Всемирный потоп в Библии

«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: «Сделай себе ковчег из дерева гофер ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега — триста локтей , ширина его — пятьдесят локтей, а высота его — тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же «открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме «окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

Мифы и предания о потопе широко распространены и все они имеют что-то общее, а именно: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение… Некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры по спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.). Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т.п. Когда ливень прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы. Начинается новая жизнь: люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю.

Так схожи мифы о потопе Индии, Греции, Бирмы, Малайского архипелага, Австралии, Африки, Новой Гвинеи и Полинезии, Китая и Европы.

Сегодня большинство ученых полагает, что до потопа наша земля была окружена «водной подушкой” в сотни тысяч километров, создававшей на земле парниковый эффект. И этот несметный объем воды, из которого она состояла, и обрушился на землю. Выражение же «разверзлись все источники великой бездны” обозначает выход на поверхность вод подземного океана.

Что же должно было происходить на земле, когда подземные воды вышли наружу? Это землетрясения, извержения вулканов, сдвиги земной коры, словом, полное изменение лица планеты, в результате этого единая суша разделилась на отдельные материки и острова.

Всемирный потоп. Шумерская версия — шумерская ли?
После открытия «Эпоса о Гильгамеше» стало ясно, что история потопа, изложенная в Библии, является лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье. Джордж Смит извлек одиннадцатую песню эпоса из 20 тысяч табличек, составлявших библиотеку повелителя Ассирии Ашшурбанипала. Ассирийцы заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. В XX столетии в земле Двуречья были открыты памятники еще более древнего народа — шумеров. И чем больше изучали ученые шумерскую культуру, мифологию, литературу, тем ясней становилось им, что Библия обязана шумерам большим числом своих «богодухновенных истин».
Здесь я не буду показывать параллели между шумерской мифологией и библейскими сюжетами. Из всего этого интересен лишь один текст. При раскопках шумерского города Ниппур была найдена табличка, вернее, фрагмент таблички, на котором сохранилось шесть столбцов. «Содержание этого фрагмента в основном посвящено потопу. До сих пор он остается уникальным, несмотря на то, что ученые сделали все от них зависящее, чтобы отыскать еще хотя бы одну аналогичную табличку, — пишет С. Крамер. — Ни в одном музее, ни при новых раскопках, ни в частных коллекциях не было обнаружено даже обломка с надписью, посвященной потопу.» Фрагмент, повествующий о «шумерском потопе», хранится в Филадельфии в Музее Пенсильванского университета. Он был опубликован в 1914 году известным ассириологом и шумерологом Арне Пёбелем.
В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, затем о ниспослании свыше царской власти и основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком «уничтожить семя рода человеческого».
Потоп, обрушившийся «на страну», продолжался семь дней и семь ночей, а на восьмой день явился бог солнца Уту:
Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно.
И в тот же миг потоп залил главные святилища.
Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю,
И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
Потом вышел Уту, тот, кто дает свет небесам и земле.
Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле,
И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль.
Зиусудра, царь. Простерся перед Уту,
Царь убил для него быка, зарезал овцу.
В конце поэмы Зиусудра получает «жизнь, подобно богу», и «вечное дыхание», которое дают ему всемогущие божества Ан и Энлиль.
Потом Зиусудру, царя,
Спасителя имени всех растений и семени рода человеческого,
В страну перехода, в страну Дилмун,
где восходит солнце, они поместили.
Очевидно, что богобоязненный царь Зиусудра, бессмертный старец Утнапиштим и благочестивый патриарх Ной — одно и то же лицо, тот же самый персонаж, лишь по-разному названный шумерами, вавилонянами и древними авторами Библии. И столь же очевидно, что библейская история потопа восходит к шумерской мифологии, создававшейся за несколько тысяч лет до того, как была написана священная книга иудеев и христиан. Творцы Библии жили в стране, не знавшей ни губительных ураганов, ни грандиозных наводнений, ни мощных разливов рек. Всем этим стихийным бедствиям подвергалась земля Двуречья, страна шумеров.
Позже была обнаружена табличка с текстом, в котором потоп упоминается вскользь.
После того, как буря принесла дожди,
После того, как все постройки были разрушены,
После того, как яростная буря принесла дожди,
После того, как люди поднялись, как враги, друг на друга;
После того, как семя было насаждено, — да, насаждено,
После того, как зерно было порождено, — да, порождено.
После бури он сказал: «Я принесу дожди»,
После он сказал: «Я пролью в них дожди»,
После Потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все».
Небеса повелевают. Земля даст рождение,
дает рождение растению «нумун»,
Земля дает рождение, небеса повелевают,
дают рождение растению «нумун».
Помимо вышеуказанного, был обнаружен и «список царей», сделанный шумерскими жрецами, в котором говорится следующее:
Всего 8 царей, 5 городов… Затем был потоп. После него была вновь ниспослана свыше царская власть.
Были и другие глиняные таблички с разнообразными текстами, упоминавшими потоп и/или его последствия, подтверждающие смену власти после потопа и т.д.
Археологи называют иногда землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Ибо нынешней арабской цивилизации, имеющей возраст более тысячи лет, предшествовали другие, корни которых уходят в глубочайшую древность. И, словно в многослойном пироге, археологи обнаруживают под очередным слоем, считавшимся древнейшим, новый культурный слой, следы еще более древней цивилизации. Ассирийцы, завоевавшие всю долину Тигра и Евфрата, а затем распространившие свое господство и на другие земли Ближнего Востока вплоть до Египта, были «варварами» по сравнению с вавилонянами, чья история была на тысячи лет древней, чем история ассирийцев, появившихся на исторической арене в VIII столетии до н. э. В эпоху, отдаленную от нас четырьмя — пятью тысячелетиями, уходит время появления в Двуречье аккадцев, народа, говорившего на семитском языке. Однако семитам-аккадцам предшествовал еще более древний народ — шумеры.
Леонард Вулли, проводя раскопки Ура, обнаружил, что классической культуре шумеров предшествовала другая, более древняя. По холму, где впервые были найдены ее следы, культура эта стала именоваться «Эль-Обейдской», или «Эль-Убейдской». Поначалу она показалась археологам типичной культурой позднего каменного века: люди жили в примитивных хижинах с глиняной обмазкой, металлы употреблялись для изготовления предметов роскоши. Однако дальнейшие раскопки в Уре, а затем в городе Эриду, где согласно списку правителей Шумера царская власть впервые «спустилась с неба», представили культуру Эль-Убейда в новом свете. Именно тогда был совершен стремительный скачок из первобытного общества в раннеклассовое, от «дикости» к цивилизации. Именно тогда был одомашнен крупный рогатый скот, изобретены колесо и плуг. Именно тогда начали возводиться первые дворцы и храмы. Именно тогда возникли древнейшие города Двуречья — Эриду, Ур, Урук. Именно тогда орудия из камня начинают заменяться орудиями из металла… Словом, у истоков культуры шумеров, которые были учителями вавилонян, стоит культура Эль-Убейда (или Эль-Обейда).
«До сих пор неясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие и никто другой не мог бы создать подобной легенды», — так писал Леонард Вулли, подводя итоги своих раскопок в Уре. В настоящее время мы можем с большой уверенностью сказать, что люди, пережившие потоп, создатели культуры Эль-Убейда, шумерами не были.
Шумеры были в долине Тигра и Евфрата пришельцами, хотя и очень древними. А до шумеров в Двуречье жил народ, создавший цивилизацию Эль-Убейда. По отношению к нему шумеры были такими же кочевниками-варварами, пришедшими извне, а затем усвоившими достижения культуры оседлого народа, какими были по отношению к шумерам вавилоняне.
Сэмюэл Н. Крамер, лучший знаток шумерского языка и литературы, проанализировав названия древнейших шумерских городов, таких, как Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., пришел к выводу, что они не являются шумерскими. А это говорит о том, что язык создателей городов, бывших в эпоху Эль-Убейда еще поселками, не шумерский, а иной. Точно так же нельзя объяснить исходя из законов шумерского языка названия двух великих рек Двуречья — Тигра и Евфрата (в клинописных текстах они читаются как «Идиглат» и «Буранун»). Названия рекам также дали первые поселенцы на их берегах — убаидцы, если называть предшественников шумеров, как предлагают С. Крамер и другие исследователи, по названию Эль-Убейда, где впервые открыта была дошумерская культура. Убаидскими, а не шумерскими оказываются слова, обозначающие различные профессии в древнем Шумере; крестьянин, плотник, купец и т. д. Это опять-таки говорит о том, что профессии крестьянина, плотника, купца и многие другие возникли до появления шумеров в Двуречье и «творцами» этих профессий были люди, говорящие на другом языке.
На каком? Список убаидских слов, дошедших до нас, невелик. Это названия рек, городов, богов, профессий. Анализ же их показывает, что в убаидском языке есть ряд черт, сближающих его с языками дравидов, населяющих Южную Индию. У дравидийских народов имеется предание о потопе, поглотившем много тысяч лет назад Южный материк, который был их прародиной. Легенды о потопе фигурируют в священных книгах Индии. Но только спасителем рода людского является не праведный патриарх Ной, не вавилонский старец Утнапиштим, не шумерский царь Зиусудра, а законодатель и пророк Ману…
Теперь мы можем покинуть долину Двуречья, и совершить путешествие в поисках потопа на восток, обращаясь к мифам и преданиям народов, живущих в самых различных уголках планеты.

Как ни далеки были, в самом начале, потомки Сифа от потомков Каина, но впоследствии времени взаимные отношения образовали между ними тесную связь, и пороки, бывшие прежде уделом исключительно племени Каина, стали теперь общим достоянием. По выражению Слова Божия, люди стали «плотью»187, «потому что они совершенно предались плотским делам и не пользовались по-надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души» 188. Когда Бог увидел, что на земле развращение между людьми достигло крайней степени, и что предметом мыслей их во всю жпзнь служит только зло; тогда Он положил истребить с лица земли человека, а с ним и скот, и гадов, и птиц, сотворённых для пользы человека. Правда, «строг был приговор» 189, но он был необходим. «Настало время, в которое надобно было употребить нож, чтоб остановить увеличение раны» 190. Свойство самой болезни требовало самого решительного и радикального способа лечения. «Поелику вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть её от всякой нечистоты и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтоб не оставалось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий; то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и, согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив вселенную этим потопом и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны и растления, сделал её прекраснейшею и снова явил нам светлым лицо её оттого, что не позволил остаться и следу прежнего безобразия» 191. Действуя таким образом, правосудный и премудрый Бог «хотел и на этих (допотопных) людей навести соответственное наказание, и последующих избавить от их заразы» 192. – Но, будучи правосуден, Бог в то же время и благ. По свойственному Ему человеколюбию Он и в данном случае не прежде навёл, однако же, потоп, как испытал все средства обратить грешников на путь покаяния. Средства эти были разнообразны и применялись в течение очень продолжительного времени. Ламех родит сына и даёт ему имя Ной193. «Усматривай опять и в наименовании родившегося теперь от Ламеха великие тайны, высокое пророчество и неизреченное человеколюбие благого Бога. Так как Он, по Своему предвидению, провидел будущее, то, усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием сына (Ламехова) предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род человеческий, дабы люди, вразумившись хотя страхом, удержались от греха и обратились к добродетели» 194. Поэтому, являясь покорным орудием в руках всеблагого промысла Божия и «»нарече (Ламех) имя ему (т.е. сыну) Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших», упокоением называя потоп. Ибо, действительно, потоп, покрывши водами всю землю, отягчённую грехами тогдашних людей и носившую на себе всякую скверну, и пресекши всякое зло беззаконных людей, очистил землю, которая сделалась нечистою от злобы своих жителей, и их самих, чрез наказание, упокоил: «смерть бо», говорит Писание, «мужу покой» (Иов. III, 23)»» 195. И «вот, в течение пятисот лет, этот праведник вопиял и свидетельствовал своим именем о потопе, имевшем быть по всей вселенной за умножение нечестия; однако же они не захотели отстать от нечестия» 196. Да и не одним только именем своим Ной побуждал к покаянию. «Ной, возвещая тогдашним людям о будущем потопе, пророчествовал им, говоря: «идите, призывает (Δεύτε, – καλεί) вас Бог к покаянию!» почему, собственно, и назван (в мифологии язычников) Девкалионом» 197. Затем «постройкою ковчега опять дано было им немало времени на покаяние…. Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, – придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовалась и этим» 198. «Стук секиры и молота (при постройке ковчега) возвещал о потопе, звук режущей пилы громко вопиял о наводнении, но они (современники Ноя) посмеивались стуку секиры, глумились над стуком долота, пока не был построен ковчег и не открылось карающее правосудие…… Смеявшиеся над стуком секиры наказаны гласом громов; смеявшиеся над звуком пилы ослеплены блещущими при грозах молниями» 199. Когда, таким образом, и это средство оказалось тщетным, «Господь предсказывает (потоп) за семь дней, желая вразумить тогдашних людей страхом и привести в раскаяние» 200. Наконец, видя, что люди продолжают по-прежнему вести свою греховную жизнь, Господь всё-таки не вдруг наводит потоп, а делает это постепенно, в течение 40 дней – «с намерением, желая в одно и то же время и усилить страх, и дать им (людям) возможность избегнуть наказания, хотя оно и было при самых уже дверях……. (и) чтобы (чрез то) отнять у них всякий повод к оправданию» 201. «Но так как и от этого (призыва к покаянию) не произошло никакой пользы, то необходимо уже (было) привесть угрозу в исполнение, вконец истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» 202. Однако же и в самом наказании, последовавшем непосредственно за этим решением Правды Божией, видны следы милосердия Божия к погибшим. Выражаясь от Лица Иеговы, Св. Иоанн Златоуст говорит: «Вселенная уже нуждается в очищении. Но это да не смущает тебя…. Я, видя неисцельность язвы их, хочу остановить поток нечестия, чтобы они не сделались повинными ещё большим наказаниям. Потому и теперь, следуя Своему человеколюбию и умеряя гнев благостию, Я налагаю на них такое наказание, которое будет для них безболезненно п нечувствительно» 203. Наводнивши собою землю, потоп «истребил всякую плоть», «от человека до скотов и гадов, и птиц небесных»204. Таким образом, «как в начале за согрешение прародителя подпала проклятию земля; так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и бессловесные…. Как в доме, когда главный служитель подпадает гневу господина, обыкновенно и все сослужители его разделяют с ним скорбь: точно так и здесь, когда как бы в доме гибнут люди, то по необходимости и всё, находящееся в доме и подвластное им, подвергается тому же наказанию»» 205. С другой стороны, страдания неразумной твари при потопе должны были усугубить наказание тех, которые покорили её суете своей, и соделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства206. – Ной не был свидетелем всех этих ужасов потопа. По повелению Божию, ковчег был закрыт наглухо, «чтобы праведник не мог видеть, как все погибало, и от этого чувствовать тем сильнейшую скорбь… Пусть погибавшие были злые люди, но души праведников, обыкновенно, чувствуют сильную скорбь, когда видят людей в несчастии….. (Это во-первых. Во вторых,)…. поелику праведник и без того уже смущался духом и скорбел сердцем, то, чтобы самое зрелище (всеобщей гибели) не повергло его ещё в большее сокрушение, Бог заключил его в ковчеге, как бы в темнице, так что он не мог видеть происходившее (вне ковчега) и от этого приходить в робость. Ибо естественно, что он, видя чрезвычайное усиление воды, стал бы беспокоиться о том, как бы не потонуть и ему самому» 207. – В то время, как вне ковчега происходил хаос беспорядка и ужаснейших страданий, в самом ковчеге царили тишина, покой и ничем не нарушаемый порядок. Даже собрание самых разнообразных зверей, заключённых в небольшой, сравнительно, ковчег, не производило никакого беспорядка. Звери были послушны Ною, как и Адаму до падения, ибо Ной «старался восстановить в себе древней образ, хранил чистоту добродетели и являл глубокое повиновение заповедям: то (Бог) и возводит его в прежнее достоинство, как бы на опыте показывая нам великость власти, которую Адам имел до преслушания» 208.

Когда потоп кончился, беззаконие с земли было смыто, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всем семейством своим. Эта небольшая кучка спасённых людей была как бы закваскою новых поколений, имевших распространиться по обновлённому лицу земли, и чуждых тех пороков и преступлений, за какие были смыты водами потопа прежние поколения. «Мне кажется, говорит Св. Иоанн Златоуст, что этот праведник (Ной)…. разрешил своё воздержание и родил… сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как, по увеличившемуся разврату и крайне усилившемуся нечестию, вселенной угрожала совершенная погибель; то Человеколюбец Бог благоволил оставить сего праведника, как некий корень и закваску, чтобы он, по истреблении тех (т.е. своих нечестивых современников), был зачатком будущих поколений. По сей-то причине, родив, после пятисот лет,… трёх сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил таким образом, повинуясь Божией благости, имеющей открыться по отношению к роду человеческому» 209. – В благодарность за своё спасение Ной тотчас же по выходе из ковчега устроил жертвенник и принёс Богу жертву. Бог призрел на эту жертву, обещал Ною, что больше не будет потопа вовеки, благословил его и его семейство, и дозволил, кроме зелени и плодов, употреблять в пищу и мясо животных, но запретил питаться кровью, в которой заключается душа животных210. «С сего-то времени начинается употребление в пищу мяса, (разрешённое Богом) не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвящённых Богу, Он даёт людям позволение употреблять животных в пищу, и через это освобождает их от всякого недоумения» 211. С другой стороны, «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут всё боготворить, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что крайнего малосмыслия дело поклоняться тому, что употребляется в пищу» 212. Запрещение же вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству213, а также и потому, что она прообразовала собою спасительную кровь Христа214.

В качестве фактического данного в пользу исторического характера библейского повествования о всемирном потопе, во времена Св. Епифания Кипрского указывали на остатки ковчега. «Остатки Ноева ковчега, говорить указанный Св. Отец, и ныне ещё показывают в стране Кардиев» 215.

Останавливаясь на прообразовательной стороне факта всемирного потопа, Святые Отцы находили, что указанное событие прообразовало собою, во-первых, новозаветное таинство крещения, установленное в церкви Христом. «В потопе, говорит Св. Иустин Философ и Мученик, было таинство людей спасаемых. Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, т.е. с женою своей, тремя своими сыновьями и жёнами их, составляя числом 8 человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мёртвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрождённого Им посредством воды и веры, и дерева, содержащаго таинство креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим» 216. Таким образом, «прошедшее было прообразом будущего. Именно: ковчег (есть) церковь, Ной – Христос, голубь – Дух Святой, масличная ветвь – человеколюбие Божие…… Как ковчег бывших внутри его спас посреди моря, так и церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спас, а церковь делает нечто больше. Примерно скажу: ковчег принял в себя бессловесных – и спас их бессловесными; церковь приняла неразумных человеков и не только спасает их, но и переменяет. Принял ковчег ворона – и выпустил ворона; церковь принимает ворона, а выпускает голубя, принимает волка, а выпускает его овцой» 217. – Во-вторых, событие всемирного потопа предъизобразило собою истину будущего всеобщего воскресения мёртвых. «Где не говорило Божественное Писание о воскресении? восклицает Св. Епифаний Кипрский…. Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нём для себя и для дома своего как бы основание паки бытия» 218. И, наконец, всюду разлившиеся и всё потопившие собою воды потопа послужили образом неугасимого огня, имеющего явиться по втором пришествии Христа, – как Судии и Мздовоздаятеля. «Когда Христос придёт с неба, учит Св. Ефрем Сирин, тотчас неугасимый огонь потечёт всюду пред Лицом Христовым и покроет всё. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет всё» 219.

Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:

Бытие, глава 6 Бытие, глава 7 Бытие, глава 8

Всемирный потоп — чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все «источники бездны”, и отворились «окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000—5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.

Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *