Всемирный потоп для детей

Легенды о всемирном потопе

Во многих мифах часто повторяется один сюжет: боги, разгневавшись на людей за греховное поведение, насылают на них великое бедствие – потоп, который приводит к гибели всего человечества, а также большей части живой природы. Лишь избранный богами праведник, посвященный в их замыслы, исподволь готовится к предстоящим испытаниям и на построенной заблаговременно лодке (ковчеге, ящике) спасается со своей семьей, пустившись в плавание по безбрежной водной глади. Вместе с ним в лодке пережидают бедствие представители всех видов животного царства. Плавающий зверинец после долгих поисков суши причаливает к одинокому острову, как правило, к вершине самой большой из известных тому или иному народу горы: у древних греков – Парнас (по другому варианту – Этна), у евреев – Арарат, у шумеров – Нисир (на востоке от реки Тигр). Вслед за этим начинается возрождение человечества и живой природы.

Имя избранного богами праведника у разных народов также разное: в Библии фигурирует Ной, в древнегреческом мифе о потопе – Девкалион, у шумеров – Зиусудра или Утнапиштим, у вавилонян и ассирийцев – Атрахасис. Потоп длился по одним версиям семь дней и семь ночей, по другим – девять суток, согласно библейскому сказанию – 40 дней и 40 ночей. Самый древний вариант мифа, по‑видимому, восходит к началу 3‑го тысячелетия до н. э. Более поздние версии относятся к началу 1‑го тысячелетия до н. э.

Возникает вопрос: существовала ли одна легенда, кочевавшая от одного народа к другому, или действительно в их истории было нечто подобное потопу, что передавалось из поколения в поколение? Совершенно очевидно, что в памяти народной откладываются самые драматические события, которые постепенно трансформируются в мифы и сказания с характерными для них преувеличениями и неправдоподобными деталями. Конечно, в истории каждого народа были периоды очень неблагоприятных погодных условий: затяжные ливни или ураганы небывалой силы, за которыми следовали наводнения и сели, несшие гибель людям и животным. Нередко потери были столь велики, что случались даже переселения больших масс людей, навсегда покидавших родные места. В этом смысле легенда о потопе могла родиться у любого народа.

Однако те варианты, которые бытовали среди древнего населения Южной Европы и Передней Азии, совпадают не только по фабуле, но и по важнейшим деталям, что трудно объяснить многоочаговым возникновением этой легенды. Ведь даже наводнения вызываются разными причинами и протекают по‑разному. Поэтому вполне вероятно, что миф о всемирном потопе исходит все же из одного, древнейшего источника и отражает какое‑то истинное событие – катаклизм, редко случающийся в природе. Уже рожденным, этот миф распространился со временем среди народов, живших вблизи очагов его зарождения.

Значит, можно заключить, что воспоминания о реальном потопе, иначе говоря о страшном наводнении, исходят, скорее всего, от шумеров – древнейшего из народов Месопотамии – которые создали одну из первых цивилизаций в низовьях долин рек Тигра и Евфрата. От шумеров эта легенда перешла к вавилонянам и ассирийцам, последовательно сменявшим друг друга в этом регионе, а от них – к семитским племенам, переселившимся в XVIII–XVII вв. до н. э. из Месопотамии в Ханаан (Палестину). По‑видимому, позднее это сказание хетты и финикийцы поведали жителям Крита, а от них оно дошло до древних греков.

Ответ на вопрос, почему именно у шумеров появилась легенда о всемирном потопе, дали раскопки на месте одного из древнейших городов мира – Ура, располагавшегося на берегах Евфрата. В глубоком шурфе, в 14 м от поверхности, под гробницами шумерских владык, живших в начале 3‑го тысячелетия до н. э., английский археолог Л. Вулли обнаружил мощный горизонт илистых осадков, лишенных следов человеческой культуры. Казалось, копать дальше не имело смысла, так как шурф вскрыл подошву антропогенной толщи. Однако Л. Вулли приказал углублять шурф и был вознагражден за это. Пройдя 3‑метровый слой ила, шурф снова вошел в осадки, в которых находились обломки кирпичей и керамики. Эти находки принадлежали уже совсем другой культуре, другому народу, вероятно погибшему в результате стихийного бедствия – наводнения, затопившего большие районы в Месопотамии .

Действительно, произведенные позднее расчеты говорят о том, что уровень воды, отложившей 3‑метровый пласт ила, был по крайней мере на 8 м выше отметки, на которой находилось древнейшее поселение, уничтоженное стихией. Неудивительно, что немногим оставшимся в живых после подобной катастрофы людям потоп мог показаться всемирным. В дальнейшем же рассказ очевидцев, переданный новым кочевникам, которые пришли в эти места (а ими были шумеры), оброс невероятными подробностями и толкованиями жрецов. С их помощью он трансформировался в легенду о том, как боги уничтожили первых людей за их неисчислимые прегрешения, сохранив для будущего только семью праведника.

Вывод же о том, что в Ветхом завесе содержится вариант более древней шумерской легенды, сделал еще до раскопок в Уре сотрудник Британского музея Дж. Смит. Он прочитал ее на табличках из обожженной глины, которые были привезены из другого шумерского города – Ниневии. Рассказ о потопе был записан на них клинописью – древнейшим видом письма, расшифрованного этим ученым. Герой шумерского эпоса Гильгамеш встречает во время своих странствий очевидца потока Утнапиштима, чей рассказ о пережитом и приводится затем от первого лица.

Чем же вызвано было наводнение, приведшее к гибели самой ранней цивилизации в низовьях Тигра и Евфрата? Это мог быть сильнейший паводок, связанный либо с таянием небывало большого количества снега в горах Восточного Тавра, либо с затяжными ливнями в засушливых долинах. Однако трудно представить, чтобы даже самый сильный паводок мог повлечь гибель всего населения. Паводки не сразу достигают максимума, и, следовательно, наблюдая постепенное повышение уровня реки, древние обитатели могли уйти из тех мест. За несколько суток, на протяжении которых, согласно легенде, бушевали дожди, люди успели бы добраться до возвышенных плато или предгорий, никогда не затопляемых полностью водой. Да и каким бы сильным ни был паводок, он вряд ли бы способен был отложить 3‑метровый пласт ила. Подобное количество перемещенного материала свидетельствует о подлинной катастрофе, происшедшей достаточно внезапно и связанной с экстраординарным событием.

Таковым вполне могло быть сильнейшее землетрясение в горах Тавра, которое привело к разрушению естественной дамбы, некогда запиравшей выход из ущелья, где находилось крупное горное озеро. Не менее грандиозное землетрясение в горах Загроса или в Ормузском проливе могло вызвать резкое смещение участков дна по разломам в Персидском заливе или Аравийском море и породить гигантскую волну, обрушившуюся на побережье. А ведь Ур находился на побережье Персидского залива, так как в период фландрской трансгрессии береговая линия располагалась в глубине суши, в некоторых десятках километров от современной.

И в. том и другом случае вода должна была тащить огромное количество взмученного илистого осадка. Однако если катастрофа случилась в горах Восточного Тавра, то она неминуемо должна была бы породить мощный селевой поток, который вместе с тонким глинистым материалом вынес бы на равнину большое число разнокалиберных обломков пород. Если же катастрофа была вызвана цунами, т. е. пришла с моря, перемыву в речных дельтах должен был бы подвергнуться глинистый ил с песком, выстилающий дно в этой части Персидского залива. Тщательное изучение осадка, слагающего горизонт ила не только в раскопанной части древнего города Ур, но и на соседних участках аллювиальной долины реки Евфрат, должно дать ответ на вопрос, какого рода геологическая катастрофа произошла в Месопотамии примерно 5 тыс. лет назад. Согласно же описаниям Л. Вулли, этот осадок не содержит крупных обломков пород. А именно они, катившись с гор с водой и илом, должны были бы накрыть древние поселения в долине Евфрата.

Еще одним свидетельством в пользу цунами может служить факт гибели примерно в то же время другой древнейшей цивилизации – Мохенжо‑Даро, существовавшей в нижнем течении реки Инд в северо‑западной части Индостанского полуострова, т. е. на другой окраине Аравийского моря. Сейчас в отсутствие точных датировок осадков, покрывающих развалины Ура и Мохенжо‑Даро, трудно судить, насколько связаны две эти катастрофы. Очевидно, однако, что цунами, зародившись где‑то в районе Ормузского пролива или на другом участке Аравийского моря, могло сохранить свою разрушительную силу, пройдя весь Персидский залив и достигнув с одной стороны Месопотамии, а с другой – дельты Инда.

Примером катастрофы, вызванной гигантской приливной волной, вторгшейся в речную дельту, могут служить события, происшедшие на нашей памяти в низовьях Ганга и Брахмапутры. Ураган, бушевавший несколько дней в Бенгальском заливе осенью 1969 г., сопровождался ветром, скорость которого превышала 200–250 км/ч. Он породил смерч, который пронесся в ночь с 12 на 13 ноября над дельтой, вырывая с корнями деревья и разрушая жилища. Затем, как свидетельствуют очевидцы, со стороны океана донесся зловещий гул, усиливавшийся с каждой минутой. Вскоре на острова и берега речных проток обрушились мощные волны. На некоторое время наступила обманчивая тишина, когда казалось, что стихия утихает. И тут хлынул страшный вал. Вода затопила не только дома, но и верхушки деревьев, на которых спасались отчаявшиеся люди. Это пришла волна, высотой 10 м. Она прокатилась по территории площадью в десятки тысяч квадратных километров, затопив все острова и часть прилегающей к дельте суши. Погибло несколько сот тысяч человек (по разным данным, от 150 до 350 тыс.).

Вот какие беды способен натворить приливный вал, порожденный ураганом, и каким разрушительным потенциалом должен обладать прилив, вызванный катастрофическим цунами, если вспомнить, что высота волн может достигать 40 м.

>Миф о потопе

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.34 Подробности Категория: Мифы Древней Греции

Миф о потопе (миф древней Греции)

Бессмертные боги вечно живут на Олимпе, и время не властно над ними. А внизу, на земле, рождаются и умирают люди, меняются поколения, один век приходит на смену другому. Золотой век сменился серебряным, потом наступил медный век.
Жестокими и могучими были люди медного века, и много преступлений они совершили. Тогда великий Зевс решил уничтожить жизнь на земле, чтобы потом возродить новых людей, лучше прежних. Но не так просто было ему решиться на такое дело. И он захотел еще раз испытать людей.
Спустился он на землю и под видом простого смертного пришел в Аркадию в город Ликосуру, где правил грубый и надменный царь Ликаон. Как всегда, в этот жаркий солнечный день на городской площади собралось много народу, и казалось, что высокий седобородый старик ничем не выделяется среди остальных смертных. Но вот он поднял руку, его острые пронзительные глаза излучали такой необыкновенный свет, что ни у кого даже сомнения не возникло: перед ними сам великий громовержец. Кто-то упал перед величественным старцем на колени, кто-то склонил голову в почтительном поклоне. Были на площади и слуги

царя Ликаона. Они поспешили во дворец, чтобы сообщить царю об этом великом событии.
Но Ликаон начал насмехаться над доверчивыми людьми:
– Где вы увидели бога и кто вам сказал, что этот старый разбойник – бог? – с издевкой спрашивал он своих слуг. – Мало ли проходимцев ходит по городу?
Потом он придумал, как еще больше оскорбить седовласого старца, а заодно проверить – может, и правду люди говорят. Царь приказал убить заложника, который жил в его доме, а из тела убитого приготовил кушанье. Потом вышел он на площадь и пригласил Зевса пройти к нему во дворец отведать угощение.
Страшно рассердился великий Зевс, взмахнул он своей палицей, и из нее вылетела яркая молния. В мгновение ока рухнул дворец Ликаона, а сам он превратился в кровожадного волка. После этого вернулся великий Зевс на Олимп. Не стал он тогда уничтожать род людской, ведь вместе с плохими людьми могут погибнуть и хорошие. Но проходило время, и нечестивых людей становилось все больше. Случалось уже так, что не успевали они родиться и подрасти, как начинали воевать и убивать друг друга. Долго думал Зевс, и наконец решил он наслать на людей страшную кару – погубить их под водой.
И сразу же перестали дуть все ветры, кроме южного – влажного Нота. Полетел Нот над грешной землей на своих влажных крыльях, из-за черных туманов выглядывает его устрашающий лик, отяжелела от влаги его косматая борода, струятся по сединам его мощные потоки, сидят на лбу серые облака. Сжал Нот мощной рукой нависшие тучи, страшный треск расколол небо, и хлынули запертые на небе дожди.
Взмолились боги речные к Зевсу. Вода переполнила реки, нет уже сил сдерживать ее. Но неумолим великий громовержец. Повелел он снять все преграды, убрать берега и отпустить потоки на волю. Сам он ударил трезубцем по земле и открыл дорогу всем водам. Могучие потоки вольно потекли по земле, увлекая за собой все, что на ней было. И уже не различить, где земля, а где море. Там, где недавно щипали зеленую травку рогатые козы, расположились упитанные тюлени, в лесах плавают дельфины, волки плывут по воде между овец и не трогают их, могучие волны тащат рыжего льва, а рядом торчат из воды ветвистые рога оленя. С жалобным криком летают в небе усталые птицы и не находят, куда бы присесть отдохнуть.
Великий потоп похоронил под водой все живое, что было на земле, и вместе с ним закончился медный век.

— КОНЕЦ —

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: Презентация 4 класс (литературное чтение — УМК Гармония) Тема: «Библейские сказания.Всемирный потоп» — презентация

1

2 Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК «Гармония» 4 класс УМК «Гармония» (учебник под редакцией (учебник под редакцией Кубасовой О.В.) Кубасовой О.В.) Тема: «Библейские сказания. Всемирный потоп». Учитель: Демьяненко О.В. МОУ Лицей г. Истра

3 Библия – единственная книга, которая так ясно говорит откуда мы, люди, пришли, куда мы уйдем и для чего существуем. Нет никакой другой книги, которая так исчерпывающе отвечала на вопрос, — в чем смысл нашей жизни, как велико её значение.

4 В начале было слово … Андрей Рублёв. Святая Троица.

5

6 Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды.

7 В наставление Бог дал следующие десять заповедей: Не создавай себе идолов и не поклоняйся им. Не произноси имя Господа твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Выполняй всю работу в остальные шесть дней недели. Почитай отца своего и мать. Не убий. Не прелюбодействуй. Не лжесвидетельствуй против своего ближнего. Не укради. Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему твоему.

8 Живя на Земле, люди стали забывать заповеди Бога. Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет, и сказал, что если они не исправятся, то по прошествии 120 лет Он истребит их с лица земли. Но люди не только не исправились, а стали ещё хуже. Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

9 Всемирный ПОТОП ПОТОП

11 Бог велел Ною построить Ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством: Ной с женой и три его сына – Сим, Хам и Иафет с жёнами, всего 8 человек, и взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) – по семи пар, а нечистых – по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных.

12 Всех зверей и птиц – по паре!

13 Ноев Ковчег — длина ~157 м; ширина ~26 м; высота ~15.7 м.

14 Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет (в те времена люди могли жить гораздо дольше, не утрачивая физическую силу и здоровье). Ной прожил 950 лет, он был последний достигший такой глубокой старости.

15 Всемирный потоп начался 1656 лет спустя — после сотворения Адама. Дождь шел 40 дней, а вода покрывала землю в течение 150 дней. Весь Ковчег управлялся только 8 людьми. Они 150 дней кормили тысячи животных и чистили их стойла.

16 Некоторые люди спасали свои жизни за счёт жизней других людей, а некоторые, погибая сами, спасали жизни подчас и незнакомым им людям.

17 Знаменитый русский живописец Иван Константинович Иван Константинович Айвазовский прославился как мастер морского пейзажа

18 Русский художник Иван Айвазовский изобразил «Всемирный потоп» в самом разгаре 20 ноября Феодосия

19 Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев). После 150 дней вода стала постепенно убывать, а убывала до 10 месяцев.

20 На 7-м месяце ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В 1-й день 10-го месяца показались вершины всех гор. И только к концу года вода вошла в свои вместилища. Почти год Ной с семьёй и с животными провёл в ковчеге.

21 Ноев ковчег остановился на склоне горы Арарат. Араратские горы — два потухших вулкана, между которыми простирается равнина в 20 км

22 Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти пристанища, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав ещё семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла. Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним.

23 Голубь символ доброй вести, спасения и благополучия.

24 Заснеженный Арарат с Ноевым ковчегом украшают современный герб Армении

Конспект урока по литературному чтению «Всемирный потоп» в 4 классе

План – конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Урок№ 54

Тема урока: Всемирный потоп.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование духовно-развитой личности ребёнка в процессе приобщения к мировой культуре на основе изучения библейских сказаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Задачи урока:

  • закрепление представления детей о грехе как о негативном поступке человека;

  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности на основе изучения библейских сказаний;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • расширять и обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать речь, воображение, творческое мышление;

  • вызывать эмоциональный отклик, постижение авторского замысла;

  • привлекать учащихся к великому литературному творению – Библии.

Формирование УУД:

Личностные действия: приобщение к мировой культуре, проявление нравственно-этической ориентации.

Регулятивные действия: понимание и принимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности и деятельности одноклассников, вырабатывание способности к волевой саморегуляции.

Познавательные действия: ориентация в тексте произведения, нахождение в тексте главного, составление плана, анализ содержания произведения, синтез прочитанного.

Коммуникативные действия: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, аргументируют свои высказывания, пересказывают прочитанное.

Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 4 класс» 3часть, презентация по теме «Всемирный потоп»; мультфильм «Потоп», выставка библейской литературы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствие. Здравствуйте, ребята!

Игра»Скажем «Здравствуйте!»»

Скажем «Здравствуйте!» руками.

Скажем «Здравствуйте!» глазами.

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

— К нам пришли гости. Мы рады знакомству. Поприветствуем гостей.

Доброму гостю хозяин всегда рад!

Я уверена, что наше

сотрудничество будет полезным и приятным для всех. Пожалуйста, садитесь.

2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

А).

— С каким новым разделом литературного чтения мы познакомились на прошлом уроке?

( Слайд 2)

-Как вы объясните название этого раздела?

(«В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог»

От Иоанна

-Какую силу, какие знания необходимо иметь чтобы за семь дней создать Землю и мир на земле! Слово – это сам Бог, его знание и сила.

Б). Игра. Соотнесите ключевые слова. (Слайд№3)

— Как понять «благословил» и «освятил»?

В). Обсуждение

— Найдите и прочитайте фрагменты где сказано:

-Как Бог сотворил человека? Какое ему дал имя?

— Почему Бог решил сотворить ему помощницу и как это сделал?

— А как вы понимаете мысль о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию?

— Прочитайте каким был райский сад.

— А вот как описывается жизнь первых людей в раю в книге «Закон Божий»:

(зачитает Аня)

«Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всём у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев… Бог создал людей так же, как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божьей».

— Среди Рая росли два особенных дерева, что это были за деревья? ( Слайд №4)

— Объясните значение слов «добро», «зло». (Слайд№5)

-Чего же лишились люди вкусив запретный плод?

(Возможности вкушать плоды жизни, а значит – бессмертия).

— Как вы думаете, а что приобрели они взамен утраченного?

Физкультпауза.

Ваня шёл, шёл, шёл

И ромашку нашёл.

Букет нарвал

И дальше пошагал …

Лена шла, шла, шла

И ромашку нашла.

«Слава Богу!» — прошептала

И дальше пошла.

— Кто из ребят в нашей физминутке поступил правильно?

3.Подготовка к восприятию.

Постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности обучающихся.

— Вернёмся к Библии.

Вот как об этой книге сказал великий русский писатель Ф.М.Достоевский

(Слайд №6)

— Как вы понимаете его слова «Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа его слово и всякого прекрасного восприятия»?

(Погибнет тот народ который не будет слышать Слово Божие.)

в наставление Бог дал им следующие 10 заповедей (Слайд№7), соблюдая которые человек мог спастись и спасти род свой.

— Но следовали ли советам люди проживающие тогда на земле?

Об этом мы узнаем познакомившись со следующим библейским сказанием.

«Всемирный потоп». (Слайд№8)

и я попрошу вас сформулировать цели и задачи нашего сегодняшнего урока

  • Продолжать изучение библейских сказаний,

  • Учиться находить главное в тексте,

  • Отвечать на вопросы,

  • Рассуждать о добре и зле,

  • Выразительно читать сказание,

  • Определять главную мысль.

4. Знакомство с текстом. Работа с ним.

А)Словарная работа.

Ковчег – окованный сундук для хранения, сбережения чего либо (старинный вид судна).

Пучина – морская бездна.

Масличный лист – лист от дерева маслины.

Ковыль – травянистое степное растение.

Б)Чтение детьми сказания «Всемирный потоп» вслух по абзацам, выделяя главное.

1часть.

— Живя на Земле, люди стали забывать заповеди Бога.(Найдите строки-подтверждения людского зла).

2часть.

-Выделите главное в этой части.

Видя великое зло, которое люди творили на Земле, Бог дал людям на исправление 120 лет, и сказал, что если они не исправятся, то по происшествии 120 лет Он истребит их с лица Земли. Но люди не исправились, а стали ещё хуже. Тогда Господь определил очистить Землю водою от нечестивого человеческого рода.

3,4части.

(Слайд№9)

— Кому и зачем пожелал сохранить жизнь Бог?

— Что для этого нужно было сделать Ною?

Ной начал строить ковчег когда ему было 500лет, когда закончил строительство ему было уже 600лет ( в те времена люди могли жить гораздо дольше не утрачивая физическую силу и здоровье).

Ной прожил 950 лет, он был последний достигший такой глубокой старости.

Размеры ковчега упомянуты в Библии:

Длина примерно -157м,

Ширина примерно – 26м,

Высота примерно – 15.7м.

5часть.

— Сколько лет Ной строил ковчег?

— Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

-Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли. Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для покаяния.

7 дней продолжалась “посадка” пассажиров в ковчег. (Слайд№10)

-Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег. Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

-Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа.

Предполагание

— Раскаялись ли люди увидев такое необычное шествие?

6часть. (Слайд№11)

— Сколько дней и ночей лил дождь? Попробуем представить себе как это было?

Физкультпауза «эффект дождя»

По команде учителя все одновременно начинают хлопать подушечками пальцев друг об друга, потом пальцами, потом всей всей ладонью, т.е. звук должен нарастать. Затем же можно наоборот убавить звук, постепенно уменьшая площадь соприкосновения ладошек. Делать этот «эффект дождя» лучше всего с закрытыми глазами, дождаться тишины, а потом можно начать так:

«Представьте, дети, люди во времена Ноя не знали, что такое дождь. Они не верили словам Ноя, что Бог пошлет потоп на землю. Вдруг они услышали необычный звук, это были первые капли дождя…

— А теперь попробуем силой голоса передать весь ужас происходящего.

Работа в парах. Выразительное чтение . (по рядам)

1ряд – Как только Бог затворил за ним дверь…

2ряд – Когда хлынула вода…

3ряд – И скрылись в пучине…

Посоветуйтесь с соседом по парте каким тоном будете читать, где нужно сделать паузы и поставить логические ударения, потренируйтесь. Обратите внимание на силу голоса: Тихо, громко.

— Чья пара готова?

— Удалось ли ….справиться с задачей?

Аналитическая беседа по иллюстрации картины И.К.Айвазовского «Всемирный потоп». (Слайд№ 12)

-Русский художник Иван Айвазовский использовал в своей картине библейский сюжет о всемирном потопе. С помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении, раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лица, выявляя их внутренний мир. (Слайд №13).

-Чьи фигуры изображены в центре картины?

-По каким строкам можно понять, что людям было страшно? Какие в сказании употреблены глаголы?

7часть. Выделите главное.

Предполагание

— Как Ною узнать, что земля уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных?

8часть. Сбылось ли наше предположение? (Слайд № 14)

9часть.

— О чём повествует эта часть сказания?

10часть. Выделите главные строки этой части. (Слайд №15)

Ноев ковчег остановился на склоне горы Арарат. Араратские горы существуют не только в мифе. Они представляют собой два потухших вулкана, соединенных основаниями, между которыми простирается равнина в 20 км. Именно там находится огромное деревянное сооружение, похожее, по описанию очевидцев, на знаменитое древнее судно.

5. Итог урока.

— Какова же главная мысль этого сказания?

— Чему нас учит эта история?

-Что нового и полезного для себя вы узнали?

— Итак наш урок подошёл к концу. Хочется поблагодарить всех детей, которые помогали постичь сказание. А особенно…

6. Домашнее задание.

Перечитать сказание, составить цитатный план и пользуясь планом, пересказать предание.

7. Рефлексия.

Заполните лист самооценки урока.

Лист самооценки урока

1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________

2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________

Спасибо за урок! Хорошего дня!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *