Всех скорбящих с грошиками

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» (с гро­ши­ка­ми) про­сла­ви­лась в 1888 го­ду в Пе­тер­бур­ге, ко­гда во вре­мя страш­ной гро­зы мол­ния уда­ри­ла в ча­сов­ню, но на­хо­див­ша­я­ся в ней свя­тая ико­на Ца­ри­цы Небес­ной, пред­став­ля­ю­щая со­бой спи­сок с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», ко­то­рую из Моск­вы при­вез­ла кня­ги­ня На­та­лия Алек­се­ев­на (сест­ра Пет­ра Ве­ли­ко­го), оста­лась непо­вре­жден­ной. Об­раз, до то­го вре­ме­ни с по­тем­нев­шим от ко­по­ти ли­ком, об­но­вил­ся и про­свет­лел. Об­го­рел толь­ко шнур, на ко­то­ром свя­тая ико­на ви­се­ла в уг­лу ча­сов­ни, да при­лип­ли к по­верх­но­сти несколь­ко мел­ких мед­ных монет (гро­ши­ков) из раз­би­той вдре­без­ги круж­ки для по­да­я­ний. С тех пор мно­гие бо­ля­щие и страж­ду­щие, при­бе­гав­шие к Пре­свет­лой Вла­ды­чи­це с ис­крен­ней ве­рой и го­ря­чей мо­лит­вой, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние пе­ред Ее свя­тым об­ра­зом. В 1898 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь.

Икона находится в Церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

«Паровозик идет до Скорбящей, // И гудочек его щемящий // Откликается над // Невой» — написала Анна Ахматова в стихотворении «Петербург в 1913-м году». «Скорбящая» — это церковь и часовня иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны).
История её возникновения такова: ещё во второй половине XVIII века при Стеклянном заводе на Шлиссельбургском тракте было поселение, где находилась деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Богоматери. Часовня была поставлена возле перевоза к деревне Клочки. Во время наводнения 1824-го года стихия унесла часовню на противоположный берег в деревню Клочки, и её решили оставить там, а для возвращенной жителями Клочков иконы Д. Туляков возвёл новую деревянную часовню на прежнем месте.
Главной святыней часовни была икона Богоматери «Всех скорбящих радосте», являвшаяся родовой святыней в семье купца Семёна Ивановича Матвеева. Однажды Матвеев, возвращаясь с торга в поселении на Стекольном заводе на Ладогу, попал на Неве в страшную бурю, лодка перевернулась и его спутники утонули. Однако купцу удалось ухватиться за доску, и он обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Тогда он был вынесен волнами на берег возле Тихвинской часовни. Благодарный Матвеев пожертвовал часовне семейную реликвию, найденную, по преданию, одним его из предков, купцом Куракиным, на берегу той же Невы.
23 июля 1888-го года в часовню ударила молния, нанесшая ей значительные повреждения — случился пожар, некоторые иконы пострадали, но вот с образом Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» произошло чудо. Потемневшая со временем икона просветлела, а к её поверхности пристали медные монеты (грошики) из кружки для пожертвований, стоявшей возле иконы. И при этом ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску.
Весной 1893-го года император Александр III, проезжавший с семьей по Шлиссельбургскому тракту, совершил моление у иконы. Вскоре после этого Кабинет Его Императорского Величества выделил землю для строительства храма. В 1893-1898-х годах рядом с часовней, по проекту архитекторов А. И. фон Гогена и А. В. Иванова, работавших, кстати сказать, бесплатно, была построена посвящённая памяти Александра Ш Скорбященская церковь (в русском стиле). Икону оставили в часовне и переносили в церковь для богослужений. Церковь была расписана в стиле XVII века, а запрестольный образ в ней, кстати, являлся копией известного киевского изображения «Божией Матери с Предвечным Младенцем» работы В. М. Васнецова. В 1900-1904-м году напротив церкви (ныне — проспект Обуховской обороны, 33) был выстроен дом причта работы архитектора Г. Г. фон Голи.
В 1906 — 1909-м годах для чудотворного образа «Всех Скорбящих Радосте» по проекту того же А. И. фон Гогена и также в «русском стиле» была построена большая каменная часовня на 600 человек, в которую, как в футляр, включили обгоревшую историческую. В качестве вдохновения фон Гоген избрал придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Она, в отличие от церкви, дошла до наших дней. Здание, облицованное снаружи светлым кирпичом, создаёт радостное, праздничное впечатление. Его фасады украшают мозаики, созданные В. А. Фроловым, с центральной мозаикой, изображающей почитаемую икону, а крыльцо — гранитные перила с изумительным рисунком в стиле модерн. Внутри часовня была оформлена богатейшим образом: стены облицованы мрамором, а образ «Всех Скорбящих Радосте» находился в золотой раме с 700 бриллиантами.
В 1911-м году возле часовни со стороны Невы была похоронена странница и богомолка Матронушка-Босоножка (в миру Матрона Петровна Мыльникова), почитаемая в Петербурге почти так же, как в своё время блаженная Ксения Петербургская. Её могила восстановлена, и сегодня к ней снова приходят поклониться верующие.
Церковь была закрыта в ноябре 1932–го года, а в следующем — снесена, якобы для расширения территории речного порта, однако никакие работы на этом месте начаты не были. 15 сентября этого года стало известно (по данным интернет-издания «Канонер»), что воссоздание церкви, на её историческом фундаменте, начнется весной 2016-го года.
После закрытия Скорбященской церкви в 1932 — 1938-м годах часовня действовала в качестве приходской обновленческой церкови. В ноябре же 1938-го года закрыли и её, а здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками спасли прихожане, и в конце 1940-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха» (проспект Обуховской Обороны, 235), где он сейчас и находится.
Часовня возвращена верующим в 1991-м году, в конце 1992-го года в ней вновь стали проводиться богослужения. Теперь она является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря неподалёку от Волхова.
Часовня находится по адресу: проспект Обуховской Обороны, 24.

День почитания — 6 ноября.

Икона прославилась многочисленными исцелениями от физических недугов, в том числе и смертельных. Молятся о здравии как собственном, так и своих родных и друзей. Просят у Богоматери перед иконой «Всех скорбящих радость» и излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби.

Молитва перед этим образом помогает и в других житейских вопросах. Если на сердце лежит «груз», дела не ладятся, случились семейные распри, трудности с работой и прочее – об успешном исходе всего этого можно молиться Богородице перед иконой «Всех скорбящих радость».

Перед иконой Богоматери «Всех скорбящих радость» с монетками, помимо всего перечисленного выше, молятся в нужде.

Матерь Божия «Всех скорбящих Радость» — икона, прославление которой началась с 1688 г. в Преображенском храме, который расположен был на Ордынке. Информация о том, каким образом икона оказалась в церкви, нет. Вероятнее всего, произошло это в 1685 г., когда Евдокия Васильевна Акинфова сделала крупное пожертвование, после чего на местности этой был возведен каменный храм.

Причиной прославления иконы стало радостное событие: исцелилась Евфимия Петрова Папина, которая была сестрой Московского патриарха Иоакима. Записи Преображенского храма сообщают о том, что лежала Евфимия на одре своем еле живая, страдая от болезни, не покидавшей ее уже несколько лет. И никто уже не думал, что единоутробная сестра патриарха Великого останется не сем свете, избавившись от страданий.
Однажды, взывая к Матери Божией с просьбами избавить ее от болезни мучительной, услышала бедная голос, который спросил ее, почему же она не прибегает к общей Целительнице. На вопросы о том, где же найти ей такую целительницу, получила Евфимия ответ, что находится в Преображенской церкви образ Богородицы, который называется «Всех скорбящих Радость». Найти святыню можно с левой стороны в трапезе, где становятся женщины. Также сказал голос, что молебен с водосвятием поможет больной в исцелении. В ответ на спасение женщина должна будет прославлять имя Богородицы, не забывая ее милосердия.

Придя в себя, страдалица узнала, что в Преображенском храме действительно есть такая икона: «Всех скорбящих Радость». Поверила она голосу из сна, попросила принести святыню в свой дом, и случилось чудо: после молебен полностью исцелилась Евфимия от болезни неизлечимой. Состоялось прекраснейшее событие 2 октября, с того момента множество чудес после молитв перед иконой происходило. Случившееся в истории сохранили, как «Сказание об иконе», написанное опосля чудесного исцеления.

Антиминс на престол, посвященный чудотворной иконе, был выдан в 1713 г. Преображенской церкви, с того времени церковь чаще называли Скорбященской, а не Преображения Господня, как это было раньше.

«В городе с издавна существовало две церкви, одна каменная во имя Живоначальныя Троицы, которая и до ныне существует, а другая деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы», — писал в 1884 году благочинный Сургутских церквей священник Стефан Тверитинов.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась приписной к Троицкому собору. Располагалась она на городском кладбище (сейчас это район Историко- культурного центра «Старый Сургут»). Согласно Клировым ведомостям за 1900 год богослужения в ней проходили в двунадесятые праздники, в дни поминовения усопших и по особым просьбам и желанию прихожан.

Первое упоминание о церкви содержится в Клировых ведомостях за 1812 год, она во время общего пожара, бывшего в Сургуте в 1840-м году, сгорела до основания. Сохранились из неё только некоторые иконы, часть священной утвари и часть архива,- всё это хранилось в Троицкой церкви и было внесено в её опись.

28 октября 1884 года прихожане Троицкой церкви решили вновь построить на кладбище в городе Сургуте церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Аргументировали они свое решение тем, что, «во-первых, храм Живоначальныя Троицы мал для помещения жителей города Сургута и трёх русских селений и двух инородческих волостей, которых числится в приходе более 2000 человек обоего пола, не включая в это число временно проживающих и местную Военную Команду. Этот храм не может поместить в себе всех прихожан, особенно во время зимних праздников, когда Богослужение отправляется только в приделах во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Чудотворца Николая. Раньше, когда в этих двух приделах был иконостас «ветхий», тогда в светлый праздник Пасхи они открывали холодный (летний) придел во имя Святой Троицы, где и «находили возможным помещаться богомольцам». Теперь, когда в придельные храмы устанавливается новый иконостас они не могут открывать придел, потому что можно испортить позолоту на иконостасах. Во вторых: в Троицком соборе много утвари, облачений, лишних икон, лампад, подсвечников и колоколов «за исключением которых церковь не почувствует скудости». Кроме того остаются без употребления два прежних иконостаса из приделов. В третьих: городское кладбище находится в противоположной части города, поэтому часто, особенно в зимнее время, священники отказываются провожать усопших из домов находящихся в верхней части города в церковь и обратно на кладбище.

22 мая благочинным Стефаном Тверитиновым была совершена закладка кладбищенского храма, «по особому положенному на сей случай последованию (Требник изд. 1878 г. ч.II)».

Храм был построен согласно Указу Тобольской Духовной Консистории, от 12-го ноября 1885 года за № 6153, на собственные средства прихожан, на приходском кладбище на избранном и освидетельствованном в присутствии помощника Сургутского окружного Исправника Иноземцева и архитектором Макаровым месте. (Под храм выбрали свободное от городских построек возвышенное место, находящееся между воротами ведущими на кладбище и южным углом кладбищенской ограды с северо-восточной стороны от больничных построек).

Храм построен был деревянный на каменном фундаменте по проекту утверждённому Тобольской Губернской Строительной Комиссией 23 октября 1885 года за № 104 и согласно выданной на то «благословляющею рукою Архипастыря подписанной храмозданной грамоте от 10 ноября 1885 года за № 2481-м».

Церковь строили мещане Иван Стефанович и Василий Тетюцкие, которые были утверждены в этой должности указом Консистории, от 22-го апреля 1887 года за № 2318 и которые заключили контракт на строительство с Тобольским мещанином Александром Федоровым Кулевым-Николаевым, за 3050 рублей, чтобы тот построил церковь и подготовил к освящению к 15 октября 1888 года. 16 августа 1889 года благочинным был сделан осмотр произведённых работ совместно с комиссией, в которую входили члены местного причта, церковный староста и прихожане. Был составлен акт, прилагающийся к рапорту благочинного от 16 августа 1889 года за № 486 из которого видно, что собой представляла церковь. Длинною она была 24 аршина, шириною 12 и высотою (с крестом) 34 аршина, построена в одной связи с осьмигранною колокольней; фундамент выложен из обозженого «весьма прочного» кирпича. Рубка всех углов в здании этого храма была выведена в так называемый чистый угол, на мхе и пакле углы, а также и карнизы все, где требовалось. Колокольня и так называемые коробки под средним и алтарным куполами обшиты тёсом, при входе в церковь, с западной стороны, устроена площадка со ступенями, перилами и сверху зонтом на деревянных столбах. Кровля всего храма со всеми тремя куполами и зонт над входной дверью, с западной стороны, покрыты листовым железом – из них средний купол – «в шах-мат», ¬– прочие части – в гребень, кругом всего храма устроено из такого же листового железа достаточное количество желобов и водосточных труб. Кровля всего храма и купола окрашены масляной краской зелёного цвета, а карнизы, наличники у окон и вся вышеупомянутая тёсовая обшивка – такой же краской – светло-малинового цвета, с отделкой частью белого, а частью коричневого цвета. На храме установлено три железные главы – на колокольне, средней части храма и на алтаре, и такое же количество установлено четвероконечных тоже железных крестов. Главы и кресты были устроены пропорционально величине храма и позолочены на гульфарбу. На кровле колокольни утверждено на железных крючьях восемь деревянных парапетов, над слуховыми окнами, окрашенных под общий цвет храма, на парапете – с западной стороны написана икона Рождества Пресвятой Богородицы (храмовая).

Здание храма, насколько возможно, удалено от ближайших построек к нему,- а именно – казённых: построек Сургутской Городовой Больницы на 33 аршина, и частных: дома крестьянской вдовы Федуловой на 55 аршин и нежилого помещения крестьянина Шеймана на 43 аршина. Храм разделён на четыре части: алтарь, среднюю часть храма, притвор и паперть, последняя, в свою очередь, разделена ещё на две части — с южной стороны помещения для сторожа, а с северной – помещения для лестниц на колокольню. Ход на колокольню «устроен удобен», на колокольне на железных тягах подвешено 7 колоколов. Во всём храме 11 окон с двойными рамами со стёклами и две расписанные двери с западной стороны,- одни двери при входе в паперть, а другие- в притвор. Косяки в окнах и дверях и оконные переплёты окрашены масляной краской белого цвета. Двери у храма открываются из храма, а не внутрь храма. Помещения сторожевое и ведущее на колокольню снабжены дверями простой плотничной работы. Притвор и средняя часть храма соединяются между собой аркой. Пол во всех указанных частях храма двойной — чёрный и белый. Потолок везде подшит тёсом. В притворе устроены две голландские печи из обозженного кирпича и в сторожке камин, — от них выведена на кровлю храма одна кирпичная дымопроводная труба. При входе в алтарь устроена солея и два клироса, позади клиросов, на отдельных тумбах, установлены заклиросные иконы, тумбы эти, а также и клироса окрашены под цвет иконостаса. Алтарь имеет форму прямоугольного четырёхугольника, в алтаре устроены престол и жертвенник, — деревянные, алтарь от средней части храма отделяется новым «о трёх ставах» деревянным иконостасом, «устроенному» по рисунку, составленному тем же подрядчиком Кулевым-Николаевым и одобренному Его Преосвященством 6 июня 1888 года. В иконостасе этом написано 13 икон новых, а прочие иконы, в том числе и местная Рождества Пресвятой Богородицы в нем установлены старые из прежде сгоревшей церкви. Иконостас окрашен масляной краской малинового цвета. Размещенная по местам резьба позолочена на полимент иконы. Подсвечники и лампады, при установке их на места, «обихожены» от копоти и частью поновлены. Устроено два новых аналоя, один столик, одна тумба для псаломщика и два шкафа для ризницы и для архива. Вся вышеозначенная работа произведена была подрядчиком «изящно, добросовестно и во всем согласно данному плану и фасаду, с надлежащею прочностию, приличием и сообразностию во всех ея частях и принадлежностях».

7 ноября 1889 года благочинный Стефан Тверитинов в сослужении двух священников – села Ваховского Иоанна Страхова и села Юганского Василия Тверитина и диакона Вергунова, «при участии в клиросном пении четырёх псаломщиков и нескольких учеников Приходского училища умеющих петь, и в присутствии членов Сургутской Полиции и представителей прочих местных учреждений и мест, явившихся по особой повестке, … при возможной торжественности было совершено освящение вновь устроенного храма, по чиноположению Православной церкви, — причём, в конце освящения по прочтении коленопреклонной молитвы «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый» Стефаном Тверитиновым была произнесена с церковной кафедры беседа на тему: «Какое имеет назначение храм вообще и в частности сей вновь освящённый храм для христиан и как каждый из нас должен относиться ко храму», и «во время Божественной Литургии, по заамвонной молитве, одна из лучших учениц Сургутской церковно-приходской женской школы – Кайдалова прочла 33 псалом очень удачно: громко, без свойственной детям робости и толково». Был этот новый храм украшением города Сургута. В честь него была названа одна из улиц Сургута Богородицерождественской. Простояла церковь не долго, по свидетельствам старожилов она сгорела ещё в начале 20-х годов и не была разрушена в советское время. Как и в 1840 году уцелевшие вещи хранились в Троицком соборе, чему свидетельством служит опись соборной сторожки, в которой хранились царские врата «из погоревшей церкви».

Празднование 24 октября/6 ноября

Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

Стихира, глас 2,
поемая на молебне вместо тропаря

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *