Встретить крестный ход примета

Содержание

Димитровская церковь

Село Малахово

История. Село Малахово расположено при впадении р. Гжёлки в р. Москву. Оно очень древнее, упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты (первая треть XIV в.) как удел его старшего сына Симеона, потом принадлежало благоверному князю Димитрию Донскому.

В 1829 г. тщанием священника Евдокима Саввина в селе построен каменный храм во имя Димитрия Солунского, с приделом в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Придел устроен в 1888 г., когда была написана и освящена на Святой Горе Афон икона Богородицы «Отрада и Утешение».

В советские годы храм не закрывался.

Святыни. В храме находятся: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1551 г., и икона «Отрада и Утешение»; кровоточивая икона св. Иоанна Крестителя; икона Божией Матери «Солнечная»; икона Свт. Льва Катанского; икона св. вмч. Димитрия Солунского с частицой святых мощей; икона прп. Иосифа Волоцкого с частицой святых мощей.

Сайт храма: http://malaxovo.prihod.ru

Адрес: 140106, Московская обл., Раменский р-он, с. Малахово.

Телефон: (985) 336-11-83.

Проезд: Проезд: от Казанского вокзала на электричке до пл. Фабричная, выход на сторону рынка, автобус № 25 до ост.село Малахово. Расписание автобуса № 25 от пл. Фабричная: 7.10; 7.45; 8.50; 9.30; 10:35; 11.30; 12:10 (№54); 13.10; 14.10; 15.20 (№54); 16.20; 17.15; 18.20

Проезд на автомобиле: от г. Москвы по старому Рязанскому шоссе до г. Жуковский, далее поворот на Клишева, не доежая 20 м. до моста через р. Гжелка поворот направо (синий указатель) до села Малахово.

От г. Москвы по новому Рязанскому шоссе до г. Броницы, поворот на Ногинск, далее поворот на Раменское, далее на Рыбаки после моста через р. Гжелка до с. Малахово.

Церковь Димитрия Солунского в Малахово




Звонница в церкви Димитрия Солунского в Малахово

Кладбище возле церкви Димитрия Солунского в Малахово

Убранство церкви Димитрия Солунского в Малахово

Напольные киоты — работа Щигровского Свято-Троицкого братства.
Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери.
Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери.

На территории прихода церкви Димитрия Солунского в Малахово

Храмы Раменского района

  • Покровская церковь. Село Боршева
  • Владимирская церковь. Город Быково
  • Воскресенская церковь. Город Быково
  • Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Г. Быково
  • Архангельский собор. Иерусалимская и Успенская церкви. Г. Бронницы
  • Богородицерождественская церковь. Село Верхнее Мячково
  • Христорождественская церковь. Деревня Вишняково
  • Успенская церковь. Село Гжель
  • Покровская церковь. Село Еганово
  • Иверская церковь. Город Жуковский
  • Иоанно-Предтеченская церковь. Город Жуковский
  • Космо-Дамианская церковь. Город Жуковский
  • Михаило-Архангельская церковь. Город Жуковский
  • Пантелеимоновская церковь. Город Жуковский
  • Преображенская церковь. Город Жуковский
  • Свято-Троицкая церковь. Село Заворово
  • Покровская церковь. Село Зеленая Слобода
  • Михаило-Архангельская церковь. Село Загорново
  • Георгиевская церковь. Село Игнатьево
  • Покровская церковь. Село Игумново
  • Петро-Павловская церковь. Поселок Ильинский
  • Покровская церковь. Село Карпово
  • Церковь Державной иконы Божией Матери. Сергиевская церковь. П. Кратово
  • Смоленская церковь. Село Кривцы
  • Димитровская церковь. Село Малахово
  • Никольская церковь. Село Малышево
  • Михаило-Архангельская единоверческая церковь. Село Михайловская Слобода
  • Успенская церковь. Село Михеево
  • Владимирская церковь. Село Никитское
  • Покровская церковь. Село Осеченки
  • Никольская церковь. Село Петровское
  • Троицкий собор. Успенская часовня. Город Раменское
  • Казанская церковь. Борисо-Глебская церковь. Город Раменское
  • Казанская церковь. Храм-часовня Матроны Московской. Город Раменское
  • Вознесенская церковь. Село Речицы
  • Христорождественская церковь. Поселок Родники
  • Успенская церковь. Село Салтыково
  • Михаило-Архангельская церковь. Село Синьково
  • Никитская церковь. Село Софьино
  • Благовещенская церковь. Церковь-колокольня Исаакия Далматского.
    Село Степановское
  • Никитская церковь. Село Строкино
  • Крестовоздвиженская церковь. Село Татаринцево
  • Спасская церковь. Скорбященская церковь. Село Ульянино
  • В начало

    Необычные истории нескольких подмосковных святынь

    В Подмосковье есть немало церквей, названия которых не слишком на слуху, хотя в них хранятся редкие и порой удивительные святыни. В таких храмах можно неожиданно обнаружить древние или совсем новые иконы, по молитве перед которыми совершаются чудеса, а больные получают исцеление от своих недугов.

    Грузинский святой с камушками

    В Александро-Невском храме города Видное особо почитается икона малоизвестного у нас грузинского святого Давида Гареджийского. Есть много свидетельств того, что по молитвам св. Давиду бесплодные пары, вопреки диагнозам, становились родителями. Давид Гареджийский изображен на иконе с тремя камушками. Связано это с одним эпизодом из жития святого. Как-то преподобный Давид совершал паломничество в Палестину и, прибыв к воротам Иерусалима, посчитал себя недостойным вступить на землю, по которой ходил сам Иисус Христос. Он лишь взял на память три камушка, которые нашел у стены города.

    Рассказывает настоятель храма отец Николай Шапорев:

    — Один грузинский иконописец написал образ преподобного Давида специально для нашего строящегося на тот момент храма. В икону святого Давида была вложена частица мощей. Когда икону вывозили из Грузии, пограничники провожали ее, стоя на коленях. У нас в храме есть своя традиция, каждое воскресенье совершаются молебны преподобному Давиду. На них приходят разные люди, чаще это супруги, которые страдают бесплодием. Происходили и необычные события. Например, у одной из наших прихожанок были непростые обстоятельства беременности, и она молилась перед иконой. В итоге она родила сына как раз в день церковной памяти Давида Гареджийского, хотя ей ставили срок намного позже. Мальчика родители назвали, естественно, Давидом.

    Икона, под которую подползают

    В церкви Дмитрия Солунского села Малахово недалеко от Бронниц хранится старинная икона Иерусалимской Божией Матери. Под этим большим образом сделана арочка, через которую верующие могут подползать. О том, как зародилась эта необычная традиция, рассказывает сотрудник храма Михаил:

    — Дело в том, что Иерусалимскую икону еще до революции почитали не только в Бронницах, но и в других городах. Ее часто носили из города в город с крестными ходами. Икона очень большая по размерам, а кроме того ее раньше украшали тяжелые ризы и деревянный киот, так что несли ее двадцать пять человек. В 1866 году в Подольске была эпидемия холеры, поэтому икону понесли в этот город. Во время крестного хода останавливаться было некогда, да и неудобно. Верующие, чтобы поклониться иконе, подлезали прямо на ходу под носилками, на которых она была укреплена. После революции верующие города Ногинска попросили принести икону к ним, для поклонения, однако новая советская власть запрещала перемещение икон и крестные ходы. С тех пор икона оставалась в церкви, но традиция подлезать в небольшую арку под иконой осталась.

    Незадолго до войны икона из Бронниц пропала, однако вскоре случайно была найдена мальчиком в оконном проеме на складе зерна. Верующие договорились с охранявшими склад солдатами, и святой образ с тех пор занял подобающее ему место в церкви села Малахово. Исцеления по молитвам перед этой иконой происходят и по сей день.

    «Белый колодец» и образ Николы Зарайского

    В Иоанно-Предтеченском соборе города Зарайска хранится древний образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона появилась в городе еще в XIII веке и прославилась многочисленными чудесами. В шестидесятые годы XX века икону отправили на экспертизу в Москву, в музей имени Андрея Рублева, где она и пребывала более пятидесяти лет. 11 августа 2013 года «Николу Зарайского» вернули на свое историческое место – в Зарайск.

    Сегодня известно множество случаев чудесных исцелений людей по молитвам святителю Николаю перед его Зарайской иконой, а также от источника «Белый колодец», который по преданию бьет здесь с момента явления иконы в этих краях. У летописца зарайского края Ольги Полянчевой узнаем истории, рассказанные прихожанами церкви:

    — В 1997 году к местному жителю приехал друг, который никак не мог вылечить кожное заболевание псориаз. Пошли к источнику Белый колодец, где приятель вылил на больного целое ведро воды. Тот неожиданно потерял сознание, так что даже пришлось вызывать скорую. Однако когда скорая приехала, больной не только полностью очнулся, но и обнаружил, что заболевание его полностью прошло.

    Другая история исцеления произошла с многодетной матерью, жительницей деревни Старо-Подгорнее, расположенной неподалеку от Зарайска. Она рано осталась вдовой, а вскоре пришла новая беда – врач обнаружил заболевание щитовидной железы, требующей операцию. Женщина усердно молилась святителю Николаю, и к удивлению врача болезнь прошла сама, а запланированную операцию отменили.

    Еще одно исцеление произошло на праздник Крещения. Местная жительница по имени Зоя исцелилась от гайморита после обливания в воде источника. По ее словам, до этого она страдала от болезни несколько лет, и улучшения от обычного лечения не наступало. Конечно, это лишь малая часть чудесных событий, происшедших в наши дни у иконы Николы Зарайского и его источника.

    Нерукотворный образ Божией Матери на стекле

    В 2000 году в Преображенской церкви села Вельяминово, расположенной у старого Каширского шоссе, произошло редкое явление: икона Казанской Божией Матери отобразилась на стекле киота. Рассказывает настоятель храма отец Леонид Григорьев:

    — В нашем храме была обыкновенная икона Казанской Божией Матери, написанная уже в наше время прихожанином Николаем. Однажды перед Пасхой я попросил прихожан помочь с уборкой церкви. Во время уборки ко мне подошла женщина и сказала, что ей нужно хорошее моющее средство, потому что она не может отмыть стекло киота Казанской иконы. Я выдал ей средство, но она спустя время вновь пришла с той же проблемой. Я осмотрел тогда стекло киота и увидел, что, действительно, оно как будто немного мутное, но не придал этому большого значения. Потом были праздничные службы, и история с иконой забылась. Спустя время в храм пришла прихожанка, пожелавшая подвесить золотую цепочку под киот Казанской. Я решил исполнить ее просьбу и разобрать киот. Когда мы вытащили стекло, то удивлению нашему не было границ: мы увидели, что прямо на стекле в самых мелких деталях отразился образ Казанской Божией Матери.

    По словам отца Леонида, многие приезжают в Вельяминово посмотреть на чудесный образ из простого любопытства, но для верующих, это явный знак того, что Божия Матерь помогает, обращающимся к ней в молитвах.

    Самое подробное описание: икона под которой нужно пролезать в тутаеве молитва — для наших читателей и подписчиков.

    Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

    Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.

    Икона Спас Всемилостивый Тутаев

    Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

    Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

    На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

    По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

    В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

    Другие иконы Воскресенского собора

    Икона Распятие

    Помимо образа Всемилостивого Спаса, внимание паломников в Воскресенском соборе Тутаева привлекает шестиконечное, врезанное в икону, Распятие (XV—XVI века), по преданию найденное на берегу Волги. На иконе Распятию предстоят: Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин-сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

    Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

    Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».

    В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.

    Икона под которой нужно пролезать в тутаеве молитва

    уРБУ чУЕНЙМПУФЙЧЩК

    оБ РПФЕНОЕЧЫЕК ПФ ЧТЕНЕОЙ ПЗТПНОПК ЙЛПОЕ ЙЪПВТБЦЕО зПУРПДШ йЙУХУ иТЙУФПУ: РТБЧБС ТХЛБ еЗП РПДОСФБ ДМС ВМБЗПУМПЧЕОЙС, Ч МЕЧПК – ТБУЛТЩФПЕ еЧБМЕОЗЙЕ.

    рП РТЕДБОЙА, ПВТБЪ ЬФПФ ВЩМ ОБРЙУБО Ч РЕТЧПК ФТЕФЙ XV ЧЕЛБ УЧСФЩН РТЕРПДПВОЩН дЙПОЙУЙЕН зМХЫЙГЛЙН Й РЕТЧПОБЮБМШОП ТБУРПМБЗБМУС Ч ЛХРПМЕ (ВЩМ «ОЕВПН») ДТЕЧОЕК ДЕТЕЧСООПК ГЕТЛЧЙ УЧСФЩИ ЛОСЪЕК вПТЙУБ Й зМЕВБ. рПЪДОЕЕ ЕЗП РЕТЕОЕУМЙ Ч УПВПТ Й РПУФБЧЙМЙ Ч РТЙДЕМ УЧСФЩИ вПТЙУБ Й зМЕВБ ОБД гБТУЛЙНЙ ЧТБФБНЙ. б Ч XVIII ЧЕЛЕ ЦЙЧПРЙУШ РПДОПЧЙМЙ Й ЧЩОЕУМЙ ПВТБЪ Ч ПУОПЧОПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ИТБНБ.

    оЕЪБВЩЧБЕНПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ПУФБЧМСЕФ ДТЕЧОЙК ОБНПМЕООЩК ПВТБЪ Ч ДХЫЕ ЧЕТХАЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оХЦОП ЧОЙНБФЕМШОП ЧЗМСДЩЧБФШУС Ч РПФЕНОЕЧЫЙК МЙЛ иТЙУФБ, ЮФПВЩ ТБЪМЙЮЙФШ ЕЗП ЮЕТФЩ. юЕМПЧЕЛ ОЕЧЕТХАЭЙК НПЦЕФ ХДЙЧЙФШУС, РПЮЕНХ ОБ ЙЛПОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЧЙДОП. оП зПУРПДШ ПФЛТЩЧБЕФ уЕВС ДХИПЧОЩН ПЮБН ЧЕТЩ.

    пВТБЪ чУЕНЙМПУФЙЧПЗП уРБУБ РТПУМБЧЙМУС НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ ЮХДЕУБНЙ. оЕПДОПЛТБФОП У ОЕЗП ДЕМБМЙ УРЙУЛЙ НЕОШЫЕЗП ТБЪНЕТБ Й ХЧПЪЙМЙ Ч ТБЪОЩЕ ХЗПМЛЙ тПУУЙЙ.

    ч 1749 ЗПДХ тПУФПЧУЛЙК НЙФТПРПМЙФ бТУЕОЙК ТБУРПТСДЙМУС ЪБВТБФШ ЮХДПФЧПТОХА ЙЛПОХ Ч БТИЙЕТЕКУЛЙК ДПН, ЗДЕ ПОБ РТЕВЩЧБМБ 49 МЕФ. рПЮФЙ ОБ РПМЧЕЛБ РПФЕТСМ УПВПТ УЧПА ЗМБЧОХА УЧСФЩОА. ч 1798 ЗПДХ ЮХДПФЧПТОБС ЙЛПОБ иТЙУФБ уРБУЙФЕМС ВЩМБ ЧПЪЧТБЭЕОБ Ч чПУЛТЕУЕОУЛЙК УПВПТ. пФ тПУФПЧБ ДП вПТЙУПЗМЕВУЛБ ПВТБЪ ОЕУМЙ ОБ ТХЛБИ. оЕ ДПИПДС ФТЕИ ЧЕТУФ ДП ЗПТПДБ, ОБ ВЕТЕЗХ ТЕЛЙ лПЧБФШ УДЕМБМЙ ПУФБОПЧЛХ, ЮФПВЩ ПНЩФШ ПВТБЪ ПФ ДПТПЦОПК РЩМЙ. оБ ЬФПН НЕУФЕ ЪБВЙМ ЛМАЮ, ЛПФПТЩК ДПОЩОЕ РПЮЙФБЕФУС УЧСФЩН Й ГЕМЕВОЩН. пЛПМП ОЕЗП УПЧЕТЫБАФУС НПМЕВОЩ.

    лТПНЕ ФПЗП, Ч РБНСФШ ПВ ЬФПН УПВЩФЙЙ ХУФБОПЧМЕО ПВЩЮБК УПЧЕТЫБФШ ЛТЕУФОЩК ИПД У ПВТБЪПН уРБУЙФЕМС РП ЗПТПДХ. ч ДЕУСФПЕ ЧПУЛТЕУЕОШЕ РП рБУИЕ ЛТЕУФОЩН ИПДПН ЙДХФ РП вПТЙУПЗМЕВУЛПК УФПТПОЕ. ч ЛПОГЕ XIX ЧЕЛБ Ч РБНСФШ 900-МЕФЙС ЛТЕЭЕОЙС тХУЙ ВЩМП ХУФБОПЧМЕОП УПЧЕТЫБФШ ЛТЕУФОЩК ИПД Й РП МЕЧПНХ ВЕТЕЗХ Ч РПУМЕДОЙК ЧПУЛТЕУФОЩК ДЕОШ РЕТЕД РТБЪДОЙЛПН рТПТПЛБ йМЙЙ.

    оЩОЕ ЬФПФ ВМБЗПЮЕУФЙЧЩК ПВЩЮБК ЧПЪТПЦДЕО. нОПЦЕУФЧП ЗПТПЦБО, ФХТЙУФПЧ, РБМПНОЙЛПЧ УПВЙТБЕФУС ФЕРЕТШ ОБ ЛТЕУФОЩК ИПД.

    есть икона под которой надо проползать, именно проползать, помогите найти в каком городе она находится.

    анатолий розет Искусственный Интеллект (105759) 2 года назад

    Живописный городок – Романово-Борисоглебск, (бывший Тутаев).

    Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.

    Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

    С автовокзала в Ярославле рейсовым автобусом до Тутаева. От автостанции пройти пешком несколько метров до церкви.

    Надин Мудрец (18362) 2 года назад

    Мы думаем, что Бог видит нас сверху – но он видит нас изнутри. Ж. Сесброн

    Каждый год 2 июля в городе Тутаеве Ярославской области происходит вот это.

    Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе.

    Древний образ написан в середине 15 века известным иконописцем Дионисием Глушицким.

    Икона огромная, около 3 метров, Спаситель на ней изображен в полный рост.

    2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и везут по улицам города с пением и молитвами.

    А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении

    Икона «Спас Всемилостивый (Тутаевская икона) » (Тутаев)

    По преданию принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

    Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

    Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

    Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.

    фотографии Геннадия Михеева

    Путешествие Всемилостивого Спаса

    Город Тутаев теперь живет небогато даже несмотря на то, что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал “Санта-Барбарой”. Дело в том, что здешний Моторный завод, обанкротился, и как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, – социальный пессимизм, уличная преступность и. грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живешь.

    Ну, а что касается особняков – то здесь все ясно без всяких экономических теорий: “обанкротились” ведь простые рабочие, а хозяева наверняка на этой махинации стали еще богаче. Все вышесказанное относится к так называемым “тутаевцам”, людям, переселившимися сюда на очередную великую стройку пятилетки. По сути, эти люди – без роду и племени, ведь до того они оставили свои маленькие родины ради грядущего “социалистического рая”. И не они виноваты, что вышел не рай а нечто иное. До конца 60-х годов прошлого века Тутаев был тихим провинциальным городком с многовековой историей. Назывался он Романовым-Борисоглебском, ибо однажды оба берега Волги объединили единой властью, после чего город Романов, известный с 1283 года, и Борисоглебская Слобода, про которую известно, что в год основания Романова она уже существовала, слились в единый организм. Тем не менее, остались коренные “борисоглебцы” и “романовцы”, которых в общем-то беззастенчиво оттерли в дальний угол. Для тех, кто думает, что город Романов произошел от династии царей Романовых, поясню: город основал Угличский князь Роман, принадлежавший к роду Рюриковичей. Романовых тогда даже не было видно на горизонте истории. Город в свое время прославили романовские породы овец, лука, льна, романовские полушубки и валенки. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева, отличившимся тем, что при попытке разгрома белогвардейского мятежа сей доблестный муж первым вылез из-за бугра, получив за это смертельную пулю.

    На Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и Санта-Барбара в придачу), Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком, со множеством присущих подобным местам мотивов – начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.

    Но кое-что досталось и Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры – Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.

    Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это – намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

    “Оглавный” лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем, каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напортив иконы – древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением “неверных царств”, всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью. Согласно преданию, автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской Православной Церковью. Св. Дионисий прославился не только тем, что писал иконы: он был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

    Естественен вопрос: для чего писалась такая большая икона? До нас дошли смутные сведения о том, что всемилостивый Спас должен был украшать потолок деревянного храма, который стоял на месте нынешнего Воскресенского собора и являлся частью монастыря. Из горизонтального в вертикальное и весьма почетное положения она переместилась из-за того, что старая церковь была за ветхостью разобрана. Впоследствии, когда икона уже находилась в каменном соборе, она приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению и он распорядился отвести ее в свой архиерейский дом. Власть предстоятеля была большой и случилось так, что долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, они решили омыть образ от дорожной пыли в ручье, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. В память этого события для спасителя был сделан драгоценный венец весом в 2 пуда и 10 фунтов.

    Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и службы в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистических властях подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

    А случилось вот, что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

    Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, татарчата во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов, в общем наглели как могли. Но Спасителя трогать и хулить не решались – они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились и из “романовских” татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.

    По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он “идет” в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).

    Нести Спаса в течение 7 часов – труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа – радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым спасом – большой праздник (на Борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается – большинство обывателей наблюдают за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом.

    Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.

    Всемилостивый Спас, кстати, – не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви находится икона с удивительным названием “Прибавление ума”. Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился и после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает “Прибавление ума” и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.

    Чудо? Но ведь сколько чудес – значительных и маленьких – происходит в других русских городах и весях.

    История иконы

    Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси . Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

    Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати

    Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

    Тутаевская

    Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

    По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма .

    За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва

    В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь . икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках .

    По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка .

    В XXI веке к иконе относятся также, как и в средневековье — не изготовив для неё простейшего киота со стеклом, носят в крестных ходах по пыли и под дождём. Для прикладывания икону держат горизонтально, и экзальтированные паломники «прикладываются» к красочному слою всем своим телом.

    Икона «Спас Всемилости­вый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «па­нов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули .

    Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви . а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме .

    «Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте» . Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник .

    «Спас Все­милостивый» — самая древняя (да­тировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынеш­ней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колори­стическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на зад­нем плане, по мягкости и нежности коло­рита иконы». Правку внесла Фролова Г.И.

    Литература

    • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб. Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М. Паломник. 2001.
    • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М. Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8 .
    • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Малая история культуры. — СПб. Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — ISBN 5-86457-024-9 .
    • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб. Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3 .
    • Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн. Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003.

    Примечания

    Чудотворная икона в Тутаеве

    Русская земля горда не только уникальными красотами своей природы, но и построенными на ее земле православными храмами. В городе Тутаеве Ярославской области находится один из таких удивительных храмов – Воскресенский собор иконы Спас. В нем находится особо почитаемая православными верующими гордость Тутаева — икона, признанная чудотворной — Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса. Эта старинная икона размером почти три метра в высоту, потемневшая от времени, принадлежит кисти преподобного Дионисия Глушицкого, жившего в XV веке. На святой иконе поясное изображение Спасителя Иисуса Христа. Правая его рука поднята для благословения, в левой — он держит раскрытое Евангелие. В XVIII веке эту святыню вывезли в Ростов. Спустя 40 лет, когда ее возвращали в родные места, христиане несли ее на руках. Там, где они остановились обмыть икону, на реке Ковать забил целебный источник.

    Много лет жители Ярославской области приезжают помолиться чудотворной иконе Спаса в Тутаеве, которая прославилась многочисленными чудесами. Существует несколько списков с этой прекрасной иконы, которые находятся в музеях России. Купить икону Спаса Всемилостивого из Тутаева уменьшенного размера, в самых разных вариантах, можно при храмах или в иконописной мастерской, заказать в православном интернет-магазине. У православных прихожан существует давняя традиция — с молитвой проползать под чудотворной иконой Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса, на коленях. Этот обряд помогает снять боли в ногах, устранить многие проблемы и душевную боль.

    Воскресенский собор в Тутаеве иконы Прибавление ума

    В городе Тутаев находится еще одна не менее чтимая святая икона Божьей Матери Прибавление ума, которая украшает Покровский храм города. С древней иконой Тутаева Прибавление ума связано предание о человеке, который страдал слабостью рассудка. Однажды Богородица явилась ему и сказала написать ее образ, что он и сделал. Во время работы над образом, христианин избавлялся от приступов болезни, и по завершении святого образа – полностью исцелился. Сегодня купить иконы Тутаева с образом Божьей Матери можно в разных иконописных представлениях.

    Особыми иконописными работами принято считать современные варианты православных икон: в дорогих драгоценных окладах, икон, вышитых бисером, украшенных модными ювелирными материалами в виде страз, жемчуга. Христианские иконы города Тутаева, вышитые бисером, могут прекрасно подойти в качестве подарка на любое торжество. Удивительно красивое сочетание ярких цветов бисера и украшений, делают эту редкую икону Прибавления ума уникальным произведением иконописи.

    Обычай прохождения под иконой: его формы и функции

    Среди различных сакральных практик, посвященных Иерусалимской иконе, особый интерес вызывает прохождение под иконой. Этот обычай достаточно распространен. Он встречается в локальных «деревенских» культах Северо-Запада России: верующие проходят или пролезают под иконой, статуей или ракой с мощами святого43. Например, существует обычай проходить под ракой с мощами преподобного Нила Столобенского во время крестного хода, ежегодно совершающегося в Нило-Столобенской пустыни 9 июня, в день обретения мощей преподобного Нила44. Это прохождение под мощами, которые священнослужители в конце крестного хода поднимают над входом в собор, напоминает повсеместно распространенную традицию прохождения под Плащаницей после крестного хода в Великую пятницу.

    Чаще всего пролезание под иконой происходит во время крестных ходов: верующие подходят к иконе, которую несут двое или несколько человек, целуют ее и проходят или пролезают под ней. Однако в Малахове происходит пролезание под постоянно находящейся в храме иконой. Под самой иконой, в киоте, сделано небольшое отверстие, в которое человек может пролезть, только сделав земной поклон. Это отверстие обычно закрыто и открывается либо перед богослужением и после него, либо во внебогослужебное время, когда в храм приезжают паломники и просят разрешения пролезть под иконой.

    Богослужения в Малахове, как это обычно бывает в сельских храмах, совершаются только по воскресным и праздничным дням. Перед началом богослужения «окошко» под иконой открывается, верующие прикладываются к иконе и проползают в отверстие под ней, обходят ее слева (краем амвона) и вновь становятся в очередь к иконе, чтобы пройти под ней трижды. Затем это отверстие закрывается и вновь открывается после окончания богослужения. Тогда прохождение под иконой повторяется. Пролезание под Иерусалимской иконой может совершаться в любой день, однако наибольшее количество верующих собирается в Малахове в два праздника, посвященные этой иконе: в день общецерковного празднования – 25 октября (12 октября по юлианскому календарю) и местный, в честь Бронницкого списка Иерусалимской, в десятое воскресенье после Пасхи. На праздничном богослужении обычно бывает больше верующих, чем на воскресном. В эти дни в Малахово приезжают паломники из Раменского, Бронниц и Москвы, постоянные прихожане других церквей.

    На праздничную службу иногда приезжает благочинный церквей Раменского округа (настоятель Троицкого собора Раменского) или кто-либо из духовенства, знающего об Иерусалимской иконе. Так, например, 25 октября 2002 года праздничную литургию в Малахове совершал архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии.

    Праздничное богослужение 25 октября 2004 года, которое довелось наблюдать автору, как обычно, началось водосвятным молебном перед Иерусалимской иконой. Около восьми утра началась литургия. До литургии и в течение некоторого времени после ее начала верующие поклонялись иконе. Из-за большего, чем обычно, количества народа (на богослужении присутствовало около 80–90 человек) верующие пролезали под иконой не трижды, а один раз. После литургии начался молебен с акафистом в честь Иерусалимской иконы. Для большинства прихожан кульминацией богослужения этого дня был именно молебен45. Молящиеся были окроплены святой водой, во время чтения молитвы в конце акафиста все присутствующие встали на колени. Затем вокруг храма был совершен крестный ход с небольшим списком Иерусалимской иконы. С окончанием молебна праздничное богослужение этого дня закончилось и верующие, еще раз приложившись к иконе и пройдя под ней, стали расходиться. Некоторые верующие, однако, специально ждали, когда народу у иконы станет меньше, чтобы пролезть под иконой не торопясь и по возможности трижды. Так, женщина средних лет, прихожанка Раменского собора, затруднилась объяснить смысл пролезания, но сказала, что большинство верующих пролезает «неправильно», т. е. слишком торопливо, а она ждет, чтобы пройти под иконой без лишней спешки. Еще несколько присутствующих по этой же причине подходили к иконе в самом конце.

    Объясняя смысл пролезания, большинство верующих связывает его с Покровом Богоматери. Так, по словам алтарника Раменского собора Алексея, «праведников в раю встречает Господь, а нас, грешных, Пресвятая Богородица…»46. Богоматерь оказывается единственной заступницей грешников, поэтому, вспоминая об этом, принято проходить под иконой. Это действие символизирует Покров Богоматери, ее заступничество за всех верующих. Говоря о пролезании под иконой, многие связывают этот обычай с исцелениями, вспоминают, что раньше больных либо проносили под иконой, либо клали на пути крестного хода, чтобы икону пронесли над ними. По словам бывшего алтарника малаховского храма, Виктора Павловича Мусина, пролезание под иконой «полезно для здоровья… это как Покров Богоматери..»47. Однако не все оказываются достойны пройти под иконой: некоторых Богоматерь «не пускает». По словам алтарника Алексея, некоторые «неправедные» люди физически не могли пролезть под иконой: их отбрасывала назад некая невидимая сила. Этот рассказ перекликается с другим фольклорным повествованием: однажды, когда Иерусалимскую икону несли с крестным ходом, некая невидимая сила остановила людей, несших ее, перед мостом через реку. Пронести икону по мосту смогли только после того, как под мостом был обнаружен мертвый ребенок и его тело вынесено оттуда. Святыня не только «не допускает» к себе «нечестивцев», но и не позволяет внести ее в оскверненное место.

    Другое отношение к обряду прохождения под иконой сложилось в приходе Троицкого собора города Раменского, современного районного центра. В 1997 году икона была отреставрирована и поставлена в Раменском соборе. Тогдашний настоятель собора и благочинный, протоиерей Владимир Бушуев48, с почтением относящийся к Иерусалимской иконе, предпринял попытку установить прохождение под этой иконой: под ней было сделано небольшое отверстие по образцу малаховского, закрывающееся двумя дверцами. Однако «пролезание» в Раменском не получило всеобщего распространения, а нынешний настоятель собора и благочинный, протоиерей Владимир Гамарис, вообще запретил пролезать под Раменским списком Иерусалимской иконы. По свидетельству алтарника Алексея, «раньше еще можно было пролезть, пока настоятель не видит, а теперь там все загорожено»49. Протоиерей Гамарис вообще не приветствует почитание Иерусалимской иконы: в 2004 году праздник 12/25 октября не был указан в расписании богослужений и никак не отмечался литургически.

    Практику пролезания под иконой можно наблюдать и в единоверческом приходе церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Самая почитаемая святыня этого храма – список Иерусалимской иконы Богоматери, написанный в память о спасении села от эпидемии холеры в 1864 году. Однако, по версии нынешнего настоятеля храма, игумена Иринарха (Денисова), этот список Иерусалимской иконы был написан во время эпидемии 1864 года и исцеления связаны с ним (а не с Бронницким списком). Прохождение под иконой практикуется раз в году, во время крестного хода по окрестным деревням, совершаемого в память о спасении местных жителей от эпидемии 1864 года. Этот крестный ход, не совершавшийся в те годы, когда храм был закрыт, был восстановлен в конце 1980-х – начале 1990-х и всегда происходит в Неделю жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). В наши дни список Иерусалимской иконы из Михайловской Слободы постоянно находится в храме, а во время крестного хода несут сравнительно небольшую икону (ее свободно могут нести двое).

    Прохождение под иконой происходит во время «встречи иконы». Эта достаточно известная и распространенная практика ранее совершалась в каждом селе, куда приходил крестный ход с иконой, в наши дни она происходит только в Михайловской Слободе. На улице около дома ставится стол, накрытый белой скатертью, на нем стоит миска или ведро с водой, иногда (далеко не везде) – хлеб. При приближении крестного хода встречающие его люди целуют икону, а затем проходят под ней (держащие образ для этого несколько его приподнимают). В это время священник освящает воду в сосуде, погружая в нее крест, благословляет крестом людей и окропляет их водой. Во «встрече иконы» принимают участие в основном пожилые женщины, молодежь участвует в этом обряде в тех домах, где осталось старшее поколение, еще заставшее старые крестные ходы. Во время крестного хода многие местные жители не выказывают никакого интереса к происходящему. По словам членов общины, число встречающих икону с каждым годом уменьшается.

    Большинство встречавших икону в Михайловской Слободе затруднялись объяснить смысл прохождения, говорили, что «сами не знаем», и мотивировали свои действия тем, что «так было всегда» и «началось это очень давно». Некоторые участники крестного хода высказали предположение, что «так люди присоединяются к крестному ходу». По мнению одной из старушек, встречавших икону, прохождение под ней «все грехи снимает». Одна из прихожанок, молодая женщина из Раменского, отвечая на этот вопрос, вспомнила историю прославления Иерусалимской в этой местности и предположила, что «икона ограждает от заразы»50.

    Во время крестного хода в Михайловской Слободе наблюдался еще один своеобразный обряд. В середине дня крестный ход остановился возле дома церковного старосты и все были приглашены на трапезу. Люди, входящие в калитку, прикладывались к иконе и проходили под ней. То же самое происходило во время выхода из дома после трапезы. Прохождение под иконой символизирует пересечение определенной границы, оно делит пространство на «сакральную» и «профанную» сферы. Пройдя под чудотворной иконой во время эпидемии, человек оказывается в сакральном пространстве, он защищен и огражден от болезни. Проходя под иконой до и после Литургии, человек маркирует границу сакрального и профанного миров51. Проходя под иконой перед входом на трапезу в доме церковного старосты, человек обозначает сакральный характер этой трапезы. Проходя под чудотворной иконой, человек оказывается под защитой Богородицы, под ее Покровом. Малаховские прихожане, объясняя смысл этого обряда, говорят именно о Покрове Богоматери.

    Говоря о связи пролезания под иконой с исцелениями и чудесами вообще, следует отметить, что в наши дни категория чуда трактуется значительно шире, чем в XIX – начале XX века. В те времена под чудом, совершаемым иконой, понималось исключительно исцеление, в наши дни – любая помощь свыше в сложных жизненных ситуациях. Например, существует устное повествование о школьниках-старшеклассниках, приехавших с экскурсией в Малахово и прошедших под иконой. После этого все они удачно поступили в институты. Верующие рассказывают, что икона помогает в конфликтных ситуациях, возникающих на работе, благополучно разрешает ссоры с коллегами и руководством. Икона воспринимается защитницей и заступницей, часто от верующих можно услышать «спасибо Иерусалимской!».

    В наши дни буквально на глазах происходит формирование новых практик, связанных с прохождением под иконой: так, по словам алтарника Алексея, пролезая под иконой, желательно снять обувь подобно тому, как Господь повелел сделать Моисею возле Неопалимой Купины (следует отметить, что из всех проходивших под иконой в Малахове 25 октября 2004 года таким образом поступил только он).

    Прохождение под Иерусалимской иконой в Малахове непосредственно связано с прохождением под иконой во время «встречи иконы» и с пронесением под ней больных во время крестных ходов в XIX веке. Скорее всего, пролезание началось в 1940-х годах, когда икона оказалась в Малахове. Крестные ходы к тому времени прекратились, и ставшее невозможным прохождение под иконой во время «встречи» (подобно тому, как это совершается в наши дни в Михайловской Слободе) было заменено прохождением под постоянно находящейся в храме иконой. Как и прежде, для большинства верующих прохождение под иконой связано с сакральной защитой (распространенное объяснение смысла этого обряда через Покров Богоматери и исцеления) и с сакральной границей (прохождение под иконой до и после Литургии, перед входом в дом и после выхода из него). Некоторые верующие (в основном в Михайловской Слободе) уже не могут дать объяснение пролезанию под иконой и апеллируют исключительно к традиции («так было всегда»).

    Дальнейшая судьба почитания Иерусалимской иконы зависит от того, останется ли она в Малахове или будет перенесена в Бронницы. Перенесение иконы вызовет трансформацию богослужебных практик и, возможно, уменьшит значимость местных чудотворных списков, которые начали почитаться в те годы, когда Иерусалимская икона была доступна не для всех. Почитание местных списков значительно уменьшится и в случае восстановления многодневных крестных ходов с Иерусалимской иконой.

    В наши дни происходит встреча уходящих сельских религиозных практик с новой, «городской» религиозностью. Это хорошо видно на примере современного почитания Иерусалимской иконы. Представители новой религиозной культуры присматриваются к старым деревенским религиозным практикам и охотно их воспринимают. Для новообращенных верующих, учащихся церковному благочестию, почитание икон и связанные с ним практики оказываются важными и значимыми. Так, приезжающие в Малахово паломники охотно пролезают под иконой, не понимая смысла этого действия, но зная, что так нужно делать, поскольку этот обычай существует издавна.

    Сложно предполагать, каким будет почитание Иерусалимской иконы в будущем, но очевидно, что чудотворные иконы еще долгое время будут значимы для религиозного сознания.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    >Крестный ход

    Что такое Крестный ход

    Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

    Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

    Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

    Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

    Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

    После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

    Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

    Крестный ход

    Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

    Виды Крестного хода

    Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

    Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

    Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

    Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

    Крестный ход у католиков

    Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

    В основном Крестные ходы совершают:

    • На большие церковные праздники
    • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
    • Для погребения усопших
    • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

    Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

    Крестный ход обычно идет против солнца.

    Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

    Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

    Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

    Ежегодные Крестные ходы в России

    Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

    Великорецкий крестный ход

    Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

    Георгиевский крестный ход

    Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

    Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

    Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

    Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

    Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

    Волжский крестный ход

    Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

    Пасхальный Крестный ход: правила и значение

    Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

    Крестный ход проводится и на Пасху

    Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

    Значение Крестного хода для православного человека

    В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

    150 км пути Великорецкого крестного хода – непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

    Крестный ход для верующих

    Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет “милости, а не жертвы”. Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

    Крестный ход. Читать на Правмире:

    • Великорецкий Крестный ход 2012
    • Великорецкий Крестный ход
    • Васильковый Крестный ход
    • Несанкционированный Крестный ход?
    • Великорецкий крестный ход. Готовность №1 (Фоторепортаж)
    • Крестный ход в Москве (фоторепортаж)
    • Крестный ход по набережной моря
    • Крестный ход в честь Царственных страстотерпцев — ФОТО
    • Крестный ход Хотьково — Сергиев Посад: взгляд изнутри (ФОТО)
    • Крестный ход мира по Украине: «А зачем они идут?»
    • Протоиерей Всеволод Чаплин: Крестные ходы – возрождающаяся традиция
    • Парами, парами, по двое! Хоругвеносцы, за мной! – Крестный ход
    • Ноги в кровь и никаких гаджетов – Крестный ход
    • Крестным ходом по Рублевке (ФОТО)
    • Люди XXI века идут пешком … за преподобным – Крестный ход
    • 120 километров для паломника (фото) – Крестный ход
    • Идем в поход, или Школа без каникул – Крестный ход
    • Крестный ход. Киев. LIVE
    • Крестный ход с Водосвятием

    Крестный ход. Видео:

    Великорецкий Крестный ход

    Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

    Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *