве

На землях бывшей Киевской Руси (Украины, Белоруссии и час­тично России), вошедших в состав Польско-Литовского государ­ства, иудейские общины первое время продолжали пользоваться восточнославянским (древнерусским) языком. Однако в конце XV — начале XVI в. они были ассимилированы переселившими­ся из Германии евреями-ашкеназами (Ашкеназ — наименование Германии в средневековой еврейской литературе), а принесенный ими язык идиш (еврейско-немецкий) стал общеупотребительным у еврейских общин от Страсбурга до Смоленска.

В XVI в. Польско-Литовское государство становится центром иудейской религиозной учености. Высокий уровень еврейской духовности объясняет исключительно малое число вероотступ­ников, и это несмотря на то, что каждый иудей, перешедший в ка­толичество, получал, по законам страны, дворянское звание (шля­хетство). Тогда же сложилась система еврейского общинного само­управления. Всеми делами общины управлял особый совет — кагал. Руководящую роль в кагалах играли раввины и даяны (судьи религиозного суда). Исключительно много внимания уде­лялось религиозному воспитанию народа, особенно юношества. Обычно раввин был и главой местной высшей талмудической школы, одновременно являясь и попечителем начальной религи­озной школы — хедера. Благодаря такой системе все мужское и частично женское (для них обучение было необязательным) на­селение было достаточно образованно в религиозном отношении, в той или иной степени знало древнееврейский и арамейский язы­ки. В стране работало много выдающихся иудейских законоучи­телей и ученых (Шалом Шахна, Моисей Иссерлис, Соломон Лурия и др.), а также их учеников.

К началу XVIII в. положение еврейского населения резко ухуд­шается. Это происходило из-за общего кризиса Польского госу­дарства, восстания украинских крестьян под предводительством Хмельницкого, когда массы евреев пали от рук повстанцев, мно­голетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Кроме того, усиливаются предубеждения католического духовен­ства против иудаизма, евреи подвергаются обвинениям в совер­шении ритуальных убийств. Вместе с тем среди еврейских общин возникает новое мощное движение иудаизма — хасидизм, у исто­ков которого стоял уроженец Западной Украины Израиль бен Элиэзер (Баал шем тов). Главная идея этого движения заключа­лась в признании того, что весь земной мир — это проявление Бо­жества. Бог присутствует везде и во всем, даже в самых обыденных вещах. Считалось, что Божественную изначальную сущность че­ловек может постичь внутренним духовным оком и посредством восторженной молитвы и добавления «света и святости» в служе­нии Всевышнему. Хасидизм сразу же нашел широкий отклик у народа, хотя среди его противников «митнагдимов» были пред­ставители прежней учености, в том числе знаменитый Илья — Гаон Виленский.

Иудаизм в Российской империи

В конце XVIII в. Польское королевство прекращает свое сущест­вование, а его восточные владения, в основном бывшие земли Ки­евской Руси, с многочисленным еврейским населением включа­ются в состав Российской империи. До этого, даже после петров­ских реформ, правительство, сохраняя традицию Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. Например, в 1738 г. в Санкт-Петербурге были публично сожжены отставной капитан флота А. Возницын, обвиненный в переходе в иудаизм, и его «совратитель» купец Бо- рох Лейбов. Немного позднее, в 1743 г., императрица Елизавета Петровна наложила на рекомендацию Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов такую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Правда, запреты со­блюдались не слишком строго. Кроме того, следует отметить, что евреи-выкресты занимали иногда весьма высокие посты, среди них можно указать на сподвижников Петра — барона Шафирова, ведавшего иностранными делами, и графа Дивиера, первого гене­рал-полицмейстера Санкт-Петербурга.

После раздела Польши Екатерина II в своем манифесте обе­щала, что «еврейские общества, жительствующие в присоединен­ных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются». Переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В Польском королев­стве они находились под личным покровительством короля или отдельных магнатов. В Российской империи они становятся граж­данами государства, хотя и с большими ограничениями в пра­вах. В частности, лицам иудейского вероисповедания не разреша­лось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволя­лось «водворение» на всей территории Украины и в незадолго до этого присоединенной Новороссии. Тем самым с 1795 г. законода­тельно оформляется пресловутая «черта оседлости евреев», точ­нее, «лиц иудейского вероисповедания», поскольку на выкрестов эти ограничения не распространялись. После включения в нача­ле XIX в. в состав империи части собственно польских земель в границах тогдашней России оказалось около 2 млн евреев, а иуда­изм стал одним из самых распространенных вероисповеданий го­сударства.

В либеральное царствование Александра I был учрежден «Ко­митет по благоустройству евреев». В Петербург были приглаше­ны представители кагалов. Хотя и без официального разрешения, в 1802 г. была создана Санкт-Петербургская иудейская религиоз­ная община. Согласно акту 1804 г., в черту оседлости включаются Астраханская и Кавказская губернии, дозволяется, правда по осо­бым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским про­мышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. На евреев не распространялось крепостное право, разрешалось принимать детей евреев «во все училища, гимназии, университеты». Надо сказать, что последним правом евреи долго отказывались пользо­ваться из религиозных соображений. Специальным указом кага­лам запрещались наказания религиозного характера, в том числе преследования хасидов. Еще раньше в официальных документах признанное оскорбительным наименование «жид» было замене­но на «еврей». В 1817 г. было запрещено обвинять евреев в совер­шении ритуальных убийств, основываясь на предрассудках. Но и в царствование Александра порой возникали реакционные на­строения, а либеральные меры часто оставались только на бумаге. В конце своего правления мистически настроенный монарх учре­ждает общество «израильских христиан». По уставу члены обще­ства — евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а так­же их потомки получали большие экономические и правовые льго­ты и привилегии. Однако в 1833 г. общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов.

В царствование Николая I давление правительства на еврей­ское население усиливается. В 1827 г. на евреев распространили рекрутскую повинность, причем в повышенной пропорции. При­зывали в «кантонисты» детей и подростков с 12 лет, и их зачас­тую насильно заставляли креститься. За отличную службу остав­шийся верным религии отцов солдат-еврей мог быть награжден боевыми наградами, но не мог иметь звание выше фельдфебеля. Вместе с тем отслужившие 25-летнюю службу «николаевские» солдаты получали право повсеместного проживания. В 1844 г. ка­галы «как оплот религиозного фанатизма упраздняются», и в том же году в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских учи­лища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний — Саратовской, Московской, Тамбовской, Воронежской и даже сре­ди донских и кубанских казаков — «еретических» сект «жидовствующих», или субботников, отвергавших христианский культ.

Это способствовало усилению правовых и других ограничений по отношению к подданным иудейского вероисповедания.

Некоторое облегчение наступило в царствование Александра II. Был отменен институт «кантонистов», и евреи были уравнены в правах с другими гражданами в отношении воинской повинно­сти. Постепенно «право жительства» вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с выс­шим образованием, ремесленникам, провизорам и фельдшерам. Это способствовало появлению новых иудейских общин как в ев­ропейской части России, так и в Сибири.

С развитием революционного движения в России в конце XIX — начале XX в. усиливаются тенденции правового ограничения ев­реев. После убийства Александра II по городам и местечкам Юго-Запада прокатились первые волны погромов, которые потом пе­риодически повторялись во времена обострения внутриполити­ческой ситуации в стране. Правительство ввело строгие процентные нормы для еврейских учащихся в учебных заведениях, фактиче­ски еще больше сократило «черту оседлости», лишая тысячи се­мейств средств к существованию. Такое положение привело, с од­ной стороны, к массовой эмиграции евреев, прежде всего в Аме­рику, с другой — к уходу радикально настроенной молодежи в различные русские революционные партии и движения или в на­ционалистическое сионистское движение. Влияние религии, осо­бенно на молодое поколение, начинает ослабевать, хотя к началу XX в. большая часть из 5,2 млн евреев (4,13% всего населения страны) все еще проживала в городах и местечках внутри черты оседлости, придерживаясь освященных веками традиций. При переписи населения в 1897 г. подавляющее большинство евреев указало в качестве родного языка идиш и только 67 тыс. — рус­ский. Следует отметить, что в число лиц иудейского вероиспове­дания включались сравнительно небольшие этнические группы грузинских, горских, бухарских евреев и крымчаков. На привер­женцев неталмудического иудаизма — караимов (их насчитыва­лось около 15 тыс.) никакие правовые ограничения в Российской империи не распространялись. Однако переход в караимство дру­гих евреев был запрещен.

После ликвидации кагальной системы продолжали существо­вать автономные религиозные еврейские общества, правда, они не имели определенного четкого юридического статуса. Равви­ны сначала избирались еврейскими обществами, а после издания специального закона в 1901 г. — уполномоченными прихожанами молитвенных домов. Избранные утверждались начальством губер­нии. Наряду с утвержденным «казенным» раввином существовал неформальный «духовный» раввин, которого все уважали за вы­сокую ученость. В масштабах Империи существовал высший офи­циальный орган для решения вопросов по религиозно-духовным делам евреев — «Раввинская комиссия», выполнявшая, в частно­сти, консультативные функции при Министерстве внутренних дел.

В начале XX в. ведущими центрами религиозной жизни иу­дейских общин наряду с прежними в Одессе, Варшаве и Вильно становятся Санкт-Петербург и Москва, где сооружаются монумен­тальные синагоги. Раввинами столичной Санкт-Петербургской синагоги были люди исключительной учености и высоких мо­ральных качеств. Среди них можно назвать И. Ольшвангера, Д. Каценеленбойгена, А. Драбкина, М. Айзенштадта. В Москве много сделал для духовного развития еврейского населения го­рода высокообразованный раввин 3. Минор, обучавший ивриту Л. Толстого. Печатались многочисленные издания религиозного характера на древнееврейском (иврите), идише и русском языках. Надо отметить, что в отличие от США среди евреев России не на­шло отклика движение реформизма. Кроме того, перед лицом об­щего противника — атеизма — резко снизилась острота конфликта между хасидами и митнагдимами.

В последние годы существования империи, особенно после революции 1905 г., резко усилилась антиеврейская идеологиче­ская кампания, кульминацией которой стало так называемое «де­ло Бейлиса». В 1911 г. скромного киевского мещанина Менделя Бейлиса обвинили в совершении ритуального убийства христи­анского мальчика. Несмотря на явные попытки правительствен­ной юстиции осудить Бейлиса, решением присяжных он был оп­равдан. Следует отметить, что православное духовенство отрица­ло наветы об употреблении евреями христианской крови. Тем не менее анитисемитское и антииудейское «черносотенное» движе­ние продолжало свою активную деятельность, идейно опираясь на сфабрикованные в недрах тайной полиции так называемые «Протоколы сионских мудрецов», якобы свидетельствующие о тай­ном заговоре еврейских богачей, направленном на то, чтобы за­хватить власть над всем миром.

Иудаизм в СССР

Во время Первой мировой войны из-за массового бегства населе­ния из фронтовой полосы правительство было вынуждено разре­шить практически повсеместное проживание евреев. После свер­жения царизма Временное правительство сразу же отменило все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания. Однако предоставленное им гражданское равноправие было реа­лизовано на практике только после Гражданской войны, в ходе которой евреи очень сильно пострадали от погромов, устраивае­мых антисоветскими армиями и бандами. В период индустриали­зации страны происходило массовое переселение евреев, прежде всего молодых, из местечек бывшей черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Украины и других рес­публик. Предпринимались попытки создать территориальные автономные единицы с компактно проживающим там еврейским населением. На Дальнем Востоке была даже образована Еврей­ская автономная область. В то же время официальная атеистиче­ская идеология была направлена против всех конфессий, в том числе и иудаизма. Причем кампания против него проводилась при активном участии коммунистов — членов еврейских секций Коммунистической партии страны — ВКП(б). По их настоянию древнееврейский язык был объявлен «языком клерикальной ре­акции» и его изучение было фактически запрещено, закрывались синагоги, преследовались раввины. В 1927 г. был арестован, при­говорен к смертной казни, замененной 10 годами Соловецких ла­герей, а затем ссылкой в Кострому, глава движения Хабад Иосиф Ицхак Шнеерсон. В 1928 г. он был выслан за пределы СССР.

Во время Второй мировой войны советскими властями было допущено некоторое послабление в отношении давления на рели­гию, что коснулось также иудаизма. Но вскоре после окончания войны вновь последовало усиление антисемитской кампании, был физически уничтожен ряд деятелей культуры, говорящих на язы­ке идиш, организовано пресловутое «дело кремлевских врачей».

После смерти Сталина, в период хрущевской оттепели, иудей­ская культурно-религиозная жизнь в полной мере не была вос­становлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреж­дениями, их деятельность строго контролировалась органами гос­безопасности. В период развернутой в 1960-1961 гг. антирелигиоз­ной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Была запрещена подготовка слу­жителей иудейского культа — шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек). Арабо-из­раильская война 1967 г., когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвала оживле­ние национально-религиозных чувств у значительной части еврей­ского населения. У молодых высокообразованных людей, полно­стью ассимилированных в русскую культуру, проявился активный интерес к иудаизму. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрожде­ния. Распад СССР также затруднил общение между религиозны­ми общинами некогда единого государства.

Иудаизм в современной России

Сегодня в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудей­ских религиозных общин. Центром еврейской религиозной жиз­ни страны сегодня, несомненно, является Москва, где по прибли­зительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещаются раввинский суд (имеющий пра­во решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских рели­гиозных законов), синагоги, различные религиозные учебные за­ведения, еврейские школы и Еврейский университет. В Москве работает Российский еврейский конгресс, организация «ВААД России», стремящаяся объединить все еврейские организации, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), издается еврейская пресса и т. д. В Санкт-Петербур­ге, где проживает около 100 тыс. человек еврейского происхожде­ния, также имеются Хоральная синагога, Петербургский инсти­тут иудаики, школы, культурно-просветительские и благотвори­тельные организации, выходит еврейская газета «Народ мой» и другие издания. Синагоги работают в десятках городов России, ак­тивизировалась культурно-религиозная жизнь малых этнических иудейских групп — горских, грузинских, среднеазиатских евреев, караимов. Иудаизм официально признан одной из четырех тра­диционных религий России.

Ввиду массовых смешанных браков, существовавших на про­тяжении нескольких поколений, и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно трудно определить количест­во приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Кро­ме того, чисто российским явлением остается движение секты «субботников», именуемых ранее «жидовствующие». Некоторые источники полагают, что их число достаточно велико. По прибли­зительным данным, население, потенциально тяготеющее к иудей­ской религиозной традиции, насчитывает на территории СНГ около 3 млн человек. В основном это хорошо образованные жите­ли городов, занятые преимущественно умственным трудом. Дан­ные социологических исследований показывают отсутствие у боль­шинства этих людей четкой конфессиональной идентификации. Однако двухтысячелетняя история иудаизма на земле этой ве­ликой страны достаточно поучительна для размышлений над его судьбой в будущем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Иудаизм (от лат. judaismu) — это монотеистическая религия евреев, совокупность верований и обычаев еврейского народа, которые были даны единым трансцендентным Богом и записаны в Торе (Библии евреев) и в последующих священных писаниях иудаизма.

Эта религия развилась среди древних евреев и отличается верой в единого трансцендентного Бога, явившегося Аврааму, Моисею и пророкам иврита. Характеризуется религиозной жизнью в соответствии со Священным Писанием и раввинскими традициями.

Иудаизм считается сложным явлением образа жизни для еврейского народа, которое включает в себя теологию, заповеди и множество культурных традиций.

Иудеи

Изначально иудеями называли жителей Иудейского царства (или Иудея). Но после падения Иудеи, термин «иудей» перестал быть этническим и превратился в религиозный.

В чём разница между иудеем и евреем

На самом деле разницы между этими терминами нет (а в английском языке вообще для обоих слов одно — Jew). Но обычно, в русском языке слово «еврей» применяется во время этнической принадлежности (по матери), а когда звучит слово «иудей» — говорится о приверженце иудаизма в религиозном смысле (иудеем можно стать, приняв эту веру).

По сути, этническая принадлежность и религия — это совершенно разные вещи. Если этническая принадлежность дана нам биологически, её невозможно выбрать или изменить. Совершенно другая ситуация происходит с религией — её выбирают, принимают или наоборот, отвергают (родители могут воспитать детей религиозными, но по наследству она не передаётся).

Тем не менее, в данном случае этническая принадлежность и религия как бы совпадают.

Основные идеи иудаизма

Последователи иудаизма верят в единого Бога, который явил себя через древних пророков. Это самая старая монотеистическая религия в мире, которой уже почти 4000 лет.

Они верят, что Бог заключил с ними особое соглашение. Иудеи верят, что Он общается со своими верующими через пророков, поощряет добрые дела и наказывает злые.

Большинство евреев ждут пришествия их Мессия (за исключением Мессианского иудаизма и нескольких других групп). Мессия в иудаизме — будущий спаситель и освободитель еврейского народа.

Обычно человек считается евреем если его мама еврейка.

Сегодня в мире около 14 миллионов евреев, большинство из которых проживают в США и Израиле.

Евреи поклоняются Богу в синагогах, а их духовные лидеры называются раввинами.

Еврейский священный текст

Еврейский священный текст называется «Еврейская Библия» или Танах (это 24 книги, вместе это Письменная Тора).

Название Танах произошло от аббревиатуры слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания):

  • Тора (или Пятикнижие) — это первые пять книг Танаха, где описываются законы, которым должны следовать евреи;
  • Невиим (Пророки) — 8 книг: 4 книги первых пророков, 3 книги последних пророков и сборник пророчеств 12-ти «малых» пророков;
  • Ктувим (Писания) — 12 книг.

Символы иудаизма

Одним из главных символов иудаизма является шестиконечная Звезда Давида.

Звезда Давида

Два перекрещивающихся треугольника Звезды Давида символизируют связь обоих измерений Бога, Торы и Израиля.

Это когда внешний уровень души соединяется с внешним выражением Бога через изучение экзотерических частей Торы (та часть, что понятна всем, даже непосвящённым), а сущность человеческой души соединяется с сущностью Бога через изучение и применение учений каббалы (древняя еврейская традиция, учение о мироздании).

Читайте подробнее про Каббалу.

Менора — золотой подсвечник на семь свечей.

В иудаизме существует традиция, когда женщины зажигают субботние свечи. Замужние, например, зажигают по две свечи и прибавляют по одной на каждого ребёнка. Незамужние, девочки старше трёх лет зажигают одну свечу, до того, как выйдут замуж.

Слово «чай» — означает «жизнь»

Слово «чай» на иврите состоит из еврейских букв Чет (ח) и Юд (י). Это слово означает «жизнь», что высоко ценится в иудаизме. Евреи часто носят «чай» на ожерелье в виде медальона или амулета.

Кипа или ермолка

Мужчины носят на голове шапочки, которые называются кипа (или ермолка), так они показывают своё уважение к Богу. А замужние религиозные женщины также часто носят головные уборы, такие, как шляпа, шарф или парик (шейтель), что показывает их скромность.

Основатель иудаизма

О том, как была основана вера евреев рассказано в Торе. В ней говорится про Авраама, который известен как основатель иудаизма по причине того, что именно ему Бог впервые показал себя.

Также Евреи верят, что Бог заключил особый завет с Авраамом, о том, что они были избраны. Согласно Священным Писаниям, Бог открыл свои заповеди Моисею (Десять заповедей) на горе Синай.

Сходства и различия между иудаизмом и христианством

Христианство Иудаизм
Формирование Иисус Христос около 4 г. до н. э. – 30 г. н. э. Авраам (родился) около 1800 г. до н. э.
Происхождение названия от греч. christos, «Помазанник» от иврита Yehudim, «Иуда»
Основные виды Православие, Протестантизм и Католичество Ортодоксальный иудаизм (включая Хасидизм), Реформистский иудаизм, Консервативный иудаизм, Реконструктивистский иудаизм, Гуманистический иудаизм, Мессианский иудаизм
Описание Бога Единый Бог, но существующий в трёх личностях; говорится о Троице: Отец, Сын и Святой Дух Единый Бог, который известен в русском языке по имени «Иегова» или «Яхве»
Священное Писание Библия Еврейский Танах
Иисус Христос второй человек Троицы, был рождён от Девы Марии; обычный еврей
Святой Дух Третье лицо Троицы божественная сила, а не отдельный человек
Спасение души через веру в Иисуса Христа добрые дела, молитвы и милость Божью

Смотрите также значения Буддизма, Религии, Антисемитизма и Фашизма.

Иудаизм — одна из древних религий, сохранилась до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Сторонники иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13500000. Евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, исповедуют они религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII в., В современной Эфиопии и др.

Азия: Иран — ЗО тыс, Турция — 40 тыс, Ливан — 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко — 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау придерживается иудаизма — 30 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у него нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что из-за особой божью милость сохранили иудаизм неизменным до наших дней. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно менялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-ально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три — четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные скотоводческие племена хапиру-головорезы, которые в середине III тыс. Ворвались в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны называлась Ханаан. К тому времени там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от египетского и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались Библий, библиями. Благодаря своей сообразительности и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапиру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями — от древнееврейского слова «ивриш» — окраина. Так стали называть народ, живший удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотовод-хапиру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет чрезвычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные также обладают удивительными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожали их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только в случае войны и избрание общего военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, так как для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых Ханаана навыки земледелия. Они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и подчинены начали смешиваться, в результате возникла единая народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более или менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновению государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египет с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильское государство. Но уже в 935 г. до н. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и / удейське царства. Именно в это время и происходило возникновение иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога — Яхве (Иегова) — бог племени Иуды, отсюда и название — иудейская религия.

Сначала бог Яхве почитался евреями, занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в могучего бога — покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильской государстве. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Яхве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Яхве. В условиях рабовладельческого государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и угнетения. Провозглашается единственный бог — самодержец Яхве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает потребность уважать Яхве как всееврейського бога, как избрал евреев своим любимым народом, е к поселению их в Палестине. Возникает миф о том, что когда евреи находились в Египте, а бог Яхве вывел их оттуда. Постепенно на Яхве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УИИ в. До н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

В первой половине X в. до н.э. царем Израиля стал сын Давида Соломон. При нем в Иерусалиме был построен храм Яхве (960 гг. До н.э.). Сосредоточение культа Яхве привело к укреплению других жрецов. Оно превратило их в паразитическую касту, которая жила за счет трудового населения. Царь Соломон восстановил закон о десятинный сбор для жрецов. По этому закону жрецы получали от земледельцев и скотоводов десятую часть урожая или приплода от скота. Храм владел рабами и имел большие денежные суммы. Жрецы составляли корпорацию (племя левитов), они пополнялись выходцами из знатных родов и были опорой царской власти. С сооружением храма Иерусалим стал не только политической столицей страны, но и религиозным центром. В этих условиях перед служителями иудаизма в рабовладельческом обществе возникли новые задачи — оправдать эксплуатацию. В интересах рабовладельцев именем Яхве Иерусалима жрецы освящали насилия, отвлекали трудящихся от борьбы со своими поработителями, обещая им награду на небе за все мерзости эксплуататорского строя на земле. Иудейские священнослужители заставляли верующих молиться и приносить жертвы не только в честь бога Яхве, но и в честь царя еврейского, а позже и на вавилонских, персидских, греческих деспотов, римского императора-угнетателя. Сами жрецы благодаря этому всячески наживались за счет верующих.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, пидтримувапася царями-завойов-ми и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основных этапа эволюции: древний, или библейский; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств — Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-XIV вв. До н.э.), возникновения древней еврейского государства при Давиде и Со-

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, существовавших в древних евреев и родственных им семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Яхве ранее был пленным духом — покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистские и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованного древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы иерусалимского храма, они и создают первую священную книгу иудаизма — Книгу законов (Тору) о религиозных реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы восстанавливают разрушенный Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только Ветхий завет, христианство принимает за священные книги Старый и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высокая религиозная авторитетность, богодуховнисть. Они называются каноническими.

Иудаисты всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение — она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижие? В книге Бытия рассказывается о сотворении мира Богом (около 3760 до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Египте и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге «Числа» изложены «историю» лишений, выпавших на долю еврейского народа после выхода, наконец «Повторение» закона, или вторая книга законов, повторяет многие законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и поучениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им большую силу. Так, Тора, по своему содержанию, — обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и тщательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета — Пророки — есть ничто иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавилонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета — Писание — это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета — масоретского и Септуагинте-та.

Масоретами — это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали Ветхий завет во II в. до н.э., а Септуагинте («семьдесят») — это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в I в. до н. е. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником истории иудейской религии в 11-I в. до н.э. и в I в. н.э. есть тексты разного содержания, обнаруженные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Вади Мурраббаьат (Кумаранськи рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее осветить процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египет. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины называется диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце I в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в I в. н.э. намного превышала численность населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 — 4500000. Евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира требовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалось вокруг их религиозного центра — общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Иерусалим, что требовалось Библии, было невозможным для большинства евреев, живших в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины — синагога, которая первоначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения иерусалимского храма. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и похвальные гимны богу Яхве или читались разделы из Библии, которые духовенство здесь же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний — суббота, празднование которой заимствовано у вавилонян Этот праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были только случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозное заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равинський литературе. Талмуд (по-древньоев-рейськи — учение, изучение) касается числа основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно с IV в. до н.э. ло I в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни сврей. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудической

В синагогах раввины не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства. Он содержит в себе легенды и мифы о Боге, вымышленные истории о потустороннем мире и загробной жизни, поучительные притчи и тому подобное. По устройству Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второй небо твердое, к нему прицеплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большая мельница, который мелет манную крупу, что идет в «пищу небесном населению, на четвертом находится небесный Иерусалим, на пятом живут ангелы, на сл расположены склепы, наполненные снегом, градом, дождем, а также кладовые бурями и дымом; седьмое небо — рай, там живут справедливость и благотворительность, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и наставлений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. «Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры … запрещается … Это отвлекает человека от изучения Торы». К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: «О том, что выше тебя, не думай. В то, что не по силам тебе, не есть углубляйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай «, — поучает Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дню, ни ночи.

Иудейская религия консервативна. Система иудейской образования построена на слепом поклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. «Если раввин даже скажет тебе левое на то, что правое, а правое на то, что левое, ты должен слушаться его», — поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животные, человек — не научное. Взять хотя бы такую талмудическую мудрость: «Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны — плохая примета для Израиля», «Меркурий — секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым», или же: «Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой «,» Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора «. Талмуд — это орудие реакции, собрание темных представлений его авторов об окружающем мире. Размер Талмуда — 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, представлено схоластически. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судебных дел — уголовных и общественных, богословские размышления по вопросам культа, догматики, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни , мифы и т.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознания верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от другого городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели права селиться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе со служителями религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, происходивших здесь в конце XVIII и в XIX в. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г.. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.

Иудаизм – это свод знаний и верований о Боге, людях и Вселенной, но не только. Иудаизм – это также всеобъемлющий жизненный путь, наполненный правилами и практиками, касающимися всякого аспекта жизни: что делать, встав рано утром, что можно и нельзя есть, что можно и нельзя надевать, как надо стричься, как вести бизнес, на ком можно жениться, как справлять праздники и субботы и, что самое главное, как надо относиться к Богу, другим людям и животным. Этот свод законов и практик носит название «Галаха».

Слово Галаха обычно переводится как «Еврейский Закон», хотя буквальный и более адекватный перевод – «путь для идущего». Слово произошло от ивритского корня Хей-ламед – каф = haлах, что значит «идти, шествовать».

Нерелигиозные евреи и неевреи критикуют этот правовой аспект традиционного иудаизма, говоря, что это низводит религию до свода ритуалов, лишенных духовной наполненности. Есть, конечно, евреи, которые соблюдают Галаху подобным образом, но это не является намерением самой Галахи, да и вообще, это неправильный метод ее соблюдения.

Напротив, при правильном соблюдении haлаха увеличивает духовное содержание жизни человека, потому что она превращает самые тривиальные, рутинные действия такие, как питание и одевание, в акты религиозного значения. Когда люди просят сказать, как увеличить свою духовность или усилить влияние религии в своей жизни, то единственный совет, который можно дать – это больше соблюдать Галаху: соблюдать кашрут, зажигать субботние свечи, произносить благословение всякой пище, молиться после еды или один — два раза в день. Когда вы делаете такие вещи, вы постоянно получаете напоминание о ваших отношениях с божественным, и оно становится неотъемлемой частью всего вашего существования.

Причиняет ли это неудобство? Да, конечно. Но если кто-то, о ком вы заботитесь: ваши родители, ваш ребенок, ваш супруг— попросит вас сделать что-то неудобное или неприятное, что вам не хочется делать, вы же это сделаете, не так ли? Это очень мелкая и бессмысленная любовь, если вы не готовы сделать то, что неудобно или то, что вы не любите. Тем более мы должны быть готовы выполнять некоторые неудобные задачи, поставленные перед нами нашим Создателем, который определил их нам для нашего же собственного блага.

Источники Галахи

Еврейский Закон – Галаха имеет три источника: Тору, раввинистические законы и прочно устоявшиеся обычаи. Галаха соотносит любой из этих источников с понятием «мицва (мн.ч. – мицвот)» — заповеди. Слово «мицва» часто употребляется для обозначения доброго дела. Из-за такого расплывчатого значения, в сложных галахических дискуссиях тщательно разделяются мицвот дорайта (арам. – законы Торы) и мицвот драббанан (арам.– раввинистические законы). Законы, происходящие от обычаев, носят название минхаг. Мицвот всех трех источников связаны между собой, хотя между ними есть различия в том, как они выполняются.

Заповеди Торы

Самая сердцевина Галахи состоит из 613 Заповедей Творца, данные еврейскому народу в Торе (первые пять книг Библии).

Некоторые из «мицвот дорайта» — законов Торы — вполне понятные, явно изложенные в тексте Торы: не совершай убийства, напиши слова Торы на пороге дома твоего (мизуза). Другие – неявные: заповедь читать благодарение после трапезы, что происходит из слов «и будешь есть и насытишься и возблагодаришь Господа Бога твоего». Смысл некоторых законов может быть выведен лишь дедуктивным методом (чтобы мужчина не совершал инцеста со своей дочерью, что выводится из требования не совершать инцеста с дочерью своей дочери). Некоторые заповеди дублируют друг друга (например, есть заповедь на Субботу и отдельная заповедь не совершать никакой работы в Субботу).

Хотя нет 100% согласия по поводу точного списка заповедей (существуют различия в том, как некоторые списки разделяют смежные или дублирующиеся заповеди), существует полное согласие, что есть 613 заповедей. Это число – очень важное, поскольку это – числовое значение слова ТОРА (Taв = 400 + Вав = 6 + Рейш = 200 + hей = 5) + 2 для двух мицвот, существование которых предшествует появлению Торы: «Я Господь Бог ваш, и да не будет у вас других богов перед лицом Моим» (Талмуд Makkot 23b). Число 613 часто называют Заповедями Тариаг, потому что стандартный способ написания числа 613 в иврите — Tав (400) Рейш (200) Йуд (10) Гимель (3). Наиболее приемлемый список 613 заповедей – у Рамбама в списке его Мишне Тора. В введении к первой книге Мишне Тора Рамбам перечислил все Заповеди, а затем — разделил их на категории. (Смотрите список 613 заповедей в Книге Заповедей Рамбама

Заповеди «делай» и Заповеди «не делай»

Существует также полное согласие, что эти 613 Заповедей можно подразделить на 248 «побудительных» и 365 «запретительных». Побудительные Заповеди поощряют сделать что-то. Это такие, как заповедь почитать отца и мать. На иврите они называются мицвот aсэ (заповеди «делай»). Запретительные Заповеди не только не поощряют, но и прямо запрещают делать что-то. Это такие Заповеди, как не убий. На иврите, они называются мицвот лотаасэ (заповеди «не делай»). Талмуд объясняет, что эти числа имеют значение: существует 365 дней в году по солнечному календарю и 248 костей в скелете мужчины (Талмуд, Makkot 23b). (Примечание: ивритский термин, переводимый как «кости», включает в себя некоторые дополнительные части тела, чем объясняется расхождение с современной медициной, где количество костей — 206). Древние источники указывают, что в теле человека имеется 365 сухожилий в теле и 248-дневный цикл Луны, поэтому оба числа имеют анатомическое и астрономическое значение.

Многие из этих 613 Заповедей не могут быть соблюдены в настоящее время по различным причинам. Например, значительная часть законов относятся к жертвоприношению, которое может проводиться только в Храме, которого сегодня не существует. Некоторые из законов относятся к религиозному государству Израиль, его царю, Верховному суду и его системе правосудия. Они не могут быть соблюдены, потому что не существует сегодня религиозного государства Израиль. Кроме того некоторые законы не применяются для всех людей или стран. Сельскохозяйственные законы применяются только внутри государства Израиль, а некоторые законы относятся только к коэнам и левитам. Ученый раввин 19/20 веков Израиль Меир Каган, более известный как Хаим Хейфец, определил 77 побудительных Заповедей и 194 запретительных, которые можно соблюдать за пределами Израиля сегодня.

Мицвот драббанан: Законы, установленные раввинами

Помимо Законов, взятых из Торы (дорайта), Галаха включает законы, которые были приняты раввинами (мицвот драббанан). Эти раввинистические законы точно также называются мицвот (заповеди), хотя они и не являются частью 613 изначальных мицвот дорайта. Мицвот драббанан считаются такими же обязательными, как и законы Торы, но есть различия в том, как применяются законы дорайта и законы драббанан.

Раввинистические Законы подразделяются на три категории: гезейра, таккана и минхаг.

Гезейра – это закон, установленный раввинами с целью предотвращения случайного нарушения Заповеди Торы. Вообще гезейра рассматривается как защитная ограда для Торы. К примеру, Тора требует от нас не работать по субботам, но заповедь гезейра требует даже не брать в руки инструмент для выполнения запрещенной работы (карандаш, деньги, молоток), поскольку кто-нибудь может взять в руки инструмент, забыв, что суббота, и выполнить запрещенную работу. Слово гезейра происходит от корня гимель-зайн-рейш, что означает «отделить, отрезать».

Taкана — это правило, не связанное с библейскими законами, которые были изданы раввинами для общественного блага. Например, практика публичных чтений Торы по понедельникам и четвергам – это такана, установленная Эзрой. Заповедь зажигания свечей на постбиблейский прздник Ханука – это также такана. Слово происходит от корня тав-куф-нун и означает «исправление или ремонт». От этого же корня произошло выражение «тикун олам» — исправление мира или улучшение мира, что является важной концепцией иудаизма.

Некоторые законы таканы варьируют от общины к общине или от региона к региону. Например около 1000 н.э. раввин Гершом Меор издал такану, запрещающую многоженство (полигамию), практика, ясно разрешенная Торой и Талмудом. Эта такана была принята евреями ашкенази, которые жили в христианских странах, где многоженство было запрещено, но не была принята евреями сефардами, которые жили в исламских странах, где мужчинам разрешено иметь четыре жены.

Минхаг – обычаи

Mинхаг рассматривается как категория мицвот драббанан (раввинистических законов) главным образом потому, что это явно не дорайта (от Торы). Минхаг – вообще не такое правило, которое создано обоснованным решением. Минхаг – это обычай, созданный из существенных религиозных соображений, который существует достаточно долго и привязан к религиозной практике. Например, второй, дополнительный день праздников был первоначально учрежден как гезейра с тем, чтобы люди за пределами Израиля, не уверенные в точном дне праздника, случайно не нарушили заповедь о празднике. После введения цифрового календаря, когда уже не стало сомнений относительно дней, необходимость добавлять второй день отпала. Раввины решили покончить с этой практикой на то время, но решили продолжить ее как минхаг: практика дополнительного дня праздников, введенная по существенным религиозным причинам, стала обычной. Важно отметить, что такие «обычаи» являются закрепленной частью Галахи так же, как мицвот, такана или гезейра.

Слово «минхаг» также используется в более слабом значении для обозначения способа выполнения общиной или отдельным человеком некоторых религиозных вещей. Например, может быть минхагом в одной синагоге стоять, начитывая определенные молитвы, а в другой синагоге — минхаг сидеть во время этой молитвы. Может стать минхагом для отдельного человека находиться в определенном месте синагоги или определенным образом приходить в синагогу, а при соответствующих обстоятельствах это тоже может стать минхагом. Даже в этом более слабом значении, такие привычки могут стать обязательными для личности. Обычно рекомендуется, чтобы человек следовал своим личным или общинным минхагам как можно больше, и даже при посещении другой общины, если только этот минхаг не вызовет в другой общине дискомфорта или смущения…

Различие между Законом Торы и раввинистическим законом.

Как мы уже видели, Еврейский Закон включает как законы Торы (выраженные, подразумеваемые или выведенные), так и законы, которые были приняты раввинами. В каком-то смысле, однако, даже раввинистические законы могут считаться выведенными из Торы: Тора дает некоторым людям право учить и высказывать суждения о Законе (Втор. 17:11), так что такие раввинистические законы не следует отвергать как просто «законы человека» (в противовес законам Бога). Раввинистические законы считаются столь же обязательными, как законы Торы, однако, существуют различия в путях применения законов дорайта (из Торы) и законов драббанан (от раввинов).

Первое важное отличие – это вопрос о прецеденте. Законы Торы прецедентны по отношению к раввинистическим законам. Если два закона Торы вступают в конфликт в конкретной ситуации, то для определения, какой закон применить, используются правила прецедента. Однако если закон Торы вступает в конфликт с раввинистическим законом, то закон Торы всегда прецедентен. Должны ли мы поститься в Йом Киппур, если он выпадает на субботу? Здесь два закона Торы, поэтому необходимо применить правила прецедента. Частные законы прецедентны по отношению к общим законам, поэтому конкретный закон о посте Йом Кипур прецедентен по отношению к общему закону о радостной субботе, и да, мы постимся в Йом Кипур в субботу. Однако другие посты по еврейскому календарю являются раввинистическими, а поэтому закон Торы прецедентен, а другие посты, попадающие на субботу перемещаются на другой день.

Вторым важным отличием является строгость соблюдения. Если есть сомнения (сафек) в вопросе из Торы, то мы занимаем строгую позицию (махмир) относительно этого закона. Если есть сомнения в раввинистическом вопросе, то мы занимаем мягкую позицию (макиль) в отношении этого закона. В иврите это правило выражено так: «сафек дорайта льхумра, сафек драббанан лькула». Это легче понять на примере: Предположим, что вы читаете утреннюю молитву и не помните, читали вы Барху и Шма (две важные молитвы) или нет. Вы находитесь в сомнении (safek). Чтение Шма по утрам – это дорайта (закон Торы), библейская заповедь (втор. 6:7), поэтому вы должны быть строги (махмир), вернуться назад и прочитать Шма. если вы не уверены, что вы это сделали. Чтение Барху — это драббанан, раввинистический закон, поэтому вы можете занять мягкую позицию (макиль) и не возвращаться назад, чтобы прочитать эту молитву. Если вы уверены, что не читали ни одну из этих молитв, то вы должны вернуться назад и прочитать их, поскольку если нет сомнений, так и нет никаких оснований для смягчения ответственности.

19 сентября 2016Антропология, История

Всем известно, что иудаизм — это религия еврейского народа, однако далеко не все знают, чем она отличается от других национальных религий, почему в дождливую субботу религиозному еврею нельзя гулять под зонтиком, что такое синагога и когда наконец придет Мессия

Подготовила Людмила Жукова

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 годAernout Naghtegael / Rijksmuseum

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: «Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…»» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря­да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас­сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо­веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз­раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на­чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере­шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб­лейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове­ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко­торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон­ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ­ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш­канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ­яс­нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо­ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус­ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска­зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот­ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос­становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину  Период истории с конца I века н. э. до со­здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль­шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан­ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен­денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.)  Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век)  Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век)  Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявив­ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова­телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради­цион­ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на­правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна­чала оно нахо­дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер­женцы стреми­лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче­скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос­ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред­ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра­нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе­гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви­ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей­скую религию более евро­пей­ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об­ще­ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу­жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале­стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор­мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен­щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу­лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи­тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме­жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер­ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого­служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко­торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче­скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу­жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо­минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе­циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль­ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен­щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь­шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими­стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

другие религии 11 вопросов про ислам Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль 9 вопросов про буддизм Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год Частые вопросы о православии Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *