Взаимоотношения государства и церкви

После того, как в 313 году церковь начала возвышаться, когда христианство уравняли в правах с язычеством, она перестала быть простой духовной общиной (в первые два века своего существования христианская церковь была просто сектой), которая объединяла единоверцев. Появление папства сделало церковь мощной иерархической централизацией власти, где «»государём» был Римский папа. Вместе с тем, она стала мощной политической силой, которая во главе с Римским Папой возвысилась над королевской властью. За неподчинение Папе короли предавались анафеме и отлучению от церкви, что в Средневековой Европе, когда там господствовало религиозное сознание, было опасно. Любой отлучённый от церкви подвергался остракизму. Но отлучали от церкви того, кого предали анафеме, не полностью. В церквях были окна на таком уровне, чтобы каждый отлучённый мог увидеть то, что там происходит. Так поддерживалось духовное единство отлучённых от церкви и остального мира.
Церковь получала от государей и высшей знати земли, став крупнейшим землевладельцем в Средневековой Европе — треть земель принадлежали церкви. Карл Великий узаконил десятину для всего населения — каждый подданный его империи обязывался отдавать церковный налог на содержание церкви.
С VI века происходило развитие монастырей, которые стали крупнейшим центром просвещения. И практически единственным. Самым образованным сословием было именно духовенство, среди монастырского этот процент был гораздо выше. Особое внимание уделялось переписыванию рукописей, благодаря чему сохранились многие старинные труды по богословию и многие труды мыслителей Античности.
Церковное господство над светской властью начало поддерживаться с известного сочинения Аврелия Августина «О Граде Божием», где из-за забытия Бога «себялюбцами», по мнению автора, распался огромный Древний Рим. Праведников же он называл жителями Града Божьего. Только церковь близка, по мнению Августина, к Граду Божьему, поэтому именно церковь должна быть арбитром в людских и государственных делах. Светская власть должна подчиняться духовной.
Тем не менее, попытки сопротивления со стороны светских властей против церковного руководства были. После смерти Карла Великого императоры Священной Римской империи назначали пап и епископов по своему усмотрению. Епископы получали земли от знати, а иногда несли военную службу. С таким положением дел церковь, безусловно, не смирилась. Богатству пап могли позавидовать многие европейские государи. Папы очень часто вмешивались в государственные дела, а для распространения веры они организовывали крестовые походы. Огнём и мечом обращались в католическую веру западные славяне, венгры, прибалты.
В 1300 году юбилей церкви в Риме ознаменовал начало её заката. Ослабление папства завершилось великой схизмой XIV века, и в борьбе за престол многие кандидаты в папы (пап было и по двое-трое) демонстрировали свою богоизбранность, называя друг друга антихристами.
По сравнению с православной церковью после раскола 1054 года католическая была более мирской. Но несмотря на это, она создавала мощный противовес государственной власти. Её влияние создало новый тип государственных и общественных взаимоотношений — так создавалась такая власть, которая прислушивалась к общественному мнению и вынуждена была идти с обществом на компромиссы ради достижения консенсуса.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них «надзирателей” – епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины – мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города – так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований – Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор – собор всех местных епископов или поместный собор – все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом – Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах – они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов – на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто – рай – когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: «честь воздаваемая образу восходит к первообразу”.

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве – общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что «так принято” или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно – посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки – их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме – это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог” (1 Кор. 11:3).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин – благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18:20).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма – это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь”. Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням – кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Андрей Сегеда

Также рекомендуем: Великие изобретения православных монахов и священников

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)3

Включает отношения между христианской церковью и различными монархиями и другими государствами в Европе между концом римской власти на Западе в пятом веке и начало Преобразования в начале шестнадцатого века. Отношения между церковью и феодальными государствами во время средневекового периода прошли много событий. Борьба за власть между королями и Папами Римскими сформировала западный мир. Церковь постепенно становилась учреждением определения Римской империи. Император Константин выпустил Указ Милана в 313 терпимости объявления для христианской религии и созвал Первый Совет Nicaea в 325, чье Кредо Nicene включало веру в «одну святую католическую и апостольскую церковь». Император Феодосий I сделал христианство Niceneгосударственной церковью Римской империи с Указом Thessalonica 380.

После падения Римской империи в 5-м веке, там не появился никакое единственное влиятельное светское правительство на Западе, но была центральная духовная власть в Риме, Католической церкви. В этом вакууме власти церковь поднялась, чтобы стать доминирующей властью на Западе. Поскольку церковь расширила начало в 10-м веке, и поскольку светские королевства получили власть в то же время, там естественно возник условия для борьбы за власть между церковью и Королевством по окончательной власти.

В сущности самое раннее видение христианского мира было видением христианской теократии, правительство, основанное на и поддержкахристианских ценностей, учреждения которых распространены через и схристианской доктриной. В этот период члены христианского духовенства владеют политической властью. Определенные отношения между политическими лидерами и духовенством изменились, но в теории национальные и политические подразделения были время от времени включены в категорию под лидерством Католической церкви как учреждение. Эта модель государственных церковью отношений была принята различными Религиозными лидерами и политическими лидерами в европейской истории.

Классическое наследие процветало всюду по Средневековью и на византийском греческом Востоке и на латинском Западе. В идеале греческого философа Платона заявляют, что есть три главных класса, который был представительным для идеи «трехсторонней души”, которая выразительна из трех функций или мощностей человеческой души: «причина», «энергичный элемент” и «аппетиты» (или «страсти»). Уилл Дюрант сделал убедительный случай, что определенные яркие чертыидеального сообщества Платона были заметными в организации, догме и эффективности Средневековой церкви в Европе:

Пик Католической церкви власти над всеми европейскими христианами и их общими усилиями христианского сообщества — например, Крестовые походы, борьба с маврами в Пиренейском полуострове и против османов наБалканах — помог развить чувство коммунальной идентичности против препятствия глубоких политических подразделений Европы. Эта власть также использовалась местным Расследованием, чтобы выкорчевать расходящиеся элементы и создать неукоснительно однородное сообщество.

Конфликт между церковью и государством был во многих отношениях уникально Западным явлением, происходящим в Последней Старине (см.Город шедевра Святого Огастина Бога (417)). Вопреки августинскому богословию Папской областью в Италии, сегодня уменьшенной вгосударство Ватикана, управлял непосредственно Святой престол. Кроме того, всюду по Средневековью Папа Римский требовал права свергнутькатолических королей Западной Европы и попытался осуществить его, иногда успешно (см. противоречие введения в должность, ниже), иногда не, как с Генрихом VIII Англии и Генрихом III Наварры. Однако в Восточной Римской империи, также известной как Византийская Империя, церковь и государство была близко связана и сотрудничала в «симфонии» за некоторыми исключениями (см. Борьбу с предрассудками). Это было непохоже на исламский мир, где эти два были одними и теми же. Понятие конфликтующей церкви и государства было бы очень иностранным в исламском обществе.

Перед Возрастом Абсолютизма, учреждений, таких как церковь, законодательные органы или социальные элиты, ограничили монархическую власть. Абсолютизм характеризовался окончанием феодального разделения, консолидацией власти с монархом, повышением государства, повышением профессиональных постоянных армий, профессиональной бюрократии, кодификации государственных законов и повышения идеологий, которые оправдывают абсолютистскую монархию. Следовательно, Абсолютизм был сделан возможным новыми идеями и характеризовал как явление Ранней современной Европы, а не то из Средневековья, где духовенство и дворянство уравновесили в результате взаимной конкуренции.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

  1. A) Зафиксированное место на диске, в котором зарегистрированы имена других файлов
  2. D) определение стратегии развития общества.
  3. D) политической партии.
  4. II. Учет в системе налогового администрирования
  5. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  6. III. Контроль в системе налогового администрирования
  7. III. Место Искушения
  8. III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
  9. IV. Место Воды
  10. IV. Регулирование в системе налогового администрирования

Современное светское общество считает, что имеет полное представление о таком институте, как церковь. Государство уверенно регулирует ее деятельность, ставит ее в привычные для общества рамки, предъявляет к ней определенные требования. Оно просто формулирует свое

собственное представление о религии и церкви, выражает его в виде нормативных правовых актов – законов. Причем в тексте этих законов не затрудняет себя определением самого предмета регулирования: церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация». Церковь – религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности, также совокупность правил, ценностей, санкций, учреждений, регулирующих разнообразные стороны жизни верующих.

Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой же — поддерживает связи со светскими структурами объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в

форме централизованного религиозного объединения:

· формирует общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения,

· обладает установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой,

· самоуправляется на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов),

· руководствуется в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа),

· преследует цели индивидуального и публичного исповедания и распространения своего вероучения, также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих.

В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства и мирян. Первая, иерархиезированная часть состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих религиозные, а иногда и

нерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное, духовное образование и т.д.) просьбы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев

во всех религиях. Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимоотчуждения до фактического слияния.

Вопрос о принадлежности церкви к политической системе является

спорным. Можно встретить утверждения, что церковь исключена из этой

системы, так как сама отделена от государства. Мое мнение сходно с позицией других авторов – хотя церковь не является политической партией, чаще всего не ставит перед собой политических целей, она является важным элементом политической системы общества. Ранее

существовали и в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные мусульманские государства).

В светских же государствах они посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Верующие и церковные служители как граждане участвуют в избирательных компаниях, а в некоторых странах существуют политические партии религиозного толка (Германия, Бельгия, Италия). В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.

Описать динамику влияния религии и церкви на общественную жизнь можно с помощью понятий «сакрализация» и «секуляризация».

Сакрализация (от лат. sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс

клерикализации(от позднелат. clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему

богословско-теологического мышления. Этот процесс в каждом обществе имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он стремился к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние

духовного и светского начала.

Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась после правления императора Константина и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека.

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, мероприятия по отделению государства, других институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе – процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Этот процесс выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и

личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. В Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными

собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный характер, то становление буржуазных

отношений поставило этот процесс на закономерную основу. В оценке же последствий секуляризации для общества и государства многие ученые прошлого и современности расходятся.

Таким образом, на сегодняшний день церковь утратила свои основные позиции в политической системе, очевидно превосходство процессов обмирщения над сакрализацией. Но хотелось бы отметить, что отделение церкви от государства, завершающее процесс секуляризации в правовом государстве, не снимает задачи взаимодействия светских церковно-религиозных и общественных сил в утверждении общечеловеческих норм и

принципов во внутренней жизни общества и во внешнеполитической сфере. С социологической точки зрения можно выделить следующие тенденции в развитии религии:

1. Модернизация – проявляет себя в религиозном искусстве, изменении богослужений, более активном участии в светской жизни общества.

2. Стремление к экуменизму – тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству.

3. Плюрализация религии – появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор.

4. Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.

5. Обретение религией новой социальной формы, содержащее определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.

Сегодня общественному резонансу деятельности церквей способствует осуждение ими распущенности нравов, преступности, алкоголизма и наркомании, активное участие в миротворческой деятельности. Их проповедь предостерегает об опасности дефицита человеческой доброты, предлагает разнообразные средства, если не преодоления, то хотя бы

смягчения негативных тенденций общественного развития.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 200; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *