Вседержитель

Спас Вседержитель: икона, значение

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая – «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу – «Ему возможно сотворить все», Он – «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в Ветхом Завете, древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

К иконе надо обращаться не только в минуты трудностей и отчаяния, но и с тем, чтобы поделиться своими радостями. При этом молитва должна звучать искренне, с чистыми помыслами и открытым сердцем.

Существуют исторические сведения, что еще в III веке в Риме на катакомбах изображались первые образы Спаса на престоле. Это были прототипы будущей иконы, которые представляли пастыря или какого-нибудь святого. Уже позднее, в VII веке, на иконах появился образ Иисуса.

Тем не менее официально считается, что одна из первых икон с изображением Господа была написана в IV веке. Эта древняя икона сохранилась и дошла до наших дней. Сейчас она находится в Синайском монастыре. Ее очень почитают и бережно хранят. Она открыта для всех православных, которые хотят ей поклониться.

Иисуса Христа чаще всего изображают в полный рост

Очень интересна история обретения иконы Спаса, которую еще издавна трепетно почитали на Руси.По легенде икона появилась в 1352 году. Случилось это явление в результате серьезного пожара, испепелившего местную церковь, расположенную возле озера.

Позднее, после образования пепелища на месте пожара, в центре которого стоял сильно обгоревший дуб, на горелых ветвях дуба была обнаружена икона. Это был образ Спаса Вседержителя. Впоследствии на этом месте обретения иконы возвели новый храм.

При возведении храма пень дуба, на ветвях которого и был найден образ, был замурован в толстые стены этой церкви.

В каждом православном храме можно встретить одиночную икону Спаса Вседержителя. Образ «Пантократор» можно обнаружить над центральной частью церковного купола, а также в центре иконостаса.

Мозаика поздне-римского периода, церковь Санта Пуденциана, РимРоспись купола Корамского собора, ТурцияМозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

В этом видеосюжете рассказывается об истории появления и значении святыни.

Смысл иконописного изображения Христа трудно переоценить. Тут можно увидеть напоминание о предстоящем для каждого человека Высшем суде или отметить огромную всепоглощающую доброту. Эта икона поддерживает обращающихся к ней с молитвой верующих в одолении встречающихся испытаний на нелегком пути.

Образ Спасителя содержит в себе первостепенное значение для православных людей. Значение в том, что к нему можно обратиться по самым разным поводам. Икона Спас Вседержитель способствует избавлению от возникших сложностей. Кроме того, Икона позволяет укрепить свою веру и получить от Господа утешение.

Для этой Иконы характерно и другое значение. Собственное признание люди направляют именно этому изображению как благодарность Иисусу Христу за все хорошее, что происходит и происходило в их судьбе. Эта икона не только дает силу, но и умиротворение, помогает получить утешение в скорбях.

Обращаясь с молитвой к иконописному образу, православный:

  • получает защиту от недругов и злобы;
  • приобретает неуязвимость к жестокосердечности людской;
  • наставляется на истинный путь;
  • освобождается от терзаний в своей душе;
  • обретает покой в скорби;
  • получает утерянную надежду;
  • получает благословение на дела;
  • улучшает духовное состояние.

Икона Спаса Вседержителя способствует верующим людям достичь гармонии, взаимопонимания и сохранить брак. Этот образ является оберегом православной семьи. Он охраняет детей от напастей и болезней. Известны многочисленные примеры, когда мольба к этой иконе помогала излечиться от самых страшных заболеваний.

Икона Спаса Вседержителя способствует верующим людям достичь гармонии

В России существует большое количество почитаемых списков этой иконы, которые признаны чудодейственными. Эти образы оказывали благотворное влияние на искренне верующих людей, имеющих чистые помыслы.

Обращая свои молитвы к Пантократору, православный человек может освободиться от греховных мыслей, а также физических и духовных ран. Адресуясь к этой святыне, можно попросить Господа, чтобы он уберег от обманов и возможных разочарований, оградил от бедствий и смертельной опасности, а также защитил от жестокости окружающего мира и подлости людей.

Кроме того, надо обращаться к иконе и с благодарственной молитвой. Любые молитвы необходимо произносить с открытым сердцем. Обращение к Христу через икону надо начать с «Отче наш».

Существует также молитва, с помощью которой обычно обращаются к данной иконе верующие.

В окончание молитвы желательно просить Господа о прощении своих грехов, а также простить грехи близких людей.

яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа.

Эта икона, как символ всего православия, должна обязательно быть в каждом доме как оберег и просто помощник.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая – «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу – «Ему возможно сотворить все», Он – «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в Ветхом Завете, древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

К иконе надо обращаться не только в минуты трудностей и отчаяния, но и с тем, чтобы поделиться своими радостями. При этом молитва должна звучать искренне, с чистыми помыслами и открытым сердцем.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений – это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» – одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в римских катакомбах (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений – это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» – одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в римских катакомбах (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий – как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий – как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос – главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос – главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона – это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Да и вообще, любая православная икона – это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все – и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все – и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Вседержитель

Типы икон Спасителя

  • Спас Нерукотворный
  • Спас Вседержитель
  • Спас Эммануил
  • Царь царем
  • Великий Архиерей
  • Не рыдай Мене, Мати
  • Символические изображения Христа

Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκρατωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.

Происхождение и значение названия

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г.

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога.
Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда все чаще в греческом языке стала проявляться необходимость перевести одно из еврейских имен Бога — Эль Шаддай (ивр.: אל שדי), так как раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. В Византии появляется, приблизительно, с IV—VI вв., по утверждению некоторых исследователей, под влиянием позднеантичного императорского портрета.

Византийская мозаика в конхе собора в Чефалу, Сицилия.

Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — Спас на престоле. Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Одежды обычно традиционные, в ногах подножие.

Изображения Спаса на престоле встречаются ещё в римских катакомбах, но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.).

Престол понимается как атрибут царского достоинства, Бог являлся ветхозаветным пророкам восседающим на престоле; сидя на престоле будет совершать Господь Страшный Суд (Мф. 25: 31-34, 41).

Один из изводов Спаса на престоле — т. н. «Мануилов Спас» — преданием приписывается кисти византийского императора Мануила и отличается особым жестом правой руки, указывающей в раскрытое Евангелие.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на престоле в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Литература

Христос Пантократор (Вседержитель) в мировой иконописи

Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины, Синай. VI в.

Христос на мозаичном изображении, Равенна, Италия. III—IV вв.

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде

Спас в силах. 1408. Андрей Рублёв. Иконостас Успенского собора во Владимире

Спас Вседержитель. Начало XIII века. Ярославский художественный музей, Ярославль

Мозаика поздне-римского периода, церковь Санта Пуденциана, Рим

Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь), южная галерея

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

Церковь Богородицы Паммакаристы, Константинополь

Церковь в Хоре, роспись южного купола. Константинополь, Турция

Спас в силах. Фреска, 1431. Симоне Мартини. Франция, Авиньон, Домский собор Нотр-Дам

Спас Вседержитель. Фрагмент росписи Брушальского кодекса, Германия

Вседержи́тель — 1) имя Единого Бога, Пресвятой Троицы, смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» (1Тим.6:15); 2) имя Господа Иисуса Христа; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом, проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке.

Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло?

Демоны, как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру, либо ко злу.

Фактор их нравственной свободы лежал в основе возможности стать добродетельными духами, ведь добродетельность подразумевает не фатальное и не насильственное, но добровольное и осознанное расположение к Добру (см.: Добродетель). Следовательно, если бы демоны не обладали способностью нравственного выбора, в том числе способностью уклоняться от Бога, то они не могли бы стать добродетельными.

Коль скоро Бог дал ангелам возможность неподчинения, а некоторые из них воспользовалась этой возможностью и уклонились от Бога, то они и пользуются ею в тех ограниченных рамках, в которых попускается Промыслом.

Это, конечно, не значит, что будто бы Бог сделался заложником собственной доброты. Как Всемогущий, Благой и Премудрый, Он и злые дела падших ангелов обращает на пользу спасаемым. Так, противостоя козням и искушениями демонов, Божьи угодники крепнут в духовной борьбе, закаляют свой дух, а в итоге стяжают большую cвятость.

Почему Бог Отец правит миром через Своего Сына?

Будучи Одним из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Отец, тем не менее, не является отграниченным или обособленным Божественным Лицом. Ведь несмотря на троичность в Лицах Бог — абсолютно Единый и Нераздельный Владыка.

Сын Божий есть Слово Отца. Как человеческая мысль рождается от ума в форме слов, так и Отец, Верховный Ум, рождает в вечности Своё Всесовершенное Слово (Ин.1:1-2), Премудрость (1Кор.1:24). Как человеческая воля проявляется через словесно выраженную мысль, так и владычная воля Отца проявляется через Его вечный Логос, Слово, Премудрость. В этом понимании мы и говорим, что Отец правит миром через Сына.

С другой стороны, мы должны учитывать и то обстоятельство, что став Человеком, Спасителем, Искупителем, Сын властвует над миром и как Человек, в соответствии с Его уверением: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *