Я был голоден и вы накормили меня

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

Матфея 25 не заканчивается притчей о талантах, но продолжается неаллегорическим отрывком, напрямую связанным с тремя предыдущими притчами.

Матфея 25:31-46:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Порой христиане спешат заявить, что этот отрывок относится к другим людям, а не к ним, потому что они спасены по благодати через веру, а не по делам. Я много лет придерживался этой точки зрения и сейчас с радостью бы согласился с таким рассуждением, если бы не серьезные недостатки этого взгляда:

1. Кому были адресованы эти слова, как и три притчи из Матфея 24 и 25? Из контекста видно, что учение Христа было ответом на вопрос учеников:

Матфея 24:3:
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Рассказав им о лжехристах, лжепророках и мерзости запустения, Он говорит:

Матфея 24:36-39, 42-44:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого…. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий».

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Кто же те, которые должны бодрствовать и быть бдительными? Его ученики. Господь продолжает говорить, приводя примеры, иллюстрирующие одну и ту же ситуацию: как человек, ожидающий пришествия Господа, должен поступать во время Его отсутствия. Не мы ли эти люди? Если не мы, тогда кто? Другими словами, если мы исключаем себя из слов Христа, сказанных Его ученикам, тогда эти слова вообще ни к кому не относятся. Это основная причина, почему я верю, что слова Господа относятся лично ко мне, а не кому-то другому. Обратите внимание на время, когда они были сказаны. Матфея 26:1-2 ясно определяет:

Матфея 26:1-2:
«Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Эти учения были произнесены Христом за два дня до распятия. Он даровал их не для того, чтобы просто осведомить нас, но чтобы мы применяли их в своей жизни! Слова, сказанные Иисусом, отражаются апостолом Иоанном в его послании:

1 Иоанна 3:16-18:
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

Иаков продолжает тему 1 Иоанна 3:16-18, говоря:

Иакова 2:14-17:
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Божье Слово говорит, что истинность нашего следования за Иисусом Христом определяется нашим исполнением (пусть с ошибками и неудачами; повторюсь, мы еще не достигли совершенства, мы только стремимся к нему (Флп. 3:12)) или неисполнением Его Слова. Господь сказал, что не всякий, говорящий: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю Небесного Отца. Истинная спасительная вера – это вера, которая проявляется в исполнении воли Бога и дел, предназначенных для нас. Во избежание недоразумений следует отметить, что нет необходимости в каком-либо особом откровении для совершения многих из этих дел. Многие из них описаны в Его Слове. Например:

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Иакова 1:27:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира».

Мартину было 15, когда отец отправил его на военную службу. Вместе с войском ему пришлось стоять на зимних квартирах в Амьене, в Галлии. Зима была чрезвычайно сурова, и Мартин, всегда отличавшийся милосердием, тем более щедро уделял в это время из своего имения для прокормления и содержания бедных.
Однажды, проходя через ворота города, он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Мимо проходившие не обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи, вероятно потому, что и сами нуждались и не имели ничего лишнего. У Мартина также ничего не было; он не мог дать нищему никакой милостыни, ибо пред тем роздал все свои деньги. Но сердце его сжималось скорбью и состраданием при виде сего несчастного бедняка. Тогда Мартин, не раздумывая долго и желая лишь оказать несчастному скорейшую помощь, быстро снял с себя воинский пояс, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Сей поступок видели некоторые из прохожих и стали смеяться над ним, при виде его странного одеяния. Но сердце милосердного воина исполнилось радости; он не пришел в смущение от насмешек, памятуя слова Божественного Спасителя: «был наг, и вы одели Меня… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:36).
И Господь укрепил сию веру Мартина и утешил его за его великое милосердие небесным видением. Ночью, во время сна, Мартин увидел Господа Иисуса Христа, Который, явившись ему одетым частью плаща того, велел ему взглянуть, не та ли самая эта половина, которую он отдал нищему у ворот, Мартин стоял в благоговейном безмолвии; Христос же обратился от него к сонму предстоящих ангелов и громко сказал:
– Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный.

Из жития святого Мартина Милостивого, епископа Турского

О Страшном суде – Мф 25:31–46 (зач. 106):

Сказал Господь: когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В. Васнецов. Страшный Суд

Евангелие – чрезвычайно простая книга. И то нравственное учение, которое возвестил нам Спаситель, – оно для своего понимания не требует использования сложных построений, обилия философских категорий. Сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) – и это всё. Не добавить и не убавить. Осталось только возлюбить себя истинной любовью и распространить эту любовь на ближних.

Священник Феодор Людоговский

Столь же проста и нынешняя притча. И даже не притча это – а описание того, в чем будет участвовать каждый христианин (и каждый нехристианин тоже). Предметы, о которых говорит Господь, настолько просты, настолько очевидны, что здесь нельзя что-либо домыслить, или лукаво переиначить, или ввязаться в спор о терминах. Всё предельно ясно для всякой души, для всякой совести.

Речь идет о том, что мы называем нынче социальным служением и благотворительностью. Но за этим красивым наименованием можно увидеть разное. Кто-то подумает: вот есть люди, которым плохо; я, будучи христианином, должен помочь им. Но это не евангельский взгляд на ближнего (да и на себя самого). Когда я протипоставляю себя ему, ей, им – я ставлю себя в какое-то особое положение, а моя помощь превращается в великодушное одолжение: мне вообще-то самому неплохо, но есть люди, у которых не всё складывается благополучно, – что ж, я помогу им.

У. А. Бугеро. Милосердие

А вот если мы вспомним слова Христа о любви к ближнему, мерилом которой Он делает любовь человека к себе самому; если мы всерьез воспримем Его слова о Страшном суде – и для начала хотя бы просто испугаемся, ибо наши дела (точнее, отсутствие дел) обличают нас, – тогда мы не будем различать себя и их. Точно так же, как Христос не различает Себя и нас, но, напротив, полностью отождествляет.

Микеланджело Караваджо. Семь дел милосердия

Хотим ли мы, когда у нас пустой холодильник (от безденежья или от невозможности выйти на улицу из-за сломанной ноги), чтобы пришел кто-нибудь из наших друзей и, как добрый волшебник, выложил бы на стол хлеб, масло, сыр, чай, геркулес, гречку, картошку, сайру, помидоры – а может быть, и вино, которое веселит сердце человека? Но и мы сами можем стать такими волшебниками.

А кто откажется от поддержки ближних в ту минуту, когда нам сообщили о страшной болезни, и кажется, что жизнь бессмысленна уже сейчас, хотя впереди еще месяцы или даже годы? Но в таком случае и наше сердце должно быть открыто тем, кто оказался раздавлен подобным известием.

А если завели на нас дело, обвинив в чем-либо неправедно или же (да не будет!) предъявив справедливые обвинения? От тюрьмы да от сумы не зарекайся – правильно ведь говорят. Хотели бы мы тогда, чтобы рядом оказался кто-то добрый и и сильный, который развеял бы этот кошмар, дал бы надежду, утешил? Да, конечно.

И чтобы это было так, мы сами должны утешать, ободрять, дарить надежду.

Впрочем, голод, и нагота, и узы темницы бывают не только телесными. Есть и духовные узы, и голод, и жажда.

Сегодня мы празднуем память Константина Философа, просветителя славян. Наши далекие предки, будучи язычниками, в течение столетий и тысячелетий не знали истинного Бога, пребывая во тьме и сени смертной. Но настало время – и началось просвещение славян светом Христовым. Одно за другим молодые славянские государства принимали святое крещение. И однако оставалась немалая трудность: богослужение в христианских храмах совершалось где по-гречески, где по-латыни – но не на понятном для славян языке.

Святые равноапостольный Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Мы не знаем в точности, каковы были мотивы солунских братьев заняться переводами богослужения на славянский язык. Может быть, как сообщает житие, их отправили в Моравию царь и патриарх – в ответ на просьбу моравского князя Ростислав прислать его народу «епископа и учителя».

Есть также вероятность, как утверждают другие исследователи, что просвещение славян было давней задумкой святых братьев, к осуществлению которой они долго и тщательно готовились. В конце концов, одно не исключает другого. Так или иначе, святые учители Константин Философ и Мефодий, архиепископ Моравский, выполнили завет Спасителя: накормили алчущих слова Божия, посетили томящихся в темнице неверия и неведения. И, несомненно, услышали голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»

Молитвами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла да даст нам Господь возлюбить ближних наших как самих себя и да помилует нас на Страшном суде Своем. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *