Я бесчувственная

Я понимаю, что слегка поднадоела тут, особенно когда менторским тоном сообщаю, как нужно правильно писать слова. Клянусь, что я не такая бесчувственная, как можно было подумать, глядя на мой аватар, просто мне интересны некоторые вопросы, связанные с орфографией. Постараюсь заглядывать сюда реже и не мозолить людям лишний раз глаза.

Начнём-с. Слово, которое предложил нам правильно написать уважаемый Искатель приключений 2000, нужно разобрать по составу, чтобы понять, какое правило использовать для его правильного написания. Чтобы вычленить корень, подбираем родственные слова: чувства, чувственный, почувствовать, расчувствоваться. Как видим, корень -ЧУВ-. В нём первая буква обозначает глухой звук. А правило на этом и фиксирует наше внимание: приставка БЕС- пишется как раз перед буквой, обозначающей глухой звук. Вывод: правильно будет выбрать первый вариант — беСчувственный.

Для тех, кому тяжело различать глухие и звонкие звуки, сообщаю, как легче это сделать. Нужно запомнить предложения, в которых все согласные глухие:

Мы живем в сложном мире, отягощенном непростыми политическими проблемами, которые усугубляет тяжелая экономическая ситуация. Иссякают источники энергии; перед людьми встают небывалые проблемы, связанные с головокружительным по скорости ростом населения нашей планеты. Политики и экономисты пытаются найти выход из сложившейся ситуации, привлекая к сотрудничеству различных специалистов. Создаются кризисные комитеты.
Используя современную вычислительную технику, человечество стремится стать хозяином положения и рационально управлять данными процессами. В результате возникает технократия, иными словами, господство техники, развитие которой в конечном счете начинает определять экономическую и политическую ситуацию.
Человеку не находится места в мире, порабощенном техникой. Его с успехом заменяют механизмы. В том случае, если все же используется труд человека, от последнего требуют уподобиться роботу или персональному компьютеру. В таком мире неважно, что у человека могут быть какие-то личные потребности, чувства и желания. Чувства пользуются не большим уважением, чем сентиментальность. Страсти вообще считаются анахронизмом. Даже в период отпуска человек попадает в сферу индустрии туризма и бывает вынужден подчинить свои желания ее правилам.
Положение в современной литературе является отражением общественной ситуации: в списках бестселлеров месяцами держатся специальные книги, посвященные социально-политическим проблемам. Необозримо количество книг о путешествиях; короткие рассказы и эссе стали ведущей литературной формой нашего времени. Если речь в книге заходит о чувствах, то лишь о тех, которые связаны с освобождением от иллюзий. Их выжимают до предела и затем отбрасывают за ненадобностью. Кажется, мы позабыли, что люди могут жить иначе: трепетать от страсти, запутываться в сетях взаимной ненависти, которая способна преследовать человека не только дни и месяцы, но и годы, изнемогать от несчастной любви, мучиться ревностью, зеленеть от зависти, бледнеть от бешенства, жертвовать собой в состоянии беспамятства, быть безжалостными в мести.
Драмы, романы и эпос свидетельствуют о том, что человеческую жизнь наполняют страсти. Об этом повествуют древнегреческие мифы и трагедии и романтическая литература XIX века. Романы, подобные «Страданиям юного Вертера” Гете, не только отражают чувства, характерные для своего времени, но и влияют на читателя посредством идентификации. Чувства всегда властвовали над людьми. Люди всегда были игралищем страстей. Если бы существовала форма государственного устройства, основанная на определенных чувствах и страстях, то мы могли бы назвать ее пассиократией, то есть господством страстей.
Технократия проникла не только в архитектуру, естественные науки и медицину, но и в гуманитарные науки. Из психологии — учения о душе, пытаются изъять понятия страсти и чувства, заменяя их на такие точные, с естественнонаучной точки зрения, понятия, как эксперимент, статистика и математическая закономерность. Эта тенденция не миновала даже психоанализ: предпочтение теперь отдается не многолетнему анализу по пять-шесть часов в неделю, а разнообразным формам психоанализа, адаптированным для краткосрочного лечения, а также для политологии, социальной работы и педагогики.
С теоретической точки зрения такой подход представляется многим людям слишком абстрактным, далеким от жизни и не имеющим никакого отношения к чувствам и страстям. Реакцией на это стало возникновение так называемых новых видов психотерапии, например, «первичной терапии”, в рамках которой, пожалуй, впервые делается упор на бессознательную, вытесненную боль, а также «разговорной психотерапии”, ставящей своей целью обнаружить и назвать чувства. Большой популярностью пользуются также секты и эзотерические общества.
Мы уже почти не способны на спонтанное выражение чувств. Не только человек, работающий, на конвейере, но и служащий становится всего лишь винтиком огромной машины; вместе со своим начальником он подчиняет свою жизнь деловому расписанию, в котором не учитывается его личная свобода, гарантированная каждому гражданину конституцией. Даже на отдыхе поведение человека запрограммировано. Достопримечательности производятся словно на конвейере, фотографируются и рекламируются с помощью путеводителей. Для неожиданных, непредсказуемых переживаний, романтических встреч времени просто нет.
Поэтому неудивительно, что изнутри личность человека ограничивает закостеневший «панцирь характера”, не менее жесткий, чем те ограничения, которые накладывает на человека общество. Такая личность с «авторитарным характером”, подчиняясь внешней власти, в свою очередь стремится властвовать над окружающими и, вместо того чтобы жить свободно, неординарно и независимо, существует экономно, ординарно и аккуратно. Подобные люди потеряли связь со своими чувствами. Поступают они рационально, мыслят прагматично и «функционируют” внешне безупречно. Они делают то, что требует от них общество, лозунг которого — бесстрастный человек в бесстрастном мире.
Существо, которое в прежние времена именовалось в психотерапии бесчувственным, равнодушным психопатом, превратилось сейчас в широко распространенную особь «марионетки цивилизации”. Люди этого типа любить не в состоянии, поскольку не могут выносить длительного и глубокого эмоционального контакта с другим человеком. Они с легким сердцем разрывают отношения, не обращая внимания на чувства верности и благодарности, ибо вина и печаль им чужды; они холодны и бессердечны.
Люди, страдающие такими психосоматическими расстройствами, как язва желудка, гипертония и астма, в принципе больны «алекситимией”. Греческое «а” означает отрицание, «lexis” переводится как «слово”, a «thymos” — «чувство”. Люди, о которых идет речь, не способны выражать свои чувства словами, поскольку они попросту не могут адекватно воспринимать свои ощущения. Их телесная чувственность, а следовательно, и жизнь искажены. Они опустошены, безразличны, не способны чувствовать, а значит, не способны поддерживать отношения с другими людьми, поскольку отношения эти, равно как и ощущение собственного тела, оказываются нездоровыми. Это не означает, что подобные люди одиноки в буквальном смысле. Они работают в коллективе, они делят жизнь и ложе с другим человеком, но не испытывают при этом никаких чувств.
Поэтому не стоит удивляться, что феномен отсутствия чувственности считается в рамках медицины, в особенности медицины психосоматической, серьезной проблемой. В связи с этим говорят о «симптоме Пиноккио”, проводя параллель между людьми, страдающими психосоматическими расстройствами, и марионеткой с деревянной душой. В своей книге «Кто сделан из дерева?” известный психолог Жан Фудрен, отвечая на поставленный в заглавии вопрос, без колебаний заявляет, что чаще всего впечатление «деревянного” человека производит не пациент, а врач. Приходится с этим отчасти согласиться, поскольку, как отмечалось выше, деловая рутина, обусловленная технократией, проникла и в медицину: врачу не хватает времени на то, чтобы в спокойной атмосфере доверительно побеседовать с пациентом. Получается, что сама медицина страдает «алекситимией”.
Не стоит удивляться и тому, что в основе своей структура характеров большинства из нас более или менее соответствует особенностям, типичным для пациента, страдающего психосоматическим расстройством. Разумеется, степени заболевания различаются. Однако следует отдавать себе отчет в том, что всех нас, учитывая условия нашей жизни, без сомнения, можно назвать «больными”.
Невроз, психосоматическое расстройство или психоз — лишь крайнее выражение нервозности для современного человека. В том случае, если человека обошел стороной явный недуг, распознать который можно по известным симптомам, это указывает лишь на то, что он разучился замечать равнодушие окружающего мира. В своем эссе «Неудовлетворенность культурой”, опубликованном в 1927 году, и гораздо раньше, в 1908 году, в менее известной и небольшой по объему статье «О культурной половой морали и современном состоянии психики” Зигмунд Фрейд указывал на то, что господствующее общество стремится подавить влечения человека. Из-за этого значение чувств стремительно уменьшается, особенно недооценивают чувства интенсивные и длительные, иными словами, страсти. Чувства и страсти забыты, и мы на сознательном уровне даже не ощущаем связанного с этой потерей дефицита. Нам кажется, что наша жизнь безукоризненна, между тем она находится в состоянии стагнации, и многие из нас если и не страдают от внутренней опустошенности и бессмысленности, то, по крайней мере, ощущают определенного рода неудовлетворенность.
Причина этому — глобальное обесценивание всего того, что имеет отношение к страстям, или, формулируя эту мысль иначе, — идеализация бесстрастности, рационализма, техники. Не стоит себя обманывать: глубинная психология учит тому, что чувства, которые сдерживаются с помощью защитных механизмов, не исчезают бесследно. Они сохраняются на бессознательном уровне. О наличии бессознательных чувств можно судить по таким симптомам «патологии” общества, как наркомания, потребительская психология и насилие. Барометром для определения напряженности в обществе служат молодые люди, подростки, дети, как и при оценке «патологии” семьи. Часто бессознательное поведение детей указывает на существование определенных общественных проблем. Дело неравнодушных людей — заметить эти сигналы и попытаться понять, о каком именно расстройстве они свидетельствуют, чтобы впоследствии разобраться в причинах отклонений в поведении ребенка. В бесчувственности, которая ныне воцарилась в обществе, во многом повинно воспитание.
Речь идет о воспитании, лишенном чувств, педантично следующем педагогическим правилам, не подразумевающем сопереживание ребенку, о воспитании, из-за которого человек с самого раннего возраста привыкает мыслить рационально и не получает ни одного урока чувственной жизни. Речь идет о так называемой социализации, в рамках которой человеку не дается даже «социальное образование”, не говоря уже об «образовании эмоциональном” или, лучше сказать, «сердечном”; все это заменяет то, что известный немецкий психолог Александр Мичерлих назвал «специальным образованием”. Человек, не получивший урока сердечности, — существо бесчувственное. Если же ему недостает социального образования, то он превращается в нарциссически настроенного эгоцентриста, который скорее «функционирует”, чем живет в коллективе, не вступая ни в какие отношения с окружающими.
Для того чтобы исцелиться, нам необходимо извлечь на поверхность сокровища, таящиеся в глубине души. С первого взгляда эта находка может показаться скорее слепой ненавистью или обжигающим бешенством, праведной яростью или жестокостью, чем творческими достижениями, нежным благоговением или пламенной страстью. Однако обнаруженные чувства следует воспринимать такими, какие они есть, и терпеливо их сносить. В атмосфере, пронизанной терпимым отношением к страстям, рано или поздно будет достигнуто необходимое согласие.
Пришла пора заново открыть для себя достоинства страстей. Человек не только homo sapiens (человек разумный) или homo faber (человек умелый), но и творческое существо, создающее символы, осознающее самое себя, имеющее собственную волю и способное на ее выражение. Человек — это еще и homo sentiens (человек чувствующий), существо, подверженное волнениям, готовое любить и ненавидеть и живущее прежде всего этим. Декарт сказал «cogito, ergo sum” — «я мыслю, следовательно, существую”; на мой взгляд, к его словам можно добавить «sentio, ergo sum” — «чувствую, следовательно, существую”. Необходимо осознать огромное и исключительное значение страстей, которые дают нам возможность чувствовать жизнь.

Бесчувственность – это состояние, для которого характерно излишне отрешённое, апатичное отношение к происходящему; безучастность по отношению к проблемам близким, чуждость к состраданию и отзывчивости. Нынче безэмоциональное отношение – это скорее норма, а не особенность. Бесчувственность предполагает холодность и безразличие к ближнему, к его нуждам и заботам, нередко равнодушие в целом подразумевается по отношению к социуму и даже к самому себе.

Пример в жизни

Бесчувственный индивид может жить в достатке, не замечая обездоленных людей. Он легко проигнорирует чужую беду и без проблем найдёт себе оправдание, считая это не своим делом.

Внешне человек, наделённый бесчувственностью, производит впечатление уравновешенной личности. Это позволяет ему с лёгкостью вызывать у других симпатию и производить человека с миром в душе. Однако бесчувственная личность незамедлительно обнаружит себя, когда будет необходимо сочувствие, живое участие, сострадание, но этого человек не проявит в критической ситуации. По этой причине бесчувственность человека вызовет у окружающих отторжение, непонимание, раздражение, поскольку общество ценит участливых и внимательных людей. Поэтому нередко спутником бесчувственного человека выступает одиночество. Бесчувственность опасна тем, что приводит к обособленности, сердечной окаменелости, замкнутости.

Бесчувственному человеку не интересно происходящее вокруг или же его отношение к нему как нечто к чему-то скучному, обыденному, серому. Ему не знакомо чувство сострадания, участия, жалости. Компромиссов в его жизни не существует. Характер такому человеку присущ жёсткий. В своё время он осознал, что равнодушным людям живётся намного проще. Таких личностей не беспокоят ситуации, из-за которых обычные люди страдают и переживают. Чужие неприятности их не волнуют, поскольку у них низкий чувственный порог. Преследуя только свои цели, они движутся по жизни буквально «по головам». Безразличие и эгоизм защищает их от стрессовых моментов и волнений.

Причины появления бесчувственных людей

Истоки равнодушия и обесценивания чувств берут начало из детства. Родители имеют прямое отношение к воспитанию бесчувственного отношения ребёнка к окружающим. Поскольку взрослые зачастую заняты зарабатыванием денег, поэтому на общение с отпрысками время своё не тратят. Это основная их ошибка. Взрослые воспитывают ребёнка, не сопереживая и не участвуя в его жизни. Вырастая, ребёнок рассуждает холодно и здраво. Он не может проявлять чувства. Не получивший любви и сердечности, ребёнок становится эгоистом, игнорирующим проблемы окружающих, не пытаясь вступать с ними в коммуникацию.

Бесчувственный человек со временем свои чувства подменяет расчётливостью и рациональностью. К этому его в жизни приводят зачастую определённые предпосылки и обстоятельства. Точные причины данного поведения до конца ещё не изучены. Однозначно одно: такое поведение это реакция на окружающую реальность. Чтобы не испытывать разочарований, страданий и сохранять спокойствие личность в определённый момент начинает себя вести иначе. Она осознаёт, что зачастую в выигрыше остаётся бесчувственный человек, поэтому со временем ей становится всё безразлично и различные переживания не посещают. Так некогда эмоциональная личность перевоплощается в сдержанную и холодную.

Отстраняясь от участия в жизни других, бесчувственный человек утрачивает способность сопереживать. Отсюда возникает бесчувственность по отношению к другим людям. Аргументы в оправдание такой человек выдвигает такие: лучше жить обособленно, много работать, не обращая внимания на других, думать о себе и собственных благах. Согласно мнению такой личности, подобное поведение значительно упрощает жизнь, не оставляет в ней место для чувств и размышлений. Бесчувственность никогда не позволит испытывать эмоции и не заставит проронить слезу.

В обществе считается, что нет ничего хуже равнодушия, хотя бесчувственность людей встречается на каждом шагу – на улице, в метро, в коллективе, в семье. Бесчувственность присуща не только жестоким и эгоистичным людям, но и тем, кому ответили злом на их отзывчивость, участие. Такие люди, не желая получать душевную боль, закрывают глаза на жестокость и проходят мимо.

Бесчувственный человек не видит необходимости дружить, поскольку зачастую ему не о чем разговаривать с друзьями. Ему не нужны назойливые товарищи, диктующие свои правила. Такие личности исключают близкие контакты. Общение с другими людьми возможно, но сближаться они не видят смысла.

Бесчувственный индивид не испытывает потребность в любви. Если чувства в прошлом не принесли радости, то он от них в будущем отказывается. Он опасается этого чувства, поскольку любовь вынуждает раскрыться и проявить свою слабость. Для самодостаточного человека это является прямой дорогой к потере себя.

Бесчувственной личности не понятны переживания окружающих, у неё отсутствует интуиция и воображение. Присутствие инфантильности приводит к прагматизму, ложному представлению о жизни и конфликтам с окружающими.

По мнению психологов, бесчувственному человеку присущи трудности в определении личных чувств других людей, проблемы в различении эмоций и телесных ощущений; отсутствие способности фантазировать. Концентрация внимания происходит на внешних событиях. Такой человек умеет здраво рассуждать, испытывая дефицит эмоциональных проявлений. Нередко причиной этого выступает отсутствие внимания, ласки, заботы, тепла в детстве. Большинство бесчувственных людей – это взрослые, которых не баловали и не любили. Родители учили детей скрывать свои чувства, стараться быть уверенными и сильными. И как результат вырос человек, не умеющий любить, сострадать и чувствовать.

Если происходит разговор с бесчувственным человеком и в диалоге он вступает в небольшую тираду из-за личных недостатков своего собеседника, то этот разговор оставит у собеседника неприятное ощущение атаки и что с ним что-то не так. Даже если обычно во время общения с людьми всегда присутствует уверенность в себе, то после общения с бесчувственным человеком настигает понимание, что он грубый. Если сообщить ему, что конкретно не нравится в его общении, то можно услышать в ответ, что звучала откровенность и чистая правда.

Как человек становится бесчувственным

Когда откровенность превращается в грубость? Имеют ли люди право делать неприятные замечания о личности собеседника? Почему некоторые люди чувствуют, что должны высказывать своё мнение? Почему они критикуют и дают нежелательные советы?

Согласно опубликованным психологическим исследованиям такие откровенные комментарии можно отнести к аспектам личностей людей, которые попадают в устоявшуюся пятифакторную модель.

Модель предполагает, что личность индивида включает в себя следующие пять независимых черт: экстраверсию, доброжелательность, нейротизм, добросовестность, открытость опыту (интеллект).

Психологи считают, что область экстраверсии имеет наибольшее значение для понимания того, что заставляет людей слишком настойчиво исповедовать свои взгляды. Аспекты в этой области включают уверенность в себе (доминирование и пребывание в центре внимания), коммуникабельность (наслаждение обществом других), позитивную эмоциональность (веселье и энтузиазм), поиск опыта (наслаждение интенсивными ощущениями). Это значит, что высокая в некоторых аспектах экстраверсия, отражает качество чрезмерной откровенности.

Можно объединить энтузиазм и самоутверждение в одну группу, которая создаст этого нетерпеливо настроенного человека, который выступит с потенциально навязчивыми личными комментариями.

Итак, экстраверсия способна привести людей к тому, что у них разовьётся откровенность, переходящая в бесчувственность. Происходит это из-за того, что люди с высоким уровнем экстраверсии превращают свою исходящую природу в антагонизм и желание одолеть других. Других людей это возмущает.

Также бесчувственные люди могут быть более склонны к поиску волнения и не могут подавлять проявление эмоций. Нарциссизм может быть частью психопатологии людей с высоким уровнем экстраверсии, которые считают своим правом выражать своё мнение без такта.

Таким образом, возвращаясь к основному вопросу о том, почему люди бесчувственные и кто становится досадно откровенным, исследователи считают, что именно люди с высоким уровнем коммунальной экстраверсии будут выходить за границы приличия, возможно, из убеждения, что их мнение всегда правильно, и поэтому они должны делиться этим свободно.

Итак, бесчувственному человеку неинтересны проблемы окружающих. Он настолько самодостаточный и уверенный в себе, что ему комфортно заниматься только собственными проблемами. У него отсутствует потребность в других людях и не возникает желания понимать чувства других людей, проникаться их переживаниями. В конце жизненного пути, возможно, что у таких личностей проснётся что-то человеческое в душе. Их личные аргументы уже не будут работать и они осознают, что проведя на протяжении всей жизни обособленное существование, они остались в полном одиночестве.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *