Всенощное бдение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество религиозных обрядов и ритуалов. Большинство не особо осведомленных людей могут даже не знать о них. Но каждый из нас хотя бы раз слышал такой термин как всенощная. Что это — всенощное бдение, можно спросить у священнослужителя или прочитать в нашей статье.

Что это значит

Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.

Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета. Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось.

Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:

  • дней храмовых праздников,
  • воскресных дней,
  • праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,
  • двунадесятых праздников,
  • любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Особенности проведения данного ритуала:

  1. После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.
  2. Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.
  3. После богослужения происходит помазывание елеем верующих.

Как проходит богослужение

Согласно разъяснения церковного богослужения всенощное бдение – это такое богослужение, которое может помочь освободить душу человека от дурных и негативных мыслей, а также подготовится к принятию благодати. Данный обряд – это символ истории Старого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения:

  • Начало такого богослужения называют Великой Вечерней. В ней стараются показать основные ветхозаветные истории. Далее происходит отворение Царских врат , что означает творением Святой Троицы мира.
  • Далее чтение псалма, в котором прославляют Творца. Священнослужитель должен кадить верующих и храм.
  • После этого закрываются Царские врата, что значит совершение первородного греха и молитва уже читается перед ними. Проводится чтение стихов, которые напоминают людям о их бедственности после грехопадения.
  • Далее читается стихира Божьей Матери во время которого священник проходит из северных дверей алтаря в Царские врата. Данная процедура означает появление Спасителя.
  • Переход вечерней к утренней означает наступление Нового Завета. Особое внимание уделяют полиелею. Так называют торжественную часть богослужения, во время которой благодарят Господа за послание Спасителя.
  • Также происходит торжественное чтение Евангелие, посвященное празднику, и исполняют канон.

В основном, всенощное бдение в субботу проводится перед воскресным богослужением. Присутствие на всенощном бдение является обязательным богослужением перед причастием. Присутствовать на нем очень рекомендуют, но бывают такие случаи, когда это не является возможным. Есть причины довольно таки веские, но если это просто отговорки, то человек прежде всего грешит перед самым собой.

Принимать участие в таких богослужениях – это решение каждого. Необходимо помнить о том, что всенощное бдение – это необязательный обряд, но сказать себе просто о том, что я не пойду – это неправильно. Все зависит от мотивации человека.

Помните, что главное – это Ваша духовная вера и соблюдение основных церковных законов.

Господь всегда с Вами!

  • Фотоальбом ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
  • Чинопоследование Всенощного бдения с комментариями и аудиофрагментами
  • Смысл и структура Всенощного Бдения прот. Виктор Потапов
  • Толковый Типикон: Всенощное бдение М. Скабалланович
  • Чинопоследование Всенощного бдения с переводом
  • О времени совершения Всенощного бдения Юрий Рубан
  • Трудные места Всенощного бдения диакон Михаил Асмуc
  • Практическая осуществимость всего устава Всенощной М. Скабалланович
  • Тест: Всенощное бдение
  • Видео о Всенощном бдении
  • Аудио о Всенощном бдении
  • Трансляция из храма

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток.

Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов.

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа.

Всенощное бдение служится накануне:
– воскресных дней
– двунадесятых праздников
– праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
– дни храмовых праздников
– любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней.

Бдением также называют ночную молитву, совершаемую благочестивыми верующими келейно. Многие св. Отцы считают ночную молитву высокой христианской добродетелью. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума». (Слово 20, О бдении).

В. Духанин, из книги «Во что мы веруем»:
Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение – оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров. Всенощное бдение всегда предшествует Литургии, главному богослужению Церкви. И если Литургия по своему сакраментальному смыслу символизирует Царство будущего века, вечное Царство Божие (хотя этим значением Литургия не ограничивается), то Всенощное бдение символизирует то, что ему предшествует, историю Ветхого и Нового Заветов.
Начинается Всенощная с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Например, первое отверзение Царских врат, каждение священнослужителями алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу. Далее поется сто третий псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая – закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними. А пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершается стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, выходит из северных дверей алтаря и торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Вот так каждый фрагмент вечерни заключает в себе возвышенный смысл, в основном связанный с ветхозаветной историей.
А затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Так, уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (ср. Лк. 2:13-14). Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение») – торжественная часть Всенощной, заключающая в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия, Который спас людей от власти диавола и смерти. Начинается полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя», в храме возжигаются все светильники, а Царские врата отверзаются в знак особого благоволения Божия к людям. Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, а затем исполняется канон – собрание особых кратких песен и молитв, посвященных празднуемому событию. Вообще, стоит заметить, что помимо указанного значения каждое Всенощное бдение посвящено определенному празднику – событию священной истории или памяти святого или иконе Божией Матери, и потому на протяжении всего богослужения исполняются песнопения и читаются молитвы, посвященные именно этому празднику. Так что смысл Всенощной возможно постичь, не только зная преобразовательное значение богослужебных действий, но и вникая в смысл песнопений каждого праздника, для чего хорошо еще дома ознакомиться с содержанием богослужебных текстов. А самое главное – во время богослужения научиться молиться внимательно, с теплым и искренним чувством, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель служб церковных – богообщение.

***

В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона — более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор М. Скабалланович так вспоминает о нем:

Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2-ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь. Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3-4.

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).

Единственный смысл православного храма быть местом молитвы православных христиан. И даже более того, определенной, особой молитвы – благодарственной. Конечно, в храме и просят, и каются, и прославляют Бога. Но главное именно благодарность, благодарение.

Благодарение по-гречески «евхаристия». Так мы называем самое главное, что есть в жизни крещеного христианина — Таинство Причащения, происходящее на Литургии. Сейчас нетрудно найти любую информацию о литургии — главном богослужении, совершаемом в храме. Христианин готовится к нему целый день, который по древней библейской традиции начинается не с полуночи, а с вечера предыдущего дня.

Вот именно поэтому те, кто желают в воскресенье причаститься и прославить Воскресшего Христа на литургии, уже вечером в субботу приходят в храм на особое богослужение — Всенощное бдение.

***

«Востаните!»

Обычное воскресное Всенощное бдение совершается накануне воскресных дней в субботу вечером.

Также Всенощное бдение совершается накануне двунадесятых праздников, праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца…), дней храмовых праздников и в некоторых других случаях согласно местной традиции.

Минут за 15 начинается равномерный удар в один колокол, а потом слышен праздничный звон колоколов. Так всех христиан созывают на богослужение с окрестных домов. И то, что сегодня прихожане зачастую живут на расстоянии многих километров от храма, конечно, неважно. Пришедшие пораньше радуются звукам колоколов, входят в храм.

Итак, Вы вошли в храм. Встали. Перед Вами иконостас – стена, украшенная иконами. В ней по центру есть двустворчатые двери, тоже украшенные иконами. Это Царские или Великие врата. В начале Всенощного бдения они открываются. Становится виден алтарь. Слышится позвякивание кадильницы – это священник кадит (окуривает благовонным дымом ладана) — алтарь, ничего не говоря. Перед ним идет диакон со свечей.

Это действие при всей своей простоте является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного вечернего богослужения и напоминает нам о тайне сотворения мира, скрытой от человеческих глаз и понимания.

После молчаливого каждения выходит из Царских врат диакон и, глядя на нас, произносит весьма странное слово: «Востаните!» Ну, понятно, конечно, что нас призывают не восстание совершить, а просто встать. Но зачем? Мы ведь и так стоим, а не сидим! Вон, баба Клава старенькая, она на лавочке сидит. А все остальные-то стоят!

Дело в том, что в древних монастырях монахи, как и сегодня на Святой Горе Афон, перед началом богослужения (и еще в некоторые моменты) сидели на специальных креслах (не особо удобных, кстати) — стасидиях. Стулья стоят и в современных храмах греческой традиции, а не только у католиков и протестантов.

А почему в русских храмах не так? Понятно ведь, что не из-за греховности или невозможности сидеть на стуле во время службы, иначе и в других православных Церквях этого не было бы. Одно из объяснений такое. На Руси храмы всегда были переполнены народом. А попробуйте поставить стулья, если и для стоящих места маловато?

Итак, началась вечерня. «Погодите, — скажете Вы. Это же не вечерня, а Всенощное бдение!» И все будут правы. Потому что Всенощное бдение состоит из трех богослужений: Великой (то есть особо торжественной) вечерни, утрени и Первого часа.

Священник произносит возглас, то есть громко, вслух прославляет Святую Троицу: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

На этих словах священник кадильницей в воздухе перед престолом (а это в глубине алтаря стол для самых священных и таинственных действий) чертит знак креста, показывая, что через Распятие Иисуса Христа христиане узнали о тайне Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

«Благослови, душе моя, Господа!»

Затем священник выходит из алтаря и кадит весь храм, а хор поет 103-й, «предначинательный» псалом «Благослови, душе моя, Господа!». Этот псалом выбран в качестве начала вечерни, потому что напоминает о шести днях творения, которое, согласно Библии (1 глава книги Бытия), началось вечером. На практике поются только некоторые стихи из него. А жаль. Хотя, конечно, это сильно сокращает длительность богослужения.

Фото spda/www.flickr.com

Псалом этот приписывается авторству самого библейского царя Давида и является гимном, посвященном сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Описание природы в псалме сделано поэтично и сильно в художественном отношении. Этот древний текст вдохновлял христианских поэтов разных времен и народов. Известно его стихотворное переложение, принадлежащее Ломоносову. Его мотивы звучат в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Этот псалом выражает восхищение человека, созерцающего красоту сотворенного Богом мира.

Торжественное пение хора, приятный запах ладана, величавые действия священнослужителей – всё это напоминает о безбедной жизни первых людей в Раю, на самой заре истории человечества.

А затем священник заходит в алтарь, врата закрываются, гаснет паникадило (люстра в центре храма), хор смолкает.

И тут мы вспоминаем о грехопадении первых людей. И о нашем личном грехопадении….

Ежедневно в храмах проходят службы, но многие из прихожан, посещающие их, не знают, что такое исповедь, литургия, Всенощное бдение и другие богослужения.

Очень важно исправить образовавшийся пробел в духовных знаниях и узнать, что из себя представляет одна из этих служб — Всенощное бдение, иногда называемая простыми людьми как «Всенощная».

Оглавление:

  • Что такое Всенощное бдение в церкви
  • Последование во Всенощном бдении в православии
  • Длительность Всенощного бдения
  • Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

  • воскресным днем;
  • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
  • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
  • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия.

Последование во Всенощном бдении в православии

Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.

Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.

Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.

Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.

В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете, таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.

Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.

Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.

В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.

Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.

В окончание Всенощной читается святое Евангелие.

Длительность Всенощного бдения

Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.

Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.

Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.

Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.

А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.

По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.

Всенощное бдение, или всенощная, – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 158

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Это интересно: Что означает возраст Христа? (видео)

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. 118). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:

«Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов άνοιξαντάρια, то есть остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (άνοίξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей»

  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс. 140 и Пс. 141) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. 33),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

— начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
— предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
— по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: «многомилостие” или «многое освещение”.

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

– Утренние молитвы

Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

Величание

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: «Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: «Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. «Канон” слово греческое и значит «правило”.

Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.

Хор в это время поет песнь Богородицы:

«Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: «Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: «слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В «великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

«Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: «Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: «Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он «заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.”

В этой песни Божию Матерь мы называем «победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

«Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Употребление термина в современной речи

Церковнославянская традиция рекомендует употребление следующих предложных конструкций: идти ко всенощной; вернуться от всенощной и т. д.

В устной речи имеет место употребление термина применительно также к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *