Всехсвятский кафедральный собор Тула

Настоятель — протоиерей Сергий Резухин

История храма

Архитектурный ансамбль Всехсвятского кафедрального собора по праву может считаться одной из «визитных карточек» города Тулы.

Из многих мест нашего города открывается красивейший вид на храм и его стройную колокольню, расположенные на высоком холме и утопающие в зелени вековых деревьев кладбища.

Изначально Всехсвятская церковь строилась в качестве кладбищенской. В начале 70-х годов XVIII века в России свирепствовала эпидемия чумы. Иногда умерших хоронили в поле, подальше от жилья, но были и погребения в привычных местах, на погостах церквей в черте городов. Последнее, естественно, способствовало распространению эпидемии.

В связи с этим в конце 1771 года Правительствующим Сенатом был издан указ «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях». Такие кладбища разрешалось устраивать на расстоянии не ближе 100 саженей (примерно 210 метров) от жилья.

В феврале 1772 года Тульское духовное правление вместе с Оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ — на Посадской и на Оружейной стороне. Так началась история Всехсвятского и Спасского кладбищ.

Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по ее построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова (Страшного суда) с приделами во честь Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал тульский купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 году он умер. В алтарной части первого этажа храма сохранилось надгробие Г.С. Сушкина. Дело храмоздания продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.

В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для нее написаны «аттестованным иконописцем», тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым, а прочие — другими мастерами. В церковной описи, приложенной к делу об освящении кладбищенской церкви, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» (т. е. второй этаж) во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Второй этаж отстроили за два года, но тут произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека.

Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, возобновили их только через пять лет. Строительство верхнего храма завершили 1797 году, освятили его в 1825 году.

В 1863 году в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова (Воскресения Славущего).

В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор К.С. Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объем здания — прием, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы (Пречистенской, что в Гончарах), спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны — окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.

По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760-1770 гг., господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви трактован как цоколь, украшенный энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырех колонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т.п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота. Это позволяет высказать предположение, что автора Всехсвятской церкви, по крайней мере, ее основного объема, следует искать среди учеников Кокоринова, бывшего не только крупным зодчим, но и замечательным педагогом.

В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно.

Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века ее не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра (в краеведческой литературе встречается цифра 77 метров. Для сравнения: высота звонницы Ивана Великого в Московском Кремле – 81 метр).

Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В.Ф. Федосеев (подробно о нем рассказано в главе о храмах Успенского монастыря). Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В.Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путем творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С.Т. Красноглазов (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н.Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н.Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н.И. Черников.

Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный Суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

А церковный староста, купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

В 1898 году при храме была открыта церковноприходская школа.

После 1917 года для Всехсвятской церкви наступает новый период существования. В1922 году принял осязаемые формы временный раскол Русской православной церкви, связанный с образованием обновленческого движения.

В Туле позиции обновленчества были сильны. В период подъёма обновленчества центром их служения в Туле стала Всехсвятская церковь, которую после закрытия Успенского кафедрального собора в Кремле они провозгласили своим кафедральным собором. Обновленцы проводили свои служения в храме с 1923 по 1944 год после чего он был вновь возвращён Тульской епархии. Последний обновленческий архиепископ Тульский Пётр Турбин 17 января 1944 года принёс покаяние и был утверждён настоятелем Всехсвятского храма Тулы в сане протоиерея. С этого времени Всехсвятский храм стал кафедральным собором Тульской епархии, которым он является и поныне.

Особый период в истории Всехсвятского кафедрального собора 1954-1961,1966 годы связан с пребыванием на Тульской кафедре Архиепископа (впоследствии митрополита) Антония (Кротевича).

Верхний храм собора становится теплым. Стены нижнего и верхнего храмов Всехсвятского кафедрального собора были расписаны в 1955-1960 гг. московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым.

Икона Воскресения Христова на Горнем месте центрального придела верхнего храма написана московским художником С.А. Емельяновым.

В 1960 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану, как памятники истории и культуры.

В феврале 1978 года по благословению митрополита Тульского и Белевского Ювеналия началась реконструкция колокольни Всехсвятского собора. Девять этажей колокольни по объему строительных работ соответствовали 16-этажному дому.

К декабрю 1978 года были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979-м установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 года колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни.

Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин.

Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно. К празднованию 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) при правящем архиепископе Максиме (Крохе), крест на колокольне был заменен новым, и крест, и шпиль с цоколем были позолочены. С 2000 года настоятелем Всехсвятского кафедрального собора назначен протоиерей Сергий Резухин. 2 декабря 2003 года в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора.

Главная святыня – Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

Еще одна святыня – образ святителя Николая Чудотворца афонского письма. На ее оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона «Святителя Христова Николая» писана и освящена на Святой Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского собора Ольга выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона. Это дар старейшего клирика собора – духовника Тульской епархии архимандрита Пантелеймона (Якименко), получившего сию святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

В числе святынь храма – икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского, икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения и икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей, икона святителя Афанасия, епископа Ковровского с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону Собор святителей Московских. На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нём 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

В числе реликвий Всехсвятского собора – напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

Адрес: г. Тула, ул. Л.Толстого, д. 79

Телефон: +7 (4872) 36-41-01

Богослужения совершаются ежедневно.

В будние дни:

Божественная литургия — 8:00

Вечернее богослужение – 17:00

В воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия — 7:00 и 8:30

Вечернее богослужение — 17:00

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Храм имеет лестницу наружного центрального входа со ступенями.

Есть доступный маломобильным группам населения второй вход в собор с южной стороны.

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку сотруднику храма Волочкову Дмитрию Николаевичу по телефону: 8-960-612-48-71.

Или по электронной почте: blagodelo_tula2012@mail.ru

Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 17.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Мiръ Россия Тульская область Тула Собор Всех Святых (Тула)

Идёт загрузка карты…

Всехсвятский кафедральный собор — православный кафедральный собор Тулы. Храм, построенный на возвышенном месте города, виден почти из всех точек города.

История

В Туле, как городе старинном и древнем (по летописи она старше г. Москвы на год) было построено и сохранилось до наших дней множество храмов.

Тула имеет и древний Кремль, который в 1514-1520 гг. стал каменным. В нём была вначале деревянная церковь, а со временем было построено несколько каменных храмов. Один из них стал кафедральным собором летним (1762-1766 гг.) в честь Успения Пресвятой Богородицы, а другой — зимним (1855 — 1862 гг.) в честь Богоявления.

После революции в 20-30-е годы почти все храмы в Туле, в том числе, и в Кремле, были закрыты и богослужения в них не совершались.

С 1944 г. кафедральным собором Тульской епархии стала Всехсвятская церковь, которая находится на территории кладбища.

Деревянная церковь и первое кладбище в VIII веке

Возникновение особых больших кладбищ в городе Туле напоминает собой страшный 1771 год. Моровая язва, эпидемия чумы, пронеслась тогда по многим губерниям центральной России, захватив Калужскую, Московскую, Владимирскую и Тульскую губернии. Люди во множестве умирали, города пустели. И только заступничеством Богоматери, через Её прославившийся образ «Боголюбивая», наша губерния избавилась от этой страшной беды.

Наши благодарные предки построили храм в честь этого прославленного образа.

Для захоронения великого множества умерших был издан Указ «О не хоронении при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях и о построении там кладбищенских церквей».

Такие места в 1772 году были отведены: одно — на посадской (вне города, где садили и сеяли), другое на оружейной стороне. «На первый случай» была построена деревянная церковь в честь Всех Святых, и кладбище стало именоваться Всехсвятским.

На открытом в 1771г. вне города («на посаде») кладбище была построена в 1773 г. деревянная церковь, которая в 1776г. была заменена каменным храмом во имя Второго Пришествия с приделами во имя Лазарева Воскрешения (в левой стороне) и в честь Всех Святых (правый придел).

Стараниями тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина в 1776 г. началась постройка каменного храма. Строительство продолжалось 49 лет — с 1776 по 1825 годы.

Храм из камня

Вид на Всехсвятский собор с ул. Пирогова (начало XX века)

Нижний храм был построен на средства купцов Ивана Герасимова и Герасима Сушкина, останки которого захоронены в стене центрального храма, где находится мемориальная доска.

Нижний храм имеел три престола: центральный — во имя второго Пришествия Христова (Страшного Суда), северный (левый) — во имя воскрешения праведного Лазаря, южный (правый), где стоял деревянный храм, остался именоваться в честь Всех Святых.

И в народе, и во всех документальных актах сохранилось до сих пор первоначальное название «Всехсвятская церковь».

В 1900 году при храме был образован особый комитет из деловых лиц (светского и духовного сословия) под председательством Воронцова-Вельяминова. Главным делом этого комитета было устройство каменной ограды вокруг Всехсвятского кладбища. В 1906 году ограда была полностью построена.

В 1901 г. Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя святого Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время.

26 июля 1902 г. состоялась закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни на юго-восточной стороне Всехсвятского кладбища.

Все эти здания так и не были построены в связи с последующими трагическими событиями в стране, но до сих пор на том месте, где планировалось строительство этих объектов, сохранился котлован.

Собор в конце ХХ века

В 1992-1993 гг. по благословению правящего архиерея митрополита Серапиона, ныне покойного, верхний и нижний храмы собора были полностью отреставрированы.

К празднованию 1000-летия Крещения Руси (1988г.) при правящем архиепископе Максиме (Крохе), ныне покойном, крест на колокольне был заменён новым, и крест, и шпиль с цоколем были позолочены.

Современное состояние

Архитектура

Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 годов, господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

Деятельность

При соборе действует отдел по социальному служению и благотворительности Тульской епархии.

Собор сотрудничает с большим количеством социальных и реабилитационных учреждений для детей и взрослых Тульского региона.

На территории, прилегающей к собору, расположено старинное Всехсвятское кладбище, просфорная пекарня, иконописная мастерская «Мерная икона».

Святыни

В правом приделе нижнего храма ныне покоятся мощи святого Иоанна Тульского.

Престольные праздники

Собор Всех Святых — первое воскресенье после Дня Святой Троицы

Как добраться

Адрес: 300000, г. Тула, ул. Л.Толстого,79

Телефон: +7 487 236-41-01

Паломнику

Богослужения в соборе совершаются ежедневно.

Литургия:

Будни — 8:00;

Выходные и праздники — 6:30 и в 8:30.

Вечерние богослужения:

Ежедневно — 17:00

Фото

Видео

Всехсвятский собор, Тула

Тула — Всехсвятский собор

Празднование иконе Казанской Божией Матери (Всехсвятский кафедральный собор г. Тула)

Ссылки

Кафедральный собор Всех Святых г. Тула

На открытом в 1771 г. вне города («на посаде») кладбище была построена в 1773 г. деревянная церковь, которая в 1776 г. была заменена каменным храмом во имя Второго Пришествия с приделами во имя Лазарева Воскрешения (в левой стороне) и в честь Всех Святых (правый придел). В 1825 г. было закончено построение величественной трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем (высота колокольни до креста 82 м). Несмотря на то что между началом строительства обоих объектов — церкви и колокольни — прошло более полустолетия, архитектору-проектировщику Василию Федосеевичу Федосееву как талантливому зодчему удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля: характерные портики со спаренными колоннами на углах храма построены зодчим в обоих верхних ярусах колокольни. В 1867 г. на углах первого яруса колокольни установлены фигуры трубящих ангелов.

По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIII столетия. Влияние эпохи барокко сказалось в усложнённости церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах в углах здания, в сложной креповке карнизов. Постройка церкви была начата через год после окончания сооружения здания Академии художеств в Петербурге, и на архитектурных формах Всехсвятской церкви сказалось явное влияние выдающегося творения А.Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. Бросающееся в глаза взаимное несоответствие монументального основного объёма здания и явно недоразвитого его пятиглавия объясняется тем, что 8 августа 1790 г. обрушился один из пяти венчавших церковь крупного габарита куполов, вследствие чего была произведена реконструкция всего здания. На основании сходства с тульской церковью Рождества Богородицы (Зареченский район) предполагается, что автором нового завершения храма бал тульский архитектор-самородок К. С. Сокольников. В нижнем храме Второго Пришествия местные иконы были писаны «аттестованным иконописцем и тульским оружейником» Григорием Ивановичем Белоусовым, который, по его собственному выражению, «имел иконописное художество, писанное «из яйца”» (донесение Г. Белоусова Тульской консистории в 1763 г.). В 1901 г. Тульская городская дума постановила соорудить на Всехсвятском кладбище храм-усыпальницу во имя Макария Жабынского. К храму предполагалось пристроить два изолированных помещения: для умерших от заразных болезней и для хранения трупов продолжительное время.

26 июля 1902 г. состоялась закладка храма-усыпальницы и всесословной богадельни на юго-восточной стороне Всехсвятского кладбища. Построены эти здания не были, но до сих пор сохранился котлован на том месте, где планировалось строительство. Из современных кафедральных соборов тульский Всехсвятский является одним из величественнейших произведений искусства, его внутренняя композиция производит незабываемое впечатление торжеством и нарядностью интерьера. Построенный на возвышенной местности, он виден со всех точек города, доминирует на общем фоне города и своей стройной колокольней прекрасно вписался в общую панораму Тулы. Стены нижнего, а затем и верхнего храма были в 1955—1960 гг. расписаны картинами на библейские темы московскими художниками П. А. Гладковым и В.М. Голубевым. Художники для стенописи брали лучшие образцы известных мастеров кисти, все сюжеты и орнаменты выполнены на высоком уровне.

Из книги Р.Р. Лозинского «Страницы минувшего»

Это прекрасный, красивейший собор. Имеется 2 зала нижний (18 век) и верхний (нач. 19 века). Очень красивая роспись, красивые старинные иконы, замечательный церковный хор. Рядом вокруг собора огромное кладбище. Внутри не фотографировала. Шла служба и не хотелось ни кого отвлекать.

Адрес: ул. Льва Толстого, 79, Тула.

Немного истории:

Деревянная церковь в честь Всех Святых была выстроена в 1773 году на кладбище, открытом в 1771 году вне города, «на посаде». В том же году по прошению тульских горожан на том же месте разрешено было построить каменную церковь.

Стараниями тульских купцов Герасима Степановича Сушкина, Ивана Афанасьевича Герасимова и Никифора Девяткина в 1776 году началась постройка каменного храма. В том же году был построен и 25 июня освящен нижний храм со всеми приделами.

Строительство продолжалось 49 лет — с 1776 по 1825 год.

8 августа 1790 г. обрушился один из пяти венчавших церковь крупного габарита куполов, вследствие чего была произведена реконструкция всего здания. Отсюда — бросающееся в глаза взаимное несоответствие монументального основного объёма здания и явно недоразвитого его пятиглавия.

В 1825 году рядом с храмом построена трехъярусная колокольня.

В 1920-х годах храм был закрыт и богослужения в нем не совершались.

С 1944 года является кафедральным собором Тульской епархии.

При храме действует воскресная школа и епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению.

Архитектура

Нынешний собор имеет два этажа, а рядом расположена трёхъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем (высота колокольни до креста — 82 м). Архитектурный стиль храма относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIII века. Особый интерес представляет роспись стен нижнего и верхнего храмов на библейские и евангельские темы. Стены были расписаны в 1955–1960 годах московскими художниками П. А. Гладковым и В. М. Голубевым.

В начале XX века вокруг Всехсвятского кладбища была устроена каменная ограда, сохранившаяся по сей день. Колокольня Собора видна со всех точек города.

Святыни

В правом приделе нижнего храма покоились мощи святого Иоанна Тульского.

Галерея

Всехсвятский кафедральный собор — это православный храм в городе Тула, который выстроен на возвышении таким образом, чтобы его можно было увидеть практически из любого конца города.

Первоначально на месте Всехсвятского кафедрального собора была построена церковь, функцией которой являлись службы по отпеванию усопших, так как рядом находилось городское кладбище. Это новое кладбище было обустроено в начале 70-х годов XVIII века по приказу Екатерины II, согласно которому хоронить людей в черте города запрещалось.

Церковь была возведена к 1773 году, но тут же горожане получили благословение на постройку новой церкви, уже из камня. Посвятить новую церковь собирались Второму Пришествию Христа, а церковь снабдить приделами, посвященными Воскрешению Лазаря, а также Всем Святым.

Новая каменная церковь состояла из одного этажа и была готова к 1776 году, тогда же ее и освятили. Иконы для церкви писал местный мастер-иконописец Григорий Белоусов. К 1788 году один тульский купец по имени Никифор Девяткин попросил благословения на строительство второго этажа церкви, чтобы посвятить его Преображению Господню, он же и изыскал на это строительство средства. Купец получил благословение и второй уровень храма был выстроен за два следующих года, однако долго он не простоял, так как в августе 1790 года один из куполов храма начал обрушаться прямо во время литургии. Упав, купол сломал своды второго и первого этажа, а также убил троих прихожан. После этого происшествия проводить церковные службы в церкви было запрещено до завершения ремонта, возобновили работу церкви только в 1795 году, а еще через два года был полностью готов и второй этаж. Освятили храм в 1825 году.

Стиль, в котором построен Всехсвятский кафедральный собор относится более всего к стилю барокко с элементами классицизма и раннего русского классицизма, который находился в своем пике в период с 1760 по 1770 годы, когда слава Растрелли уже начинала затухать, а Баженов только вступал в свой расцвет. При этом характер архитектуры оконных проемов церкви более походит на гражданский тип строительства.

Основной иконой является икона Казанской Божьей Матери, которая была привезена из разрушенной Казанской церкви в Туле. По некоторым источникам эта икона может принадлежать авторству митрополита Казанского Маркелла. Еще одной значимой иконой церкви стала афонская икона Николая Чудотворца, которая ранее хранилась в Казанском храме в городе Мяснове. После того, как церковь разрушили, икона пропала, а чуть позже Всехсвятский кафедральный собор выкупил ее у местных плотников за бутыль водки. Плотники, не зная о ценности иконы, собирались употребить ее на доски.

Кроме того, Всехсвятский кафедральный собор — место хранения мощей великомученика святого Пантелеймона целителя, мощей митрополита Иоанна Тобольского, мощей Лазаря, блаженной Матроны и многих других святых и великомучеников. Также в соборе хранится Евангелие, которое церкви было подарено самим Святейшим Патриархом Алексием I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *