Всенощное бдение текст

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Типикон для малой вечерни в некоторые дни года назначает важные священнодействия.

Это праздники, как подвижные, так и неподвижные, посвященные Кресту – праздник Крестовоздвижения, совершаемый 14 (27) сентября, праздник Происхождения древ Креста – 1(14) августа и Кресто­поклонная неделя, которая находится посередине Св. Четыредесятницы, т.е. в системе Триоди Постной. В эти дни совершается особое поклонение Кресту в конце утрени, когда Крест выносится на середину хра­ма и мы все ему поклоняемся. Однако Типикон указывает в эти дни по совершении малой вечерни перене­сти с жертвенника на престол празднично украшенный, приготовленный к поклонению Крест. То, что Крест полагается на престол, важно для богослужения, это торжественный и значимый момент, и приуро­чен он к концу малой вечерни.

2-я глава Типикона посвящена описанию собственно воскресного всенощного бдения.

В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части:

1. Начальный возглас, предначинательный псалом и вели­кая ектения. Антифон 1-й кафизмы («Блажен муж»).

2. Псалом: «Господи, воззвах» (140-ой), стихиры к нему, «Свете Тихий», прокимен и ектений: сугубая и просительная.

3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст.

Великая вечерня совершается в те дни, когда Устав пред­писывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда соверша­ется на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положение Уставом всенощное бдение.

В приходских храмах опускается малая вечерня, и великая вечерняначинается таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9-й час. По про­чтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Чтец: «Аминь. Приидите поклонимся» (трижды) и далее читает 106 псалом. Священник в это время перед св. вра­тами читает светильничные молитвы.

По установившейся практике соборных и приходских храмов, которой, впрочем в настоящее время большею частью следуют и монастыри, описанное во 2-й главе Типикона всенощное бдение совершается несколько другим образом, а именно: войдя в алтарь, священник и диакон облачаются: священник возлагает на себя епитрахиль и фелонь, а диакон стихарь и орарь. В Типиконе, во 2-й главе, а также в Октоихе, лист 3, сказано: «В соборных и приходских храмах действует священник сия в фелони, диакон же в стихаре», – отверзается завеса и царские врата. Священник принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан: читая тайно молитву кадила: «Кадило Тебе приносим….», а диакон берет зажженную свечу; священник вместе с диаконом кадит около престола с четырех его сторон, затем кадит жертвенник и весь алтарь. Когда каждение алтаря окончится, диакон проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: «Востаните! Господи, Благослови».

Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь». Священник: «Приидите, поклонимся» (трижды) и в конце величайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

На клиросе поют: «Благослови душе моя, Господа…..» с припевом: «Благословен еси, Господи…..» Словами: «Благослови душе моя Господа…..» начинается 103, так называемый предначертательный псалом. В полном виде он напечатан в Часослове, в последствии вечерни. Но поют его по нотному обиходу, в котором помещены не все его стихи, а только избранные, притом в разных распевах, или напевах (знаменном, греческом, киевском) различные.

Между тем священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местный ряд икон иконостаса, весь храм, клир и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Диакон идет и произносит великую ектению на обычном месте, а священник читает светильничные молитвы.

После великой ектений «Миром Господу помолимся» поется «Блажен муж» – первый антифон, т.е. первая «Слава» первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой «Славы» перед царскими вратами производится малая ектения.

Пение антифона «Блажен муж» по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он «не полагает­ся» в дни, когда нет полиелея (торжественного пения «Хвалите имя Господне») на утрене. («Блажен муж» на вечерне как бы сим­волически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с дня­ми Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о со­деянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспо­минаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектений хор поет 140 псалом: «Господи, воззвах» и стихиры по Уставу (В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: «…поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6». Последнее указание – или 6 – сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир. Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Во время пения «Господи, воззвах» диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на «Господи, воззвах» поется Богородичен догматик текущего гласа.

В конце стихир на «И ныне» отверзаются царские врата и совершается вход. Затем: «Свете тихий….» и прокимен. Царские врата закрываются и далее под великие праздники читаются паремии. «Паремия» по-гречески значит «притча». Этим термином называются главным образом, ветхозаветные (иногда бывают новозаветные) чтения, содержащие в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремия содержит прообраз праздника, а иногда похвалу празднику или святому. Паремий большей частью бывает три, но может быть и 15. В Служебнике, изд. Киево-Печерской Лавры, сказано: «Иерей во время чтения (паремий) сидит на горнем месте одесную страну престола».

Далее, после сугубой и просительной ектений, а между ними «Сподоби, Господи» на всенощном бдении по Уставу (Типикон. 2 гл.) положена лития. Для совершения литии священник с диаконом выходят из алтаря в притвор.

Исходжение совершается при закрытых царских вратах северными дверьми: впереди несут два светильника, за ними идет священник и диакон с кадильницею. Во время исхождения на литию поются особые литийные стихиры или стихиры праздника («лития» – значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени).

Согласно некоторым древним памятникам, выход на литию совершался и через царские врата. По разъяснению «Тульских Епархиальных Ведомостей», царские врата для выхода на литию отверзаются за всенощной только при архиерейском служении.

По окончании литийных стихир и Богородична диакон возглашает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя….» Прошения, читаемые диаконом четыре раза, заключаются многократным пением «Господи, помилуй»: в первый раз 40, во второй 50, в третий и четвертый раз – 3. Литийные прошения оканчиваются молитвой «Владыко многомилостиве…..», которую все слушают, приклонив головы.

При чтении молитвы «Владыко многомилостиве…», как указывает С.В. Булгаков, ссылаясь на Типикон (2 гл.), Октоих и Служебник, священник обращается на запад и все присутст­вующие преклоняют головы. Подобно тому, как это бывает на великом повечерии в Четыредесятницу и после часов в Великую среду, молитва «Владыко многомилостиве» составляет отпуст литии. Но лития первоначально предназначалась исключительно для «кающихся», которым запрещался вход во внутреннюю часть храма, а потому и совершалась в церковном притворе, где обыкновенно стояли кающиеся. По этой причине и молитву за литией «Владыко многомилостиве» – полагается, по Уставу читать, обратясь лицом к западу, т.е. по направлению к месту стояния кающихся.

В настоящее время в этом отношении по установившейся богослужебной практике произошли по сравнению с указаниями Церковного Устава изменения, т.к. священнику, читающему означенную молитву при обращении лицом к западу, пришлось бы теперь стоять спиной к молящимся, которые при соверше­нии литии, почти все обыкновенно находятся впереди священ­нослужителей. И народ слушает эту молитву, приклонив главы, не приникая на землю.

После молитв поются «Стихиры на стиховне». В Служебнике сказано: «Начинаем стихиры стиховны, и, поюще, входим в храм», т.е. из притвора на средину храма, к столу, где уго­товано «ради благословения пять хлебов, пшеница и два сосуда, на сие устроенные» – один с вином, другой с елеем, со стоя­щими спереди свечами.

Когда хор поет тропари, после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» (хор поет тропарь праздника с Богородичным воскрес­ным по гласу тропаря) диакон, приняв благословение от свя­щенника на кадило, кадит вокруг стола с четырех сторон (трижды), затем священника и снова хлебы, только спереди. После этого священник читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый…..» При этом он поднимает один хлеб, которым знаменует прочие.

Целовать этот хлеб при богослужении не следует, так как он не освящен еще, и на нем нет даже и крестного знамения – изображения креста.

При словах: «Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей», священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их. Причем, так как хлебы лежат вверху, пшеница внизу, вино – слева, а елей – справа, то рука священника, делая указание на означенные предметы, движется крестообразно.

По окончанию молитвы, хор поет: «Буди имя Господне….» (трижды), и читается 3 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…..» до слов: «…. не лишатся всякого блага». Священник, подойдя к дошедши до царским вратам (которые открываются при пении тропаря), обращается лицом на запад и говорит: «Благословение Господне на вас….» Хор поет: «Аминь», и далее начинается чтение шестопсалмия.

ПОВЕЧЕРИЕ (малое) (совершается в субботу вечером, когда нет бдения ? См. Типикон 7 гл.)

Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие со­вершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия со­держится в Часослове и в Следованной Псалтири.

Порядок малого повечерия следующий:

По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три пок­лона, произносит: «Благословен Бог наш…»

Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небес­ный», Трисвятое, «Отче наш». «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает три псалма:

«Помилуй мя, Боже…» (50 пс.); «Боже, в помощь мою вонми…» 69 пс.); «Господи, услыши молитву мою…» (142 пс.).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу…» – то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.) (есть дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесят­ницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.). Затем поется «Достойно есть». По окончании чтения «Трисвятое» и «Отче наш…» -тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову:

«Боже отец наших…», «Иже во всем мире мученик Твой…», Слава: «Со святыми упокой…» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един…».

Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста «Спаси. Господи, люди Твоя…» и кондак: «Вознесыйся на крест…» (Типикон, 52 гл.).

В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь свя­того, тропарь храма не поется «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые» (Типикон, 52 гл.).

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящен храм, а также «Боже отец наших…» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные же дни вместо них читается один кондак праздника.

После пения тропарей и кондаков чтец произносит 40 раз «Господи, помилуй» и молитву «Иже на всякое время и на вся­кий час…» Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево…» Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души…». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево…». И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часо­слов). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…». И далее быва­ет малый отпуст, т.е. хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

После отпуста священник просит у стоящих в храме про­щения себе.

Священник: «Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы». Братия отвечают: «Бог простит тя, отче святый», И затем священник произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем…». Хор: «Господи, помилуй». Затем священник возглашает: «Молитвами святых отец наших…»

В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В исследовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, которые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь чело­века коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня.

Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.

23. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона. (см. пример.)

Воскресное богослужение.Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни ка­ждого христианина. По словам Св. Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша (1 Кор. 15:14). И воскресная служба, конечно же, имеет в богослужении совершенно исключительное положение. Пасха – это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, даже не двунадеся­тый, поскольку он неизмеримо больше любого двунадесятого праздника; он имеет огромный подгото­вительный период – более 40 дней – и такое же попразднство. А воскресная служба является нача­лом и вершиной седмичного богослужения; неделя – это первый день седмицы. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается. Название воскресного дня: «воскресенье» не требует объяснения, «неделя» же говорит о том, что в этот день не надо делать мирских дел; это день, посвященный Богу. Вспомним заповедь о дне, по­священном Богу – это одна из десяти заповедей. В Ветхом Завете это день субботный, для новоза­ветных людей это день воскресный.

Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии.

В 1-ой главе Типикона описывается малая вечерня, во 2-ой главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). 3-я глава – это воскресное бде­ние в соединении со службой бденному святому; 4-я глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, 5-я – в соединении со службой шестеричному святому и свято­му со славословием, 6-я говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. 7-я глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскрес­ная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся вос­кресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскрес­ный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преоб­ражение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в сис­теме Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает.

Всенощное бдение.Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым Часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета (в богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению).

Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В «Первый день недели», когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян.20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учители Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл.Корин) и Ориген (в 12 гл.соч., «О молитве»), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов.

В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в XV в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава.

По Уставу, всенощное бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца: «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, 2 гл.).

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня — первая служба дневного церковного круга. Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро» (Быт. 1;5). Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества — радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с кадилом. Каждение фимиама — ладана изображает веяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2). Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой — рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь». Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей». Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых» (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля — в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаются второй и третий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных. Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения» поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками — Богородичными. Догматики — полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов. Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь» для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу. И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба» подняли «свои князи» и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости». «Свете тихии» — так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина. Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города. И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного — Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь. С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника. В Богородичные праздники, например, читается о видении Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение — о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры. Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произносится сугубая ектения: «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития. Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского. «Лития, — пишет он, — бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий. Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» — молитва кающихся — здесь повторяется 40, 30 и 50 раз. На литии мы молимся о том, чтобы Господь спас людей своих, благословил их, как детей своих. Молимся о стране, о епископе и о всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых. Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец.

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых. За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля, как бы Исуса Христа, указывающего путь всем. Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов. В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, — напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.

————————
Библиотека Русской веры
Последование Вечерни →

Читать онлайн
————-

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом. Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами. В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить.

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап», трапезы верных, после совершения «бдения». Всенощное бдение в первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9). Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей. Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения. После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6: три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток — крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры. После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения: «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» — из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

После ектении бывает отпуст:

Диакон или иерей: «Премудрость»

Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;

Певцы: «Честнейшую херувим»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;

Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;

Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Всенощное бдение

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

Вход на вечерне

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Лития

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки. Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Каждение

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Чтение Евангелия

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Миропомазание

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием…» — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа…». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу…» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *